Научная статья на тему 'Содержательные аспекты разработки мониторингового инструментария оценки ИКТ-компетентности педагога-психолога'

Содержательные аспекты разработки мониторингового инструментария оценки ИКТ-компетентности педагога-психолога Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
262
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПЕДАГОГ-ПСИХОЛОГ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ / ИКТ-КОМПЕТЕНТНОСТЬ / МОНИТОРИНГОВЫЙ ИНСТРУМЕНТАРИЙ ВНУТРЕННЕЙ СИСТЕМЫ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бенко Е.В., Мищенко А.Н.

В статье уточняется структура ИКТ-ком-петентности педагога-психолога на основе анализа профессионального стандарта педа-гога-психолога и концепции профессионального стандарта педагога. Выделены основные компетенции, входящие в состав психолого-педагогического уровня ИКТ-компе-тентности. Данная структура может лечь в основу разработки мониторингового инструментария оценки ИКТ-компетентности педа-гога-психолога в системе дополнительного профессионального образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Бенко Е.В., Мищенко А.Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Содержательные аспекты разработки мониторингового инструментария оценки ИКТ-компетентности педагога-психолога»

УДК 371.1.08

СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ РАЗРАБОТКИ МОНИТОРИНГОВОГО ИНСТРУМЕНТАРИЯ ОЦЕНКИ ИКТ-КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА

Е.В. Бенко, А.Н. Мищенко

В статье уточняется структура ИКТ-ком-петентности педагога-психолога на основе анализа профессионального стандарта педагога-психолога и концепции профессионального стандарта педагога. Выделены основные компетенции, входящие в состав психолого-педагогического уровня ИКТ-компе-тентности. Данная структура может лечь в основу разработки мониторингового инструментария оценки ИКТ-компетентности педагога-психолога в системе дополнительного профессионального образования.

Ключевые слова: дополнительное профессиональное образование, педагог-психолог, профессиональный стандарт, ИКТ-ком-петентность, мониторинговый инструментарий внутренней системы оценки качества образования.

В соответствии со статьей 48 Федерального закона от 29.12.2013 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» педагогические работники обязаны «систематически повышать свой профессиональный уровень» [9, ст. 48 п.7]. Повышение квалификации работников образования осуществляется учреждениями дополнительного профессионального образования, в обязанность которых (наравне со всеми образовательными организациями) входит «проведение самообследования и обеспечение функционирования внутренней системы оценки качества образования» [9, ст. 28 п.13].

Разработка и модернизация внутренней системы оценки качества образования (далее - ВСОКО) является на сегодняшний день одним из приоритетных направлений работы и в системе дополнительного профессионального образования, поскольку позволяет получать своевременную и достоверную информацию о качестве предоставляемых образовательных услуг. На основе полученных

данных становится возможным принятие эффективных управленческих решений, что, в свою очередь, является «важнейшим условием повышения качества образования и обеспечением конкурентоспособности образовательной организации» [8, с. 32].

При формировании ВСОКО «следует придерживаться норм, установленных нормативными документами федерального и регионального уровней, а также норм, утвержденных локальными актами образовательной организации» [7, с.22]. Функционирование ВСОКО реализуется посредством мониторинговых исследований, характеризующихся систематической диагностикой и анализом качества содержания образовательных программ, условий их реализации и образовательных достижений обучающихся

[3].

Для обеспечения качества образования содержание дополнительных профессиональных программ должно учитывать профессиональные потребности обучающихся, содержание которых наиболее полно представлено в профессиональных стандартах. Создание и модернизация мониторингового инструментария в рамках ВСОКО, таким образом, должны в первую очередь базироваться на требованиях, изложенных в соответствующих стандартах.

На сегодняшний день, ввиду глобальной информатизации общества, одной из ключевых компетентностей, которой, согласно профессиональным стандартам педагога, педагога-психолога и проекта профессионального стандарта руководителя образовательной организации [4, 5, 6], должен обладать работник сферы образования, становится информационно-коммуникационная компетентность (ИКТ-компетентность). В связи с этим особую значимость приобретает разработка универсального мониторингового инструментария, позволяющего оценить уро-

вень информационно-коммуникационной компетентности слушателей дополнительных профессиональных программ.

ИКТ-компетентность подразумевает квалифицированное использование общераспространенных в данной профессиональной области средств ИКТ при решении профессиональных задач. В профессиональную ИКТ-компетентность входят:

- общепользовательская ИКТ-компетент-ность;

- общепедагогическая ИКТ-компетент-ность;

- предметно-педагогическая ИКТ-компе-тентность [2].

Согласно концепции профессионального стандарта педагога [2] общепользовательская ИКТ-компетентность включает в себя базовые навыки использования современных информационно-коммуникационных технологий, которые не зависят от сферы профессиональной деятельности. В рамках данной компетентности педагоги должны систематически использовать в своей повседневной и профессиональной деятельности следующие навыки:

- использование приемов и соблюдение правил начала, приостановки, продолжения и завершения работы со средствами ИКТ, устранения неполадок, обеспечения расходуемых материалов, эргономики, техники безопасности;

- соблюдение этических и правовых норм использования ИКТ;

- видеоаудиофиксация процессов;

- клавиатурный ввод;

- аудиовидиотекстовая коммуникация;

- поиск в Интернете и базах данных.

Ввиду специфики профессиональной деятельности для всех работников сферы образования также является обязательным уровень общепедагогической ИКТ-компетент-ности. Данный уровень подразумевает владение навыками использования информационно-коммуникационных технологий непосредственно в образовательном пространстве. Данный уровень компетентности включает в себя следующие навыки:

- педагогическая деятельность в информационной среде (ИС) и постоянное ее

отображение в ИС;

- организация образовательного процесса, при которой учащиеся систематически в соответствии с целями образования ведут деятельность и достигают результатов в открытом контролируемом информационном пространстве; следуют нормам цитирования и ссылок (при умении учителя использовать системы антиплагиата); используют предоставленные им инструменты информационной деятельности;

- подготовка и проведение выступлений, обсуждений, консультаций с компьютерной поддержкой и в телекоммуникационной среде;

- использование инструментов проектирования деятельности;

- визуальная коммуникацию - использование средств наглядных объектов в процессе коммуникации, в том числе концептуальных, организационных и др. диаграмм, видеомонтажа;

- предсказание, проектирование и относительное оценивание индивидуального прогресса учащегося;

- оценивание качества цифровых образовательных ресурсов (источников, инструментов) по отношению к заданным образовательным задачам их использования;

- учет общественного информационного пространства;

- поддержку формирования и использования общепользовательского компонента в работе учащихся [2].

Предметно-педагогическая ИКТ-компе-тентность же включает в себя навыки использования информационно-коммуникационных технологий непосредственно в рамках учебного предмета, который преподаёт данный педагог. В связи с этим данный уровень ИКТ-компетентности имеет разную специфику для преподавателей различных учебных дисциплин.

Исходя из характеристики установленных концепцией профессионального стандарта педагога уровней педагогической ИКТ-ком-петентности можно сделать вывод, что для оценки у работников образования первых двух уровней возможно использовать единый мониторинговый инструментарий, или

его инвариантную часть. В то же время диагностика третьего уровня - предметно-педагогической ИКТ-компетентности - требует более дифференцированного подхода.

В концепции профессионального стандарта педагога [2] сформулированы различные элементы предметно-педагогической ИКТ-компетентности педагогов-предметников, на основании которых можно подготовить специфические вопросы и задания для преподавателей конкретных дисциплин. Однако, в концепции отсутствуют необходимые элементы для такой категории работников образования как педагог-психолог. Это обуславливает необходимость определить содержание третьего уровня ИКТ-компе-тентности именно для данной категории педагогических работников.

Специфика профессиональной деятельности педагога-психолога, в первую очередь, характеризуется необходимостью проведения психологических исследований, которые подразумевают умение использовать методы статистического анализа данных и верификации полученных результатов. Обработка и анализ результатов «вручную» при помощи методов математической статистики требуют затраты больших временных ресурсов, а также, ввиду большого обилия цифр, фор-

мул и утомительности подсчётов, могут сопровождаться ошибками. Применение программного обеспечения, позволяющего хранить большие базы данных и проводить с ними все необходимые статистические процедуры, значительно сокращает временные затраты и исключает ошибки в расчётах. В свою очередь это даёт возможность больше времени уделять непосредственно интерпретации полученных результатов и составлению рекомендаций на их основе.

В связи с этим становится очевидным, что на данный момент ИКТ-компетентность для педагога-психолога является одной из базовых в профессиональной компетентности и имеет свою специфику по сравнению с ИКТ-компетентностью других работников образования.

Для того, чтобы определить для данной категории слушателей содержание третьего уровня ИКТ-компетентности - психолого-педагогического - необходимо рассмотреть требования профессионального стандарта педагога-психолога (психолога в сфере образования) [4]. На основе анализа вышеуказанных требований, мы выделили знания, умения и трудовые действия педагога-психолога, которые относятся к психолого-педагогической ИКТ-компетентности (таблица 1).

Таблица 1

Необходимые знания, умения и трудовые действия педагога-психолога, входящие в психолого-педагогическую ИКТ-компетентность (на основании профессионального стандарта «Педагог-психолог (психолог в сфере образования) [4]»

Психолого-педагогическое и методическое сопровождение реализации основных и дополнительных образовательных программ

Необходимые умения Использовать качественные и количественные методы психологического обследования

Обрабатывать и интерпретировать результаты обследований

Проводить мониторинг личностных и метапредметных результатов освоения основной общеобразовательной программы с использованием современных средств информационно-коммуникационных технологий (ИКТ)

Владеть приемами преподавания, организации дискуссий, проведения интерактивных форм занятий

Необходимые знания Методы статистического анализа данных психологического исследования

Методы верификации результатов исследования

Методы интерпретации и представления результатов исследования

Психологическая диагностика детей и обучающихся (в том числе с ограниченными возможностями здоровья)

Трудовые действия Психологическая диагностика с использованием современных образовательных технологий, включая информационные образовательные ресурсы

Необходимые умения Планировать и проводить диагностическое обследование с использованием стандартизированного инструментария, включая обработку результатов

Необходимые знания Методы сбора, обработки информации, результатов психологических наблюдений и диагностики

Методы математической обработки результатов психологической диагностики

Способы интерпретации и представления результатов психодиагностического обследования

Анализ указанных в профессиональном стандарте педагога-психолога требуемых знаний, умений и трудовых действий позволил выделить основные компетенции психолого-педагогического уровня ИКТ-компе-тентности:

- разработка, организация и сопровождение мониторинга личностных и метапредметных результатов обучающихся;

- владение методами компьютерной психодиагностики;

- формирование и ведение баз данных;

- использование программного обеспечения, позволяющего проводить статистическую обработку данных;

- использование средств презентации и визуализации (в том числе создание таблиц, графиков, диаграмм и т.д.);

- знание качественных информационных источников в области психологии.

Таким образом, структура диагностического инструментария оценки ИКТ-компе-тентности педагога-психолога должна включать в себя три уровня заданий с нарастающей сложностью. И если первые два уровня - общепользовательский и общепедагогический - могут содержать в себе задания общие для всех работников образования, в том числе и руководителей [1], то для оценки третьего уровня - психолого-педагогического - необходимо включать задания, отражающие специфику работы психолога в образовательной организации.

Форма предоставления и содержание заданий мониторинга ИКТ-компетентности зави-

сит от технического оснащения организации дополнительного образования. Безусловно, наиболее соответствующей формой при оценке ИКТ-компетентности является решение профессиональных задач при помощи соответствующего программного обеспечения на компьютере. Такими профессиональными задачами для оценки психолого-педагогического уровня ИКТ-компетентности могут выступать, например, задания на подсчёт определенных статистических критериев, построение графиков, сортировку и систематизацию информации в базах данных и т.д.

При отсутствии возможности создания диагностического инструментария с использованием соответствующего программного обеспечения, возможно проведение подобной диагностики посредством тестовых заданий и кейсов. В данном случае вопросы должны иметь практическую направленность и затрагивать основные компетенции психолого-педагогического уровня ИКТ-компетентности.

Дальнейшим этапом нашего исследования станет непосредственно разработка инвариантных тестовых заданий для диагностики общепользовательского и общепедагогического уровней ИКТ-компетентности, а также создание примерных заданий для оценки третьего уровня ИКТ-компетентности у различных категорий работников образования.

Список литературы

1. Бенко, Е.В. Теоретические предпосылки

модернизации мониторингового инструментария оценки ИКТ-компетентности руководителя образовательной организации в системе дополнительного профессионального образования [Текст] / Е.В. Бенко // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. - Челябинск: ЧИППКРО, 2018. - № 2 (35). - С. 50-56.

2. Концепция и содержание профессионального стандарта педагога [Электронный ресурс]. / Министерство образования и науки Российской Федерации. - Режим доступа: Ы^://минобрнауки.рф/документы/3071 (дата обращения 20.08.2018).

3. Концепция региональной системы оценки качества образования Челябинской области : (утверждена Приказом Министерства образования и науки Челябинской области от 14.12.2016) [Текст] / Министерство образования и науки Челябинской области. -Челябинск: РЦОКИО, 2017. - 46 с.

4. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 24.07.2015 № 514н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)» [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_185098/ (дата обращения: 14.08.2018).

5. Проект Приказа Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации «Об утверждении профессионального стандарта «Руководитель образовательной организации» [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.consultant.ru/cons/cgi/onli-ne.cgi?req=doc&base=PNPA&n= 16035#01715 8359732194284 (дата обращения 21.08.2018).

6. Профессиональный стандарт педагога (педагогическая деятельность в дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем общем образовании) (воспитатель, учитель) (утв. приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 18 октября 2013 г. № 544н) [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.garant.ru/products/ipo/pri me/doc/70435556/#ixzz3 CEHHUe8z (дата обращения: 21.08.2018).

7. Солодкова, Е.А. Нормативно-правовые аспекты содержания и организации внутренней системы оценки качества дошкольного образования [Текст]. / Е.А. Солодкова //

Научно-методическое обеспечение оценки качества образования. - 2016. - №1. - С. 2024.

8. Степанова, И.Ю. Управление функционированием внутренней системы оценки качества дополнительного профессионального образования работников образования / И.Ю. Степанова, Н.В. Поликарпова // Научно-методическое обеспечение оценки качества образования. - 2017, №2 (3). - C. 30-33.

9. Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения: 13.08.2018).

References

1. Benko, E.V. Teoreticheskie predposylki modernizatsii monitoringovogo instrumentariya otsenki IKT-kompetentnosti rukovoditelya obrazovatel'noy organizatsii v sisteme dopolnitel'nogo professional'nogo obrazovaniya / E.V. Benko // Nauchnoe obespechenie sistemy povysheniya kvalifikatsii kadrov. -CHelyabinsk: CHIPPKRO, 2018. - № 2 (35). -S. 50-56.

2. Kontseptsiya i soderzhanie professional'nogo standarta pedagoga [Elektronnyy resurs]. // Ministerstvo obrazovaniya i nauki Rossiyskoy Federatsii. URL: https://minobrnauki.rf/dokumenty/3071 (data obrashcheniya 20.08.2018).

3. Kontseptsiya regional'noy sistemy otsenki kachestva obrazovaniya CHelyabinskoy oblasti : (utverzhdena Prikazom Ministerstva obrazovaniya i nauki CHelyabinskoy oblasti ot 14.12.2016) / Ministerstvo obrazovaniya i nauki CHelyabinskoy oblasti. - CHelyabinsk: RTSOKIO, 2017. - 46 s.

4. Prikaz Ministerstva truda i sotsial'noy zashchity Rossiyskoy Federatsii ot 24.07.2015 № 514n «Ob utverzhdenii professional'nogo standarta «Pedagog-psiholog (psiholog v sfere obrazovaniya)» [Elektronnyy resurs] - Rezhim dostupa: www.consultant.ru (data obrashcheniya: 14.08.2018).

5. Proekt Prikaza Ministerstva truda i sotsial'noy zashchity Rossiyskoy Federatsi «Ob utverzhdenii professional'nogo standarta «Rukovoditel' obrazovatel'noy organizatsii»

[Elektronnyy resurs] // SPS Konsul'tantPlyus. -Rezhim dostupa: http://www.consultant.ru/cons /cgi/online.cgi?req=doc&base=PNPA&n=1603 5#017158359732194284 (data obrashcheniya 21.08.2018).

6. Professional'nyy standart pedagoga (pedagogicheskaya deyatel'nost' v doshkol'nom, nachal'nom obshchem, osnovnom obshchem, srednem obshchem obrazovanii) (vospitatel', uchitel') (utv. prikazom Ministerstva truda i sotsial'noy zashchity RF ot 18 oktyabrya 2013 g. № 544n) [Elektronnyy resurs] - Rezhim dostupa: http://www.garant.ru/products/ipo/pri me/doc/70435556/#ixzz3 CEHHUe8z (data obrashcheniya: 21.08.2018).

7. Solodkova, E. A. Normativno-pravovye aspekty soderzhaniya i organizatsii vnutrenney sistemy otsenki kachestva doshkol'nogo obrazovaniya. [Elektronnyy resurs] / E. A. Solodkova // Nauchno-metodicheskoe obespechenie otsenki kachestva obrazovaniya. -

2016. - №1. - S. 20-24.

8. Stepanova I.YU., Polikarpova N.V. Upravlenie funktsionirovaniem vnutrenney sistemy otsenki kachestva dopolnitel'nogo professional'nogo obrazovaniya rabotnikov obrazovaniya / I.YU. Stepanova, N.V. Polikarpova // Nauchno-metodicheskoe obespechenie otsenki kachestva obrazovaniya. -

2017, №2 (3). - C. 30-33.

9. Federal'nyy zakon ot 29.12.2012 g.

№ 273-FZ «Ob obrazovanii v Rossiyskoy Federatsii» [Elektronnyy resurs] - Rezhim dostupa: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_140174/ (data obrashcheniya: 13.08.2018).

Сведения об авторах Бенко Елизавета Вячеславовна -

кандидат психологических наук, начальник отдела образовательной статистики ГБУ ДПО «Региональный центр оценки качества и информатизации образования», г. Челябинск

Мищенко Андрей Николаевич -заместитель директора лицея по общим вопросам ГБОУ "Челябинский областной многопрофильный лицей-интернат для одарённых детей", г. Челябинск

Information about authors Benko E.V. - Candidate of Psychological Sciences, Head of the Department for Education Statistics, Regional Center for Quality Assessment and Informatization of Education, Chelyabinsk

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Mishchenko A.N. - Deputy Director for General Issues State budgetary educational institution "Chelyabinsk regional

multidisciplinary boarding school for gifted children", Chelyabinsk

УДК 37.014

О РЕЗУЛЬТАТАХ И ЭФФЕКТАХ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ РЕГИОНАЛЬНОГО ЦЕНТРА ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА И ИНФОРМАТИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ С ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ

Е.Ю. Скочилова

В статье раскрывается понятие «образовательная организация - опорная площадка», дана краткая характеристика организационного механизма для взаимодействия с образовательными организациями Челябинской области - «Положение об образовательной организации - опорной площадке». Представлен опыт реализации задач по совершенствованию и развитию региональной системы оценки качества образования, описаны результаты и эффекты взаимодействия Регионального центра оценки качества и информатизации образования с опорными площадками.

Ключевые слова: качество образования, региональная система оценки качества образования, образовательные организации, опорная площадка.

В документах, определяющих цели и направления развития системы образования в Российской Федерации, отмечается необходимость в становлении общероссийской системы оценки качества образования [3]. Одним из актуальных её направлений является региональная система оценки качества образования [4]. В Челябинской области создана и функционирует региональная система оценки качества образования. Методология региональной системы оценки качества образования (РСОКО) определена Концепцией РСОКО (Концепция), которая представляет собой неразрывное единство нормативного, системного и деятельностного подходов [2].

Концепция РСОКО содержит ключевые понятия, определённые Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации», одно из которых «оценка качества образования на региональном уровне». Ее определяют как оценку образовательных достижений слушателей (обучающихся), каче-

ства образовательных программ дополнительного профессионального образования, условий реализации образовательного процесса в конкретной образовательной организации, деятельности всей образовательной системы региона и её подсистем с учётом стратегических приоритетов и особенностей развития системы образования Челябинской области [3]. В соответствии с Концепцией одной из задач РСОКО является ее совершенствование, которое проходит в несколько этапов [2].

Одним из управленческих решений Министерства образования и науки Челябинской области, как регионального органа управления образованием, для совершенствования РСОКО выступает: концептуализация и распространение передового опыта реализации РСОКО на уровне муниципалитетов, а также образовательных организаций [2].

Для реализации управленческого решения должны быть созданы необходимые условия, обеспечивающие совершенствование РСОКО, посредством концептуализации и распространения опыта образовательных организаций Челябинской области. Одним из таких условий являются региональные мероприятия в сфере оценки качества образования на основе совместного использования комплекса кадровых, организационных, нормативных и информационных ресурсов на всех уровнях управления (региональном, муниципальном, институциональном) [2].

Региональным координатором и исполнителем мероприятий в сфере оценки качества и информатизации образования выступает Государственное бюджетное учреждение дополнительного профессионального образования «Региональный центр оценки качества и информатизации образования» (ГБУ ДПО РЦОКИО).

Для обеспечения выполнения комплекса мероприятий, связанных с оценкой качества

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.