Научная статья на тему 'Специфика формирования орагнизационно-управленческих компетенций инженернной деятельности в сфере пищевых производств и биотехнологической промышленности'

Специфика формирования орагнизационно-управленческих компетенций инженернной деятельности в сфере пищевых производств и биотехнологической промышленности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
433
168
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОРГАНИЗАЦИЯ / УПРАВЛЕНИЕ / ИНЖЕНЕРНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПИЩЕВЫЕ ПРОИЗВОДСТВА / БИОТЕХНОЛОГИИ / ORGANIZATION / MANAGEMENT / ENGINEERING ACTIVITY / FOOD MANUFACTURES / BIOTECHNOLOGIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Соловарова Ю. Н.

Выявлена специфика формирования организационно-управленческих компетенций инженерной деятельности. Определены ключевые организационно-управленческие аспекты инженерной деятельности в сфере пищевых производств и биотехнологий. Разработана блочно-модульная специфика подачи дисциплины «Социология организации и управления в инженерной деятельности» в подготовке бакалавров Института пищевых производств и биотехнологии КНИТУ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The author reveals the specifics of managerial skills training in the framework of engineering education. Also key organizational aspects of engineering practice in the food industry and biotechnologies are studied. Module design for educational process in the field of «Sociology the organization and management in engineering activity» is presented. This approach is applied to bachelor programs, which are introduced in the Institute of food engineering and biotechnology of KNRТU.

Текст научной работы на тему «Специфика формирования орагнизационно-управленческих компетенций инженернной деятельности в сфере пищевых производств и биотехнологической промышленности»

Ю. Н. Соловарова

СПЕЦИФИКА ФОРМИРОВАНИЯ ОРАГНИЗАЦИОННО-УПРАВЛЕНЧЕСКИХ КОМПЕТЕНЦИЙ ИНЖЕНЕРННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СФЕРЕ ПИЩЕВЫХ ПРОИЗВОДСТВ И БИОТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ

Ключевые слова: организация, управление, инженерная деятельность, пищевые производства, биотехнологии.

Выявлена специфика формирования организационно-управленческих компетенций инженерной деятельности. Определены ключевые организационно-управленческие аспекты инженерной деятельности в сфере пищевых производств и биотехнологий. Разработана блочно-модульная специфика подачи дисциплины «Социология организации и управления в инженерной деятельности» в подготовке бакалавров Института пищевых производств и биотехнологии КНИТУ.

Keywords: organization, management, engineering activity, food manufactures, biotechnologies.

The author reveals the specifics of managerial skills’ training in the framework of engineering education. Also key organizational aspects of engineering practice in the food industry and biotechnologies are studied. Module design for educational process in the field of «Sociology the organization and management in engineering activity» is presented.

This approach is applied to bachelor programs, which are introduced in the Institute of food engineering and biotechnology ofKNRIU.

Введение

Инженерная деятельность связана с

созданием технических систем, изменением природных систем и развитием общественных систем. Ситуация, сложившаяся в научно-

техническом развитии современного общества, требует изменить тезис о том, что «инженер — это технический специалист, решающий узкие профессиональные задачи». Важнейшая задача современного инженера организовать социальные условия внедрения технических систем в природные и общественные системы с оценкой социальных последствий такого внедрения.

Изначально, в подготовке российского

инженера преобладает ориентация на естествознание, технические науки, математику, в отличии, например, от подготовки в «новых американских университетах», формирующих инновационное пространство, где вместе с узкой специализацией значительное место отводится аГ-подготовке, это большой социально-экономический блок, куда входят и организационно-управленческие дисциплины. Последние, формируют понимание социальных последствий инженерной деятельности, ее влияния на общество, природу, человека. В

некоторых американских инженерных школах есть свои (условно назовем их) курсы

предпринимательства и управления. Основной стратегией обучения в таких школах является эмпирическое обучение: пойми (маркетинговые и социологические исследования), спроектируй, примени (создание прототипа), управляй (бренд-менеджмент). Цель такой подготовки - «не надо ждать пока ты станешь инженером, занимайся инженерной деятельностью параллельно с обучением» [1].

Поиск новых подходов в формировании востребованных российских инженеров - это государственный заказ, который стал важной

задачей образовательных институтов. О том, что назрела необходимость инновационного

инженерного образования, отмечает ректор Казанского национального исследовательского

технологического университета проф. Г.С. Дьяконов [2]. Становится также очевидной

необходимость интеграции инженерного и социально-экономического образования за счет разработки новых образовательных программ, главной идеей которых является - сочетание организационно-управленческих и инженерных компетенций. Таким образом, подготовка специалистов, бакалавров и магистров в инженернотехническом направлении должна идти по пути развития сильных экономических, управленческих и бизнес компетенций, а также развития гуманитарных основ своей профессиональной деятельности в современном обществе [3].

В настоящее время инженерная

деятельность предполагает регулярное применение научных знаний для создания технических систем и базируется на коллективной работе инженеров-проектировщиков, конструкторов, технологов, дизайнеров, экономистов, психологов, экологов, социологов, а также других специалистов. Следовательно, современный инженер должен

ориентироваться на маркетинговые и

социологические исследования, использовать основы бренд-менеджмента и тайм-менеджмента,

учитывать организационные особенности и

управленческие эффекты в своей деятельности.

Формирование и развитие организационноуправленческих компетенций в современной инженерной деятельности

Социальная роль современного инженера, социальные и моральные аспекты использования техники и ответственность инженера перед

обществом, исследования инженерной

деятельности, как наиболее перспективной и

динамично развивающейся - это темы представляющие неугасаемый научный интерес.

Выделяют две основные функции инженерной деятельности - это интеллектуальное обеспечение процесса создания техники и организация управления производством, людьми в ходе этого процесса. Специфика инженерной деятельности заключается в том, что инженер использует материальные и духовные средства. Материальные - инженерная техника:

информационная техника, оргтехника,

измерительные приборы, испытательная аппаратура и т.д. Духовные - научные знания, методы, социально-технические нормы и правила, стандарты, инженерный опыт и т.д. Таким образом, инженерная деятельность - это техническое применение науки, направленное на производство техники и удовлетворение общественных технических потребностей[4].

Принято считать, что инженер - это человек, получивший диплом специалиста. В таком контексте встает важный вопрос - является ли профессиональная деятельность бакалавра и магистра инженерной деятельностью?

Стоит отметить, что учебные планы бакалавров и специалистов во многом совпадают. Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту, область

профессиональной деятельности бакалавров разных технико-технологических направлений включает в себя следующие виды деятельности:

производственно-технологическая; организационноуправленческая; научно-исследовательская;

проектная. К примеру, бакалавр по направлению подготовки 241000 «Энерго- и ресурсосберегающие процессы в химической технологии, нефтехимии и биотехнологии» должен решать следующие профессиональные задачи в соответствии с видами профессиональной деятельности:

а) Производственно-технологическая

деятельность - это организация входного контроля сырья и материалов с позиций энерго- и ресурсосбережения при их переработке; контроль качества выпускаемой продукции и ресурсо-энергопотребления технологических процессов с использованием стандартных методов; организация обслуживания и управления технологическими процессами; участие в эксплуатации

автоматизированных систем управления

технологическими процессами; участие в осуществлении мероприятий по охране окружающей среды на основе требований промышленной безопасности и других нормативных документов, регламентирующих качество природных сред; участие в работе центральных заводских лабораторий и лабораторий санитарно -эпидемиологического контроля, отделах ораны окружающей среды предприятий химической, нефтехимической, биотехнологической и смежных отраслей промышленности.

б) Организационно-управленческая

деятельность

составление технической

документации (графиков работ, инструкций, планов, смет, заявок на материалы, оборудование и т.п.), а также установленной отчетности по утвержденным формам; организация работы малого коллектива в условиях действующего производства; подготовка исходных данных для выбора и обоснования научно-технических и организационных решений на основе комплексного анализа экономической эффективности, энерго- и ресурсосбережения, экологической безопасности производства; участие в проведении организационно-плановых расчетов по созданию (реорганизации) производственных процессов; участие в реализации новых технологических процессов; разработка

оперативных планов работы производственных подразделений, оценка результатов их деятельности и анализ затрат; планирование и выполнение мероприятий по предупреждению

производственного травматизма, профессиональных заболеваний и экологических нарушений, а также анализ и предупреждение аварийных ситуаций.

в) научно-исследовательская деятельность -изучение научно-технической информации, отечественного и зарубежного опыта по тематике исследования; планирование и проведение экспериментальных исследований по энерго- и ресурсосбережению, обеспечению экологической безопасности при реализации технологического процесса и анализ их результатов.

г) проектная деятельность - участие в проектировании отдельных стадий технологических процессов с использованием современных информационных технологий; проектирование отдельных узлов (аппараты) с использованием автоматизированных прикладных систем.

Выпускники могут работать: мастером цеха, техником-технологом, заведующим производством, производственным директором, заведующим производственной лабораторией, экспертом и консультантом в государственных учреждениях, экспертных компаниях, органах по сертификации др.

Таким образом, профессиональная деятельность бакалавра ориентирована скорее на реализацию инженерных идей в производственной практике, но за счет большого блока организационно-управленческих и общекультурных компетенций бакалавр, выполняет значительную часть инженерных функций.

Магистерские программы, в целом, ориентированы на использование научных знаний, методов, социально-технических норм и правил, стандартов. Следовательно, в результате их освоения формируются инновационная и конструкторско-творческая составляющая

инженерной деятельности.

В итоге, логично предположить, что инженерная деятельность вплетена в ткань профессиональной деятельности бакалавров и магистров.

Существование одновременно с одной стороны специалистов, с другой - бакалавров и

магистров, вызывает некоторое непонимание и у студентов. У них возникает желание более определенной идентичности в профессиональной деятельности. Социологический опрос бакалавров и магистров Института пищевых производств и биотехнологий КНИТУ показал, что 30% студентов-бакалавров затрудняются ответить на вопрос, является ли профессиональная деятельность бакалавра инженерной деятельностью? 20%

считают, что нет, а 50% предполагают, что бакалавр в некоторой степени выполняет инженерную деятельность. Следовательно, в умах современных студентов-бакалавров отождествления

профессиональной деятельности бакалавра и инженерной деятельности не произошло.

Последняя, скорее отождествляется с

профессиональной деятельности магистра. Сами магистры хотя и признают инженерную деятельность своей, но не желают использовать понятия «инженер» и «инженерная деятельность», считая все это вчерашним днем. Обладание магистерской диссертацией имеет большую солидность, нежели выпускная квалификационная работа специалиста. Видится, что в данном случае, количественные показатели опроса не столько важны, как социокультурный контекст его

проведения, возникший дискурс и общий настрой студентов.

Широкий спектр деятельности

специалистов, бакалавров и магистров свидетельствует в пользу осознанного формирования и развития организационноуправленческих компетенций в современной инженерной деятельности. Это становится важной необходимостью, которую не замечать или снисходительно пускать на самотек просто не профессионально. Отмечается, что в настоящее время наиболее слабым местом обучения в вузе является управленческая подготовка студентов[5].

Организационно-управленческие компетенции инженерной деятельности должны формироваться и развиваться в образовательном

пространстве. Конкретизируются и обретают

специфику эти компетенции в промышленнопроизводственном пространстве.

Современный инженер должен развивать следующие организационно-управленческие

компетенции:

• способность и готовность

совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и общекультурный уровень, получать знания в области современных проблем науки, техники и технологии, гуманитарных, социальных и экономических наук;

• на практике использовать умения и навыки в организации исследовательских и проектных работ, в управлении коллективом;

• способность находить творческие

решения социальных и профессиональных задач в нестандартных ситуациях;

• способность и готовность рассчитывать и оценивать условия и последствия (в том числе

экономические, социокультурные) принимаемых организационно-управленческих решений;

• способность к организации работы

коллектива исполнителей, принятию

исполнительских решений в условиях спектра мнений, определению порядка выполнения работ;

• владение навыками анализа и оценки

социального эффекта, социальных последствий и рисков, принимаемых организационно-

управленческих решений и готовность к их реализации;

• владение навыками профессиональной коммуникации, сообщать результаты, методы проектов и их обоснование специалистам и неспециалистам, используя соответствующие техники;

• владение программно-целевыми методами решения научных проблем;

• способность работать в

междисциплинарной команде и формировать эффективную управленческую команду;

• владение навыками решения социальноролевых конфликтов на производстве;

• использование приемов тайм-менеджмета и бренд-менеджмента в инженерной деятельности,

• владение навыками составления технической документации и формирование отчетности по утвержденным формам;

• навыки ситуативного управления.

Особого внимания заслуживают этические

аспекты инженерной деятельности, формирование которых является базой для организационноуправленческих компетенций. Осознание этической составляющей в создании новых технологических систем - это большой шаг в сторону безопасности, защиты здоровья и благосостояния людей. Понимание своей ответственности за результаты собственной деятельности должно формироваться на протяжении всей профессиональной деятельности инженерного работника, через вузовские образовательные программы, через профессиональные сообщества и объединения инженеров. Например, Национальной ассоциацией профессиональных инженеров США был разработан «Кодекс инженерной этики»[6]. Данный документ, представляет собой положения профессиональной морали, требующий от современных инженеров честности, социальной ответственности, ориентации на уменьшение негативных факторов влияния техники на человека.

Специфика организационно-управленческих компетенций инженерной деятельности в сфере пищевых производств и биотехнологической промышленности.

Пищевая промышленность России объединяет в настоящее время около 30 различных отраслей и свыше 25 тыс. предприятий с общей численностью занятых 1,5 млн. человек. Доля пищевой промышленности в общем объеме промышленного производства составляет 11-12%. Рост рынка по разным товарным группам составляет

15-50% в год в течение последних 10 лет, но при этом более 60% потребления приходится на импорт. Не смотря на это, пищевая отрасль развивается быстрее других производств, а постоянно усложняющееся и развивающиеся производство требует новые кадры, и по качеству, и по количеству [7].

Анализ рекрутинга персонала в пищевой отрасли показывает высокую потребность в развитии персонала. Можно отметить, что в настоящее время заказов на подбор специалистов для пищевых производств в рекрутинговых компаниях и агентствах довольно много. Выше всего спрос на специалистов по контролю качества продукции, а также директоров по качеству продукции. Растет спрос на специалистов по охране труда и экологии, главных инженеров и менеджеров по обслуживанию систем жизнеобеспечения предприятия, а также директоров заводов. При этом, следует отметить, что при поиске персонала в сфере пищевых производств ключевыми, на ряду с профессиональными компетенциями, выступают организационно-управленческие компетенции. Их значимость становиться очевидной.

Сегодня в отечественной пищевой промышленности востребован персонал со знанием иностранных языков для работы на дорогостоящем оборудовании, которым оснащено производство, знающий передовые технологии, способный организовывать и обучать коллектив, а также управлять им. Такая ситуация уже сложилась в хлебопекарной, рыбоперерабатывающей,

кондитерской, отраслях. К примеру, директор по маркетингу в сфере пищевых производств в обязательном порядке должен не только понимать специфику продукта и сетевой розницы, формирование ассортиментной линейки, ценообразование, но и развитие продаж, опыт ведения переговоров и управления коллективом, имеющий опыт работы в области продвижения брендов. Подобные организационно-управленческие компетенции предъявляются и к директору по производству в пищевой сфере. Отмечается, что взаимозаменяемость специалистов в этой сфере не приветствуется, а привлечение специалистов из смежных отраслей не всегда возможно. Характерно взращивание персонала, со студенческой скамьи[8].

При всей ее важности и перспективности сфера биотехнологий в России, не достаточно развита, за исключением биофармацевтики.

Сегодня в сфере биотехнологической промышленности востребованы такие компетенции, которые обеспечат выход Российской Федерации на передовые позиции в области разработки биотехнологий по отдельным направлениям биомедицины, агробиотехнологий, промышленной биотехнологии, биоэнергетики и, в целом, на создание конкурентоспособного сектора биоэкономики. Эту важную государственную задачу воплощать в новую биотехнологическую реальность призваны современные специалисты, бакалавры, магистры биотехнологической сферы. Они являются

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

генеральными фигурами и участниками таких направлений развития как: создание системы

содействия продвижению продукции биоиндустрии на внутренний и внешний рынки, с целью кардинального увеличения объемов производства уже выпускаемой и востребованной продукции биотехнологий, насыщения указанной продукцией соответствующих рынков; повышение

эффективности механизмов коммерциализации

научных результатов исследований и разработок в области биотехнологий, в том числе на основе частно-государственного партнерства; создание пилотных, опытно-промышленных, промышленных предприятий, инжиниринговых компаний и центров отработки технологий применения

биотехнологических продуктов; обеспечение значительного роста объемов производства

электроэнергии и тепла за счет массового внедрения современных биоэнергетических установок;

появление мотивированного круга промышленных компаний в химической, нефтехимической промышленности, агропромышленном комплексе и лесопереработке, способных стать локомотивом внедрения новых технологий; создание

организационных и правовых основ для формирования новых рынков биотехнологической продукции, прежде всего в промышленной биотехнологии и производстве биотоплива; создание системы добровольной экологической сертификации, учитывающей международный опыт применения «зеленых» стандартов; создание условий устойчивого функционирования и развития системы подготовки, переподготовки и закрепления кадров для обеспечения эффективности

исследований и разработок в области биотехнологий; формирование региональных биотехнологических программ и биокластеров в ряде субъектов Российской Федерации и др.[7].

Несомненно, для таких масштабных проектов, необходим высоковклифицированный персонал, с развитыми организационно-

управленческими компетенциями:

• способность и готовность использовать полученные знания при работе в биотехнологических консорциумах;

• владение навыками создания пилотных предприятий и центров прототипирования, нацеленных на малотоннажное производство;

• способность использовать инновационную инфраструктуры в сфере биотехнологий и создания инновационных проектов, приемлемых для финансирования венчурными фондами;

• способность интегрировать запросы

потребляющих отраслей и возможности, предоставляемые научно-исследовательскими

центрами

• способность создание организационных

условий для привлечения к процессу развития инфраструктуры биоэкономики в России специализированных международных компаний, способных привнести соответствующие

компетенции и обеспечить интеграцию создаваемых

элементов инфраструктуры в международную систему производства знаний и технологий;

• способность формирования подпрограмм и отдельных мероприятий в таких государственных программах России как: «Развитие

здравоохранения», «Развитие фармацевтической и медицинской промышленности», «Развитие науки и технологий», «Развитие промышленности и

повышение ее конкурентоспособности»,

«Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия», «Энергоэффективность и развитие энергетики», «Развитие лесного хозяйства».

Формирование подобных организационноуправленческих компетенций для «новых» работников пищевых производств и биотехнологической промышленности невозможно без следующих образовательных изменений:

1. Развития взаимодействия учреждений образования в сфере биотехнологий с биотехнологическим (научно-производственными) консорциумами.

2. Создание инновационных

образовательных программ в соответствии с кадровыми потребностями всех отраслей биоэкономики, при этом необходимо формирование гибкой модульной структуры образовательных программ.

3. Приглашение специалистов из ведущих компании и университетов в сфере биотехнологий для проведения мастер-классов со студентами.

4. Использование современных

образовательных технологий обучения, таких как кейс-технология, фолдер-технология, использование элементов дистанционного обучения.

5. Создание непрерывной системы повышения квалификации и переподготовки биотехнологических кадров.

6. Формирование передовой научнотехнологической базы в учреждениях образования, признание важности ее финансирования.

В целом, необходимость инновирования подготовки современного персонала,

осуществляющего инженерную деятельность, серьезное отношение к организационноуправленческим компетенциям инженерной деятельности - это важные задачи на современном этапе развития общества. В этом контексте вузовская подготовка в формировании таких компетенций играет определяющую роль. Вузовское пространство может и должно обеспечить создание рабочих групп студентов разных направлений подготовки и профилей для выполнения совместных проектов, что бы они уже сейчас выполняли функции инженера и понимали специфику инженерной деятельности. Работа в группах также развивает организационно-управленческие

компетенции - способность к рациональному планированию и организации выполняемой работы, способность развиваться в коллективе, выполняя разные роли, способность разрешать конфликты,

брать ответственность за результаты этой деятельности. Такая работа - это эффективный минипроект будущей инженерной деятельности.

Блочно-модульная специфика подачи материалов дисциплины «Социология организации и управления в инженерной деятельности» в подготовке бакалавров

В обучении современных инженеров важную роль играет дисциплина «Социология организации и управления в инженерной деятельности», которая способствует обогащению инженерной подготовки организационно-

управленческими компетенциями, обеспечивает понимание социальной обусловленности инженерной деятельности.

Студент после изучения дисциплины

«Социология организации и управления в инженерной деятельности» должен: знать научнопонятийный аппарат «Социологии организаций и управления», а именно, такие понятия: «управленческая деятельность», «организационная среда и культура», «субъект управления», «объект управления», «система управления», «механизм

управления», «технологии управленческой

деятельности», «функции управления», «система социального управления»; специфику целей управления с точки зрения социальноэкономических и социально-психологических

критериев их соответствия интересам и ожиданиям управляемых; уметь формулировать, обосновывать и ранжировать управленческие проблемы организации; применять методы прогнозирования, моделирования и проектирования в исследовании систем управления; применять приемы разработки управленческих решений и выбора оптимальных вариантов деятельности; учитывать психологию людей, уметь работать с ними, развивать готовность к сотрудничеству с коллегами и партнерами, работе в команде, разрешению конфликтов и компромиссам; подготовить и провести деловое совещание, коллективное обсуждение,

собеседование; владеть методами социологической диагностики организационных и управленческих систем: опрос, наблюдение, анализ документов, социальный эксперимент, кейс-стади и др; способами диагностики организационной культуры.

Необходимо научить студентов

исследованию управления в социальных системах с социологических позиций, а именно: применять социологический анализ, социологические теории и подходы к проблемам, возникающим при практическом управлении социальными системами различной степени сложности; вооружить методологией оценки причин и возможных социальных последствий различных управленческих решений; сформировать знания, навыки и умения, развить способности, позволяющие осуществлять следующие такие виды деятельности как организационно-управленческую; методическую; диагностическую; инновационную. Важно сформировать у будущих бакалавров представление

о целях управления с точки зрения социальноэкономических и социально-психологических

критериев их соответствия интересам и ожиданиям управляемых; формировать продуктивный тип организационного поведения, навыки управления инновациями, создания оптимальной

организационной культуры.

В Институте пищевых производств и биотехнологии КНИТУ «Социология организации и управления в инженерной деятельности» читается на первом курсе для бакалавров направлений:

240700.62 - «Биотехнология» и профилю

«Биотехнология»; 260200 - «Продукты питания животного происхождения» и профиль «Технология мяса и мясных продуктов»; 260100.62 «Продукты питания из растительного сырья»; 260800.62 -«Технология продукции и организации

общественного питания».

В рамках направления подготовки 241000 -«Энерго- и ресурсосберегающие процессы в химической технологии, нефтехимии и

биотехнологии» по профилю «Рациональное использование материальных и энергетических ресурсов», а также направлению подготовки данная дисциплина читается на третьем курсе.

Учитывая то, что такая объемная и информационного богатая дисциплина как «Социология организации и управления в инженерной деятельности» читается бакалаврам преимущественно на первом курсе обучения, подачу учебного материала следует разделить на три основных блока:

В первый блок следует включать учебные модули из дисциплин «Социология» и «Основы инженерной деятельности»;

Второй блок включает методологические основы «Социологии организации и управления» и состоит из двух основных модулей. В рамках первого модуля освещаются вопросы организационного развития и изменений, типология организации, организационное поведение, организационная культура. Второй модуль базируется на понятии управленческая деятельность, рассматриваются границы и формы управления, личность руководителя, разработка управленческого решения,

Третий блок представляет собой инструментарий для практической отработки умений и навыков в организации проектных и

исследовательских работ, а также навыков

управления коллективом (разработка программы социологического исследования проблем в

инженерной деятельности, управление социальными конфликтами на предприятии, разработка производственной стратегии, ориентированной на социальное управление, анализ специфики организационно-управленческих процессов

пищевых производств, выработка стратегий тайм-менеджмента, стратегий формирования личного бренда и др.).

Студенты, используя методы и стратегию социологического исследования, анализируют

современную ситуацию в пищевой промышленности: посещают интернет-сайты

промышленных предприятий; проводят

анкетирование и интервьюирование специалистов занятых в пищевой промышленности,

преподавателей института; организуют наблюдения и социальные эксперименты в интересующих их областях.

Специфика подачи дисциплины

«Социология организации и управления в инженерной деятельности» заключается в том, что она не может существовать аморфно, безотносительно к направлению подготовки бакалавров. Необходимо адаптировать подачу материала данной дисциплины (речь идет о видеокейсах, лекционных примерах,

исследовательской работе и др.) под конкретное направление, и даже профиль подготовки. Только в случае учета основной специфики подготовки бакалавров может быть получен эффективный и результативный итог взаимодействия преподавателя и студента.

К примеру, бакалаврам, обучающимся по направлениям 240700.62 - «Биотехнология» и

260100.62 - «Продукты питания из растительного сырья», необходимо сформировать понимание, что пищевая биотехнология является важнейшим приоритетным направлением науки XXI века. «Современная биотехнология оказывает огромное влияние на все аспекты практической деятельности человека. С ее помощью получают десятки дорогостоящих биологически активных веществ (гормоны, витамины, ферменты, антибиотики и др.), пищевой и кормовой белок. Благодаря биотехнологии разработаны и внедрены энерго- и ресурсосберегающие технологии.

Основная масса пищевых продуктов - это биопродукты. С древних времен известно традиционное применение методов биотехнологии в приготовлении хлеба, сыра, вина, спирта, уксуса и т. п. В отличие от старых биотехнологических производств в современной пищевой биотехнологии микроорганизмы и их ферменты используются осознано, наиболее интенсивно и широко. Успехи пищевой биотехнологии очевидны, перспективы ее неисчерпаемы.

В основе эффективного социального управления лежит в данной области лежит осознание необходимости ее законодательного регулирования, например, создания генетически модифицированных источников пищи и их применения, а также использования в производстве продуктов питания нетрадиционных видов пищевого сырья.

Ключевые аспекты работы со студентами -это обсуждение новинок в наиболее значимых пищевых производствах - хлебопечения, пивоварения, производства спирта и др., их влияния на развитие общества, в целом, и изменение жизни человека, в частности.

Поскольку «Социология организаций и управления в инженерной деятельности» по

направлению подготовки 241000 - «Энерго- и ресурсосберегающие процессы в химической технологии, нефтехимии и биотехнологии» и профилю «Рациональное использование

материальных и энергетических ресурсов» читается в 6 семестре, то студенты уже имеют серьезную подготовку по ряду дисциплин профессионального, социально-экономического, математического и естественно-научного циклов. Таким образом, взаимодействие преподавателя и студента выходит на новый качественный уровень. Более осознанное понимание специфики своей профессиональной деятельности, выбор определенного направления или темы исследования к этому моменту времени, делает студента свободным в обсуждениях организационно-управленческих и социальноэтических аспектов, связанных с предметом его интереса.

В данном конкретном случае, ключевыми кейсами для обсуждения является: значение энерго-и ресурсосберегающих технологий в химической технологии, нефтехимии и биотехнологии через призму развития общества; значение альтернативных источников энергии для человечества, в целом, отдельных государств или муниципалитетов, в частности; энергосбережение, как осознанная обществом необходимость: анализ общественного мнения; социальные проблемы в сфере промышленной экологии; социальные проблемы контроля и сертификации биотехнологических продуктов, особенности социального управления данной сферой и др.

Важно отметить, что социально-этические и управленческие аспекты объединения биологии, химии и техники - тема, которая креативной нитью должна проходить через исследовательские проекты студентов-бакалавров. Как следствие, основные направления вышеупомянутого дисциплинарного дискурса должны отразился в исследовательских проектах, как в рамках данной дисциплины, так и в итоговой аттестационной работе.

Видится эффективным написание учебных пособий по дисциплине «Социология организаций и управления в инженерной деятельности», которые носят исключительно конкретную

профессиональную направленность. Материалы дисциплины должны содержать примеры, видеокейсы, темы исследовательских работ,

связанные с направлениями и профилями подготовки бакалавров. Например, в рамках КНИТУ можно пойти по пути написания учебного пособия по данной дисциплине отдельно для каждого Института, с учетом его специфики.

В итоге, понимание актуальности и значимости формирования организационноуправленческих компетенции в сфере пищевых производств и биотехнологической

промышленности приведет к инновированию инженерной деятельности и в энергоресурсосберегающей сфере, и во многих других быстро развивающихся областях и направлениях развития станы.

Литература

1. Например, такие школы как «Schools of Arts, Media and Engineering», «Ira A. Fulton Schools of Engineering» Arizona State University (США) практикуют совместные годовые проектные работы, где студенты инженеры, бизнес-студенты, дизайнеры и др. вырабатывают и продвигают на рынок общий продукт. В итоге, студенты получают индивидуальный и общий зачетный балл. Такая креативная работа обогащает и расширяет кругозор студентов.

2. Г.С. Дьяконов, Высшее образование в России, 12, С.29-36. (2011).

3. Программа развития Института управления

инновациями КНИТУ 2012-2014 гг. Доклад директора Института управления инновациями КНИТУ проф. Р.И. Зинуровой на заседании Ученого Совета КНИТУ 31 октября 2011 г. по вопросу «Об интеграции инженерного и социально-экономического

образования».

4. Б.В. Литвинов, Основы инженерной деятельности. «Издательство Машиностроение», Москва, 2005, 288 с.

5. Р.И. Крикуненко, Э.А. Резванова, О.В. Джеуэлл, Вестник Казан. технол. ун-та, 12, С. 231. (2010).

6. NSPE Code of Ethics for Engineers [Электронный

ресурс]. - Режим доступа:

[http://www.nspe.org/Ethics/CodeofEthics/index.html.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

(12.03.2012)].

7. Проект программы «Государственная

координационная программа развития биотехнологий в Российской Федерации на 2011-2020 годы - БИО-2020». [Электронный ресурс]. - Режим доступа:

[http://rosbiotech.com/res/NEWS45/bio-2020.pdf.

(10.02.2012)].

8. Е. Алеева, Пищевики-затейники [Электронный

ресурс]. - Режим доступа:

[http://www.nkadry.ru/?razd_id=224&v=106&pr&PHpSES SID=ad846c33eecc1fd2aa1d7dc25549e665. (10.03.2012)].

© Ю. Н.Соловарова - канд. социол. наук, доц. каф. государственного, муниципального управления и социологии КНИТУ, solovarova1@mail.ru.

269

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.