УДК 378
Р. Р. Исхакова
ФОРМИРОВАНИЕ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ У БУДУЩИХ ИНЖЕНЕРОВ ПИЩЕВЫХ ПРОИЗВОДСТВ
Ключевые слова: управленческая компетентность специалиста, компетентностный подход, управленческая
подготовка.
Рассмотрен процесс формирования управленческих компетенций у будущих инженеров пищевых производств в процессе преподавания дисциплины "организационное поведение". Проанализированы основные формы и методы преподавания данной дисциплины в рамках формирования управленческой компетенции.
Key words: managerial competence of a specialist, the competence approach, management training.
Formation of managerial competence at the future engineers of food production. The process of formation managerial skills at the future engineers of food production is considered during teaching discipline"organizational behavior". The basic forms and methods of teaching the discipline in the form of managerial competence are analyzed.
Современная образовательная парадигма определяет эффективность образования тем, насколько у выпускников высших учебных заведений развиты компетенции - способности выявлять связи между знаниями и ситуациями и применять знания адекватно решаемым проблемам. Конкурентоспособная личность должна обладать многими развитыми качествами, такими, как самостоятельность, организованность, умение решать творческие задачи, проектировать собственную деятельность, быть готовой к ускоренной адаптации, к изменениям в производстве и социальном окружении. В связи с этим одной из важных форм и методов реализации новых подходов в образовательном процессе является компетентностно-ориентированные технологии обучения. Компетентность предполагает постоянное обновление знаний, овладение новой информацией для успешного применения в конкретных условиях, потенциальная готовность решать профессиональные задачи со знанием дела.
Современная экономика живёт в режиме постоянного технологического и организационного обновления, совершенствования методов производства и принципов управления. Работодатели отдают предпочтение творчески активным людям, владеющим передовыми технологиями, способным практически применять свои знания
В управленческой деятельности происходят принципиальные изменения, в связи с этим, современным специалистам приходится в ходе работы кардинальным образом менять свое поведение и от их решений, действий и мнений зависит эффективная деятельность и успех предприятия.
Факультет пищевых технологий осуществляет подготовку высококвалифицированных специалистов для наиболее динамично развивающейся сферы экономики - пищевой промышленности. Выпускники кафедры востребованы и успешно работают, в том числе и на руководящих постах, на ведущих предприятиях Республики Татарстан, Поволжского региона и Урала.
Применительно к профессиональной подготовке инженеров пищевых производств одним из важных моментов является формирование у них управленческой компетентности, позволяющая им в дальнейшем активно конкурировать на рынке рабочей силы.
В отечественной теории управления выделяют четыре основные функции, включающие в себя конкретные функции управления: планирование, организация, регулирование и контроль - они имеют две общие характеристики - все требуют принятия решений и коммуникации.
Соответственно формирование управленческой компетенции можно условно разделить на следующие уровни: управление (мотивация, коррекция, организация, контроль, оценка); соуправление - (совместное целеполагание, партнерство, диалог, договорная совместная деятельность, проектирование) и самоуправление (самодиагностика, концептуализация, саморазвитие, рефлексия).
Анализ педагогической и методической литературы, посвященной проблеме компетентностного подхода в образовании показывает, что вопросы компетентностно-ориентированного обучения изучались в трудах Н.В, В.А.Болотова, Г.С. Дьяконова, И.А.Зимней, В.С.Леднева, А.Н.Леонтьева, А.К.Марковой, Н.Д.Никандрова, М.В.Рыжакова, Л.Г.Семушкиной, В.В. Кондратьева, Е.Г.Татур, А.В.Хуторской, Н.Г.Ярошенко, Р.Барнета, Ж.Делора, Дж.Равена, Г.Халанжа, В.Хутмахера и др.
В рамках деятельности кафедры социальной работы, педагогики и психологии активно разрабатываются проблемы, связанные с компетентностным подходом в системе образования, в том числе и инженерного. В работе Н.Ш.Валееваой и Г.Б.Хасановой была дана развернутая характеристика компетентностного подхода, дана авторская трактовка и современное понимание основных компетенций, в том числе управленческой. Авторы отмечают, что «управленческая компетенция... характеризуется как выражение зрелости и развитости всей системы социально значимых личностных качеств, продуктивно реализуемой в индивидуальной управленческой деятельности».[1] Данный подход характеризует этот феномен одновременно как процесс и как результат. Управленческая компетенция специалиста представляет собой меру и способ творческой самореализации личности в разнообразных видах управленческой деятельности, направленной на освоение, передачу и создание ценностей и технологий в управлении коллективом. Установка специалиста воздействовать на объект управления заменяется на потребность во взаимодействии в процессе управления - это позволяет говорить о наличии управленческой компетенции.
Анализ управленческой компетенции специалиста, показывает, что она имеет синтетическую природу, где учитывается ее интегральная профессионально-личностная характеристика, которая определяет готовность и способность выполнять управленческие функции в соответствии с принятыми в социуме в конкретно исторический момент нормами, стандартами, требованиями управления коллективом.
Управленческая компетенция предполагает, что специалист в процессе управления коллективом способен рационально использовать всю совокупность цивилизационного опыта в деле управления, а значит, в достаточной степени владеет способами и формами целесообразной управленческой деятельности. Формирование управленческой компетенции возможно только в процессе вузовской подготовки.
Теоретическое обоснование сущности указанной компетенции позволяет определить конкретные подходы к его формированию в рамках образовательного процесса. В курс обучения инженеров пищевых производств включена дисциплина «Организационное поведение», позволяющее сформировать управленческие компетенции.
При разработке рабочей программы «Организационное поведение» нами были выбраны, прежде всего, те темы лекций, которые направлены на подготовку у будущих специалистов навыков эффективных действий в команде и при конфликтных ситуациях, управления стрессом и временем, ведения переговоров и умения слушать, ораторского искусства, имиджа руководителя, мотивации и стимулирования персонала, формирования организационной культуры. Лекционный курс дополняется семинарскими занятиями, где рассматриваются следующие темы: «Управленческая команда: формирование и развитие», «Современные тенденции развития коммуникаций в управленческой деятельности», «Психологический анализ функций современного руководителя», «Лидерство и авторитет руководителя», «Социальные и этико-психологические аспекты управления», «Современные тенденции развития коммуникаций в управленческой деятельности». Данные проблемы рассматриваются в контексте общих вопросов менеджмента, психологических и этических
проблем управления и делового общения, управления персоналом, делового документооборота.
В рамках семинарских занятий студенты знакомятся с теоретическими и практическими аспектами командной работы в современной организации, понимают, какие факторы определяют эффективность работы команд, как происходит взаимодействие участников и как это влияет на эффективность деятельности команды. Уделяется внимание распределению функций внутри команды, делегированию полномочий, социальнопсихологическому климату в коллективе, как главному фактору формирования команды, месту каждого человека в команде. В ходе семинара в игровой форме проводился тренинг по образованию команд.
В основу семинарского занятия «Современные тенденции развития коммуникаций в управленческой деятельности» положен тренинг по формированию коммуникативной компетентности будущих руководителей в деловом взаимодействии, кроме того
рассматриваются особенности коммуникаций в эпоху новых информационных технологий.
Практика преподавания дисциплины «Организационное поведение» на факультете пищевых технологий показывает, что наиболее эффективными формами преподавания являются: совместная деятельность всей учебной группы; работа по методу малых групп с элементами индивидуальной работы.
Эффективной является работа по методу малых групп, когда перед группой ставится конкретная задача, выполнение которой требует сотрудничества и совместного решения. После выполнения заданий студенты анализируют процесс выполнения работы и обсуждают возникшие трудности. Такой метод позволяет понять сущность сотрудничества и разделения труда, обучает корпоративному поведению, корректирует ошибочные или антагонистические мнения, активизирует всех студентов с помощью устранения психологических и иных барьеров на пути сотрудничества, готовит к работе в коллективе.
Традиционным стал и такой активный метод обучения, как деловая игра, представляющая собой разновидность непродуктивной деятельности, главным мотивом которой является не результат, а сам процесс. В ходе деловой игры студенты получают возможность освоения практического опыта (овладение способами решения жизненных задач) и этического опыта (усвоение образцов, правил и норм поведения в различных ситуациях). Следует отметить и элементы метода «кейс-стади», используемые на семинарских занятиях по дисциплине «Организационное поведение». Метод помогает выработать умение анализировать имеющуюся информацию, договариваться с другими сотрудниками, руководить людьми, самостоятельно принимать решения, публично выражать и отстаивать их.
Применяется также метод тестирования, позволяющий выявить определенные качества личности и интенсивность их выраженности у будущего специалиста, что расширяет его представление о себе самом.
Перечисленные методы обучения не исчерпывают всего методического многообразия, но их применение позволяет активизировать внимание студентов, облегчить усвоение материала, сделать процесс обучения более полным и интересным и добиться заданного результата.
Литература
1. Дьяконов Г.С., Иванов. В.Г., Кондратьев В.В. Особенности инновационного инженерного образования. // Вестник Казан. технол. ун-та.. - 2010. - Вып. 12. - С. 13-18.
2. Кирсанов А.А., Кондратьев В.В. Инженерная деятельность и профессиональная компетентность специалиста // Вестник Казан. технол. ун-та. - 2010. - Вып. 12. - С. 18-22.
3. Валеева, Н.Ш. Профессионализм специалиста социальной работы: компетентностный подход /Н.Ш.Валеева, Г.Б.Хасанова. - Казань: Изд-во Казан. гос. технол. ун-та, 2008. - 230 с.
© Р. Р. Исхакова - д-р пед. наук. проф. каф. социальной работы, педагогики, психологии КНИТУ, [email protected].