Научная статья на тему 'СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПРИКЛАДНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ ПРОФИЛЯ “АКВАКУЛЬТУРА”'

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПРИКЛАДНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ ПРОФИЛЯ “АКВАКУЛЬТУРА” Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
21
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Fan-Sportga
Область наук
Ключевые слова
ППФП / СТУДЕНТЫ / “АКВАКУЛЬТУРА” / ПЛАВАНИЕ / ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кадыров Ш.Ш.

Мақолада сузиш ҳавзаларида ва очиқ сув ҳавзаларида сузиш амалиётини ўқув жараёнига жорий этиш асосида “Аквакультура” профили талабаларининг касбий амалий жисмоний тайёргарлигининг ўзига хос хусусиятлари кўриб чиқилган. Ишнинг мақсади талабаларнинг организмини жисмоний ва функционал ривожлантириш ошириш орқали бўлажак мутахассисликларни касбий фаолиятга тайёрлашдан иборат.В статье рассмотрены вопросы специфики профессионально прикладной физической подготовки студентов профиля «Аквакультура» на основании внедрения в процесс обучения плавательной практики в бассейнах и открытых водоемах. Целью работы является подготовить будущих специалистов к профессиональной деятельности путем повышения физического и функционального развития организма.The article deals with the issues of the specifics of professional applied physical training of students of the "Aquaculture" profile on the basis of the introduction of swimming practice in swimming pools and open water bodies into the learning process. The purpose of the work is to prepare future specialists for professional activities by increasing the physical and functional development of the body.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПРИКЛАДНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ ПРОФИЛЯ “АКВАКУЛЬТУРА”»

Техника, тактика и методика спортивной тренировки

фазаси. Бу даражанинг давомийлиги - 0,2-0,4 сонияни ташкил этади. Тана белдан ор;ага эгилган ва озгина олдинга огишган. Бу максимал чу;урро; чущайишни таъминлайди ва ^ам чущайишда, ^ам туриш пайти-да мувозанат урнатишни енгиллаштиради. Штанга остига утиришда ;айд ;илиш. Таянчли чущайишни кетидан тез туриш билан бажариш ма;садга мувофи; (очилишдан штанга остига утиришга утилгандан сунг юзага келадиган эгилувчан кучлардан фойдаланиб). Бундай бажариш вариантида штангани чущайишда ;айд;илиш фазаси булмайди. Биро;, чущайишдаги ^аракат вазифаси мувозанатни са;лаш ва бироз муво-занатлаштириш ёрдамида 9 - фаза вазифаси штангани ;айд ;илиш зарурияти билан боглщ булади. Бу даст-кутаришнинг энг куп учраб турадиган вариантидир. Якунловчи ^аракатлар асослари. Спортчининг якун-ловчи ^аракатлари туриш ва штангани якуний ;айд ;илиш билан богли; хисобланади. Туриш пайтида оё; мушаклари ишини енгиллаштириш учун гавда бир оз олдинга (тос-сонни бирмунча кутариш билан) эгилтирилади, бунда штанга ;атъий вертикал ^олатда кутарилади. Спортчи туришни якунлаб, штангани ю;орида текисланган (букилмаган ^олатда) ;уллар-да ушлаб туриб ;айд ;илади, бунда гавданинг барча бугинлари ва штанга грифи битта вертикал текис-ликда жойлашади. Туриш якунланганда оё; учлари албатта бир чизщда туриши лозим.

Хулоса. Огир атлетика спорт тури билан шугул-ланишнинг куп йиллик жараёнида спортчиларнинг асосий мусоба;а маш;лари ва ёрдам берувчи маш;лар элементларини узлаштириш билан бо-шланади. Албатта, бу жараён махсус маш;ларсиз кечмайди. Шуни инобатга олиб, ^ар бир шугулла-нувчиларнинг тана типлари ва уларнинг координа-цион ^аракатларни ;абул ;илиш ;обилиятига ;араб махсус маш;лар туркумларидан фойдаланилади. Даст кутариш ^аракатини такомиллаштириш юзаси-

дан тизза даражасидан, куигичлардан даст кутариш турлари, силтаб кутариш учун эса устунлардан фойдаланиш услублари келтирилган. Огир атлети-качиларнинг куп йиллик тайёргарлик жараёнида мусобак;а ва ёрдам берувчи маш^ларни ургатиш ва такомиллаштиришда спортчиларнинг ёш хусуси-ятлари, малакаси, вазн тоифалари, мусобак;аларда иштирок этиш тактикаси илмий-педагогик тажри-балар асосида чу^ур урганилиб, спорт натижалар динамикаси усишининг асосий омили эканлиги амалиётда исботланган.

Адабиётлар:

1. Маткаримов Р.М. Ofhp атлетикачилар куп йиллик тайёргарлик тизимининг илмий-назарий асослари: Монография. Т.: O'ZKITOB SAVDO NASHRIYOTI MATBAA IJODIY UYI. 2021. - 239 б.

2. Маткаримов Р.М, Оммавий разрядли огир атлетикачилар машрулот нагрузкалари хажм ва шиддатининг оптимал нисбатлари. Педогогика фанлари номзоди илмий даражасини олиш учун бажарилган диссертация. Тошкент.1999 й.

3. Маткаримов Р.М. Юк,ори малакали огир атлетикачиларни куп йиллик тайёрлашнинг илмий-назарий асослари. Педогогика фанлари доктори илмий даражасини олиш учун бажарилган диссертация. Тош-кент.2022 й. 88-94 б.

4. Matkarimov R.M. Questions of temporary adaptation of weightlifters to different climatic and geographical conditions // Eurasian Journal of Sport Science. Vol. 1: Iss. 1, Article 3. 2020. - Р. 18-22.

5. Matkarimov R.M. Pedagogical analysis of the participation of the national teams of Uzbekistan and China in the XXXII Tokyo 2020 summer Olympic games in weightlifting // Eurasian Journal of Sport Science. Vol. 1: Iss. 2, Article 35. 2021. - Р. 207-211.

6. Маткаримов Р.М. Оммавий разрядли огир атлетикачилар машрулот юкламалари хажми ва шиддатининг оптимал нисбатлари самарадор-лигини аниклаш // FAN - SPORTGA илмий-назарий журнали. Т., 2020. - №2. - Б. 34-38.

7. Маткаримов Р. М. ОПТИМИЗАЦИЯ ПРОЦЕССА ПОДГОТОВКИ ВЫСОКОКВАЛИФИЦИРОВАННЫХ ТЯЖЕЛОАТЛЕТОВ В ГОДИЧНОМ ЦИ^1Е //Проблемы и перспективы физического воспитания, спортивной тренировки и адаптивной физической культуры. - 2021. - С. 361-365.

8. Toshturdiev Sh.Kh. Features of the de es of the development of str elopment of strength qualities during the ength qualities during the training of cyclists Eurasian Journal of Sport Science: Vol. 1: Iss. 2, Article 12. 2021.- Pg 66-78.

9. Тоштурдиев Ш.Х. Велосипедчиларнинг куч сифатини 0Fир атлетика воситалари оркдли ривожлантириш услубияти//"FAN - SPORTGA" илмий-назарий журнали 2020. - № 1. C. 39-45.

Информация для связи с автором:

kadirovtco@mail.ru

Преподаватель Ш.Ш. КАДЫРОВ1

1Филиал ФГБОУ ВО "Астраханский государственный технический университет" Ташкентская область, Узбекистан

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПРИКЛАДНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ ПРОФИЛЯ "АКВАКУЛЬТУРА"

■■нотация

Annotation

CG Ш t о а

Vi

В статье рассмотрены вопросы специфики профессионально-прикладной физической подготовки студентов профиля "Аквакультура" на основании внедрения в процесс обучения плавательной практики в бассейнах и открытых водоемах. Целью работы является подготовить будущих специалистов к профессиональной деятельности путем повышения физического и функционального развития организма.

Маколада сузиш хавзаларида ва очик, сув хавзаларида сузиш амалиётини укув жараёнига жорий этиш асосида "Аквакультура" профили талабаларининг касбий-амалий жисмоний тайёр-гарлигининг узига хос хусусиятлари куриб чикилган. Ишнинг максади талабаларнинг организ-мини жисмоний ва функционал ривожлантириш ошириш оркали булажак мутахассисликларни касбий фаолиятга тайёрлашдан иборат.

Калит сузлар: КАЖТ, талабалар, "Аквакультура", сузиш, жисмоний ривожланиш, функционал ривожланиш.

The article deals with the issues of the specifics of professional-applied physical training of students of the "Aquaculture" profile on the basis of the introduction of swimming practice in swimming

Техника, тактика и методика спортивной тренировки

Ключевые слова: ППФП, сту- pools and open water bodies into the learning process. The purpose of the work is to prepare future specialists

денты, "Аквакультура", плавание, for professional activities by increasing the physical and functional development of the body. физическое развитие, функциональ- Key words: professionally applied physical training, students, "Aquaculture", swimming, physical development,

ное развитие. functional development.

CM CM О CM

ro та t

0

W

1

Введение. Профессионально-прикладная деятельность направлена на формирование знаний, умений, навыков и определенного уровня подготовленности, необходимого для профессий, которые связаны с плаванием прямо (инструкторы, тренеры, преподаватели по плаванию, спасатели на воде) или косвенно (педагоги, специалисты реабилитационной и адаптивной физической культуры, военные, работники открытых водоёмов); на подготовку специалистов для всех разделов работы по плаванию и специалистов по спасению на воде [1, 3].

Актуальность. Уровень профессиональной подготовленности выпускника университета обусловлен ступенью освоения соответствующих познаний и умений, и его функциональной и физической подготовленностью к осуществлению трудовой деятельности [1, 2].

Организация учащихся профиля "Аквакультура", гарантируют соответствующие блоки дисциплин, и общность разнообразных вариантов ориентированных занятий. Общая и профессионально ориентированная физическая, функциональная и двигательная подготовка студентов осуществляется в вузе в процессе практических форм занятий физической культурой.

Программа профессиональной подготовки студентов профиля "Аквакультура" не предусматривает плавательной практики, при том что непосредственная деятельность связана с работой в открытых водоемах. Исследования особенностей профессиональной деятельности выпускников профиля "Аквакультура" позволили предусмотреть негативное воздействие отсутствия плавательной практики на физическую компетентность и многофункциональное положение систем организма грядущего профессионала профиля "Аквакультура".

Уровень вырабатывания профессионально важных показателей физиологического развития, физической подготовленности и функционального состояния систем организма учащихся профиля "Аквакультура" к завершению обучения в вузе будет в целом снижен, уменьшая в определенной степени и готовность выпускников к эффективному выполнению профессиональной деятельности. Принимая во внимание, все сказанное представляется очевидным, необходимость осуществлять специальную физическую и функциональную подготовку студентов к условиям профессиональной деятельности как в рамках академических занятий физической культурой, так и в рамках плавательной практики в бассейнах и открытых водоёмах.

Вместе с тем традиционно реализуемая в настоящее время программа по физической культуре не выделяет специального по содержанию, организации и методике этапа физической и функциональной подготовки студентов профиля "Аквакультура" к условиям длительной плавательной практики. В ней так же отсутствуют содержательные, организационные и методические аспекты проведения занятий непосред-

ственно в водной среде в процессе профессиональной плавательной практики, что и обусловливает актуальность данного исследования.

Цель исследования - разработать и обосновать методику профессионально-прикладной плавательной подготовки студентов профиля "Аквакультура" в процессе академических занятий физической культурой.

Задачи исследования:

1. Определить особенности влияния академических занятий физической культурой на показатели физической и функциональной подготовленности студентов профиля "Аквакультура".

2. Определить состав профессионально значимых средств физической и функциональной подготовки студентов, приоритетных для качественного исполнения трудовой деятельности.

3. Обосновать перспективные направления совершенствования содержания, организации и методики плавательной подготовки студентов профиля "Аква-культура".

4. Разработать и экспериментально проверить эффективность методики физической и функциональной подготовки студентов профиля "Аквакультура" к профессиональной деятельности средствами плавательной практики.

Для решения поставленных в работе задач использовались следующие методы исследования: анализ научно-методической литературы, педагогическое тестирование уровня физической подготовленности, педагогическое тестирование уровня знаний, анкетирование, педагогический эксперимент, методы математической статистики.

В ходе педагогического наблюдения была установлена:

- недостаточная эффективность академических занятий физической культурой у студентов профиля "Аквакультура" для профессионально трудовой деятельности, выражающаяся в отсутствии положительной динамики практически всех профессионально важных показателей физической подготовленности;

- выявлены особенности состава приоритетных средств занятий физической культурой, проявляющиеся в том, что избранные ими виды спорта и группы физических упражнений;

- определен состав приоритетных для студентов профиля "Аквакультура" видов спорта и групп физических упражнений, которые должны быть включены в содержание академических занятий физической культурой в вузе, куда вошли: беговые упражнения, комплексы общеразвивающих и профессионально ориентированных групп физических упражнений, упражнения в водной среде и обучение плаванию;

- обосновано рациональное перераспределение по годам обучения тематики и объема часов программного материала теоретического, методико-практиче-ского и учебно-тренировочного разделов дисциплины "Современные виды двигательной активности",

Техника, тактика и методика спортивной тренировки

обеспечивающее эффективную подготовку студентов профиля "Аквакультура" позволяющее поддерживать на должном уровне развитие физических качеств и функциональное состояние систем организма;

- определен, исходя из требований будущей профессиональной деятельности студентов профиля "Аквакультура", примерный объем часов занятий физическими упражнениями, составляющий 2 семестра.

Результаты исследования и их обсуждение. Реализация данной методики в условиях плавательной практики также предполагает разработку примерного плана-графика занятий физическими упражнениями (табл. 1). В каждое занятие предлагается включать по одному заданию из каждой группы приоритетных средств. Комплексы же общеразвивающих упражнений и бег предлагается выполнять на всех занятиях. Учитывая особенности профессиональной деятельности занятий физическими упражнениями предлагается ограничить одним часом и проводить их через день. Кроме того, для каждого студента на период плавательной практики предлагается подготовить пакет планирующих документов и методических материалов, а также дневник самоконтроля выполнения программы занятий.

Таблица 1

Примерный план-график занятий физическими упражнениями

Вид упражнений Дни недели

пн вт ср чт пт сб

Беговые упражнения • • •

Комплексы общеразвивающих и профессионально ориентированных групп физических упражнений • • •

Упражнения в водной среде и обучение плаванию • • •

дики осуществлялась в течение второго семестра на академических занятиях физической культурой в вузе и в условиях шестимесячной плавательной практики. Для этого были сформированы контрольная (п=25) и экспериментальная (п=25) группы.

Реализация программы педагогического эксперимента в условиях вуза в течение второго семестра привела к выраженным положительным изменениям уровня методических знаний по организации и проведению занятий физическими упражнениями как у студентов экспериментальной (20,15±0,60 балла; 1=5,48 при р<0,001), так и контрольной (17,34±0,55 балла; 1=3,25 при р<0,01) групп. При этом к окончанию весеннего семестра показатель знаний по основам методики занятий физическими упражнениями у студентов экспериментальной группы стал статистически достоверно (1=3,45; р<0,01) превосходить аналогичные величины однокурсников из контрольной.

Реализация авторской методики в процессе занятий физическими упражнениями в период шестимесячной плавательной практики у студентов экспериментальной группы способствовала улучшению 17,1% и сохранению на исходном уровне 82,9% показателей физического развития, физической подготовленности, и функционального состояния систем организма. При этом за данный период ни один из анализируемых показателей у студентов экспериментальной группы

не ухудшился (рис. 1).

У студентов же контрольной группы за период плавательной практики улучшилось всего 2,8%, тогда как остались практически на прежнем уровне - 28,6% и ухудшились - 68,6% аналогичных показателей. Таким образом, реализация экспериментальной методики физической и функциональной подготовки студентов оказывает в целом положительное влияние на уровень методической компетентности, физической и функциональной подготовленности, профессиональных знаний и практических умений.

■ контрольная группа

практики экспериментальная группа

Рис. 1. Показатели физической и функциональной подготовленности студентов контрольной и экспериментальной групп до и после плавательной практики, %.

ВЫВОДЫ

1. Перспективным направлением совершенствования профессионально-прикладной физической подготовки студентов профиля подготовки "Аквакультура", позволяющим повысить навыки и умения необходимые в профессиональной деятельности специалистов подготовки "Аквакультура", является разработка, в рамках действующей программы дисциплины "Современные виды двигательной активности", методики профессиональной физической и функциональной подготовки обучающихся в процессе академических занятий физической культурой.

2. Приоритетными средствами профессиональной физической и функциональной подготовки студентов к условиям будущей профессиональной деятельности являются: беговые упражнения, комплексы общераз-вивающих и специальных упражнений определенной целевой направленности (на развитие способности дозировать силовые напряжения, сенсомоторных реакций, восприятия, воспроизведения линейной величины пространства, элементарных форм быстроты, ловкости, равновесия и вестибулярной устойчивости, устойчивости к гипоксии, свойств внимания, свойств памяти, эмоциональной устойчивости) и прикладное плавание.

3. Методика профессиональной физической и функциональной подготовки студентов к условиям плавательной практики, включающая проективный, содержательный, процессуальный и контрольный аспекты, в которых представлены соответствующие целевые установки и основные задачи, теоретический, методический и практический учебные материалы, их распределение по семестрам и отдельным занятиям, состав приоритетных средств, их планирование по отдельным занятиям, реализуемые в процессе академических в вузе, позволяет увеличить устойчивость организма к сложным условиям и неблагоприятным

см см о см

го га

0 ^

ю

1

с го

Техника, тактика и методика спортивной тренировки

факторам внешней среды, в которых осуществляется профессиональная деятельность специалистов, сохранить на должном уровне показатели физического развития, физической подготовленности, и функционального состояния систем организма обучающихся, а также обеспечить условия, способствующие повышению профессиональной компетентности студентов в процессе длительной плавательной практики.

Литература:

1. Кабышева, М. И. Анализ современного состояния проблемы профессионализации и определение проблемного поля исследования / М. И. Кабышева, А. И. Акимов // Южно-Уральский педагогический журнал. 2010. № 2. С. 120-127.

2. Латыпов И.К. "Физическая культура в профильном обучении" -Москва, Педагогический университет "Первое сентября", 2006.

3. Подкопаева, О. В. Профессионально - прикладная физическая подготовка студентов с использованием средств плавания: методические указания / О. В. Подкопаева, Т. А. Анплева; Оренбургский гос. ун - т. -Оренбург: ОГУ, 2013. - 29 с.

Преподаватель А.Р. МУСАЕВА1

1Узбекский государственный университет физической культуры и спорта, город Чирчик, Узбекистан.

WORKOUT КАК СРЕДСТВА ЗДОРОВОГО

Информация для связи с автором:

info@jtsu.uz

ОБРАЗА ЖИЗНИ

Аннотация

Annotation

В статье рассмотрена проблема здравоохранения, адаптивных возможностях и обеспечение физической активностью людей посредством упражнений оздоровительно-развивающего вида спорта воркаута. Показаны основные базовые элементы упражнений воркаут. Приведен пример упражнений на турнике для начинающих воркаутеров.

Ключевые слова: воркаутер, физическая активность, комплекс упражнений, турник, здоровый образ жизни, физкультурно-оздоровительные работы.

Актуальность. В научной литературе, рассматривающей проблемы физической активности и улучшения здоровья человека, широкое распространение получило использование понятия "здоровый образ жизни". Научно-технический прогресс и интернет технологии заставили людей в врасплох, так как они стали менее физически активными. Своего рода гад-жеты, смартфоны, смарт браслеты и т.д. устройства которые предназначены для облегчения и усовершенствования жизни на самом деле отрицательно влияют на психофизическое состояния и здоровья человека в целом. Решением проблемы защиты и сохранения здоровья людей исследователи увязывают не только с улучшением экологической ситуации, но и с осознанием каждым человеком ценности здоровья и ответственности за свое здоровье.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Здоровый образ жизни как обобщенное понятие (научная категория), интегрирующее систему общеукрепляющих и общегигиенических факторов, (принципов, норм), которые повышают адаптивные возможности человека и способствуют полноценному выполнению им социальных функций и достижению активного долголетия [4]. Самым доступным и не надоедливым средством могут служить дворовые турники, которые есть сегодня на каждом квартале и комплексе жилых домов.

Турники и брусья начали активно устанавливаться во дворах и пришкольных территориях ещё во времена советского союза стран, главным образом, в целях

Маколада согликни саклаш, мослашиш кобилияти ва уз вазнига карши согломлаштирувчи спорт машклари оркали одамларнинг жисмоний фаоллигини таъминлаш муаммоси куриб чикилган. Wоркоут машкларининг асосий базавий элементлари курсатилган. Бошлангич шор-коутерлар учун турникда бажариладиган машклар мисоли келтирилган.

Калит сузлар: wоркотчи, жисмоний фаоллик, машклар комплекси, турник, соглом турмуш тарзи, жисмоний тарбия ва согломлаштириш ишлари.

The article deals with the problem of health care, adaptive capabilities and providing people with physical activity through exercises of the health-improving and developing sport of workout. The main basic elements of workout exercises are shown. An example of exercises on the horizontal bar for beginner street workouts is given.

Key words: street workout, physical activity, set of exercises, horizontal bar, healthy lifestyle, health and fitness activities.

распространения физкультурных занятий среди молодёжи и тем самым способствованию здоровому образу жизни и физическому развитию. С этой же целью были введены нормативы "Алпомиш и Барчиной", в которые также входили подтягивания на турнике и подъём из виса в упор переворотом или силой. Уже тогда многие ребята начали интересоваться и активно заниматься на спортивных площадках. Появлялись даже организованные сообщества по занятию культуризмом.

В 2000-е с развитием интернета на сайте, предоставляющем услуги видеохостинга, начали появляться любительские видеоролики с тренировками на улице (street workout) в США и в гетто (ghetto workout) [2]. Некоторые ролики вызвали большой интерес у молодёжи по всему миру и подобные ролики стали снимать в других странах, используя в названиях те же слова (workout). Со временем данное увлечение стало приобретать форму молодёжного движения в странах постсоветского пространства, например в России, Казахстане, Белоруссии и на Украине.

Воркаут (англ. "Workout" - тренировка) - система тренировок с собственным весом или небольшим отягощением, основой которых является пропорциональное развитие силы, выносливости и гибкости всего тела; новый вид спорта, входит в состав дисциплин воздушно-силовой атлетики.

Особенность тренировочной программы заключается в выполнении стандартных комплексов базовых упражнений. При этом атлет может тренироваться как

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.