Научная статья на тему 'Теоретические предпосылки модернизации мониторингового инструментария оценки ИКТ-компетентности руководителя образовательной организации в системе дополнительного профессионального образования'

Теоретические предпосылки модернизации мониторингового инструментария оценки ИКТ-компетентности руководителя образовательной организации в системе дополнительного профессионального образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
81
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОНИТОРИНГОВЫЙ ИНСТРУМЕНТАРИЙ ВНУТРЕННЕЙ СИСТЕМЫ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ / РУКОВОДИТЕЛЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ / ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ИКТ-КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бенко Елизавета Вячеславовна

Ввиду отсутствия в системе дополнительного профессионального образования актуального мониторингового инструментария исследования ИКТ-компетентности, который бы учитывал управленческие особенности ИКТ-компетентности руководителя образовательной организации, возникла необходимость в модернизации существующего инструментария. На основе анализа обобщенных трудовых функций педагога и руководителя образовательной организации, представленных в соответствующих профессиональных стандартах, была уточнена структура ИКТ-компетентности руководителя, в которую вошли общепользовательский, общепедагогический и управленческий уровни ИКТ-компетентности. На основе квалификационных требований, изложенных в проекте профессионального стандарта «Руководитель образовательной организации» были сформулированы основные для управленческого уровня ИКТ-компетентности компетенции. Выделенные уровни ИКТ-компетентности руководителя образовательной организации позволили сформулировать структуру соответствующего мониторингового инструментария. На основе данной структуры в дальнейшем планируется разработка и модернизация существующих тестовых заданий и бизнес-кейсов, которые войдут в основу мониторингового инструментария.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Бенко Елизавета Вячеславовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Theoretical background of upgrading tools for IT-competence monitoring of educational institution administrators in the system of additional professional education

The absence of the actual tool for IT-competence monitoring of the educational institution administrators in the system of additional professional education necessitates the upgrade of the existing tool. The analysis of the teacher’s and administrator’s generalized labor functions, presented in the relevant professional standards, allowed to develop the structure of the educational institution administrator’s IT-competence, which includes user-specific pedagogical and administerial levels of IT-competence. On the basis of the qualification requirements stated in the draft professional standard «The Administrator of the educational organization» the basic competencies of the administerial level of IT-competence are formulated. The allocated levels of the educational institution administrator’s IT-competence allowed to formulate the structure of the corresponding monitoring tools. On the basis of this structure we plan to develop and upgrade the existing test tasks and business cases, which will form the framework of the monitoring tool.

Текст научной работы на тему «Теоретические предпосылки модернизации мониторингового инструментария оценки ИКТ-компетентности руководителя образовательной организации в системе дополнительного профессионального образования»

УДК 378.091.398

Теоретические предпосылки модернизации мониторингового инструментария оценки ИКТ-компетентности руководителя образовательной организации в системе дополнительного профессионального образования

Е. В. Бенко

Theoretical background of upgrading tools for IT-competence monitoring of educational institution administrators in the system of additional professional education

E. V. Benko

Аннотация. Ввиду отсутствия в системе дополнительного профессионального образования актуального мониторингового инструментария исследования ИКТ-компетентности, который бы учитывал управленческие особенности ИКТ-компетентности руководителя образовательной организации, возникла необходимость в модернизации существующего инструментария.

На основе анализа обобщенных трудовых функций педагога и руководителя образовательной организации, представленных в соответствующих профессиональных стандартах, была уточнена структура ИКТ-компе-тентности руководителя, в которую вошли общепользовательский, общепедагогический и управленческий уровни ИКТ-компетентности. На основе квалификационных требований, изложенных в проекте профессионального стандарта «Руководитель образовательной организации» были сформулированы основные для управленческого уровня ИКТ-компетентности компетенции. Выделенные уровни ИКТ-компетентности руководителя образовательной организации позволили сформулировать структуру соответствующего мониторингового инструментария. На основе данной структуры в дальнейшем планируется разработка и модернизация существующих тестовых заданий и бизнес-кейсов, которые войдут в основу мониторингового инструментария.

Abstract. The absence of the actual tool for IT-competence monitoring of the educational institu-

tion administrators in the system of additional professional education necessitates the upgrade of the existing tool. The analysis of the teacher's and administrator's generalized labor functions, presented in the relevant professional standards, allowed to develop the structure of the educational institution administrator's IT-competence, which includes user-specific pedagogical and administe-rial levels of IT-competence.

On the basis of the qualification requirements stated in the draft professional standard «The Administrator of the educational organization» the basic competencies of the administerial level of IT-competence are formulated. The allocated levels of the educational institution administrator's IT-competence allowed to formulate the structure of the corresponding monitoring tools. On the basis of this structure we plan to develop and upgrade the existing test tasks and business cases, which will form the framework of the monitoring tool.

Ключевые слова: мониторинговый инструментарий внутренней системы оценки качества образования, руководитель образовательной организации, информационно-коммуникационн ые технологии, ИКТ-компетентность, дополнительное профессиональное образование, профессиональный стандарт.

Keywords: monitoring tools of internal system of educational quality assessment, administrator of general education institution, information and communication technologies, IT-competence, additional professional education, professional standard.

Руководители дошкольных образовательных организаций, общеобразовательных организаций или организаций дополнительного образования детей, несмотря на то, что они не относятся к категории педагогических работников, имеют право на получение дополнительного профессионального образования [1]. Обязанность по организации дополнительного профессионального образования для данной категории слушателей возложена на учредителей вышеуказанных образовательных организаций [2; 3]. Очевидно, что наравне с другими слушателями курсов повышения квалификации и профессиональной переподготовки, руководители образовательных организаций обязаны участвовать в мониторинговых исследованиях, проводимых в рамках внутренней оценки качества образования, согласно регламенту ГБУ ДПО «Челябинского института переподготовки и повышения квалификации работников образования». Однако следует отметить, что не все виды мониторингового инструментария в равной мере подходят как для педагогических, так и для руководящих работников, в связи с особенностями квалификационных требований. В частности это касается, в том числе и инструментария оценки информационно-коммуникационной компетентности.

Наиболее полно содержание квалификационных требований, предъявляемых руководителю образовательной организации, в том числе и касательно информационно-коммуникационной компетентности, должно быть отражено в соответствующем профессиональном стандарте. Над созданием профессиональных стандартов и требований к ИКТ-компе-тентности руководителей учебных заведений трудятся многие международные организации, такие как: Европейский Союз, Совет Европы, ЮНЕСКО, международные образовательные ассоциации ESHA (European School Heads Association), NASSP (National Association of Secondary School Principals, USA), создана и эффективно работает Европейская квалификационная сеть для эффективного школьного лидерства (European Qualification Network for Effective School Leadership) [4], в которую вошли 29 стран Европейского Союза [5]. В США с 2009 года Национальный образовательный технологический стандарт (NETS^A) установил требования к деятельности руководящих ра-

ботников в образовании (National Educational Technology Standards and Performance Indicators for Administrators) [6].

С 2012 года в Российской Федерации также ведется процесс разработки и введения профессиональных стандартов, регламентирующих требования к квалификации, необходимой работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности [7]. В 2013 году была подготовлена первая редакция профессионального стандарта «Руководитель образовательной организации», в 2015-2016 годы - вторая редакция [8], но до настоящего времени ни одна из редакций не стала нормативным правовым актом. В связи с отсутствием данного стандарта в ГБУ ДПО «Челябинском институте переподготовки и повышения квалификации работников образования» мониторинговые исследования ИКТ-компетентности проводились на основании оценки ИКТ-компетентности педагогических работников либо профессорско-педагогического состава [9]. Однако ввиду специфики профессиональной деятельности руководителей образовательных организаций существующий мониторинговый инструментарий нуждается в модернизации.

Для разработки подобного инструментария необходимо для начала определить, что же представляет собой ИКТ-компетентность руководителей образовательных организаций, поскольку «эффективность мониторинговой процедуры обеспечивается, прежде всего, ее научной проработанностью» [10]. Компетентность -это динамичная устойчивая личностная структура, позволяющая с максимальной эффективностью реализовывать компетенции, относящиеся к данному виду деятельности. ИКТ-компетентность, соответственно, представляет собой способность и готовность эффективно использовать информационно-коммуникационные технологии в рамках своей профессиональной деятельности. Под ИКТ-компе-тентностью руководителя образовательной организации мы понимаем его осознанное, целенаправленное и эффективное использование знаний, умений и трудовых действий в области информатики в рамках своей профессиональной деятельности - управлении образовательной организацией.

Для того чтобы определить основные трудовые действия, умения и знания, необходимые

гОЦЕЙСГйд,

м. \

Гипотезы, дискуссии, размышления

ЧИППКРО

руководителю образовательной организации в рамках его ИКТ-компетентности, следует обратиться к проекту профессионального стандарта «Руководитель образовательной организации» (далее - стандарт). Согласно стандарту профессиональная деятельность руководителя обеспечивается посредством реализации четырех обобщенных трудовых функций:

- руководство образовательной деятельностью образовательной организации;

- руководство развитием образовательной организации;

- управление ресурсами образовательной организации;

- представление образовательной организации в отношениях с органами государственной власти, органами местного самоуправления, общественными и иными организациями [8].

В каждой обобщенной трудовой функции руководителя образовательной организации присутствуют идентичные необходимые умения (применять информационно-коммуникационные технологии) и необходимые знания (современные информационно-коммуникационные технологии, применяемые в управлении образовательной организацией). Основу данных умений и знаний образует общепользовательская ИКТ-компетентность, которая является базисом ИКТ-компетентности руководителя образовательной организации. Под общепользовательской ИКТ-компетентностью, согласно концепции профессионального стандарта педагога [11], понимается:

- использование приемов и соблюдение правил работы и техники безопасности со средствами ИКТ, устранения неполадок, обеспечения расходуемых материалов;

- соблюдение этических и правовых норм использования ИКТ;

- аудиовидеотекстовая коммуникация;

- навыки поиска в интернете и базах данных;

- систематическое использование имеющихся навыков в повседневном и профессиональном контексте.

Данный уровень ИКТ-компетентности, по сути, подразумевает наличие минимальных знаний и навыков использования ИКТ-технологий, необходимых специалисту вне зависимости от сферы его профессиональной деятельности. Однако, поскольку речь идет имен-

но об образовательном пространстве, следует также отметить необходимость для руководителя образовательной организации владеть и общепедагогической ИКТ-компетентностью. Общепедагогический компонент, согласно концепции профессионального стандарта педагога [11], включает в себя:

- педагогическую деятельность в информационной среде;

- организацию образовательного процесса;

- подготовку и проведение выступлений, обсуждений, групповой деятельности, консультаций с компьютерной поддержкой и в телекоммуникационной среде;

- использование инструментов проектирования деятельности;

- визуальную коммуникацию - использование средств наглядных объектов в процессе коммуникации, в том числе концептуальных, организационных и др. диаграмм, видеомонтажа;

- предсказание, проектирование и относительное оценивание индивидуального прогресса учащегося;

- оценивание качества цифровых образовательных ресурсов (источников, инструментов) по отношению к заданным образовательным задачам их использования;

- учет общественного информационного пространства;

- поддержку формирования и использования общепользовательского компонента в работе учащихся.

В связи с тем, что общепользовательская и общепедагогическая ИКТ-компетентности являются необходимыми условиями реализации трудовых функций как руководителями образовательной организации, так и педагогическими работниками, то для оценки данных двух уровней ИКТ-компетентности можно использовать единый мониторинговый инструментарий (например, тестирование) или его инвариантную часть.

Владение руководителем образовательной организации общепользовательской и общепедагогической компетентностями также обеспечивает более эффективную реализацию необходимых навыков эффективной коммуникации. В ряде обобщенных трудовых функций руководителя образовательной организации содержатся необходимые знания и умения организа-

ции устной и письменной коммуникации с субъектами внешнего окружения (социальными партнерами, органами государственной власти, другими образовательными организациями), ведения переговоров. Несмотря на то, что для обеспечения данных специфических аспектов коммуникации достаточно обладать на достаточном уровне общепользовательской и общепедагогической ИКТ-компетентностями, в ходе мониторинга можно включить специальные бизнес-кейсы, направленные на оценку готовности и умения использовать информационно-коммуникационные технологии в ходе взаимодействия с участниками образовательных отношений, социальными партнерами и органами государственной власти.

Поскольку профессиональная деятельность руководителя имеет в первую очередь

управленческую специфику, нам необходимо выделить также третий уровень ИКТ -компетентности - управленческий. Для определения компетенций, входящих в управленческую ИКТ-компетентность в образовании, необходимо снова обратиться к проекту профессионального стандарта руководителя (табл. 1).

Анализ указанных в проекте профессионального стандарта руководителя образовательной организации необходимых знаний, умений и трудовых действий позволил выделить основные для управленческого уровня ИКТ-компетентности компетенции:

- построение информационного пространства в образовательной организации, организация каналов коммуникации и способов защиты информации;

Таблица 1

Необходимые знания, умения и трудовые действия руководителя образовательной организации, входящие в управленческую ИКТ-компетентность в образовании (на основании проекта профессионального стандарта «Руководитель образовательной организации»)

Руководство образовательной деятельностью

Необходимые знания Современные подходы, методы, технологии и инструменты мониторинга и оценки образовательных достижений обучающихся, деятельности образовательной организации, включая независимую оценку качества образовательной деятельности и подготовки обучающихся

Управление ресурсами образовательной организации

Трудовые действия Обеспечение формирования внутреннего информационного пространства, эффективных каналов коммуникации и системы обмена знаниями в образовательной организации в целях достижения образовательных результатов

Мониторинг, анализ, оценка и контроль эффективности и результативности использования ресурсов организации, организация подготовки отчетов для заинтересованных сторон по эффективности и результативности управления ресурсами организации, корректировка реализации процесса управления ресурсами организации

Необходимые знания Принципы и способы построения информационного пространства в образовательной организации, технологии организации каналов коммуникации в организации и способов защиты информации

Основы делопроизводства

Методы мониторинга и анализа потребности в необходимых ресурсах, правила формирования и своевременного представления полной и достоверной информации о деятельности организации, его имущественном положении, доходах и расходах

Методы мониторинга состояния и эффективности использования ресурсов образовательной организации, правила проведения проверок и документальных ревизий

Представление образовательной организации в отношениях с органами государственной власти, органами местного самоуправления, общественными и иными организациями

Необходимые знания Обеспечение открытости и доступности для всех участников образовательных отношений информации о структуре и содержании деятельности, критериях и показателях результативности органов управления образовательной организации, нацеленных на обеспечение эффективности образовательного процесса и роста образовательных результатов

ЧИППКРО

- обеспечение открытости и доступности для всех участников образовательных нормативно-правовой сферы управления образовательной организацией;

- анализ, формирование и представление информации о деятельности организации, его имущественном положении, доходах и расходах;

- создание и обновление баз данных всех участников образовательных отношений в образовательной организации;

- создание и обеспечение системы мониторинга качества учебного процесса, образовательных достижений обучающихся, деятельности образовательной организации;

- владение навыками работы с электронными источниками нормативно-правового обеспечения и систематизация нормативно-правовой базы управления образовательной организацией;

- проектирование, составление и обработка документации посредством соответствующего программного обеспечения.

Таким образом, как можно увидеть, данный уровень ИКТ-компетентности характеризуется иным содержательным уровнем и принципиально иным уровнем сложности по сравнению с ранее рассмотренными.

Для оценки управленческой ИКТ-компе-тентности в образовании рекомендуется использовать профессиональные задачи и бизнес-кейсы.

Исходя из вышеизложенного, мониторинговый инструментарий в системе дополнительного профессионального образования, предназначенный для оценки ИКТ-компетентности руководителей образовательных организаций, по нашему мнению, должен иметь следующую структуру (рис. 1).

Поскольку данная структура мониторингового инструментария исследования ИКТ-компетентности слушателей - руководителей образовательных организаций основана на компетентностном подходе, то разработанный на ее базе мониторинг позволит оценить не количество усвоенной информации, а способность руководителя успешно справляться с профессиональными проблемными ситуациями.

Он позволит оценить знания (когнитивная составляющая), умения (функциональная составляющая) и отношение (субъектная позиция или личное отношение) как единовременно, так и в динамике.

На основе результатов мониторинга можно будет сделать вывод об уровне ИКТ -компетентности руководителя образовательной организации с целью выявления основных затруднений и создания программ повышения квалификации в области ИКТ, актуальных для руководителей образовательных организаций.

Рис. 1. Структура мониторингового инструментария оценки ИКТ-компетентности руководителя

образовательных организаций

В дальнейшем выявленный в ходе мониторинга уровень ИКТ-компетентности также позволит свидетельствовать о должностном соответствии или несоответствии респондента. ИКТ-компетентность руководителя образовательной организации должна соответствовать требованиям, предъявляемым к ней профессиональным стандартом (который, вероятно, будет утвержден в скором времени) «Руководитель образовательной организации».

Если ИКТ-компетентность руководителя образовательной организации не достигает уровня общепользовательской ИКТ-компе-тентности, то это свидетельствует о полном должностном несоответствии.

В случае соответствия ИКТ-компетентности респондента требованиям общепользовательского и общепедагогического уровней, можно говорить о его неполном должностном соответствии. Если содержание ИКТ-компетентности слушателя - руководителя образовательной организации охватывает весь перечень трудовых действий, необходимых умений и необходимых знаний, относящихся ко всем трем уровням ИКТ-компетентности, то данный руководитель полностью компетентен в сфере ИКТ и соответствует занимаемой должности.

Сформулированная нами структура мониторингового инструментария также может стать основой и для разработки инструментария оценки ИКТ-компетентности педагогических работников. Для этого, вместо уровня управленческой ИКТ-компетентности в образовании будет необходимо сформулировать и разработать вариативную часть для оценки уровня предметно-педагогической ИКТ-компетентности.

В рамках же нашего исследования следующим этапом будет непосредственно разработка и модернизация существующих тестовых заданий и бизнес-кейсов, которые войдут в мониторинговый инструментарий оценки ИКТ-компетентности руководителя образовательной организации.

Библиографический список:

1. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ (в редакции от 31.12.2017). Ст. 197 [Электронный ресурс] // СПС Консуль-тантПлюс. - Режим доступа: http://www.consu-ltant.ru/document/cons_doc_LAW_34683/ (дата обращения: 12.12.2017).

2. Федеральный закон от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», пп. 62 п. 2 ст. 26. 3 [Электронный ресурс] // СПС КонсультантПлюс. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/docu ment/cons_doc_LAW_14058/ (дата обращения: 12.12.2017).

3. Федеральный закон от 06.10 2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». П. 8-1. Ч. 1. Ст. 17 // СПС КонсультантПлюс. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_14058/ (дата обращения:

12.12.2017).

4. European Qualification Network for Effective School Leadership [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.leadership-in-education.eu/ index.php?id=223 (дата обращения 31.01.2018).

5. Малицька I. Д. Сучасш вимоги до керiвникiв загальноосвгттх навчальних закладiв кран зарубшжя (зарубшний досвщ). - С. 151-152 [Электронный ресурс] // Сборник научных трудов «Информационные технологии в образовании» (ИТО). - Режим доступа: http://ite.kspu.edu/issue-7/p-151-154/full (дата обращения 31.01.2018).

6. National Educational Technology Standards (NETS А) and Performance Indicators for Administrators [Электронный ресурс] // Internal Society for Technology in Education (ISTE). - Режим доступа: https://www.iste.org/standards/for-administrators (дата обращения 31.01.2018).

7. Федеральный закон от 03.12.2012 № 236-ФЗ «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации и статью 1 Федерального закона «О техническом регулировании»» [Электронный ресурс] // СПС КонсультантПлюс. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_138556/ (дата обращения

31.01.2018).

8. Проект Приказа Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации «Об утверждении профессионального стандарта «Руководитель образовательной организации» [Электронный ресурс] // СПС КонсультантПлюс. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/cons/ cgi/online .cgi?req=doc&base=PNPA&n= 16035#017 158359732194284 (дата обращения 31.01.2018).

9. Использование мониторингового инструментария в рамках внутренней системы оценки каче-

toBttcra

# Ъ

M. \

Гипотезы, дискуссии, размышления

ЧИППКРО

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ства образования в дополнительном профессиональном образовании : сборник методических материалов для проведения контрольно-оценочной деятельности в рамках внутренней системы оценки качества образования ГБОУ ДПО ЧИППКРО/ Ю. Ю. Баранова, И. Д. Борченко ; под ред. М. И. Солодковой. - Челябинск, 2015. - 152 с.

10. Чечева Н. А. Модель мониторинга уровня сформированности профессиональной компетентности педагога / Н. А. Чечева // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. - 2015. - № 1 (22). - С. 40-46.

11. Концепция и содержание профессионального стандарта педагога [Электронный ресурс] // Министерство образования и науки Российской Федерации. - Режим доступа: httpsy/минобрнау ки.рф/документы/3071 (дата обращения 22.02.2018).

References:

1. The Labor Code of the Russian Federation of 12/30/2001 No. 197-FZ [Trudovoj kodeks Ros-sijskoj Federacii] [Web resource], access mode: http: //www.consultant.ru/document/cons_doc_LA W_34683 (accessed date: 12/12/2017).

2. Federal Law No. 184-FZ of 10/06/1999 "About General Principles for the Organization of Legislative (Representative) and Executive Bodies of State Power of the Subjects of the Russian Federation" [Ob obshhih principah organizacii za-konodatel'nyh (predstavitel'nyh) i ispolnitel'nyh organov gosudarstvennoj vlasti sub'ektov Ros-sijskoj Federacii] [Web resource], access mode: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LA W_14058/_(accessed date: 12/12/2017).

3. Federal Law No. 131-FZ of10/06/2003 "About general principles of the organization of local self-government in the Russian Federation" [Ob obshhih principah organizacii mestnogo samoupravlenija v Rossijskoj Federacii] [Web resource], access mode: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_ 14058/ (accessed date: 12/12/2017).

4. European Qualification Network for Effective School Leadership [Web resource], access mode: http://www.leadership-in-education.eu/ index.php?id=223 (accessed date: 01/31/2018).

5. Malitska I. D. Contemporary Requirements to Heads of Secondary Education Institutions of Foreign Countries (Foreign Experience) [Web resource], access mode: http://ite.kspu.edu/issue-7/p-151-154/full (accessed date: 01/31/2018).

6. National Educational Technology Standards (NETS A) and Performance Indicators for Administrators [Web resource], Internal Society for Technology in Education (ISTE), access mode: https://www.iste.org/standards/for-administrators (accessed date: 01/31/2018).

7. Federal Law No. 236-FZ of 12/03/2012 "About Amendments to the Labor Code of the Russian Federation and Article No. 1 of the Federal Law" About Technical Regulation" [O vnesenii izmenenij v Trudovoj kodeks Rossijskoj Federacii i stat'ju 1 Federal'nogo zakona "O tehnicheskom regulirovanii"] [Web resource], access mode: http: //www .consultant.ru/ document/cons_doc_LA W_138556/_(accessed date: 01/31/2018).

8. Draft Order of the Ministry of Labor and Social Protection of the Russian Federation "About Approval of the Professional Standard "Head of Educational Organization" [Proekt Prikaza Ministerstva truda i social'noj zashhity Rossijskoj Federaci "Ob utver-zhdenii professional'nogo standarta «Rukovoditel' obrazovatel'noj organizacii"] [Web resource], access mode: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi? req=doc&base=PNPA&n= 16035#017158359732194 284 (accessed date: 01/31/2018).

9. The use of monitoring tools within the framework of the internal system for assessing the quality of education in additional vocational education: a compendium of methodological materials for conducting monitoring and evaluation activities within the internal system for assessing the quality of education of CIRIPSE [Ispol'zovanie monitoringovogo instrumen-tarija v ramkah vnutrennej sistemy ocenki kachestva obrazovanija v dopolnitel'nom professional'nom obra-zovanii: sbornik metodicheskih materialov dlja provedenija kontrol'no-ocenochnoj dejatel'nosti v ramkah vnutrennej sistemy ocenki kachestva obrazovanija ChlPPKRO], under the editorship of M. I. Solodkova, Chelyabinsk, 2015. 152 p.

10. Checheva N. A. Model of the level monitoring of the formation of the professional competence of the teacher [Model' monitoringa urovnja sformirovannosti professional'noj kompetentnosti pedagoga], Scientific support of a system of advanced training, 2015, No. 1 (22), pp. 40-46.

11. The concept of the teacher's professional standard [Koncepcija i soderzhanie professional'nogo standarta pedagoga], Ministry of Education and Science of the Russian Federation [Web resource], access mode: https://MHHo6pHayKH.p$/ goKyMeHTbi/3071 (accessed date: 02/22/2018).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.