Научная статья на тему 'СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ПРИ ПРОХОЖДЕНИИ УЧЕБНОЙ ОЗНАКОМИТЕЛЬНОЙ ПРАКТИКИ (ПО БИОЛОГИИ)'

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ПРИ ПРОХОЖДЕНИИ УЧЕБНОЙ ОЗНАКОМИТЕЛЬНОЙ ПРАКТИКИ (ПО БИОЛОГИИ) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
22
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАКТИКА / БИОЛОГИЯ / КРАЕВЕДЕНИЕ / ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛИЗМА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шаламова Татьяна Владимировна, Микляева Марина Анатольевна, Околелов Андрей Юрьевич

Статья посвящена особенностям совершенствования профессионально-педагогической направленности при прохождении учебной ознакомительной практики (по биологии).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Шаламова Татьяна Владимировна, Микляева Марина Анатольевна, Околелов Андрей Юрьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPROVEMENT OF PROFESSIONAL AND PEDAGOGICAL ORIENTATION DURING THE EDUCATIONAL INTRODUCTORY PRACTICE (BIOLOGY)

The article is devoted to the peculiarities of improving the professional and pedagogical orientation during the educational introductory practice (biology).

Текст научной работы на тему «СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ПРИ ПРОХОЖДЕНИИ УЧЕБНОЙ ОЗНАКОМИТЕЛЬНОЙ ПРАКТИКИ (ПО БИОЛОГИИ)»

УДК 37.013.21

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ПРИ ПРОХОЖДЕНИИ УЧЕБНОЙ ОЗНАКОМИТЕЛЬНОЙ ПРАКТИКИ (ПО БИОЛОГИИ)

Татьяна Владимировна Шаламова

старший преподаватель kaf-b2014@yandex.ru Марина Анатольевна Микляева кандидат биологических наук, доцент m. miclyaeva@yandex.ru Андрей Юрьевич Околелов кандидат биологических наук, доцент

okolelov@mail.ru

Мичуринский государственный аграрный университет

Мичуринск, Россия

Аннотация. Статья посвящена особенностям совершенствования профессионально-педагогической направленности при прохождении учебной ознакомительной практики (по биологии).

Ключевые слова: практика, биология, краеведение, формирование профессионализма.

Полевые практики по биологии должны способствовать дальнейшему формированию к углублению теоретической базы обучающихся; подготовке к проведению экскурсий и практических работ на местности; к организации систематических наблюдений в природе; подготовке к краеведческим исследованиям, овладению методикой изучения природных объектов; подготовке к экологическим исследованиям с обучающимися, а также приобретение навыков сбора и оформления краеведческих материалов [4].

Одной из важнейших задач полевых практик является подготовка будущих учителей к проведению практических работ на местности и экскурсий в природу в соответствии со школьной программой. С этой целью на полевой практике по геоморфологии наряду с геоморфологическим профилированием и картированием каждая подгруппа по предложенному плану разрабатывает экскурсию по изучению определенной биологии и экологии видов [1]. В перспективе предусматривается разработка комплексной экскурсии по изучению форм поверхности и водных источников. Большую роль в подготовке к выявлению со обучающимися существующих взаимосвязей между компонентами природы играет применяемый на практике метод маршрутного учета; изучения влияния рельефа, растительности, почвенно-грунтовых вод на почвообразовательные процессы и формирование почв на отдельных участках профиля, пересекающего различные природные комплексы [2]. Каждая подгруппа разрабатывает учебную тематическую экскурсию по своему участку профиля. Наиболее полно взаимосвязи в природе изучаются на комплексной практике, где обучающиеся разрабатывают и проводят экскурсии с обучающимися [3].

Полевые практики по биологии, наблюдения в природе призваны способствовать подготовке будущих учителей к организации систематических наблюдений за погодой, высотой солнца над горизонтом, сезонными изменениями состояния растительности и водоемов. Однако по ряду причин эта задача не может быть выполнена на сегодняшний день на должном уровне. Чтобы работать творчески, учить по принципу «от близкого к далекому», «от

известного к неизвестному, педагогу необходимо постоянно изучать с обучающимися свой край, накапливать материалы о его природе, населении, хозяйстве. В последние годы особенно остро встает вопрос экологического образования и воспитания. В связи, с чем на полевых практиках необходимо включать аспекты экологических исследований. Серьезного внимания заслуживает проведение с обучающимися экологических исследований.

В формировании знаний и умений, сформулированных в квалификационной характеристике педагога, большая роль принадлежит полевым практикам, задачи и содержание которых должны носить профессиональную направленность. Качество подготовки будущего учителя биологии во многом зависит от межпредметной координации и интеграции специальных дисциплин с методикой учебного предмета [6]. В результате анализа задач и содержания полевых практик, а также содержания программы по биологии разрабатывается единая «сквозная» программа формирования профессиональных знаний и умений с 1 по 5 курсы. В программе указаны: курс, название дисциплин, по которой проводится полевая практика; её задачи, содержание знаний и умений профессиональной подготовки в ходе полевой практики, место их формирования в курсе методики преподавания биологии, класс и тема соответсвующих знаний и умений школьного курса биологии.

Работа преподавателей с такой сквозной программой даёт возможность целенаправленно формировать профессиональные знания и умения в процессе полевых практик, развивать и совершенствовать их от курса к курсу [5]. Для практической реализации этой программы разрабатывается профессиональный полевой практикум с системой знаний, ориентированных на школьную программу по биологии. Содержание заданий определяется совместно преподавателями специальных дисциплин и методики преподавания биологии. Результаты выполнения заданий оформляются в специальные альбомы «методические папки» и используются затем на занятиях по методике преподавания биологии и в ходе педагогических практик. Так, в ходе непрерывной педагогической практики на младших курсах используются

задания профессионального полевого практикума 1-2 курсов. Это даёт возможность расширить содержание педагогической практики за счёт её ориентации на предметы специальной подготовки, а не только дисциплины психолого - педагогического цикла. Кроме того, появляется возможность показать практическую значимость изучения специальных дисциплин и полевых практик уже начиная с младших курсов.

Выполняя задания профессионального полевого практикума, студенты накапливают богатый дидактический материал для изучения биологических особенностей своей местности, области. Это коллекции моллюсков, насекомых; таблицы, графики, гидрологические наблюдения, обработка материала при помощи статистики. Кроме того, у каждого студента имеются разработки экскурсий на различные темы: «Водная фауна беспозвоночных животных» разработки планов и маршрутов походов для обучающихся разного возраста. На лабораторных занятиях по методике изучения биологии разрабатываются варианты использования накопленного в ходе полевых практик материала по изучению своей местности.

Материалы «методических папок» с результатами выполнения заданий профессионального полевого практикума являются базой для научно-исследовательской работы студентов на старших курсах и используются при написание курсовых и выпускных квалификационных работ. Так, предметом исследования и экспериментальной проверки являются разработанные студентами школьные практикумы для изучения своей местности.

Полевые практики по биологическим дисциплинам позволяют вовлечь студентов в хоздоговорные исследования по тематике научной работы кафедр. Это может быть разработка учебно-методического комплекса для изучения эколого-биологических особенностей своей области. В рамках этой деятельности студенты формируют знания и умения по организации школьных эколого-биологических обществ.

Список литературы:

1. Микляева М.А., Микляев С.А., Солопова А.С. Развитие коммуникативной компетентности как фактор успешного формирования обучающихся//Наука и Образование. 2021.Т. 4. № 1.

2. Микляева М.А., Микляев С.А., Трухина Т.М. Использование инновационных технологий в развитии экологической культуры обучающихся//Наука и Образование. 2021.Т. 4. № 1.

3. Микляева М.А., Саакян К.А. Педагогические технологии в научно-исследовательской работе студентов// В сборнике: Современные педагогические технологии в организации образовательного пространства региона. Сборник материалов Областной научно-практической конференции, 2018. С. 147-149.

4. Микляева М.А., Саакян К.А. Педагогические технологии в научно-исследовательской работе студентов//Современные педагогические технологии в организации образовательного пространства региона. сборник материалов Областной научно-практической конференции. 2018. С. 147-149.

5. Околелов А.Ю., Микляева М.А., Филатова М.М., Семерухин М.С. Формирование экологического сознания обучающихся при изучении курса биологии в общеобразовательных учебных заведениях//Наука и Образование. 2020. Т. 3. № 3. С. 199.

6. Шаламова Т.В., Шаламов В.М., Шаламова И.Р. Использование инновационных технологий при реализации самостоятельной работы по «Зоологии беспозвоночных»// В сборнике: Современные педагогических технологии в организации образовательного пространства региона. сборник материалов Областной научно-практической конференции.2018.с.183-185.

7. Omitological research in the system of natural scientific education/ M. Miklyaeva et.al.// Journal of Physics: Conference Series. Krasnoyarsk Science and Technology City Hall. Krasnoyarsk, Russian Federation, 2020. С. 12012.

UDC 37.013.21

IMPROVEMENT OF PROFESSIONAL AND PEDAGOGICAL ORIENTATION DURING THE EDUCATIONAL INTRODUCTORY

PRACTICE (BIOLOGY)

Tatiana V. Shalamova

senior lecturer kaf-b2014@yandex.ru Marina A. Miklyaeva Candidate of Biological Sciences, Associate Professor m. miclyaeva@yandex.ru Andrey Y. Okolelov candidate of biological sciences, associate professor

okolelov@mail.ru Michurinsk State Agrarian University Michurinsk, Russian Federation

Annotation. The article is devoted to the peculiarities of improving the professional and pedagogical orientation during the educational introductory practice (biology).

Keywords: practice, biology, local history, formation of professionalism.

Статья поступила в редакцию 14.02.2022; одобрена после рецензирования 28.02.2022; принята к публикации 09.03.2022.

The article was submitted 14.02.2021; approved after reviewing 28.02.2022; accepted for publication 09.03.2022.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.