УДК 338.48
СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ТУРИЗМА В Г. МИЧУРИНСКЕ
Андрей Юрьевич Околелов
кандидат биологических наук, доцент
okolelov@mail.ru Марина Анатольевна Микляева кандидат биологических наук, доцент m. miclyaeva@yandex.ru Татьяна Владимировна Шаламова старший преподаватель kaf-b2014@yandex.ru Мичуринский государственный аграрный университет
г.Мичуринск, Россия
Аннотация. Статья посвящена описанию современного состояния и перспектив развития образовательного туризма в г. Мичуринске, исходя из исторических предпосылок и научно-образовательного потенциала города.
Ключевые слова: туристско-рекреационный кластер «Мичуринский», инклюзивный туризм, образовательный туризм, мастер-класс, квест, дегустация, виртуальная экскурсия.
Развитие на протяжении последнего столетия г. Мичуринска как общегосударственного научного центра, придание в 2003 г. статуса первого и пока единственного в стране аграрного наукограда, научно-образовательные учреждения города создали благоприятные условия для развития в Мичуринске научного и образовательного туризма. Наряду с культурно-познавательным туризмом, данные формы туристской активности в г. Мичуринске были весьма развиты как советский период, так и в наше время [7]. Именно эти три формы туризма названы ключевыми в сводном плане развития туристско-рекреационного кластера «Мичуринский» [4].
В этой связи сотрудниками Социально-педагогического института Мичуринского государственного аграрного университета разработаны уникальные туристические продукты научно-образовательной и аграрной тематики [8]. В частности на агробиостанции Мичуринского ГАУ предлагается туристам принять участие в мастер-классах, проводимых ведущими учеными университета по садоводству, овощеводству, цветоводству, виноградарству, ландшафтному дизайну [6]. Для детей и подростков подготовлены образовательные квесты естественнонаучной, исторической,
сельскохозяйственной тематики [3, 5]. Большой интерес у туристов вызывают дегустации функциональных продуктов питания, разработанных в лабораториях университета и экспериментального консервного завода для людей, ведущих здоровый образ жизни, спортсменов и даже космонавтов. Также на агробиостанции можно принять участие в уникальном орнитологическом шоу с элементами соколиной охоты. Ведь здесь с недавнего времени расположился Центр охраны хищных птиц и возрождения соколиной охоты [9]. Стараясь расширить целевую аудиторию посетителей агробиостанции, сотрудники Социально-педагогического института создали площадку садовой терапии и инклюзивного туризма [1].
С целью дальнейшей интеграции агробиостанции Мичуринского ГАУ в туристско-рекреационный кластер «Мичуринский» по предложению руководства университета и в соответствии дорожной картой развития
Социально-педагогического института предполагается создание экологической тропы, объединяющей в единое рекреационное пространство агробиостанцию университета и ландшафтный парк-набережную «Мичуринское подгорье», строительство беседок-бунгало для организации семейного отдыха и торжеств, организация платной рыбалки на пруду агробиостанции.
В условиях пандемии, когда многие группы людей оказались в самоизоляции или ограничивают себя в путешествиях, у населения возросла потребность в виртуальных туристических продуктах [2]. Учитывая это обстоятельство, а также, следуя современным тенденциям цифровизации экономики и социального пространства, специалисты Центра современных компетенций детей Мичуринского ГАУ разработали серию виртуальных экскурсий по знаковым музейным объектам Тамбовской области: Дому-музею И.В. Мичурина, Дому-музею В.И. Вернадского, Музею-заповеднику С.В. Рахманинова «Ивановка». В дальнейшем эта работа будет продолжена.
В городе успешно решается проблема кадрового обеспечения туристской сферы. В Мичуринском ГАУ открыто направление подготовки 43.03.02 Туризм (профиль Технология и организация экскурсионных услуг (агротуризм)). Кроме этого профессиональные компетенции обучающихся по направлению подготовки Педагогическое образование являются достаточной основой для профессионального становления сотрудников многих направлений туристической отрасли, в т.ч. экскурсоводов. Не случайно большинство ведущих экскурсоводов области имеют базовое педагогическое образование. Также подготовка специалистов по туризму ведется в ТОГБПОУ «Мичуринский аграрный техникум».
Кроме традиционных буклетов, магнитиков, декоративных тарелок с символикой города туристы, побывавшие в нашем городе, увозят с собой сувениры, которые не найти в других местах: это мичуринские яблоки, мичуринские саженцы, яблочный, томатный, лавандовый хлеб, яблочно-томатные соусы, овощные пюре, фруктово-ягодные желе, снеки, пастилу, зефир и другие эксклюзивные продукты функционального питания, качественную и
натуральную молочную и мясную продукцию мичуринских производителей. Но гораздо более важным приобретением у туристов, посетивших Мичуринск-наукоград РФ является комплекс компетенций, заложенных в ходе научных и образовательных туров.
Список литературы:
1. Корепанова Е.В., Петрищева Л.П., Околелов А.Ю., Лукьянова Е.А., Микляева М.А.8.2. Социализация и оздоровление через инклюзивный туризм // Инновационные проекты Мичуринского государственного аграрного университета. Каталог инновационных проектов. Мичуринск, 2021. С. 167-168.
2. Мелехина В.В., Околелов А.Ю. Виртуальная экскурсия «Путешествие в мир флоры» на уроках биологии в сельской школе // Наука и Образование. 2021. Т. 4. № 2.
3. Мелехина В.В., Околелов А.Ю., Микляева М.А. Использование квест-технологии для развития познавательного интереса обучающихся при изучении класса птицы на уроках биологии // Наука и Образование. 2021. Т. 4. № 1.
4. Околелов А.Ю. Ключевые инвестиционные проекты туристско-рекреационного кластера «Мичуринский» // Сборник научных трудов, посвященный 85-летию Мичуринского государственного аграрного университета. в 4 т. Мичуринск, 2016. С. 161-165.
5. Околелов А.Ю., Мелехина В.В. Дидактическое наполнение квеста при изучении темы «Класс птицы» на уроках биологии в условиях сельской школы // Наука и Образование. 2021. Т. 4. № 2.
6. Околелов А.Ю., Микляева М.А. Современное состояние и трудности развития сельского туризма в Тамбовской области // Агроэкологический туризм как инструмент устойчивого развития сельских территорий в регионах России и за рубежом. Материалы Международной научной конференции. 2015. С. 132136.
7. Околелов А.Ю., Микляева М.А. Сохранение наследия И.В. Мичурина в архитектурном ландшафте г. Мичуринска // Наука и Образование. 2019. Т. 2. № 2. С. 152.
8. Околелов А.Ю., Петрищева Л.П., Федулова Ю.А., Кузнецова Н.В.8.1. Образовательный туризм на базе научно-образовательных организаций, учреждений культуры и производственных предприятий Тамбовской области // Инновационные проекты Мичуринского государственного аграрного университета. Каталог инновационных проектов. Мичуринск, 2021. С. 165-166.
9. Miklyaeva M., Okolelov A., Zolotova O., Popova E., Shubin A. Omitological research in the system of natural scientific education // Journal of Physics: Conference Series. Krasnoyarsk Science and Technology City Hall. Krasnoyarsk, Russian Federation, 2020. С. 12012.
UDC 338.48
THE CURRENT STATE AND PROSPECTS FOR THE DEVELOPMENT OF EDUCATIONAL TOURISM IN MICHURINSK
Andrey Yu. Okolelov
candidate of biological sciences, associate professor
okolelov@mail.ru Marina A. Miklyaeva candidate of biological sciences, associate professor
m. miclyaeva@yandex.ru Tatiana V. Shalamova
senior lecturer kaf-b2014@yandex.ru Michurinsk State Agrarian University Michurinsk, Russia
Annotation. The article is devoted to the description of the current state and prospects for the development of educational tourism in Michurinsk, based on the historical background and scientific and educational potential of the city.
Keywords: tourist and recreational cluster «Michurinsky», inclusive tourism, educational tourism, master class, quest, tasting, virtual tour.
Статья поступила в редакцию 10.02.2022; одобрена после рецензирования 10.03.2022; принята к публикации 25.03.2022. The article was submitted 10.02.2022; approved after reviewing 10.03.2022; accepted for publication 25.03.2022.