Научная статья на тему 'Адаптация студентов первого курса Брянского государственного университета к условиям обучения и жизнедеятельности в вузе'

Адаптация студентов первого курса Брянского государственного университета к условиям обучения и жизнедеятельности в вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
786
89
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АДАПТАЦИЯ / УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС / ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ / ПРОФЕССИЯ / СОЦИАЛИЗАЦИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Прядехо А. Н., Прядехо А. А.

В статье рассматриваются актуальные проблемы адаптации современных студентов первого курса к условиям жизнедеятельности вуза с психолого-педагогических и социальных позиций. Приводится сравнительный анализ различных взглядов и действий студентов на процесс их вхождения в соцкультурную среду вуза и развитие их работоспособности

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Прядехо А. Н., Прядехо А. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Адаптация студентов первого курса Брянского государственного университета к условиям обучения и жизнедеятельности в вузе»

УДК 378.147

АДАПТАЦИЯ СТУДЕНТОВ ПЕРВОГО КУРСА БРЯНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА К УСЛОВИЯМ ОБУЧЕНИЯ И ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ВУЗЕ

А.Н. Прядехо, A.A. Прядехо

В статье рассматриваются актуальные проблемы адаптации современных студентов первого курса к условиям жизнедеятельности вуза с психолого-педагогических и социальных позиций. Приводится сравнительный анализ различных взглядов и действий студентов на процесс их вхождения в соцкультурную среду вуза и развитие их работоспособности.

Ключевые слова: адаптация, учебный процесс, индивидуальность, профессия, социализация.

Проблема адаптации студентов 1 курса к условиям обучения и жизнедеятельности в вузе является непреходящей педагогической проблемой, которая постоянно изменяется и совершенствуется.

Адаптация (adaption - приспособление) - процесс приспособления живого организма к условиям среды. Различают: адаптация социальная - перестройка динамического стереотипа личности в соответствии с новыми требованиями окружающей среды; адаптация психологическая - процесс психологического приспособления индивида или группы к изменяющимся условиям среды обитания или труда; адаптация социально-психологическая - оптимизация взаимоотношений личности и социальной группы, сближение целей их деятельности, ценностных ориентаций, усвоение личностью норм и традиций группы, вхождение в ее ролевую структуру; оптимизация трудовая - приспособление индивида к перемене места работы или учебы. [1]

При поступлении в вуз адаптация - узловой момент становления студентов в качестве субъекта учебной деятельности. Если она происходит успешно, то это залог положительного отношения к новой системе обучения, к изменениям учебного режима, к вхождению в студенческий коллектив, отличный от школьного.

Все это сопровождается существенной перестройкой социальной жизни и психолого-физиологического состояния студентов [2 с, 3]. Для выявления готовности студентов 1-го курса после окончания 1-го семестра к условиям полноценного обучения в вузе среди студентов таких факультетов, как физико-математический, иностранных языков, филологический, социально-педагогический было проведено анкетное обследование, которыми было охвачено 185 студентов. Состав студентов показан в таблице № 1.

Таблица № 1

факультеты

Всего студентов ФМФ Филологический Иностранных языков Социально-педагогический

185 Всего 60 Всего 28 Всего 56 Всего

м ж м ж M ж м ж

35 25 4 24 4 52 - 41

В том числе женщин - 142, мужчин - 43. Существенным фактором адаптации студентов к условиям жизнедеятельности в вузе является место их жительства: сменилось ли оно или осталось

прежним.

Место жительства студентов на начало учебы в вузе приведено в таблице № 2. _Таблица № 2.

Место жительства факультеты

ФМФ Филологический Иностранных языков Социально-педагогический Итого

Общежитие БГУ 26 8 12 20 66

Снимают квартиру 4 1 3 3 11

Проживают дома в Брянске с родителями 30 19 41 18 108

Из таблицы №2 видно, что 66 студентов 1-го курса 2009-2010 учебного года проживают в общежитии БГУ, 11 снимают частные квартиры (или проживают у родственников) и 108 человек живут в г. Брянске дома с родителями.

Все 185 студентов имеют возраст 17-18 лет, а это означает, что пока никакой самостоятельной жизненной школы они не прошли. Поэтому поступление в вуз - это первая жизненная школа для них, которая связана со сменой социальной среды, вхождением в новый студенческий коллектив, сменой домашней жизни (для 66 студентов проживанием в общежитии), а также характера учебных занятий, которые существенным образом отличаются от занятий в школе. Первым признаком адаптации первокурсников к основному виду деятельности - учебе, насколько они овладели ею, можно судить по такому показателю, как балл успеваемости по окончанию школы и по результатам первой сессии (см. Таблица № 3).

Таблица № 3

факультет ФМФ ( )илологический Ин. яз СПФ

Балл успеваемости за ср. шк. 5 4,14,9 4 3,13,9 3 5 4,14,9 4 3,13,9 3 5 4149 4 3,13,9 3 5 4149 4 3139 3

Кол. учащихся 12 34 8 6 - 7 12 6 2 1 19 27 10 - - 3 21 16 1 -

Балл успеваемости по итогам 1 семестра 5 14 8 18 15 1 8 3 9 7 16 12 13 8 7 14 13 11 3 -

Из таблицы № 3 видно, что количество отличных оценок снизилось с 41 до 36. Хотя на факультете «Социальная педагогика» произошел рост отличных оценок с3 до 14. Количество хороших оценок [4,1 - 4,9; 4] также уменьшилось со 134 до 82. Количество же удовлетворительных оценок [3,1 - 3,9; 3] значительно возросло с 10 до 67 по итогам первого семестра по сравнению со школьным показателем. Как видно, количественный показатель резко снизился.

Мы постарались выяснить причины такого положения. Обратились с вопросом: в чем состоят основные причины несоответствия ваших ожиданий и действительных результатов. Получены следующие ответы:

- стало сложно учиться - 52 студента (27, 56%);

- слишком большой объем информации, которую необходимо усвоить в отведенное время - 92 студента (50,96%);

- быстрый темп изложения материала - 27 студентов 914,04%);

- не успеваю осмыслить излагаемый преподавателем материал - 13 студентов (6,76%);

- качество обучения не соответствует запросам - 5 студентов 92,6%);

- сложные программы по отдельным дисциплинам - 46 студентов (23,92%).

К сложным программам были отнесены почти все дисциплины в разном количестве. Но наибольшее число программ, на которое было указано студентами, - математика (СПФ), антропология (СПФ), этнология (СПФ), математический анализ (ФМФ), геометрия (ФМФ), латинский язык (Ин. яз),фонетика английского языка (Ин. яз), старославянский язык (филологический), языкознание (филологический) и т.д.

Среди других причин ряд студентов указывают на то, что методика преподавания отдельных дисциплин слаба, преподаватели не интересуются усвоили ли студенты материал или нет. В анкетах приводятся пожелания: шире применять информационные технологии обучения, методы самостоятельной работы, беседу и др. Студенты факультета иностранных языков делают выбор в пользу методов активного изучения разговорного языка.

Наши наблюдения и постоянная работа с первокурсниками показывает, что основной причиной снижения их успеваемости в первом полугодии является низкий уровень познавательной самостоятельности, отсутствие логического мышления, смыслового чтения, неумение обобщать прочитанный материал, делать необходимые выводы, медленный темп чтения и т.д., что сдерживает нормальное вхождение многих первокурсников в активную учебную деятельность вуза.

Процесс социально-профессиональной адаптации включает в себя, в частности, кроме освоения круга учебно-производственных операций, также умения ориентироваться в новой социально-производственной среде, устанавливать личные и деловые контакты с людьми разного возраста и общественного положения. С этой целью студентам был задан ряд вопросов: «Ваше мнение о причинах сложности обучения, помимо сугубо учебных проблем».

На вопрос («удовлетворяет ли Вас выбранная Вами профессия») абсолютное большинство на всех факультетах, где осуществлялся эксперимент, ответили - «да», и только 26 студентов (13,3%) ответили - «нет».

Среди причин неудовлетворенности выбранной профессии оказались следующие:

- не удовлетворяет профессия учителя вообще;

- малая заработная плата учителя;

- учитель иностранного языка - это не мое призвание. Учителем становится человек по призванию, а у меня его нет;

- учитель - узкая область работы;

- малооплачиваемая работа не отвечает моим потребностям;

- сложно найти работу учителям там, где ты желаешь;

- еще об этом не думал - не нравится и все;

- хочу учиться по другой специальности;

- в дипломе бакалавра будет записано учитель математики, а про компьютерные науки ни слова;

- до сих пор непонятно, в каких сферах мы будем работать (СПФ);

- духовные затраты, которые приходится вкладывать в работу, значительно превышают материальное вознаграждение;

- нелюбовь к детям;

- собираюсь перевестись с филологического факультета на физкультурный и т.д.

Данные высказывания студентов свидетельствуют о том, что они действительно выбрали специальность случайно, по-видимому, лучше переориентироваться на 1-ом курсе, чем позже. Хотя в анкете на вопрос: «Что Вы думаете делать в дальнейшем?» - от всех получили ответ - продолжать учиться. Это говорит о том, что процесс адаптации студентов первого курса вошел только в первоначальную ее сферу и требует дальнейшей целенаправленной и психологически взвешенной работы. Студенты столкнулись лишь с отдельными аспектами избранной специальности. И вполне может случиться так, что, кому сейчас не нравится эта профессия, при тщательном ее изучении она станет интересной и востребованной.

Одним из признаков более активной адаптации студентов к условиям жизнедеятельности вуза - это посещаемость студентами учебных занятий. На вопрос о посещаемости учебных занятий были получены следующие ответы:

- посещаю без пропусков (пропускаю только по уважительным причинам - 168 студентов

(91%);

- посещаю выборочно - 17 (9%).

Как видно, абсолютное большинство студентов посещают занятия без пропусков (если на то нет уважительных причин). Это дает им возможность быстрее и подробнее изучить инфраструктуру университета, найти достойную нишу в коллективе группы и курса, «завоевать авторитет среди сверстников».

Студенты, посещающие занятия выборочно, имеют на это разрешение от декана, т.к. работают. Эти студенты имеют доходы ниже прожиточного минимума. Из 14 студентов - 12 ответили, что они подрабатывают время от времени, 4 работают на дому и 1 работает неполный день. Кроме того, отдельные студенты хотели бы найти такую работу, чтобы она не мешала учебе (выходные дни, вечернее время) и приносила какой-нибудь доход. Неплохо, по их высказываниям, иметь «студенческое бюро по трудоустройству», которое могло бы предлагать подобные услуги.

Больше половины студентов, участвующих в эксперименте, проживают в семьях в г.Брянске и близлежащих пригородных селениях, при этом значительную часть времени тратят на то, чтобы добраться до университета и обратно. Для выяснения этого положения им был задан вопрос «Сколько времени занимает у Вас поездка в вуз и обратно домой. Получены следующие ответы:

- несколько минут (менее 30) пешком - 10чел.;

- несколько минут (менее 30) на транспорте - 15 чел.;

- 31 мин- 1 час на транспорте - 70 чел.

- более часа на транспорте - 18 чел.

На вопрос о том, есть ли какие-то другие сложности, укажите их, многие студенты ответили, что утром в час пик на дорогах от многочисленного транспорта создаются большие «пробки», и тогда затраты времени на дорогу увеличиваются до 1,5-2 часов. На маршрутке удается уехать быстрее, но это дорогое удовольствие. Студенты, живущие в пригородных селениях, обеспокоены тем, что железнодорожное управление объявило о сокращении рейсов пригородных поездов, что может усложнить для них транспортную проблему.

Однако около половины студентов 1-го курса (48%) проживают в общежитии или на частных квартирах (в большей части у родственников), что приводит к новым непривычным жилищно-бытовым условиям, влияющим на адаптацию студентов.

Значительная часть студентов отвечают, что условия общежития влияют на них не лучшим способом. Среди ответов получены и такие:

- очень скучаю по дому;

- в общежитии не та обстановка что дома;

- не хватает времени - «глумная обстановка»;

- очень сложно приспосабливаться к новым условиям;

- тяжело учить задания, когда в комнате постоянно шумят;

- соседи по секции постоянно устраивают праздники по ночам. Не высыпаюсь;

- все новое, непривычное иногда учеба уходит на второй план, а это плохо;

- сложно идет привыкание к большому общежитию;

- к условиям общежития отношусь отрицательно.

Вместе с тем среди негативных ответов есть и позитивные:

- в условиях проживания в общежитии больше свободного времени (на 1-2 часа), которые можно использовать на подготовку домашних заданий;

- условия жизни в общежитии не влияют отрицательно на мою учебу, т.к. я часто пользуюсь услугами читального зала;

- в условиях студенческого коллектива я становлюсь более самостоятельной, сама контролирую процесс своей учебы.

Многими студентами, проживающими в общежитии, очень болезненно переносится так называемый эффект «испытания свободой», когда после занятий они предоставлены сами себе и не умеют правильно распорядиться свободным временем. Совершенно справедливо по этому поводу пишет Емельянов В.В: «Существует искушение ничего не делать или делать все в последний день, не успевая... Свобода, можно делать, что угодно: иди куда хочешь, гуляй, где и с кем хочешь... такая вольность опьяняет. Но ведь свобода - это и самостоятельность. Самостоятельность как обязанность самому о себе заботиться висит на душе грузом. От нее никуда не денешься, никуда не спрячешься, она всегда с тобой, один на один, тет-а-тет». [3, с.78]

Одним из важных аспектов адаптации является приобщение студентов первого курса к подготовке домашних занятий.

Чтобы узнать, сколько времени студенты, исходя из своих представлений и возможностей, тратят на подготовку домашних заданий, им был задан соответствующий вопрос.

Полученные ответы сведены в таблицу № 4. Из таблицы № 4 видно, что наибольшее количество студентов - 82 чел. на подготовку домашних заданий тратят более 2-х часов, 21 студент тратит 1-2 часа,

Таблица № 4

факультет Менее часа 1-2 часа Более 2-х часов Когда как Не готовят вообще

ФМФ 4 9 20 24 -

Филологический - 6 15 7 -

Ин.яз - 1 29 26 -

СПФ - 5 18 19 -

итого 4 21 82 76 -

76 студентов время на подготовку точно не регистрируют, а время на свою работу лимитируют от количества и сложности материала, поэтому затраты получаются «когда как» и только 4 студента ежедневно затрачивают на подготовку домашнего задания менее одного часа, что мало вероятно. В связи с этим возникает вопрос: насколько и как изменился режим работы у студентов 1-го курса по сравнению со школой и как это ими воспринимается и осознается.

Для этого студентам было задан ряд вопросов. Из них: «Изменилось ли у Вас количество свободного времени с началом учебы в вузе?» Полученный отчет помещен в таблице № 5. Из таблицы видно: «да» ответило 159 студентов, «нет» - 26.

Таблица № 5

факультеты да нет

1 ФМФ 53 7

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2 Филологический 25 3

3 Ин. яз 46 10

4 СПФ 35 6

итого 157 26

Таким образом, большинство студентов (89,9%) от обследуемых заметили изменения свободного времени в режиме работы вуза, только (14,1%) того не обнаружило. На вопрос, что они понимают под свободным временем - абсолютное большинство студентов ответили, что это время, которое не занято учебным расписанием.

Чтобы внести уточнения в эти понятия, студентам был задан вопрос: «Уменьшилось ли у них время для сна?». Полученные ответы помещены в таблице № 6.

Таблица № 6

факультеты да нет

ФМФ 46 14

Филологический 19 9

Ин. яз 46 10

СПФ 30 11

итого 141 44

Из таблицы № 6 видно, что 141 студент отметили снижение количества времени, отводимого для сна, и только 44 студента указали, что не произошло никаких изменений.

Кроме этого, был поставлен вопрос: увеличилось ли количество времени, затрачиваемого студентами на подготовку домашних заданий по сравнению со средним учебным заведением. Полученные данные помещены в таблице № 7.

Таблица № 7

факультеты да нет

ФМФ 52 8

Филологический 22 6

Ин. яз 48 8

СПФ 31 10

итого 153 32

Из таблицы № 7 видно, что у значительной части студентов 153 (82%) время на подготовку домашних заданий значительно увеличилось, все они говорят о резком возрастании учебной нагрузки в вузе по сравнению со школой, и только у 32 (18%) студентов она не изменилась или несколько уменьшилась. Чтобы уточнить, насколько студенты дали верный и откровенный ответ на вопрос о затрате времени на подготовку к домашним заданиям, им был задан уточняющий вопрос: «Часто ли Вы посещаете библиотеку, читальный зал. Полученные результаты помещены в таблице № 8.

Таблица № 8

факультеты Каждый день Раз в неделю От случая к случаю

ФМФ - 6 52

Филологический 2 14 11

Ин. яз 1 9 47

СПФ 1 15 25

итого 4 44 135

Из таблицы № 8 видно, что наибольшее количество студентов 135 (72,5%) посещают библиотеку от случая к случаю, что свидетельствует об отсутствии какой-либо системы в их самостоятельных занятиях. 44 (24,3%) студента посещают библиотеку один раз в неделю - в начале или в конце, для того чтобы изучить картотеку и отобрать необходимую литературу, составить план на предстоящую учебную неделю. И только единицы студентов 4(5) (3,2%) занимаются ежедневно в читальном зале библиотеки, считая это наиболее результативной и удачной формой для их самостоятельной работы по усвоению знаний, когда можно воспользоваться всей необходимой литературой, указанной в планах лекционных и семинарских занятий, а также необходимой справочной, периодической и редкой литературой.

На вопрос: «Удовлетворяет ли Ваши потребности в литературе библиотека университета?» - ответы помещены в таблице № 9.

Таблица № 9

№ факультеты да нет

1. ФМФ 48 8

2. Филологический 24 5

3. Ин. яз 47 7

4. СПФ 36 7

итого 175 27

Получили ответ «да» - 175 (85,7%), «нет» - 27 (14,3%). Студенты, которые ответили, что их запросы в литературе библиотека полностью не удовлетворяет - живут в большей мере на частных квартирах. Один из студентов на этот вопрос дал такой ответ: «Если бы я чаще ходил в библиотеку и в читальный зал, то все мои запросы удовлетворились бы» (ФМФ).

Вопрос: «Удовлетворяет ли Вас ассортимент предлагаемых в библиотеке изданий, периодики, научной литературы и др.». Результаты ответа помещены в таблице № 10.

Таблица № 10

№ факультеты да нет

1. ФМФ 51 8

2. Филологический 25 3

3. Ин. яз 51 5

4. СПФ 38 7

итого 165 22

Из таблицы № 10 следует, что абсолютное большинство студентов 165 чел (88,3%) ассортимент литературы, предъявленный им библиотекой, устраивает. В то же время 22 чел (11,7%) не устраивает. Один из студентов ответил: «Я не знаю всего ассортимента литературы в библиотеке. Поэтому не могу сказать, что меня устраивает, а что нет» (филологический факультет).

Действительно, надо полагать, что, если бы студенты знали весь перечень литературы, который потребуется им на весь период обучения в вузе, то количество неудовлетворительных ответов было бы намного больше. Здесь же объем и ассортимент литературы ограничен той из них, которая понадобилась на 1-ом курсе.

В ходе прогнозирующего эксперимента был поставлен вопрос о состоянии адаптации первокурсников к вузовскому коллективу в течение первого семестра: «Как быстро вы привыкли к новому коллективу?». Ответы приведены в таблице № 11.

Таблица № 11

№ факультеты С первых дней пребывания В течение нескольких дней В течение нескольких месяцев

1. ФМФ 32 20 6

2. Филологический 14 8 6

3. Ин. яз 35 18 4

4. СПФ 12 18 11

итого 93 64 27

Из таблицы №11 видно, что у большей части первокурсников - 93 чел \ 50,3%) - адаптация

проходила успешно, они быстро входили в новый коллектив в течение нескольких дней. Анализ свидетельствует о том, что это выпускники из Брянских школ и за редким исключением из школ крупных районных центров. Все они обладают высокими коммуникативными способностями.

У 64 студентов (34,9%) этот процесс продолжался несколько недель. К ним в большей мере относятся школьники из районных центров и крупных и средних школ Брянского района, в большинстве своем обладающие средним и выше среднего уровня коммуникативными способностями.

У 27 студентов (14,8%) процесс адаптации продолжался несколько месяцев вплоть до завершения 1-го семестра. Большинство из них закончили отдаленные сельские школы, обладают сравнительно низкими коммуникативными способностями, поэтому процесс социализации проходил более медленно, у отдельных студентов он еще продолжается.

Чтобы узнать отношение студентов к учебному процессу, им был задан вопрос: «Удовлетворены ли Вы результатами успеваемости за первый семестр?»

Ответы помещены в таблице №12.

Таблица №12

факультеты да нет

ФМФ 25 33

Филологический 18 11

Ин. яз 38 19

СПФ 34 7

итого 115 70

Из таблицы №12 видно, что 115 (60,9%) студентов удовлетворены результатами успеваемости за первый семестр, 70 (39,1%) - не удовлетворены. Большое число давших отрицательный ответ студентов приходится на физико-математический и иностранного языка факультеты. Это наиболее сложные факультеты по усвоению их дисциплин и требуют большей интеллектуальной активности и контроля со стороны преподавателей.

Чтобы узнать, что является причиной неудовлетворенности студентов результатами сессии, был поставлен вопрос: «Чем Вы не удовлетворены (напишите)».

Ответы были получены самые разнообразные, причем часто повторяющиеся. Однако если их сгруппировать по смысловому выражению, то можно получить следующее заключение:

- абсолютное большинство студентов, сдавших сессию на «отлично» не удовлетворены тем, что отменили повышенную стипендию, что снижает дальнейшее стремление учиться на «отлично»: «Я сдала сессию на «отлично», а повышенную стипендию не получаю» (студентка СПФ);

- перегрузкой излишней и не нужной информацией. «Очень большой объем домашних, порой не нужных, заданий, на которые приходится тратить более 3,5 часов. А на остальные предметы времени не остается» (студентка СПФ);

- низкий уровень преподавания физической культуры. Отсутствие необходимых условий для занятий физкультурой. «Я недовольна спортивным залом и уровнем преподавания физкультуры. На этих занятиях практически не учитываются индивидуальные особенности студентов (их заболевания)» (студентка СПФ);

- неумение правильно рассчитать свои силы и возможности. «Я не рассчитал свои силы и по некоторым предметам получил оценки, не удовлетворяющие меня» (студент ФМФ);

- отсутствие единых требований к оценке знаний студентов со стороны преподавателей, а также необъективное оценивание. «Я недоволен тем, что мне куратор поставила заниженную оценку по английскому языку» (студентка факультета иностранных языков);

- многие студенты жалуются на низкую температуру в зимнее время в отдельных аудиториях. Все время приходится находиться в верхней одежде и даже одевать перчатки (студентка факультета иностранных языков);

- медленный темп освоения первого иностранного языка. «Я не могу нормально говорить и понимать на английском языке» (студентка факультета иностранных языков);

- большая часть первокурсников выступают с просьбой сделать один перерыв (после двух пар занятий) 30-40 мин, чтобы можно было сходить в столовую или буфет. «Пять, десять минут перерыва многих нас не устраивает, т.к. за это время невозможно сходить даже в буфет» (студентка филологического факультета)

- многие студенты не знают правовых норм и законов в области образования. «Хотелось бы чтобы на кураторских часах обсуждались данные вопросы» (студентка филологического факультета).

Одним из показателей адаптации студентов первого курса к жизнедеятельности вуза является их участие в различных видах общественной жизнедеятельности. Данные показатели приведены в таблице

№13.

_Таблица №13

факультеты да нет

ФМФ 18 40

Филологический 8 20

Ин. яз 21 36

СПФ 11 31

итого 48 137

Из таблицы №13 видно, что только 48 студентов (25,4%) первого курса принимают активно участие в различных видах общественной жизни университета (члены различных секций, кружков, участники различных мероприятий, актив и т.д.). Можно считать, что процесс адаптации данной группы студентов идет активно. В то же время 137 (74,6%) студентов не принимают никакого участия в общественной жизни вуза, ссылаясь на нехватку времени. Процесс их социальной адаптации далеко еще не завершен, хотя сами студенты, за исключением отдельных, считают, что они уже полностью адаптировались к условиям жизнедеятельности вуза.

Так на вопрос Ваша самооценка (оцените Вашу адаптированносгь в вузе). Получили ответы:

- адаптировался (лась) - 155 чел (82,15%);

- не адаптировался (лась) - 30чел (17,85%).

Здесь наблюдается явное преувеличение большинством студентов своих возможностей, непонимание глубоко сути процесса адаптации, неумение сделать обобщающий анализ по итогам всего эксперимента.

Burning problems of first year students' adaptation to the university activities are treated in the article from psychoeducational and social viewpoints. Here is given a comparative analysis of students' attitudes and actions to the process of their integration into the sociocultural environment of the university and development of their efficiency.

The key words: adaptation, educational process, individuality, profession, socialization.

Список литературы

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Энциклопедия социологии. (http: // slovari yandex ru.)

2. Архиреееа T.B., Ломакина С.С., Моисеева A.A., Пакина Л.Ю. «Тренинг «Знакомство» как средство эффективной адаптации студентов первого курса к обучению в вузе». Вестник /Психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. М. 2002 №4.С. 3-8.

3. Булгаков A.B. Экспериментальное исследование стратегий межгрупповой адаптации в процессе совместного обучения//Инновации в образовании. 2004 №4. С.82-97

4. Емельянов В.В. Студенты об адаптации к вузовской жизни/ Социологические исследования. «Социс». 2001 №9. С.77-82.

5. Рамозанов М.Б., Азизова С.М. Технологии умственной работы как средство адаптации к вузовской системе обучения. Вестник /Психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. М. 2004 №1.с. 16-19.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.