Научная статья на тему 'Сетевой учебно-исследовательский Центр коллективного пользования уникальным лабораторным оборудованием на базе веб-портала как элемент системы дистанционного образования'

Сетевой учебно-исследовательский Центр коллективного пользования уникальным лабораторным оборудованием на базе веб-портала как элемент системы дистанционного образования Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
309
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АВТОМАТИЗИРОВАННЫЙ ЛАБОРАТОРНЫЙ ПРАКТИКУМ С УДАЛЕННЫМ ДОСТУПОМ / УДАЛЕННЫЙ ДОСТУП / ИНТЕРНЕТ / ИНТРАНЕТ / СЕТЕВОЙ ЦЕНТР КОЛЛЕКТИВНОГО ПОЛЬЗОВАНИЯ / THE AUTOMATED LABORATORY PRACTICAL WORK WITH REMOTE ACCESS / INTERNET / INTRANET / THE NETWORK CENTRE OF COLLECTIVE USING

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Глинченко А. С., Дектерев М. Л., Захарьин К. Н., Комаров В. А., Сарафанов А. В.

В статье рассмотрены вопросы организации на системной основе сетевого учебно-исследовательского центра коллективного пользования, функционирующего на базе веб-технологий. Приведены принципы построения распределенных измерительно-управляющих систем, обеспечивающих дистанционное управление и контроль над лабораторными стендами, установками, приборами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по компьютерным и информационным наукам , автор научной работы — Глинченко А. С., Дектерев М. Л., Захарьин К. Н., Комаров В. А., Сарафанов А. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article is devoted to the problems of the organization on a system basis of the network educational-research centre of the collective using, functioning on the basis of web-technologies. Principles of construction of the distributed measuring-operating systems providing remote control and the control over laboratory stands, installations, devices are considered.

Текст научной работы на тему «Сетевой учебно-исследовательский Центр коллективного пользования уникальным лабораторным оборудованием на базе веб-портала как элемент системы дистанционного образования»

Литература

1. Каптерев А.И. Образование: реальное, виртуальное, мнимое. http://www.autorun. e-rej.ru /ОшМосЫ_2.Йт.

2. Мединский В.Р. О русском рабстве, грязи и «тюрьме народов». - М.: ОЛМА Медиа Групп, 2009. - 544 с.

3. Смольский С.М., Филиппов Л.И. Три шага к профессии: наука, диссертация, педагогика. - Одесса: Нептун-Технология, 2005. - 128 с.

4. Демчук А., Артамонова Ю. Виртуальное образование: реальность и перспективы. http://www.prof.msu.ru/publ/book6/c66_01.htm.

5. Хуторской А.В. О виртуальном образовании // Интернет-журнал «Эйдос». - 1999. - 30 марта. http://www.eidos.ru/journal/1999/0330-06.htm. - В надзаг: Центр дистанционного образования «Эйдос», е-таЛ: [email protected].

6. Стриженко А.А. Глобализация образования и международное сотрудничество. http://elib.altstu.ru/elib/books/Files/2000-04/3/Pap3.html.

7. Федосов В.П., Нестеренко А.К. Цифровая обработка сигналов в LabVIEW / Под ред. В.П. Федосова. - М.: ДМКПресс, 2007. - 472 с.

УДК 004.055

СЕТЕВОЙ УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ЦЕНТР КОЛЛЕКТИВНОГО ПОЛЬЗОВАНИЯ УНИКАЛЬНЫМ ЛАБОРАТОРНЫМ ОБОРУДОВАНИЕМ НА БАЗЕ ВЕБ-ПОРТАЛА КАК ЭЛЕМЕНТ СИСТЕМЫ ДИСТАНЦИОННОГО

ОБРАЗОВАНИЯ

А.С. Глинченко, к.т.н., проф. Тел. (8-391) 291-20-40; E-mail: [email protected] М.Л. Дектерев, директор Регионального инновационного центра «Центр технологий National Instruments» Тел. (8-391) 291-20-40; E-mail: [email protected] К.Н. Захарьин, директор Центра технологий электронного обучения ИнТК СФУ Тел. (8-391) 291-21-38; E-mail: [email protected] В.А. Комаров, программист Регионального инновационного центра « Центр технологий National Instruments» Тел. (8-391) 291-20-40; E-mail: [email protected] А.В. Сарафанов, д. т.н., проф, проректор СФУ по информатизации и ДО Тел. (8-391) 291-21-20; E-mail: [email protected] ФГОУ ВПО Сибирский федеральный университет (СФУ) http://www.sfu-kras.ru

The article is devoted to the problems of the organization on a system basis of the network educational-research centre of the collective using, functioning on the basis of web-technologies. Principles of construction of the distributed measuring-operating systems providing remote control and the control over laboratory stands, installations, devices are considered.

В статье рассмотрены вопросы организации на системной основе сетевого учебно-исследовательского центра коллективного пользования, функционирующего на базе веб-технологий. Приведены принципы построения распределенных измерительно-управляющих систем, обеспечивающих дистанционное управление и контроль над лабораторными стендами, установками, приборами.

Ключевые слова: автоматизированный лабораторный практикум с удаленным доступом, удаленный доступ, Интернет, Интранет, сетевой центр коллективного пользования.

Keywords: the automated laboratory practical work with remote access, remote access, Internet, Intranet, the network centre of collective using.

Введение

Постоянное усложнение и повышающаяся стоимость используемого в качестве объекта экспериментальных исследований оборудования, территориальная распределенность корпусов учебных заведений и их филиалов, большой поток обучаемых (особенно использующих дистанционные образовательные технологии) обусловили необходимость разработки распределенных измерительно-управляющих систем (РИУС) - систем, обеспечивающих дистанционный контроль и управление лабораторными стендами и установками. Применение компьютерных измерительных технологий (КИТ) позволило унифицировать и систематизировать основные подходы в их проектировании, например модульное построение на основе обобщенной структурной схемы, сквозное применение унифицированных измерительных приборов и т. д. [1, 2].

Современные РИУС получили новый виток развития за счет применения многопользовательского режима функционирования, обеспечивающего коллективный доступ к уникальным установкам, стендам, приборам, с возможностью изменения и задания индивидуальных конфигураций, параметров и траекторий проводимых исследований. Разработкой таких систем занимаются ряд ведущих вузов РФ: Московский энергетический университет, Новосибирский государственный технический университет, Московский государственный институт радиотехники, электроники и математики, Казанский государственный технический университет им. А. Н. Туполева, Сибирский федеральный университет и др. [3], известны также зарубежные разработки [4].

Качественная подготовка специалистов в области техники и технологий, особенно при реализации дистанционных образова-

тельных технологий, возможна только при наличии современной лабораторной базы экспериментальных исследований. В связи с тем, что некоторые образцы установок и стендов имеют довольно высокую стоимость (например, стоимость комплекса исследования и мониторинга характеристик приемо-передающих устройств на базе промышленной системы РХ1 составляет порядка $60000), полноценное оснащение учебных лабораторий современным оборудованием является непосильной задачей для образовательного учреждения. Поэтому применение многопользовательских РИУС как средств автоматизации научного и учебного эксперимента является весьма актуальным и перспективным направлением. Организация работы таких многопользовательских РИУС в настоящее время ведется по пути создания сетевых учебно-исследовательских центров коллективного пользования (ЦКП). Последние достижения в области информационно-телекоммуникационных технологий позволяют создавать такие ЦКП на основе распределенной структуры.

Построение и функционирование сетевого учебно-исследовательского ЦКП определяются, прежде всего, необходимостью полнофункциональной организационной, технической и методической поддержки многопользовательского принципа проведения учебного эксперимента на базе РИУС, являющихся основой ЦКП.

Таким образом, ЦКП, с одной стороны, обеспечивает информационное сопровождение лабораторных исследований при помощи веб-технологий, а с другой стороны, представляет собой сложный имущественный комплекс с развитой информационно-телекомму-никацонной инфраструктурой и специализированным программным обеспе-

чением (ПО).

Проблема разработки и эксплуатации РИУС в составе ЦКП связана с решением следующих задач:

1. Унификация подходов к построению и проектированию многопользовательских РИУС.

2. Синтез многопользовательских РИУС с требуемыми показателями функционирования, такими как максимальное число одновременно работающих пользователей, время ожидания результатов измерения.

3. Обеспечение регламентированного доступа к ресурсам РИУС, организация и сопровождение учебного процесса на их основе.

Обобщенная схема построения многопользовательских РИУС на основе технологий National Instruments

Необходимость создания гибких, универсальных, быстродействующих РИУС, обеспечивающих дистанционный контроль и управление, обусловила применение КИТ, использующих ПЭВМ на этапах формирования управляющих сигналов, сбора, обработки и отображения измерительной информации. В соответствии с данной технологией измерительная и управляющая части приборов и систем реализуются на аппаратной основе, а их функциональная часть и интерфейс пользователя - программно. Универсальность РИУС, построенных на основе КИТ, обусловливается применением стандартных интерфейсов PCI, PCI-E, PXI, USB, RS-232, ISA, GPIB и др., стандартных серийно выпускаемых средств измерений общего применения (приборов-модулей) со встроенными интерфейсными функциями. Высокая точность и быстродействие РИУС, построенных на основе КИТ, достигаются за счет применения последних разработок и достижений в области проектирования аналого-цифровых и цифро-аналоговых преобразователей (АЦП и ЦАП). Гибкость РИУС реализуется посредством предоставления пользователю возможности строить системы автоматизации, оперируя графическими представлениями органов управления и отображения процессов, составляющих работу комплекса, стенда или установки в целом. В результате на экране дисплея синтезируются панели, в соответствие которыми ставятся программы управления исполнительными устройствами измерительно-управляющей системы (виртуальные приборы и стенды).

Многопользовательское функционирование РИУС осуществляется при помощи специализированного ПО серверного уровня, которое обеспечивает буферизацию и

очередность доступа к объекту исследования в порядке поступления заданий на измерение. Подготовка эксперимента (выбор структуры объекта исследования, настройка параметров конфигурации, задание параметров тестирующих сигналов) производится на уровне клиентского ПО. Подготовленное задание на измерение передается на сервер-измеритель лабораторного стенда и в случае занятости лабораторного стенда измерением ставится в очередь. После освобождения измерителя происходят реконфигурация объекта исследования, формирование тестовых сигналов, съем исследуемых сигналов в соответствии с новым заданием, передача массива результатов измерения обратно пользователю, и начинается обработка следующего задания.

В целях унификации основных подходов к выбору аппаратного обеспечения, разработке измерительного и сетевого ПО в Региональном инновационном центре «Центр технологий National Instruments», входящем в состав Красноярского регионального центра новых информационных технологий при ФГОУ ВПО «Сибирский федеральный университет» (http: //www. sfu-kras.ru/studies/sdo /ni), разработана, апробирована и внедрена в практику унифицированная схема организации учебного процесса на базе сетевого ЦКП с использованием РИУС на основе технологий National Instruments (http://www .ni.com), реализующая возможность выполнения лабораторных экспериментальных исследований в режиме многопользовательского удаленного доступа (рис. 1) в сетях Ethernet, Intranet, Internet.

Устройство сбора данных подключается к ПЭВМ-измерителю, на котором располагается серверное измерительное программное обеспечение, реализуемое в среде графического программирования LabVIEW [5]. Под его управлением происходят реконфигурация объекта исследования, а также ввод-вывод измерительных аналоговых и цифровых управляющих сигналов через устройство сбора данных. Программная и аппаратная части взаимодействуют при помощи комплекса драйверов NI-DAQmx, представляю-

щего собой набор типовых подпрограмм, с использованием которых осуществляются программирование и конфигурация устройства.

Дистанционное управление в представленной схеме построения РИУС реализуется на основе технологии сетевого обмена Data-Socket корпорации National Instruments [5]. В соответствии с данной технологией на центральном сервере устанавливается приложение DataSocket server, которое обеспечивает по протоколу DataSocket стека TCP/IP обмен потоками данных, а также буферизацию и очередность поступающих запросов на измерения между ПЭВМ-измерителями и ПЭВМ-клиентами по сетям Ethernet, Intranet, Internet.

Измерительное ПО, устанавливаемое на ПЭВМ клиента, обеспечивает удаленное управление объектом исследования через визуальный интерфейс, реализованный в виде комплекса виртуальных измерительных приборов и/или виртуальных стендов, посредством сетевого взаимодействия по протоколу dstp. Путем настройки стендов и приборов формируется траектория измерения, задается конфигурация объекта исследования и соответствующий ей пакет заданий, передаваемых на ПЭВМ-измеритель. На рис. 2 приведены примеры виртуальных стендов управления, реализованных в среде LabVIEW.

Рассмотренная выше унифицированная схема построения РИУС позволяет производить подключение дополнительных ПЭВМ-измерителей, сопряженных с лабораторными установками. Для этого необходимо в приложении DataSocket server указать дополнительные точки подключения, через которые будет осуществляться сетевой обмен между ПЭВМ-измерителем лабораторного стенда и его программой управления, расположенной на ПЭВМ клиента. Таким образом, разработанная унифицированная схема построения предусматривает возможность быстрого и независимого подключения к ресурсам DataSocket server дополнительных РИУС и реализации их дистанционного управления и контроля.

Проектирование многопользовательских РИУС с требуемыми показателями функционирования

В процессе внедрения и эксплуатации в учебном процессе многопользовательских РИУС возникают проблемы, решение которых становится все более актуальным: ограниченные сведения о показателях функцио-

нирования систем, таких как максимальное число одновременно работающих пользователей, время ожидания результатов измерения. Кроме этого, практически никто из разработчиков не приводит эксплуатационные затраты функционирования РИУС - объем передаваемого трафика. Поэтому практически невозможно быстро, качественно и обоснованно выбрать и обеспечить необходимый режим эксплуатации РИУС и, как следствие, спланировать и организовать научный эксперимент или учебный процесс, что может привести к возможным сбоям в работе. Малая распространенность многопользовательских РИУС связана с отсутствием общеизвестного метода их проектирования, поэтому заранее невозможно оценить характеристики создаваемой системы, следовательно, невозможно оценить целесообразность и эффективность разрабатываемой РИУС.

Вследствие этого в процессе проектирования многопользовательских РИУС с заданными качественными показателями функционирования становится актуальным решение следующих задач: выявление взаимосвязей показателей функционирования многопользовательских РИУС, их параметров и режима эксплуатации; определение требований к функциональным узлам на этапе проектирования. Выявление зависимости показателей функционирования многопользовательской РИУС от ее параметров и режима эксплуатации может осуществляться экспериментальным и теоретическим путем.

Экспериментальное решение заключается в проведении серии экспериментов с целью определения и построения соответствующих необходимых зависимостей для каждой РИУС [6], что достаточно трудоемко и не может быть применимо на этапе проектирования. Теоретическое решение основывается на построении математической модели распределенной многопользовательской измерительно-управляющей системы, что позволяет наиболее полно решить возникающие при проектировании задачи [7].

Обобщенная структура модели функционирования многопользовательской РИУС как системы массового обслуживания приведена на рис. 3.

Представление функционирования многопользовательской РИУС в виде системы массового обслуживания позволило получить аналитические выражения, описывающие зависимости максимально возможного числа одновременно работающих пользователей (Чпах) и времени ожидания результа-

тов измерения (ож) от параметров системы (длительности операций, выполняемых основными функциональными узлами) и условий ее эксплуатации (число пользователей, число измерений, выполняемое пользователями, временной интервал функционирования и т.д.). Среднее время ожидания результатов измерения многопользовательской РИУС, полученное на основе представленной на рис. 3 модели, определяется следующим выражением [9, 10]:

t

ож_ср

= M (

св + ^оч + ^рек + ^изм

) =

^ев_ср + N ^обсл_ср

1 ~П0

А

, (1)

где tсв_ср - среднее время прохождения пакета данных по каналу связи; 4бсл_ср - среднее время обслуживания одного требования, равное ^ек_ср+

4зм_ср; п0 - вероятность того, что очередь и обслуживающее устройство будут пусты после завершения обслуживания запроса; X - интенсивность поступления запросов от каждого пользо-

Поток входящих Накопитель

треоованин - требований I

запросы на измерение

вателя.

Более подробно выражение (1), а также ряд других, описывающих различные режимы функционирования многопользовательских РИУС, рассмотрены в [7-9]. Выявленные аналитические соотношения используются на этапе эскизного проектирования. С учетом особенностей объекта исследования (время изменения конфигурации, параметров, характеристик объекта исследования и длительность последующих переходных процессов) осуществляется предварительное математическое моделирование режима функционирования РИУС, по результатам которого дается предварительная оценка предельных показателей функционирования системы, формулируются требования к длительности операций (выполняемых основными функциональными узлами) и принимается решение о целесообразности разработки РИУС.

Выходящий поток требований -результаты измерения

N

7Y

Л V

к

\

¿04

5

4> *

к

1

Г0Х

Задержка прохо;кдения данных по каналу связи

О б с л у жнваюш е е устройство

С

:

Рис. 3. Обобщенная структура модели многопользовательской распределенной измерительно-управляющей системы: N - число пользователей; ¿св - время прохождения пакета данных по каналу связи; *оч - время пребывания запроса в очереди; ^рек - время реконфигурации объекта исследования; ^изм - время измерения задаваемых параметров и/или характеристик; ^ож - время ожидания результатов измерения

На основе сформулированных требований к длительности операций, требований к автоматизации процесса управления и сопряжения по уровням сигналов осуществляются проектирование функциональных узлов системы, разработка алгоритмов измерения, обработки результатов измерения, сетевого обмена и взаимодействия, а также распределение выполняемых ими функций между клиентским и серверным ПО. На основе результатов эскизного проектирования функциональных узлов и ПО с применением разработанной математической модели многопользовательской РИУС осуществляется поведенческое моделирование системы. В результате определяются значения качественных показателей функционирования (Дпах, ^ж_ср) и допустимые условия эксплуа-

тации, при которых показатели функционирования РИУС будут удовлетворять требованиям технического задания.

Аппаратно-программные комплексы с удаленным доступом, функционирующие на базе сетевого учебно-исследовательского центра коллективного пользования СФУ

На основе разработанных унифицированной схемы построения, модели и методики проектирования РИУС в Региональном инновационном центре «Центр технологий National Instruments» (http://www.sfu-kras.ru /studies/sdo/ni) был создан ряд многопользовательских РИУС автоматизации учебного эксперимента - аппаратно-программные комплексы с удаленным доступом (АПК УД), функционирующие в составе сетевого

учебно-исследовательского центра коллективного пользования (ЦКП) уникальным лабораторным оборудованием на базе веб-портала (www.lab.sfu-kras.ru), развернутого в Сибирском федеральном университете (СФУ).

В настоящий момент в составе сетевого учебно-исследовательского ЦКП выделены следующие сегменты:

• образовательный сегмент, выполненный на базе веб-технологий (портал АЛП/ВЛП СФУ - www.lab.sfu-kras.ru, включающий комплекс специализированных сетевых лабораторий, информационных модулей, специализированные интерфейсы студента, преподавателя, администратора, а также сетевую версию системы проверки знаний тестированием UniTest (http://unitest .lab.sfu-kras.ru), функционирующую во взаимосвязи со специализированным сервером банков тестовых заданий);

• система управления базами данных с набором управляющих инструкций (обеспечивает внутренний обмен данными для целей организации учебного процесса);

• образовательный контент (методическое обеспечение лабораторных исследований, электронные образовательные ресурсы, инновационные учебно-методические комплексы дисциплин (УМКД);

• имущественный комплекс (уникальные приборы, стенды, лабораторные установки, центральный сервер, ПЭВМ-измерители, устройства сбора данных, телекоммуникационная инфраструктура);

• специализированное и дополнительное программное обеспечение (графическая среда программирования и приложения LabView, системы математического моделирования, интерактивные электронные технические руководства и др.).

На базе сегментов сетевого учебно-исследовательского ЦКП обеспечивается работа многопользовательских АПК УД (www.lab.sfu-kras.ru/apk.aspx), которые позволяют выполнять комплексные лабораторные исследования по широкому спектру дисциплин: «Электроника»; «Общая электротехника и электроника»; «Полупроводниковые приборы»; «Схемотехника аналоговых электронных устройств»; «Электротехника и микроэлектроника»; «Устройства приема и обработки сигналов»; «Методы и устройства приема сигналов»; «Диагностика и надежность радиоэлектронной аппаратуры»; «Цифровая схемотехника»; «Приводы роботов»; «Электропривод и автоматизация промышленных установок»; «Физика» и др.

Ключевой сегмент сетевого учебно-исследовательского ЦКП - образовательная среда, выполненная на базе портала АЛП/ВЛП (www.lab.sfu-kras.ru). Посредством комплекса сетевых лабораторий, АПК УД, интерфейсов и интерактивных форм обеспечивается организация учебного про-

цесса с использованием дистанционных образовательных технологий (ДОТ), в рамках которого осуществляются автоматизированные лабораторные исследования. Структура портала показана на рис. 4. Образовательная составляющая портала (рис. 5) реализуется с помощью специализированных интерфейсов студента и преподавателя. Интерфейс студента - виртуальный рабочий стол, а интерфейс преподавателя - электронный журнал.

Совокупность инструментов портала обеспечивает функционирование специализированных сетевых лабораторий, ориентированных на использование ДОТ в системах школьного, начального профессионального, среднего профессионального, высшего профессионального и дополнительного профессионального образования.

Основным управляющим сегментом сетевого учебно-исследовательского ЦКП является система управления ресурсами (СУР) - хранилище данных различных форматов в системе баз данных с возможностью регламентированного доступа. Все категории пользователей посредством тех или иных интерфейсов имеют доступ к СУР, которая обеспечивает структурированное представление и хранение ресурсов с помощью процедур каталогизации.

Управление функциональными компонентами осуществляет административный персонал портала, который наделяется необходимыми правами по их созданию, регистрации, а также установке всех внутренних взаимосвязей с другими функциональными компонентами.

Разработка образовательного контента (наполнения) сетевого учебно-исследовательского ЦКП производится на системной основе. Так, для всех лабораторных исследований разработано электронное методическое обеспечение в соответствии со следующей структурой: название лабораторной работы; цель и задачи лабораторной работы; краткие теоретические сведения; описание аппаратно-программного комплекса; задание на лабораторную работу; ход выполнения работы; контрольные вопросы; требования к оформлению отчета; список литературы и Интернет-ресурсов.

Методическое обеспечение каждого лабораторного исследования дополняется тематическими мультимедийными электронными образовательными ресурсами, интерактивными электронными техническими руководствами (ИЭТР) и системой компьютерной проверки знаний тестированием

UniTest (www.unitest.lab.sfu-kras.ru).

ИЭТР позволяет получить подробную информацию об АПК УД, включающую описание структурной схемы, функциональные возможности, перечень лабораторных исследований, описание принципов работы с комплексом виртуальных стендов, комплект электронной конструкторской документации, а также дает возможность обучаемому получить общее представление о структуре самого ИЭТРа как составного элемента технологий информационной поддержки жизненного цикла изделия (CAZS-технологий) [13].

Система компьютерной проверки знаний UniTest позволяет организовать процесс персонального автоматизированного контроля знаний в сети с использованием транспортного протокола TCP/IP, программно реализована с применением новейших технологий Microsoft.NET 3.0, уникальных алгоритмов параллельной обработки информации и передовых средств криптографической защиты информации. В системе формируется тематический банк тестовых заданий, который связывается с конкретным лабораторным исследованием, и на его основе создаются гибкие сценарии тестирования. Персональные результаты проверки знаний сохраняются в базе данных портала и становятся доступны преподавателю. Посредством сценариев тестирования обеспечивается возможность организации проверок знаний на различных этапах лабораторных исследований (предварительное, промежуточное и итоговое тестирование).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Основными разработчиками образовательного контента для систем автоматизированных лабораторных исследований выступают творческие коллективы университета.

В СФУ отработана технология создания и внедрения на системной основе учебно-методических комплексов дисциплин (УМКД) инновационного типа как в твердом, так и в электронном видах с возможностью их каталогизации и размещения в централизованном электронном хранилище научной библиотеки СФУ, а также реализации технологии «Книга (электронный ресурс) по требованию». Каталог разработанных УМКД доступен по адресу http://www.sfu-kras.ru/files/ catalog_.pdf.

Интеграция учебных материалов, разработанных ведущими преподавателями СФУ, в образовательное пространство сетевого учебно-исследовательского ЦКП позволяет предложить студентам и преподавателям ряд за-

конченных решений для полноценной организации лабораторных исследований.

Если говорить об имущественном комплексе, то основная и наиболее дорогостоящая его часть - уникальные приборы, стенды, лабораторные установки и вспомогательное оборудование - компактно сосредоточена в специализированных помещениях, которые образуют центральный узел (ЦУ) аппаратно-программных комплексов с удаленным доступом (рис. 6). Сосредоточенные в ЦУ АПК УД централизованно обслуживаются группой квалифицированных специалистов. Для консультационной поддержки и постоянной работы с пользователями функционирует телефон горячей линии.

Каждый АПК УД спроектирован по модульному принципу, обеспечивает определенный набор лабораторных исследований и закрепляется за определенной сетевой лабораторией или группой лабораторий в составе сетевого учебно-исследовательского ЦКП. Все АПК УД имеют унифицированную схему построения, в соответствии с которой выделяются специализированные объектные модули, платы сбора данных, цифровые и аналоговые кроссы, модули питания и др.

В качестве примера рассмотрим АПК УД «Основы теории цепей» (ОТЦ) и частично «Устройства приема и обработки сигналов» (УПиОС), которые входят в состав сетевых лабораторий «Радиоэлектроника», «Электротехника» (для АПК УД ОТЦ) и «Центров коллективного пользования с удаленным доступом Сибирского федерального округа».

Так, АПК УД ОТЦ обеспечивает выполнение 12 лабораторных исследований в многопользовательском режиме (одновременная работа 100 и более пользователей) с удаленным доступом по сети Интернет/Интранет по дисциплинам «Основы теории цепей», «Теоретические основы электротехники», «Общая электротехника», «Общая электротехника и электроника» и другим дисциплинам, направленным на изучение законов электричества и характеристик электрических цепей.

Обобщенная структурная схема АПК

Для проведения лабораторных исследований в АПК УД ОТЦ входят 6 исследуемых объектных модулей (модуль 1 - модуль 6, рис. 7а), состоящих из трех однотипных функциональных субмодулей: («Электрические КЬС-цепи», «Колебательные контуры» и «Электрические фильтры») с различающимися значениями параметров их элементов в каждом из объектных модулей для обеспечения параметрической многовариантности выполнения ла-

бораторных работ. В свою очередь, в АПК УД УПиОС входят модули «Входная цепь», «Усилитель радиосигнала», «Частотный де-

тектор», «Частотная автоподстройка частоты», «Фазовая автоподстройка частоты», «Автоматическая регулировка усиления» (см. рис. 76).

Л&ЛЩм. сччи. пгЗсоа'эоье ^сгшш щавючм»** > детршыкы уу» М* УД СОУ

Инн о изци DnHt.it уч«6нс-чвт-однчвс кие каыппйкСк! дисциплин (УМКД)

Ж

ДрпопччцмвПС* дас ■ вн шп виа нннжр 5

¡Ойлй ДЛия | Дл^паг ШТивгцр)

I ПП111СЯЫ |

ррмадепя |

[ 5 Гкщкгю^еиие АПК УД ! 5 Ршмеи^ений мнгапичвсого обеспечения I н тепронны* о«<иомтвпьных ресурсе» | Э Организаций рзботи АПГ УД | - Реализация функции* управлений \ учебным прфиосотч

I 5 Снстин? компц;тврнйН Провам ЗНАНИИ

I тестировали СЛиТмГ

НОчлпвюс драйверов. с*5еспичныющщ совместную рлбету грлфич<к;к1лл среды праграиииревйння и аппаратной часта

Рис. 1. >'|шфиштн|Циин:ш шЦ1 н>рп 1ян»1р11 учебного иртмссш на сегешл) ЦКII с псшпьишишк'Ч РИУ С Ил <к.|([||и' ■ ила 1Ек_ни Х:|[[:>|]у| 1пМ т-тсп!«, пгАнни^н еии^кшин и. вы ни ¡наши , ¡лГюр;)тар:ш,1\ жакричип-альны! нсьт^шниииИ н режпш1 нншонаи.юпап'.чьлшги

удаленного *ОСТ)т« От ирннсрс ЦК'II СФУ)

,111 Ш1| ШШШм

|' 1 ,,.Л1п|| тг щ 'II [ш 11 п 1 РР

И)

Л

1" ■ - ■ - : V'-

г)

Рие. 2. Ннлнчцня виртуальны! етншж управления щ среде ¡0 ннргуалмшн украи ПЧ1Ш1 микст Л ПК" УД «Цнфрпнчн««раГнтткч! сш ¡¡хит»; ви|УП'11;мый сг<нд .1.11! 1кх[^.1»1!з»1|1н аишоговых лккгрнчссми кеней; II) ифпццыЛ стещ |щг1кпии1 еопмишя ишими;! Зшилч'ц; I) виртуальный ленд управления ммгих ЛПК УД «Осипы I сорим ц(1ий>

ы

С\

О

Js

О

то

о ^

8 о съ £

st съ

о.

Ьо

so

АПК УД

- характеристика;

- обобщенная структурная схема

- функциональные возможности;

- организация лабораторных исследований;

- сетевая лаборатория;

- интерактивное электронное техническое руководство

t Выбор необходимых ресурсов

Лабораторные работы Математические модели

- цели и задачи работы;

- краткие теоретические

- описание АПК УД;

- задание на работу;

- ход выполнения работы;

- требования к отчету;

- контрольные вопросы;

- список литературы и интернет-ресурсов

Выбор необходимых

Администраторы-*-и преподаватели

- краткие теоретические сведения;

- описание модели;

- ресурсы для моделирования;

- ресурсы проектов моделей;

- графические данные

Студент

Работа с методическим обеспечением лабораторных работ

Выполнение экспериментальных исследований

Прохождение тестирования

ресурсов

АдминистраторыJ

Выбор необходимых ресурсов

Отчеты по лабораторным работам Банки тестовых заданий""""" ад Результаты |

тестирования

Интерфейсы, реализующие регистрацию объектов по модульному принципу в портале: аппаратно-программные комплексы с удаленным доступом, лабораторные работы, электронные образовательные ресурсы, центры коллективного пользования с удаленным доступом, структурные подразделения, обмен ресурсами между пользователями

Пользователи портала

- администраторы портала;

- администраторы структурных подразделений;

- администраторы центров коллективного пользования с удаленным доступом;

- преподаватели

- графических ресурсов;

- звуковых ресурсов;

- документов в текстовых форматах;

- документов pdf;

- ресурсов;

- анимационных ресурсов (управляемых и неуправляемых);

- видеоресурсов;

- ресурсов прочих форматов

Выполнение математического моделирования

Клиент АПК УД

Аппаратно-программные комплексы с удаленным доступом

Преподаватель

Разработка

методического обеспечения лабораторного практикума

Разработка контрольно-измерительных материалов

Проверка результатов тестирования

Рецензирование отчетов по выполнению лабораторных работ

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Мультимедийное

метод, обеспеч Банки тестовых

Центр технологий электронного обучения СФУ

методического обеспечения как электронного ресурса

i Создание и подключение й электронных банков g- тестовых заданий

Общее администрирование

Рис. 5. Организация учебного процесса с использованием ДОТ на базе портала АЛГОВЛП (www.lab.sfu-kras.ru)

Рис. 4. Структура портала АЛП/ВЛП Сибирского федерального университета (www.lab. sfu-kras. ru)

Рис. 6. Фрагмент центрального узла аппаратно-программных комплексов с удаленным доступом, расположенного на территории Сибирского федерального университета

Модуль интерфейса

Модуль интерфейса

со

о

П.

Объектный модуль 1

Субмодули:

«Электрические Я/.С-цепи» «Колебательные контуры» «Электрические фильтры»

Модуль «Входная цепь»

О с

Модуль «Усилитель радиосигнала»

Объектный модуль 2

d

Модуль «Частотный детектор»

Объектный модуль 6

Модуль «Частотная

з частоты»

Модуль «Фазовая автоподстройка частоты»

Модуль «Автоматическая регулировка усиления»

а)

Модуль питания

б)

Модуль питания

Рис. 9. Примеры фрагментов ИЭТР фрагмент ИЭТР на АПК УДОТЦ; б) фрагмент ИЭТР на АПК УД УПиОС

а)

Рис. 7. Обобщенная структурная схема АПК: «Основы теории цепей»; б) «Устройства приема и обработки сигналов»

Рис. 8. Пример моделирования работы электрических цепей средствами системы схемотехннче-ского проектирования Altium Designer 6

I

Л

s

о

SS -с

то

ТО

О

то

О 0\ то то а

ТО

то а: ss то

Функциональные возможности АПК

Набор объектных модулей АПК УД ОТЦ и его измерительных средств предоставляет возможности исследования переходных процессов в RC-, RL- и RLC-цепях, исследования частотных характеристик RC-, RL- и RLC-цепей, исследования частотных характеристик и избирательных свойств последовательного, параллельного и связанного колебательных контуров, исследования частотных характеристик и фильтрующих свойств электрических фильтров нижних, верхних частот, полосовых и заграждающих фильтров, фильтров га-типа, работающих в диапазоне частот 10 Гц - 50 кГц

Комплекс виртуальных инструментов

Экспериментальное исследование электрических цепей осуществляется с помощью комплекса виртуальных стендов и виртуальных измерительных приборов, разработанных в среде LabVIEW (см. пример на рис. 2): генератора сигналов различной формы, цифрового осциллографа, цифрового вольтметра, анализатора спектра, измерителя АЧХ и ФЧХ. Измерения АЧХ и ФЧХ могут проводиться в ручном режиме (по точкам) и в автоматическом с помощью тестовых полигармонических сигналов. Процесс измерения предусматривает экранные (курсорные) измерения по экспериментально полученным графикам. Посредством виртуальных стендов выполняются взаимодействие пользователя с измерительными приборами и конфигурирование электрических цепей из набора базовых элементов.

Программное обеспечение виртуального стенда позволяет сохранять результаты измерений в формате MS Word для формирования отчетов и загрузки их в базу данных для дальнейшего рецензирования преподавателем.

Математическое моделирование

Лабораторные экспериментальные исследования электрических цепей осуществляются совместно с моделированием их работы на ПЭВМ средствами системы Altium Designer 6 (рис. 8), а для экспериментальных исследований на базе АПК УД УПиОС совместно с моделированием средствами системы Cadence OrCAD 9.1. Моделирование электронных устройств и электрических цепей на ПЭВМ основывается на математических моделях образующих их компонентов. Моделирование включает весь комплекс исследований, выполняемых экспериментально, а также обеспечивает дополнительно

возможности изучения температурных зависимостей и влияния технологического разброса параметров элементов на характеристики исследуемых электрических цепей и устройств.

Интерактивное электронное техническое руководство

Интерактивное электронное техническое руководство, подготовленное в системе TG Builder (Technical Guide Builder), позволяет получить студенту подробную информацию об АПК уД (рис. 9):

•описание структурной схемы АПК УД; •описание функциональных возможностей, включая перечень выполняемых на основе АПК лабораторных исследований;

•описание принципов работы с комплексом виртуальных стендов и измерительных приборов;

•комплект электронной конструкторской документации (схемы электрические принципиальные модулей; чертежи и 3D-модели конструктивных узлов АПК; 3D-модель конструкции АПК УД в целом с реализацией функций ее декомпозиции, видеоролик и др.).

Таким образом, функционирование сетевого учебно-исследовательского ЦКП на качественно ином уровне решает задачи подготовки специалистов в системе дистанционного образования за счет обеспечения распределенного доступа к уникальному лабораторному оборудованию.

Эффективность

Организация системы лабораторных исследований на основе сетевого учебно-исследовательского ЦКП позволяет значительно повысить эффективность образовательного процесса в системе дистанционного образования.

Так, при классической организации лабораторного практикума одна единица обычного лабораторного оборудования имеет в настоящее время среднюю стоимость в диапазоне 150-200 тыс. руб. Оснащение учебной лаборатории на 15 рабочих мест, таким образом, требует финансовых затрат в объеме 2,25-3,00 млн руб. (не считая затрат на приобретение 15 ПЭВМ). Приобретение же уникального лабораторного оборудования (стоимостью свыше 1,5 млн руб.), как правило, целесообразно только в единичном экземпляре.

Применение сетевого ЦКП позволяет обеспечить распределенный многопользовательский доступ как к обычным, так и к уникальным лабораторным установкам. Даже с учетом дополнительных затрат на теле-

коммуникационную инфраструктуру и разработку специального программного обеспечения удается достичь, как минимум, 5070% экономии затрат на модернизацию учебного процесса. При этом закупается по количеству рабочих мест только ПЭВМ с обеспечением выхода в сеть Интер-нет/Интранет, а лабораторное оборудование, как обыкновенное, так и уникальное, приобретается в единственном экземпляре. Объем затрат на оснащение типовой учебной лаборатории с применением сетевого ЦКП находится в пределах от 0,9 до 1,5 млн руб.

Развертывание каждой последующей учебной лаборатории заключается в обеспечении обучаемых компьютерами, подключенными к сетям Интернет/Интранет, а также в предоставлении доступа к АПК УД. В настоящий момент в СФУ разработаны два варианта коммерческого сотрудничества по обеспечению доступа к АПК УД: вариант 1 - поставка заказчику «под ключ» специализированных сетевых лабораторий, включающих в свой состав от одного до нескольких АПК УД; вариант 2 - предоставление заказчику удаленного доступа, в том числе на основе системы абонементов, по сети Интернет к специализированной сетевой лаборатории, отдельному АПК УД или комплексу АПК УД, расположенным в ФГОУ ВПО «Сибирский федеральный университет». Более подробное описание форм сотрудничества приведено по адресу http://lab.sfu-kras.ru/purchase.aspx.

Таким образом, организация лабораторных исследований позволяет обеспечить параллельную работу нескольких учебных групп с одним и тем же лабораторным оборудованием. При использовании удаленных подключений это приводит к минимальной загрузке аудиторного фонда.

В целом, эффективность использования предлагаемых в рамках сетевого ЦКП решений в системе дистанционного образования достигается за счет:

•повышения загрузки лабораторного оборудования и его производительности (оборудование может функционировать 24 часа в сутки);

• экономии фонда оплаты труда инженерного и учебно-вспомогательного персонала, обслуживающего оборудование (вместо нескольких десятков или сотен единиц оборудования группой технических специалистов оперативно обслуживается порядка 10 АПК УД, которые компактно сосредоточены в специализированных помещениях);

• снижения накладных расходов образовательного учреждения (в той части расходов, ко-

торая зависит от эксплуатации площадей, отводимых под лабораторное оборудование);

• снижения рисков выхода из строя оборудования вследствие его неправильной эксплуатации или задания заведомо неверных режимов работы за счет применения специализированных аппаратно-програм-мных средств;

• использования унифицированных решений корпорации National Instruments в части программного обеспечения, что позволяет обеспечить автоматическую совместимость как с основным программным обеспечением, так и с используемым оборудованием;

• облегчения процесса настройки и технического обслуживания лабораторного оборудования и сопровождения программного обеспечения за счет использования централизованных схем организации обслуживающих процессов;

• наличия возможности оперативного реагирования при возникновении проблем (телефон горячей линии и система технической поддержки на портале);

• наличия единой базы данных по управлению подключениями, системой абонементов и доступом;

• аккумуляции методического и информационного обеспечения на едином сервере с возможностью его оперативного обновления.

Направления развития

В 2009-2010 гг. в техническом и методическом планах планируется следующее развитие ЦКП:

• выделение в сетевом учебно-исследовательском ЦКП специализированных сегментов сгруппированных АПК, которые будут в методическом аспекте курироваться по линии профильных учебно-методических объединений;

• организация мобильных автономно функционирующих ЦКП, включающих необходимое специализированное программное обеспечение (ПО) и клиентское оборудование, предоставляющие распределенный доступ к лабораторным исследованиям с возможностью оперативного развертывания на базе любой образовательной площадки в России и других странах;

• ввод в эксплуатацию АПК УД «Физика», технически и методически ориентированного на систему школьного, среднего и начального профессионального образования, а также систему высшего профессионального образования;

• ввод в эксплуатацию автоматизированных систем проведения различных испытаний, в том числе системы виброиспытаний печатных узлов РЭА на основе вибростенда К-5201;

• ввод в эксплуатацию специализированной сетевой лаборатории по выполнению расчетных исследований по социально-экономическому направлению, обеспечивающей выполнение практикумов по ценообразованию на транспорте и в области управления проектами.

Выводы

Описанный в данной статье подход к организации лабораторных и научных исследований на базе сетевых ЦКП позволяет:

- во-первых, достаточно эффективно осуществлять организацию учебного процесса, в том числе с применением дистанционных образовательных технологий;

- во-вторых, получить высокий экономический эффект в части модернизации лабораторной базы;

Литература

- в-третьих, достаточно просто и с высокой оперативностью организовать межфакультетские и межвузовские учебные лаборатории, интегрирующие в себе весь спектр возможностей уникального дорогостоящего оборудования вуза или нескольких вузов;

- в-четвертых, привить студентам на системной основе элементы информационной культуры.

1. Подлесный С. А. Концепция типовых решений при построении автоматизированных лабораторных практикумов с удаленным доступом (на примере дисциплин радиотехнических специальностей) / С. А. Подлесный, А. В. Сарафанов, В. А. Комаров. - Красноярск : ИПЦ КГТУ, 2005. - 40 с.

2. Норенков И. П. Информационные технологии в образовании / И. П. Норенков, А. М. Зимин. - М. : Изд-во МГТУ им. Баумана, 2004. - 352 с.

3. Образовательные, научные и инженерные приложения в среде Lab VIEW и технологии National Instruments^^. V Междунар. научн.-практич. конф. - М. : РУДН, 2006. - 465 с.

4. Tor. A. Fjeldly. Michael S. Shur. Lab on the web. Running real electronics experiments via the Internet. Wiley-Interscience, 2003.

5. Суранов А. Я. LabVIEW 8.20: Справочник по функциям. - М. : ДМК Пресс, 2007. - 536 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Евдокимов Ю. К. Экспериментальное исследование и статистическая модель системы дистанционного управления / Ю. К. Евдокимов, А. Ю. Кирсанов // Вестник КГТУ им. А. Н. Туполева. - 2006. - № 3. - С. 31-36.

7. Сарафанов А. В. Разработка математической модели многопользовательского режима функционирования аппаратно-программных комплексов с удаленным доступом/ А. В. Сарафанов, В. А. Комаров // Информационные технологии : Науч.-техн. журнал. - 2009. - № 3. - С. 67-74.

8. Takagi, H. Queueing analysis. A foundation of performance evaluation. - Vol. II. Finite Systems. North-Holland, Amsterdam, 1993. - 560 P.

9. Комаров В. А. Повышение эффективности эксплуатации многопользовательских распределенных измерительно-управляющих систем / В. А. Комаров, А. С. Глинченко, А. В. Сарафанов // Вестник Воронежского ГТУ. - 2008. - № 10. - С. 186-189.

10. Захарьин К. Н. Опыт организации автоматизированного лабораторного практикума с удаленным доступом в Сибирском федеральном университете на базе Интернет-портала / К. Н. Захарьин, В. А. Комаров, А. В. Сарафанов и др. // 20 лет Учебно-методическому объединению в области радиотехники, электроники, биомедицинской техники и автоматизации : Сб. науч.-метод. матер. - СПб. : СПбГЭТУ «ЛЭТИ», 2008. - С. 33-44.

11. Исследование параметров и характеристик полупроводниковых приборов с применением Интернет-технологий : Уч. пособие / А. С. Глинченко, Н. М. Егоров, В. А. Комаров, А. В. Сарафанов. - М.: ДМК Пресс, 2008. - 352 с.

12. Зандер Ф. В. Устройства приема и обработки сигналов : автоматизированный лабораторный практикум с применением Интернет-технологий / Ф. В. Зандер, В. И. Коваленок, Д. Ю. Худоногов ; Под ред. С. А. Подлесного. - Красноярск : ИПК СФУ, 2008. - 147 с. - (Устройства приема и обработки сигналов : УМКД № 45-2007 / рук. творч. коллектива Ф. В. Зандер).

13. Основы применения CALS-технологий в электронном приборостроении: Уч. пособие / Э. А. Долгих, А. В. Сарафанов, С. И. Трегубов. - Красноярск: ИПЦ КГТУ, 2005. - 137 с.

* *

*

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.