В. К. Хасанова, Н. В. Шильникова
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ «БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ» В ТЕХНИЧЕСКОМ ВУЗЕ
Ключевые слова: интегративность, безопасность жизнедеятельности, модульный подход.
Независящие от специфики инженерной деятельности, общетехническая и специальная подготовки имеют неоднородный характер для различных видов инженерно-технической деятельности. В содержание дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» должны входить разделы, отражающие эту специфику.
Показана интегративность указанного курса на двух различных уровнях - на межпредметном и межцикловом уровнях, а также на внутрипредметном, выраженном в сочетании общих элементов для дисциплин, изучаемых на кафедре БЖД.
Keywords: integrative, life safety, modular approach.
General technical and special training are heterogeneous for different types of engineering activities and independent of the specific engineering. The content of the discipline "Life safety" should include sections that reflect this specificity.
The integrative of this course is shown at two different levels - on the cross curricular and intercyclic levels, as well as the intersubject, expressed in a combination of common elements for the disciplines taught at the Department of Industrial safety.
Преподавание дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» в техническом вузе является составной частью целостного учебно-воспитательного процесса, который включает в себя
естественнонаучную, социально-экономическую,
общетехническую, гуманитарную и специальную подготовку. Часть из них не зависят от специфики инженерной деятельности, но общетехническая и специальная подготовки носят неоднородный характер для различных видов инженернотехнической деятельности. Поэтому в содержание курса «БЖД» должны входить разделы и темы, отражающие эту специфику.
«Безопасность жизнедеятельности» является интегративным курсом. Интегративность в данном случае следует рассматривать на двух различных уровнях. Во-первых, на межпредметном и межцикловом уровнях, так как в сферу вопросов, изучаемых в курсе «Безопасность
жизнедеятельности», входят темы из других дисциплин различных циклов или предметов одного и того же цикла, и наоборот, вопросы из области «БЖД» так или иначе затрагиваются в других дисциплинах.
Во-вторых, интегративность курса «БЖД» проявляется и на внутрипредметном уровне, так как безопасность жизнедеятельности сочетает в себе элементы основ безопасности жизнедеятельности (ОБЖ), охраны труда (ОТ), техники безопасности (ТБ), промышленной экологии (ПЭ), гражданской обороны (ГО) и защиты в чрезвычайных ситуациях (ЗЧС) [1].
Основой интегрирования содержания дисциплины являются следующие положения:
- соподчиненность функций учебных дисциплин, сохранение их собственного предмета;
- экономичность, то есть уплотнение изучаемого материала, устранение дублирования;
- постоянство интегрированного базиса, то есть интеграция учебных предметов на базе одного из них;
- целостность и подвижность изучаемых дисциплин;
- наличие достаточного объема учебного материала, который может быть изучен на базе другого учебного предмета;
- ориентация на проблемное изучение дисциплин;
- динамичность процесса интеграции, которая обусловлена развитием науки.
Кроме того, большое значение имеет выделение инвариантной части содержания на следующих уровнях:
а) межпрофессиональный материал, то есть инвариантная основа, которая одинакова для всех специальностей;
б) общепрофессиональный материал, то есть общие для профессии теоретические положения;
в) специальный материал, то есть
внутрипрофессиональная дифференциация
учебного материала для данной профессии.
При проектировании структуры и содержания такого предмета, как «БЖД», должны быть учтены методологические основы и дидактические принципы, имеющие
непосредственное или опосредованное отношение к обеспечению требований, предъявляемых к уровню подготовки бакалавров и магистров конкретного профиля. Дисциплина характеризуется
целостностью формируемых знаний и качеств, которые необходимы для будущей профессиональной деятельности. Путем обобщения и систематизации элементов содержания профессиональной подготовки проводится укрупнение дидактических единиц, что позволяет обеспечить преемственность и реализовать на
практике синтез знаний в области промышленной безопасности и защиты в чрезвычайных ситуациях, а также требуемых профессиональных знаний, обеспечить в ходе обучения переход от абстрактнонаучных к конкретно-профессиональным знаниям [2].
По мнению многих исследователей [3,4], одним из наиболее приспособленных к условиям технического вуза является модульный подход в организации процесса обучения, так как он является одним из способов индивидуализировать обучение, позволяет осуществлять самообучение, регулировать темп работы и содержание материала, он ориентирован на создание специальных программ, имеющих четко заданные цели, хорошее методическое обеспечение и позволяет оптимизировать процесс обучения по определенному набору показателей.
С позиций модульного подхода, обучающий модуль - это относительно самостоятельный, функционально ориентированный фрагмент процесса обучения, имеющий собственное программно-целевое и методическое обеспечение, и являющийся логически завершенным фрагментом учебного материала.
Выявление элементного состава обучающего модуля и определение структуры учебного материала являются основными процедурами модульного построения процесса обучения. Структурирование содержания при построении модуля предполагает сжатие учебного материала посредством укрупненного, системного его представления на базе фундаментального инвариантного знания.
Логическим завершением построения интегративного курса должно стать конкретное учебное содержание, разработанное на основе определенной совокупности общих принципов и единых системообразующих факторов
структурирования. Сами элементы блоков предполагают возможность модульного
структурирования. Материал блоков и их составных элементов может устаревать и требовать обновления. Но структура и содержание динамичны, а основными факторами, влияющими на их изменение, являются:
- достижения науки и техники;
- оптимизация учебного процесса с точки зрения эффективного формирования в учебном заведении личности студента.
В основу построения каждого блок-модуля целесообразно заложить общие принципы системного подхода к изучению материала и элементы обобщения формируемых знаний, ориентированных на профессиональную деятельность. При этом содержание курса должно строиться на основе современной концепции преподавания
общепрофессиональных дисциплин и опираться на требования Государственного стандарта по дисциплине «БЖД», а также давать возможность отбора необходимого материала.
Содержание дисциплины представляет собой дидактически переработанную и обоснованную систему знаний, необходимых для применения этих знаний в соответствующих видах деятельности и
достижения следующих целей высшего
профессионального образования:
- формирование способности к постановке социально значимых задач, вытекающих из реальных проблемных ситуаций, возникающих в природе и обществе;
- укрепление и расширение межпредметных
связей;
- обучение не только мерам по
ликвидации последствий, но и принятию
превентивных мер по предотвращению экстремальных ситуаций;
- развитие личности каждого человека,
расширение его профессиональной и социальной компетентности, а не подготовка узких
специалистов для конкретной области деятельности.
Внутренняя логика построения структуры курса «Безопасность жизнедеятельности» даёт возможность студентам не только приобрести конкретные знания, умения и навыки, но и заложить основу для понимания общих идей и принципов промышленной безопасности, для повышения уровня интеллектуального развития, формирования их научного мировоззрения. Усложнение, интеллектуализация профессиональной
деятельности инженерных кадров на предприятиях определяет требования к интеллектуализации их профессиональной подготовки, то есть
преимущественное формирование творческо-поискового мышления, направленного на решение двуединой задачи:
- соответствие результата подготовки социальному заказу на профессиональный уровень специалиста;
- конструирование системы в соответствии с целью обучения для достижения результатов профессиональной подготовки.
Большое значение имеет и проектноконструкторская деятельность бакалавров и магистров, связанная с умением проектировать
производственные процессы, строить и
использовать различные модели технологических систем, осуществлять качественный и
количественный анализ, со способностью поставить цель и сформулировать задачу, с умением использовать для решения возникающих инженерных задач методы конкретных изученных наук.
Организационно-управленческая деятельность предполагает умение осуществлять контроль за соблюдением правил охраны труда и техники безопасности на вверенном объекте и правильно организовывать работу подчиненных в нестандартных ситуациях. При этом очень важна роль самостоятельной работы студентов, что полностью совпадает с тенденцией к снижению аудиторной нагрузки и к увеличению количества часов на самостоятельную работу.
Проведение практических занятий по отдельным темам на компьютере позволяет снизить нагрузку на лабораторное оборудование, ведь не секрет, что износ этого оборудования очень велик,
а финансирование высшего образования оставляет желать лучшего. Кроме того, при занятиях на компьютере возможно осуществление
индивидуального подхода к проверке знаний студентов, в отличие от «побригадной» сдачи лабораторной работы. При этом можно при необходимости варьировать сложность
предложенных заданий в зависимости от индивидуальных способностей студентов, что позволит свести до минимума списывание и механическое зазубривание материала методических указаний и лекций.
Все это является очень важным и с той точки зрения, что с помощью компьютерной техники студенту предоставляется возможность уменьшить объем теоретического материала, который нужно будет выучить к экзамену. А закрепленный на практике материал будет усваиваться гораздо лучше и останется в подсознании на более долгое время, чем «вызубренный» накануне экзамена или иногда попросту списанный.
Немалое значение имеет и применение учебных видеофильмов, в которых показаны приёмы оказания первой доврачебной помощи пострадавшим, так как каждый человек, сфера профессиональной
деятельности которого связана с опасными производственными объектами, должен иметь практические навыки по оказанию первой доврачебной помощи.
Литература
1. О промышленной безопасности опасных
производственных объектов: Федеральный закон
Российской Федерации// Рос.газ-1997.-30 июля.
2. Вишняков Я.Д., Кирсанов К.Я., Матюшкин М.Г., Денисенко М.А. О подготовке и переподготовке специалистов по проблемам безопасности в Рос.Фед.//Проблемы безопасности при чрезвычайных ситуациях.-ВИНИТИ, 1996 -Вып.3-с.88-98.
3. Совершенствование подготовки специалистов в
многопрофильном вузе: Межвуз.сб. /Чуваш.гос.ун-
т. Чебоксары, Изд-во Чуваш.ун-та, 1985.
4. Ахметшин К.З., Хасанова В.К. Интеграция традиционных и инновационных образовательных технологий в подготовке специалистов по вопросам обеспечения промышленной безопасности. - Науч-методич. конф. КГТУ «Актуальные проблемы профессионального образования: научно-методическое и нормативное обеспечение многоуровневой подготовки» - Казань, изд-во КГТУ, 2008 - С б7 - 70.
© В. К. Хасанова - канд. пед. наук, доц. каф. промышленной безопасности КНИТУ, Н. В. Шильникова - канд. техн. наук, доцент той же кафедры, [email protected].