Научная статья на тему 'Становление и развитие гигиенической подготовки в системе высшего профессионального медицинского образования в Приморском крае'

Становление и развитие гигиенической подготовки в системе высшего профессионального медицинского образования в Приморском крае Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
131
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГИГИЕНА / HYGIENE / ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / HIGHER EDUCATION / ПРИМОРСКИЙ КРАЙ / PRIMORSKY KRAI / ИСТОРИЯ / HISTORY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Петров Владимир Александрович, Транковская Лидия Викторовна

В предлагаемой работе приведены основные этапы становления и развития гигиенической подготовки в системе высшего медицинского образования в Приморье. Дана ретроспективная оценка вклада отдельных специалистов в развитие данного направления образования. Приводятся достижения и приоритеты гигиенических кафедр медицинского вуза (сегодня Тихоокеанский государственный медицинский университет Министерства здравоохранения Российской Федерации) в подготовке специалистов. Представлены также некоторые упущения и ошибки на сложном пути развития гигиенической подготовки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Петров Владимир Александрович, Транковская Лидия Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The formation and development of hygienic training in the system of higher professional medical education in Primorye

The paper describes the main stages of formation and development of hygienic training in the system of higher medical education in Primorsky Krai. Given the retrospective assessment of the contribution of individual specialists in the development of this area of education. Are the achievements of and priorities hygiene departments of medical school (today Pacific satiations medical University of the Ministry of health of the Russian Federation) in the training of specialists. Also presented some omissions and errors on the difficult way of development of hygienic technical training.

Текст научной работы на тему «Становление и развитие гигиенической подготовки в системе высшего профессионального медицинского образования в Приморском крае»

На основании заключённого договора с ГБОУ ВПО ТГМУ и с учётом потребностей в 2014 г. будут укомплектованы молодыми кадрами: г. Артём (врач-эпидемиолог), г. Уссурийск (врач-эпидемиолог), г. Партизанск (врач по общей гигиене), г. Арсеньев (врач по общей гигиене), г. Лесозаводск (врач-эпидемиолог). Всего в течение 2011-2013 гг. трудоустроено в Центр и его филиалы 12 молодых специалистов (в 2011 г. - 1 чел, в 2012 г. - 3 чел., в 2013 г. - 8 чел.).

ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Приморском крае» продолжает работу по профориентации молодёжи для подготовки специалистов медико-профилактического направления, используя новые формы и методы работы.

ЛИТЕРАТУРА

1. Ананьев В.Ю., Олешко Т.С. О кадровой политике ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Приморском крае» г. Владивосток // Здоровье. Медицинская экология. Наука. 2010. №1-2(41-42). С. 6-10.

2. Олешко Т.С., Котельникова М.Ю. Опыт работы по подготовке кадров // Здоровье. Медицинская экология. Наука. 2013. №2-3(52). С. 16-19.

3. Постановление правительства РФ от 27 ноября 2013 г. № 1076 «О порядке заключения и расторжения договора о целевом приёме и договора о целевом обучении». М., 2013.

4. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2013 г. №273-ФЗ часть 8 ст. 56. М., 2013.

oleshko T.S., Shmelev8 E.v.

about destination set of applicants for renewal of personnel potential in fbuz «center of hygiene and epidemiology in the primorsky territory»

FBuz «center of hygiene and epidemiology in the Primorsky territory, vladivostok.

FBUZ «Center of hygiene and epidemiology in the Primorsky territory» pays great attention to the target set of entrants, agitation school leavers and youth with the purpose of attraction for admission to the faculty of public health TSMU, pursues an active and targeted work on vocational guidance, the conclusion of agreement on target training with subsequent employment at the Centre and branches.

Keywords: the target set, medico-prophylactic direction, Primorsky territory, pre-training, vocational guidance, personnel potential.

Citation: Oleshko T.S., Shmeleva E.V. About destination set of applicants for renewal of personnel potential in FBUZ «Center of hygiene and epidemiology in the Primorsky Territory» . Health. Medical ecology. Science. 2014; 4(58): 42-44. URL: https://yadi.sk/i/xAD4c8z8ZKus9

Сведения об авторах

Олешко Татьяна Семёновна, заведующая отделом организации деятельности, управления персоналом и гигиенического обучения населения ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Приморском крае», тел.: (8423)265-00-49, е-mail: fguz@pkrpn.ru;

Шмелёва Елена Викторовна, врач отдела организации деятельности, управления персоналом и гигиенического обучения населения ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Приморском крае», тел.: (8423)265-02-21, е-mail: fguz@pkrpn.ru.

© В.А. Петров, Л.В. Транковская, 2014 г. УДК 379.85 (Приморский край)

В.А. Петров, Л.В. Транковская

СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ гИгИЕНИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ

в системе высшего профессионального медицинского

ОБРАЗОВАНИЯ В ПРИМОРСКОМ КРАЕ

Тихоокеанский государственный медицинский университет; Министерства здравоохранения Российской Федерации, г. Владивосток.

В предлагаемой работе приведены основные этапы становления и развития гигиенической подготовки в системе высшего медицинского образования в Приморье. Дана ретроспективная оценка вклада отдельных специалистов в развитие данного направления образования. Приводятся достижения и приоритеты гигиенических кафедр медицинского вуза (сегодня - Тихоокеанский государственный медицинский университет Министерства здравоохранения Российской Федерации) в подготовке специалистов. Представлены также некоторые упущения и ошибки на сложном пути развития гигиенической подготовки.

Ключевые слова: гигиена, высшее образование, Приморский край, история.

Цитировать: Петров В.А., Транковская Л.В. Становление и развитие гигиенической подготовки в системе высшего профессионального медицинского образования в Приморском крае // Здоровье. Медицинская экология. Наука. 2014. №4(58). С. 44-50. URL: https://yadi.sk/i/BPBn-Gf5ZKusC

Эпиграфом к настоящей публикации могли бы стать высказывания многих мыслителей разных эпох. Например, Эдмунду Бёрку, английскому парламентарию, политическому деятелю, публицисту эпохи Просвещения принадлежат слова: «Тем, кто не оглядывается назад, не заглянуть вперёд». Ему вторят Гульельмо Ферреро, итальянский социолог, историк, и государственный деятель «Человечество идет в будущее со взором, обращенном в прошлое», О'Генри, признанный мастер американского рассказа, - «Я не знаю иного способа судить о будущем, кроме как по прошлому», Максим Горький - «...Не зная прошлого, невозможно понять подлинный смысл настоящего и цели будущего».

Следуя великим предшественникам, те, кто стоял у истоков гигиенической подготовки в системе высшего медицинского образования в Приморье и их последователи, не раз проводили ретроспективный анализ своей деятельности, отмечая при этом не только достижения, но и ошибки, недочёты [2, 3, 7, 9, 10]. Этот анализ в значительной степени обусловил направления развития гигиенической подготовки в Тихоокеанском государственном медицинском университете (современное наименование вуза). Эти направления связаны, прежде всего, с деятельностью кафедры гигиены, созданной приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации в 1959 г.

То есть, 2014 г. - это год двух неразрывно связанных юбилеев:

1) указанного выше начала гигиенической подготовки в системе высшего медицинского образования в Приморье и

2) кафедры гигиены, с которой, прежде всего, связано начало указанной подготовки в вузе.

Кафедра гигиены организована в связи с необходимостью преподавания гигиены в VI семестре лечебного факультета, курса, набранного на медицинский факультет Дальневосточного государственного университета в 1956 г. Первое название кафедры - кафедра общей гигиены. Организатор кафедры и первый её заведующий - доцент Любовь Ивановна Клыга - представитель ленинградской школы гигиенистов, имевшая большой опыт преподавания гигиены в Ленинградском государственном санитарно-гигиеническом институте. К сожалению, Любовь Ивановна не успела полностью реализовать свой потенциал, как в организации учебного процесса, так и в научных ис-

«Мы вопрошаем и допрашиваем прошедшее, чтобы оно объяснило нам наше настоящее и намекнуло о нашем будущем».

В.Г. Белинский

следованиях, так как по личным обстоятельствам в 1961 г. была вынуждена сменить место жительства.

Следует указать, что кафедра за 55-летний период функционирования не раз меняла своё название, но, в конце концов, с 2004 г. закрепилось название - кафедра гигиены, сохраняющееся до настоящего времени.

До 1970 г. кафедра занимала два смежных помещения с минимальной площадью в учебном корпусе, который сегодня является корпусом N° 1. В этих условиях реализация основных видов деятельности, особенно образовательной, была весьма затруднительной. Однако с помощью администрации вуза кафедре удавалось в полной мере и весьма достойно решать свои задачи.

В 1961 г. кафедру возглавил молодой, талантливый учёный и педагог доцент Олег Павлович Шепе-лин (в 1971 г. - первый доктор медицинских наук по специальности Гигиена на Дальнем Востоке, в 1972 - первый профессор в указанном регионе), также являвшийся представителем ленинградской школы гигиенистов. Анализ научной деятельности кафедры не входит в задачи публикации, хотя образовательная деятельность с научной неразрывно связана. О приоритетах кафедрального коллектива в науке - в работе, принятой для опубликования в Тихоокеанском медицинском журнале.

Именно О.П. Шепелину принадлежит заслуга создания методического базиса преподавания гигиены на единственном в ту пору лечебном факультете.

С 1961 по 1970 гг. при кафедре функционировал курс социальной гигиены и организации здравоохранения. Кафедра в указанные годы называлась «Кафедра общей гигиены с курсом социальной гигиены и организации здравоохранения». Объединение преподавания этих учебных дисциплин в рамках одного учебного подразделения способствовало углублению и комплексности содержания образовательной деятельности.

В 1969 г. кафедра начинает преподавание общей гигиены на санитарно-гигиеническом факультете (с 1988 г. - медико-профилактический факультет, в настоящее время - факультет общественного здоровья, специальность Медико-профилактическое дело), а в 1972 г. - на педиатрическом факультете, что требовало от преподавателей кафедры значительного расширения и профилирования учебно-методической базы. С этой задачей кафедральный коллектив справился, о чем свидетельствовали результаты экзаменационных испытаний студентов.

В 1970 г. для обеспечения подготовки студентов на организованном в 1966 г. санитарно-гигиеническом факультете, имел место десант так называемых «варягов»: Валентин Абрамович Гофмеклер, Азалия Васильевна Малахова, Галина Афанасьевна Купцова, Владимир Юрьевич Андреянов, возглавившие профильные направления подготовки на указанном факультете. Следует отметить, что в данном случае, назвав перечисленных специалистов «варягами», мы вкладывали в это слово не привычный для него негативный смысл, а сугубо позитивный. Теперь трудно представить развитие подготовки по специальности Медико-профилактическое дело без вклада перечисленных замечательных учёных и педагогов. Так, например, В.А. Гофмеклер подготовил для факультета известных сегодня специалистов: Марата Васильевича Фокина, принявшего после него заведование кафедрой коммунальной гигиены и долгое время возглавлявшего данное направление подготовки специалистов (в настоящее время занимает высокую в иерархии системы Роспотребнадзора должность, работая в Москве); Александра Александровича Ше-парёва, возглавляющего сегодня последипломную подготовку гигиенистов в вузе; Евсея Банциановича Кривелевича, долгое время возглавлявшего в вузе кафедру общественного здоровья и здравоохранения, ныне работника Администрации Приморского края, разрабатывающего стратегические направления развития здравоохранения в регионе; Людмилу Николаевну Трусову, ныне доцента кафедры общественного здоровья и здравоохранения, одного из ведущих методистов Тихоокеанского государственного медицинского университета.

Кафедра гигиены внесла свою достойную лепту в развитие профильной подготовки на факультете, делегировав для работы на кафедре гигиены труда кандидата медицинских наук, доцента Раису Степановну Акатову, а в 1975 г. доцента Владимира Александровича Петрова, возглавившего подготовку студентов по гигиене питания. Позже на кафедру гигиены труда пришёл ассистент Александр Александрович Шепарёв, возглавивший со временем указанную кафедру. Не зря первый декан факультета доцент Александр Макарович Гусев называл нашу кафедру «кузницей кадров».

Вместе с тем, необходимо указать, что до 1971 г. кафедра испытывала серьёзные трудности в комплектовании штата преподавателей, а «остепенённым» являлся только заведующий. Преподавали гигиену педагоги, не имевшие специальной, профильной базовой подготовки (за исключением завуча кафедры доцента А.Г. Филипповой), главным образом, выпускники Дальневосточного государственного университета - биологи. Данное негативное обстоятельство не могло не отражаться соответствующим образом на уровне всех видов деятельности кафедры, в основном учебно-методической.

С 1971 г. «остепенённость» преподавателей кафедры неуклонно росла (В.А. Петров, Р.С. Акатова, А.Г. Филиппова, Ю.В. Карань, Н.А. Сифун). Весьма важным для развития кафедры явился 1973 г. Во-первых, в этом году кафедра была полностью укомплектована преподавателями с базовой профильной подготовкой, во-вторых, было начато преподавание военно-морской гигиены (ассистент В.А. Петров). В 1974 г. кафедра начинает преподавание радиационной гигиены (ассистент В.А. Петров). На занятиях по военно-морской гигиене кафедра одной из первых в вузе начала использовать машинный программированный контроль знаний студентов с использованием инновационной для того времени технологии - тестового контроля. К приоритетам кафедры в учебно-методической деятельности относятся также: внедрение в учебный процесс деловых (ролевых) игр (первые в вузе); внедрение электронного сопровождения учебного процесса, полное использование возможностей компьютерных технологий [2, 3].

70-е годы характеризовались интенсивным развитием учебно-методического обеспечения реализации образовательных программ, участием преподавателей в общественной и административной деятельности вуза (стройотряды, деканаты, другие административные должности, профком и т.д.). Активно развивалась учебно-исследовательская и научная исследовательская работа студентов, в проведении которой кафедра неизменно занимала лидирующие позиции на факультете и в институте.

Последние годы показали устойчивость высокого уровня научно-исследовательской работ студентов, в том числе и учебно-исследовательской: по показателям НИРС кафедра неизменно занимает 1 место среди кафедр факультета общественного здоровья.

Следует отметить, что в 70-е годы прошлого столетия на кафедре сложился коллектив, способный решать самые сложные задачи по всем направлениям деятельности, в том числе и особенно, образовательной. Все преподаватели в то время являлись «Ударниками коммунистического труда» и «Победителями социалистического соревнования». Неоднократно кафедра награждалась вымпелом «Победитель в социалистическом соревновании».

В тот период, когда в вузе активно проводилась спортивно-массовая работа среди преподавателей, коллектив кафедры неизменно признавался одним из спортивных лидеров вуза и лидером на медико-профилактическом факультете. По отдельным видам спорта преподаватели защищали честь вуза на спартакиадах преподавателей вузов Приморского края, а также на соревнованиях в других регионах Дальнего Востока. О спортивных достижениях коллектива кафедры свидетельствуют вымпелы, кубки, грамоты, с гордостью хранимые на кафедре до настоящего времени. Таким образом, кафедральный коллектив своим примером

демонстрировал студентам выполнение принципов здорового образа жизни. Следствием этого явились минимальные трудовые потери из-за временной утраты трудоспособности сотрудниками кафедры. Такие случаи были весьма редкими, что обеспечивало максимальную трудовую отдачу от каждого работника.

В 1978 г. кафедру возглавила блестящий педагог и учёный доцент Анна Григорьевна Филиппова, (заведовала кафедрой до 1985 г.). Данный период характеризуется, прежде всего, интенсивной учебно-методической работой, значительным укреплением материально-технической базы за счёт ресурсов, обеспеченных проведением хоздоговорных научных исследований. Важные разработки были осуществлены по научному обоснованию мероприятий, направленных на оптимизацию условий обучения студентов, значительная часть которых была внедрена в нашем вузе. Кроме того, на кафедре разрабатывались важные направления повышения качества подготовки специалистов. Эти разработки активно развиваются до настоящего времени [1, 4, 5, 6, 8, 9].

Именно в период 1978-1985 гг. школу кафедры прошли известные в настоящее время гигиенисты: Александр Александрович Шепарёв - в настоящее время доктор медицинских наук, профессор, заведующий кафедрой гигиенических специальностей факультета последипломной подготовки и переподготовки специалистов, Лидия Петровна Бондарен-ко - в настоящее время доцент Дальневосточного федерального университета, признанный в Дальневосточном регионе специалист в области гигиены питания и диетологии, ряд других специалистов, эффективно решающих профессиональные задачи в системе Роспотребнадзора Приморского края.

В 1985 г. кафедру возглавил доцент Владимир Александрович Петров (в 1990 г. - доктор медицинских наук, в 1991 г. - профессор).

Важной вехой в развитии кафедры явилась организация в 1988 г. В.А. Петровым при кафедре единственной в бывшем СССР специализированной, межведомственной (совместно с промышленным объединением «Дальрыбтехцентр») научно-исследовательской лаборатории по медико-биологическим исследованиям морских гидробионтов, в штате которой состояло более 30 научных сотрудников. В данной лаборатории был выполнен ряд приоритетных исследований, позволивших не только разработать актуальные научные проблемы, но и обеспечить подготовку научно-педагогических кадров - докторов и кандидатов наук, большинство которых и по сей день реализуют свой высокий потенциал в образовательной деятельности нашего вуза, в других образовательных учреждениях, в том числе за рубежом (Щепина Е.Г., Осенняя Н.Б). То есть, в лаборатории формировался мощный резерв профессорско-преподавательского состава кафедры. Важный аспект деятельности лаборатории - обеспечение кафедры приборами

и оборудованием для усвоения студентами основных инструментальных гигиенических исследований. Для того времени - редкое явление: количество и номенклатура приборов и оборудования полностью обеспечивали учебный процесс. Нельзя не отметить и тот факт, работа лаборатории способствовала устойчивости преподавательского состава, закреплению их на кафедре. Этому способствовала система дополнительной оплаты труда преподавателей за научную деятельность, по которой выплаты для того времени были весьма существенны. К сожалению, в связи с известной социально-экономической ситуацией, в 1994 г. лаборатория прекратила свою деятельность [7, 10].

В обсуждаемое время на кафедре не стояла проблема комплектования штатов преподавательским составом, так как работа в качестве педагога высшей медицинской школы в то время ещё не потеряла своей престижности.

В 1994 г. на кафедре начата последипломная подготовка в клинической интернатуре, а в 1998 г. - на сертификационных циклах, циклах специализации и тематического усовершенствования. Введение последипломной подготовки требовало огромной работы по её программно-методическому обеспечению, с чем преподаватели кафедры справились весьма достойно.

2008 г. памятен грубейшей ошибкой администрации вуза, проведшей реформирование гигиенических кафедр, в результате которого была создана гигиеническая кафедра, объединившая все виды последипломной подготовки. В результате этого «чудо-реформирования» потенциал кафедр гигиены и гигиенических специальностей остался не востребованным, как не востребованными оказались методические наработки кафедры для обеспечения обсуждаемого вида подготовки. Оказался не нужным высокий потенциал по важнейшим направлениям образовательного процесса профессоров В.А. Петрова и В.К. Ковальчука, которые бы могли по многим позициям обеспечить высокое качество подготовки. К чести руководства вузом, ошибочность прошедшей реформы была им признана, так как не заметить негативные её стороны было попросту невозможно. Однако, при этом можно, конечно, признать право на ошибку администрации вуза, если вспомнить знаменитые афоризмы великих мыслителей: «Ни в чем не ошибаться

- это свойство богов» (Демосфен) и «Кто на многое отваживается, тот неизбежно во многом и ошибается» (Менандр). Однако, в данном случае уместны и афоризмы великого китайского мудреца Конфуция

- «Единственная настоящая ошибка - не исправлять своих прошлых ошибок», «Трусость - в том, чтобы знать, что должно делать, и не делать этого».

Перспектив, что, всё-таки, потенциал кафедры гигиены будет востребован в реализации последипломной подготовки, в настоящее время нет. Во всяком случае, грядущее ещё одно реформирование

структур факультета общественного здоровья, осуществляющих гигиеническую подготовку на разных этапах многоуровневой системы медицинского образования, не предполагает устранения указанной выше очевидной ошибки.

Также большого напряжения требовало программно-методическое обеспечение преподавания гигиенических дисциплин на новых факультетах: с 2001 г. кафедра ведет преподавание общей гигиены, санологии и экологии человека на факультете высшего сестринского образования (с 2012 г. направление подготовки закрыто). В 2003 г. на кафедре начата подготовка по общей гигиене на стоматологическом и фармацевтическом факультетах, в 2005 г. - на факультете военного обучения.

Значительную роль в совершенствовании и развитии образовательного процесса на кафедре сыграл организованный в 1995 г. методический кабинет. В этом неформально функционирующем подразделении кафедры был сформирован банк информационных ресурсов, включающий учебную литературу, распорядительные, нормативные, методические документы систем Роспотребнадзора и Госстандарта России, необходимые для реализации задач учебного процесса научно-исследовательской деятельности. Были созданы электронные каталоги информационных ресурсов со свободным доступом к ним, и к самим ресурсам преподавателей и студентов. Электронная база этих документов содержала около 3000 источников и до 2012 г. постоянно пополнялась. С 2000 г. на кафедре практикуется формирование для студентов электронных папок со справочными, дидактическими, в том числе наглядными материалами. В периоды, предшествующие экзаменационным сессиям, формировались электронные папки, содержащие ценный информационный базис для успешной подготовки студентов к экзаменам. В настоящее время передача электронных папок различного назначения студентам стало обычным явлением.

Вся информация для студентов по регламентации учебного процесса на кафедре во все времена её функционирования представлена в виде красочно оформленных стендов.

Традиционно большое внимание на кафедре уделяется воспитательной работе с использованием самых разнообразных форм: кураторская деятельность, создание стендов воспитательной направленности, встречи со специалистами системы Роспотребнадзо-ра и др. В 2011-2014 гг. созданы стенды, на которых наглядно представлены возможности карьерного роста выпускников вуза по специальности Медико-профилактическое дело: «Выпускники МПФ в науке и образовании», «Выпускники МПФ в практической деятельности». Эти стенды призваны повысить мотивацию студентов к обучению указанной специальности. Воспитательная работа отражена в других фор-

мах оформления кафедры. В частности, в них широко представлены итоги НИРС, в том числе оригинальные студенческие разработки общего плана, например, периодические выпуски стендов «Это не гигиена, но всё равно интересно!», «Спрашивайте!» и др.

Самые насыщенные учебно-методической деятельностью для кафедры явились 2009 и 2012 гг. Именно на эти годы пришлась необходимость создания регламентов подготовки студентов по Государственному образовательному стандарту (2009 г.) и в 2012 г. Федеральному государственному образовательному стандарту (ФГОС). Работа по созданию рабочих программ многочисленных учебных дисциплин, учебно-методических комплексов дисциплин обусловила наивысшее напряжение деятельности преподавателей. В указанные периоды пришлось взять на вооружение афоризм американского философа и писателя Джорджа Сантаяна: «Трудное - это то, что может быть сделано немедленно; невозможное - то, что потребует немного больше времени».

В 2012 г. кафедру возглавил новый заведующий - доктор медицинских наук, профессор Лидия Викторовна Транковская, а в 2013 г. в результате очередного реформирования кафедр, ведущих подготовку студентов по гигиеническим дисциплинам, произошло слияние кафедр гигиены и гигиенических дисциплин. Это одна из немногих реформ, которую можно оценить, как позитивную по своей сути. Значительно проще стали решаться важнейшие проблемы интеграции преподавания гигиенических дисциплин, преемственности учебного процесса в подготовке студентов по специальности Медико-профилактическое дело, решена проблема площадей для осуществления различных видов деятельности (до 2013 г. кафедра работала в условиях их значительного дефицита). В результате этого слияния, объём работы профессорско-преподавательского состава кафедры по созданию новых регламентов учебной деятельности в сравнении с 2009 г. несоизмеримо вырос. К тому же возникла необходимость создания регламентов подготовки в системе среднего профессионального образования, которое начало реализовываться на кафедре в 2013 г. Однако, взяв на вооружение приведённое выше высказывание Джорджа Сантаяна, новый кафедральный коллектив форсирует, и при этом качественно, решение поставленных администрацией вуза задач.

Важным аспектом деятельности Л.В. Транковской в должности заведующего кафедрой явилось возобновление подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре. Успешно выполняют диссертационные исследования, совмещая научную работу с преподавательской деятельностью, аспиранты Елена Борисовна Анищенко, Ольга Павловна Грицина, Анна Константиновна Яценко. То есть, можно считать, что резерв преподавательского состава на кафедре имеется.

Вместе с тем, заполнение штатного расписания преподавателями остаётся проблемным. Ряд штатных единиц заняты внутренними совместителями, что не может способствовать высокому качеству подготовки студентов на кафедре. Объяснение причины данного негативного явления - в потере престижности профессии педагога высшей медицинской школы, отмеченной выше и характерной для прошлых лет, несмотря на усилия руководства вуза привлечь выпускников к преподавательской деятельности различными дополнительными выплатами.

В 2000-е гг. и по настоящее время преподавателями кафедры созданы учебные пособия, получившие гриф Учебно-методического объединения (УМО) Министерства здравоохранения России. Следует отметить в данном плане 2013-2014 г.: создано и издано 8 учебных пособий с грифом УМО по важнейшим направлениям и модулям специализации подготовки студентов на кафедре. На очереди - ещё 6 подобных учебных изданий. Во всяком случае, кафедральный коллектив в данном плане не даёт расслабиться издательству Медицина ДВ, загружая его интенсивной работой.

Эти же годы знаменуются внедрением на кафедре модульно-рейтинговой организации учебного процесса для студентов, обучающихся по регламентам ФГОС, инновационных образовательных технологий (подготовка студентами проектов, формирование портфолио, кейс-пакетов и т.д.).

В 2013-2014 гг. были упорядочены основные виды деятельности кафедры и закреплены в соответствующих внутренних кафедральных актах (регламенты организации лекционных курсов, реализации в учебном процессе инновационных технологий и т.д.).

К недоработкам кафедрального коллектива последних лет мы относим прекращение с 2012 г. пополнения каталогов информационных ресурсов, обеспечивающих учебный процесс и научную работу, что в значительной степени затрудняет деятельность методического кабинета кафедры.

Достижения кафедры замечены и отмечены, достойно вознаграждены. К юбилейным датам - 45, 50 и 55-летие ВГМУ (ТГМУ) коллектив кафедры был признан одним из лучших в вузе и был награждён Почетными грамотами ректора. Заведующие кафедрой награждены Почетными грамотами Губернатора Приморского края. В 2014 г. по результатам расчёта рейтинговых показателей деятельности кафедр вуза, кафедра вошла в первую пятёрку. Это большая честь для кафедры, но и огромная ответственность: снижать уровень всех видов деятельности кафедры, в том числе рейтинговых, конечно же, не входит в наши планы, реализация которых призвана вывести кафедру на передовые позиции российского медицинского образования.

В заключение - наш лозунг-девиз: «Так держать! Быть в первых рядах российского медицинского образования!». В будущее, несмотря на известные колли-

зии в российском образовании, мы смотрим с обоснованным оптимизмом: история кафедры обеспечивает правомерность этого смелого утверждения.

ЛИТЕРАТУРА

1. Леонкина В.В., Тарасенко Г.А. Кафедре общей гигиены ВГМУ - 50 лет // Здоровье. Медицинская экология. Наука. 2010. № 1-2 (41-42). С. 31-32.

2. Петров В.А. Развитие научных исследований в области гигиены питания во Владивостокском государственном медицинском университете. К 50-летнему юбилею вуза // Тихоокеанский медицинский журнал. 2009. № 1. С. 5-11.

3. Петров В.А., Баранов В.Ф., Глушков Ю.А. Медико-профилактическому факультету ВГМИ - 25 лет // Медико-социальные проблемы охраны здоровья населения на Дальнем Востоке. Владивосток, 1991.С. 11-13.

4. Петров В.А., Бондаренко Л.П., Лапардин М.П. Профилактические дисциплины в формировании врачебного мышления // Формирование врачебного мышления будущего врача. Владивосток, 1993. С. 28-30.

5. Петров В.А., Кокарева А.А. Связь сенситивных возможностей студентов с использованием в питании дополнительных алиментарных факторов // Пермский медицинский журнал. Приложение. Актуальные проблемы питания: материалы научно-практической конференции, посвященной 65-летию кафедры гигиены питания ГОУ ВПО «Пермская медицинская академия им. Е.А. Вагнера». Пермь. 2008. С. 88-90.

6. Петров В.А., Семанив Е.А., Ковалевская С.М. Состояние фактического питания в дошкольных муниципальных образовательных учреждениях (ДОУ) Владивостока и пути его позитивной коррекции // Здоровье. Медицинская экология. Наука. 2011. № 2 (45). С. 12-16.

7. Петров В.А., Холошина Г.И., Севериненко Р.М. Последипломная подготовка специалиста - пути и формы оптимизации // 2 Международный симпозиум фонда медицинского обмена Японии, России и стран северо-восточной Азии. Россия, Владивосток, 1994. С. 48-50.

8. Петров В.А., Черток А.Г., Тарасенко Г.А. и др. Кафедра гигиены Владивостокского государственного медицинского университета к юбилею медико-профилактического факультета: история развития, проблемы, перспективы // Тихоокеанский медицинский журнал. 2006. № 3. Приложение. Актуальные проблемы гигиены, эпидемиологии и санитарно-эпидемиологического надзора в Приморском крае: материалы Дальневосточной региональной научно-практической конференции, посвященной 40-летию медико-профилактического факультета Владивостокского государственного медицинского университета. Владивосток: Медицина ДВ, 2006. С. 59-65.

9. Петров В.А., Черток А.Г., Тарасенко Г.А. и др. Негативные факторы подготовки специалистов профилактического профиля и пути их устранения // Актуальные проблемы гигиены, эпидемиологии и санитарно-эпидемиологического надзора в Приморском крае: Материалы краевой научно-практической конференции, посвященной 80-летию санитарно-эпидемиологической службы России и 35-летию

медико-профилактического факультета ВГМУ. Владивосток: ДВЭГИА, 2002. С. 36-38.

10. Петров В.А., Черток А.Г. Совместная научно-практическая деятельность кафедры гигиены Владивостокского государственного медицинского университета (ВГМУ) и ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Приморском крае» в 2006-2010 годах // Здоровье. Медицинская экология. Наука. 2011. № 2 (45). С. 28-30.

Petrov v. A., Trankovskaya L.v.

the formation and development of hygienic training

in the system of higher professional medical education in primorye

Pacific state medical universitythe Ministry of health of the Russian Federation, vladivostok.

The paper describes the main stages of formation and development of hygienic training in the system of higher medical education in Primorsky Krai. Given the retrospective assessment of the contribution of individual specialists in the development of this area of education. Are the achievements of and priorities hygiene departments of medical school (today - Pacific satiations medical University of the Ministry of health of the Russian Federation) in the training of specialists. Also presented some omissions and errors on the difficult way of development of hygienic technical training.

Keywords: hygiene, higher education, Primorsky Krai, history.

Citation: Petrov V.A., Trankovskaya L.V The formation and development of hygienic training in the system of higher professional medical education in Primorye . Health. Medical ecology. Science. 2014; 4(58): 44-50. URL: https://yadi.sk/i/ BPBn-Gf5ZKusC

Сведения об авторах

Петров Владимир Александрович - доктор медицинских наук, профессор кафедры гигиены ГБОУ ВПО ТГМУ Минздрава России, телефоны: (4232)-245-74-45, (4232)-244-61-91, (4232)-241-60-74, e-mail: gigienapetrov@mail.ru, 690066, г. Владивосток, ул. Шилкинская, д. 11, кв. 257;

Транковская Лидия Викторовна - доктор медицинских наук, профессор, заведующая кафедрой гигиены ГБОУ ВПО ТГМУ Минздрава России, проректор по научной работе, телефоны: (4232)-245-74-45, (4232)-256-87-49, (4232)-245-17-02, e-mail: hygienevgmu@mail.ru.

© М.В. Полякова, В.Г. Смогунов, 2014 г. УДК 379.8 (Приморский край)

М.В. Полякова, В.Г. Смогунов

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

об организации государственного надзора за отдыхом и оздоровлением детей

Управление Роспотребнадзора по Приморскому краю, г. Владивосток.

В данной статье приведены результаты деятельности Управления Роспотребнадзора в летнюю кампанию 2013 г. Число детей, охваченных организованным летним отдыхом в 2013 г., увеличилось на 5594 и составило 97733. Удельный вес детей охваченных организованным летним отдыхом увеличился в 2013 г. по сравнению с 2011 г. на 3,8% и составил 61%. Специалистами Управления Роспотребнадзора по Приморскому краю в 2013 г. было проведено 942 проверки оздоровительных учреждений, что на 106 проверок больше, чем было проведено в 2011 г., в том числе с лабораторными методами исследований 736 проверок - 78,1% (2011 г. -96,1%). Отмечается высокий удельный вес детей имеющих выраженный оздоровительный эффект в санаториях до - 98,6%, в санаторно-оздоровительных лагерях - 96%.

Ключевые слова: государственный санитарно-эпидемиологический надзор, летняя оздоровительная кампания, летние оздоровительные учреждения, эффект оздоровления, Приморский край, Роспотребнадзор.

Цитировать: Полякова М.В., Смогунов В.Г. Об организации государственного надзора за отдыхом и оздоровлением детей // Здоровье. Медицинская экология. Наука. 2014. №4(58). С. 50-53. URL: https://yadi.sk/i/itXdeljjZKusG

Совершенствование организации государственного санитарно-эпидемиологического надзора за отдыхом и оздоровлением детей является одним из

основных направлений деятельности Управления Роспотребнадзора по Приморскому краю [2, 4]. По итогам летней оздоровительной кампании 2012 г.,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.