Научная статья на тему 'Модель обучения общетехническим дисциплинам на комплексной информационно-образовательной базе при подготовке инженерных кадров'

Модель обучения общетехническим дисциплинам на комплексной информационно-образовательной базе при подготовке инженерных кадров Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
303
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Интеграция образования
Scopus
ВАК
Область наук

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шабанов Г. И.

В статье приводится концепция построения методической системы обучения студентов инженерных специальностей общетехническим дисциплинам на комплексной информационно-образовательной базе. Дается характеристика информационно-пропедевтического, учебно-исследовательского и учебно-проектного иерархических уровней, на которые подразделяется процесс обучения. Сформулированы требования, предъявляемые к качеству подготовки инженерных кадров для современных промышленных предприятий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Шабанов Г. И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Methodology System of Teaching Technical Subjects on the Base of Information-Educational Training Complex for the Engineering Personnel

The paper describes the concept of the methodological teaching system for engineering students. The system is based on complex informational educational basis. Requirements for training level of engineering staff on modern industrial enterprises have been formulated. Training process based on the methodological teaching system includes three hierarchical levels. These are informational propaedeutical level, training research level and training design level.

Текст научной работы на тему «Модель обучения общетехническим дисциплинам на комплексной информационно-образовательной базе при подготовке инженерных кадров»

МОДЕЛЬ ОБУЧЕНИЯ ОБЩЕТЕХНИЧЕСКИМ ДИСЦИПЛИНАМ НА КОМПЛЕКСНОЙ ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ БАЗЕ ПРИ ПОДГОТОВКЕ ИНЖЕНЕРНЫХ КАДРОВ

Г. И. Шабанов, профессор кафедры систем автоматизированного проектирования МГУ им. 77. 77. Огарева

В статье приводится концепция построения методической системы обучения студентов инженерных специальностей общетехническим дисциплинам на комплексной информационно-образовательной базе. Дается характеристика информационно-пропедевтического, учебно-исследовательского и учебно-про-ектного иерархических уровней, на которые подразделяется процесс обучения. Сформулированы требования, предъявляемые к качеству подготовки инженерных кадров для современных промышленных предприятий.

Процесс внедрения российской экономики в глобальную экономическую систему накладывает на отечественную промышленность обязательства, связанные с соблюдением международных стандартов качества и конкурентоспособности на мировом рынке. Это требует подготовки специалистов для работы в условиях информационно-технологического (постиндустриального) общества. В системе высшего технического образования данное требование может быть выполнено в двух взаимосвязанных направлениях: научно-техническом и научно-методическом. Для реализации первого необходимы новые научные методики изучения и освоения современной техники и технологий, второго — научно-методические мероприятия с целью подготовки студентов к решению профессиональных проблем качества, долговечности и надежности продукции. Взаимосвязь этих направлений на основе широкого внедрения информационных и коммуникационных технологий во все этапы образовательного процесса должна решить проблему повышения качественного уровня подготовки инженерных кадров.

Информатизация технического образования рассматривается как одно из важнейших средств повышения качества обучения в системе высшего профессионального образования до уровня, соответствующего международному стандарту. Встает вопрос о пересмотре образовательных ориентиров: от прагмати-

ческих узкоспециализированных целей до приобретения фундаментальных междисциплинарных знаний.

Современными приоритетами в системе подготовки инженерных кадров являются:

— фундаментальность знаний, подразумевающая ориентацию на выявление сущностных явлений и процессов в сфере профессиональной деятельности будущего инженера и окружающем нас мире;

— направленность обучения на специальность, т. е. учет специфики будущей профессии (задач, алгоритмов и программ) во всех циклах дисциплин;

— комплексность обучения, предполагающая учебно-методическое использование широкого спектра знаний по циклам дисциплин учебного плана в интегрированной информационно-образовательной среде с учетом единства принципов фундаментальности и профессиональной направленности, междисциплинарных и межцикловых связей инженерной специальности;

— соответствие уровня знаний выпускника уровню современной автоматизированной и информатизированной промышленности в сфере профессиональной деятельности будущего инженера;

— ориентация на интересы развития личности обучающегося.

Анализ исторического опыта перехода цивилизации из одного состояния в другое показывает, что такой переход невозможен без осознания обществом необходимости эволюционных изменений © Г. И. Шабанов, 2005

в системе образования, адекватных глобальным переменам, поскольку именно в образовании формируются социальноличностные предпосылки нового состояния социума. На каждом этапе такого перехода цивилизации ведущие позиции занимала та или иная область человеческих знаний — философия, астрономия, математика, механика, физика и др. В настоящее время на ведущие роли в инженерных специальностях претендуют общетехнические дисциплины, являющиеся междисциплинарными научными дисциплинами и представляющие собой совокупность фундаментальных и прикладных расчетно-проектно-конструкторских научных направлений.

Ускоряющееся развитие науки, обновление техники, появление новых компьютерных технологий, огромное количество новой информации предъявляют все более строгие требования к системе инженерного образования, удовлетворить которые используя только традиционные средства и методы обучения становится все труднее. На современном этапе в российской системе высшего технического образования идет поиск оптимального сочетания фундаментального и профессионально направленного обучения. Для этого требуется изменение подходов к подготовке дипломированных специалистов в плане использования современных образовательных средств в различных дисциплинах. На сегодняшний день в образовательном процессе студентов технического профиля отсутствует оптимальная система применения информационных технологий (существующая реализуется главным образом на частных примерах отдельных дисциплин) и подбора специализированного программного обеспечения (имеющееся, созданное различными фирмами-производителями для естественно-научных, общетехнических и специальных дисциплин, не в полной мере обеспечивает междисциплинарную и межцикловую взаимосвязь и принципы фундаментальности и профессиональной направленности на решение задач и проблем специальности). При-

чем главным связующим звеном между естественно-научным и специальным циклами дисциплин выступает общетехнический цикл.

Эффективным инструментом разрешения перечисленных проблем является создание интегрированной методической системы обучения инженерных кадров общетехническим дисциплинам в единой информационно-образовательной среде. Внедрение таких современных образовательных технологий в дисциплины учебного плана позволит решить стоящие перед высшей технической школой задачи по совершенствованию учебного процесса, улучшению качества подготовки специалистов. Учитывая это, а также всевозрастающую конкуренцию на рынке трудаг студенты технических специальностей должны наряду с базовыми знаниями получить практические навыки работы с отраслевыми программными пакетами, функционирующими в про-ектно-конструкгорских отделах предприятий, для которых осуществляется подготовка инженерных кадров. Использование методической системы обучения инженерных кадров общетехническим дисциплинам в единой информационно-образовательной среде позволит устранить трудности при переходе студента к изучению цикла специальных дисциплин и далее, к своей профессиональной деятельности, и поможет молодому специалисту без особых усилий адаптироваться в конструкторско-технологическом отделе предприятия.

Анализ состояния информатизации общетехнических дисциплин в зарубежной и российской системах технического образования выявил две характерные для этой сферы концепции:

1) «Computer Science», предусматривающую изучение только фундаментальной части информационных основ, в которых нуждаются отдельные технические специальности теоретического информационного направления;

2) «Computer Engineering», согласно которой изучаются прикладные вопросы, связанные с информационными техноло-

гиями для конкретной учебной дисциплины. Данный подход в инженерном образовании используется довольно успешно, хотя программное обеспечение, как правило узконаправленное, не имеет достаточных междисциплинарных и меж-цикловых связей. При этом нарушаются принципы преемственности дисциплин и непрерывности информационно-технической подготовки.

Помимо рассмотренных выше предлагается третья концепция, «Computer Complex», в рамках которой может осуществляться проектирование интегрированной методической системы на комплексной информационно-образовательной базе, предназначенной для обучения студентов инженерных специальностей циклу общетехнических дисциплин, с опорой на широкий спектр естественно-научных и специальных знаний (рисунок)1. Данная концепция позволит, не теряя междисциплинарных и межцикловых связей конкретной специальности, найти оптимальное соотношение между фундаментальной и профессионально направленной составляющими обучения при подготовке инженерных кадров.

На основе анализа проблем, существующих в высшем техническом образовании на сегодняшний период, сформулируем важнейшие противоречия, характерные для этой сферы:

— между задачей подготовки будущих инженеров международного уровня и отсутствием современной методической системы обучения общетехническим дисциплинам на комплексной информационно-образовательной базе, которая отличалась бы наличием всего спектра информации по циклам дисциплин, междисциплинарной и межцикловой кибернетической взаимосвязью, фундаментальностью, целостностью, направленностью на решение задач и проблем специальности;

— необходимостью построения образовательного процесса, способствующего целостности восприятия студентами научной картины мира, развитию науч-

но-технического, творческого и системно-информационного мышления, и практикой обучения, проявляющейся в предметной ориентации, в недостаточности междисциплинарных связей, преемственности учебных курсов различных циклов, профессиональной направленности большинства преподаваемых курсов;

— высоким, не только прикладным, но и фундаментальным потенциалом каждой общетехнической дисциплины (законы, положения и теории физики, механики, химии, математики, информатики и др.) и недостаточным использованием этого потенциала в системе подготовки инженера;

— утилитарно понимаемыми целями обучения общетехническим дисциплинам и значимостью этих курсов для развития их научно-технического мышления;

— консервативной устоявшейся содержательной структурой общетехнических дисциплин и достижениями в области компьютерных образовательных технологий;

— стремлением к интеграции общетехнических дисциплин с циклом специальных дисциплин и фрагментарным, репродуктивным построением курсов обще-технических дисциплин;

— наличием большого перечня используемых в техническом образовании учебных компьютерных программ, созданных различными фирмами-произво-дителями, и их недостаточно оптимальным подбором для дисциплин учебного плана, без научно-методического обоснования, что не позволяет при применении специализированных программных продуктов обеспечить междисциплинарную и межцикловую взаимосвязь принципов фундаментальности и профессиональной направленности на решение задач и проблем специальности;

— существующей необходимостью обоснования реализации методологических подходов к построению концепции обучения общетехническим дисциплинам для инженерных кадров на основе единства принципов фундаментальности (си-

Модель обучения студентов инженерных специальностей на комплексной информационно-образовательной базе с учетом дидактических принципов

стемный подход) и профессиональной направленности (деятельностный подход) и отсутствием всестороннего анализа сущности и путей реализации этих подходов;

— существующей необходимостью разработки образовательного инструментария на основе экспертной обучающей системы, функционирующего в комплексной информационно-образовательной базе, обеспечивающего студенту тематический терминологический словарь области знаний (реестр, каталог слов, словосочетаний, сокращений, символов, сочетаний слов и символов, выбранных из источников и подлежащих определению и описанию), а также базу знаний по общетехническим дисциплинам и отсутствием такого образовательного инструментария, что не позволяет студентам эффективно и оперативно, на основе кибернетических принципов, получать знания по различным дисциплинам и осуществлять самоконтроль степени усвоения учебного материала.

Исходя из выделенных противоречий можно прийти к выводу, что вопрос разработки методической системы обучения общетехническим дисциплинам студентов инженерных специальностей на комплексной информационно-образовательной базе, в которой дисциплины всех предметных циклов будут взаимосвязанно работать на подготовку квалифицированного инженера международного уров-

ня, актуален, а его постановка отличается новизной.

Функционирование модели осуществляется в соответствии с модульным (декомпозиционным) подходом, предполагающим разбиение образовательного маршрута на иерархические уровни. На уровне информационной пропедевтики осуществляется компьютерная подготовка студентов, с помощью которой (через выделение информационно-тематических составляющих) в смежных курсах закладываются фундаментальные знания. На втором уровне естественно-научные знания трансформируются в знания по общетехническим дисциплинам и реализуются в моделях технических устройств различной физической природы. На третьем уровне знания предыдущего уровня развиваются и реализуются в процедурах конструирования и проектирования изделий с оптимальными массогеометрическими параметрами. Междисциплинарные и межцикловые связи при этом осуществляются на основе кибернетических принципов.

ПРИМЕЧАНИЕ

1 См.: Шабанов Г. И. Развитие методической системы непрерывного информационного обучения студентов технических специальностей высших учебных заведений / Г. И, Шабанов И Совершенствование учебного процесса на основе новых информационных технологий : сб. науч. тр, Саранск, 2004. Вып. 4. С. 39—43.

Поступила 28.04.05.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.