УДК 37.022
РЕПТИЛИИ ТАМБОВСКОЙ ОБЛАСТИ КАК ОБЪЕКТ ИЗУЧЕНИЯ В ШКОЛЬНОМ КУРСЕ И ВО ВНЕУРОЧНОЙ РАБОТЕ ПО БИОЛОГИИ
Андрей Юрьевич Околелов
кандидат биологических наук, доцент
okolelov@mail.ru Марина Анатольевна Микляева кандидат биологических наук, доцент m. miclyaeva@yandex.ru Наталия Владимировна Горбунова
магистрант kaf-b2014@yandex.ru Мичуринский государственный аграрный университет
Мичуринск, Россия
Аннотация. Статья посвящена возможности использования материала региональных герпетологических исследований в школьном курсе и во внеурочной работе по биологии.
Ключевые слова: герпетология, классно-урочная работа, внеурочная работа, познавательная активность обучающихся, компетентностно-ориентированные задания.
Урок - является ключевой формой учебно-воспитательной работы, в ходе которого реализуется весь комплекс задач, компонентов содержания и методов образования. Под руководством педагога на уроке биологии обучающиеся систематически и последовательно (в соответствии с государственной программой) приобретают теоретические знания, а также комплекс компетенций, основанных на практических знаниях и умениях, то есть формируют элементы гармоничного развития личности [1].
Именно на уроке происходит не только основное усвоение учебного материала, с ним интегрированы другие формы преподавания биологии. На уроке обосновывается необходимость организации экскурсий, постановки эмпирических исследований, в т.ч. наблюдения в живом уголке и другие формы внеурочной работы с учащимися, результаты которой впоследствии будут использованы на последующих занятиях [3; 5].
Большую роль в формировании логического мышления, экологического кругозора и сознания играют компетентностно-ориентированные задания, основанные на использовании комплекса накопленных знаний, умений и навыков при их решении. Известный факт, что использование краеведческого биологического материала повышает образовательную мотивацию обучающихся [10].
Несмотря на относительно не большое число видов пресмыкающихся, обитающих в Тамбовской области, многие из них весьма многочисленны, широко распространены и хорошо известны обучающимся. Поэтому результаты полевых герпетологических исследований можно успешно использовать при разработке дидактических материалов по биологии, в т.ч. компетентностно-ориентированных заданий [8].
Так, на уроке «Общая характеристика и особенности внешнего и внутреннего строения пресмыкающихся» можно составить компетентностно-ориентированные задания на основе следующих проблемных вопросов:
1) В чем заключаются черты сходства и отличия у прыткой ящерицы и обыкновенного ужа?
2) Почему ломкая веретеница относится к подотряду Ящерицы?
3) В чем причина видового названия «ломкая веретеница»?
4) Какие особенности строения опорно-двигательного аппарата лежат в основе механизма аутотомии у ящериц?
5) Почему прыткая ящерица может отбрасывать хвост, а обыкновенный уж
нет?
6) Сколько раз в течение жизни может отбрасывать хвост прыткая ящерица? Почему?
7) Разместить разных видов рептилий (болотную черепаху, прыткую ящеру, обыкновенного ужа) по террариумам исходя из их экологических требований (в т.ч. кормовых предпочтений).
8) Почему укус обыкновенной медянки не представляет смертельной опасности в отличие от укуса обыкновенной гадюки?
9) По каким внешним признакам можно научиться отличать обыкновенную гадюку от неядовитых рептилий Тамбовской области?
10) Почему укус обыкновенной гадюки ранней весной и в засушливое лето более опасен, чем летом или осенью с благоприятными погодными условиями?
11) Какие действия нужно предпринять в случае укуса обыкновенной гадюки?
В отличие от классно-урочной деятельности, внеурочная работа не ограничивается рамками учебной программы, а существенно выходит за ее границы и обусловливается во многом интересами школьников. Правильно организованная внеурочная деятельность имеет большое учебно-воспитательное значение и образовательный эффект. Внеклассная работа способствует расширению кругозора, получению углубленных знаний по интересующей проблеме, формированию стойких убеждений и компетенций. Расширенные возможности внеурочной деятельности обусловлены тем, что в ходе нее второстепенную роль играют временные рамки, шире используется комплекс эмпирической методологии [9]. Основываясь на интересах
обучающихся, внеурочная деятельность, содействует раскрытию одаренности и профессиональному становлению личности [4].
Современная школа накопила большой опыт внеурочной деятельности по биологии. Можно выделить следующие формы внеурочной работы по этому предмету:
1. Индивидуальные занятия. Спектр тем индивидуальной внеурочной работы по теме «Рептилии» весьма разнообразен и включает наблюдения за жизнедеятельностью пресмыкающихся, опыты по влиянию экологических факторов животных, опыты по изучению высшей нервной деятельности и др. Эту работу можно выполнять как в природной среде, так и в уголке живой природы.
2. Кружковая работа. Многие десятилетия в практике отечественной школы ключевой формой внеурочной работы по биологии оставался кружок юных зоологов (юных натуралистов). Работа зоологического кружка может вестись по следующим направлениям:
а) деятельность по организации зоологического уголка, уходу и наблюдению за животными;
б) изучение региональной фауны: знакомство с информационными ресурсами, проведение фаунистических исследований, создание коллекций (например, выползков змей), наблюдение за животными в природных условиях[4].
3. Массовые натуралистические мероприятия. С целью вовлечения во внеурочную деятельность максимального числа обучающихся класса проводятся общеклассные внеурочные мероприятия: посещение естественнонаучных музеев и экспозиций краеведческих музеев, внеклассные биологические экскурсии (в природу и зоопарки), природоохранные акции, научные вечера и конференции, демонстрации кинофильмов по биологии и т. д.
[1; 6; 7].
4. Проектно-исследовательская деятельность. Широко распространенный в Тамбовской области вид - прыткая ящерица может служит в качестве объекта
биоиндикационных исследований для изучения экологического состояния территорий [2].
Проведенный нами педагогический эксперимент свидетельствует о повышении познавательной активности обучающихся на уроках и внеурочных мероприятиях с применением компетентно-ориентированных заданий.
Список литературы
1. Верзилин, Н.М. Общая методика преподавания биологии: Учебник для студентов пед. ин-тов по биол. спец. 4-е изд. / Н.М. Верзилин, В.М. Корсунская.- М.: Просвещение, 1983. - С. 201 - 311.
2. Микляева М.А., Околелов А.Ю., Трухина Т.М., Шаламова Т.В. Проектно-исследовательская деятельность по биологии как инновационная технология в пространстве системы непрерывного образования // Наука и Образование. 2020. Т. 3. № 4. С. 212.
3. Микляева М.А., Околелов А.Ю., Федотова М.В. Инновационная роль учителя в современной школе / М.А. Микляева, А.Ю. Околелов, М.В. Федотова // Наука и Образование. 2019. №2. С. 146.
4. Никишов, А.И. Внеклассная работа по биологии / А.И. Никишов, З.А. Мокеева. - М.: Просвещение, 1980. - С. 79 - 148.
5. Никишов, А.И. Теория и методика обучения биологии / А.И. Никишов. - М.: КолосС, 2007. - 304 а
6. Околелов А.Ю., Петрищева Л.П., Федулова Ю.А., Кузнецова Н.В. 8.1. Образовательный туризм на базе научно-образовательных организаций, учреждений культуры и производственных предприятий Тамбовской области // Инновационные проекты Мичуринского государственного аграрного университета. Каталог инновационных проектов. - Мичуринск, 2021. -С. 165166.
7. Околелов, А.Ю. Организация природоохранной деятельности обучающихся в школьном курсе биологии и во внеурочной работе / А.Ю. Околелов, М.А. Микляева, Н.В. Горбунова, Д.В. Гуров // Реализация агротехнологической направленности обучения: модели, ресурсы, возможности
сетевого взаимодействия: материалы III Всероссийской научно-практической конференции. - Краснодар, 2021. - С. 46-49.
8. Околелов, А.Ю. Формирование экологического сознания обучающихся при изучении курса биологии в общеобразовательных учебных заведениях / А.Ю. Околелов, М.А. Микляева, М.М. Филатова, М.С. Семерухин // Наука и Образование. 2020. Т. 3. № 3. С. 199.
9. Перепечин, С.С. Использование индивидуальных и групповых проектов по биологии в школьном курсе и во внеурочной работе / С.С. Перепечин, С.П. Пивоварова, О.В. Рязанова, А.Ю. Околелов // Наука и Образование. 2020. Т.3. №2. С. 249.
10. Miklyaeva M., Zolotova O., Popova E., Shubin A. Omitological research in the system of natural scientific education // Journal of Physics: Conference Series. Krasnoyarsk Science and Technology City Hall. Krasnoyarsk, Russian Federation, 2020. С. 12012.
UDC 37.022
REPTILES OF THE TAMBOV REGION AS AN OBJECT OF STUDY IN THE SCHOOL COURSE AND IN EXTRACURRICULAR WORK IN
BIOLOGY
Andrey Yu. Okolelov
candidate of biological sciences, associate professor
okolelov@mail.ru Marina A. Miklyaeva candidate of biological sciences, associate professor
m. miclyaeva@yandex.ru Natalia V. Gorbunova
Master's student
kaf-b2014@yandex.ru Michurinsk State Agrarian University Michurinsk, Russia
Annotation. The article is devoted to the possibility of using the material of regional herpetological studies in the school course and in extracurricular work in biology.
Keywords: herpetology, classroom work, extracurricular work, cognitive activity of students, competence-oriented tasks.
Статья поступила в редакцию 10.02.2022; одобрена после рецензирования 10.03.2022; принята к публикации 25.03.2022. The article was submitted 10.02.2022; approved after reviewing 10.03.2022; accepted for publication 25.03.2022.