Научная статья на тему 'Стратификация функций управленческой культуры руководителей в современном вузе'

Стратификация функций управленческой культуры руководителей в современном вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
360
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТРАТИФИКАЦИЯ / УПРАВЛЕНИЕ / УПРАВЛЕНИЕ В СОВРЕМЕННОМ ВУЗЕ / ФУНКЦИИ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ / УПРАВЛЕНЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА РУКОВОДИТЕЛЕЙ ВУЗА / STRATIFICATION / MANAGEMENT / MANAGEMENT IN THE MODERN UNIVERSITY / MANAGEMENT CULTURE OF THE UNIVERSITY LEADERS / THE FUNCTION OF MANAGEMENT CULTURE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сергеева Линда Борисовна

Представлены основные проблемы управления в современном гуманитарном вузе, актуализируются аспекты управленческой деятельности руководителей, рассмотрены различные подходы к функциям, определена стратификация функций управленческой культуры руководителей в вузе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STRATIFICATION OF FUNCTIONS OF ADMINISTRATIVE CULTURE OF HEADS IN MODERN HIGHER EDUCATION INSTITUTION

In article the presented main problems of management in modern liberal arts college, are staticized aspects of administrative activity of the heads, considered various approaches to functions of heads of higher education institutions, stratification of functions of administrative culture of heads in higher education institution is defined.

Текст научной работы на тему «Стратификация функций управленческой культуры руководителей в современном вузе»

УДК 378

Л. Б. Сергеева

СТРАТИФИКАЦИЯ ФУНКЦИЙ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ РУКОВОДИТЕЛЕЙ В СОВРЕМЕННОМ ВУЗЕ

Представлены основные проблемы управления в современном гуманитарном вузе, актуализируются аспекты управленческой деятельности руководителей, рассмотрены различные подходы к функциям, определена стратификация функций управленческой культуры руководителей в вузе.

Ключевые слова: стратификация, управление, управление в современном вузе, функции управленческой культуры, управленческая культура руководителей вуза

В современный период развития высшего образования в России появляется множество неоднозначных, а иногда и противоречащих постановлений, направлений, предложений по его дальнейшему развитию. В этой связи руководителям структурных подразделений в вузе приходится принимать различные решения, находить баланс в развитии образовательной системы и общества в целом.

Модернизация российской образовательной системы, а также обеспечение ее адаптации к требованиям мирового рынка образовательных услуг является одним из четырех общенациональных приоритетных проектов (проект «Образование») и предполагает формирование системы прогнозирования и стратегического планирования общегосударственного и регионального рынков профессиональных образовательных услуг в разрезе действующей и перспективной номенклатуры специальностей и профессий; всестороннее повышение качества высшего профессионального образования в России в целях обеспечения его соответствия требованиям инновационного развития и высокой конкурентоспособности учреждений этой сферы [1].

К началу XXI в. система управления образованием оказалась под воздействием целого ряда процессов, среди которых существенное значение имеют:

- охватившие все сферы человеческой деятельности процессы глобализации, что вызвало обращение к поиску новых форм управления, которые бы не просто повышали качество образования, а способствовали гармонизации компетенций в смежных областях человеческой деятельности в соответствии с принципами субсидиарности;

- развитие роли и самой системы образования в соответствии с реальными интеграционными процессами в области рынка труда, информационными ресурсами, инфраструктурой и возможностями для осуществления исследовательской деятельности;

- стимулирование внедрения национальных проектов и реформ, что способствует выявлению проблем, факторов и созданию оптимальных условий для повышения качества образования.

Исходя из этого, в настоящий момент определяются новые требования к качеству подготовки специалистов. В современный период особенностями взаимодействия государства и высших образовательных учреждений выступают:

- активная роль государства как поставщика образовательных услуг с соблюдением нормативных гарантий качества и потребителя в части обеспечения высококвалифицированным персоналом секторов бюджетной сферы;

- двойственный характер спроса на образовательные услуги: со стороны обучающегося (определяется целями получения образования) и со стороны потенциального работодателя (определяется целями и производственными функциями использования работника);

- многоуровневый характер рынков образовательных и профессиональных услуг (региональный, межрегиональный, общегосударственный и международный).

Превращение образования в особый вид практики общественного развития является кардинально новой постановкой вопроса о том, как должно осуществляться управление образовательным процессом в вузе. Состояние управленческой культуры руководителей структурных

142

подразделений вуза, по сути своей отвечающей, с одной стороны, потребностям образовательного процесса как динамичного, неравновесного, открытого, с другой - условиям осуществления управленческой деятельности, таким как разнохарактерность и неупорядоченность по факторам, определяющим ситуационное состояние системы; неоднородность - экономическая, социальная и, конечно же, образовательная, возникающая в результате диверсификации; ограниченность ресурсов как материальных, экономических, так и соответствующего качества профессионально-педагогической культуры.

Именно поэтому происходит новая стратификация самих функций управления и управленческой культуры руководителей. Определяются наиболее значимые функции, функции, направленные на опережение в построении стратегий управления вузом, к числу которых относятся анализ, планирование, контроль, координация, диагностика, прогнозирование, программирование.

Согласно А. Файолю, в управлении выделяется восемь функций: планирование, принятие управленческого решения, организация, укомплектование штатов, эффективная коммуникация, стимулирование, руководство и контроль [11].

Ю. А. Конаржевский обосновывает шесть функций управления: педагогический анализ, планирование, подготовку и принятие управленческого решения, организацию, контроль, регулирование [5, с. 70].

Базируясь на анализе практики управления образовательными учреждениями, В. П. Симонов выделяет такие функции управления: функция планирования (принятие решения: распоряжения, приказы, рекомендации, планы, решение совета педагогов, совета учреждения, локальные акты); функция организации (материально-техническое обеспечение, возможности выполнения плана), согласование плана с установками и потребностями личности исполнителя второго субъекта управления; функция контроля - процесс получения и переработки информации о ходе и результатах образовательного процесса. Контроль включает: наблюдение, изучение, ана-

лиз и оценку эффективности деятельности исполнителей [8].

Организационная функция подчеркивается в определении Питера Ф. Друкера, который рассматривает управление как особый вид деятельности, превращающий неорганизованную толпу в эффективную целенаправленную и производительную группу [3].

Целеполагающая функция представлена в работе С. Н. Тидора, считающего, что «управление - координация взаимодействия, вектором которого является цель - результат» [9].

В маркетинговых исследованиях обоснованы семь процессов, с помощью которых управленческая культура влияет на организационную деятельность социального института (кооперация между индивидом и частями организации; принятие решений; контроль; коммуникации; лояльность организации; восприятие организационной среды; оправдание своего поведения).

Основные управленческие функции в совокупности, как единое целое рассматривают М. Х. Мескон, М. Альберт, Ф. Хедоури, определяющие управление как «процесс планирования, организации, мотивации и контроля для того, чтобы сформулировать и достичь цели организации через других людей» [6]. В трудах данных авторов также подчеркивается, что управление как таковое является и стимулирующим элементом социальных изменений, и примером значительных социальных перемен.

В своем исследовании О. Л. Назарова представляет следующие функции управления качеством образования: информационно-аналитическая, мотивационно-целевая, планово-прогностическая, регулятивно-коррекционная, контрольно-диагностическая, организационно-исполнительская [7].

На сегодняшний день существует несколько подходов к формированию системы управления вузом. На основе работы Е. Н. Богачева, который предлагает выделять две комплексно-целевые подсистемы в общей системе управления вузом: управление развитием потенциала, направленное на «развитие и совершенствование технической базы вуза, социального развития трудового коллектива, совершенствование системы хозяйст-

143

венных отношений», и управление функционированием вуза, в сферу которого входят процессы «создания и реализации товарной продукции всех видов, эффективного использования ресурсов, качества продукции», О. Г. Ильина организационную структуру системы управления вузом рассматривает с точки зрения стратегического управления и включает в нее одиннадцать управляющих подсистем, в основу которых положены стоящие перед ними задачи. К данным подсистемам автор относит «Планирование обучения», «Маркетинг», «Финансирование деятельности вуза», «Организацию обучения», «Научно-исследовательскую работу», «Повышение квалификации и переподготовку», «Организацию труда преподавателей», «Привлечение персонала», «Развитие персонала», «Оплату труда», «Обеспечение» [4].

Рассмотренные системы управления вузом являются взаимодополняющими, однако они не предусматривают инновационной составляющей в качестве одного из элементов, который, на наш взгляд, должен быть выделен в одну из подсистем управления.

В связи с этим и возникает необходимость рассмотрения социальной ориентации, направленной на повышение управленческой культуры руководителей структурных подразделений вуза с трех позиций: общая направленность общественных потребностей, требования образовательной системы РФ, требования образовательного субъекта, т. е. студента.

С. Д. Резник и В. М. Филиппов рассматривают систему управления высшим учебным заведением как социально-экономическую, в которой отражена «взаимосвязь элементов внешней среды, оказывающих воздействие на систему управления высшим учебным заведением, и конечные результаты деятельности данной системы, достижимые при условии эффективного использования принципов и механизмов, осуществляющих систему взаимосвязей и отношений между объектом и субъектом управления данной системы» [10]. К субъектам управления, т. е. управляющей подсистеме, авторы относят органы управления образованием, органы управления вузом, управленче-

ские кадры вуза. Управляемая подсистема включает несколько подсистем управления: стратегическим развитием; учебной работой; научной работой; экономической деятельностью; внешними связями; социальной и воспитательной работой; административно-хозяйственной деятельностью. Управление инновационной деятельностью ученые выделяют как отдельное направление деятельности в подсистеме управления стратегическим развитием [2].

Следует также определить функции управленческой культуры, которые, по нашему мнению, в системе общей культуры связаны с деятельностью субъекта управления людьми и могут представлять следующий перечень: гностическая функция, реализуемая в значениях, нормах и ценностях познания человека, группы, организации, конкретной ситуации; прогностическая - определение динамики развития управленческой ситуации; проектировочная - определение целей и задач, планирование деятельности; коммуникативно-информационная - формирование, структурирование и сохранение коммуникационных сетей, сбор, преобразование и направление в них необходимой для управления информации; мотивационная - воздействие на совокупность внешних и внутренних условий руководителя и объекта управления, определяющих направленность деятельности; функция руководства - ответственность руководителя за принятие решений и конкретные результаты деятельности; организации - обеспечение реализации целей и задач управления; обучения - передача знаний, навыков и умений объекту управления; воспитания -формирование личности и коллектива; контроля - определение соответствия состояния, поведения и деятельности программе управления; оценки - отражение степени рассогласования между актуальными и используемыми параметрами управленческой ситуации; коррекции - внесение изменений в цели и программу управления.

Управление образовательно-воспитательным процессом в вузе представляет собой особый тип взаимодействия его субъектов, включающий ор-

144

ганизацию образовательного пространства, систем и процессов, действующих в нем (с учетом научно обоснованного содержания образования), удовлетворяющих интересам государства и общества, запросам будущих специалистов, а также создание системы воспитания культуры специалиста в целом. В нем отражается эффективность последовательно сменяющихся стадий управленческого цикла (исследование и оценка существующего качества образования, планирование и прогнозирование процесса совершенствования образовательно-воспитательного процесса в вузе, организация образовательно-воспитательного процесса, контроль и регулирование качества образования), результатом чего является повышение уровня компетентности субъектов образовательного процесса - студентов, эффективная реализа-

ция управленческой культуры руководителей структурных подразделений в вузе.

Содержание деятельности руководителей структурных подразделений вуза обеспечивает распределение ответственности, а также координацию процессов, процедур и ресурсов в целях эффективности управления качеством образования при обеспечении взаимосвязи между целями, ожидаемыми результатами, методологическими основами, функциями и структурными элементами.

Таким образом, стратификация функций управленческой культуры руководителей в современном вузе характеризуется направленностью на изучение настоящего, моделирование будущего и определение стратегической цели образовательного учреждения.

1. Аванесов, В. Приоритетный национальный проект «Образование» как форма перехода к общественно-государственному управлению образовательной сферой [Электроный ресурс] / В. Аванесов. - Режим доступа: http://viperson.ru/wind.php?ID=443355&soch=1.

2. Багирова, З. К. Формирование управленческой культуры будущего руководителя образования: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08 / З. К. Багирова. - Махачкала, 2008. - 18 с.

3. Друкер, Питер Ф. Энциклопедия менеджмента / Питер Ф. Друкер. - Москва: Вильямс, 2004. - 432 с.

4. Ильина, О. Г. Методология статистического исследования менеджмента высшего учебного заведения: дис. ... канд. экон. наук / О. Г. Ильина. - Москва, 1997. - 203 с.

5. Конаржевский, Ю. А. Педагогический анализ как основа управления школой: учеб. пособие / Ю. А. Ко-наржевский. - Челябинск: Челябинский государственный педагогический институт, 1978. - 102 с.

6. Мескон, Х. Основы менеджмента / Х. Мескон, М. Альберт, Ф. Хедоури. - Москва: Дело, 1992. - 702 с.

7. Назарова, О. Л. Теоретические основания управления качеством образовательного процесса в колледже / О. Л. Назарова // Вестник Оренбургского государственного университета. - 2003. - № 6. - С. 21.

8. Симонов, В. П. Педагогический менеджмент: 50 НОУ-ХАУ в управлении пед. системами: учеб. пособие / В. П. Симонов. - 3-е изд., испр. и доп. - Москва: Роспедагентство, 1999. - 427 с.

9. Тидор, С. Н. Системный стиль руководства - базис эффективного менеджмента / С. Н. Тидор // Менеджмент в России и за рубежом. - 2005. - № 5. - С. 124-132.

10. Управление высшим учебным заведением: учебник / под ред. С. Д. Резника, В. М. Филиппова. - 2-е изд., перераб. - Москва: ИНФРА-М, 2010. - 768 с.

11. Файоль, А. Общее и промышленное управление / А. Файоль. - Москва, 1923. - С. 83-84.

Сдано 27.05.2014 L. B. Sergeeva

STRATIFICATION OF FUNCTIONS OF ADMINISTRATIVE CULTURE OF HEADS IN MODERN HIGHER EDUCATION INSTITUTION

Abstract. In article the presented main problems of management in modern liberal arts college, are staticized aspects of administrative activity of the heads, considered various approaches to functions of heads of higher education institutions, stratification of functions of administrative culture of heads in higher education institution is defined.

Keywords: stratification, management, management in the modern university, the function of management culture, management culture of the university leaders

145

References

1. Avanesov, V. Prioritetnyj natsionalnyj proekt «Obrazovanie» kak forma perehoda k obshestvenno-gosudarstvennomu upravleniyu obrazovatelnoj sferoj [Priority national project "Education" as t a form of conversion to educational sphere public-state management] [Electronic resource] / V. Avanesov. - URL: http://viperson.ru/wind.php?ID=443355&soch=1.

2. Bagirova, Z. K. Formirovanie upravlencheskoj kultury budushego rukovoditelya obrazovaniya [Future educational sphere director administrative culture formation]: authoref. ... Cand. of Ped. science: 13.00.08 / Z. K. Bagirova. - Makhachkala, 2008. - 18 p.

3. Drucker, Piter F. Entsiklopediya menedzhmenta [Management Encyclopedia] / Piter F. Drucker. - Moscow: Vi-lyams, 2004. - 432 p.

4. Iljina, O. G. Metodologiya statisticheskogo issledovaniya menedzhmenta vysshego uchebnogo zavedeniya [High-school institution management statistic survey methodology]: dis. ... Cand. Ekon. sciences / O. G. Iljina. - Moscow, 1997. - 203 p.

5. Konarzhevskij, Yu. A. Pedagogicheskij analiz kak osnova upravleniya shkoloj [Pedagogical analysis as secondary school management foundations]: textbook / Yu. A. Konarzhevskij. - Chelyabinsk: Chelyabinsk state pedagogical institute, 1978. - 102 p.

6. Meskon, H. Osnovy menedzhmenta [Management foundations] / H. Meskon, M. Albert, F. Hedouri. - Moscow: Delo, 1992. - 702 p.

7. Nazarova, O. L. Educational process in college quality management theoretical grounds / O. L. Nazarova // Vestnik Orenburgskogo gosudarstvennogo universiteta [Orenburg State University Herald]. - 2003. - № 6. - 21 p.

8. Simonov, V. P. Pedagogicheskij menedzhment: 50 nou-hau v upravlenii ped. Sistemami [Pedagogical Management: 50 Know-How in pedagogical systems management]: textbook / V. P. Simonov. - 3rd ed., correct. and supplem. - Moscow: Rospedagentstvo, 1999. - 427 p.

9. Tidor, S. N. Management systemic style - basis for effectiveness / S. N. Tidor // Menedzhment v Rossii i za ru-bezhom [Management in Russia and abroad]. - 2005. - № 5. - P. 124-132.

10. Upravlenie vysshim uchebnym zavedeniem [High School Institution Management]: textbook / edit. by S. D. Reznik, V. M. Filippov. - 2nd ed., supplem. - Moscow: INFRA-M, 2010. - 768 p.

11. Fayol, A. Obshee i promyshlennoe upravlenie [General and industrial management] / A. Fayol. - Moscow, 1923. - P. 83-84.

Received 27.05.2014

146

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.