УДК 372.8
Крылов Дмитрий Александрович
Кандидат педагогических наук, доцент кафедры методики технологии и предпринимательства Марийского государственного университета, [email protected], Йошкар-Ола
Коротков Сергей Геннадьевич
Аспирант кафедры методики технологии и предпринимательства Марийского государственного университета, [email protected], Йошкар-Ола
СОДЕРЖАНИЕ И СТРУКТУРА КОНСТРУКТОРСКО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ ТЕХНОЛОГИИ И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
Krilov Dmitri Aleksandrovich
The candidate of Pedagogic Science, docent of the chair of methods of technology and business undertakings at Mari State University, [email protected], Yoshkar-Ola
Korotkov Sergei Gennadievich
The post-graduate of the chair of methods of technology and business undertakings at Mari State University, [email protected], Yoshkar-Ola
THE CONTENT AND THE STPUCTURE OF DESIGN AND TECHNOLOGICAL COMPETENCE OF FUTURE TEACHERS OF TECHNOLOGY AND BUSINESS UNDERTAKINGS
Проблема повышения уровня профессиональной компетентности будущего учителя, способного свободно и активно мыслить, моделировать воспитательно-образовательный процесс, самостоятельно генерировать и воплощать новые идеи и технологии обучения и воспитания является актуальной в современных социально-экономических условиях.
В настоящее время именно компетентностный подход является тем приоритетным направлением, который ориентирует на цели-векторы образования: обучаемость, самоопределение, самоактуализацию, социализацию и развитие индивидуальности. В качестве инструментальных средств достижения этих целей выступают принципиально новые образовательные конструкты: компетентности, компетенции и метапрофессиональные качества.
Следует отметить, что в настоящее время отсутствует однозначное определение понятия профессиональной компетентности. Обзор психолого
- педагогической литературы и других источников, посвященных данной проблеме, показывает, что можно выделить несколько подходов к определению понятия «профессиональная компетентность». Так, например, зарубежными исследователями данное понятие зачастую рассматривается как «углубленное знание», «состояние адекватного выполнения задачи», «способность к актуальному выполнению деятельности», «эффективность действий» и др.
308
В педагогическом словаре под профессиональной компетентностью учителя понимается «владение учителем необходимой суммой знаний, умений и навыков, определяющих сформированность его педагогической деятельности, педагогического общения и личности учителя как носителя определённых ценностей, идеалов и педагогического сознания» [3].
Б. С. Гершунский определяет профессиональную компетентность как уровень профессионального образования, опыта и индивидуальных способностей человека, его мотивированное стремление к непрерывному самообразованию и самосовершенствованию, творческое и ответственное отношение к делу. Именно от уровня профессиональной компетентности педагога, по мнению автора, зависит результативность образования [2].
Следует отметить что, в одних определениях акцент делается на деятельности учителя: владении знаниями, умениями и навыками профессиональной деятельности; в других на его личностных качествах. Тем не менее, сущность термина «профессиональная компетентность» во всех определениях одна и заключается в том, что это понятие является системной характеристикой учителя, оно отражает его теоретический уровень, образовательную практику и личностную гуманистическую позицию.
Профессиональная подготовка будущих учителей технологии и предпринимательства в вузе наиболее эффективна, если она предусматривает формирование профессиональной компетентности студентов, состоящей в совокупности профессиональных знаний, умений, навыков, способностей, а также мотивационно-ценностного отношения к будущей профессиональной деятельности, проявления самостоятельности, творческой активности и рефлексии в оценке результатов своего труда обучения.
Профессиональная компетентность будущего учителя технологии и предпринимательства предполагает готовность решать специфические для данной профессии задачи, определенные действия для их выполнения, доведенные до уровня умений, основанных на системном и глубоком освоении знаний. Выделение профессиональных задач основывается на предварительном моделировании соответствующей профессиональной деятельности, реализуемой совокупностью профессиональных, наиболее частотных ситуаций, требующих постановки, решения и рефлексии профессиональных задач.
В связи с этим на первый план в процессе подготовке студентов факультета технологии выступает конструкторско-технологическая составляющая профессиональной компетентности, под которой понимается интегративное качество учителя технологии и предпринимательства, определяющее готовность и способность решать профессиональные задачи, возникающие в профессиональной педагогической деятельности, с использованием специальных конструкторско-технологических знаний, умений, навыков, профессионального опыта и личностных качеств.
Содержание конструкторско-технологической компетентности будущих учителей технологии и предпринимательства составляют следующие блоки знаний и умений:
- теоретические знания в виде необходимых для реализации принципа политехнизма общенаучных, технических и экономических сведений складывающихся в процессе изучения общей физики, высшей математики, теоретической механики, начертательной геометрии и черчения, технических дисциплин прикладного характера (теории механизмов и машин; детали машин; сопротивления материалов), экономических курсов и др.;
- знания современных научно-технических основ производства, научной организации производственных процессов, основ производства на предприятиях промышленности, специфики производств, знания по организации и экономике конкретных производств, организации производительного труда студентов и др.;
- конструкторско-технологические и методические умения по: решению задач с производственно-техническим содержанием, выбору и использованию подручного материала, соотнесению характеристик сконструированного (изготовленного) устройства с реально функционирующим в производстве, выбору из нескольких вариантов оптимального, выбору технологической схемы обработки отдельных деталей, проведению анализа технического объекта, формулированию технических задач по совершенствованию или созданию нового объекта техники, осуществлению межпредметных связей и др.
На основе анализа критериев эффективности профессионального обучения, предложенных С. Я. Батышевым [1], нами были выделены такие компоненты конструкторско-технологической компетентности будущих учителей технологии и предпринимательства, как: ценностно-смысловой, когнитивный, операционно-деятельностный, личностно-творческий.
Ценностно-смысловой компонент включает в себя систему мотивов, побуждающих учителя к работе, совокупность всех психических моментов, которыми определяется поведение человека в целом. Характеризуя готовность учителя технологии и предпринимательства к реализации педагогических ценностей, он проявляется в социальной ответственности за результаты и последствия своей деятельности, общественно-ценностной мотивации деятельности, потребности в творчестве, стремлении к самовоспитанию и саморазвитию. Степень сформированности данного компонента определяется тем, насколько прочную основу представляет он для дальнейшего развития, в какой мере данный компонент создает оптимальные условия для формирования конструкторско-технологических знаний и умений будущих учителей технологии и предпринимательства.
Когнитивный компонент отражает уровень усвоения технических, технологических и конструкторских знаний, которые характеризуются глубиной, полнотой, осознанностью и системностью. Данный компонент проявляется в знании основных видов, способов, средств и путей преобразовательной деятельности человека; знании основ творческо - конструкторской деятельности; знании технологии основных форм жизнедеятельности человека; знании основных применяемых и перспективных технологий и др.
Операционно-деятельностный компонент проявляется в готовности к конструкторско-технологической деятельности и характеризуется сфор-мированностью технологических умений и навыков, опытом их использования в конкретной преобразовательной деятельности, способности самостоятельно решать творческие и конструкторские задачи. Операционно-деятельностный компонент конструкторско-технологической компетентности направлен на формирование проективных, конструкторских, аналитических, технологических и некоторых других умений.
Личностно-творческий компонент обуславливает необходимость развития творческих сил и способностей личности педагога; формирования технологического и экономического мышления и интуиции, политехнического кругозора; стремление к техническому творчеству; умение принимать оперативные решения; знание общих принципов технического и художественного конструирования; знание о конструировании и дизайне; умения проектирования, прогнозирования, аналитические, рефлексивные умения; умения систематически повышать свою квалификацию др.
Взаимосвязь, взаимообусловленность содержательных компонентов конструкторско-технологической компетентности будущих учителей технологии и предпринимательства: когнитивного, операционно-деятельностного, ценностно-смыслового и личностно-творческого, - характеризует системный, целостный характер исследуемого феномена. Проявление операционно-деятельностного компонента обусловлено признаками когнитивного компонента конструкторско-технологической компетентности: сфор-мированностью технологических знаний и умений, умений рациональной организации деятельности. В то же время процесс конструкторской, проектно-технологической деятельности, в которой формируется и проявляется операционно-деятельностный компонент, активизирует мыслительную деятельность студентов, они осознают ценность знаний и умений. В результате повышается их познавательная активность, что способствует формированию когнитивного компонента конструкторско-технологической компетентности будущих учителей технологии и предпринимательства.
Ту же взаимосвязь можно проследить между ценностно-смысловым и другими компонентами конструкторско-технологической компетентности. Заинтересованное отношение к деятельности повышает ее продуктивность, сформированность нравственно-волевых качеств способствует овладению навыками самоконтроля, облегчает преодоление трудностей. Вместе с тем именно операционно-деятельностный компонент, то есть достаточный опыт конкретной деятельности и сотрудничества, оказывает положительное влияние на развитие нравственно-волевых качеств; успешность труда вызывает положительное эмоциональное отношение к нему.
Компоненты конструкторско-технологической компетентности, с одной стороны, выступают как относительно самостоятельные системы, обладающие своей структурой, логикой, совокупностью элементов, внутренней организацией, а с другой стороны, это деление условно. Уровень интеллек-
туального развития может быть использован для характеристики творческого потенциала личности, а отношение к конструкторско-технологической деятельности и ее результатам можно анализировать и в структуре опера-ционно-деятельностного компонента, и как личностное качество будущего педагога.
Перечисленные компоненты конструкторско-технологической компетентности можно рассматривать как нормативно необходимые для успешной деятельности учителя в современных условиях. При этом, как отмечалось выше, все они тесно взаимосвязаны. Каждый последующий продуктивен лишь при наличии предыдущего, сформированного в необходимой и достаточной степени. Каждый компонент выполняет свои праксеологические функции, которые можно сформулировать в обобщенном виде следующим образом:
1) Проявление гуманно-личностной ориентации (Ш. А. Амонашвили) как базового компонента структуры профессиональной компетентности в целом, и конструкторско-технологической компетентности, в частности. Отвечает принципу сообразности деятельности природе человека, помогает корректировать цели, содержание и результативность профессиональных действий в пределах общечеловеческих ценностей;
2) Системное восприятие педагогической реальности как целостного образа профессиональной картины мира, в которой квалифицированный учитель способен выделять те или иные структуры, что позволяет осуществлять правильное построение и конструирование методик, грамотное применение технологий;
3) Технологичность гарантирует продуктивность действий и ориентацию на достижение запланированного результата;
4) Способность взаимодействовать со своим и чужим опытом профессиональной деятельности, умение интегрироваться с «другим» опытом становится источником для формулирования собственной критериальной базы о правильности и неправильности собственных действий;
5) Проявление креативности («творческости») и рефлексивности педагога оказывает влияние на его профессиональное поведение; это нормативные профессионально необходимые умения, которые являются своеобразным выражением способности педагога адаптироваться к постоянно меняющейся педагогической действительности, отражают его умения «пользоваться профессиональной свободой на индивидуально-личностном уровне предупреждают формирование стереотипов мышления и поведения».
Являясь компонентом целостной профессиональной компетентности, конструкторско-технологической компетентности не дается однажды и на всю жизнь. При переменах в образовательной политике государства, преобразовании и модернизации содержания образования в целом (внешние факторы), а в частности при изменении контингента учеников, выборе другого учебно-методического комплекса обучения предмету, переориентации профессиональной деятельности и интересов, например, на другой
предмет и т. п. (внутренние факторы) педагогу необходимо как бы заново формировать отдельные компоненты конструкторско-технологической компетентности, связанные с новыми видами творческой преобразовательной деятельности: изучать теорию и содержание в аспектах современных достижений наук; определять смыслы для себя, находить свое место и конкретизировать мотивы участия в происходящих переменах; осваивать другие способы и приемы деятельности, учиться осуществлять целенаправленные действия; определять поле своих возможностей и перспектив в измененных условиях.
Таким образом, в условиях изменения приоритета ценностно-целевых установок, отказа от преимущественной ориентации образования на знания и перехода содержания образования на компетентностную основу актуальным является формирование конструкторско-технологической компетентности будущих учителей технологии и предпринимательства.
Конструкторско-технологическая компетентность, являясь компонентом целостной профессионально-личностной структуры, определяется как комплекс когнитивного, операционно-деятельностного и личностно-творческого компонентов опосредованных ценностно-смысловыми установками и мотивами осуществления профессиональной деятельности учителя технологии и предпринимательства.
Библиографический список
1. Батышев, С. Я. Профессиональная педагогика [Текст]/ С. Я. Батышев, М. В. Яковлева, В. А. Скандии, О. Б. Ховов, В. О. Кутьев, Н. В. Замосковная. - М.: Ассоциация «Профессиональное образование», 1997.
2. Гершунский, Б. С. Философия образования для XXI века. [Текст]/ Б. С. Гер-шунский. - М.: Совершенство, 1998. - 608 с.
3. Педагогический энциклопедический словарь. [Текст]. - М.: «Большая Российская Энциклопедия», 2003.