ПРОБЛЕМЫ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ
УДК 378.02:372.8
В. В. САВИНЫХ, В. В. КОЗЛОВА
МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К РАЗРАБОТКЕ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА ДИСЦИПЛИН ТЕХНИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА
Рассмотрены методологические подходы к разработке учебно-методического комтекса дисциплин технического университета в соответствии с последними требованиями Минобразования России, Научно-методического Совета по безопасности жизнедеятельности на базе кафедры «Экология и промышленная безопасность» Ш ТУ им. Н. Э. Баумана, Приволжского регионального отделения НМС по безопасности жизнедеятельности, опыта кафедры «Безопасность жизнедеятельности и промышленная экология» УлГГУ.
Ключевые слова: основная образовательная программа, рабочая учебная программа дисциплины, учебно-методический комплекс дисциплины, показатели государственной аккредитации, качество обучения.
В настоящее время приоритетными при создании и внедрении новых технических объектов и технологий становятся требования безопасности и экологичности. Ни один новый объект, не отвечающий нормам безопасности и охраны окружающей среды, не может быть реализован.
В конце XX века жизнь потребовала возникновения нового научного и образовательного направления - безопасность жизнедеятельности. Целью безопасности жизнедеятельности как науки является сохранение здоровья и жизни человека, защита его от опасностей техногенного, антропогенного и природного происхождения, создание комфортных условий его жизни и деятельности в условиях техносферы [1].
Важнейшая роль в создании благоприятной для человека техносферы принадлежит специалистам в области техники и технологии. Именно они должны создавать малоопасную технику и технологии.
На кафедре «Безопасность жизнедеятельности и промышленная экология» УлГТУ с 1991 года проводятся занятия по дисциплинам «Безопасность жизнедеятельности» и «Экология» на всех факультетах университета, а с 1998 кафедра является выпускающей по двум специальностям: 330200 «Инженерная защита окружающей среды» и 330500 «Безопасность технологических процессов и производств».
В связи с новыми критериями показателя государственной аккредитации по методической работе-
© В. В. Савиных, В. В. Козлова, 2006
процент учебных дисциплин основных образовательных программ, обеспеченных учебно-методическими комплексами (УМК), авторами статьи проанализированы современные требования Минобразования по составу и содержанию УМК дисциплин, структура рабочих учебных программ дисциплин, публикации журнала «Безопасность жизнедеятельности» за 2001-2006 гг.
Анализ показал следующее:
• В МГТУ им. Н. Э. Баумана в 1989 г. на кафедре «Экология и промышленная безопасность» была разработана программа дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» и начата ее реализация в учебном процессе [1]. Ныне эта дисциплина в качестве общепрофессиональной введена в образовательные программы практически всех вузов России. В этот период на базе кафедры «Экология и промышленная безопасность» МГТУ им. Н. Э. Баумана Министерством образования Российской Федерации создан Научно-методический совет (НМС) по безопасности жизнедеятельности, задачей которого является совершенствование высшего профессионального образования и усиление влияния научных исследований в области безопасности жизнедеятельности на качество подготовки выпускников вузов. НМС разработаны примерные программы дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» для вузов и ссузов, типовое материально-техническое обеспече-
ние лабораторного практикума, типовая учебная лаборатория «Безопасность жизнедеятельности», выпускаемая «Росучприбором», написаны учебники по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности» для высших и средних специальных учебных заведений, изданные издательством «Высшая школа» общим тиражом более 100 ООО экз.
Учебно-методическое объединение (УМО) вузов по университетскому политехническому образованию, которое возглавляет МГТУ им. Н. Э. Баумана совместно с СПбГТУ, явилось инициатором создания новых образовательных направлений 656500 - «Безопасность жизнедеятельности» и 656600 - «Защита окружающей среды» и четырёх специальностей в области техносферной безопасности. МГТУ одним из первых начал подготовку инженерных кадров по специальности 330100 «Безопасность жизнедеятельности в техносфере». В настоящее время подготовка инженеров по новым специальностям ведётся более чем в 150 вузах страны, многие из них используют опыт МГТУ им. Н. Э. Баумана и кафедры «Экология и промышленная безопасность».
При УМО создан Учебно-методический совет «Техносферная безопасность», задачей которого является совершенствование подготовки инженерных кадров по безопасности жизнедеятельности и защите окружающей среды по образовательным направлениям 656500, 656600 и 553500. УМС разработаны государственные образовательные стандарты указанных направлений, 67 примерных программ профилирующих дисциплин, разработано типовое материально-техническое обеспечение, оценочные и диагностические средства итоговой государственной аттестации выпускников вузов для новых направлений и специальностей.
• Значительный вклад в развитие нового научного и образовательного направления вносит созданный в 2001 г. ежемесячный журнал «Безопасность жизнедеятельности» [1,3-7]. Журнал уникален, он рассматривает проблемы БЖД комплексно на научно-практическом и учебно-методическом уровнях.
• В соответствии с приказом Минобразования России № 2995 от 21.08.2001 г. и Положением о НМС по безопасности жизнедеятельности в федеральных округах России созданы региональные советы НМС (РС НМС). В марте 2003 г. на базе Ульяновского государственного технического университета (УлГТУ) было проведено первое заседание Приволжского регионального отделения НМС по безопасности жизнедеятельности. Председателем президиума Приволжского РС НМС была избрана д-р техн. наук, профессор Красно-
горская Н. Н. - заведующая кафедрой «Безопасность производства и промышленная экология» Уфимского государственного авиационного технического университета, заместителем председателя - канд. техн. наук, доцент Савиных В. В., заведующий кафедрой «БЖД и промышленная экология» УлГТУ.
® Анализ публикаций журнала «Безопасность жизнедеятельности» за 2001-2006 годы и Сборника учебно-методических материалов [2] позволяет получить относительно строгую структуру (разделы) рабочей учебной программы по дисциплинам рассматриваемых специальностей. Основными разделами рабочей учебной программы дисциплины на сегодняшний день являится:
1. Цели и задачи дисциплины.
2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины.
3. Объём дисциплины и виды учебной работы.
4. Содержание дисциплины.
5. Лабораторный практикум.
6. Учебно-методическое обеспечение дисциплины.
7. Материально-техническое обеспечение дисциплины.
8. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины [1-3].
• В соответствии с письмами Минобразования России от 19.05.2000 № 14-52-357ин/13 «О порядке формирования основных образовательных программ высшего учебного заведения на основе государственных образовательных стандартов», Минобрнауки России от 23.03.2006 № 03-344 и приказом Минобрнауки России от 06.05.2005 № 137 «Об использовании дистанционных образовательных технологий» УМК дисциплины является частью основной образовательной программы высшего учебного заведения, разрабатываемой по каждому направлению или специальности подготовки, и в него входят:
1. Рабочая учебная программа дисциплины, содержащая:
- цели изучения дисциплины, соотнесённые с общими целями основной образовательной программы, в том числе имеющие междисциплинарный характер или связанные с задачами воспитания;
- содержание дисциплины, структурированное по видам учебных занятий с указанием их объёмов;
- учебно-методическое обеспечение дисциплины, включая перечень основной и дополнительной литературы, методические рекомендации (материалы) преподавателю и методические указания студентам;
- требования к уровню освоения программы и формы текущего промежуточного и итогового контроля.
Методические рекомендации (материалы) для преподавателя могут оформляться в виде приложения к программе дисциплины и должны указывать на средства, методы обучения, способы учебной деятельности, применение которых для освоения тех или иных тем и разделов наиболее эффективно.
Методические указания для студентов могут оформляться в виде приложения к программе дисциплины и должны раскрывать рекомендуемый режим и характер различных видов учебной работы, а также выполнение самостоятельной работы, в том числе, курсовых работ (проектов).
2. Материалы, устанавливающие содержание и порядок проведения промежуточных и итоговых аттестаций (в соответствии с требованиями к итоговой аттестации, установленными государственными образовательными стандартами высшего профессионального образования).
Так для организации и проведения междисциплинарного экзамена, выполнения и защиты выпускной квалификационной работы в типографии университета отпечатаны материалы «Итоговые аттестационные испытания по специальности "Инженерная защита окружающей среды"». Междисциплинарный экзамен. Выпускная квалификационная работа». Авторы - профессор Савиных В. В. (УлГТУ), доцент Девисилов В. А. (МГТУ им. Н. Э. Баумана). В 2005 году на это учебное пособие был получен гриф УМО.
Методические указания и материалы, упомянутые в п. 1 и п. 2, должны формироваться с учётом положения о проведении текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся вуза, разработка которого предусмотрена п. 41 Типового положения об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении) Российской Федерации, утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 5 апреля 2001 г. № 264.
Минимальный состав УМК по учебной дисциплине для проведения занятий по тра- ' диционной технологии приведён в таблице 1.
Таблица 1
Минимальный состав учебно-методического комплекса по учебной дисциплине для проведения занятий по традиционной технологии
Наименование документа Примечание
Рабочая учебная программа дисциплины См. Примечание Обязательно
Курс лекций • При отсутствии в библиотеке университета достаточного (не менее 0,5 единицы учебного издания на одного обучающегося) количества учебников и учебных пособий, охватывающих содержание всего курса
Методические указания по выполнению лабораторного практикума При наличии в учебном плане лабораторного практикума
Методические указания к практическим занятиям с комплектом заданий При наличии в учебном плане практических занятий
Методические указания по выполнению курсовой работы (курсового проекта) с комплектом задания При наличии в учебном плане курсовой работы (курсового проекта)
Методические указания по выполнению расчётно-графической работы с комплектом заданий При наличии в учебном плане расчётно-графической работы
Методические указания по выполнению контрольной работы с комплектом заданий При наличии в учебном плане контрольной работы
Комплект экзаменационных билетов При наличии в учебном плане курсового/ых экзамена /ов
Комплект вопросов к зачёту При наличии в учебном плане зачёта и отсутствии экзамена, лабораторного практикума, практических (семинарских) занятии
Критерии оценки курсового экзамена (зачёта) При наличии в учебном плане соответственно экзамена или зачёта
Примечание. При наличии в учебном плане соответствующих видов занятий методические указания по участию обучаемых в семинарских занятиях и варианты тем рефератов должны быть включены в рабочую учебную программу дисциплины.
На кафедре «Электроснабжение» энергетического факультета УлГТУ для проведения занятий по дисциплине «Монтаж электроустановок» УМК состоит из следующих разделов:
1. Рабочая программа - 1, 2, 3 разделы.
2. Учебно-методическое обеспечение дисциплины - 4 раздел.
3. Материально-техническое обеспечение дисциплины - 5 раздел.
4. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины - 6 раздел.
5. Формы контроля - 7 раздел.
Разработчики - профессора Магазинник J1. Т.,
Бондаренко Е. В. (УлГТУ).
• В 2005 г. основные образовательные программы бакалаврского уровня Таганрогского государственного радиотехнического университета признаны ABET (Аккредитационной комиссией по технике и технологии, США) существенно эквивалентными одноимённым аккредитованным образовательным программам, реализуемым в университетах США [7]. В связи с этим интересно рассмотреть структуру УМК дисциплин, предложенного этим вузом.
УМК для каждой учебной дисциплины должен содержать следующие материалы:
1. Проектирование учебного процесса по учебной дисциплине (назначение и трудоёмкость дисциплины) для ОПП.
2. Технология процесса обучения по учебной дисциплине.
3. Междисциплинарные связи учебной дисциплины в общем перечне дисциплин ОПП.
4. Рабочая программа учебной дисциплины (место, цели и задачи учебной дисциплины в общей структуре бакалаврской, инженерной и магистерской подготовки студента).
5. Календарный план дисциплины.
6. Карта обеспеченности учебно-методической литературой (список литературы с указанием раздаточных материалов, учебно-методических разработок и пособий, отражающих учебно-методическое обеспечение дисциплины.
7. Контрольный конспект лекций преподавателя, отражающий содержание и уровень лекционного материала, материала практических (семинарских) занятий, задания на выполнение курсовых работ и проектов, варианты индивидуальных заданий, контрольные вопросы по отдельным модулям и в целом по всей учебной дисциплине.
8. Студенческий конспект лекций, практических занятий, демонстрирующих уровень усвоения и качество лекционного материала, умений, практических навыков по учебной дисциплине.
9. Формы самостоятельной работы студентов: организованной и внеаудиторной.
10. Формы и методы контроля усвоения материала в соответствии с целями и задачами учебной дисциплины.
11. Образцы промежуточных и итоговых аттестаций (в частности, типовых расчётов, типовых индивидуальных заданий, курсовых и дипломных проектов и работ) с разными уровнями оценок.
12. Банк контрольных заданий и вопросов по учебной дисциплине (портфель студента).
13. Образцы материалов независимых кон-тролей (деканского, ректорского) по учебной дисциплине.
14. Сводные таблицы трудоёмкостей (часы, зачетные единицы) общей и по видам занятий учебной дисциплины.
15. Структура интегрального рейтинга: входного, текущего и итогового.
16. Оснащение учебной дисциплины оборудованием и специальной техникой.
17. Список лабораторных работ по дисциплине, образцы отчётов по их выполнению.
18. Задания на курсовое и дипломное проектирование.
19. Критерии, оценки и параметры, определяющие и численно устанавливающие уровень и качество подготовки студента по учебной дисциплине.
20. Инновации в преподавании учебной дисциплины (разработка и внедрение новых средств, форм и активных методов обучения, а также прогрессивных форм контроля остаточных знаний).
® В сентябре 2003 г. в Берлине Россия подписала Болонскую декларацию. Этой декларацией были провозглашены три основные цели стран-участниц: международная конкурентоспособность, мобильность, востребованность на рынке труда. Были определены принципы и методы достижения поставленных целей, а именно: введение общеевропейского Приложения к диплому о высшем образовании; введение двухступенчатой системы высшего образования (бакалавр, магистр); внедрение системы кредитов, или зачётных единиц; обеспечение сопоставимого качества образования. Сегодня с Болонским процессом непосредственно связан целый ряд российских вузов и среди них - Ульяновский государственный технический университет. Анализу первых результатов эксперимента по внедрению моделей Болонского процесса (балль-но-рейтинговая система, модульная схема составления и чтения учебных курсов) был по-свящён научно-методический семинар, прове-
дённый на кафедре «Безопасность жизнедеятельности и промышленная экология» УлГТУ.
Балльно-рейтинговая система рассматривается в настоящий момент как переходный этап от существующей в России системы аудиторных часов и номенклатуры дисциплин в учебном плане к единой системе «зачётных кредитных единиц», которая начинает доминировать в Европе. Эксперимент по внедрению балльно-рейтинговой системы на энергетическом факультете проводят профессор Савиных В. В., доценты Гончар С. Т., Куклев В. А., Тишин В. Г.
в В приказе Минобрнауки России от 06.05.2005 №137 «Об использовании дистанционных образовательных технологий (ДОТ)» отмечается, что «при использовании ДОТ образовательное учреждение обеспечивает доступ обучающихся, педагогических работников и учебно-вспомогательный персонал к УМК (на бумажном или электронном носителях), включающему: учебный план образовательного учреждения, учебный план обучающегося, программу учебного предмета (дисциплины учебного курса), учебник по учебному предмету (дисциплине, учебному курсу), практикум или практическое пособие, тестовые материалы для контроля качества усвоения материала, методические рекомендации для обучающегося по изучению учебного предмета (дисциплины, учебного курса), организации самоконтроля, текущего контроля, учебные (дидактические) пособия и задачники - позволяющему обеспечить освоение и реализацию образовательной программы.
УМК может быть при необходимости дополнен образовательным учреждением справочными изданиями и словарями, периодическими, отраслевыми и общественно-политическими изданиями, научной литературой, хрестоматиями, ссылками на базы данных, сайтов, справочные системы, электронные словари и сетевых ресурсов».
Так, в состав УМК, разработанного доцентом Куклевым В. А. в Институте дистанционного образования УлГТУ, входят следующие элементы:
1. Руководство по изучению дисциплины.
2. Учебное пособие.
3. Практикум по дисциплине, в составе - практические задания и тесты к темам дисциплины [6].
Результаты проведенного исследования
показывают, что:
- состав УМК должен быть унифицирован для всех кафедр, факультетов и вузов РФ с учётом методологических подходов рассмотренных в данной статье. Содержание УМК должно определяться спецификой подготовки студентов различных специальностей;
- целесообразно обсудить единую структуру УМК на Координационном совете по качеству
университета (Совет создан во исполнение решения Ученого Совета от 31 января 2006 г. и приказа ректора №983 от 24 июля 2006 года). Это позволит всем кафедрам создавать УМК, удовлетворяющие единым методическим требованиям. С учётом единых требований к структуре и содержанию УМК будет проводится как текущая проверка учебного процесса на кафедрах университета, так и плановые и неплановые проверки Федеральным агентством по образованию;
- единые правила и порядок оформления УМК, на наш взгляд, необходимо оформить в виде руководящего нормативного документа. На основе и в дополнение такого руководящего нормативного документа учебные заведения Федерального агентства по образованию могут разрабатывать стандарты предприятия с учётом специфики содержания и организации учебного процесса.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Фёдоров, И. Б. Безопасность жизнедеятельности и защита окружающей среды - важнейшие компоненты подготовки профессиональных кадров в вузах России / И. Б. Фёдоров // Безопасность жизнедеятельности. - 2005. -№4.-С. 2-3.
2. Направление подготовки дипломированного специалиста 656600 - Защита окружающей среды: сборник учебно-методических материалов / под общ. ред. С. В. Белова и В. А. Девисилова. - М. : МГТУ им. Н. Э. Баумана, 2002.
3. Девисилов, В. А. Примерная программа дисциплины «Информационные технологии в управлении безопасностью жизнедеятельности» / В. А. Девисилов, Ю. В. Пластинин, Ю. А. Ткаченко // Безопасность жизнедеятельности. - 2003. - №2. - С. 38-40.
4. Красногорская, Н. Н. О системе управления качеством подготовки специалистов по безопасности жизнедеятельности. Материалы Приволжского регионального отделения НМС по безопасности жизнедеятельности / Н. Н. Красногорская, В. В. Савиных; под общ. ред. В. В. Савиных. - Ульяновск : УлГТУ, 2003.-С. 9-11/
5. Куклев, В. А. Основы безопасности труда: учебно-методический комплекс / В. А. Куклев. -Ульяновск : УлГТУ, 2005. - 163 с.
6. Гарин, В. М. Подготовка инженеров-экологов в Ростовском государственном университете путей сообщения : опыт проб, ошибок и достижений / В. М. Гарин, Т. А. Шати-
хина, И. В. Лебедева, В. И. Сапрыкин // Безопасность жизнедеятельности. - 2005. - №3. - С. 51-54. 7. Захаревич, В. Г. Как дать ABET качества /
B. Г. Захаревич // Аккредитация в образовании. -2006.-Апрель.-С. 10-16.
В. Фролов, А. В. Инновация в системе обучения специалистов по безопасности и охране труда / А. В. Фролов, А. Н. Иванченко, JI. А. Резник // Безопасность жизнедеятельности. - 2002. - №5. -
C. 36-39.
9. Васильев, Ю. С. Подготовка кадров по экологической безопасности в СПбГПУ / Ю. С. Ва-
сильев, М. П. Федоров, Л. Н. Блинов // Безопасность жизнедеятельности. - 2003. - №3. -С. 38-43.
оооооооооооооооооооо
Савиных Владимир Витальевич, кандидат технических наук доцент, заведующий кафедрой «БЖД и промышленная экология» УлГТУ.
Козлова Вита Вячеславовна, аспирант кафедры «БЖД и промышленная экология» УлГТУ.