Научная статья на тему 'ПРАКТИКА ОБНОВЛЕНИЯ ВСОКО В УСЛОВИЯХ ПРИМЕНЕНИЯ МЕХАНИЗМОВ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ ОБРАЗОВАНИЯ'

ПРАКТИКА ОБНОВЛЕНИЯ ВСОКО В УСЛОВИЯХ ПРИМЕНЕНИЯ МЕХАНИЗМОВ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
263
68
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕГИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА В СФЕРЕ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ АГЛОМЕРАЦИЯ / МЕЖМУНИЦИПАЛЬНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / МЕХАНИЗМЫ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ ОБРАЗОВАНИЯ / ВНУТРЕННЯЯ СИСТЕМА ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кузина И. В., Денисенко Р. С.

В данной статье представлен опыт работы межмуниципальной проектной группы по совершенствованию внутренних систем оценки качества образования в контексте развития единой системы оценки качества образования и федеральной оценки механизмов управления качеством образования. Определены общие подходы обновления внутренних систем оценки качества образования, конкретизированы документы, разработанные в результате работы межмуниципальных проектных групп в рамках образовательной агломерации в 2021 году.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кузина И. В., Денисенко Р. С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PRACTICE OF INTERNAL EDUCATION QUALITY ASSESSMENT SYSTEM RENEWAL IN THE CONDITIONS OF EDUCATION QUALITY MANAGEMENT MECHANISMS APPLICATION

In the given article, the experience of intermunicipal project group work in internal education quality assessment system improvement in the context of the development of common education quality assessment system and federal assessment of education quality management mechanisms is presented. General approaches of internal education quality assessment system renewal are de ned; the documents that are developed in the result of intermunicipal project group work in the framework of educational agglomeration in 2021 year are concretized.

Текст научной работы на тему «ПРАКТИКА ОБНОВЛЕНИЯ ВСОКО В УСЛОВИЯХ ПРИМЕНЕНИЯ МЕХАНИЗМОВ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ ОБРАЗОВАНИЯ»

УДК 371

ПРАКТИКА ОБНОВЛЕНИЯ ВСОКО В УСЛОВИЯХ ПРИМЕНЕНИЯ МЕХАНИЗМОВ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ ОБРАЗОВАНИЯ

И.В. Кузина, Р.С. Денисенко

В данной статье представлен опыт работы межмуниципальной проектной группы по совершенствованию внутренних систем оценки качества образования в контексте развития единой системы оценки качества образования и федеральной оценки механизмов управления качеством образования. Определены общие подходы обновления внутренних систем оценки качества образования, конкретизированы документы, разработанные в результате работы межмуниципальных проектных групп в рамках образовательной агломерации в 2021 году.

Ключевые слова: региональная политика в сфере оценки качества образования, образовательная агломерация, межмуниципальное взаимодействие, механизмы управления качеством образования, внутренняя система оценки качества образования

Формирование внутренней системы оценки качества образования (далее - ВСОКО) -актуальное направление деятельности каждой образовательной организации. Важнейшими условиями обновления и функционирования данной системы - преемственность с системами оценки качества федерального, регионального, муниципального уровней, а также включенность в единое «оценочное пространство» системы образования Челябинской области. Именно поэтому изменения, происходящие во внешних системах оценки качества образования, должны отражаться в содержании ВСОКО, следовательно, необходимо постоянное совершенствование внутренних систем оценки качества. Стратегия изменений региональной политики в сфере оценки качества образования отражена в Концепции (обновленной) региональной системы оценки качества образования (Челябинская область) [2]. Основной задачей региональной системы оценки качества образования (далее - РСОКО) высту-

пает системное применение инновационных механизмов управления качеством образования. К таким механизмам относятся: проектное управление РСОКО; организация межмуниципального взаимодействия для решения актуальных задач развития систем оценки качества образования; концептуализация ключевых аспектов развития систем оценки качества образования в контексте региональной политики. Практика показала результативность всех этих механизмов в образовательной системе Челябинской области по вопросам оценки качества образования. Тем не менее одним из наиболее эффективных является организация межмуниципального взаимодействия для решения актуальных задач развития систем оценки качества образования [2]. Данное взаимодействие в системе образования Челябинской области осуществляется посредством привлечения ресурса профессионального сообщества. Цель, задачи и принципы деятельности образовательной агломерации по развитию систем оценки качества образования определены Концепцией межмуниципального взаимодействия в решении задач эффективного управления качеством образования на основе результатов РСОКО [1].

В 2021 году в рамках образовательной агломерации по развитию систем оценки качества образования, были созданы четыре межмуниципальные проектные группы (далее - ММПГ). Одна из них работала по направлению совершенствования внутренних систем оценки качества образования в контексте развития единой системы оценки качества образования и федеральной оценки муниципальных механизмов управления качеством образования [5].

Необходимость создания данной ММПГ возникла в связи с появлением разработанных в 2020 году Федеральным институтом оценки качества образования методических рекомендаций по подготовке к проведению оценки

механизмов управления качеством образования в субъектах Российской Федерации, а в 2021 году - по организации и проведению оценки механизмов управления качеством образования органов местного самоуправления муниципальных районов, городских и муниципальных округов и иных органов, реализующих данные полномочия [3]. Именно они стали беспрецедентным основанием для внесения изменений в системы оценки качества всех уровней, в том числе и институционального.

Наиболее эффективный способ решения данной задачи - привлечение ресурса межмуниципального взаимодействия, потенциал которого определяется наличием у участников практического опыта разработки локальных нормативных актов, механизмов управления качеством образования, принятия тактических/стратегических управленческих решений. Именно это позволяет в ходе совместной проектной деятельности представителей разных муниципальных образовательных систем разрабатывать универсальные модельные документы, которые могут быть рекомендованы к внедрению и дальнейшему применению на всех уровнях системы образования Челябинской области.

В работе ММПГ приняли участие 108 педагогических и руководящих работников органов управления образованием и образовательных организаций из 21 (49% от общего количества) муниципального образования Челябинской области. Все участники группы: специалисты муниципальных органов управления образования, специалисты ГБУ ДПО «Региональный центр оценки качества и информатизации образования», руководители образовательных организаций, специалисты дополнительного образования, учителя -имеют практический опыт разработки нормативных актов, обеспечивающих эффективное управление образовательными системами.

Техническим заданием для ММПГ стала разработка методических материалов для руководителей образовательных организаций по обновлению ВСОКО [4]: технологическая карта документационного обеспечения меха-24

низмов ВСОКО, Положение о внутренней системе оценки качества образования общеобразовательной организации (модельное), циклограмма ВСОКО, карта мониторинга результативности внутренней системы оценки качества образования, циклограмма мониторинга результативности внутренней системы оценки качества образования.

Участники ММПГ были распределены по трем микрогруппам, каждая из которых работала в одном из направлений:

обоснование совершенствования модели внутренней системы оценки качества образования на основе применения единых механизмов управления качеством образования;

обновление модельного положения о внутренней системе оценки качества образования общеобразовательной организации;

разработка мониторинга результативности внутренней системы оценки качества образования.

В работе по первому направлению приняли участие 42 представителя педагогической общественности Челябинской области из 6 муниципальных районов и 9 городских округов. Участниками ММПГ были проанализированы:

методические рекомендации по подготовке к проведению оценки механизмов управления качеством образования в субъектах Российской Федерации;

методические рекомендации по организации и проведению оценки механизмов управления качеством образования органов местного самоуправления муниципальных районов, городских и муниципальных округов и иных органов, реализующих данные полномочия.

Эти документы послужили основой для разработки технологических карт документа-ционного обеспечения ВСОКО (карты) по всем системам двух механизмов управления качеством образования. Пример такой карты представлен в таблице 1.

Таблица 1

Технологическая карта документационного обеспечения ВСОКО

№ п/п Механизм УКО Институциональный уровень

Содержание Источник Способ визуализации/ ссылка в разделе документа

1.Механпзмы управления качеством образовательных результатов

1.1.Система оценки качества подготовки обучающихся

1 Цели

Показатели

Методы сбора и обработки информации

Мониторинг показателей

Анализ результатов мониторинга

Адресные рекомендации по результатам анализа

Меры, мероприятия

Управленческие решения

Анализ эффективности принятых мер

Участниками был сформирован перечень инвариантных и вариативных локальных нормативных актов, отражающий все этапы цикла управления качеством образовательных результатов и качеством образовательной деятельности.

Практическая ценность разработанных технологических карт состоит в том, что в процессе их заполнения управленческая команда образовательной организации не только получит возможность документально подтвердить выполнение полного цикла управления от определения стратегии до анализа эффективности мер, принятых по результатам аналитических мероприятий, но и совершенствовать систему управления качеством образования.

Вторым направлением деятельности межмуниципальной проектной группы стало обновление модельного положения о внутренней системе оценки качества образования общеобразовательной организации. В работе приняли участие 32 педагогических работника из 5 муниципальных районов и 6 городских округов.

Проанализировав такие документы, как Концепция (обновленная) региональной системы оценки качества образования (Челябинская область) и методические рекомендации по подготовке к проведению оценки механизмов управления качеством образова-

ния в субъектах Российской Федерации, участники микрогруппы группы, с учетом интегративного подхода, включили основные идеи и смыслы этих документов в обновленное модельное Положение о ВСОКО. Структура последнего документа представлена актуальными разделами:

1. Общие положения.

2. Основные цели, задачи, принципы и функции ВСОКО.

3. Объекты и показатели ВСОКО.

4. Содержание и реализация системы оценки качества образования.

5. Анализ результатов ВСОКО.

6. Организационная и функциональная структура ВСОКО.

7. Презентация результатов ВСОКО.

8. Профессиональная и общественная экспертиза ВСОКО, обсуждение результатов.

В качестве приложения к Положению о ВСОКО представлена циклограмма ВСОКО, в которой отражен перечень мероприятий, проводимых в течение календарного года, и обозначены объекты и сроки проведения процедур, спланированных в соответствии с этапами управленческого цикла и механизмами оценки качества образования по основным показателям. В таблице 2 представлена выдержка из циклограммы.

Таблица 2

Циклограмма внутренней системы оценки качества образования (выдержка)

месяц Мханизмы оценки качества образования Содержание Ответственные Результат

август Мханизмы управления качеством образовательных По оценке качества подготовки обучающихся Анализ результативности ГИА Внесение изменений в ООП НОО, ООП ООО, ООП СОО, АООП (по необходимости) Заместители директора по УВР, ВР План работы (дорожная карта)

результатов По работе со школами с низкими результатами обучения и/или школами, функционирующими в неблагоприятных социальных условиях Планирование работы по повышению качества образовательных результатов Заместители директора по УВР, ВР План работы (дорожная карта)

По выявлению, поддержке и развитию способностей и талантов у детей и молодежи Анализ участия образовательной организации в конкурсах, олимпиадах, фестивалях, чемпионатах разного уровня Заместители директора по УВР, ВР Аналитическая справка

По самоопределению и профессиональной ориентации обучающихся Планирование работы по самоопределению и профессиональной ориентации обучающихся Заместители директора по УВР, ВР План работы (дорожная карта)

Особенностью обновленного Положения о ВСОКО является наличие мониторинга результативности. В этом направлении работала третья микрогруппа в составе 17 представителей 5 муниципальных районов и 5 городских округов Челябинской области.

Результатом деятельности по этому направлению стал разработанный мониторинг результативности ВСОКО, содержащий критерии оценивания внутренней системы оценки качества образования:

1. нормативная обоснованность функционирования ВСОКО;

Форма мониторинга ре

2. открытость функционирования ВСОКО на официальном сайте общеобразовательной организации;

3. выполнение мероприятий циклограммы ВСОКО;

4. представленность результатов ВСОКО;

5. представленность анализа результатов ВСОКО;

6. представленность управленческих решений по результатам ВСОКО;

7. анализ эффективности принятых мер. Форма мониторинга представлена в таблице 3.

Таблица 3

ультативности ВСОКО

№ п/п Критерий результативности ВСОКО образователь ной организации Показатели и индикаторы показателей результативности ВСОКО образовательной организации Полученное значение

Показатель Значение показателя Индикатор, расчет значения

1

По каждому из критериев были определены показатели и система оценивания. По результатам заполнения мониторинга управленческая команда образовательной организации сможет оценить эффективность и результативность внутренней системы оценки качества образования, а также наметить дальнейшие тактичес-

кие шаги в ее обновлении или коррекции основных шагов управленческого цикла.

Разработанные модельные документы призваны, прежде всего, совершенствовать локальную нормативную базу образовательной организации по направлению оценки качества в соответствии с актуальными доку-

ментами федерального и регионального уровней. Это, в свою очередь, позволит руководителю и управленческой команде образовательной организации грамотно выстроить полный цикл управления, оценить эффективность и адекватность принимаемых управленческих решений.

Необходимо отметить, что модельные документы, разработанные участниками ММПГ, прошли процедуры профессионально-общественного обсуждения, в которой приняли участие около 3000 специалистов образовательной системы, и профессионально-общественной экспертизы (424 участника). Респонденты отметили, что все представленные материалы являются практически значимыми для развития региональной системы оценки качества образования, позволяют эффективно обеспечивать развитие систем оценки качества образования на всех уровнях, отражают полномочия на всех уровнях управления качеством образования (региональном, муниципальном, институциональном) в соответствии с действующим законодательством.

Также результаты работы по данному направлению найдут свое отражение в методических рекомендациях управленческим командам общеобразовательных организаций «Внутренняя система оценки качества и механизмы управления: технологии интеграции в управлении образовательной организацией».

В целом деятельность специалистов системы образования Челябинской области в составе межмуниципальной проектной группы, по мнению большинства участников, позволила объединить управленческий и методический потенциал представителей 21 (49 % от общего числа муниципальных образований) муниципалитета Челябинской области, разработать практико-ориентированные модельные документы, определить пути дальнейшего сотрудничества и развития в рамках образовательной агломерации.

Список литературы

1. Концепция межмуниципального

взаимодействия в решении задач эффективного управления качеством образования на основе результатов региональной системы оценки качества образования: приказ Министерства образования и науки Челябинской области от 29 марта 2017 года N 01/970 - URL: https://rcokio.ru/files/upload/reg_conc/44629025 7.pdf (дата обращения: 10.09.2021)

2. Концепция (обновленная) региональной системы оценки качества образования (Челябинская область) / Министерство образования и науки Челябинской области. - 2-е изд., испр. и доп. - Челябинск : РЦОКИО, 2020. -130 с. - ISBN 978-5- 906934-42-0

3. Методические рекомендации по организации и проведению оценки механизмов управления качеством образования органов местного самоуправления муниципальных районов, городских и муниципальных округов и иных органов, реализующих данные полномочия / Федеральный институт оценки качества образования. - URL: https:// fioco.ru/Media/Default/M етодики/Методиче ски е%20рекомендации%20по%20организации%2 0и%20проведению%20МУМ-2021-1^ (дата обращения: 10.09.2021).

4. Об утверждении Комплексной Дорожной карты межмуниципального взаимодействия по актуальным направлениям развития систем оценки качества образования в рамках образовательной агломерации по развитию систем оценки качества образования на 2021 год : приказ Министерства образования и науки Челябинской области от 09.03.2021 г. N° 01/581

URL: https://rcokio.ru/files/upload/vimp/ upmsoko /prikaz_581_dk.pdf (дата обращения: 10.09.2021).

5. Об утверждении межмуниципальных проектных групп в рамках образовательной агломерации по развитию региональной системы оценки качества образования на 2021 год : приказ Министерства образования и науки Челябинской области от 09.03.2021 г. № 01/582 : приказ Министерства образования и науки Челябинской области от 09.03.2021 г. № 01/582 - URL: https://rcokio.ru/files/upload/vimp/upm soko/prikaz_581_dk.pdf (дата обращения: 16.09.2021).

References

1. Kontseptsiya mezhmunitsipal'nogo vzaimodeystviya v reshenii zadach effektivnogo upravleniya kachestvom obrazovaniya na osnove rezul'tatov regional'noy sistemy otsenki kachestva obrazovaniya: prikaz Ministerstva obrazovaniya i nauki Chelyabinskoy oblasti ot 29 marta 2017 goda N 01/970 - URL: https://rcokio.ru/ files/upload/reg_conc/446290257.pdf (data obrashcheniya: 10.09.2021).

2. Kontseptsiya (obnovlennaya) regional'noy sistemy otsenki kachestva obrazovaniya (Chelyabinskaya oblast') / Ministerstvo obrazovaniya i nauki Chelyabinskoy oblasti. - 2-e izd., ispr. i dop. - Chelyabinsk : RTsOKIO, 2020. -130 s. - ISBN 978-5- 906934-42-0.

3. Metodicheskie rekomendatsii po organizatsii i provedeniyu otsenki mekhanizmov upravleniya kachestvom obrazovaniya organov mestnogo samoupravleniya munitsipal'nykh rayonov, gorodskikh i munitsipal'nykh okrugov i inykh organov, realizuyushchikh dannye polnomochiya / Federal'nyy institut otsenki kachestva obrazovaniya. - URL: https://fioco.ru/ Media/Default/Metodiki/Metodicheskie%20reko mendatsii%20po%20organizatsii%20i%20prove deniyu%20MUM-2021-1.pdf (data obrashcheniya: 10.09.2021).

4. Ob utverzhdenii Kompleksnoy Dorozhnoy karty mezhmunitsipal'nogo vzaimodeystviya po aktual'nym napravleniyam razvitiya sistem otsenki kachestva obrazovaniya v ramkakh obrazovatel'noy aglomeratsii po razvitiyu sistem otsenki kachestva obrazovaniya na 2021 god :

prikaz Ministerstva obrazovaniya i nauki Chelyabinskoy oblasti ot 09.03.2021 g. № 01/581 URL: https://rcokio.ru/files/upload/vimp/ upmsoko/prikaz_581_dk.pdf. (data

obrashcheniya: 10.09.2021).

5. Ob utverzhdenii mezhmunitsipal'nykh proektnykh grupp v ramkakh obrazovatel'noy aglomeratsii po razvitiyu regional'noy sistemy otsenki kachestva obrazovaniya na 2021 god : prikaz Ministerstva obrazovaniya i nauki Chelyabinskoy oblasti ot 09.03.2021 g. № 01/582 URL: https://rcokio.ru/files/upload/vimp/ upmsoko/prikaz_581_dk.pdf. (data

obrashcheniya: 16.09.2021).

Сведения об авторах

Кузина Ирина Васильевна - директор муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 5», Челябинская обл., г. Сатка

Денисенко Роза Сабировна - заместитель директора муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 5», Челябинская обл., г. Сатка

Information about authors

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Kuzina I.V. - Director of Municipal Autonomous General Education Institution «Secondary School №5», Chelyabinsk region, Satka

Denisenko R.S. - Deputy Director of Municipal Autonomous General Education Institution «Secondary School №5», Chelyabinsk region, Satka

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.