© Петров В.А., Важенина А.А., 2016 doi:10.18411/hmes.d-2016-134
Удк 613:378.18:001.89(571.63)-053.5/6
В.А. Петров, А.А. Важенина
студенты тихоокеанского государственного медицинского университета в решении региональных научно-практических проблем гигиены детей и подростков на кафедре гигиены (к 50-летнему юбилею факультета общественного здоровья тГМУ)
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Тихоокеанский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации, г. Владивосток
Приведён анализ основных направлений студенческих научных работ за всё время функционирования кафедры гигиены ТГМУ, отражающий вклад студентов в разработку региональных научных проблем гигиены детей и подростков. Результаты этого анализа свидетельствуют об активном участии студентов в решении актуальных и приоритетных задач указанного раздела гигиены. Кроме несомненных достижений в статье представлены отдельные вопросы интенсификации и углубления научно-исследовательской работы студентов (НИРС) на кафедре гигиены.
Ключевые слова: ТГМУ, научные исследования студентов, гигиена детей и подростков, кафедра гигиены.
Для цитирования: Петров В.А., Важенина А.А. Студенты Тихоокеанского государственного медицинского университета в решении региональных научно-практических проблем гигиены детей и подростков на кафедре гигиены // Здоровье. Медицинская экология. Наука. 2016; 3(66): 162-170. D01:10.18411/hmes.d-2016-134
Для корреспонденции: Важенина А.А., e-mail: [email protected];
Поступила 25.07.16
STUDENTS vLADIvoSToK STATE MEDICAL UNivERSITY IN SoLviNG REGioNAL
scientific and practical problems care for child and adolescent
HEALTH DEPARTMENT
(by the 50th anniversary of the school of public HEALTH TSMU)
State budget institution of higher profes-tional Education «Vladivostok State Medical University» of the Russian Federation Ministry of Health, Vladivostok, Russia
The above analysis of the basic directions of students' scientific works of all time-functioning of the Department of Hygiene TSMU, reflecting the contribution of students to the development of regional research pro-health problems of children and adolescents. The results of this analysis indicate that the active participation of students in solving urgent and priority tasks specified Hygiene section. Also incommensurate achievements, opinion article presents some issues on intensification and deepening, scientific and research work of students (NIRS) to the Department of Health.
Keywords: TSMU, Vladivostok, Russia, research students, hygiene of children and adolescents, Department of Hygiene.
For citation: Petrov V.A., Vazhenina A.A. Students Pacific State medical University in regional scientific and practical problems of hygiene of children and adolescents in the health department. Health. Medical ecology. Science. 2016; 3 (66): 162-170. DOI: 10.18411 / hmes.d-2016-134
For correspondence: Vazhenina A.A., e-mail: [email protected]; Conflict of interests. The authors are declaring absence of conflict of interests. Financing. The study had no sponsor support.
Received 28.07.16 Accepted 14.08.16
V.A. Petrov, A.A. Vazhenina
Решение региональных научно-практических проблем гигиены детей и подростков во все времена функционирования кафедры гигиены ТГМУ было одним из приоритетных научных направлений кафедры, начиная с периода основания в 1959 г.
Пионером привлечения студентов к выполнению НИРС по тематике гигиены детей и подростков явилась тогда молодой преподаватель кафедры Филиппова Анна Григорьевна, разработавшая региональные регрессионные шкалы физического раз-
вития детей и подростков, необходимые как базис для развития исследований по оценке физического развития детей и подростков, важной составной части понятия их здоровья. К решению указанной научной задачи широко привлекались студенты - члены студенческого научного общества (СНО), а также студенты, выполнявшие курсовые работы. Работы студентов по данному направлению были представлены на итоговых студенческих конференциях, где получили высокую оценку.
В последующие годы тематика НИРС расширялась и углублялась. Ниже приводится систематизированный перечень направлений НИРС, к научной разработке которых привлекались студенты [1-3]:
1. Обоснование и разработка мероприятий, направленных на оптимизацию питания обучающихся на различных этапах обучения.
2. Гигиеническая оценка условий обучения студентов в вузе.
3. Изучение связи успешности обучения студентов с мотивацией к нему.
4. Гигиеническая оценка учебных изданий для разных категорий обучающихся.
5. Теоретическое обоснование оптимальных продуктовых композиций для детского питания по белковому компоненту.
6. Гигиеническая оценка регламентов расписания учебных занятий для возможности обеспечения студентами принципов рационального питания.
7. Оценка связи успешности обучения студентов с их познавательными возможностями.
8. Проведение социологических исследований с целью углублённого представления об особенностях студенческих коллективов для обоснования соответствующих превентивных мероприятий.
9. Объективное обоснование трудности отдельных учебных дисциплин, изучаемых в медицинском вузе, как базисного инструмента для оптимизации расписания учебных занятий.
10. Создание информационного и информационно-наглядного базиса по основным разделам дидактического процесса.
11. Обеспечение учебного процесса новым контрольно-обучающим материалом, адаптированным под модульно-рейтинговую организацию учебного процесса на кафедре гигиены.
12. Обеспеченность детского и подросткового населения Приморского края биогенными минералами.
Большинство перечисленных направлений НИРС реализовывалось в рамках кафедральной плановой темы научно-исследовательской работы (НИР). По указанным направлениям НИРС опубликовано большое количество работ или в соавторстве с преподавателями кафедры - научными руководителями, или как самостоятельные работы. Причём работы студентов, кроме как в издаваемом ежегодно сбор-
нике научных студенческих работ, публиковались в самых различных изданиях. Этих публикаций настолько много, что в указателе литературы приводится библиографическое описание только наиболее важных и показательных из них [1-30].
Рассмотрим вопросы реализации направлений НИРС более подробно.
1) Обоснование и разработка мероприятий, направленных на оптимизацию питания обучающихся на различных этапах обучения.
В рамках разработки этого направления студентами изучено состояние фактического питания обучающихся в дошкольных образовательных организациях (ДОО), а также в общеобразовательных организациях. Кроме того, разработаны эталонные (типовые) меню-раскладки, внедрённые в систему образования Приморского края и в учебный процесс [6-9].
Следует отметить, что результаты указанных студенческих работ были достойно представлены исполнителями на ежегодных конференциях, проводимых в ТГМУ, а также в конференциях других вузов [7, 10-14]. Ряд студенческих работ в виде стендовых докладов и презентаций успешно участвовали в различных конкурсах, получив кроме сертификатов участников, дипломы различной степени [15-19].
При освещении сущности данного направления НИРС, а также ряда других, следует отметить, что осуществлять контроль гигиенических условий обучения студентов призваны осуществлять специалисты системы Роспотребнадзора по гигиене детей и подростков [20-23].
2) Гигиеническая оценка условий обучения студентов в вузе.
Данное направление НИРС чрезвычайно актуально, так как от его реализации в конечном итоге зависит не только уровень здоровья, но и успешность обучения студентов. К сожалению, рекомендации по оптимизации условий обучения студентов, обоснованные и сформулированные авторами, не получили должного отклика со стороны администрации вуза, а внедрение результатов ограничилось лишь внедрением их в учебный процесс кафедры гигиены, а также публикациями. Данное обстоятельство обусловливает развитие у студентов-исполнителей разочарований в своей научной деятельности, скепсиса в отношении реальной значимости их работ для оптимизации условий обучения в вузе [24].
3) Изучение связи успешности обучения студентов с мотивацией к нему.
Известно, что мотивация студентов к обучению является основным фактором, определяющим успешность их обучения. В студенческих работах данное положение не просто декларируется, но и объективно доказывается на основании количественных характеристик мотивации и с помощью корреляционного анализа. Результаты этих работ, внедрённые в вос-
питательный процесс вуза, призваны способствовать реальному повышению уровня мотивации студентов к обучению, а значит и повышению показателей успешности их обучения. Следует отметить, что, к сожалению, рекомендации, разработанные студентами - авторами подобных работ, не нашли должного отклика у представителей администрации вуза, реальное внедрение результатов не имеет место. Данное обстоятельство заставляет ещё раз говорить о развитии у студентов разочарования и скепсиса в отношении их научной деятельности [25, 26].
4) Гигиеническая оценка учебных изданий для разных категорий обучающихся.
Данное направление НИРС реализовывалось в разное время и для разных категорий обучаемых. Проведена гигиеническая оценка учебной литературы для системы начального образования, журнала и учебных пособий, издаваемых издательством Медицина ДВ. Причём следует отметить, что если продукция издательства Медицина ДВ отличается высоким качеством и безопасностью, продукция же для начального образования не соответствует гигиеническим регламентам, что может обусловить ускорение развитие утомления у школьников и способствовать у них развитию различных нарушений сенсорных органов. Несмотря на то, что результаты указанных выше НИР внедрены в учебный процесс, реального улучшения качества учебных изданий для начального образования не происходит. Причина тому - многочисленность издательств в России, занимающихся выпуском учебных материалов, предназначенных для школьников. В результате становится практически невозможным контроль качества этих материалов со сторон системы Роспотребнадзора регионального уровня [9, 27].
5) Теоретическое обоснование оптимальных продуктовых композиций для детского питания по белковому компоненту.
Одним из путей решения белковой проблемы в стране, как признано ведущими специалистами России в области науки о питании, является обоснование и создание оптимальных по качеству комбинированных белковых продуктов. Это особенно актуально для организации детского питания, в котором регулировать качество белка достаточно сложно. В результате реализации обсуждаемого направления НИРС были обоснованы оптимальные параметры создания белковых композиций на основе гидробионтов и растительного сырья. Следует указать при этом, что данное направление НИРС в нашем вузе уникально для Российской Федерации. Никто сегодня в России не реализует данное научное направление и, таким образом, указанный выше способ создания комбинированных белковых продуктов на основе расчёта аминокислотного скора, остаётся невостребованным, а детское питание не обеспечивается качественным белковым компонентом [16, 28].
6) Гигиеническая оценка регламентов расписания учебных занятий для возможности обеспечения возможности усвоения студентами дидактического материала и реализации ими принципов рационального питания.
Расписание учебных занятий является ключевым фактором, определяющим возможность оптимального усвоения дидактического материала, а также реализации принципов рационального питания студентами. Результаты исследований студентов свидетельствуют о том, что характер расписания как бы программирует опоздания их на учебные занятия, а реализовать принципы рационального питания студентами практически не представляется возможным в ряде случаев из-за слишком коротких перерывов, в других случаях - из-за отсутствия условий приёма пищи во время указанных перерывов. Кстати, основанием этих исследований явились многочисленные жалобы студентов на неудовлетворительную организацию питания в вузе. Причём, администрация вуза, не реагирует на рекомендации по оптимизации студенческого питания, сформированные на основе студенческих работ по обсуждаемому направлению. Так, например, из этих рекомендаций следует, что давно назрела необходимость смены организации, осуществляющей обеспечение студенческое питание в буфетах вуза. Та же организация, которая сегодня обеспечивает студенческое питание, специализируется на продукции нездорового питания, снабжая буфеты продукцией по общепринятым в науке о питания воззрениями, обладающей вредное воздействие на организм студентов. То есть, в данном случае имеет место нарушение основного деонтологического принципа «Не навреди», что не способствует эффективности воспитательного процесса в вузе [12, 29, 30].
7) Оценка связи успешности обучения студентов с их познавательными возможностями.
При реализации представляемого направления НИРС получены уникальные данные, свидетельствующие о том, что по своим интеллектуальным возможностям подавляющее большинство студентов по международным критериям не может усваивать дидактический материал университетского курса (около 90%). Эти данные получены в рамках большого количества исследований индекса интеллекта (Щ) у студентов, обеспечивающего репрезентативность наблюдений. Данная проблема характерна для России в целом, как результат непродуманных реформ в российском образовании. Одним из результатов этих реформ является неоспоримый факт, заключающийся в том, что обучаться в вузе, быть допущенным к усвоению университетского курса может любой желающий. В 1961 году, например, из выпускников школ только примерно 10% поступали в вузы. Остальные 90% сегодня - это балласт, из которого при любых условиях не может получиться
профессионал в какой-либо области. То есть, высшее образование молодые люди в те годы получали на основе высокой общей подготовки. Авторы статьи полагают, что обсуждаемая проблема представляет собой ведущий детерминант значительного снижения качества и объёма подготовки студентов в современных условиях [11, 14, 30].
8) Проведение социологических исследований с целью углублённого представления об особенностях студенческих коллективов для обоснования соответствующих превентивных мероприятий.
Студентами проведены массовые социологические исследования, результаты которых обеспечили преподавателям более основательно и эффективно работать в студенческих коллективах. Эти исследования, проведённые с помощью анонимного анкетирования, обеспечили преподавателей самой разнообразной информацией об особенностях тех или иных контингентов студентов, позволившей целенаправленно осуществлять воспитательную и учебную деятельность, избегая при этом ошибок, зачастую приводящих к отсутствию должного взаимопонимания преподавателей и студентами.
Следует отметить, что одна из работ по данному направлению НИРС получила диплом первой степени на ежегодной итоговой студенческой конференции и в 2013 году была заслуженно отмечена дипломом на слёте молодых учёных «Научное творчество и инновационная деятельность молодёжи» в рамках IV Дальневосточного творческого фестиваля студентов и молодёжи медицинских вузов [18, 21].
9) Объективное обоснование трудности отдельных учебных дисциплин, изучаемых в медицинском вузе, как базисного инструмента для оптимизации расписания учебных занятий.
В общеобразовательной школе уже более полувека существует система оценки трудности отдельных предметов, которая вошла в соответствующие нормативные документы и тщательно контролируется специалистами систем Роспотребнадзора. Использование указанной системы ранжирования учебных предметов по их трудности для усвоения обеспечило рациональное построение расписания уроков, тем самым способствовало их рациональному чередованию и оптимальной последовательности. А почему не использовать подобную систему в высшей школе? Этим вопросом задались преподаватели - научные руководители НИРС и дали разработку данной темы студентам - членам СНО кафедры гигиены. Студенты успешно справились с поставленной перед ними задачей и разработали ранжированную, статистически обоснованную шкалу трудности учебных дисциплин на каждом из курсов обучения, отдельно для разных видов учебных занятий.
По существу, данная студенческая работа является инновационной, так как аналоги подобного рода ис-
следований в Российской Федерации отсутствуют, и таким образом, приоритет исполнителей этих исследований налицо. Однако следует отметить, что разработанные студентами шкалы трудности учебных дисциплин не востребованы сегодня формирующими расписание учебных занятий специалистами, отмахиваются от этих шкал, ссылаясь на и без того огромные сложности при комплектовании расписания учебных занятий. Но, и студенты, и научные руководители уверены, что разработанные шкалы трудности учебных дисциплин в скором времени будут востребованы при формировании расписания учебных занятий, и это будет значительным шагом в обеспечении студентов рациональным расписанием учебных занятий. А это, в свою очередь, непременно повысит качественные показатели обучения студентов [3, 15, 24].
10) Создание информационного и информационно-наглядного базиса по основным разделам дидактического процесса.
Студенты в рамках выполнения курсовых работ, входящих в систему НИРС на кафедре гигиены оказывали и оказывают огромную помощь преподавателям в формировании информационного и информационного базиса их деятельности. При этом широко используется Интернет. Выполняя эти работы, студенты не только обеспечивают базисом дидактический процесс, но и совершенствуют свои навыки работы с поисковыми системами Интернета.
Примерами таких работ студентов могут служить материалы по этике и деонтологии в профилактической медицине, а также материалы, дающие информацию и анализирующие вдающиеся произведения древности и средневековья. Так, выполнена работа по анализу великого произведения Тита Лукреция Кара «О природе вещей», Арнальдо де Виллано-ва «Салернского кодекса здоровья». Анализ этих источников показал, что они современны и сегодня, так как убедительно и доступно раскрывают сущность составляющих здорового образа жизни, принципы которого за века почти не изменились. Довольно полный базис представлен студентами по историческим аспектам развития гигиенической науки и практики. Весьма полезной оказалась информация по современным эколого-гигиеническим проблемам, которая значительно обогатила важный блок образовательных программ, реализуемых на кафедре гигиены [15, 24].
11) Обеспечение учебного процесса новым контрольно-обучающим материалом, адаптированным под модульно-рейтинговую организацию учебного процесса на кафедре гигиены.
В рамках реализации данного направления студентом Гумовским А.Н. была разработана уникальная контрольно-обучающая программа, адаптированная под модульно-рейтинговую организацию учебного процесса на кафедре гигиены. Эта работа
заняла 1 место на слёте молодых учёных «Научное творчество и инновационная деятельность молодёжи» в рамках II Дальневосточного творческого фестиваля студентов и молодёжи медицинских вузов на право участия в итоговом отборочном туре программы У.М.Н.И.К. в 2011 году [7].
12) Обеспеченность детского и подросткового населения Приморского края биогенными минералами.
Данное направление НИРС развивается под руководством профессора В.К. Ковальчука. Активно разрабатываются студентами научные вопросы обеспечения детского и подросткового населения Приморья биогенными макро- и микроэлементами. Эти вопросы являются чрезвычайно актуальными для обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения Приморского края с учётом специфики обеспечения питьевой водой. Важно, что эта тематика становится в последующем предметом исследования аспирантов кафедры, что свидетельствует о преемственности в организации НИР на кафедре.
Кроме приведённых выше направлений НИРС под руководством профессора Л.В. Транковской студенты принимают участие в работе по обновлению региональных стандартов физического развития, в гигиенической оценке условий дополнительного образования детей и других работах.
В представляемой работе отражены лишь основные направления НИРС на кафедре гигиены, решающие наиболее актуальные региональные проблемы гигиены детей и подростков в Приморском крае. Ряд отдельных направлений, имеющих частный, второстепенный характер авторами упущен.
Следует указать, что при реализации тематики НИРС по гигиене детей и подростков имеет место тесное взаимодействие кафедры с региональными организациями системы Роспотребнадзора, краевым управлением образования и другими ведомствами. Это взаимодействие, во-первых, обеспечивает НИРС наиболее актуальной тематикой, а, во-вторых, помогает осуществлять эту работу, предоставляя в ряде случаев отсутствующее на кафедре оборудование и приборы для реализации инструментальных методов исследования.
Заканчивая анализ реализуемых направлений НИРС на кафедре гигиены, необходимо отметить и ряд недоработок и упущений при формировании тематики данного вида деятельности, которые заключаются, по мнению авторов, в следующих позициях:
1) остаётся ряд важных проблем гигиены детей и подростков, требующих научного обоснования, и к решению которых не привлечены студенты;
2) в выполнении НИРС по темам гигиены детей и подростков отмечается низкая активность студентов, обучающихся по специальности «Медико-профилактическое дело»;
3) недостаточно реализуются студентами их возможности в формировании базисного информационного и информационно-наглядного обеспечения учебного процесса;
4) ряд направлений НИРС по гигиене детей и подростков требуют продолжения и развития;
5) к важным недостаткам анализируемой НИРС относится отсутствие экспериментальной базы для проведения биологических исследований, которые когда-то привлекали к участию в выполнении студенческих работ множество студентов; необходимо отметить, что реализация ряда направлений НИРС дала бы значительный дополнительный материал, обогатила бы её результатами, в том числе полученными на безе методологии доказательной медицины.
Но, как говорил великий Учитель Конфуций «Единственная настоящая ошибка - не исправлять своих прошлых ошибок». Так что бы знаем свои недоработки и некоторые ошибки и надеемся не допустить единственную настоящую ошибку, о которой говорил Конфуций.
Важным результатом реализации проанализированных направлений НИРС является углубление практических навыков в инструментальных, сани-тарно-статистических, социологических и других методах исследования. Это в полной мере демонстрируют студенты-выпускники в процессе итоговой государственной аттестации при работе с экзаменационными заданиями. Студенты, занимавшиеся научными исследованиями, как правило, демонстрируют более высокий уровень овладения соответствующими компетенциями, причём не только в практической подготовке, но и теоретической.
Выводы
1. На кафедре гигиены студенты при выполнении тем НИРС решают актуальные проблемы и задачи гигиены детей и подростков.
2. Ряд направлений НИРС, выполняемых на кафедре гигиены ТГМУ, носят приоритетный, уникальный, инновационный характер.
ЛИТЕРАТУРА
1. Бобина И.В., Пучкова А.А. Гигиеническая оценка регламентации учебно-воспитательного процесса на первой ступени образования при реализации общеобразовательных программ / Тез. докл. XV Тихоок. научно-практ. конф. студ. и мол. ученых с междун. уч. «Актуальные проблемы экспериментальной, профилактической и клинической медицины». - Владивосток: ТГМУ, 2014. С. 191-2.
2. Брезицкий В.С., Герасимова А.Л. Комплексная гигиеническая оценка условий труда и обучения в учебном корпусе № 4 Тихоокеанского государственного медицинского университета (ТГМУ) / Тез. докл. XIV Тихоок. научно-практ. конф. студ. и мол. ученых с междун. уч. «Актуальные проблемы экс-
периментальной, профилактической и клинической медицины». - Владивосток: ТГМУ, 2013. С. 256.
3. Варады Е.В., Черняк Л.Н, Боклина А.Ю., Васильева В.В. Обоснование и разработка шкал трудности учебных дисциплин при реализации государственных образовательных стандартов 3-го поколения на 1 курсе Тихоокеанского государственного медицинского университета (ТГМУ) / Тез. докл. XIV Тихоок. научно-практ. конф. студ. и мол. ученых с междун. уч. «Актуальные проблемы экспериментальной, профилактической и клинической медицины». - Владивосток: ТГМУ, 2013. С. 257-8.
4. Вершинина Т.О., Петрова А.Д., Лопатинская Т.Б., Гончарова А.Р. Связь успешности обучения студентов факультета общественного здоровья с мотивацией к обучению / Тез. докл. XVII Тихоок. научно-практ. конф. студ. и мол. ученых с междун. уч. «Актуальные проблемы экспериментальной, профилактической и клинической медицины». -Владивосток: ТГМУ, 2016. С. 17-8.
5. Власенко А.Ю. Гигиеническая оценка летнего питания в дошкольном образовательном учреждении / Тез. докл. XIII Тихоок. научно-практ. конф. студ. и мол. ученых с междун. уч. «Актуальные проблемы экспериментальной, профилактической и клинической медицины». - Владивосток: ТГМУ, 2011. С. 257-8.
6. Власенко А.Ю., Плотникова К.М. Обоснование и разработка рекомендаций по оптимизации питания в дошкольных организациях с 12-часовым режимом работы / Тез. докл. XIII Тихоок. научно-практ. конф. студ. и мол. ученых с междун. уч. «Актуальные проблемы экспериментальной, профилактической и клинической медицины». - Владивосток: ТГМУ, 2011. С. 8.
7. Гумовский А.Н. Создание контрольно-обучающего программного обеспечения, адаптированного под модульно-рейтинговую организацию учебного процесса на кафедре гигиены / Тез. докл. XIII Тихоок. научно-практ. конф. студ. и мол. ученых с междун. уч. «Актуальные проблемы экспериментальной, профилактической и клинической медицины». - Владивосток: ТГМУ, 2011. С. 262-3.
8. Дубинец А.В., Скутин В.В. Исследование корреляционной связи индекса интеллекта (Щ) студентов ВГМУ с успеваемостью и временем работы с компьютером / Тез. докл. XIII Тихоок. научно-практ. конф. студ. и мол. ученых с междун. уч. «Актуальные проблемы экспериментальной, профилактической и клинической медицины». - Владивосток: ТГМУ, 2011. С. 13.
9. Иванова М.В., Гущина Е.В. Гигиеническая оценка изданий учебных для начального образования / Тез. докл. XIII Тихоок. научно-практ. конф. студ. и мол. ученых с междун. уч. «Актуальные проблемы экспериментальной, профилактической и клинической медицины». - Владивосток: ТГМУ, 2011. С. 267.
10. Иванушко Е.С. Обоснование и разработка гигиенических рекомендаций по организации индивидуального питания студентов-юношей ВГМУ с малоподвижным образом жизни / Тез. докл. XIII Тихоок. научно-практ. конф. студ. и мол. ученых с междун. уч. «Актуальные проблемы экспериментальной, профилактической и клинической медицины». - Владивосток: ТГМУ, 2011. С. 36.
11. Лапаа К.Н. Научное обоснование возможности регламентации индивидуального питания студентов-девушек ВГМУ с малоподвижным образом жизни / Тез. докл. XIII Тихоок. научно-практ. конф. студ. и мол. ученых с междун. уч. «Актуальные проблемы экспериментальной, профилактической и клинической медицины». - Владивосток: ТГМУ, 2011. С. 22.
12. Меркурьев В.Н., Корецкий В.Н., Шастун О.А. Оценка расписания учебных занятий на младших курсах лечебного факультета Тихоокеанского государственного медицинского университета (ТГМУ) по критерию возможности реализации студентами принципов рационального питания / Тез. докл. XIV Тихоок. научно-практ. конф. студ. и мол. ученых с междун. уч. «Актуальные проблемы экспериментальной, профилактической и клинической медицины». - Владивосток: ТГМУ, 2013. С. 267-8.
13. Нехаенко Н.В. Обоснование и разработка гигиенических рекомендаций по организации индивидуального питания студентов-девушек ВГМУ, занимающихся физкультурой / Тез. докл. XIII Тихоок. научно-практ. конф. студ. и мол. ученых с междун. уч. «Актуальные проблемы экспериментальной, профилактической и клинической медицины». -Владивосток: ТГМУ, 2011. С. 26-7.
14. Омельченко Р.В., Важенина А.А. Фактическое питание в дошкольной образовательной организации (ДОО) г. Владивостока в зимний и летний периоды как базис его оптимизации / Тез. докл. XVI Тихоок. научно-практ. конф. студ. и мол. ученых с междун. уч. «Актуальные проблемы экспериментальной, профилактической и клинической медицины». - Владивосток: ТГМУ, 2015. С. 226.
15. Пенин Д.Р. Создание информационно-наглядного базиса по современным эколого-гигиеническим проблемам // Тезисы XV Тихоок. научно-практ. конф. студ. и мол. ученых с междун. уч. «Актуальные проблемы экспериментальной, профилактической и клинической медицины». - Владивосток: ТГМУ, 2014. С. 204-5.
16. Петров В.А., Марченко Л.Л., Золотова М.А., Посохова А.В. Медико-биологическое обоснование оптимальных по белковому компоненту комбинированных продуктов детского питания на основе гидробионтов и растительного сырья // Пермский медицинский журнал. Приложение. 2008; 145-7.
17. Пешкова Е.П., Родионова В.Д. Гигиеническая оценка учебных пособий, издаваемых издательством Медицина ДВ / Тез. докл. XVII Тихоок. научно-
практ. конф. студ. и мол. ученых с междун. уч. «Актуальные проблемы экспериментальной, профилактической и клинической медицины». - Владивосток: ТГМУ, 2011. С. 26-7.
18. Подгайная М.А., Харько Д.Р. Анализ результатов социологических исследований питания студентов Тихоокеанского государственного медицинского университета (ТГМУ) в многолетней динамике / Тез. докл. XIV Тихоок. научно-практ. конф. студ. и мол. ученых с междун. уч. «Актуальные проблемы экспериментальной, профилактической и клинической медицины». - Владивосток: ТГМУ, 2013. С. 270-1.
19. Подгайная М.А. Оценка возможности реализации принципов рационального питания в связи с особенностями расписания учебных занятий на младших курсах стоматологического факультета ВГМУ / Тез. докл. XIII Тихоок. научно-практ. конф. студ. и мол. ученых с междун. уч. «Актуальные проблемы экспериментальной, профилактической и клинической медицины». - Владивосток: ТГМУ, 2011. С. 32.
20. Пучкова А.А., Бобина И.В. Гигиеническая оценка расписания уроков на второй ступени образования при реализации общеобразовательных программ / Тез. докл. XV Тихоок. научно-практ. конф. студ. и мол. ученых с междун. уч. «Актуальные проблемы экспериментальной, профилактической и клинической медицины». - Владивосток: ТГМУ, 2014. С. 205-6.
21. Сергеева А.Л., Брезицкий В.С. Студенты, кто мы? (социальный портрет студента ВГМУ) / Тез. докл. XIII Тихоок. научно-практ. конф. студ. и мол. ученых с междун. уч. «Актуальные проблемы экспериментальной, профилактической и клинической медицины». - Владивосток: ТГМУ, 2011. С. 254-55.
22. Сон Е.Д. Научное обоснование регламентации индивидуального питания студентов-юношей ВГМУ, занимающихся спортом / Тез. докл. XIII Тихоок. научно-практ. конф. студ. и мол. ученых с междун. уч. «Актуальные проблемы экспериментальной, профилактической и клинической медицины». - Владивосток: ТГМУ, 2011. С. 35.
23. Степанюк А.В., Петров В.А. Чередниченко С.А. Реализация одного из направлений оптимизации школьного питания в общеобразовательных учреждениях Приморского края / Матер. регион. научно-практич. конф., посв. 55-летию гигиенич. подг. в сист. высш. професс. медиц. образов. в Приморском крае «Актуальные проблемы гигиены, эпидемиологии и санитарно-эпидемиологического надзора в Приморском крае». Владивосток: ТГМУ, 2014. С. 141-5.
24. Супрун Д.С., Стецко А.И. Создание информационно-наглядного базиса по историческим и де-онтологическим аспектам гигиены / Тез. докл. XV Тихоок. научно-практ. конф. студ. и мол. ученых с междун. уч. «Актуальные проблемы экспериментальной, профилактической и клинической медицины». - Владивосток: ТГМУ, 2014. С. 210.
25. Толстая В.Ю. Научное обоснование гигиенических рекомендаций по индивидуальной организации питания студентов-девушек ВГМУ, занимающихся спортом / Тез. докл. XIII Тихоок. научно-практ. конф. студ. и мол. ученых с междун. уч. «Актуальные проблемы экспериментальной, профилактической и клинической медицины». -Владивосток: ТГМУ, 2011. С. 36.
26. Харько Д.Р. Изучение мотивации к обучению студентов 6 курса специальности 060105 Медико-профилактическое дело Тихоокеанского государственного медицинского университета в долгосрочной динамике / Тез. докл. XVI Тихоок. научно-практ. конф. студ. и мол. ученых с междун. уч. «Актуальные проблемы экспериментальной, профилактической и клинической медицины». - Владивосток: ТГМУ, 2015. С. 63-4.
27. Харько Д.Р., Жабин А.А. Оценка условий питания студентов в теоретических корпусах ВГМУ / Тез. докл. XIII Тихоок. научно-практ. конф. студ. и мол. ученых с междун. уч. «Актуальные проблемы экспериментальной, профилактической и клинической медицины». - Владивосток: ТГМУ, 2011. С. 37.
28. Чередниченко С.А., Важенина А.А. Анализ состояния фактического питания в дошкольной образовательной организации (ДОО) г. Владивостока в осенний сезон / Тез. докл. XVI Тихоок. научно-практ. конф. студ. и мол. ученых с междун. уч. «Актуальные проблемы экспериментальной, профилактической и клинической медицины». - Владивосток: ТГМУ, 2015. С. 236.
29. Щетинина Ю.А. Научное обоснование и разработка рекомендаций по организации питания в дошкольных организациях с круглосуточным режимом работы / Тез. докл. XIII Тихоок. научно-практ. конф. студ. и мол. ученых с междун. уч. «Актуальные проблемы экспериментальной, профилактической и клинической медицины». - Владивосток: ТГМУ, 2011. С. 39.
30. Щетинина Ю.А., Семёнушкина В.М., Власен-ко, А.Ю., Плотникова К.М. Оптимизация питания дошкольников (помогаем детям обрести здоровье) / Тез. докл. XIV Тихоок. научно-практ. конф. студ. и мол. ученых с междун. уч. «Актуальные проблемы экспериментальной, профилактической и клинической медицины». - Владивосток: ТГМУ, 2013. С. 287-8.
REFERENCES
1. Bobina I.V., Puchkova A.A. Gigienicheskaja ocenka reglamentacii uchebno-vospitatel'nogo processa na pervoj stupeni obrazovanija pri realizacii obshheobrazovatel'nyh programm / Tez. dokl. HV Tihook. nauchno-prakt. konf. stud. i mol. uchenyh s mezhdun. uch. «Aktual'nye problemy jeksperimental'noj, profilakticheskoj i klinicheskoj mediciny». - Vladivostok: TGMU, 2014. S. 191-2.
2. Brezickij V.S., Gerasimova A.L. Kompleksnaja gigienicheskaja ocenka uslovij truda i obuchenija v uchebnom korpuse № 4 Tihookeanskogo gosudarstvennogo medicinskogo universiteta (TGMU) / Tez. dokl. XIV Tihook. nauchno-prakt. konf. stud. i mol. uchenyh s mezhdun. uch. «Aktual'nye problemy jeksperimental'noj, profilakticheskoj i klinicheskoj mediciny». - Vladivostok: TGMU, 2013. S. 256.
3. Varady E.V., Chernjak L.N,BoklinaA.Ju.,Vasil'eva V.V. Obosnovanie i razrabotka shkal trudnosti uchebnyh disciplin pri realizacii gosudarstvennyh obrazovatel'nyh standartov 3-go pokolenija na 1 kurse Tihookeanskogo gosudarstvennogo medicinskogo universiteta (TGMU) / Tez. dokl. XIV Tihook. nauchno-prakt. konf. stud. i mol. uchenyh s mezhdun. uch. «Aktual'nye problemy jeksperimental'noj, profilakticheskoj i klinicheskoj mediciny». - Vladivostok: TGMU, 2013. S. 257-8.
4. Vershinina T.O., Petrova A.D., Lopatinskaja T.B., Goncharova A.R. Svjaz' uspeshnosti obuchenija studentov fakul'teta obshhestvennogo zdorov'ja s motivaciej k obucheniju / Tez. dokl. HVII Tihook. nauchno-prakt. konf. stud. i mol. uchenyh s mezhdun. uch. «Aktual'nye problemy jeksperimental'noj, profilakticheskoj i klinicheskoj mediciny». -Vladivostok: TGMU, 2016. S. 17-8.
5. Vlasenko A.Ju. Gigienicheskaja ocenka letnego pitanija v doshkol'nom obrazovatel'nom uchrezhdenii / Tez. dokl. XIII Tihook. nauchno-prakt. konf. stud. i mol. uchenyh s mezhdun. uch. «Aktual'nye problemy jeksperimental'noj, profilakticheskoj i klinicheskoj mediciny». - Vladivostok: TGMU, 2011. S. 257-8.
6. Vlasenko A.Ju., Plotnikova K.M. Obosnovanie i razrabotka rekomendacij po optimizacii pitanija v doshkol'nyh organizacijah s 12-chasovym rezhimom raboty / Tez. dokl. XIII Tihook. nauchno-prakt. konf. stud. i mol. uchenyh s mezhdun. uch. «Aktual'nye problemy jeksperimental'noj, profilakticheskoj i klinicheskoj mediciny». - Vladivostok: TGMU, 2011. S. 8.
7. Gumovskij A.N. Sozdanie kontrol'no-obu-chajushhego programmnogo obespechenija, adap-tirovannogo pod modul'no-rejtingovuju organiza-ciju uchebnogo processa na kafedre gigieny / Tez. dokl. XIII Tihook. nauchno-prakt. konf. stud. i mol. uchenyh s mezhdun. uch. «Aktual'nye problemy jeksperimental'noj, profilakticheskoj i klinicheskoj mediciny». - Vladivostok: TGMU, 2011. S. 262-3.
8. Dubinec A.V., Skutin V.V. Issledovanie korrelja-cionnoj svjazi indeksa intellekta (IQ) studentov VGMU s uspevaemost'ju i vremenem raboty s komp'juterom / Tez. dokl. XIII Tihook. nauchno-prakt. konf. stud. i mol. uchenyh s mezhdun. uch. «Aktual'nye problemy jeksperimental'noj, profilakticheskoj i klinicheskoj mediciny». -Vladivostok: TGMU, 2011. S. 13.
9. Ivanova M.V., Gushhina E.V. Gigienicheskaja ocenka izdanij uchebnyh dlja nachal'nogo obrazovanija / Tez. dokl. XIII Tihook. nauchno-prakt. konf. stud. i
mol. uchenyh s mezhdun. uch. «Aktual'nye problemy jeksperimental'noj, profilakticheskoj i klinicheskoj mediciny». - Vladivostok: TGMU, 2011. S. 267.
10. Ivanushko E.S. Obosnovanie i razrabotka gigienicheskih rekomendacij po organizacii indivi-dual'nogo pitanija studentov-junoshej VGMU s ma-lopodvizhnym obrazom zhizni / Tez. dokl. XIII Tihook. nauchno-prakt. konf. stud. i mol. uchenyh s mezhdun. uch. «Aktual'nye problemy jeksperimental'noj, profilakticheskoj i klinicheskoj mediciny». -Vladivostok: TGMU, 2011. S. 36.
11. Lapaa K.N. Nauchnoe obosnovanie vozmozhnosti reglamentacii individual'nogo pitanija studentov-devushek VGMU s malopodvizhnym obrazom zhizni / Tez. dokl. XIII Tihook. nauchno-prakt. konf. stud. i mol. uchenyh s mezhdun. uch. «Aktual'nye problemy jeksperimental'noj, profilakticheskoj i klinicheskoj mediciny». - Vladivostok: TGMU, 2011. S. 22.
12. Merkur'ev V.N., Koreckij V.N., Shastun O.A. Ocenka raspisanija uchebnyh zanjatij na mladshih kursah lechebnogo fakul'teta Tihookeanskogo gosudarstvennogo medicinskogo universiteta (TGMU) po kriteriju vozmozhnosti realizacii studentami principov racional'nogo pitanija / Tez. dokl. XIV Tihook. nauchno-prakt. konf. stud. i mol. uchenyh s mezhdun. uch. «Aktual'nye problemy jeksperimental'noj, profilakticheskoj i klinicheskoj mediciny». -Vladivostok: TGMU, 2013. S. 267-8.
13. Nehaenko N.V. Obosnovanie i razrabotka gigienicheskih rekomendacij po organizacii indivi-dual'nogo pitanija studentov-devushek VGMU, zani-majushhihsja fizkul'turoj / Tez. dokl. XIII Tihook. nauchno-prakt. konf. stud. i mol. uchenyh s mezhdun. uch. «Aktual'nye problemy jeksperimental'noj, profilakticheskoj i klinicheskoj mediciny». -Vladivostok: TGMU, 2011. S. 26-7.
14. Omel'chenko R.V., Vazhenina A.A. Fakticheskoe pitanie v doshkol'noj obrazovatel'noj organizacii (DOO) g. Vladivostoka v zimnij i letnij periody kak bazis ego optimizacii / Tez. dokl. HVI Tihook. nauchno-prakt. konf. stud. i mol. uchenyh s mezhdun. uch. «Aktual'nye problemy jeksperimental'noj, profi-lakticheskoj i klinicheskoj mediciny». - Vladivostok: TGMU, 2015. S. 226.
15. Penin D.R. Sozdanie informacionno-nagljadnogo bazisa po sovremennym jekologo-gigienicheskim problemam // Tezisy HV Tihook. nauchno-prakt. konf. stud. i mol. uchenyh s mezhdun. uch. «Aktual'nye problemy jeksperimental'noj, profilakticheskoj i klinicheskoj mediciny». - Vladivostok: TGMU, 2014. S. 204-5.
16. Petrov V.A., Marchenko L.L., Zolotova M.A., Posohova A.V. Mediko-biologicheskoe obosnovanie optimal'nyh po belkovomu komponentu kombinirovannyh produktov detskogo pitanija na osnove gidrobiontov i rastitel'nogo syr'ja // Permskij medicinskij zhurnal. Prilozhenie. 2008; 145-7.
17. Peshkova E.P., Rodionova V.D. Gigienicheskaja ocen-ka uchebnyh posobij, izdavaemyh izdatel'stvom Medicina DV / Tez. dokl. HVII Tihook. nauchno-prakt. konf. stud. i mol. uchenyh s mezhdun. uch. «Aktual'nye problemy jeksperimental'noj, profilakticheskoj i klinicheskoj mediciny». - Vladivostok: TGMU, 2011. S. 26-7.
18. Podgajnaja M.A., Har'ko D.R. Analiz rezul'tatov sociologicheskih issledovanij pitanija studentov Tiho-okeanskogo gosudarstvennogo medicinskogo universiteta (TGMU) v mnogoletnej dinamike / Tez. dokl. XIV Tihook. nauchno-prakt. konf. stud. i mol. uchenyh s mezhdun. uch. «Aktual'nye problemy jeksperimental'noj, profilakticheskoj i klinicheskoj mediciny». - Vladivostok: TGMU, 2013. S. 270-1.
19. Podgajnaja M.A. Ocenka vozmozhnosti realizacii principov racional'nogo pitanija v svjazi s osobennostjami raspisanija uchebnyh zanjatij na mladshih kursah stomatologicheskogo fakul'teta VGMU / Tez. dokl. XIII Tihook. nauchno-prakt. konf. stud. i mol. uchenyh s mezhdun. uch. «Aktual'nye problemy jeksperimental'noj, profilakticheskoj i klinicheskoj mediciny». - Vladivostok: TGMU, 2011. S. 32.
20. Puchkova A.A., Bobina I.V. Gigienicheskaja ocenka raspisanija urokov na vtoroj stupeni obrazovanija pri realizacii obshheobrazovatel'nyh programm / Tez. dokl. HV Tihook. nauchno-prakt. konf. stud. i mol. uchenyh s mezhdun. uch. «Aktual'nye problemy jeksperimental'noj, profilakticheskoj i klinicheskoj mediciny». - Vladivostok: TGMU, 2014. S. 205-6.
21. Sergeeva A.L., Brezickij V.S. Studenty, kto my? (social'nyj portret studenta VGMU) / Tez. dokl. XIII Tihook. nauchno-prakt. konf. stud. i mol. uchenyh s mezhdun. uch. «Aktual'nye problemy jeksperimental'noj, profilakticheskoj i klinicheskoj mediciny». - Vladivostok: TGMU, 2011. S. 254-55.
22. Son E.D. Nauchnoe obosnovanie reglamentacii individual'nogo pitanija studentov-junoshej VGMU, zanima-jushhihsja sportom / Tez. dokl. XIII Tihook. nauchno-prakt. konf. stud. i mol. uchenyh s mezhdun. uch. «Aktual'nye problemy jeksperimental'noj, profilakticheskoj i klinicheskoj mediciny». - Vladivostok: TGMU, 2011. S. 35.
23. Stepanjuk A.V., Petrov V.A. Cherednichenko S.A. Realizacija odnogo iz napravlenij optimizacii shkol'nogo pitanija v obshheobrazovatel'nyh uchre-zhdenijah Primorskogo kraja / Mater. region. nauchno-praktich. konf., posv. 55-letiju gigienich. podg. v sist. vyssh. profess. medic. obrazov. v Primorskom krae «Aktual'nye problemy gigieny, jepidemiologii i sanitarno-jepidemiologicheskogo nadzora v Primorskom
krae». Vladivostok: TGMU, 2014. S. 141-5.
24. Suprun D.S., Stecko A.I. Sozdanie informacionno-nagljadnogo bazisa po istoricheskim i deontologicheskim aspektam gigieny / Tez. dokl. HV Tihook. nauchno-prakt. konf. stud. i mol. uchenyh s mezhdun. uch. «Aktual'nye problemyjeksperimental'noj, profilakticheskoj i klinicheskoj mediciny». - Vladivostok: TGMU, 2014. S. 210.
25. Tolstaja V.Ju. Nauchnoe obosnovanie gigieni-cheskih rekomendacij po individual'noj organizacii pitanija studentov-devushek VGMU, zanimajushhihsja sportom / Tez. dokl. XIII Tihook. nauchno-prakt. konf. stud. i mol. uchenyh s mezhdun. uch. «Aktual'nye problemy jeksperimental'noj, profilakticheskoj i klinicheskoj mediciny». - Vladivostok: TGMU, 2011. S. 36.
26. Har'ko D.R. Izuchenie motivacii k obuche-niju studentov 6 kursa special'nosti 060105 Mediko-profilakticheskoe delo Tihookeanskogo gosudarstven-nogo medicinskogo universiteta v dolgosrochnoj dina-mike / Tez. dokl. HVI Tihook. nauchno-prakt. konf. stud. i mol. uchenyh s mezhdun. uch. «Aktual'nye problemy jeksperimental'noj, profilakticheskoj i klinicheskoj mediciny». - Vladivostok: TGMU, 2015. S. 63-4.
27. Har'ko D.R., Zhabin A.A. Ocenka uslovij pitanija studentov v teoreticheskih korpusah VGMU / Tez. dokl. XIII Tihook. nauchno-prakt. konf. stud. i mol. uchenyh s mezhdun. uch. «Aktual'nye problemy jeksperimental'noj, profilakticheskoj i klinicheskoj mediciny». - Vladivostok: TGMU, 2011. S. 37.
28. Cherednichenko S.A., Vazhenina A.A. Analiz sosto-janija fakticheskogo pitanija v doshkol'noj obrazovatel'noj organizacii (DOO) g. Vladivostoka v osennij sezon / Tez. dokl. HVI Tihook. nauchno-prakt. konf. stud. i mol. uchenyh s mezhdun. uch. «Aktual'nye problemy jeksperimental'noj, profilakticheskoj i klinicheskoj mediciny». - Vladivostok: TGMU, 2015. S. 236.
29. Shhetinina Ju.A. Nauchnoe obosnovanie i razra-botka rekomendacij po organizacii pitanija v doshkol'nyh organizacijah s kruglosutochnym rezhimom raboty / Tez. dokl. XIII Tihook. nauchno-prakt. konf. stud. i mol. uchenyh s mezhdun. uch. «Aktual'nye problemy jeksperimental'noj, profilakticheskoj i klinicheskoj medi-ciny». - Vladivostok: TGMU, 2011. S. 39.
30. Shhetinina Ju.A., Semjonushkina V.M., Vlasenko, A.Ju., Plotnikova K.M. Optimizacija pitanija doshkol'nikov (pomogaem detjam obresti zdorov'e) / Tez. dokl. XIV Tihook. nauchno-prakt. konf. stud. i mol. uchenyh s mezhdun. uch. «Aktual'nye problemy jeksperimental'noj, profilakticheskoj i klinicheskoj mediciny». - Vladivostok: TGMU, 2013. S. 287-8.
Сведения об авторах
Петров Владимир Александрович - доктор медицинских наук, профессор кафедры гигиены ГБОУ ВПО
ТГМУ Минздрава России, телефоны: (4232)-245-74-45, (4232)-241-60-74, e-mail: [email protected], 690066, г. Владивосток, ул. Шилкинская, д. 11, кв. 257.
Важенина Антонина Анатольевна - аспирант кафедры гигиены ГБОУ ВПО ТГМУ Минздрава России, телефон 8-902-489-19-59, e-mail: [email protected], 690025, г. Владивосток, ул. Александровича, д. 52 кв. 3.