© Петров В.А., 2016 doi:10.18411/hmes.d-2016-099
Удк 613:378.247
В.А. Петров
приоритеты кафедры гигиены тихоокеанского государственного медицинского университета в учебно-воспитательной деятельности (к 50-летнему юбилею факультета общественного здоровья тГМУ)
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Тихоокеанский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации, г. Владивосток
Приведены данные, раскрывающие приоритеты кафедры гигиены ТГМУ в организации и осуществлении учебно-воспитательного процесса, в том числе в разработке инновационных образовательных технологий. Отмечены достижения, резервы в указанной деятельности. За создание учебных пособий по проблемам медицинской экологии на кафедре В.А. Петров в 2015 году был отмечен грамотой Международной академии наук экологии и безопасности жизнедеятельности (МАНЭБ). Методическая работа кафедры получила высокую оценку и признание на самом высоком уровне. Материал представленной работы свидетельствует о наличии ряда приоритетов кафедры гигиены ТГМУ в обеспечении учебного процесса и о том большом внимании, которое уделяется методическому обеспечению учебных занятий.
Ключевые слова: учебно-воспитательный процесс, кафедра гигиены, приоритеты, ТГМУ. Для цитирования: Петров В.А. Приоритеты кафедры гигиены Тихоокеанского государственного медицинского университета в учебно-воспитательной деятельности // Здоровье. Медицинская экология. Наука. 2016; 3(66): 6-11. DOI:10.18411/hmes.d-2016-099
Поступила 21.07.16
V.A. Petrov
priorities of the department of hygiene vladivostok state medical
university in teaching and educational activity
(by the 50th anniversary of the school of public health TSMU)
State Educational Institution of Higher Professional Education «Vladivostok State Medical University» of the Russian Federation Ministry of Health, Vladivostok, Russia
Given the data, revealing the priorities of the Department of hygiene of TSMU in organizing and implementing-development of the educational process, including in the development of innovative educational technologies. Marked achievements, the reserves in these activities. For the creation of the textbooks on the problems of medical ecology at the Department of V.A. Petrov in 2015, was awarded a diploma of the International Academy of ecology and life safety (MANEB). The methodical-sky work of the Department has received a high evaluation and recognition at the highest level. The material presented demonstrates the presence of a number of priorities of the Department of hygiene of TSMU in the educational process and on the great attention paid to methodological ensure of studies.
Keywords: educational process, Department of Hygiene, priorities, TSMU, Vladivostok, Russia
For citation: Petrov B.A. Priorities of the department of hygiene Vladivostok state medical university in teaching and educational activity. Health. Medical ecology. Science. 2016; 3(66): 6-11. D01:10.18411/hmes.d-2016-099
Conflict of interests. The author is declaring absence Financing. The study had no sponsor support.
Коллектив кафедры гигиены ТГМУ во все времена её функционирования под разными названиями считал важнейшей своей задачей совершенствование учебно-воспитательного процесса, полагая, что обучение и воспитание студентов неразрывно связаны между собой.
В представляемой статье мы остановимся только на тех достижениях кафедры гигиены в указан-
of conflict of interests.
Received 27.07.16 Accepted 13.08.16
ном выше процессе, которые являлись и являются приоритетными.
Начнём с далёких 70-х годов прошлого столетия. Это период бурной и эффективной деятельности кафедры во всех областях её деятельности, но, прежде всего, в работе над совершенствованием учебно-воспитательного процесса. Так, например, кафедра одной из первых в вузе внедрила программирован-
ный тестовый контроль уровня подготовки студентов (1972 год). Правда, по сегодняшним меркам, технология указанного тестового контроля, может показаться анахронизмом, но в то время - это было большим достижением кафедры.
К приоритетам кафедры, несомненно, относится и внедрение в учебный процесс в 1974 году деловых игр (сегодня их называют ролевыми играми), что способствовало углублению подготовки студентов по важнейшим разделам гигиенических дисциплин, преподаваемых на кафедре.
Следует отнести к приоритетам кафедры в организации учебного процесса и тот факт, что в 80-е годы прошедшего столетия она имела лучшее в вузе оснащение приборами и оборудованием. Была обеспечена возможность работы с приборами и оборудованием каждым студентом (количество их соответствовало числу студентов). Это стало возможным, благодаря привлечению средств, получаемых кафедрой по интенсивно проводимым хоздоговорным работам.
С тех пор, как в учебном процессе стала эффективно использоваться компьютерная техника, для студентов, начинающих освоение той или иной учебной дисциплины, с 1978 года стали формироваться электронные папки, содержащие разнообразный и полный дидактический базис для оказания студентам помощи в изучении дисциплин, преподаваемых на кафедре. Это в значительной степени способствовало повышению качества подготовки будущих специалистов лечебной и профилактической медицины.
Настоящий бум в приоритетных направлениях учебно-воспитательного процесса наблюдался после 2012 года, когда на заведование кафедрой пришла талантливый организатор и методист профессор Тран-ковская Лидия Викторовна. Под её руководством было осуществлено упорядочение всех видов учебно-воспитательной деятельности. В частности, были созданы и внедрены в учебно-воспитательный процесс Порядки осуществления различных видов деятельности, в том числе инновационных. Приведу основные из них:
1. Порядок организации и реализации лекционных курсов на кафедре гигиены ГБОУ ВПО ТГМУ Минздрава России (утверждён на методическом заседании кафедры 13 сентября 2013 г., протокол № 1). Данный порядок не только способствовал упорядочению лекционной деятельности, но и повысил ответственность лекторов за лекционную работу, способствовал повышению качества лекционных курсов.
2. Порядок формирования портфолио студентами, обучающимися на кафедре гигиены по специальности Медико-профилактическое дело (утверждён на методическом заседании кафедры от 21 февраля 2014 г., протокол № 14). Накопление рейтинговых баллов студентами стало неотъемлемой частью их многогранной работы, тем более, что согласно существующему положению, рейтинговые показатели учитываются работодателями
при приёме специалистов на работу. Реализация данного Порядка способствует повышению активности студентов в накоплении бонусов. Значительно меньше стало штрафных рейтинговых баллов.
3. Порядок модульно-рейтинговой организации образовательного процесса на кафедре гигиены (утверждён на методическом заседании кафедры от 21 февраля 2014 г., протокол № 14). Данный Порядок кафедра одной из первых адаптировала общевузовское Положение об этой системе к особенностям учебно-воспитательного процесса при преподавании гигиенических дисциплин.
4. Порядок подготовки проектов студентами, обучающимися на кафедре гигиены по специальностям 060101 Лечебное дело и 060103 Педиатрия (утверждён на методическом заседании кафедры от 21 февраля 2014 г., протокол № 14). В рамках реализации указанного порядка студенты выполняют интереснейшие проекты, зачастую имеющие характер инноваций. Причём необходимо отметить проявленный студентами большой интерес к такому использованию их творческого потенциала.
5. Порядок движения нормативных, методических и иных документов, используемых в учебном процессе на кафедре гигиены при преподавании общих гигиенических дисциплин (утверждён на методическом заседании кафедры от 24 марта 2014 г., протокол № 15). Этот Порядок упорядочил систему обеспечения студентов указанными выше материалами. Благодаря ему, на кафедре были решены проблемы сохранности документов, которые до внедрения новой системы учёта и выдачи нормативных, методических документов зачастую были в большом дефиците.
6. Инновационная версия тестового текущего и рубежного контроля для всех специальностей и уровней подготовки на кафедре (утверждено на методическом заседании кафедры от 24 марта 2014 г., протокол № 15). Данная версия пока реализуется при преподавании двух учебных дисциплин - «Микронутриентология» и «Методология Государственного санитарно-эпидемиологического надзора». Но мы надеемся, что эта инновационная система тестового контроля будет расширять свой ареал использования, когда все преподаватели осознают её преимущества перед общепринятой системой. Подробно сущность этой модификации тестового контроля представлена в публикациях [15, 20], поэтому она не приводится в настоящей статье.
7. Система дистанционного обучения для циклов повышения квалификации с формированием кейс-пакетов для слушателей, содержащих, в том числе оценочные средства (утверждена Учёным советом в составе УМКД). Данная система пока реально не внедрена, но, во всяком случае, методический базис её на кафедре разработан, что, мы уверены, послужит одним из эффективных средств привлечения специалистов к обучению на циклах повышения квалификации.
Значительную воспитательную роль на кафедре реализует проведение конкурсов «Самый эрудированный в области литературы» и «Знаток российской живописи», проведению которых предшествовала большая подготовительная работа преподавателей по созданию банка заданий конкурсов. Проведение этих конкурсов выявило огромный интерес к ним со сторон студентов, стимулировало изучение ими литературного наследия классиков русской литературы, а также способствовало повышению уровня их общей культуры. Кроме того, конкурс «Знаток российской живописи» повысил интерес студентов к художественному творчеству, стимулировал их знакомство с выдающимися образцами изобразительного искусства. Поражает огромная активность студентов в участии в конкурсах, их высочайший интерес к этому, казалось бы, формальному мероприятию.
Большую воспитательную роль играет также наглядное оформление кафедры. Причём в подборе материалов для стендов осуществляется, как правило, самими студентами под руководством преподавателей. Отрадно, что студенты с большим интересом не только принимают участие в создании стендов воспитательной направленности, но и проявляют большой интерес к их содержанию, знакомясь с ним во время перерывов. Так, что налицо неформальный подход к воспитательной работе на кафедре, что, тем самым, повышает её эффективность.
К приоритетным направлениям деятельности кафедры следует отнести выполнение студентами 3 и 5 курсов специальности Медико-профилактическое дело курсовых работ в рамках учебного плана. Студенты относятся к этой работе с большим энтузиазмом, активно и творчески выполняют методические указания по выполнению курсовых работ, зачастую внося свои коррективы в их планирование и алгоритм работы над ними. По итогам выполнения курсовых работ и на 3-м, и на 5-курсах проводятся научно-практические конференции, как общевузовские мероприятия согласно распоряжению проректора ТГМУ по учебно-воспитательной работе. Кроме того, в рамках учебно-исследовательской работы студентов (УИРС) проводятся практические занятия (7-10 на разных уровнях и специальностях подготовки), что также относится к кафедральным приоритетам.
Одним из тех видов деятельности, которым кафедра гигиены может гордиться, является обогащение учебного процесса материалами, полученными студентами - членами студенческого научного общества (СНО) и выполняющими курсовые работы [1, 2, 5, 13, 18]. Эти материалы, все без исключения, внедряются во все виды учебных занятий с высокой эффективностью. Обогащается учебный процесс и материалами научно-исследовательской работы (НИР) преподавателей кафедры и специалистов других научных и образовательных организаций.
Специфика преподавания гигиенических дисциплин состоит в широком использовании нормативных, методических и распорядительных документов Роспотребнадзора и других ведомств, номенклатура которых постоянно и оправданно меняется. Эти документы с определённой периодичностью отменяются, утверждаются новые. В связи с этим на кафедре проводится мониторинг указанных документов, содержание которых внедряется в систему подготовки студентов. Именно практика обновления указанных выше документов заставляет преподавателей активно отслеживать выход новых версий документации и внедрять их в учебный процесс. То есть, речь идёт о постоянном обновлении методического и нормативного базиса учебных занятий, об использовании на них самых современных, действующих документов. Эта база формируется методическим кабинетом и на сегодня насчитывает более 6000 тысяч источников в электронном и обычном вариантах.
На кафедре в настоящее время преподаются более 60 учебных дисциплин, которые необходимо регламентировать соответствующими Учебно-методическими комплексами дисциплин (УМКД). Конечно же, данный вид методической деятельности нельзя отнести к кафедральным приоритетам, так как УМКД формируются на всех кафедрах вуза, но впечатляет огромный объём осуществлённой кафедральным коллективом методической работы по созданию указанных комплексов. На кафедре были дополнительно созданы УМКД, регламентирующие повышения квалификации специалистов на 16 циклах для очной и дистанционной форм обучения, о которых говорилось выше.
К сожалению, централизованно издаваемые учебники и руководства к практическим занятиям по гигиеническим дисциплинам не отличаются высоким качеством, зачастую базируются на недействующих распорядительных, нормативных и методических актах. Данное обстоятельство вынуждает преподавателей активно разрабатывать учебные пособия, являющиеся важным инструментом повышения качества подготовки студентов на всех уровнях образовательного процесса. Эти учебные пособия можно классифицировать по четырём позициям, дифференцированно отражающим их назначение:
1. Учебные пособия по основным темам учебных занятий, включенным в учебный план (их большинство) [3, 4, 7, 8, 9, 10, 16, 17].
2. Учебные пособия для подготовки студентов к контролю их подготовки: тестовые задания, ситуационные задачи [19, 21].
3. Учебные пособия, представляющие терминологию по эколого-гигиеническим проблемам [12].
4. Уникальные учебные пособия, аналогов которых в Российской Федерации отсутствуют [6, 11].
Подавляющее большинство учебных пособий получило гриф Учебно-методического объединения (УМО) Министерства здравоохранения Российской Федерации.
В создании учебных пособий, в том числе с грифом УМО, кафедра безусловный лидер в ТГМУ. Эта работа осуществляется настолько интенсивно, что специалисты издательства Медицина ДВ не успевают готовить утверждённый редакционно-издательским отделом (РИЗО) вуза материал к тиражированию. Следует отметить, что кафедра является одним из лидеров в создании учебных пособий медицинскими образовательными организациями России. Так, например, по итогам этой работы в 2014 году один из преподавателей кафедры был премирован, как победитель, в номинации «За комплекс учебных изданий» (рис. 1) и награждён почётной статуэткой (рис. 2).
За создание учебных пособий по проблемам медицинской экологии на кафедре тот же автор в 2015 году был отмечен грамотой Международной академии наук экологии и безопасности жизнедеятельности (МАНЭБ). Это свидетельствует о том, что методическая работа кафедры получила высокую оценку и признание на самом высоком уровне.
Однако в работе над методическими пособиями кафедра встречается с негативными факторами, снижающими энтузиазм преподавателей. Имеется в виду продолжительное время продвижения учебных пособий от их создания до тиражирования. Так, например, некоторые утверждённые и согласованные на всех уровнях пособия ждут своей очереди для тиражирования до 3 лет и более. За это время учебные издания могут потерять свою актуальность из-за возможной смены нормативной и методической баз той или иной темы. Кроме того, сам процесс утверждения учебных изданий весьма сложен и длителен. Конечно же, обеспечение высокого качества утверждаемых учебных изданий необходимо, но при этом
Рис. 1. Награда в номинации «За комплекс учебных изданий»
имеются резервы упрощения процедуры их утверждения, которые не реализуются.
Таким образом, материал представленной работы свидетельствует о наличии ряда приоритетов кафедры гигиены ТГМУ в обеспечении учебного процесса и о том большом внимании, которое уделяется методическому обеспечению учебных занятий.
ЛИТЕРАТУРА
1. Дачевский А.Ю., Петров В.А. Опыт использования инновационной компьютерной программы «Prezi» в обеспечении наглядности представления материалов по проблемам профилактической медицины / Матер. регион. науч.-практ. конф., посв. 55-летию гигиенической подготовки в системе высшего профессионального медицинского образования в Приморском крае «Актуальные проблемы гигиены, эпидемиологии и санитарно-эпидемиологического надзора в Приморском крае». - Владивосток: ТГМУ, 2014;42-4.
2. Кушнарева Е.А., Петров В.А., Чернышова А.А.
Разработка новых параметров реализации экспресс-метода приведения объёма воздуха к нормальным условиям при отборе проб для анализа / Матер. регион. науч.-практ. конф., посв. 55-летию гигиенической подготовки в системе высшего профессионального медицинского образования в Приморском крае «Актуальные проблемы гигиены, эпидемиологии и санитарно-эпидемиологического надзора в Приморском крае». - Владивосток: ТГМУ, 2014; 69-71.
3. Петров В.А. Гигиеническая оценка неионизи-рующих электромагнитных и электростатических полей различного происхождения: учебное пособие. - Владивосток: Медицина ДВ, 2015. 124 с.
4. Петров В.А. Воздух как наиболее общая среда обитания человека и методология управления его качеством. - Владивосток: Медицина ДВ, 2014. 156 с.
Рис. 2. Почётная статуэтка, олицетворяющая мудрость
5. Петров В.А. Значение и формы использования результатов научной работы вуза, кафедры, СНО, СНПО в учебном процессе / Матер. регион. конф. «Совершенствование форм и методов организации учебного процесса»: Ч. 2. - Комсомольск-на-Амуре. 1990.101-2.
6. Петров В.А. Методология Государственного санитарно-эпидемиологического надзора: Учебное пособие. - Владивосток: Медицина ДВ, 2016. 268 с.
7. Петров В.А. Методология изучения питания различных групп населения: Учебное пособие. -Владивосток: Медицина ДВ, 2015. 287 с.
8. Петров В.А. Методология организации и регламентации лечебного и лечебно-профилактического питания: Учебное пособие. - Владивосток: Медицина ДВ, 2016. 324 с.
9. Петров В.А. Методология санитарно-эпидемиологической оценки лечебно-профилактических организаций: Учебное пособие. - Владивосток: Медицина ДВ, 2014. 200 с.
10. Петров В.А. Методы определения и оценки состояния здоровья и физического развития детей и подростков: Учебное пособие. Владивосток: Медицина ДВ, 2014. 168 с.
11. Петров В.А. Основы микронутриентологии (учения о биологически активных добавках к пище): Учебное пособие. - Владивосток: Медицина ДВ, 2015. 340 с.
12. Петров В.А., Посохова А.В. Понятия и термины для решения задач гигиенической науки и практики: Учебное пособие. - Владивосток: Медицина ДВ, 2016. 468 с.
13. Петров В.А. Приоритеты кафедры гигиены Тихоокеанского медицинского университета // Здоровье. Медицинская экология. Наука. 2015; 4(62): 16-21.
14. Петров В.А., Семанив Е.В. Методология санитарно-эпидемиологической оценки стоматологических медицинских организаций: Учебное пособие. - Владивосток: Медицина ДВ, 2015. 124 с.
15. Петров В.А. Тестовые задания в подготовке специалистов медицинского профиля: авторская позиция / Матер. науч.-метод. Конф. ГБОУ ВПО ТГМУ МЗ РФ «Инновационные технологии в высшем медицинском образовании. Проблемы. Анализ. Суждения», декабрь, 2013. Вып. 17. - Владивосток: Медицина ДВ, 2014. 80-8.
16. Петров В.А., Черток А.Г. Гигиена освещения помещений различного назначения: Учебное пособие. - Владивосток: Медицина ДВ, 2016. 125 с.
17. Петров В.А., Черток А.Г. Гигиеническая оценка виброакустических факторов среды обитания человека: Учебное пособие. - Владивосток: Медицина ДВ, 2014. 120 с.
18. Петров В.А., Черток А.Г., Тарасенко Г.А., Се-манив Е.В. Внедрение результатов научно-исследовательских работ в учебный процесс как один из
важнейших путей повышения его эффективности на кафедре гигиены Владивостокского государственного медицинского университета // Тихоокеанский медицинский журнал. 2006; 3: 72-3.
19. Петров В.А., Черток А.Г. Тестовые задания и ситуационные задачи по гигиене питания: Учебное пособие. - Владивосток: Медицина ДВ, 2016. 255 с.
20. Посохова А.В., Петров В.А. Инновационная технология реализации обучающих и контролирующих тестовых заданий по гигиеническим учебным дисциплинам на разных уровнях медицинского образования / Матер. Всерос. научно-практ. конф., посв. 85-летию мед.-проф. факул. ИГМУ «Окружающая среда и здоровье» / под ред. Е.П. Лемешевской. -Иркутск: Иркут, 2015; 368-70.
21. Черток А.Г. Тестовые задания и ситуационные задачи по радиационной гигиене: Учебно-методическое пособие. - Владивосток: Медицина ДВ, 2013. 104 с.
REFERENCES
1. Dachevskij A.Ju., Petrov V.A. Opyt ispol'zovanija innovacionnoj komp'juternoj pro-grammy «Prezi» v obespechenii nagljadnosti predstavlenija materialov po problemam profilakti-cheskoj mediciny / Mater. region. nauch.-prakt. konf., posv. 55-letiju gigienicheskoj podgotovki v sisteme vysshego professional'nogo medicinskogo obrazovanija v Primorskom krae «Aktu-al'nye problemy gigieny, jepidemiologii i sanitarno-jepidemiologicheskogo nadzora v Primorskom krae». -Vladivostok: TGMU, 2014; 42-4.
2. Kushnareva E.A., Petrov V.A., Chernyshova A.A. Razrabotka novyh parametrov realizacii jekspress-metoda privedenija ob#joma vozduha k normal'nym uslovijam pri otbore prob dlja analiza / Mater. region. nauch.-prakt. konf., posv. 55-letiju gigienicheskoj podgotovki v sisteme vysshego professional'nogo medicinskogo obrazovanija v Primorskom krae «Aktual'nye problemy gigieny, jepidemiologii i sanitarno-jepidemiologicheskogo nadzora v Primorskom krae». - Vladivostok: TGMU, 2014; 69-71.
3. Petrov V.A. Gigienicheskaja ocenka neionizi-rujushhih jelektromagnitnyh i jelektrostati-cheskih polej razlichnogo proishozhdenija: uchebnoe posobie. - Vladivostok: Medicina DV, 2015. 124 s.
4. Petrov V.A. Vozduh kak naibolee obshhaja sreda obitanija cheloveka i metodologija upravle-nija ego kachestvom. - Vladivostok: Medicina DV, 2014. 156 s.
5. Petrov V.A. Znachenie i formy ispol'zovanija rezul'tatov nauchnoj raboty vuza, kafedry, SNO, SNPO v uchebnom processe / Mater. region. konf. «Sovershenstvovanie form i metodov organi-zacii uchebnogo processa»: Ch. 2. - Komsomol'sk-na-Amure. 1990. 101-2.
6. Petrov V.A. Metodologija Gosudarstvennogo sanitarno-jepidemiologicheskogo nadzora: Uchebnoe posobie. - Vladivostok: Medicina DV, 2016. 268 s.
7. Petrov V.A. Metodologija izuchenija pitanija razlichnyh grupp naselenija: Uchebnoe posobie. -Vladivostok: Medicina DV, 2015. 287 s.
8. Petrov V.A. Metodologija organizacii i reglamentacii lechebnogo i lechebno-profilakticheskogo pitanija: Uchebnoe posobie. - Vladivostok: Medicina DV, 2016. 324 s.
9. Petrov V.A. Metodologija sanitarno-jepidemio-logicheskoj ocenki lechebno-profilakticheskih orga-nizacij: Uchebnoe posobie. - Vladivostok: Medicina DV, 2014. 200 s.
10. Petrov V.A. Metody opredelenija i ocenki sos-tojanija zdorov'ja i fizicheskogo razvitija detej i pod-rostkov: Uchebnoe posobie. Vladivostok: Medicina DV, 2014. 168 s.
11. Petrov V.A. Osnovy mikronutrientologii (uchenija o biologicheski aktivnyh dobavkah k pishhe): Uchebnoe posobie. - Vladivostok: Medicina DV, 2015. 340 s.
12. Petrov V.A., Posohova A.V. Ponjatija i terminy dlja reshenija zadach gigienicheskoj nauki i praktiki: Uchebnoe posobie. - Vladivostok: Medicina DV, 2016. 468 s.
13. Petrov V.A. Prioritety kafedry gigieny Tiho-okeanskogo medicinskogo universiteta // Zdorov'e. Medicinskaja jekologija. Nauka. 2015; 4(62): 16-21.
14. Petrov V.A., Semaniv E.V. Metodologija sani-tarno-jepidemiologicheskoj ocenki stoma-tologicheskih medicinskih organizacij: Uchebnoe posobie. -Vladivostok: Medicina DV, 2015. 124 s.
15. Petrov V.A. Testovye zadanija v podgotovke specialistov medicinskogo profilja: av-torskaja pozicija
/ Mater. nauch.-metod. Konf. GBOU VPO TGMU MZ RF «Innovacionnye tehnologii v vysshem medicinskom obrazovanii. Problemy. Analiz. Suzhdenija», dekabr', 2013. Vyp. 17. - Vla-divostok: Medicina DV, 2014. 80-8.
16. Petrov V.A., Chertok A.G. Gigiena osveshhenija pomeshhenij razlichnogo naznachenija: Uchebnoe posobie. - Vladivostok: Medicina DV, 2016. 125 s.
17. Petrov V.A., Chertok A.G. Gigienicheskaja ocenka vibroakusticheskih faktorov sredy obi-tanija cheloveka: Uchebnoe posobie. - Vladivostok: Medicina DV, 2014. 120 s.
18. Petrov V.A., Chertok A.G., Tarasenko G.A., Sema-niv E.V. Vnedrenie rezul'tatov nauchno-issledovatel'skih rabot v uchebnyj process kak odin iz vazhnejshih putej povyshenija ego jeffek-tivnosti na kafedre gigieny Vladivostokskogo gosudarstvennogo medicinskogo univer-siteta // Ti-hookeanskij medicinskij zhurnal. 2006; 3: 72-3.
19. Petrov V.A., Chertok A.G. Testovye zadanija i situacionnye zadachi po gigiene pitanija: Uchebnoe posobie. - Vladivostok: Medicina DV, 2016. 255 s.
20. Posohova A.V., Petrov V.A. Innovacionnaja tehnologija realizacii obuchajushhih i kontro-lirujushhih testovyh zadanij po gigienicheskim uchebnym disciplinam na raznyh urovnjah medicinsko-go obrazovanija / Mater. Vseros. nauchno-prakt. konf., posv. 85-letiju med.-prof. fakul. IGMU «Ok-ruzhajushhaja sreda i zdorov'e» / pod red. E.P. Lemeshevskoj. - Irkutsk: Irkut, 2015; 368-70.
21. Chertok A.G. Testovye zadanija i situacionnye zadachi po radiacionnoj gigiene: Uchebno-metodicheskoe posobie. - Vladivostok: Medicina DV, 2013. 104 s.
Сведения об авторе
Петров Владимир Александрович - доктор медицинских наук, профессор кафедры гигиены ГБОУ ВПО
ТГМУ Минздрава России, телефоны: (4232)-245-74-45, (4232)-241-60-74, 690066, г. Владивосток, ул. Шил-кинская, д. 11, кв. 257; e-mail: [email protected]
© Коллектив авторов, 2016 doi: 10.18411/hmes.d-2016-100
Удк 616-036.22:616.36-002 (470.12) (Приморский край)
В.Ю. Ананьев1, П.Ф. Кику2, Д.В. Маслов3
основные этапы становления и развития санитарно-эпидемиологической службы российской федерации
1 Федеральное бюджетное учреждение здравоохранения «Центр гигиены и эпидемиологии в Приморском крае», г. Владивосток;
2 Дальневосточный федеральный университет, Школа Биомедицины, г. Владивосток;
3 Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Приморскому краю, г. Владивосток.
Представлены основные этапы становления и развития санитарно-эпидемиологической службы России. Показан путь от первых декретов Советского периода до современной системы обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия и законодательства по защите прав потребителей, который был далеко не прост. Переход к обществу потребления постиндустриальной эпохи однозначно ставит новые планки и перспективы в деятельности -Управлений Роспотребнадзора и Федеральных государственных учреждений здравоохранения «Центров гигиены и эпидемиологии». В современных условиях обществу и государству требуется знания не только о безопасности среды обитания, продуктов питания, товаров или услуг - речь идет об оценке их качества с понятными и измеряемыми параметрами. Намечены пути дальнейшего развития санитарно-эпидемиологической службы.