Научная статья на тему 'Инновационные методы в подготовке бакалавров по безопасности жизнедеятельности'

Инновационные методы в подготовке бакалавров по безопасности жизнедеятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
98
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЕТЕНЦИИ БАКАЛАВРА ПО БЖД / САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ / ГРУППОВАЯ РАБОТА / THE COMPETENCE OF THE BACHELOR ON THE SAFETY OF HUMAN LIFE / INDEPENDENT WORK OF STUDENTS / GROUP WORK

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сурова Людмила Витальевна

В статье описаны трудности и проблемы, которые необходимо решать при переходе на подготовку бакалавров. Обоснована, необходимость активных и интерактивных форм проведения занятий по безопасности жизнедеятельности (БЖД). Установлена необходимость развития у студентов навыков самостоятельной работы. Выявляются особенности домашней работы при выполнении определенных практических работ по БЖД.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Сурова Людмила Витальевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INNOVATIVE METHODS IN THE PREPARATION OF BACHELORS ON THE SAFETY OF HUMAN LIFE

The article describes the difficulties and problems that must be addressed when you go to the training bachelors. The need for active and interactive forms of training for safety is justified. The need to develop students skills of independent work is outlined. The characteristics of home work, when you perform certain practical works on the safety of human life are identified.

Текст научной работы на тему «Инновационные методы в подготовке бакалавров по безопасности жизнедеятельности»

СуроваЛ.В.

ИННОВАЦИОННЫЕ МЕТОДЫ В ПОДГОТОВКЕ БАКАЛАВРОВ ПО БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В статье описаны трудности и проблемы, которые необходимо решать при переходе на подготовку бакалавров. Обоснована, необходимость активных и интерактивных форм проведения занятий по безопасности жизнедеятельности (БЖД). Установлена необходимость развития у студентов навыков самостоятельной работы. Выявляются особенности домашней работы при выполнении определенных практических работ по БЖД.

Ключевые слова: компетенции бакалавра по БЖД, самостоятельная работа студентов, групповая работа.

Вузы России переходят на двухуровневую систему высшего образования «бакалавр - магистр» на основе компетентностного подхода, на что ориентирует и Федеральный государственный образовательный стандарт (Ф ГОС). Для вузов двухуровневая система высшего образования предполагает иную технологию всего образовательного процесса. Если в действующих ГОС (с 2000г.) основное внимание уделялось качеству содержания образования и качеству учебного процесса, то в ФГОС (по идее разработчиков)- качеству результатов обучения и освоению образовательных программ, выраженных в компетенциях[1; 2]. Но при этом качество содержания образования и качество учебного процесса являются проверяемыми составляющими любого образования, тогда как результаты обучения и освоения образовательных программ, выраженное в терминах компетенций, в принципе не могут быть проверяемыми.

Большинство формулировок компетенций в ФГОС [3] начинаются со слова «способность», но способности - это индивидуально психологические особенности личности, являющиеся условием успешного выполнения деятельности. Поэтому проявление и развитие профессиональных способностей (компетенций) выпускника возможно только в самой деятельности по выбранной профессии, а не на этапе обучения и даже окончания вуза [4]. Кафедры вуза могут заложить лишь основы для развития потенциальных профессиональных способностей. В процессе обучения студенты должны обрести необходимые компетенции.

Анализ профессиональных задач бакалавра, формулируемых ФГОС, свидетельствует о том, что его профессиональная деятельность несет на себе исполнительские функции, направленные на непосредственную реализацию в производственной практике инженерных идей, проектов и планов, а вот генерировать эти идеи, вероятно, будут выпускники магист-ратуры[2; 3].

По рекомендациям учебно-методического совета по техносферной безопасности в составе УМО по университетскому политехническому образованию при МГТУ им. Н.Э.Баумана, а также научно-методического совета по безопасности жизнедеятельности Министерства образования и науки РФ в компетенцию бакалавра по БЖД должны входить:

• знания основ культуры безопасности;

• знания комплекса опасностей, действующих на человека и природу;

• глубокие знания опасностей, возникающих в сфере профессиональной деятельности;

• умение прогнозировать опасности при создании новых технических средств, организации и проведении технологических процессов, а также в условиях создания санитарных зон;

• умение минимизировать опасности до нормативных значений за счет применения рациональных средств и методов защиты;

• новые достижения личной безопасности в любых условиях жизнедеятельности, соблюдения условий коллективной безопасности в повседневной деятельности и при возникновении чрезвычайных ситуаций;

• умение проведения предупреждающих действий с целью не допустить возникновения несоответствий, приводящих к опасностям, а также навыки ликвидации последствий их воздействия на человека и среду обитания.

Для реализации данных компетенций в подготовке бакалавра содержание дисциплины БЖД, отличающееся большим объемом и разнообразием, насыщенностью терминологическим и фактологическим материалом, нуждается в глубоком анализе и существенной доработке. Этому способствует и существующая тенденция сокращения аудиторной нагрузки, особенно лекционной, которая делает все более проблематичным полноценное освоение полного объема учебной дисциплины.

Новые государственные образовательные стандарты существенно отличаются от предыдущих. Так, сокращается число лекционных занятий, увеличивается доля самостоятельной работы студента, вводятся но-

вые формы занятий: активные и интерактивные, которые должны составлять не менее 20 процентов аудиторных занятий. Все это требует соответствующей методической проработки.

В дополнение к вышесказанному, изменения методики требуют и новые условия, сложившиеся в настоящее время. Рассмотрим некоторые из них. Во-первых, за последние 15 лет кардинально изменилось количество домашних компьютеров. Так, если в середине 1990-х годов в аудитории из 100 человек лишь единицы утвердительно отвечали на вопрос о наличии в семье компьютера, то в 2010 году в аналогичной аудитории примерно две трети утвердительно отвечают на вопрос о наличии в семье более одного компьютера. Во-вторых, доступность в наше время печатающей, сканирующей и множительной техники, доступность любой информации в Шетй.В-третьих, в образовательный процесс активно внедряются мультимедийные лекции, которые позволяют резко повысить интенсивность процесса обучения. В-четвертых, значительное снижение уровня подготовки современного контингента студентов и заметное снижение уровня мотивации к обучению у современной молодежи. Очевидно, что самым существенным и тревожным является четвертый аспект и именно он требует изменения методики образовательного процесса.

Рассмотрим первый аспект - глобальную компьютеризацию в домашних условиях современного студенчества. В соответствии с образовательным стандартом, студент за семестр должен выполнить и защитить определенный набор лабораторных работ по дисциплине. Значительный процент современных студентов в силу вышеотмеченных причин сделать это в отведенные учебные часы просто не в состоянии. Требуется увеличение времени на выполнение каждой работы. И вот здесь значительный резерв времени могут предоставить домашние компьютеры, если перенести процесс собственно выполнения работы в домашние условия. Тогда аудиторные часы лабораторной работы можно отвести под защиту, когда студенты показывают выполнение, задают вопросы, устраняют недоделки и доказывают свое авторство и понимание выполненной работы.

Второй аспект является закономерным результатом развития нашей цивилизации, является её неотъемлемой частью и, конечно, носит прогрессивный и положительный характер. Возьмем одну из граней процесса получения качественного образования - самостоятельность. Пока студент самостоятельно не решит некоторую задачу, не выполнит самостоятельно лабораторную работу или расчетное задание, он ничему не научится.

Термин «самостоятельная работа» и лежит в основе системы высшего образования.

Третий аспект дает одно из решений проблемы низкого уровня подготовки контингента за счет интенсификация процесса обучения. Необходимо видоизменение традиционных форм проведения занятий: лекций, практических занятий, лабораторных работ.

И аспект четвертый. Чем дальше, тем больше становится процент студентов, стремящихся уйти от самостоятельной работы. И для этого подобным студентам широчайшие возможности предоставляет современная техника и средства связи и коммуникаций,1и1ете1. Второй аспект при всей своей прогрессивности носит оттенок «отрицательности» и должен учитываться при составлении заданий для самостоятельного выполнения и проведения зачетных занятий.

Конечно, подобный подход резко ужесточает требования к методической проработке дисциплины, а именно: номенклатура работ должна быть объявлена заранее; на каждую работу студент должен получать строго индивидуальное задание; по каждой работе должно быть разработано подробное методическое пособие с примерами выполнения. Кроме того, необходим учет разноуровневости студенческих групп, что, безусловно, усложняет задачу преподавателя. В каждой из них есть сильные студенты, середнячки, слабые и откровенно слабые. Сильным студентам часто приходится использовать свои навыки лишь наполовину, в то время как слабые не успевают выполнять задания в полной мере. Однако существует несколько способов, которые преподаватель может использовать, чтобы справиться с этой ситуацией.

Здесь самым логичным решением является групповые работы на занятии. Варьирование различных способов работы студентов поможет уравнять различные уровни подготовки студентов:

1. Работа в парах. Можно объединять в пару сильного студента и сильного, слабого и слабого, либо объединять слабого с сильным студентом. Разнообразие в объединении студентов по парам является ключевым моментом и поможет разобраться, какой подбор является наиболее эффективным на занятиях.

2. Работа в группах. Группы могут быть смешанных уровней или одинаковых. Чем малочисленнее группа, тем больше возможности для слабых студентов внести свой вклад в общее задание. Кроме того, если группа работает с набором информации, то желательно разделить инфор-

мацию между студентами, заставляя их работать вместе. Можно рассмотреть возможность распределения студентов на группы по уровню на все занятие, что позволяет предоставить ряд задач для каждого уровня.

3. Индивидуальный подход. Эта метод включает в себя создание и обеспечение различными заданиями студентов различных уровней. Это, конечно же, увеличит время подготовки к занятиям для преподавателя. Однако вполне возможно просто разрабатывать дополнительные задания для более сильных студентов.

4. Дополнительные домашние задания. Очень эффективно в разноуровневых группах предлагать различные по уровню домашние задания, что позволит более слабым студентам увеличить времени на выполнение каждой работы, а сильным - расширить свои знания.

В целом, разнообразие типов рабочих групп, состоит в создании положительной рабочей среды, которая обеспечивает более эффективное обучение на всех уровнях.

Теперь коротко о внедрении в образовательный процесс мультимедийных технологий. Чтобы сохранить высокую интенсивность занятий, проводимых с помощью данных средств, необходима соответствующая методическая поддержка. В первую очередь это касается сведения к минимуму рукописную запись различных текстов, перерисовывание схем. Общепринятым результатом посещения лекционных занятий является заполненный лекционный конспект, по которому студенты, как правило, готовятся к экзамену. Но если говорить о сохранении мультимедийного темпа лекций, такого конспекта не может быть в принципе. Необходим поиск альтернативы. Здесь может быть несколько вариантов. Первый из них, лежащий на поверхности,- издание конспекта лекций. Тогда можно будет на каждую последующую лекцию выдавать студентам задания по подготовке к ней. В результате можно будет: на лекции проводить некоторые кратковременные предварительные опросы; уйти от монолога лектора к диалогу с аудиторией; сохранить высокий темп занятий; уделить значительную часть времени на ответы на вопросы и объяснение наиболее сложных разделов.

Кафедрам вузов, выпускавшим многие десятилетия инженеров, отныне предстоит выпускать бакалавров, а работодателям - использовать их для решения производственных задач. Поэтому важно осмыслить особенности их подготовки, определяемые нормативными документами, определиться с возможными проблемами, чтобы находить их конструктив-

ные решения в условиях новой социально-экономической и технологической реальности.

Источники

1. СенашенкоВ.С., Кузнецов В.А., Кузнецов B.C. О компетенциях квалификации и компетентности // Высшее образование в России. 2010. №6.

2. Компетентностный подход. Управление двухуровневой системой подготовки и качества образования: реферативный бюллетень / Сост. В.И.Байденко. М.:РГГУ, 2005.

3. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования (проект) по направлению подготовки «Электроэнергетика и электротехника». Уровни подготовки: бакалавр, магистр. М.: 2007.

4. Дружилов С.А. О подготовке бакалавров энергетического профиля // Высшее образование в России.2011. №3.

Зарегистрирована 03.11.2011 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.