Научная статья на тему 'Условия формирования конструкторско-технологических компетенций бакалавров'

Условия формирования конструкторско-технологических компетенций бакалавров Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
76
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / КОМПЕТЕНТНОСТЬ / КОНСТРУКТОРСКО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / БАКАЛАВР / МАГИСТР / СПЕЦИАЛИСТ / ГОТОВНОСТЬ / ФОРМИРОВАНИЕ / COMPETENCE / CONSTRUCTIONAL-AND-TECHNOLOGICAL ACTIVITY / BACHELOR / GETTING READY / FORMATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Тувина Татьяна Вячеславовна

В статье рассматриваются основные особенности формирования готовности бакалавров к конструкторско-технологической деятельности в современных социально-экономических условиях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Conditions of formation of constructionai-and-technological competences of bachelors

The article considers the main competences of formation of training bachelors for constructional-and-technological activities in the present socio-economical conditions.

Текст научной работы на тему «Условия формирования конструкторско-технологических компетенций бакалавров»

УДК 371.2

УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ КОНСТРУКТОРСКО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ

КОМПЕТЕНЦИЙ БАКАЛАВРОВ

Тувина Т.В..

Самарский государственный технический университет, филиал в г. Сызрани

446001 г. Сызрань, Самарская область, ул. Советская, 45.

E-mail: tatyana tuvina@mail.ru

В статье рассматриваются основные особенности формирования готовности бакалавров к

конструкторско-технологической деятельности в современных социально-экономических условиях.

Ключевые слова: профессиональное образование, компетентность, конструкторско-технологическая

деятельность, бакалавр, магистр, специалист, готовность, формирование.

Социально-экономические изменения в жизни россиян, потребности личности в успешной профессиональной деятельности предъявляют новые требования к результату обучения и вносят объективные коррективы в процесс модернизации отечественной системы многоуровневой профессиональной подготовки в технических вузах. Современная система высшего профессионального образования (бакалавр-магистр) дает возможность качественной профессиональной подготовки студентов при условии методической поддержки обучения в условиях перехода с одного уровня обучения на другой, более высокий, с учетом выявленных методических особенностей обучения, позволяющих сохранить потенциал профессиональной подготовки студентов, заложенный в системе «специалитета».

По новой многоуровневой формуле обучения на освоение первой ступени высшего образования отводится четыре года (программа бакалавров), а на овладение специализированными знаниями и профессиональными навыками - два года (программа магистров). Такая система позволяет студентам на младших курсах сосредоточиться на изучении основ науки, приобрести обширные знания в области фундаментальных дисциплин, овладеть методами и инструментами общего анализа. Эта система также дает возможность студентам сделать свой выбор: продолжить обучение в магистратуре или начать полноценную профессиональную деятельность с применением знаний, полученных на уровне подготовки бакалавра, на практике. Таким образом, система «бакалавр-магистр» в большей степени соответствует характеру университетского образования, основной целью которого является подготовка специалистов, готовых работать в условиях повышенных требований к профессиональной мобильности, умеющих отойти от стереотипов и предложить новые идеи и решения.

Ведущие технические университеты всегда были нацелены на подготовку специалистов, обладающих, наряду с высокой квалификацией, творческим подходом к решению профессиональных задач, осознающих личную ответственность за результаты своей деятельности, стремящихся к постоянному профессиональному и личностному совершенствованию. Такие специалисты, составляющие научно-инженерную элиту страны, наиболее востребованы на рынке интеллектуального труда. Что касается технического образования, то его модернизация требует существенного повышения качества подготовки будущих специалистов в многоуровневой системе образования. В связи с этим актуальной становится проблема преемственности в обеспечении непрерывного технического образования.

Основным звеном преемственности в обеспечении непрерывного технического образования в системе «бакалавриат - магистратура», на наш взгляд, является формирование готовности бакалавров к конструкторско-технологической деятельности.

Конструкторско-технологическая часть программы подготовки бакалавра должна обеспечить овладение студентами следующими умениями:

- ставить задачи и формировать план исследования в области технического образования;

- выполнять библиографическую работу с использованием современных компьютерных технологий;

- выбирать необходимые методы конструирования, знать современные методики конструирования и модифицировать их для целей конкретного конструирования;

1 Тувина Татьяна Вячеславовна, инженер.

- обрабатывать полученные результаты, анализировать и интерпретировать их с учетом данных, имеющихся в научной и научно-методической литературе;

- представлять итоги проделанной работы в виде отчетов, рефератов, статей, докладов и т.д.

Для этого необходимо сформировать у бакалавра следующие компетенции: использование

современных технологий сбора, обработки и интерпретации полученных экспериментальных данных; владение современными методами конструирования, которые применяются в области технического образования, и т.д.

Поставленные задачи могут быть решены, с одной стороны, путем использования всех форм реализации конструкторско-технологической деятельности студентов: учебно-исследовательской и научно-организационной работы [2]. С другой стороны, путем включения в учебный план подготовки будущих бакалавров специальных курсов, направленных на формирование указанных умений, т.е. расширения профильного обучения школьников с целью формирования профессиональных стремлений.

Присоединение России к Болонскому процессу обуславливает принятие нашей страной ряда обязательств о проведении необходимых преобразований в контексте европейской образовательной интеграции, определяет стратегию изменения содержания и структуры образования, направленную на повышение его качества и установление равного доступа к полноценному образованию различных категорий обучаемых в соответствии с их индивидуальными потребностями.

В качестве главного результата школьного образования в современной России рассматривается готовность выпускников к непрерывному образованию, сотрудничеству и диалогу, умение отстаивать свои права и находить компромиссы, проявляя терпимость к чужому мнению, способность к самостоятельному и успешному выбору профессии. Профильное образование должно быть нацелено на личностное развитие школьников, формирование профессиональных устремлений и индивидуальных предпочтений; иметь деятельностный, продуктивный характер; обеспечивать интеграцию образовательного процесса с реальной социокультурной и профессионально-производственной действительностью; отличаться вариативностью; обеспечивать индивидуализацию и дифференциацию образования; быть взаимосвязанно ориентированным на потребности личности и возможности рынка труда; учитывать потребности регионов в специалистах определенных профессий [7].

В соответствии с планом модернизации российского образования на старшей ступени общеобразовательной школы предусматривается профильное обучение, задача которого - создание в старших классах системы специализированной подготовки. Введение профильного обучения -процесс закономерный и объективный для сегодняшнего общества. Он продиктован, с одной стороны, проблемами, связанными с необходимостью более полного учёта индивидуальных возможностей и потребностей учащихся, с другой - социальными проблемами обеспечения подготовки выпускников к трудовой деятельности, продолжению обучения в вузах и других учебных заведениях.

Направленному решению проблемы профессионального самоопределения учащихся в парадигме успешной личностной самореализации призвано способствовать введение на старшей ступени обучения общеобразовательной школы системы специализированной подготовки -профильного обучения, расширяющего возможность обоснованного выбора учащимися старшей школы гуманитарного или физико-математического направления образовательной подготовки в зависимости от индивидуальных интересов, склонностей и способностей.

Содержание и сущность профильного обучения ставит перед старшеклассниками задачу ранней профилизации, форсируя процесс профессионального самоопределения и «подталкивая» учащихся к профессиональному выбору уже в школе в возрасте 14-15 лет.

Таким образом, теоретические и практические задачи профессиональной ориентации школьников в рамках предпрофильной подготовки актуализируются с новой силой в контексте формирования готовности к раннему выбору профессии или дальнейшего образовательного профиля обучения.

Бакалавр технического профиля должен выполнять ряд задач. Среди них разработка под руководством более квалифицированного специалиста проектов простых машиностроительных изделий с учётом механических, технологических, конструкторских, эксплуатационных, эстетических, экономических параметров; отработка проектной и рабочей конструкторской документации. Поэтому будущим бакалаврам и студентам высших учебных заведений необходима база школьных знаний -знание основ черчения, изобразительного искусства, технического труда. Все прикладное искусство,

техника базируются на воображении. Большой ошибкой является то, что сокращается количество часов по изобразительному искусству, трудовому и профессиональному обучению и черчению. Не получив базовых знаний, учащиеся с трудом будут справляться с нагрузкой и объемами программ обучения в высшей школе. Необходимость изучения такого элективного курса, как, например, «Инженерная графика», диктуется условиями повседневной жизни человека, в которой ему нередко приходится встречать графические изображения. Весь научно-технический прогресс, вся современная цивилизация базируется только на чертежах (независимо на каком носителе - бумажном или электронном). Элективный курс «Инженерная графика» является адаптированной дисциплиной, формирующей знания, необходимые учащимся для продолжения профессионального образования в вузах по техническим специальностям. Программа открывает реальные возможности для развития пространственных представлений у учащихся, формирования технического, абстрактного и образного мышления. Особое внимание уделяется развитию творческих способностей детей, поэтому при изучении курса используются задания творческого содержания.

В результате изучения элективного курса учащийся должен:

- знать: правила разработки, выполнения, оформления и чтения конструкторской

документации; способы графического представления пространственных образов и схем; стандарты ЕСКД;

- уметь: использовать полученные знания в своей будущей профессиональной деятельности; использовать полученные знания при выполнении конструкторских документов с помощью компьютерной графики.

Преподавание дисциплины имеет практическую направленность и проводится во взаимосвязи с другими дисциплинами. Форма проведения учебных занятий - лекции, практические занятия, разработка учебного проекта. Для закрепления теоретических знаний и приобретения необходимых практических навыков и умений курс предусматривает проведение практических занятий (для выполнения чертежно-графических работ).

В условиях модернизации системы образования одной из основных задач школы является формирование именно графических компетенций учащихся. Компетентностный подход предполагает формирование интеллектуальной и исследовательской культуры школьников, создание условий для самоопределения и самореализации потенциальных возможностей человека в процессе обучения.

С помощью средств черчения у школьников успешно формируются аналитические и созидательные компоненты творческого мышления.

Оценивая возможность и педагогическую целесообразность введения тех или иных элективных курсов, следует помнить и о таких важных моментах, как формирование при их изучении умений и способов деятельности для решения практически важных задач, приобретение образовательных результатов для успешного продвижения на рынке труда, продолжение профориентационной работы, осознание возможностей и способов реализации выбранного жизненного пути и т.д.

Методика элективных курсов еще только начинает формироваться. С самого начала целесообразно строить ее на основе нового понимания целей и ценностей образования, с ориентацией на инновационные методические идеи и концепции.

Преемственность системы «школа - бакалавриат» преследует следующие основные цели:

- обеспечение углубленного изучения отдельных предметов программы полного общего образования;

- создание условий для существенной дифференциации содержания обучения старшеклассников с широкими и гибкими возможностями построения школьниками индивидуальных образовательных программ;

- установление равного доступа к полноценному образованию разным категориям обучающихся в соответствии с их способностями, индивидуальными склонностями и потребностями;

- расширение возможности социализации учащихся, обеспечение преемственности между высшим и профильным образованием, более эффективная подготовка выпускников школы к освоению программ высшего профессионального образования [3].

Если раньше высшая школа готовила специалистов, способных достаточно успешно работать в условиях медленно меняющихся технологий, передавая им определенную сумму знаний и обеспечивая некоторую практическую подготовку, которые впоследствии в процессе деятельности трансформировались в систему профессиональных знаний, умений и навыков, то в современных

условиях быстро меняющихся технологий такой подготовки оказывается недостаточно. У специалистов в процессе обучения в вузе должно быть сформировано умение самостоятельно пополнять знания, вести поиск, принимать оригинальные решения, быть творческой личностью. Формирование этих качеств невозможно без существенных изменений в учебном процессе вуза, без применения научно обоснованных технологий обучения, учитывающих индивидуально -психологические особенности студентов, их склонности к профессиональной инженерной или инженерно-гуманитарной деятельности.

В условиях рыночной экономики судьба выпускников вуза в значительно большей степени, чем ранее, зависит от качества их подготовки.

Предварительную профильную подготовку школьников путем освоения графических дисциплин связывают с активным и сознательным формированием у будущих бакалавров следующей системы конструкторско-технологических умений:

- ставить конструкторско-технологические задачи, то есть осуществлять, анализировать исходные условия задачи;

- программировать (планировать) решение конструкторско-технологических задач;

- осуществлять решение намеченных конструкторско-технологических задач на практике, то есть процесс формирования конструкторско-технологических умений осуществляется через решение различного рода технико-технологических задач.

Проблему использования конструкторско-технологических задач в методической подготовке студентов исследует Н.Н. Камоза. С ее точки зрения, конструкторско-технологические задачи представляют собой модель конкретной ситуации, а их решение - имитацию процесса удовлетворения потребности в условиях, максимально приближенных к реальным. При составлении конструкторско-технологических задач необходимо помнить, что, во-первых, они должны соответствовать изучаемой в данное время теме и строиться на основе использования ранее сформированных знаний и умений студентов, а, во-вторых, описываемые в них ситуации должны быть реальными, взятыми из жизни. Исходные данные конструкторско-технологических задач должны содержать информацию, достаточную для принятия правильного решения [4].

Использование конструкторско-технологических задач полезно тем, что студенты начинают воспринимать мастерство конструктора-технолога как результат овладения системой конструкторско-технологических знаний и умений. Оно позволяет ознакомить их с опытом работы специалистов, обучить творческому подходу к вопросам трудовой подготовки студентов. При решении конструкторско-технологической задачи не исключены догадка, применение метода проб и ошибок. Решить ее - значить проанализировать и дать оценку факту, явлению, событию, вскрыть мотивы, найти правильный подход к той или иной ситуации. Выбранное решение отражает уровень подготовленности студента к работе.

Можно наметить еще один путь формирования конструкторско-технологических умений, опираясь на исследования ученых, - поэтапное включение бакалавра в профессиональную деятельность [5]. Солидаризуясь с мнением авторов, мы полагаем, что включение будущего инженера в конструкторско-технологическую деятельность представляет собой совокупность промежуточных состояний и процессов: эмоциональное стремление к конструкторско-технологической деятельности, положительные эмоции в ходе профессиональной деятельности, анализ собственной конструкторско-технологической подготовленности, познание индивидуальных траекторий в профессиональной деятельности, индивидуальное самоопределение и самореализация.

Как считают многие исследователи, идея о вхождении в профессиональную деятельность связана со становлением профессионального сознания, раскрытием субъектом социокультурного смысла ценностей, назначения и содержания профессиональной деятельности. Нельзя не отметить, что становление любого профессионала происходит через «присвоение» деятельности, интериоризацию ее ценностей, смыслов и освоение способов ее реализации с последующей выработкой индивидуального стиля деятельности [6].

Структуру системы конструкторско-технологической подготовки бакалавра можно представить в виде схемы, изображенной на рисунке.

Таким образом, специальная конструкторско-технологическая подготовка бакалавра рассматривается как процесс и результат освоения студентом в рамках специализации углубленных, опережающих и проблеморешающих технологических знаний, умений и навыков. Это часть готовности к творческой преобразовательной деятельности как формированию профессиональных качеств личности, углубленного обучения, воспитания и развития в том направлении предстоящей деятельности, в котором бакалавру непосредственно предстоит работать. Проблеморешающими мы считаем такие знания, умения и навыки, которые позволяют решать разного рода нестандартные, непредвиденные технологические задачи. Например, выбор заменяющих материалов, инструментов, технологий обработки и соединений деталей при изготовлении различных изделий в творческих учебных проектах. Проблеморешающими могут быть альтернативные, инновационные, нетрадиционные, оригинальные и другие знания, умения и навыки.

Задать цель конструкторско-технологической подготовки - значит выявить и сформулировать систему таких умений, которыми должны овладеть студенты. Лишь затем отбираются знания, необходимые для формирования умений. Это, например, знания объектов конструирования и процессов обработки. К ним обязательно добавляются знания о самой конструкторско-технологической и трудовой деятельности, о методах и приемах решения конструкторско-технологических задач. Эти два вида знаний и составляют научное содержание конструкторско-технологической подготовки.

Свойства всесторонности оценки конструкторско-технологической подготовленности бакалавра: объективность, качество и количество, точность, надежность, современность,

результативность.

Практическая готовность к конструкторско-технологической деятельности представляет собой целостное образование личности, которое интегрирует личностный и процессуальный компоненты. Причем личностный компонент может быть представлен как устойчивое мотивационно-ценностное отношение к осуществлению конструкторско-технологической деятельности. Содержание процессуального компонента практической готовности определяется знанием теории и методики конструкторско-технологической деятельности, а также наличием сформированных на требуемом уровне конструкторско-технологических умений.

Особую роль в формировании конструкторско-технологической компетенции играют лабораторные занятия и самостоятельная работа студента. На лабораторных работах целесообразно использовать личностно-развивающие технологии, деятельностный подход: метод проектов, индивидуальные задания и т.п. Методическое обеспечение лабораторных работ должно включать методические рекомендации по их выполнению, алгоритмы построения чертежей деталей изделия. Основой организации самостоятельной работы студентов является база заданий, наилучшим способом оформления и представления которой считаем рабочую тетрадь. Работа с

тетрадью способствует систематизации самостоятельной учебной деятельности студентов. В рабочую тетрадь лучше включать задания различной сложности и формы (тесты, кроссворды, практические задания на построение и др.).

Важным условием формирования конструкторско-технологической компетенции является контроль знаний и умений студентов. Процесс формирования не может быть эффективным, полноценным без регулярной и объективной информации о том, как усваивается студентами материал, как они применяют полученные знания для решения практических задач. Поэтому система диагностики знаний и умений студентов должна включать различные виды контроля: устный опрос, письменный и тестовый контроль, в том числе автоматизированный, и др. Контроль должен быть планомерным и систематическим, объективным, всесторонним, индивидуальным, экономичным по затратам времени преподавателя и студентов, педагогически тактичным [1].

Еще один компонент готовности - психологический (личностный) - связан с формированием отношения к научно-исследовательской деятельности, творческих качеств личности студента. К таким качествам можно отнести самостоятельность, критичность, гибкость ума, глубину мышления, широту кругозора, целенаправленность и др.

Актуальность проблемы формирования готовности к конструкторско-графической деятельности студентов технических вузов, способных качественно выполнять функции инженеров, способных к непрерывному саморазвитию и самосовершенствованию, обусловлена изменившейся технологией и методологией конструирования, требованиями производства к специалистам. Поиск путей эффективного формирования готовности показывает, что процесс изменения компонентов готовности к конструкторско-графической деятельности носит непрерывный характер, что определяет и необходимость аналогичного развития и совершенствования профессиональной подготовки.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Батышев С.Я. Профессиональная педагогика: учебник для студентов, обучающихся по педагогическим специальностям и направлениям. - М.: Ассоциация "Профессиональное образование", 1997. - 512 с.

2. Гладченкова Н.Н. Многоуровневость как условие интернационализации высшего образования // [Электронное издание] http://pi.sfedu.ru/rspu/science/conferenes/

3. Камоза Т.Л. Формирование профессионализма у студентов вуза в процессе их общепрофессиональной подготовки: методические рекомендации в помощь преподавателям вуза. - Красноярск: КГТЭИ, 2001. -20 с.

4. Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования на период до 2020 г. Приказ Мин-ва образования РФ от 25.11.2008 г. // Профильное обучение: нормативные правовые документы. - М., 2008.

5. Методические рекомендации по разработке и внедрению системы оценки качества обучения по инновационным образовательным программам / А.Г. Шмелев, А.А. Чумаков, А.Г. Ларионов, А.Г. Серебряков. - М.: Изд-во МГУ, 2007. - 64 с.

6. Проектирование основных образовательных программ вуза при реализации уровневой подготовки кадров на основе федеральных государственных образовательных стандартов / Богословский В.А., Караваева Е.В., Ковтун Е.Н., Коршунов С.В., Максимов Н.И., Петров В.Л., Сазонов Б.А., Строганов Д.В., Татур Ю.Г. - М.: МИПК МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2009. - 168 с.

7. Профильное обучение в школе: модели, методы, технологии: пособие для руководителей

образовательных учреждений. - М.: Классик Стиль, 2006.

Поступила в редакцию - 13/Х/2011, в окончательном варианте - 13/Х/2011.

UDC 371.2

CONDITIONS OF FORMATION OF CONSTRUCTIONAI-AND-TECHNOLOGICAL COMPETENCES OF BACHELORS

T.V. Tuvina

Syzran Department of Samara State Technical University 45 Sovetskaya str., Syzran, 446001

The article considers the main competences of formation of training bachelors for constructional-and-technological activities in the present socio-economical conditions.

Key words: competence, constructional-and-technological activity, bachelor, getting ready, formation.

Original article submitted - 13/X/2011, revision submitted - 13/X/2011.

Tatyana V. Tuvina, engineer.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.