Научная статья на тему 'Методика преподавания предмета "Взаимозаменяемость, стандартизация и технические измерения"'

Методика преподавания предмета "Взаимозаменяемость, стандартизация и технические измерения" Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
183
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ / ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ / ФОРМЫ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ТРАДИЦИОННЫЕ ПРИНЦИПЫ ОБУЧЕНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мурадов Акрамжон Абдусаттарович

В данной статье изложены методы и особенности преподавания предмета «Взаимозаменяемость, стандартизация и технические измерения».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Мурадов Акрамжон Абдусаттарович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Методика преподавания предмета "Взаимозаменяемость, стандартизация и технические измерения"»

МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ПРЕДМЕТА «ВЗАИМОЗАМЕНЯЕМОСТЬ, СТАНДАРТИЗАЦИЯ И ТЕХНИЧЕСКИЕ ИЗМЕРЕНИЯ» Мурадов А.А.

Мурадов Акрамжон Абдусаттарович - доцент, кафедра технологических машин и оборудования, инженерно-технологический факультет, Наманганский инженерно-технологический институт, г. Наманган, Республика Узбекистан

Аннотация: в данной статье изложены методы и особенности преподавания предмета «Взаимозаменяемость, стандартизация и технические измерения». Ключевые слова: творческого мышления, проектной деятельности, методика обучения, формы учебной деятельности, традиционные принципы обучения.

Педагогическая деятельность учителя технологии предполагает не выполнение инженерных расчетов, а применение технических задач в процессе обучения для развития технологических, проектно -конструкторских умений и навыков учащихся, творческого мышления, развития интереса к технике, подготовки к осуществлению проектной деятельности. При этом необходимо обладать способностью преобразовывать материал, переводить его на школьный уровень, подбирать и составлять технические задачи, проектные задания и т.п. Поэтому одной из важных составляющих профессиональной подготовки учителя (в отличие от инженера) является методическая подготовка, т.е. формирование умений будущего специалиста осуществлять учебно-воспитательный процесс по предмету [1].

Таким образом, целью нашей статьи является рассмотреть методы и особенности преподавания «Взаимозаменяемость, стандартизация и технические измерения».

Методика обучения рассматривается как методика углубленного обучения студентов ВУЗов и учащихся профессиональных училищ, как специальная, контекстная подготовка в направлении будущей профессии и специальности. В современном образовании - это прежде всего подготовка молодежи к культурно- и природосообразной, разумной, рациональной преобразующей материальный мир деятельности. Содержание специальности составляют предметные циклы дисциплин Государственных образовательных стандартов подготовки преподавателей и рабочих в отрасли (машиностроение и технологическое оборудование), является основой профессиональной подготовки специалистов в различных сферах технико-технологической деятельности человека [2].

В промышленном производстве необходимы прежде всего профессиональные общетехнические знания и умения, в частности, инженеру-конструктору, инженеру-технологу, инженеру-механику, техникам, технологам, а также рабочим различных профессий и специальностей.

Общетехническая подготовка включает в себя знание конструкционных материалов, основ конструирования изделий, технологий изготовления деталей и сборки изделия, расчетов на прочность элементов конструкций, процедуры испытаний и т.д.

Методами преподавания и освоения образовательной области «Технология» предусматриваются: догматический, исторический, непосредственного наблюдения, экспериментальный, проектный. Но в любом случае обучающиеся должны овладеть способами приобретения технологических знаний, научиться логически мыслить.

Для общетехнической подготовки студентов используются активные методы обучения: решение технических и технологических задач (расчеты режимов обработки, регулировки, разработка управляющих программ, кинематических и динамических характеристик, разработка конструкций изделий, технологических процессов обработки и карт, конструирование и изготовление приспособлений, выбор

наиболее рациональной конструкции изделия и технологического процесса изготовления) [4].

Методы обучения преобразовательной деятельности могут быть: репродуктивный, проблемный, поисковый, исследовательский, самостоятельной работы, практический, проектный и другие.

Комплексными активными методами инженерной и профессиональной подготовки являются: дизайн-анализ, морфологический анализ, метод проектов, метод мозговой атаки и фокальных объектов, компьютеризации, деловой игры, учебный эксперимент и другие [1].

Формы учебной деятельности: индивидуальные, индивидуально-групповые, коллективные, классные и внеклассные, школьные и внешкольные и другие. Контролем качества обучения могут быть: наблюдение, проверка знаний и умений, тестирование. Под объективным, диагностичным контролем понимается контроль, который обладает необходимой точностью и воспроизводимостью [3].

Традиционные принципы обучения: связь теории с практикой, научность, систематичность и последовательность, доступность, посильность, активность, наглядность и другие дополняются инновационными принципами: проектность, целостность и системность, интегративность и универсальность, природо- и культуросообразность, вариативность, информативность, модульность, ценностная и практическая направленность [1].

Результатом деятельности преподавателя является уровень образования учащихся: знания основ техники, технологии и технологической культуры, освоение проектной деятельности по изготовлению простейших изделий, функциональная грамотность, профессиональная мобильность, умения и навыки выполнения простейших технологических операций, организация самостоятельной работы и другие.

Будущему специалисту в области технологического образования (учителю технологии, бакалавру технологического образования) необходимо овладеть теоретическими и практическими знаниями по технике, технологии и методам их приобретения, знать историю развития изучаемых предметов, в совершенстве владеть практическими умениями и навыками по тем видам трудовой деятельности, которым он будет обучать будущих рабочих.

Таким образом, специальная технологическая подготовка будущего специалиста рассматривается как процесс и результат освоения студентом в рамках специализации углубленных, опережающих и проблеморешающих технологических знаний, умений и навыков. Это часть готовности к творческой преобразовательной деятельности как формирования профессиональных качеств личности, углубленного обучения, воспитания и развития в том направлении предстоящей педагогической деятельности, в котором учителю непосредственно предстоит работать с учащимися, в частности, по специализации «технология обработки конструкционных материалов и техническое творчество» по технологическим, творческо-конструкторским,

электрорадиотехническим и графическим дисциплинам.

Список литературы

1. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. М.:

Народное образование, 1998. 256 с.

2. Маликов М.Ф. Сущьность методики преподавания метрологии в высшей школе.

М., 1992.

3. Кругликов Г.И. Методика преподавания технологии с практикумом. М.:

Издательский центр «Академия», 2002. 480 с.

4. Марченко А.В. Настольная книга учителя технологии. М.: Астрель, 2005. 430 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.