Научная статья на тему 'Применение принципа профилирования преподавания инженерных дисциплин при подготовке специалистов- механиков по вопросам обеспечения промышленной безопасности и защиты в чрезвычайных ситуациях'

Применение принципа профилирования преподавания инженерных дисциплин при подготовке специалистов- механиков по вопросам обеспечения промышленной безопасности и защиты в чрезвычайных ситуациях Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
146
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Хасанова В. К., Власов В. А., Чепегин И. В., Стоянов О. В.

Методика профилирования преподавания общенаучных и общетехнических дисциплин предполагает логическую стройность и целостность предлагаемой системы знаний, применение достижений науки, комплексный характер работы по профилированию преподавания курса относительно конкретной специальности, решение на практических и лабораторных занятиях прикладных задач и строгую ориентацию материала на решение задач профессиональной подготовки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Хасанова В. К., Власов В. А., Чепегин И. В., Стоянов О. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Применение принципа профилирования преподавания инженерных дисциплин при подготовке специалистов- механиков по вопросам обеспечения промышленной безопасности и защиты в чрезвычайных ситуациях»

ветственности за нарушение экологических нормативов. Нормальное развитие систем экологического менеджмента, как и всего экобизнеса, возможно при развитии инфраструктуры, представляющей предприятиям эколого-зкономические услуги - консультативные, аудиторские, образовательные, страховые, маркетинговые и т.п. Кроме того, для эффективного экоменеджмента важно иметь четкую законодательную, организационную и кредитно-финансовую основу.

© А. И. Бородин - канд. эконом. наук, консультант по финансам и контроллингу Департамента 8АР-систем, Москва.

УДК 37.017.92

В. К. Хасанова, В. А. Власов, И. В. Чепегин,

О. В. Стоянов

ПРИМЕНЕНИЕ ПРИНЦИПА ПРОФИЛИРОВАНИЯ ПРЕПОДАВАНИЯ ИНЖЕНЕРНЫХ ДИСЦИПЛИН ПРИ ПОДГОТОВКЕ СПЕЦИАЛИСТОВ-МЕХАНИКОВ ПО ВОПРОСАМ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРОМЫШЛЕННОЙ

БЕЗОПАСНОСТИ И ЗАЩИТЫ В ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ

Методика профилирования преподавания общенаучных и общетехнических дисциплин предполагает логическую стройность и целостность предлагаемой системы знаний, применение достижений науки, комплексный характер работы по профилированию преподавания курса относительно конкретной специальности, решение на практических и лабораторных занятиях прикладных задач и строгую ориентацию материала на решение задач профессиональной подготовки.

Увеличение объёма научно-технической информации, усложнение труда инженерных работников, развитие научно-технического прогресса, интенсивное формирование новых направлений в науке, автоматизация и компьютеризация производства, совершенствование средств труда должны находить свое отражение и в высшей технической школе.

Эти объективные тенденции приводят к усложнению, интеллектуализации профессиональной деятельности инженеров, а следовательно, влекут за собой изменение требований, предъявляемых к профессионально важным качествам личности и мышления. Навыки труда сохраняют свое значение, но всё больше на первый план выходят

фундаментальность знаний, умение анализировать, оценивать нестандартные ситуации и принимать нужные решения [1].

Необходимыми становятся высокий уровень самостоятельности и самоуправления в сочетании с навыками контроля процесса профессиональной деятельности, ответственность за планирование, организацию и оценку результатов труда. Возросшая необходимость обеспечения безопасности и надежности производственных процессов требует от инженера высокого уровня технической культуры, производственной дисциплины и самодисциплины.

Кроме того, от современного инженера требуется профессиональная мобильность, то есть способность быстро и на высоком уровне осваивать новые объекты, оперативно менять специализацию; развитое техническое мышление с ярко выраженным творческим компонентом; системное восприятие действительности, при котором каждое явление рассматривается лишь как часть более сложной системы со всеми вытекающими отсюда закономерностями.

Большую роль в формировании отмеченных качеств играет подготовка в области промышленной безопасности и защиты в чрезвычайных ситуациях, составляющая важную часть профессионального образования инженеров-механиков по специальности «Машины и аппараты химических производств». Образование специалистов в данной области знаний предполагает, во-первых, изучение традиционных разделов курса «Безопасность жизнедеятельности», которые включены в общепрофессиональную подготовку инженера любого профиля (инвариантный компонент); во-вторых, акцентирование внимания на обучение студентов-механиков умению принимать превентивные меры по предотвращению возникновения чрезвычайных ситуаций, включение их в программу обучения (вариативный компонент); знание этих мер, с одной стороны, является необходимым для последующего усвоения специальных дисциплин, а с другой - способствует формированию более высокого уровня политехнического мышления, необходимого для современного инженера-механика по специальности «Машины и аппараты химических производств».

Процесс обучения вопросам, касающимся обеспечения промышленной безопасности и защиты в чрезвычайных ситуациях в техническом вузе, является составной частью целостного учебно-воспитательного процесса, который включает в себя естественнонаучную, социально-экономическую, общетехническую, гуманитарную и специальную подготовку [2]. Часть из них не зависит от специфики инженерной деятельности, но общетехническая и специальная подготовка носит неоднородный характер для различных видов инженерно-технической деятельности.

Профессиональная деятельность, выступая как определённая целостность, носит интегративный характер и поэтому может выступать основанием для интеграции содержания профессионального образования [3]. Поэтому в содержание курса «Безопасность жизнедеятельности» должны войти разделы и темы, отражающие эту специфику.

В основе интегрирования содержания лежат следующие положения:

- соподчиненность функций учебных дисциплин, сохранение их собственного предмета;

- экономичность, то есть уплотнение изучаемого материала, устранение дублирования;

- постоянство интегрированного базиса, то есть интеграция учебных предметов на базе одного из них;

- целостность и подвижность изучаемых дисциплин;

- наличие достаточного объёма учебного материала, который может быть изучен на базе другого учебного предмета;

- ориентация на проблемное изучение дисциплин;

- динамичность процесса интеграции, обусловленная развитием науки.

Кроме того, большое значение имеет выделение инвариантной части содержания на следующих уровнях:

а) межпрофессиональный материал, то есть инвариантная основа, которая одинакова для всех специальностей;

б) общепрофессиональный материал, то есть общие для профессии теоретические положения;

в) специальный материал, то есть внутрипрофессиональная дифференциация учебного материала для данной профессии.

Курс «Безопасность жизнедеятельности» является интегративным. Интегративность в данном случае следует рассматривать на двух различных уровнях. Во-первых, она проявляется на внутрипредметном уровне (рис. 1), так как безопасность жизнедеятельности сочетает в себе элементы основ безопасности жизнедеятельности (ОБЖ), охраны труда (ОТ), техники безопасности (ТБ), промышленной экологии (ПЭ), гражданской обороны (ГО) и защиты в чрезвычайных ситуациях (ЗЧС). Во-вторых, на межпредметном уровне, так как в сферу вопросов, изучаемых в курсе «Безопасность жизнедеятельности», входят темы из других дисциплин различных циклов или предметов одного и того же цикла, и, наоборот, вопросы из области «БЖД», так или иначе, затрагиваются в других дисциплинах (рис. 2.).

При проектировании структуры и содержания подготовки инженеров-механиков в области промышленной безопасности и защиты в чрезвычайных ситуациях необходимо учитывать методологические основания и дидактические принципы, имеющие непосредственное или опосредованное отношение к обеспечению требований профессиограммы, содержание Федерального закона «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» [4] и Федерального закона об «Об охране труда».

Дисциплина «Безопасность жизнедеятельности» характеризуется целостностью формируемых знаний и качеств, которые необходимы специалистам для будущей профессиональной деятельности. Путём обобщения и систематизации элементов содержания профессиональной подготовки проводится укрупнение дидактических единиц, что позволяет обеспечить преемственность и реализовать на практике синтез знаний в области промышленной безопасности и защиты в чрезвычайных ситуациях и профессиональных знаний инженеров изучаемого профиля, обеспечить в ходе обучения переход от абстрактнонаучных к конкретно-профессиональным знаниям. Содержание курса строится на основе современной концепции преподавания общепрофессиональных дисциплин и опирается на требования Государственного стандарта подготовки специалистов «МАХП» по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности», на модель специалиста и даёт возможность отбора необходимого материала.

Наиболее существенной в системном подходе к решению проблем безопасности труда является возможность сделать управление производством таким же объектом инженерного проектирования, как и технологический процесс, оборудование, сооружения [5]. Эффект применения системного подхода определяется тем, что он отражает реально существующие в окружающей человека среде связи и взаимоотношения реально существующих процессов и явлений. Кроме того, системный подход позволяет сформулировать проблему безопасности не слишком широко, чтобы она была реально обозримой и воз-

Рис. 1 - Схема внутрипредметных связей дисциплины «БЖД»

можной для решения, и не слишком узко, не позволяя упустить ничего существенного. А также даёт возможность сконструировать систему мероприятий, включающую всю совокупность элементов и факторов, оказывающих существенное влияние на повышение безопасности человека в условиях производства.

Профессиональная деятельность инженера-механика по специальности «Машины и аппараты химических производств» сопряжена с решением задач повышенной сложности, от успешного исхода которых может зависеть не только здоровье, но зачастую и жизнь людей [6]. Это требует от специалиста не просто сформированности технического мышления, но и высокого уровня инженерного творчества. ЮНЕСКО предлагает назы-

Введение. Раздел 1. Раздел 2. Раздел 3.

Основы безопасно- Человек и среда Техногенные опас- Защита населения и

сти жизнедеятель- обитания ности и защита территорий от опас-

ности * ^ от них ностей в ЧС

Рис. 2 - Схема межпредметных и межцикловых связей дисциплины «БЖД»

вать инженером только того работника, который умеет творчески использовать научные знания, проектировать и строить промышленные предприятия, машины и оборудование, разрабатывать и применять промышленные методы, используя различные инструменты (отдельно или в различных комплектах), конструировать эти инструменты, пользоваться ими, хорошо зная принципы их действия и предугадывая их «поведение» в определенных условиях. Инженер обязан в соответствующей степени учитывать требования экономики, техники безопасности и сохранности оборудования [7].

Специалист, способный адаптироваться к условиям рыночной экономики, не может быть только носителем определенной суммы знаний. Это должен быть творческий работник - профессионал, способный освоить и создать новые технологии и усовершенствования, обладающий высоким техническим потенциалом. Владение приёмами анализа, синтеза, сравнения, абстрагирования, доказательства определяет логическую культуру человека и выступает обязательной ступенью творческого процесса. Приступая к ре-

Химическое сопротивление материалов и защита от коррозии

шению творческой задачи, человек пытается сначала использовать имеющиеся знания и способы действий. Через некоторое время он убеждается, что в новой ситуации они «не работают». Студенты с гибким мышлением после одной - двух неудачных попыток решить задачу старыми способами сразу же начинают анализировать свои собственные действия как бы со стороны. Люди со стереотипным мышлением долго не могут отказаться от уже выработанной программы решения. По мнению Кирсанова А. А. [8], выход мышления на уровень творческой деятельности блокируется из-за:

- недостаточной сформированности логических приемов мышления;

- низкого уровня и узости обобщений знаний;

- незнания общей логики научного поиска;

- отсутствия опыта произвольной регуляции в обычных условиях и в нестандартных ситуациях;

- стереотипности мышления и т.д.

Действие мышления связано с механизмами мотивационной, эмоциональной, волевой сфер. Последние включены в мыслительный процесс и выступают в качестве внутреннего условия, усиливающего или ослабляющего процесс мышления. Чем выше творческий уровень поставленной перед студентами задачи, тем больший эффект даёт мотивация - выше продуктивность мышления. Усложнение, интеллектуализация профессиональной деятельности инженеров определяет требования к интеллектуализации их профессиональной подготовки, то есть преимущественное формирование творческо-поискового мышления, направленного на решение двуединой задачи:

- соответствие результата подготовки социальному заказу на профессиональный уровень специалиста;

- конструирование системы в соответствии с целью обучения для достижения результатов профессиональной подготовки.

В стандарте высшего профессионального образования для специальности «Машины и аппараты химических производств» закрепляются различные виды деятельности будущего инженера, в частности проектно-конструкторская. Этот вид профессиональной деятельности связан с умением проектировать производственные процессы, строить и использовать различные модели технологических систем, осуществлять качественный и количественный анализ, со способностью поставить цель и сформулировать задачу, с умением использовать для решения возникающих инженерных задач методы конкретных изученных наук.

Организационно-управленческая деятельность предполагает умение осуществлять контроль за соблюдением правил охраны труда и техники безопасности на вверенном объекте и правильно организовывать работу подчинённых в нестандартных ситуациях. Поэтому применение в учебном процессе ситуационных задач как нельзя более полно соответствует поставленным целям. Реализация принципа соответствия содержания образования цели подготовки специалиста осуществляется посредством внедрения в учебный процесс ситуационных задач, позволяющих, с одной стороны, применить студентам полученные из разных дисциплин теоретические знания на практике, с другой - проверить результат усвоения этих знаний [9]. Проверка и контроль самостоятельной работы студентов, компьютерное тестирование с рейтинговой системой оценки знаний способствуют реализации тенденции к снижению аудиторной нагрузки и повышению роли самостоятельной работы студентов.

Традиционное решение задачи формирования практических навыков путём закупки приборов и оборудования в современных условиях проблематично. Частичное её

решение состоит в моделировании различных процессов деятельности специалиста на компьютере и в получении практических навыков на моделях. В связи с этим возникает необходимость постановки государственной программы по созданию образовательных моделей решения практических задач представителями различных специальностей. Компьютеризация учебного процесса посредством внедрения лабораторных и практических занятий по отдельным темам на компьютере позволяет снизить нагрузку на лабораторное оборудование, так как износ его очень велик, а финансирование высшего образования оставляет желать лучшего.

Кроме того, на занятиях с использованием компьютерной техники возможно осуществить индивидуальный подход к проверке знаний студентов в отличие от «побри-гадной» сдачи лабораторной работы. При этом можно при необходимости варьировать сложность предложенных заданий в зависимости от индивидуальных способностей студентов, что позволит свести до минимума списывание и механическое зазубривание материала методических указаний и лекций. Всё это является очень важным и с той точки зрения, что с помощью компьютерной техники студенту предоставляется возможность уменьшить объём теоретического материала, который нужно будет выучить к экзамену.

А закреплённый на практике материал будет усваиваться гораздо лучше и останется в подсознании на более долгое время, чем «вызубренный» накануне экзамена, а иногда попросту списанный.

Логическим завершением построения интегративного курса «Безопасность жизнедеятельности» является конкретное учебное содержание, разработанное на основе определенной совокупности общих принципов и единых системообразующих факторов структурирования [10]. На основе изложенного, методика профилирования преподавания общенаучных и общетехнических дисциплин сводится к следующему:

- учебный материал должен быть строго ориентирован на решение задач полноценной профессиональной подготовки будущего специалиста;

- работа по профилированию преподавания курса относительно конкретной специальности должна носить комплексный характер;

- процесс профилирования не должен нарушать логической стройности и целостности предлагаемой для усвоения системы знаний;

- содержание ведущих тем должно максимально отвечать современным достижениям соответствующих областей науки;

- решение на практических и лабораторных занятиях в первую очередь прикладных задач, необходимых будущим специалистам для овладения избранной профессией, должно внедряться с самого начального этапа процесса обучения в вузе.

Литература

1. Приказ государственного комитета Российской Федерации по высшему образованию № 180 от 5 марта 1994 г. с дополнениями.

2. Горина Л.Н. Технология профессиональной подготовки специалистов в системе обеспечения безопасности жизнедеятельности: Дис ... канд. пед. наук. Тольятти, 1997. 198с.

3. Берулава М.Н. Теория и практика интеграции содержания общего и профессионального образования в профтехучилищах: Дис ... д-ра пед. наук. Бийск, 1989. 327с.

4. О промышленной безопасности опасных производственных объектов: Федеральный закон Российской Федерации // Рос.газ. 1997. 30 июля.

5. Батышев С.Я. // Профессионал. 1991. №9. С.7-9.

6. Бесчастнов М.В., Соколов В.М. Предупреждение аварий в химических производствах. М.: Химия, 1979. 392с.

7. Кирсанов А.А. Личностно-ориентированная профессиональная подготовка специалиста. М.: Магистр, 1994. 16с.

8. Кирсанов А. А. // Материалы к семинару-учёбе для участников эксперимента в рамках ФЭП / КГТУ. Казань, 2002. 14с.

9. Титова Г.Н. Сборник производственных ситуаций и деловых игр по курсу «Охрана труда». Л.: Химия, 1988. 216с.

10. Стрекозов В.И., Вовненко В.Г. // Проблемы безопасности при чрезвычайных ситуациях. 1999. №3. С.41-49.

© В. К. Хасанова - канд. пед. наук, доц. каф. промышленной безопасности КГТУ; В. А. Власов - канд. техн. наук, министр МЧС РТ, проф. той же кафедры; И. В. Чепегин - канд. техн. наук, доц. той же кафедры; О. В. Стоянов - д-р техн. наук, проф., зав. каф. промышленной безопасности КГТУ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.