Научная статья на тему 'Преодоление профессиональных дефицитов педагогов в системе дополнительного профессионального образования'

Преодоление профессиональных дефицитов педагогов в системе дополнительного профессионального образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
6681
341
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОДЕЛЬ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / ПРЕОДОЛЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ДЕФИЦИТОВ ПЕДАГОГОВ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Смирнова Светлана Васильевна, Киселева Алина Константиновна

Современная модель повышения квалификации педагога рассматривается как развивающаяся система, основанная на требованиях профессионального стандарта педагога и нацеленная на преодоление профессиональных дефицитов как в предметной, так и в других профессиональных компетентностях. Изложены данные о состоянии общего образования в Республике Коми за 2014-2016 годы, определены стандарты и специфика профессиональных дефицитов педагогов республики. Специальное внимание уделено реализуемому комплексу мер по повышению компетенций педагогов для преодоления их профессиональных дефицитов в системе дополнительного профессионального образования. Обозначен возможный вариант проведения самообследования профессиональных дефицитов педагога в соответствии с требованием профессионального стандарта. Представлена организационная модель дополнительного профессионального образования, способная решать задачи компенсации профессиональных дефицитов педагогов, разработанная на основе таких базовых процессов как мышление, эмоции и деятельность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Смирнова Светлана Васильевна, Киселева Алина Константиновна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Overcoming professional deficits of teachers in the system of additional professional education

The modern model of teacher’s advanced training is considered as developing system, functioning on the basis of the professional standard of the teacher and aimed at overcoming professional deficits in both subject and other professional competencies. The data about the state of general education in the Komi Republic for 2014-2016 is presented; the standards and specifics of the professional deficits of the republic's teachers are defined. Special attention is paid to the implemented complex of measures to increase the competence of teachers to overcome their professional deficiencies in the system of additional professional education. The possible option for self-examination of professional deficits of a teacher in accordance with the requirement of a professional standard is highlighted. The organizational model of supplementary professional education is presented, capable of solving the problem of compensation of professional deficiencies of teachers, developed on the basis of processes of thinking, emotions, and activities.

Текст научной работы на тему «Преодоление профессиональных дефицитов педагогов в системе дополнительного профессионального образования»

С. В. Смирнова, А. К Киселева

Преодоление профессиональных, дефицитов педагогов.

сОДЕЙОъ.

А

ЧИППКРО

УДК 371.12+378.091.398

Преодоление профессиональных дефицитов педагогов в системе дополнительного профессионального образования

С. В. Смирнова, А. К. Киселева

Overcoming professional deficits of teachers in the system of additional professional education

S. V. Smirnova, A. K. Kiseleva

Аннотация. Современная модель повышения квалификации педагога рассматривается как развивающаяся система, основанная на требованиях профессионального стандарта педагога и нацеленная на преодоление профессиональных дефицитов как в предметной, так и в других профессиональных компетентностях. Изложены данные о состоянии общего образования в Республике Коми за 2014-2016 годы, определены стандарты и специфика профессиональных дефицитов педагогов республики. Специальное внимание уделено реализуемому комплексу мер по повышению компетенций педагогов для преодоления их профессиональных дефицитов в системе дополнительного профессионального образования. Обозначен возможный вариант проведения самообследования профессиональных дефицитов педагога в соответствии с требованием профессионального стандарта. Представлена организационная модель дополнительного профессионального образования, способная решать задачи компенсации профессиональных дефицитов педагогов, разработанная на основе таких базовых процессов как мышление, эмоции и деятельность.

Abstract. The modern model of teacher's advanced training is considered as developing system, functioning on the basis of the professional standard of the teacher and aimed at overcoming professional deficits in both subject and other professional competencies. The data about the state of general education in the Komi Republic for 2014-2016 is presented; the standards and specifics of the professional deficits of the republic's teachers are defined. Special attention is paid to the implemented complex of measures to increase the competence of teachers to overcome

their professional deficiencies in the system of additional professional education. The possible option for self-examination of professional deficits of a teacher in accordance with the requirement of a professional standard is highlighted. The organizational model of supplementary professional education is presented, capable of solving the problem of compensation of professional deficiencies of teachers, developed on the basis of processes of thinking, emotions, and activities.

Ключевые слова: модель дополнительного профессионального образования, преодоление профессиональных дефицитов педагогов.

Keywords: model of additional professional education, overcoming of professional deficits of teachers.

В эпоху модернизации системы образования главным признаком внедрения инноваций является активное включение разнообразных изменений не только в теорию и технологии образования, но и в образовательный процесс всех уровней. В связи с этим педагоги, не успевая за обновлением педагогической практики, накапливают значительные профессиональные дефициты во всех слоях профессиональной компетентности.

Дефицитарный характер профессиональных компетенций современного педагога исследуется в работах И. А. Зимней, О. Е. Лебедева, Н. Ф. Радионовой, А. В. Хуторского и др. Так, например, А. В. Хуторской отмечает, что введение компетенций в нормативную и практическую составляющую образования позволяет решать проблему, типичную для российской школы, когда ученики могут хорошо овладеть набором теоретических

г" ^ ^

ЧИППКРО

знаний, но испытывают значительные трудности в деятельности, требующей использования этих знаний для решения конкретных жизненных задач или проблемных ситуаций [1].

При этом уровень системы дополнительной профессиональной подготовки педагога, призванный, в первую очередь, отвечать на вызовы преодоления профессиональных дефицитов педагогов, не в полной мере соответствует активному развитию требований современности. Так, профессиональные стандарты требуют уверенного владения навыками, а система дополнительного профессионального образования направлена на восполнение, в первую очередь, знаниевых дефицитов педагогов.

Для Республики Коми данная тема особенно актуальна в силу таких ее территориальных, демографических и социально -экономических характеристик, как приток мигрантов и вынужденных переселенцев; низкая плотность населения; большая доля образовательных организаций, расположенных в сельской местности; наличие территорий с ограниченной транспортной доступностью и т. д.

В качестве показателя можно привести информацию республиканского информационного центра оценки качества образования о сравнительном анализе результатов сдачи единого государственного экзамена за 2014-2016 годы, которая свидетельствует о состоянии общего образования в республике в целом:

- количество обучающихся, получивших максимальное количество баллов (100) в период прохождения государственной итоговой аттестации (2014 год - 14 чел., 2015 год -21 чел., 2016 год - 23 чел.);

- количество выпускников-высокобалльников, получивших тестовые баллы в интервале от 81 до100 баллов (2014 год - 781 чел., 2015 год -1119 чел., 2016 год - 1476 чел.).

- количество высокобалльников по обязательным учебным предметам: по русскому языку - на 36,78%; по математике (профильный уровень) - на 46,79%;

- количество выпускников, не набравших минимальное количество баллов по обязательным учебным предметам (2015 год - 38, 2016 год - 19);

- доля выпускников, не получивших аттестат о среднем общем образовании (2014 год -2,21%, 2015 год - 1,35%, 2016 - 0,88%).

В целом по Республике Коми качеством среднего общего образования, по данным независимого опроса населения, проведенного Управлением государственной гражданской службы Администрации главы Республики Коми, удовлетворены 77,6% участников опроса.

Но при этом в ходе проведения анализа результатов государственной итоговой аттестации, мониторинговых и диагностических исследований качества образования Министерством образования, науки и молодежной политики Республики Коми ежегодно определяются образовательные организации, показывающие низкие результаты экзаменов по обязательным учебным предметам (имеющие обучающихся, не набравших минимальное количество баллов).

Не удается обеспечить одинаково высокий уровень образовательных услуг во всех общеобразовательных организациях, независимо от места их расположения и контингента. В число неуспешных попадают в основном школы, работающие в сложных социальных условиях (район, где проживают семьи с социально-экономическим неблагополучием; район, считающийся криминальным; территориально отделенный район, имеющий проблемы с благоустройством; район с ограниченной транспортной доступностью и др.), со сложным контингентом (дети из малообеспеченных семей; дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации, дети с особыми потребностями, дети с проблемами в обучении и поведении и др.) [2]. При этом очевидным является тот факт, что результаты образования зависят от результатов воспитания и наличия продуманной и органичной системы воспитания. Поэтому к социальным условиям таких школ, в первую очередь, относится не столько неблагоприятный социальный фон, сколько способность педагогов проектировать воспитательную систему с учетом потенциального развития в сторону ожидаемых результатов. Для преодоления профессиональных дефицитов педагогов в системе дополнительного профессионального образования в республике реализуется комплекс мер по повыше-

С. В. (Смирнова, А. К Киселева

Преодоление профессиональных дефицитов педагогов...

нию компетенций педагогов, куда включены такие мероприятия, как:

1) персонификация процесса повышения квалификации (разработка индивидуальных образовательных маршрутов на основе диагностики профессиональных дефицитов педагогов);

2) совершенствование процедуры проведения аттестации педагогических работников;

3) создание и обеспечение эффективной деятельности республиканских ресурсных центров по работе с педагогами (в качестве примера можно привести РРЦ на базе Государственной общеобразовательной школы-интерната «Коми республиканский лицей -интернат для одарённых детей из сельской местности» г. Сыктывкара, обеспечивающего не только повышение качества обучения учащихся, но и профессиональный рост учителей сельских школ);

4) оптимизация модели предпрофильной подготовки и профильного обучения педагогической направленности путем управления процессами апробации, становления и реализации образовательной программы, ориентированной на социализацию учащихся с учетом взаимодействия и интеграции с другими общеобразовательными организациями города (района, населенного пункта) и реальных потребностей рынка труда (ГОУДПО «Коми республиканский институт развития образования» - федеральная инновационная площадка по данной теме);

5) развитие кадрового потенциала отрасли образования Республики Коми в условиях сетевого взаимодействия (ГОУДПО «Коми республиканский институт развития образования» - республиканская инновационная площадка по данной теме);

6) повышение методической компетентности молодых педагогов посредством адресной методической работы с педагогами, находящихся на стадии вхождения в профессиональную деятельность (ГОУДПО «Коми республиканский институт развития образования» - инициатор и разработчик республиканского проекта адресной методической поддержки педагогических работников со стажем работы не более 5 лет «Молодые педагоги») [3]. Необходимо отметить, что эксперты выделяют четыре группы компетен-

ций по сферам профессиональной деятельности.

Нормативно-правовая сфера

1. Практическое применение положений законодательства о правах ребенка и образовании, а также ФГОС.

2. Выполнение требований официальных документов, которые регулируют деятельность школы и проведение мероприятий вне ее.

Психолого-физиологическая сфера

1. Использование знаний возрастной психологии и закономерностей, индивидуальных особенностей жизненного пути, социализации личности, диагностических приемов.

2. Ориентация в образовательном процессе на индивидуальные особенности обучающегося.

3. Владение и использование основ психодиагностики и диагностики основных признаков отклонений развития детей.

Социально-культурологическая сфера

1. Знание закономерностей формирования детско-взрослых сообществ, их использование в образовательном и воспитательном процессе.

2. Умение эффективно взаимодействовать с родителями, используя знания о закономерностях семейных отношений.

3. Умение работать со смешанными сообществами, в которые входят дети и взрослые.

Общепедагогическая сфера

1. Применение современных педагогических и воспитательных технологий, дидактических приемов, принципов деятельностного подхода.

2. Понимание и использование научных представлений о результатах обучения, способах их достижения и оценки.

3. Проектирование образовательного процесса с использованием закономерностей его организации.

4. Применение теории и технологии учета возрастных особенностей обучающихся.

Стоит отметить, что в профстандарте учителя не идет речь о компетенциях. В нем перечислены трудовые функции, которые должен выполнять педагог [4]. Но на основе профессионального стандарта [5] педагог может провести самообследование своих профессиональных дефицитов (табл. 1).

о сОД^сгд^

ЧИППКРО

Таблица 1

Самообследование профессиональных дефицитов педагога

Общепедагогическая функция. Обучение Самооценка педагога

Владеть формами и методами обучения, в том числе выходящими за рамки учебных занятий: проектная деятельность, лабораторные эксперименты, полевая практика и т.п. 0-1

Объективно оценивать знания обучающихся на основе тестирования и других методов контроля в соответствии с реальными учебными возможностями детей 0-1

Разрабатывать (осваивать) и применять современные психо лого-педагогические технологии, основанные на знании законов развития личности и поведения в реальной и виртуальной среде 0-1

Использовать и апробировать специальные подходы к обучению в целях включения в образовательный процесс всех обучающихся, в том числе с особыми потребностями в образовании: обучающихся, проявивших выдающиеся способности; обучающихся, для которых русский язык не является родным; обучающихся с ограниченными возможностями здоровья 0-1

Владеть ИКТ-компетентностями: - общепользовательская ИКТ-компетентность; - общепедагогическая ИКТ-компетентность; - предметно-педагогическая ИКТ-компетентность (отражающая профессиональную ИКТ-компетентность соответствующей области человеческой деятельности) 0-1

Организовывать различные виды внеурочной деятельности: игровую, учебно-исследовательскую, художественно-продуктивную, культурно-досуговую с учетом возможностей образовательной организации, места жительства и историко-культурного своеобразия региона 0-1

Воспитательная деятельность

Строить воспитательную деятельность с учетом культурных различий детей, половозрастных и индивидуальных особенностей 0-1

Общаться с детьми, признавать их достоинство, понимая и принимая их 0-1

Создавать в учебных группах (классе, кружке, секции и т. п.) разновозрастные дет-ско-взрослые общности обучающихся, их родителей (законных представителей) и педагогических работников 0-1

Управлять учебными группами с целью вовлечения обучающихся в процесс обучения и воспитания, мотивируя их учебно-познавательную деятельность 0-1

Анализировать реальное состояние дел в учебной группе, поддерживать в детском коллективе деловую, дружелюбную атмосферу 0-1

Защищать достоинство и интересы обучающихся, помогать детям, оказавшимся в конфликтной ситуации и/или неблагоприятных условиях 0-1

Находить ценностный аспект учебного знания и информации обеспечивать его понимание и переживание обучающимися 0-1

Владеть методами организации экскурсий, походов и экспедиций и т. п. 0-1

Сотрудничать с другими педагогическими работниками и другими специалистами в решении воспитательных задач 0-1

Развивающая деятельность

Владеть профессиональной установкой на оказание помощи любому ребенку вне зависимости от его реальных учебных возможностей, особенностей в поведении, состояния психического и физического здоровья 0-1

Использовать в практике своей работы психологические подходы: культурно-исторический, деятельностный и развивающий 0-1

Осуществлять (совместно с психологом и другими специалистами) психолого-педагогическое сопровождение основных общеобразовательных программ 0-1

Понимать документацию специалистов (психологов, дефектологов, логопедов и т. д.) 0-1

С. В. Смирнова, А. К Киселева

Преодоление профессиональных, дефицитов педагогов.

соДШСйу, £ °->

А

ЧИППКРО

Общепедагогическая функция. Обучение Самооценка педагога

Составить (совместно с психологом и другими специалистами) психолого-педагогическую характеристику (портрет) личности обучающегося 0-1

Разрабатывать и реализовывать индивидуальные образовательные маршруты, индивидуальные программы развития и индивидуально -ориентированные образовательные программы с учетом личностных и возрастных особенностей обучающихся 0-1

Владеть стандартизированными методами психодиагностики личностных характеристик и возрастных особенностей обучающихся 0-1

Оценивать образовательные результаты: формируемые в преподаваемом предмете предметные и метапредметные компетенции, а также осуществлять (совместно с психологом) мониторинг личностных характеристик 0-1

Формировать детско-взрослые сообщества 0-1

Педагогическая деятельность по реализации программ общего образования 0-1

Предметная компетентность педагога 0-1

Таблица 2

Организационная модель дополнительного профессионального образования

Процесс За что отвечает Использование в системе повышения квалификации

Мышление Знаниевый компонент (основы государственных образовательных ориентиров, современных технологий, требований внутри каждой педагогической специальности) Теоретические лекции, практические занятия, направленные на получение знаний, участие в профессиональных сообществах, обмен опытом, получение разносторонней информации

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Эмоции Желание работать (мотивация), профилактика эмоционального (профессионального) выгорания Общение с коллегами, участие в совместных проектах, творческие мастерские в процессе обучения, неформализованная совместная деятельность

Деятельность Умение (навык) применять знания на практике, передавать не только теоретические знания, но и опыт, «вести за собой» Включение в деятельность (проекты, мастер-классы, наставничество, коучинг и т. п.). Получение знаний должно быть всецело организовано через деятельность

Педагог, проведя самообследования на основе профстандарта, может выявить, что зна-ниевые (предметные) дефициты занимают не ведущее место в структуре педагогической компетентности.

Дополнительное профессиональное образование должно откликнуться на данное выявление, и, если говорить о системном построении организационной модели дополнительного профессионального образования, способной решать задачи компенсации профессиональных дефицитов педагогов, то необходимо разрабатывать данную структуру на основе таких базовых процессов как мышление, эмоции и деятельность.

Так, например, мышление человека призвано реализовать восполнение знаниевых дефи-

цитов педагогов, эмоциональный компонент психики человека отвечает за позитивное восприятие (т. е. желание работать, находиться в поиске, экспериментировать и т. п.), деятель-ностный компонент обеспечивает применение полученной информации на практике (табл. 1).

Таким образом, все названные компоненты взаимосвязаны и взаимозависимы. Например, деятельность без позитивного эмоционального настроя не приносит удовлетворения педагогу и не может стать значимой для учащихся. Для получения устойчивого результата, во время повышения квалификации у педагога должны быть в одинаковой мере задействованы все три компонента. Система дополнительного профессионального образования учителей в этом должна занимать ведущее положение. Именно

äk

ЧИППКРО

такой подход способен обеспечить преодоление профессиональных дефицитов педагогов.

Библиографический список:

1. Хуторской А. В. Технология проектирования ключевых и предметных компетенций [Электронный ресурс] // Интернет-журнал «Эйдос». - 2005. - Режим доступа: http://www. eidos.ru/journal/2005/1212.htm (дата обращения: 16.09.2017).

2. Статистико-аналитический отчет о результатах ЕГЭ в Республике Коми. 2016 год // Государственное автономное учреждение Республики Коми «Республиканский информационный центр оценки качества образования». -Сыктывкар, 2016.

3. Проект адресной методической поддержки педагогических работников со стажем работы не более 5 лет «Молодые педагоги» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www. kriro.ru/proekty/molodye_pedagogi/ (дата обращения: 16.10.2017).

4. Формирование компетенций на основе профстандарта учителя [Электронный ресурс] // Академия профессионального развития. - Режим доступа: https://academy-prof.ru/blog/profstandart-uchitelya (дата обращения 16.10.2017).

5. Профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем общем образовании) (воспитатель, учитель)». Утвержден приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18 октября 2013 г. № 544н [Электронный ресурс] // Портал ГА-РАНТ.РУ (Garant.ru). - Режим доступа: http://base.garant.ru/70535556/ (дата обращения: 21.09.2017).

References:

1. Khutorskoy A. V. Project Technology of key and subject competencies [Tehnologija proektiro-vanija kljuchevyh i predmetnyh kompetencij] Internet journal "Eidos", 2005 [Web resource], access mode: http://www.eidos.ru/journal/2005/ 1212.htm (accessed date: 16/10/2017).

2. Statistical and analytical report on the results of the exam in the Komi Republic 2016 [Statistiko-analiticheskij otchet o rezul'tatah EGJe v Respublike Komi. 2016 god], State Autonomous institution of Komi Republic, Syktyvkar, 2016.

3. The project targeted methodological support for teachers with work experience not more than 5 years "Young teachers" [Proekt adresnoj metodicheskoj podderzhki pedagogicheskih rabotnikov so stazhem raboty ne bolee 5 let "Molodye pedagogi"] [Web resource], access mode: http://www.kriro.ru/proekty/ molodye_pedagogi/ (accessed date: 16/10/2017).

4. The formation of competencies based on professional standards of teachers. Academy of professional development [Formirovanie kompetencij na osnove profstandarta uchitelja. Akademija professional'nogo razvitija] [Web resource], access mode: https://academy-prof.ru/blog/profstandart-uchitelya (accessed date: 16/10/2017).

5. Professional standard of the Teacher (pedagogical activity in pre-school, primary general, basic general, secondary general education) (educator, teacher). Approved by the Ministry of labour and social protection of the Russian Federation from 18/10/2013 No. 544n [Professional'nyj standart "Pedagog (peda-gogicheskaja dejatel'nost' v doshkol'nom, nachal'nom obshhem, osnovnom obshhem, srednem obshhem obrazovanii) (vospitatel', uchitel')"] [Web resource], access mode: http://base.garant.ru/70535556/ (accessed date: 21/09/2017).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.