Научная статья на тему 'Технологические и организационные аспекты разработки и внедрения в учебный процесс инновационных учебно-методических комплексов'

Технологические и организационные аспекты разработки и внедрения в учебный процесс инновационных учебно-методических комплексов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
632
157
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Открытое образование
ВАК
Область наук
Ключевые слова
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ КОМПЛЕКСЫ / МОДУЛЬНАЯ СТРУКТУРА / ЭЛЕКТРОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ / ИНТЕРАКТИВНОСТЬ / МУЛЬТИМЕДИА / ИНТЕРФЕЙСЫ / EDUCATIONAL METHODOLOGICAL COMPLEXES / MODULAR ARCHITECTURE / ELECTRONIC EDUCATIONAL RESOURCES / INTERACTIVITY / MULTIMEDIA / INTERFACE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Володина Д. Н., Дектерев М. Л., Захарьин К. Н., Преснякова Г. О., Сарафанов А. В.

Изложены подходы по созданию единых методических принципов построения образовательного контента учебно-методических комплексов (УМК), унифицированных технологических и организационных аспектов разработки и внедрения УМК в учебный процесс вуза. Рассмотрены особенности реализации процесса создания и внедрения инновационных УМК в вузе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Володина Д. Н., Дектерев М. Л., Захарьин К. Н., Преснякова Г. О., Сарафанов А. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Technological and organizational aspects of development and implementation of innovative teaching methods into learning process

The approaches to the creation of uniform methodical principles of the construction of the educational content of the educational methodical complexes, the unified technological and organizational aspects of development and introduction of the educational methodical complexes in educational process of institutes of higher education are presented in this article. Realization features of creation process and introduction of innovative educational methodical complexes in the institutes of higher education are considered.

Текст научной работы на тему «Технологические и организационные аспекты разработки и внедрения в учебный процесс инновационных учебно-методических комплексов»

3. Колесников, А. В. Синергетика и образование XXI века //Наука и образование на пороге Ш тысячелетия - The Science and Education on the Threshold of the 3rd Millennium: Тез. докл. Междунар. конгресса (г. Минск, 3-6 октября 2000 г.) / НАН Беларуси. - Минск, 2000. - С. 17.

4. Колесников А.В. Цикл комплексных лабораторных работ на ЭВМ с элементами синергетики /А.В. Колесников, С.Н. Сиренко // Информатизация образования - 2008: интеграция информационных и педагогических технологий = Informatization of education 2008: Integration of information and pedagogical technologies: Матер. междунар. науч. конф., Минск, 22-25 октября 2008 г. / Редкол.: И. А. Новик (отв. ред.) [и др.]. - Минск: БГУ, 2008. - С. 266-268.

5. Колесников А.В. Лабораторный практикум на ЭВМ с элементами программирования и синергетики: Уч.-метод. пособие. - Минск: БИП-С Плюс, 2009. - 100 с.

6. Колесников А. Игра «Стрелки» // Компьютерные вести. - 2003. - 24 апреля. - С. 21.

7. Сиренко С.Н. Методические рекомендации по курсу «Основы информатики» для социологов: Уч.-метод. пособие для студ. социально-гуманитарных спец.: В 2 ч. - Ч. 2 Табличный процессор Microsoft Excel / С.Н.Сиренко, Н.Б.Яблонская. - Минск: БГУ, 2008. - 48 с.

УДК 004.9 ББК 74.580.253

ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ И ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ АСПЕКТЫ РАЗРАБОТКИ И ВНЕДРЕНИЯ В УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС ИННОВАЦИОННЫХ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИХ КОМПЛЕКСОВ

Д. Н. Володина, инженер Центра технологий электронного обучения Тел.: 8(391)2-497-930; E-mail: [email protected] М. Л. Дектерев, директор Регионального инновационного центра «Центр технологий

National Instruments» Тел.: 8(391)2-912-040; E-mail: [email protected] К. Н. Захарьин, директор Центра технологий электронного обучения

Тел.: 8(391)2-497-932; E-mail: [email protected] Г. О. Преснякова, зам. нач. Инновационно-методического управления Тел.: 8(391)2-912-137; E-mail: [email protected] А. В. Сарафанов, д. т. н., проф.

Тел.: 8(391)2-497-932; E-mail: [email protected] А. Г. Суковатый, к. физ.-мат. н., доц. Тел.: 8(391)2-497-932; E-mail: [email protected] Сибирский федеральный университет http://www.sfu-kras.ru

The approaches to the creation of uniform methodical principles of the construction of the educational content of the educational methodical complexes, the unified technological and organizational aspects of development and introduction of the educational methodical complexes in educational process of institutes of higher education are presented in this article. Realization features of creation process and introduction of innovative educational methodical complexes in the institutes of higher education are considered.

Изложены подходы по созданию единых методических принципов построения образовательного контента учебно-методических комплексов (УМК), унифицированных технологических и организационных аспектов разработки и внедрения УМК в учебный процесс вуза. Рассмотрены особенности реализации процесса создания и внедрения инновационных УМК в вузе.

Keywords: educational methodological complexes, modular architecture, electronic educational resources, interactivity, multimedia, interface.

Ключевые слова: учебно-методические комплексы, модульная структура, электронные образовательные ресурсы, интерактивность, мультимедиа, интерфейсы.

Процессы, происходящие в настоящее время в сфере образования, обусловливают необходимость разработки качественно новых не только образовательных стандартов, но и учебно-методических материалов (УММ). Это связано с тем, что образовательный процесс все более ориентирован на воспитание личности, способной к самостоятельному обучению. Данное обстоятельство, с одной стороны, накладывает ряд дополнительных требований на современные УММ как на ресурс, выстраивающий линию взаимоотношений «студент-УММ-преподаватель», смещая акцент от пассивных к активно-деятельностным формам познавательной деятельности [1-2]. С другой стороны, согласно проектам ФГОС ВПО-3, основные образовательные программы по всем дисциплинам должны обеспечиваться учебно-методическими комплексами (УМК). Поэтому в практике разработки УММ наметилась тенденция к созданию не отдельных компонентов (учебных программ, учебников, пособий, практикумов, различных методических указаний), а их систем, формируемых как объединение отдельных видов учебных изданий на основе общего теоретического и методического фундамента с использованием модульного принципа построения контента. Следует также заметить, что в настоящее время преобладающим направлением в создании УММ является широкое применение информационных технологий [2], позволяющих обеспечить регламентированный доступ, в т. ч. в удаленном режиме, к разноформатному образовательному контенту и проектировать учебный процесс с выстраиванием индивидуальной образовательной траектории. Это, по сути, является базовым

элементом парадигмы XXI века «Образование через всю жизнь».

Очевидно, что разработка и внедрение таких УМК являются достаточно сложными процессами, содержащими в себе этапы разработки авторского контента, его технологической реализации, организации доступа к УМК в информационном пространстве образовательного учреждения и т. п.

Реализация такого процесса требует решения целого комплекса задач, связанных с созданием единых методических принципов построения образовательного контента УМК, унифицированными технологическими и организационными аспектами разработки и внедрения УМК в учебный процесс и т. д.

Исходя из вышеизложенного, данная статья посвящена описанию подходов к решению указанных задач в ФГОУ ВПО «Сибирский федеральный университет» (СФУ).

На основе ряда нормативных документов [3-7], разработанных в СФУ, действующих межгосударственных стандартов [8-9], а также ГОСТ РФ [10] в СФУ ведется разработка УМК двух типов:

1. УМК, издаваемых по традиционной технологии (рис. 1).

Для таких УМК все компоненты издаются в традиционном

(печатном) варианте и дополняются:

• теоретический курс (учебник/учебное пособие/курс (конспект) лекций - цифровым носителем с банком тестовых заданий в комплексе с системой компьютерной проверки знаний тестированием и презентационными материалами;

• лабораторный практикум и/или практические занятия, самостоятельная работа студентов - цифровым носителем с ПО собственной разработки (прикладные программы, различные тренажеры и т. п.), свободно распространяемыми электронными справочниками, демоверсиями прикладного ПО и т. п.

2. Электронных УМК, в которых весь контент (основной и дополнительный) представлен на цифровом носителе или в сетевом пространстве средствами мультимедийных и информационно-телекоммуникационных технологий (рис. 2).

Различия между традиционными и электронными УМК проявляются, прежде всего, в способах представления материала и организации доступа к контенту, наличии дополнительных материалов, методах его внедрения в учебный процесс и т. д. В [11-13] авторами был изложен подход к организации (в рамках инновационных электронных УМК) в сети Интернет лабораторных исследований на базе сетевого центра коллективного пользования [www.sfu-kras.ru].

Учебная программа д нсцшышны

Учебник. учебное пособие / курс (конспект) лекций / хрестоматия

I

I

Практикум или

методические указания к практическим занятию! или задачник1

Методические указания по курсовому проектированию или

ЪТПГПИПЙ ПЛЙПТР1

Е

Органнзацношго-

методические указаний*

Приложение к теоретическому курсу

Г

Г

Лабораторный практикум или методические указания к лабораторньс! работам^

Банк, тестовых заданий в комплексе с системой компьютера ой

8 Презентационные материалы

Приложение к лабораторному пр актикуму. пр актин е с

КИМ

Методические указания по самостоятельной работе

1 приналичиив учебной программе дисциплины

V

• ПО собственной разработки: прикладные программы, тренажеры и т. п.

• демоверсин прикладного ПО:

• свободно

р а спр о стр аняемые

электронные

спр авоч ники и П О:

• нт. д.

/

- пр едназнач ены для пр епод авателеи, ведущих у ч е Ьные занятия полис ципл ине

Рис. 1. Структура УМК, издаваемых по традиционной технологии

В состав УМК, независимо от технологии их создания, входят следующие компоненты: учебная программа дисциплины; учебник и/или учебное пособие и/или конспект (курс) лекций и/или хрестоматия; лабораторный практикум или методические указания к лабораторным работам; практикум или методические указания к практическим/семинарским занятиям или задачник; методические указания по самостоятельной работе студентов; методическое обеспечение курсового проектирования; контрольно-измерительные материалы (перечень экзаменационных вопросов; банк тестовых заданий, адаптированный для компьютерной системы проверки знаний тестированием [14-15]); электронные презентационные материалы для теоретического курса; организационно-методические указания.

Непосредственно содержание самих компонентов УМК определяется государственными образовательными стандартами и другими нормативными документами (в СФУ, например, [5]). Однако ряд компонентов УМК имеют достаточно жестко формализованную структуру, необходимую для формирования специализированных баз данных. К таким компонентам относятся учебная программа дисциплины и организационно-методические указания. Рассмотрим их содержание.

Учебная программа дисциплины определяет траекторию изучения дисциплины и содержит следующие сведения:

• общие сведения (краткая характеристика образовательной программы с указанием названий и шифров);

• общая характеристика дисциплины (место и роль дисциплины в образовательной программе; цели и задачи изучения дисциплины);

• компетентностный подход при преподавании дисциплины (перечень компетенций, знаний, умений, навыков, реализуемых в дисциплине);

• связь с другими дисциплинами и образовательными программами (перечень дисциплин с указанием разделов и тем, на которых базируется данная дисциплина и которые базируются на данной дисциплине, а также основная литература для восполнения знаний);

• структура дисциплины и распределение трудоемкости (в зачетных единицах и часах) ее изучения по отдельным видам учебной работы, обоснование модульного построения дисциплины, состав модулей и т. д.;

• краткое содержание теоретического курса, практических (семинарских), лабораторных занятий, курсового проектирования и самостоятельной работы;

• контрольно-измерительные материалы (вопросы, выносимые на экзамен, структура банка тестовых заданий);

• применение кредитно-рейтинговой системы при освоении дисциплины;

• основная и дополнительная литература, информационные ресурсы; перечень наглядных и других пособий и т. д.

Организационно-методические указания являются компонентом УМК, выстраивающим методику преподавания дисциплины. Поэтому по сравнению с учебной программой читательским адресом данных указаний является профес-сорско-преподава-тельский состав, преподающий дисциплину.

Непосредственно содержание организационно-мето-дических указаний можно представить следующим образом [3, 5]:

• цели и задачи преподавания дисциплины; таблица трудоемкости модулей дисциплины в относительных единицах; обоснование распределения трудоемкости по видам учебной работы и модулям;

• реализуемые компетенции и обоснование трудоемкости (в часах и зачетных единицах) для каждого вида учебной работы;

• методики и педагогические методы преподавания

всех видов учебной работы (теоретического курса, лабораторного практикума, практических занятий, самостоятельной работы и т. д.);

• характеристики лаборатор- ного оборудования и программного обеспечения;

• методика применения технических средств обучения и информационных ресурсов;

9 Ор ганиз аци о нн о -методические указания,

тг

Учебная программа дисциплины

/ 2

Учебник/ учебное посо бие / курс или конспект лекций /

Е

Пр ез ентационные материалы

Контрольно- / К

I измерительные материалы ' *

Банк тестовых заданий в комплексе с системой компьютерной пю овеоки знаний

к=>

ч

Ё §

О

К

ю

-3 --

Лабораторный практикум или мет о дически е указания

Практикум или мет о дически е указ ания к практическим занятиям, задачник2

Мет о дически е указания по курсовому проектированию или

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Мет одические указания по самостоятельной работе

ПО собственной разработки (приктдные программы, тр енаж еры), св об о дно распространяемые электронные справочники

и ПО; демо-вер сии прикладного

Л

Система модульного представления контента

34

1 Пр ед назначены дпяпр ел од ав аг елей, в едущих уче бные з аняг ия по дисциплине. ~ При наличие в учебной программе дисциплины.

Компоненты УМК 1-6,8 представлены средств ами мультимедийных технологий (ТОСТ 7.83—-20011

Рис. 2. Структура электронного УМК

• принципы применения кредитно-рейтинговой системы в дисциплине;

• методики проведения промежуточной и итоговой аттестации по дисциплине (виды текущей и итоговой аттестации по дисциплине, сроки их проведения, структура банка тестовых заданий, экзаменационные вопросы, вопросы для самопроверки, задачи, задания, используемые для аттестации, вопросы контрольных работ и т. п.).

Как было отмечено выше, состав УМК не зависит от технологии их реализации. Ввиду сложности своей структуры и разработки УМК, издаваемые по традиционной технологии, обладают ощутимой инертностью в тот момент, когда дело касается оперативного изменения его содержания и методов организации учебного процесса на его основе. Поэтому для современного вуза предпочтительным является использование электронных форм УМК, которые представляют собой электронные образовательные ресурсы (ЭОР).

Рассмотрим более подробно непосредственно процесс создания электронных УМК как в сетевом, так и локальном (на отдельном цифровом носителе) вариантах, реализованных в СФУ.

Среди инновационных качеств УМК, разрабатываемых и издаваемых в СФУ виде ЭОР, прежде всего, необходимо отметить высокую степень свободы при использовании методов доставки учебной информации до пользователя (читателя). Современные компьютерные технологии позволяют интерактивно управлять потоком информации, который поступает к читателю, а следовательно, появляется возможность планирования степени и качества усвоения материала. При этом к другим инновационным качествам ЭОР, которые значительно облегчают усвоение информации, можно отнести, в частности, высокую мультимедийную насыщенность образовательного материала и использование компьютерных средств проверки знаний, которые достигаются за счет дополнения и/или переоформления образовательного контента из статичных в более динамичные формы с помощью применения различных программных инструментов [1-3].

Очевидно, что для оценки целесообразности преобразования компонентов УМК из классических форм в интерактивные и мультимедийные необходимо четко формализовать многоуровневую структуру образовательного контента, с одной стороны, и возможности современного программного инструментария, с другой.

Используемая в СФУ технология предполагает на начальном этапе технологической цепочки разработки электронного УМК разделение контента на образовательные примитивы: наименьшие неделимые статичные единицы учебного материала - определения, аксиомы, теоремы, формулы, графики, таблицы и т. п. А на последующих этапах принимаются решения о применении той или иной технологии, затем выполняется преобразование контента. На рис. 3 представлена классификация образовательных примитивов по содержательным критериям и пример их возможной технологической реализации.

Критериями для принятия решения о целесообразности преобразования образовательного примитива в мультимедиа и способе технической реализации этого процесса являются несколько параметров:

• читательский адрес разрабатываемого УМК (возраст пользователей; уровень образования (школа, учреждения НПО или СПО, вуз и т. д.));

• смысловая нагрузка образовательного контента (использование технологии мультимедиа необходимо, прежде всего, в трудных для понимания местах, требующих дополнительного наглядного пояснения; для обобщений, систематизации тематических смысловых блоков и т. п.);

• цикл дисциплины, для которой разрабатывается УМК (при прочих равных условиях целесообразнее преобразование вести для естественнонаучного и общепрофессионального циклов ввиду их более широкой аудитории);

• трудоемкость процесса оснащения образовательного контента мультимедиа (необходимость привлечения специалистов разных областей, специализированного ПО, оборудования и т. п.).

Очевидно, что для работы с таким технически сложным, интерактивно и мультимедийно насыщенным контентом необходим комплекс взаимосвязанных интерфейсов, объединенных в единый ресурс, на основе формализованной структуры. На рис. 4 приведен пример реализации такой структуры, которая включает в свой состав следующие основные интерфейсы:

• интерфейс программной среды (рис. 5) - образует функциональную среду ЭОР (электронного УМК) и обеспечивает выполнение следующих функций: хранение; доступ к отдельным компонентам; поиск; выбор и воспроизведение;

• интерфейс справочно-поискового аппарата - содержит в себе как указатели различных типов, так и интерфейс многоуровневого поиска по ЭОР, обеспечивающий полноценный поиск информации в контенте электронного УМК;

• интерфейс интерактивного графика учебного процесса - преобразует контент электронного УМК таким образом, чтобы обеспечить работу пользователя как на уровне составных компонентов УМК, так и на уровне отдельных модулей, что позволяет обеспечить гибкий доступ к образовательному контенту и решить задачу навигации по компонентам комплекса для отдельных видов учебной работы;

• интерфейс системы модульного представления образовательного контента - формирует на основе системы фильтров и механизмов агрегирования из отдельных компонентов УМК модульную структуру контента;

• интерфейс образовательного контента - организует доступ к разноформатному контенту УМК (блоки текста, слайды презентаций, видеоролики, 3^-графика, управляемые и не управляемые анимации, дистанционной лабораторный эксперимент и т. п.);

• интерфейс системы компьютерной проверки знаний - организует доступ к специально разработанной в СФУ системе компьютерной проверки знаний тестированием ПпгТа^ [14-15], которая позволяет организовывать пользователю самоконтроль, промежуточный и итоговый контроль полученных знаний путем автоматической генерации последовательности тестовых заданий из имеющегося банка на основе соответствующих сценариев тестирования. При этом за счет настраиваемой функции перекрытия часть тестовых заданий из одного сценария может присутствовать в других сценариях.

Пп жате льным Крите)) иям Па с пособу техничен кий у en лизации

Образовательные примитивы (ОП) ■ Тжнологняаватара

Определения, аксиомы, теоремы, леммы (текст).; 1 TffiHOJBniH/KväiöÄi flocuttKTtt farmai tpdß TeX, <!oc

¡Р

Алгоритмы Теню 1ЮГИЯ пше]) текстовой разметки текста \hötä)

Формулы у! 6, 9,1[

4

Илпге страции ТЖНОЛОГИЯС ИСПОЛЬЗОВаНИеМ ямк! представ тения данных ДТП?

5

Графики

б

Таблицы i ТеыШтогЙИ на основе специализированного ПО

Мат еттическя е тр енаж еры / 12 Nations1 Instruments

ОП атомйЖировайьшго / виртуального лабораторного ПраКТИК YMfl 3 TG Ви:Ш

5,6

Теъи» логин р азработки П О

Теоретический раздел S Платфорж= IJST

Интерактивные технические руководства □ 7, И

Прикладное ПО

10 7, 12

Схемы Аппаратно ■ ориентированное ПО

11

Математические модели

12 1-7, 13-15

Аппаратные макеты Управ лжная/неупр авляеютя анимация

1,4

ОП контролыго-тмфительньп; Материалов Гелю логня аудиовизуального ШЩЮЕвЛДаПСЯ

Т екст овы е т ест овы е .задания (ТЗ) Li 1,4, 13 Аудио

14 Ш

Формулы ТЗ Видео

).5

Графические компоненты ТЗ 413

Рис. 3. Пример двудольного графа классификации компонентов ЭОР и применяемых технологий

Рис. 4. Иерархия основных интерфейсов электронного УМК

Рис. 5. Пример интерфейса программной среды электронного УМК

Перечисленные интерфейсы характерны для электронных УМК как локального, так и сетевого исполнения. При различных вариантах исполнения электронных УМК используются различные подходы к организации их модульной структуры. В отличие от локальных версий УМК, где образовательные модули реализованы виртуально с заранее заданным набором учебных блоков (теоретический блок, блок самостоятельной работы, блок контроля знаний и т. д.), при сетевом исполнении каждый модуль УМК реализован не виртуально, а физически и оформлен как отдельный ЭОР. При этом любой модуль может изучаться как автономно, так и являться составной частью нескольких УМК. В свою очередь, набор учебных модулей в сетевом УМК можно менять, обновлять и дополнять в любое время. Помимо этого сетевые УМК в отличие от локальных: имеют более развитую систему навигации и поиска; позволяют организовать выполнение лабораторных исследований в удаленном режиме с применением Интернет-технологий (например, www.lab.sfu-kras.ru); обеспечивают доступ к внешним образовательным и информационным ресурсам электронной библиотеки университета и т. п.

Отдельным этапом технологии создания электронных УМК и приложений к традиционным УМК является разработка в соответствии с государственным стандартами [8-10] и нормативными документами университета [3-4] этикеток цифровых оптических носителей и их первичной упаковки. В результате создается готовая продукция - электронный образовательный ресурс (рис. 6).

Как видно из описанной выше технологии, процесс разработки и внедрения УМК является достаточно сложным и требует участия специалистов различного профиля: преподавателей, специалистов предметной области - разработчиков контента УМК; методистов; экспертов ав-

торского контента, технической и дизайн-эргономической реализации УМК; программистов, специалистов по разработке 2,0-/3,0-графики, анимации, созданию, обработке и монтажу аудио/видеоматериалов и т. п.; дизайнеров, редакторов, корректоров, специалистов по верстке; работников библиотеки и полиграфического комплекса.

Рис. 6. Пример оформления электронного УМК как готового продукта, включающего образовательный контент, этикетку носителя и первичную упаковку

Для выстраивания такого процесса в единую технологическую цепочку в СФУ на проектной основе были привлечены специалисты из различных подразделений университета: кафедр, инновационно-методического управления; центра технологий электронного обучения (ЦТЭО); издательско-полиграфического и библиотечного комплексов университета. Также в СФУ была разработана нормативная база, регламентирующая как методические, дизайн-эргономические, так и технологические аспекты различных этапов технологии разработки и внедрения УМК [37].

Обобщенная схема разработанной технологии приведена на рис. 7. Технология состоит из нескольких этапов, таких как «Разработка», «Экспертиза», «Подготовка к тиражированию» и т. д. Рассмотрим их более подробно.

После этапа «Разработка», в результате которого авторскими коллективами создается контент УМК, реализуется этап «Экспертиза». На данном этапе выполняется дидактическая экспертиза авторского контента УМК на предмет:

• соответствия учебной программе дисциплины в части структуры и содержания учебника/учебного пособия/курса (конспекта) лекций, практикума/лабораторного практикума; методических указаний для семинарских/практических/лабораторных занятий, курсового проектирования; самостоятельной работы студентов и организационно-методических указаний для профессорско-преподавательского состава, в т. ч. разбиение контента дисциплины на модули;

• обоснованности построения графика изучения дисциплины;

• обеспеченности дисциплины современной учебной литературой и другими информационными ресурсами;

• использования современного оборудования и/или программного обеспечения при организации практических/лабораторных занятий;

• соответствия банка тестовых заданий количественным и типологическим критериям [3];

• содержания презентационных материалов, как дополняющего элемента теоретического курса, и соответствия слайдов презентации рекомендациям по структуре и дизайн-эргономическим параметрам [6].

«Подготовка к тиражированию УМК». На этом этапе помимо стандартных процедур редакторской правки авторского текста, корректуры и верстки происходит оформление титулов и

оборотов титулов всех компонентов УМК, издаваемых в твердом виде, и подготовка информации для титульных экранов электронных УМК и компонентов - электронных приложений к УМК, издаваемым по традиционной технологии.

Рис. 7. Этапы жизненного цикла создания инновационных учебно-методических комплексов

«Издание минимального тиража в твердом и электронном видах». Данный этап является многоступенчатым и включает в свой состав следующие виды работ:

• создание оригинал-макетов компонентов УМК, издаваемых по традиционной технологии;

• создание мастер-дисков электронных УМК: разделение контента УМК на образовательные примитивы и их технологическая реализация; объединение в единый ресурс компонентов УМК на основе программной среды, построенной как комплекс интерфейсов: справочно-поискового аппарата, интерактивного графика учебного процесса, системы компьютерной проверки знаний и т. д.; создание этикеток цифровых носителей и их первичной упаковки;

• присвоение ISBN:

' для электронного УМК (см. рис. 2) - комплексу в целом;

■ для УМК (см. рис. 1) - комплексу в целом, учебнику/учебному пособию/курсу/конспекту лекций, лабораторному практикуму и/или практикуму, электронным приложениям к теоретическому курсу: системе компьютерной проверки знаний тестированием в комплексе с банком тестовых заданий и презентационным материалам;

• придание официального статуса электронным изданиям и их компонентам:

■ государственная регистрация в ФГУП НТЦ «ИНФОРМРЕГИСТР» электронных УМК и приложений к издаваемым по традиционной технологии УМК - банков тестовых заданий, интегрированных в систему компьютерной проверки знаний тестированием и презентационных материалов;

■ оформление заявок на регистрацию в РОСПАТЕНТе разработанного ПО (прикладных программ, тренажеров, сервисных модулей и пр.);

• выпуск минимального тиража УМК и их обязательная почтовая рассылка в соответствии с приказом Минобразования России № 24 от 10.01.2003 г.;

• создание базы данных оригинал-макетов и мастер-дисков УМК;

«Каталогизация и размещение» как отдельных компонентов, так и УМК в целом в централизованном электронном хранилище научной библиотеки СФУ и их регистрация в информационно-поисковых библиотечных системах.

«Внедрение в учебный процесс». На этом этапе обеспечивается доступ к контенту УМК как на базе электронных читальных залов научной библиотеки СФУ, так и научно-образовательной среды университета. Помимо этого, отработанная в университете технология позволяет организовать тиражирование гибридных и электронных УМК с использованием технологий «Книга по требованию» и «Электронный ресурс по требованию» на основе развернутой в ИПК университета линии цифровой печати с применением системы Xerox Nuvera 288 Digital Perfecting System

и аппаратно-программного комплекса для тиражирования цифровых носителей R-Quest TCP-7550-BD. Реализация таких технологий позволяет обеспечить инновационный подход к применению учебно-методической литературы при уменьшении затрат на тиражирование УМК при одновременном упрощении доступа к их контенту.

На основе вышеописанных решений в СФУ в учебный процесс было внедрено более 100 УМК (каждый УМК издавался как по традиционной технологии, так и в виде ЭОР). Каталог разработанных ресурсов [16] доступен в сети Интернет по адресам http://sfu-kras.ru/files/catalog_.pdf и http://window.edu.ru/window/library?p_rid=60925 (информационная система «Единое окно доступа к образовательным ресурсам»).

Литература

1. Осин А. В. Мультимедиа в образовании: контекст информатизации. - М. : ООО «Ритм», 2005. -

320 с.

2. Норенков И. П. Информационные технологии в образовании / И. П. Норенков, А. М. Зимин. -М. : Изд-во МГТУ им. Н. Э. Баумана, 2004. - 352 с.

3. Повышение эффективности процессов жизненного цикла электронных образовательных ресурсов. Версия 1.0 [Электронный ресурс] : сб. материалов / К. Н. Захарьин, А. В. Сарафанов, А. Г. Суковатый и др. - Электрон. дан. (30 Мб). - Красноярск : ИПК СФУ, 2008. - 1 электрон. опт. диск ^D). - Систем. требования : Intel Pentium (или аналогичный процессор других производителей) 1 ГГц ; 512 Мб оперативной памяти ; 30 Мб свободного дискового пространства ; привод DVD ; операционная система Microsoft Windows 2000 SP 4 / XP SP 2 / Vista (32 бит) ; Adobe Reader 7.0 (или аналогичный продукт для чтения файлов формата pdf). - (Номер госрегистрации в НТЦ Информрегистр: 0320801026 от 24.06.2008 г.).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Стандарт организации СТО СФУ 7.2.04-2007. Электронные образовательные ресурсы на базе гипертекстовых технологий со встроенной системой компьютерной проверки знаний тестированием. Требования к структуре, организации и интерфейсу / разр. : К. Н. Захарьин, А. В. Сарафанов, А. Г. Суковатый и др. - Красноярск : Сиб. федер. ун-т, 2007.

5. Учебно-методические комплексы дисциплин. Основные компоненты : Метод. рекомендации / сост. : Л. И. Вейсова, С. И. Почекутов, А. В. Сарафанов, А. Ю. Смолин. - Красноярск : ИПК СФУ, 2008. - 12 с.

6. Захарьин К. Н. Электронные презентационные материалы / А. В. Сарафанов, К. Н. Захарьин, А. Г. Суковатый. - Красноярск : Политехн. ин-т ; Сиб. федер. ун-т, 2008

7. Сарафанов А. В. Концепция типовых решений при построении автоматизированных лабораторных практикумов с удаленным доступом (на примере дисциплин радиотехнических специальностей) // А. В. Сарафанов, С. А. Подлесный, В. А. Комаров. - Красноярск : ИПЦ КГТУ, 2005. - 40 с.

8. ГОСТ 7.60-2003. Межгосударственный стандарт СИБИД. Издания. Основные виды, термины и определения.

9. ГОСТ 7.83-2001. Межгосударственный стандарт СИБИД. Электронные издания. Основные виды и выходные сведения.

10.ГОСТ 7.82-2001. Библиографическая запись. Библиографическое описание электронных ресурсов.

11.Глинченко А. С. Исследование параметров и характеристик полупроводниковых приборов с применением Интернет-технологий / А. С. Глинченко, Н. М. Егоров, В. А. Комаров, А. В. Сарафанов: Уч. пособие. - М. : ДМК Пресс, 2008. - 352 с.

12.Глинченко А. С. Сетевой учебно-исследовательский центр коллективного пользования уникальным лабораторным оборудованием на базе веб-портала как элемент системы дистанционного образования / А. С. Глинченко, М. Л. Дектерев, К. Н. Захарьин, В. А. Комаров, А. В. Сарафанов // Открытое образование. - 2009. - № 5. - С. 30-42.

13.Володина Д. Н. Определение целевой аудитории, как основополагающий фактор, влияющий на качество электронного образовательного ресурса / Д. Н. Володина, А. В. Сарафанов // Повышение качества высшего профессионального образования : Матер. Всеросс. научн.-метод. конф. : В 3 ч. - Ч. 3 / Отв. ред. С. А. Подлесный. - Красноярск : ИПК СФУ, 2009. - С. 14-18.

14. Свидетельство о государственной регистрации программы для ЭВМ № 2008610489 Российская федерация. Система компьютерной проверки знаний тестированием UniTest / Шниперов А. Н., Бидус Б. М. ; Заявитель и правообладатель ФГОУ ВПО «Сибирский федеральный университет» ; Зарегистрировано в Реестре программ для ЭВМ 25 января 2008 г.

15.Шниперов А. Н. Система компьютерной проверки знаний тестированием UniTest версии 3.0.0 : руководство пользователя / А. Н. Шниперов, Б. М. Бидус ; Сиб. федер. ун-т. - Красноярск : ИПК СФУ, 2008. - 90 с.

16.Каталог инновационных учебно-методических комплексов дисциплин и электронных ресурсов / сост. : К. Н. Захарьин, А. В. Сарафанов, А. Г. Суковатый, А. С. Теремов, М. В. Шипова. - Красноярск : ИПК СФУ, 2008. - Вып. 1. - 298 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.