УДК 372.8
Комелина Валентина Александровна
Доктор педагогических наук, профессор, заведующая кафедрой методики технологии и предпринимательства Марийского государствоіного университета, сИирг@таіІ. г и, Йошкар-Ола
Чупряков Иван Сергеевич
Аспирант кафедры методики технологии и предпринимательства Марийского государственного университета, [email protected], Йошкар-Ола
СОДЕРЖАНИЕ И СТРУКТУРА ТВОРЧЕСКО-КОНСТРУКТОРСКОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ ТЕХНОЛОГИИ И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
Komelina Valentina Aleksandrovna
The Doctor of Pedagogic Science, professor, chief of the chair of methods of technology and business undertakings at Mari State University, [email protected], Yoshkar-Ola
Chupriakov Ivan Sergeevich
The post-graduate of the chair of methods of technology and business undertakings at Mari State University, [email protected], Yoshkar-Ola
THE CONTENT OF CREATIVE AND DESIGN TRAINING OF A FUTURE TEACHERS OF TECHNOLOGY AND BUSINESS
UNDERTAKINGS
Исследование роли науки в современном образовательном процессе, выявление важнейших функций педагогического образования, анализ взаимосвязи инженерных и педагогических знаний студентов обучающихся на факультете технологии и профессионального образования, позволяют определить требования к содержанию педагогического образования будущего учителя технологии и предпринимательства, принципы его структурирования.
Академик С. Я. Батышев в системе высшего профессионального образования выделяет блочно-модульный принцип построения содержания обучения как достаточно простой и эффективный. Блочно - модульный подход позволяет выделить конкретный «носитель» содержания обучения, с помощью которого обеспечивается гибкость системы профессионального образования, настраиваемость ее на адаптивность к изменяющимся социально-экономическим условиям. Блоки и модули дисциплин реализуют одну или несколько целей обучения. Формирование блоков содержания обучения по профессии широкого профиля при отраслевой и межотраслевой интеграции профессий может быть следующим:
1. Общеобразовательная подготовка: гуманитарный блок, естественнонаучный блок.
2. Профессиональная подготовка: общетехнический, общепрофессиональный, профессиональный блоки (профессия, специальности).
3. Специальные блоки подготовки.
В общем виде содержание профессионального образования включает общеобразовательную и профессиональную подготовку.
Содержание блоков профессиональной подготовки: общетехнический блок, отраслевой блок, общепрофессиональный блок (для группы родственных профессий), профессиональный блок (учебный материал освоения соответствующих видов профессиональной деятельности на требуемом уровне) [1].
Специальный блок содержит теоретический и практический учебный материал, необходимый для освоения специальности, относящейся к профессии, с выходом на требуемый заказчиком уровень квалификации.
Разновидностью специального блока может быть общепрофессиональный блок. Этот блок выделяется в том случае, если профессия (учитель) включает разветвленную сеть специальностей (технология и предпринимательство, профессиональное обучение, экономика и т. д.), охватывающих широкое технико-технологическое поле, и значительно различающихся по содержанию труда (технология обработки конструкционных материалов и техническое творчество, технология обработки тканей, технология обработки пищевых продуктов, технология сельскохозяйственного производства). Но для нескольких специальностей профессии и специализаций можно выделить общее содержание обучения, которое оформляется в виде общеспециального блока.
Анализ дисциплин специальной подготовки показывает, что их содержание и объем охватывает очень широкий спектр разделов разнообразных технических наук, зачастую собранных искусственно, а не связанных логической цепью, что, без сомнения, вносит существенные трудности в образовательный процесс. Например, федеральный компонент дисциплин специальной подготовки включает 8 наименований. Причем, прикладная механика, машиноведение и технологические дисциплины являются сборочными единицами (учебными дисциплинами их назвать нельзя, т. к. они состоят из весьма отличающихся, как по содержанию, так и по назначению, предметов и курсов). Только эти три предмета охватывают более 15 самостоятельных технических и инженерных дисциплин. Преподавать такие объединенные курсы достаточно сложно и проблематично по причинам методического и содержательного характера.
Соответственно задачи, стоящие перед вузами и факультетами и, требующие неотложного решения, связаны, со следующими основными проблемами.
Недостаток квалифицированных преподавательских кадров с базовым техническим, инженерным, инженерно-педагогическим образованием, имеющими ученые степени и звания. Преподаватели, учебные мастера, методисты и лаборанты должны обладать широкой эрудицией в областях техники, инженерии, информатики и экономики, владеть знаниями о современных производственных и информационных технологиях, быть культур-
ными и разносторонне образованными, внедрять в образовательный процесс прогрессивные и эффективные педагогические технологии.
Существующие вузы, а это, в основном, педагогические, в которых ведется подготовка учителей технологии и Предпринимательства, не имеют,
а, если и имеют, то очень слабую материально-техническую и учебно-лабораторную базу, не способную обеспечить качественную практическую подготовку специалистов.
Почти отсутствует учебно-методическая литература ряда дисциплин, дидактические материалы и технические средства обучения как для студентов, так и для преподавателей.
В силу перечисленных проблем и наряду с другими, вузы вынуждены «дробить» дисциплины специальной подготовки, что, с одной стороны, конкретизирует цели, задачи и содержание курсов, а также упрощает планирование и управление учебным процессом, но, с другой стороны, приводит к увеличению предметной загруженности преподавателей и, связанное с этим, увеличение числа читаемых курсов и увеличение количества учебно-методических разработок. В результате студенты хорошо осваивают отдельные курсы, но плохо разбираются в содержании комплекса дисциплин специальной подготовки и, порой, не понимают их роли и значения в системе образования по данной специальности. Отсюда молодые специалисты, как правило, достаточно хорошо вооружены теоретическими знаниями по психологии и педагогике, гуманитарным и социально-экономическим дисциплинам, но, как было отмечено выше, имеют слабую специальную, особенно творческо-конструкторской подготовку как в теоретической ее части, так и в приобретенных практических умениях и навыках. Причин такого явления много, и одна из них кроется в требованиях к содержанию основной образовательной программы.
Блочно-модульный характер содержания творческо-конструкторской подготовки предусматривает автономность каждого блока, замены или модернизации, присоединение новых блоков и модулей. Личностно и социально ориентированное содержание данного вида подготовки предоставляет выбор дидактически автономных учебно-профессиональных блоков и комплексов, то есть самостоятельного проектирования содержания своего профессионального образования, ориентируясь на разные варианты моделей учебно-программной документации. Роль педагога трансформируется в роль консультанта, наставника.
На специальной стадии творческо-конструкторской подготовки осуществляется дифференцированная специализация студентов с учетом избранной профессии. При этом студенты вооружаются такими знаниями, которые отвечают требованиям конструирования, освоения техники и технологии данной отрасли производства. Однако разрабатываемые в централизованном порядке учебные программы не могут в одинаковой степени удовлетворять все требования даже одной отрасли. Поэтому творческо-конструкторская подготовка студентов по одним и тем же профессиям и по различным от-
раслям промышленности имеет свои общие и специфические особенности. На специальной стадии творческо-конструкторской подготовки студенты опираются на те знания, которые они приобрели на основной стадии обучения. Продвигаясь от основной стадии обучения к специальной, студенты постепенно обогащают свою память новыми знаниями, у них возникает потребность в пополнении своих знаний, что в конечном итоге облегчает им решение конечной цели - овладение профессией.
Как известно, цели профессиональной подготовки воплощены в содержание образования, которое в свою очередь определяет формы, методы и средства образовательного процесса.
Основными принципами разработки содержания творческо-конструк-торской подготовки будущих учителей технологии и предпринимательства являются: отражение в программах современных достижений науки, техники и передовых технологий; отражение политехнического принципа; отражение взаимосвязи общего и профессионального технологического образования; определение основных идей учебных предметов применительно к учебной творческо-конструкторской деятельности (специфические для каждого предмета, сопоставив с другими предметами); отражение опыта новаторов; ориентация на дальнейший рост квалификации; отражение развития технического мышления; отражение в программах федерального компонента (основного и специального) содержания технологического образования [5].
Содержание творческо-конструкторской подготовки будущих учителей технологии и предпринимательства оценивается следующими критериями: качественные - целостность отражения в содержании данного вида подготовки задач технологического образования, воспитания и развития; структурное соответствие содержания творческо-конструкторской подготовки принятой психолого-педагогической концепции усвоения (поэтапной и проблемной творческо-конструкторской подготовки); отражение в содержании творческо-конструкторской подготовки современного уровня развития науки, техники, технологии и производств; гносеологически верное соотношение эмпирического и теоретического, образного и понятийного, конкретного и абстрактного.
Содержание базовой творческо-конструкторской подготовки студентов инвариантно и включает определенные Государственным образовательным стандартом общетехнические и технологические дисциплины: «Технология конструкционных материалов», «Основы взаимозаменяемости», «Резание материалов, станки и инструменты», «Основы производства», а также творческо-конструкторские, электрорадиотехнические и графические дисциплины, практикум в учебных мастерских, технологическую практику’ и др.
Содержание специальной творческо-конструкторской подготовки представляет собой основную часть содержания специализации учителя и характеризуется освоением определенного блока (набора) дисциплин и курсов теоретической и практической подготовки по специальности учителя,
связанной с разделением труда и выходом на требуемый уровень квалификации. Она представляет дифференцированную первичную специализацию студента с учетом избранной профессии. Это содержание специальной, углубленной, опережающей, вариативной, конгруэнтной творческо-конструкторской подготовки.
Специальная творческо-конструкторская подготовка формируется по базовым технологическим, творческо-конструкторским, электрорадиотех-ническим, графическим дисциплинам и методике обучения технологии, по дисциплинам специализации (например, технический труд), факультативной подготовкой, вариативной самоподготовкой; зависит от региональных и других особенностей и отличается содержанием, методами, средствами и формами. В связи с этим, содержание специальной творческо-конструкторской подготовки различно в различных вузах России и определяется в зависимости от многих факторов.
Таким образом, специальная творческо-конструкторская подготовка будущих учителей технологии и предпринимательства в вузе рассматривается как прогнозирование, как процесс и результат освоения студентом в рамках специализации углубленных и опережающих технико-технологических знаний, умений, навыков и формирование профессионально важных качеств.
Специальная творческо-конструкторская подготовка учителя технологии и предпринимательства в соответствии с содержанием учебников «Технология» означает его углубленную, опережающую, контекстную, конгруэнтную подготовку к предстоящей учебной преобразовательной деятельности совместно с учащимися. Способ преобразовательной деятельности - это совокупность методов, средств и приемов преобразования материалов, сырья, энергии и информации [6]. Среди способов преобразовательной деятельности различают: вербальные и невербальные, мыслительные и проектные, орудийные, механические, химические, биологические, энергетические, информационные.
В технологии обработки конструкционных материалов, техническом творчестве, изготовлении изделий и в выполнении творческих учебных проектов выделяются следующие наиболее применяемые способы преобразовательной деятельности: орудийные (станки, инструменты, приспособления и др.), механические (резание, рубка, прессование и др.), мыслительные и проектные (гипотеза, переработка информации, конструирование и изготовление изделия и др.), информационные (банк данных и др.).
В соответствии с блочно-модульной системой обучения академика С. Я. Батышева выделенная специальная творческо-конструкторская подготовка будущих учителей технологии и предпринимательства может включать блоки:
- повышенной профессиональной творческо-конструкторской подготовки;
- опережающей профессиональной творческо-конструкторской подготовки в новейших достижениях науки, техники и технологий;
- компьютеризации творческо-конструкторской подготовки;
- экономической и экологической грамотности в системе творческо -конструкторской деятельности.
В структурном отношении содержание теоретического обучения характеризуется, прежде всего, системой учебных курсов и их взаимосвязями. Уровень его организации рассматривается как основной, или генеральный, а соответствующий «структурный срез» (набор курсов в их взаимосвязи) -основной, или генеральной, структурой [3].
Объем теоретических знаний и практических навыков по разносторонним дисциплинам специальной подготовки, которые вуз должен передать, а студент приобрести, весьма велик. Подготовка учителей технологии и предпринимательства на базе педагогических вузов обязывает специализированные кафедры и факультеты существенно повысить уровень преподавания технических дисциплин. Преподавание курсов традиционными методами не приносит положительных результатов. Решение видится в следующем:
- преподавание сложных для понимания разделов следует осуществлять по прогрессивным педагогическим и информационным технологиям с использованием компьютерной техники, мультимедийными, аудио- и видеоматериалами. Темы дисциплин, доступные для простого восприятия, целесообразно изучать с использованием ТАСО и наглядных пособий (схем, макетов, натурных объектов, моделей, плакатов), при этом расчеты следует проводить существующими графическими и аналитическими методами, позволяющими наглядно оценить качественные характеристики объекта;
- использование математического, физического и компьютерного моделирования для решения технических задач и объяснения сложных технологических процессов. При этом модель должна быть максимально простая, математически разрешимая, физически доступная и адекватна реальному объекту (процессу) по критериям подобия. Резкое расширение возможностей моделирования процессов, связанное с применением ЭВМ, требует особенно взвешенного подхода к этим вопросам в учебном курсе;
- рациональное и эффективное применение ЭВМ при изучении технических дисциплин наиболее полно проявляется при выполнении самостоятельных работ. Например, в курсовом проектировании по деталям машин, использование ЭВМ для расчета передач на прочность позволяет студенту более глубоко познакомиться с особенностями и возможностями проектного расчета передач. Применение ЭВМ позволяет осуществить проектирование редуктора или привода в целом по заданным критериям качества: стоимости, массе, габаритам и эксплуатационным свойствам (температура, кпд) и др. Использование компьютера дает возможность оценить влияние отдельных факторов на характеристики передачи и позволяет студентам проследить как изменяются конструктивные и эксплуатационные показатели проектируемой передачи в зависимости от изменения значений исходных параметров. Рассчитанные на ЭВМ варианты передач позволяют студенту выполнить оптимизацию редуктора или привода по заданным критериям
качества. Расчет валов и подшипников на ЭВМ значительно снижает временные затраты. Освободившееся время студенты используют на качественный анализ проектного задания, а также на выявление наиболее благоприятных комбинаций внешних нагрузок, оптимального расположения опор и зубчатых колес на валах и др.
Таким образом, применение ЭВМ и ТАСО при изучении дисциплин специальной подготовки увеличивает долю творческого труда в общем объеме трудозатрат на выполнение лабораторных работ, практических заданий и курсовых проектов, что, безусловно, повышает качество как творческо-конструкторской подготовки так и специальной подготовки студентов в целом.
Все вышеизложенное необходимо отражать в разработке содержания теории и методики творческо-конструкторской подготовки будущих учителей технологии, при этом содержание методических рекомендаций, учебных пособий для студентов необходимо строить с учетом условий и средств определения содержания данного вида подготовки:
- установление объема (уровня) достаточно стабильных фундаментальных конструкторско-технологических знаний;
- выявление основных направлений развития науки, техники, технологии;
- предъявление определенных требований к уровням общего и научного развития студентов [4].
Отличительной особенностью учебно-методических пособий, учебников и книг для творческо-конструкторской подготовки студентов должно являться то, что в них учебный материал в значительной степени дополняет и расширяет материал имеющихся учебников новейшими сведениями и компьютеризацией образовательного процесса. Существенную помощь содержание инновационной литературы оказывает освоению вариативных форм обучения, второй специальности и специализации, например, предпринимательства, экономики, информатики, графики.
Инновацией в творческо-конструкторской подготовке является создание версий электронных учебников как компьютерных (интерактивных) оперативных носителей информации, имеющих возможность выхода в «Интернет». Их можно записать на лазерный диск для освоения студентами, а преподавателю легко корректировать. Таким образом, можно составить электронные версии учебных пособий с системой практических заданий и контрольно-обучающими программами на ЭВМ, которые могут быть особенно эффективными в системах дистанционного и заочного обучения студентов.
Таким образом, проведенные теоретические исследования позволили дифференцировать творческо-конструкторскую подготовку (соответственно и ее содержание) будущих учителей технологии на общую, базовую и специальную.
Общая и базовая творческо-конструкторская подготовка будущих учителей технологии в педагогических вузах России осуществляется в соответс-
твии с Государственным образовательным стандартом подготовки учителя по специальности 05.05.02 «Технология и предпринимательство» и включает освоение в специальном цикле технологических, творческо-конструкторских и графических дисциплин, методики обучения технологии, практикума в учебных мастерских, технологической практики и завершается выполнением проектно-технологической части курсовой и дипломной работы.
Специальная творческо-конструкторская подготовка будущих учителей технологии является частью углубленной, опережающей, конгруэнтной и проблеморешающей подготовки в рамках специализации студентов по дисциплинам специализации в предметном цикле и отличается в основном региональными особенностями ее проявления в каждом педагогическом вузе.
Библиографический список
1. Батышев, С. Я. Профессиональная педагогика [Текст]/ С. Я. Батышев, М. В. Яковлева, В. А. Скандии, О. Б. Ховов, В. О. Кутьев, Н. В. Замосковная. - М.: Ассоциация «Профессиональное образование», 1997. - 904 с.
2. Беспалько, В. П. Теория учебника. Дидактический аспект [Текст]/ В. П. Беспалько. - М.: Педагогика, 1988. - 160 с.
3. Леднев, В. С. Содержание образования: сущность, структура, перспективы [Текст]/ В. С. Леднев. - М.: Высш. Шк., 1991. - 224 с.
4. Ляудис, В. Я. Инновационное обучение и наука [Текст]/ В. Я. Ляудис. - М.: Педагогика, 1992. - 160 с.
5. Самородский, П. С. Творческое проектирование [Текст]/ П. С. Самородс-кий. - Брянск: БГУ, 2002. - 62 с.
6. Симоненко, В. Д. Основы технологической культуры [Текст]/ В. Д. Симоненко. - Брянск: БГПУ, 1999. - 268 с.