УДК 378.147:614.8
О. А. Тучкова, Л. И. Хайруллина, Г. Н. Зиннатуллина СПЕЦИФИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ «БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
БАКАЛАВРАМ ГУМАНИТАРНОГО ПРОФИЛЯ
Ключевые слова: безопасность жизнедеятельности, учебная дисциплина, бакалавр гуманитарного профиля, обучение.
Рассмотрена специфика преподавания учебной дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» (далее БЖД) студентам бакалаврам гуманитарного профиля. Определены знания, умения и навыки для успешного освоения данной дисциплины студентами. Подробно рассмотрены формы изучения данной дисциплины: лекция, практическое занятие и самостоятельная работа студентов. Также значительное внимание уделено методической структуре (УМК) дисциплины БЖД для бакалавров гуманитарного профиля
Keywords: safety of living, course, Bachelor of Humanities, education.
The teaching specify of the discipline "Safety of Living" (hereinafter SOL) to bachelors students of humanities has been considered. Knowledge and learning skills for the successful development of the discipline by students have been defined. Studying forms of the discipline like lectures, practical exercises and individual works by students have been considered in details. Considerable attention has been paid to the methodological framework of the discipline SOL for bachelors of humanities.
На сегодняшний день тенденции высшей школы таковы, что специалитет как форма высшего образования уходит в прошлое, а на смену ему приходит система бакалавриата - полноценного высшего образования на уровне мировых стандартов.
Бакалавр — это степень, получаемая студентом высшего учебного заведения после приобретения и подтверждения основных знаний по выбранной специальности. Данная степень подтверждает, что человек имеет высшее образование и немного ориентируется по своей специальности, а также дает возможность продолжить обучение и, освоив специальные знания по выбранной специальности, получить дальнейшие степени специалиста или магистра.
Первые три года будущие бакалавры обучаются по единому учебному плану по выбранному направлению, за это время их готовят как широких специалистов и только уже на четвертом курсе этим студентам необходимо будет выбрать конкретный профиль в образовании. Таким образом, для выпускников, которые еще точно не определились с выбором будущей профессии, обучаясь на бакалавриате, есть время определиться с профилем за три года общего образования.
До выбора профиля - системы организации образования, при которой на старших курсах проходят углубленное изучение профильных дисциплин и создаются условия для обучения в соответствии с профессиональными интересами и намерениями в отношении дальнейшего трудоустройства и продолжения происходит изучение общих профессиональных дисциплин, среди которых не последнее место занимает «Безопасность жизнедеятельности» (далее БЖД).
Настоящая статья посвящена специфике преподавания «Безопасность жизнедеятельности» студентам бакалаврам гуманитарного профиля.
Как известно, безопасность - это состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества, имущества, государства от внешних и внутренних угроз, опасностей и рисков.
Поэтому в структуре предмета «Безопасность жизнедеятельности» заложена ориентация на анализ таких вопросов, как отношения между людьми в процессе деятельности по обеспечению безопасности; выявление тенденций и определение адекватности реагирования на формирующиеся и состоявшиеся риски, вызовы, угрозы и опасности.
Основными целями безопасности жизнедеятельности являются:
• обеспечение нормальных условий жизни человека;
• недопущение аварийных ситуаций и обеспечение готовности к действиям в условиях стихийных бедствий или других угрожающих явлений природной среды;
• предупреждение травматизма;
• сохранение здоровья;
• сохранение работоспособности человека;
• сохранение качества полезного труда.
Безопасность жизнедеятельности
интегрирует в себе достижения следующих наук и научных направлений: охрана труда, гражданская оборона, охрана окружающей среды, химия, биология, экология, медицина, психология, право, эргономика, физиология, гигиена и ряда других [1].
Учебная дисциплина «Безопасность жизнедеятельности» (БЖД) — обязательная общепрофессиональная дисциплина, в которой рассматриваются основы безопасного
взаимодействия человека со средой обитания (производственной, бытовой, городской, природной) и основы защиты от негативных факторов в опасных и чрезвычайно опасных ситуациях. Изучение дисциплины должно формировать у бакалавра гуманитарного профиля представления о неразрывном единстве эффективной
профессиональной деятельности и отдыха с требованиями к безопасности техники и защищенности человека. Реализация этих требований гарантирует сохранение работоспособности и здоровья человека, готовит его к действиям в экстремальных условиях.
Объектом познания данной дисциплины являются люди (человек и коллектив людей) как объект защиты от опасностей избыточных потоков вещества, энергии и информации.
Предметом исследования в БЖД являются опасности и их совокупности, а также условия и средства, необходимые для безопасной жизнедеятельности человека или коллектива людей.
Для успешного освоения данной дисциплины студент должен владеть знаниями, умениями и навыками, сформированными школьной программой по дисциплине «Основы безопасности жизнедеятельности», а также освоить материал предшествующих дисциплин: высшая математика; концепция современного естествознания; экономическая теория. Дисциплина «Безопасность жизнедеятельности» формирует набор специальных знаний и компетенций, необходимых для выполнения производственно-технологической, проектно-
конструкторской; сервисно-эксплуатационной;
организационно-управленческой; экспертной,
надзорной и инспекционно-аудиторской
деятельности. Она является предшествующей и необходима для успешного усвоения, например, таких последующих дисциплин как трудовое право; разработка управленческого решения;
производственный менеджмент; логистика и др.
В результате освоения дисциплины обучающийся бакалавр должен:
1) знать: основные природные и техносферные опасности, их свойства и характеристики, методы защиты от них применительно к сфере своей профессиональной деятельности;
2) уметь: идентифицировать основные опасности среды обитания человека, оценивать риск их реализации, выбирать методы защиты от опасностей применительно к сфере своей профессиональной деятельности и способы обеспечения комфортных условий жизнедеятельности;
3) владеть: законодательными и правовыми основами в области безопасности и охраны окружающей среды, требованиями безопасности технических регламентов в сфере профессиональной деятельности; способами и технологиями защиты в чрезвычайных ситуациях; понятийно-терминологическим аппаратом в области безопасности; навыками рационализации профессиональной деятельности с целью обеспечения безопасности и защиты окружающей среды.
Знания, полученные при изучении дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» могут быть использованы при подготовке отчетов по производственной и преддипломной практике, выполнении соответствующих разделов выпускной квалификационной работы по определенным направлениям подготовки. Основные понятия данного курса дают широкие возможности для моделирования и прогнозирования процессов безопасности в результате деятельности человека, могут служить методологической и методической
основой дальнейшего изучения вопросов безопасности, разделов финансового менеджмента, способствовать решению проблемных ситуативных задач, связанных с профессиональной деятельностью.
Однако, несмотря на все задачи, поставленные в рабочих программах по данной дисциплине среди студентов гуманитарных специальностей бытует мнение об отсутствии надобности изучения данной дисциплины. Согласно опроса среди студентов гуманитарного профиля (53 человека) о необходимости и важности данной дисциплины: 18 человек (34%) сообщили, «что такая дисциплина им вообще не нужна, самое необходимое им уже дали в школе - и это первая медицинская помощь»; 30 человек (57%) - ответили, что такая дисциплина все-таки «нужна», но без каких-либо комментариев её необходимости; 5 человек (9%) -не ответили ничего.
Как показывает опрос, большинство студентов все-таки осознает преподавание данной дисциплины важной жизненной необходимостью, не сумев это просто выразить. И это не удивительно, так как обучение людей безопасности жизнедеятельности становится все более актуальным в период сложных социально-экономических преобразований и нынешней обстановке, как в нашем государстве, так и в мире в целом.
Таким образом, одним из важных факторов в процессе обучения студентов бакалавров гуманитарного профиля становится степень заинтересованности в изучении данной дисциплины. Задача преподавателя состоит в данном случае в том, чтобы студенты понимали значимость данного предмета не зависимо от профиля. Заведомо ложное отношение к данной дисциплине зачастую связано с тем, что студенты не понимают разницу между данным предметом, который им преподавали в школе и вузовской дисциплиной. Ведь «Безопасность жизнедеятельности» в высшем учебном заведении -это не только оказание первой медицинской помощи, это целый комплекс научных и профессиональных знаний, изучающий все виды опасностей, угрожающих каждому человеку, его сообществам (государству, общественным и иным организациям), разрабатывающий методы, механизмы предвидения и предупреждения их влияния, способы и средства защиты от них в любых условиях обитания человека и социума, а также определяющий психолого-педагогические и организационные основы и закономерности развития личности безопасного типа поведения.
Заинтересованность студентов напрямую зависит от методики преподавания и качества подобранного материала. Обучение в условиях информационной образовательной среды предполагает, что рабочая программа, задания и все необходимые учебно-методические материалы должны обеспечить индивидуальную скорость продвижения по курсу, т.е. давать возможность студентам формировать индивидуальные
образовательные траектории и выбирать собственный темп изучения материала.
В этой связи организацию современного обучения безопасности жизнедеятельности в системе бакалавриата гуманитарного профиля целесообразно начать с уточнения того, что понимается под термином «безопасность жизнедеятельности». Безопасность жизнедеятельности - это комплекс мероприятий, направленный на безопасное взаимодействие человека со средой обитания и его защиту, устойчивое функционирование объектов хозяйствования в чрезвычайных ситуациях, предупреждение и ликвидацию последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также применения современных средств поражения.
В результате изучения данного предмета студент должен освоить теоретические знания и практические действия, необходимые для решения нижеследующих задач:
- создание нормальных условий в зонах трудовой деятельности и отдыха человека;
- эксплуатация техники, технологических процессов и объектов хозяйствования в соответствии с требованиями по безопасности и экологичности;
- устойчивость функционирования объектов хозяйствования и технических систем в обычных условиях и в условиях чрезвычайных ситуаций;
- разработка и реализация мер защиты человека и среды его обитания от вредных воздействий;
- прогнозирование и оценка последствий ЧС.
Формами изучения данной дисциплины
являются: лекция, практическое занятие и самостоятельная работа студентов (далее СРС).
Лекция - главное звено дидактического цикла обучения. Ее цель - формирование у студентов ориентировочной основы для последующего усвоения материала методом самостоятельной работы. Содержание лекции должно отвечать следующим дидактическим требованиям:
• изложение материала от простого к сложному, от известного к неизвестному;
• логичность, четкость и ясность в изложении материала;
• возможность проблемного изложения, дискуссии, диалога с целью активизации деятельности студентов;
• опора смысловой части лекции на подлинные факты, события, явления, статистические данные;
• тесная связь теоретических положений и выводов с практикой и будущей профессиональной деятельностью студентов.
Возможно применение «электронных лекций», которые позволяли бы студенту получить не только содержание текущей теоретической части курса, но и подготовиться к следующей теме, т.е. в дальнейшем материал был бы уже прослушан с определенным уровнем понимания. С такой аудиторией преподавателю легче обсуждать материал, уделять больше времени для сложных вопросов, устраивать дискуссии на тему лекции. Все это обеспечивает более качественный уровень понимания и усвоения материала, чем простое
механическое конспектирование содержания лекции [2].
На практическом занятии в аудитории студенты знакомятся с методикой расчетов, алгоритмом решения задач. Задача преподавателя дисциплины БЖД, в данном случае заключается в том, чтобы не только дать определенные знания студентам в названных разделах дисциплины, но и научить решать конкретные задачи и принимать конкретные действия, чтобы уровень остаточных знаний был достаточно высок. Достигнуть это можно с использованием модульной технологии. Модульная технология обучения позволяет определить уровень усвоения нового материала и быстро выявить пробелы в знаниях студентов [3,4].
СРС в преподавании «Безопасности жизнедеятельности» предполагает создание новых дидактических подходов к освоению учебного материала. Всё это выступает предпосылкой для поиска преподавателями педагогических условий, обеспечивающих возможность студентам
самообразовываться, самоизменяться личностно и профессионально в процессе аудиторной и самостоятельной внеаудиторной работы.
Самостоятельная работа при изучении БЖД -это такое средство обучения, которое:
- формирует у студента на каждом этапе его движения от незнания к знанию необходимый объем и уровень знаний, навыков и умений для решения определенного класса познавательных задач и продвижение от низших к высшим уровням мыслительной деятельности;
- вырабатывает психологическую установку на самостоятельное систематическое пополнение своих знаний и выработку умений ориентироваться в потоке научной и практической информации при решении новых познавательных задач;
- является важнейшим условием самоорганизации и самодисциплины обучающегося в овладении различными методами профессиональной деятельности;
- является важнейшим орудием педагогического руководства и управления самостоятельной познавательной деятельностью студента в процессе обучения [5].
Самостоятельной можно считать только ту работу, которая требует от обучающегося активности и самостоятельности. Эта работа выполняется при отсутствии точного инструктажа, разъяснения со стороны преподавателя, без контроля в открытой форме за ее выполнением.
В современных условиях развития профессионального высшего образования самостоятельная работа является одним из показателей качества подготовки студентов, если выполняются определенные условия: используется учебно-методический комплекс (далее УМК) для самостоятельной работы студентов по БЖД, а в качестве диагностической составляющей выступают проверочные тесты и вопросы для самоконтроля;
Методическая структура УМК по дисциплине БЖД для бакалавров гуманитарного профиля может включать в себя:
• содержательно-целевой компонент (про-граммму учебной дисциплины, соответствующую требованиям государственного стандарта).
• технологический компонент (методические рекомендации к различным видам работ при выполнении самостоятельной работы студентов);
• контрольно-рефлексивный компонент (вопросы для самоконтроля по всему курсу; к текущему (тестовому) контролю по тематикам; к рубежному контролю (зачету) по всему курсу «Безопасность жизнедеятельности»);
• вспомогательный компонент (список основной литературы; список дополнительной литературы с аннотациями; список нормативных правовых актов в области чрезвычайных ситуаций; извлечения из основных нормативных документов и правовых актов; слайдовый материал, состоящий из схем, таблиц, рисунков, который позволяет обобщить полученные знания и быстро подготовиться к рубежному контролю; видеоматериал, который состоит из специально отобранных научно-познавательных и фильмов учебного содержания и т. д.).
Видеоматериал преподаватель может демонстрировать на практических занятиях, учитывая успеваемость и скорость восприятия материала курса студентами, а может и предоставить в электронном виде для самостоятельного просмотра.
Для поиска информации в Интернете преподавателем также могут быть даны ссылки на сайты, которые специально отобраны для студенческой аудитории: библиотеки, официальные сайты государственных служб и организаций, журналы и т.д. В результате студент при самостоятельной подготовке может использовать не только учебные материалы, предлагаемые кафедрой, но и необходимые ему материалы любого другого ресурса, которые могут оказать практическую помощь в овладении курсом «Безопасность жизнедеятельности».
Создание, наличие и использование для учебной дисциплины БЖД такого комплекта учебно-методических материалов обеспечивает обязательные этапы усвоения знаний, видов деятельности, опыта самостоятельной работы. Ведь именно самостоятельная работа студентов в процессе обучения выявляет их мотивы, познавательные профессиональные и личностные интересы, обусловливает их поисковую деятельность, учит самоконтролю, самооценке и закладывает основу для дальнейшей творческой деятельности.
Все эти положительные факторы способствует формированию необходимых деловых и нравственных качеств будущего бакалавра, так как повышают ответственность и уровень рабочей мотивации, развивают стремление к познавательной деятельности и управлению своим обучением на любом уровне в течение всей жизни, воспитывают в нем способность адаптироваться к любым изменениям на рынке труда.
Необходимо отметить, что на сегодняшний день адаптация бакалавров гуманитарного профиля, и не только их, а всех людей в мире к опасностям и способам защиты от них — необходимое условие
безопасности жизнедеятельности. Отсутствие естественных механизмов защиты от них требует приобретения специалистами новой формации навыков обнаружения опасностей и применения средств защиты. Это достижимо только в результате обучения и приобретения опыта на всех этапах образования и практической деятельности человека.
Нередко условия труда работающих не отвечают санитарно-гигиеническим нормативам по уровню содержания вредных веществ в воздухе рабочей зоны, шума, вибрации, параметрам микроклимата и другим показателям. Вредные и опасные производственные факторы являются причиной профессиональных заболеваний и несчастных случаев на производстве со смертельными исходами, что приводит к потерям трудоспособного населения. Любая
профессиональная деятельность потенциально опасна, но в то же время производственные вредные и опасные факторы осуществимо ликвидировать или снизить их до допустимого уровня. Обеспечение охраны труда является основой
высокопроизводительной и творческой деятельности предприятий и организаций различных форм собственности. Государство содействует организации обучения по охране труда в образовательных учреждениях, в том числе высшего профессионального и послевузовского
профессионального образования.
Также необходимо сказать о том, что для современного состояния, как России, так и других промышленно развитых стран мира характерно нарастание угроз в природно-техногенной сфере, а техногенные и природные катастрофы становятся постоянно действующими факторами не только экономики, но и политики.
Анализ опасностей и угроз природного и техногенного характера, а также их прогноз на перспективу показывают, что на территории России в ближайшие годы будет сохраняться высокая степень риска возникновения крупномасштабных
чрезвычайных ситуаций различного характера и увеличение ущерба от них.
Поэтому все больше возрастает значение подготовки специалистов с высшим образованием, способных не только обеспечить личную безопасность, но и выработать мероприятия по защите персонала объекта экономики, а также организации их выполнения в чрезвычайных ситуациях различного характера в качестве руководителя объекта или члена одного из органов управления ЧС.
Литература
1. Абрамова С.В. Теория и методика обучения и воспитания безопасности жизнедеятельности: учебно-методическое пособие / С. В. Абрамова. - Южно-Сахалинск: изд-во СахГУ, 2012. - 244 с.
2. Курдюкова Е.А., Ени В.В. Учебный сайт как способ учебно-методического обеспечения самостоятельной работы студентов при изучении дисциплины «БЖД»/ Е.А. Курдюкова, В.В. Ени - [Электронный ресурс] / Режим доступа:
http://ele74197079.narod.rU/olderfiles/1/uchebnyi_sait.pdf, свободный.
3. Хайруллина Л.И., Зиннатуллина Г.Н.. Интерактивные технологии обучения: преимущества модульной технологии в преподавании учебных дисциплин в вузе/ Л.И. Хайруллина, Г.Н. Зиннатуллина // Вестник Казанского технологического университета. - 2013 - № 6 - С. 326-331.
4. Хасанова В.К., Шильникова Н.В. Структура и содержание дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» в техническом ВУЗе / В.К. Хасанова,
Н.В. Шильникова // Вестник Казанского технологического университета. - 2012 - № 2 - С. 193-195.
5. Томашевская О. Б., Малиновская Н.А. Сущность и содержание самостоятельной работы студентов в условиях ВУЗа / О. Б. Томашевская, Н.А. Малиновская // Вестник БФУ им. И. Канта. 2011. №11. - [Электронный ресурс] / Режим доступа:
http://cyberleninka.ru/article/n/suschnost-i-soderzhanie-samostoyatelnoy-raboty-studentov-v-usloviyah-vuza (дата обращения: 29.10.2013).
© О.А. Тучкова - к.т.н., ст. препод. каф. промышленной безопасности КНИТУ, [email protected]; Л. И. Хайруллина -к.с.н., доцент той же кафедры, [email protected]; Г. Н. Зиннатуллина - к.т.н., доцент той же кафедры, [email protected].