Научная статья на тему 'СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ РУКОВОДИТЕЛЯ НА ОСНОВЕ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РУКОВОДИТЕЛЯ'

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ РУКОВОДИТЕЛЯ НА ОСНОВЕ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РУКОВОДИТЕЛЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
150
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЕТЕНТНОСТЬ / КОМПЕТЕНТНОСТЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РУКОВОДИТЕЛЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Латыпова И. В.

В статье рассматриваются понятия «компетентность», «профессиональная компетентность» руководителя. Акцентировано внимание на отдельных позициях управления образовательной организацией и анализа по результатам деятельности руководителя образовательной организации в рамках комплекса мероприятий оценки эффективности деятельности руководителя.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Латыпова И. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPROVING THE PROFESSIONAL COMPETENCE OF THE HEAD BASED ON THE EVALUATION OF THE E ECTIVENESS OF THE HEAD

The article observes the professional competence questions of education institution supervisor. Terms «competence» and «professional competence» are observed. Separate indices of Model e ectiveness assessment methodic of education institution supervisor in education institution activity support, its development, improvement of educational services quality, levels of education institution supervisor activity are studied.

Текст научной работы на тему «СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ РУКОВОДИТЕЛЯ НА ОСНОВЕ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РУКОВОДИТЕЛЯ»

Ю.И. Корякина, С.С. Воронин

24. Chesnokova, A. YU. Kompetentnostnaya model' t'yutora v usloviyah cifrovoj ekonomiki / A. YU. Chesnokova, I. A. Volkova // MODERN ECONOMY SUCCESS. - 2020. - № 3. - s. 252256.

25. Cuker, A. A. Kak mozhno myslit' obrazovatel'noe prostranstvo shkoly. // Otkrytoe obrazovanie i regional'noe razvitie: sposoby postroeniya obrazovatel'nogo prostranstva: Materialy VIII Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj t'yutorskoj konferencii - Tomsk, 2004. - s. 32-33.

Сведения об авторах

Корякина Юлия Игоревна - тьютор ОГБУ «Челябинский центр оценки профессионального мастерства и квалификаций педагогов», г. Челя-

бинск

Воронин Сергей Сергеевич - заместитель директора по научно-методической работе МАОУ «Гимназия № 80 г. Челябинска», г. Челябинск

Information about authors Koryakina Yu.I. - Tutor of Regional State Budget Institution «Chelyabinsk Center of Professional Mastery Assessment and Teachers Qualification», Chelyabinsk

Voronin S.S. - Deputy Director for Scientific and Methodological Work of Municipal Autonomous Education Institution «Gymnasium № 80», Chelyabinsk

УДК 371.1

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ РУКОВОДИТЕЛЯ НА ОСНОВЕ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РУКОВОДИТЕЛЯ

И.В. Латыпова

В статье рассматриваются понятия «компетентность», «профессиональная компетентность» руководителя. Акцентировано внимание на отдельных позициях управления образовательной организацией и анализа по результатам деятельности руководителя образовательной организации в рамках комплекса мероприятий оценки эффективности деятельности руководителя.

Ключевые слова: компетентность, компетентность профессиональная, эффективность деятельности руководителя.

Образование является социальной деятельностью, на которую влияют социокультурные факторы, политические и экономические. С их учетом определяются как центральные методологические подходы, так и отдельные вопросы образования, ответ на вопрос в чем смысл современного школьного образования. Так, Александр Генис - писатель, эссеист, литератур-

ный журналист, радиоведущий, отвечая на вопрос: как должна выглядеть современная школа, по-вашему, заметил, что она должна учить не ремеслу, а жизни, мудрости и красоте [2].

Размышляя над этими вопросами, мы обратились, прежде всего, к исследовательской литературе. Педагогические исследования, рассматривающие процессы, происходящие в современных образовательных системах, оценки эффективности управленческой деятельности руководителей сферы образования, проанализированные в работах В. И. Зверевой, Ю. А. Конаржевского, Т. И. Шамовой и др.

Педагогическая наука уделяла внимание не только деятельности руководителя, но и формированию оценки его деятельности. Тема оценки деятельности руководителя рассмотрена А. И. Жилиной. Автор утверждает, что результативность работы образовательной организации, её совершенствование напрямую связана с компетентностью руководителя его деятельности, одной из которых является умение управлять

образовательной организацией.

Управление образовательной организацией рассматривается как управление социально-экономической системой, основой которого является определение сторон как сильных, так и слабых, выделяемых в соответствии с определенными критериями оценки деятельности руководителя.

Полномочия, применяемые руководителем в управлении организацией должны быть обеспечены следующими позициями, которые показывают организацию, как социально-экономическую систему:

которая не только действует, но и развивается, при чем самостоятельно;

учитывает комплекс экономических условий; гармонично встраивается в муниципальную и региональную управленческую систему;

учитывает территориальные условия, в которых функционирует и развивается организация;

учитывает все составляющие процессы управления (от цели и задач до выстраивания структуры управления);

незамедлительное реагирование на внутренние и внешние изменения организации;

обеспечивать возможность саморазвития социально-экономической структуры организации [4].

Выполнение обозначенных задач является непростым процессом. Для решения должны быть найдены методы, которые позволят определить уровень образовательной организации: финансовое положение, кадровые и материально-технических ресурсы, особенности местоположения и их взаимосвязи, выявить проблемы и выстроить собственную профессиональную траекторию для гибкого управления образовательной организации.

Образовательная организация, выстраивая траекторию собственного развития опирается на комплекс целей и задач, которые должны быть выполнены. Эффективный руководитель в данном случае тот, который достигает высоких результатов работы всей команды в целом, при этом учитывает социально-экономическое развитие организации. При этом роль руководи-

теля является ведущей. Так как нельзя рассматривать эффективность организации отдельно от компетентности руководителя, его профессиональной состоятельности, то важной задачей становится совершенствование качеств руководителя, которые определяют его профессиональную компетентность.

Несомненно, компетентность профессиональная, включает в себя как специальные знания, так и умения необходимые для решения задач. Без такой компетентности в современном обществе руководитель теряет возможность как развития организации, так и собственного саморазвития и что важно, развития в профессии.

В настоящее время накоплен определенный опыт, позволяющий исследовать проблему совершенствования руководителя. Вопросам управления образовательной организации посвящены труды педагогов и психологов (Н.М. Бровко, Г.М. Гусейнов, Е.А. Климов, B.C. Лазарев, М.М. Поташник и др.); проблема профессиональной компетентности руководителя анализируется в работах В.А. Беликова, Е.В. Титовой, Н.Е. Щурковой и др. Важным для нас является рассмотрение вопроса управления развитием компетентности руководителя, которые были рассмотрены в трудах зарубежных ученых К. Беннета, М. Вебера, Д. Содкера, и др.

Понятие «компетентность» содержит характеристики, которые необходимы для решения правовых, психологических, социальных, профессиональных и других задач.

Деятельность руководителя, является профессиональной, когда руководитель владеет не только компетенциями профессии, но и в нем ярко выражены качества и свойства личности, необходимые для его успешной и эффективной деятельности [8].

Обращаясь к понятию «профессиональная компетентность» остановимся на следующих позициях:

результативность деятельности; наличие комплекса профессиональных качеств личности;

способность использовать практическую и теоретическую базу для решения разнообразных задач;

способность реализовывать проекты и др.

В многообразии трактовок «профессиональная компетентность», отметим, что Зимняя И.А. считает, что компетенция — это требования к должности, которые определены не только целевым установками, но и конкретной ситуацией, в которой живет и развивается организация. [3]. Компетентность является способностью соотнести собственною деятельность со стандартом [4]. Компетентность, по мнению Панфиловой А.П. это способность достигать поставленных целей. В трактовке В.С. Безруковой компетентность определяется умениями аналитического подхода к собственной деятельности, основанной на знаниях и умениях [1]. Компетентность, как интегральная характеристика личности, способная решать поставленные задачи на основе личного жизненного опыта, рассматривается учеными РГПУ им. А.И. Герцена.

В деятельности руководителя важно отметить в рамках его профессиональной компетентности следующие позиции: практическую, направленную на решение проблем; аналитическую и ценностную, при которой важно не только постановка адекватных целей и задач, но и преломление их к реальной жизненной ситуации [6].

Профессиональная компетентность не появляется внезапно, она формируется на основе определенных норм и правил, на которые ориентируется в данном случае руководитель. Необходимо отметить, что это процесс логически выстроенный, а значит обязательно управляемый, который предполагает, как образование, так и самообразование, то есть становление профессионала [5].

В образовательной организации ответственность возложена на руководителя не только за функционирование, но и за развитие. Поэтому руководителю предоставлены возможности шире чем другим сотрудникам организации. Часть 3 статьи 26 Федерального закона от 29.12.2012 N° 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» подтверждает данное утверждение и определяет руководителя основным исполнительным органом, который руководит образовательной организацией, что подтверждается так же статьей 51, частью 8, которая регла-

ментирует ответственность руководителя за деятельность в образовательной организации комплекса работы, как воспитательной, организационной, так и хозяйственной.

Национальный проект «Образование» (распоряжение Правительства Российской Федерации от 31.122019 № 3273-р) в рамках федерального проекта «Учитель будущего» определяет ключевые позиции национальной системы профессионального роста и нацеливает на комплекс событий, которые включают в себя разработку модели аттестации для руководителей образовательных организаций и выстраивание собственной деятельности в соответствии с тем нормативом, который определен стандартом руководителя общеобразовательной организации, который вступает в силу с 1 марта 2022 года. Данный стандарт конкретизирует профессиональную деятельность руководителя общеобразовательной организации как в её функционировании, так и развитии [10].

Трудовые функции руководителя в рамках профессионального стандарта, находят своё отражение в содержательном компоненте Модельной методики оценки эффективности деятельности руководителя образовательной организации по обеспечению деятельности образовательной организации, ее развития, повышения качества оказания образовательных услуг (Челябинская область) - (Модельная методика оценки эффективности деятельности руководителя образовательной организации), целью которой является оценка деятельности руководителя по повышению качества оказанных образовательных услуг.

Реализация цели осуществляется через совокупность задач, определяющих уровень эффективности руководителя [8].

Оценка эффективности деятельности руководителя образовательной организации - интеграционный показатель результатов деятельности образовательной организации. Достижение задач возможно при наличии у руководителя образовательной организации компетентности профессиональной, которая напрямую соотносится с трудовыми функциями руководителя.

Модельная методика оценки эффективности деятельности руководителя образовательной

организации является, по сути, самооценкой, самоанализом индивидуальной траектории оценки его профессиональной компетентности. Наиболее важные составляющие деятельности руководителя образовательной организации это образовательный процесс, развитие образовательной организации, ресурсы образовательной организации и отношения с внешними партнерами. Образовательный процесс, включает в себя образовательные программы, условия их реализации, результаты. Развитие организации связано с реализацией Программ развития, которые сегодня целесообразно проектировать через внутреннюю систему оценки качества (ВСОКО), поскольку именно ВСОКО является самым действенным средством реализации всех уровней управления от анализа до проектирования и получения новых результатов. Ресурсы образовательной организации затрагивают очень много аспектов от материальных ресурсов до специфических педагогических, но важно помнить, что для эффективного развития образовательной организации надо использовать внутренние ресурсы, а они всегда есть, и эффективный руководитель сможет увидеть их в своих кадрах. Рассматривая отношения с внешними партнёрами, мы отмечаем, что это работает на имидж школы.

Подводя итог, хочется обратить внимание на эффекты, которые должны получить руководители в рамках комплексной оценки собственной деятельности, а значит и деятельности организации в целом, это совершенствование профессиональной компетентности руководителя, обновлённая кадровая политика при управлении кадровым ресурсом. И, несомненно, информационная компетентность руководителя при работе с информационным ресурсом, который является заключительной точкой определенного этапа деятельности руководителя, образовательной организации в целом, что служит самоаудитом деятельности как руководителя, так и образовательной организации и выстраивает дальнейшую траекторию движения в развитии.

Список литературы

1. Андрианов, Ю. М. Квалиметрия в прибо-

ростроении и машиностроении / Ю. М. Андрианов, А. И. Субетто. - Ленинград, 1990. - ISBN5-217-00944-6

2. Брикман, Д. Детский недетский вопрос / Д. Брикман. - Санкт-Петербург : Питер, 2021. -256 с. - ISBN: 978-5-00116-375-6

3. Зимняя, И. А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентнос-тного подхода в образовании / И. А. Зимняя. -Москва, 2004. - 40 с.

4. Жилина, А. И. Эталонная модель профессиональной компетентности менеджера (руководителя). Книга 3. / А. И. Жилина. - Санкт-Петербург : ИОВ РАО, 2002. - 228 с.- IBN5-258-0002-8

5. Журавлев, В. И. Социально-психологические проблемы управления / В. И. Журавлев // Прикладные проблемы социальной психологии. - Москва, 1983 - С. 173-189.

6. Канцеров, Р. А. Методы оценки потенциала предприятий /Р. А. Канцеров, К. Т. Гедиев // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. - 2012. - N 10. - С.18-23. - ISSN2073-2872

7. Конаржевский, Ю. А. Педагогический анализ учебно-воспитательного процесса и управления школой / Ю. А. Конаржевский. -Москва : Педагогика, 1986. - 144 с. - ISBN 5901030-02-8

8. Логика изменений в системе образования города Москвы / Е. В. Чернобай. - Москва : Просвещение, 2015. - 112 с. - ISBN 978-5-09037440-8

9. Об утверждении Модельной методики оценки эффективности деятельности руководителя образовательной организации по обеспечению деятельности образовательной организации, ее развития, повышения качества оказания образовательных услуг : приказ Министерства образования и науки Челябинской области от 19.12.2019 года № 03/4597 - URL: https ://rcokio .ru/vimp/effectivepractice/modelnaj a-metodika-otsenki-effektivnosti-dejatelnosti-rukovoditelja-ob/ / (дата обращения: 06.12.2021 )

10. Об утверждении профессионального стандарта "Руководитель образовательной организации (управление дошкольной образовательной организацией и общеобразовательной

организацией)" (Зарегистрировано в Минюсте России 02.09.2021 N 64848) : приказ Минтруда России от 19.04.2021 N 250н - URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW _394567/ (дата обращения: 06.12.2021).

References

1. Andrianov, Yu. M. Kvalimetriya v priborostroenii i mashinostroenii / Yu. M. Andrianov, A. I. Subetto. - Leningrad, 1990. - ISBN 5-21700944-6

2. Brikman, D. Detskij nedetskij vopros / D. Brikman. - Sankt-Peterburg : Piter, 2021. - 256 s. - ISBN: 978-5-00116-375-6

3. Zimnyaya, I. A. Klyuchevye kompetentnosti kak rezul'tativno-celevaya osnova kompetentnostnogo podhoda v obrazovanii / I. A. Zimnyaya. - Moskva, 2004. - 40 s.

4. Zhilina, A. I. Etalonnaya model' professional'noj kompetentnosti menedzhera (rukovoditelya). Kniga 3. / A. I. Zhilina. - Sankt-Peterburg : IOV RAO, 2002. - 228 s.- ISBN 5-2580002-8

5. Zhuravlev, V. I. Social'no-psihologicheskie problemy upravleniya / V. I. Zhuravlev // Prikladnye problemy social'noj psihologii. - Moskva, 1983 -S. 173-189.

6. Kancerov, R. A. Metody ocenki potenciala predpriyatij /R. A. Kancerov, K. T. Gediev // Nacional'nye interesy: prioritety i bezopasnost'. -2012. - N 10. - S. 18-23. - ISSN 2073-2872

7. Konarzhevskij, Yu. A. Pedagogicheskij analiz uchebno-vospitatel'nogo processa i upravleniya shkoloj / YU. A. Konarzhevskij. -Moskva : Pedagogika, 1986. - 144 s. - ISBN 5901030-02-8

8. Logika izmenenij v sisteme obrazovaniya

goroda Moskvy / E. V. Chernobaj. - Moskva : Prosveshchenie, 2015. - 112 s. - ISBN 978-5-09037440-8

9. Ob utverzhdenii Model'noj metodiki ocenki effektivnosti deyatel'nosti rukovoditelya obrazovatel'noj organizacii po obespecheniyu deyatel'nosti obrazovatel'noj organizacii, ee razvitiya, povysheniya kachestva okazaniya obrazovatel'nyh uslug : prikaz Ministerstva obrazovaniya i nauki Chelyabinskoj oblasti ot 19.12.2019 goda J№ 03/4597 - URL: https://rcokio.ru/vimp/effectivepractice/ m o d e l naja-metodika-otsenki-effektivnosti-dejatelnosti-rukovoditelja-ob/ / (data obrashcheniya: 06.12.2021)

10. Ob utverzhdenii professional'nogo standarta "Rukovoditel' obrazovatel'noj organizacii (upravlenie doshkol'noj obrazovatel'noj organizaciej i obshcheobrazovatel'noj organizaciej)" (Zaregistrirovano v Minyuste Rossii 02.09.2021 N 64848) : prikaz Mintruda Rossii ot 19.04.2021 N 250n - URL: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_394567/ (data obrashcheniya: 06.12.2021).

Сведения об авторе

Латыпова Ирина Владимировна - Почетный работник общего образования РФ, начальник организационно-издательского отдела ГБУ ДПО «Региональный центр оценки качества и информатизации образования», г. Челябинск

Information about author

Latypova I.V. - Head of the Organizational and Publishing Department, Regional Center for Quality Assessment and Informatization of Education, Chelyabinsk

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.