УДК 377(091)
НРАВСТВЕННЫЙ ОБРАЗ Е.П. САТИНОЙ КАК МОРАЛЬНО-ЭТИЧЕСКИЙ ИДЕАЛ ПЕДАГОГА
Андрей Юрьевич Околелов
кандидат биологических наук, доцент
[email protected] Марина Анатольевна Микляева
кандидат биологических наук, доцент т. [email protected] Мичуринский государственный аграрный университет
г. Мичуринск, Россия
Аннотация. Статья посвящена жизнеописанию и нравственной характеристике создателя крупнейшей в г. Козлове частной женской гимназии Е.П. Сатиной.
Ключевые слова: история образования,гимназия, духовно-нравственное воспитание, идеал учителя.
Елизавета Павловна Сатина - создатель крупнейшей в г. Козлове частной женской гимназии сочетала в себе не только организаторский и педагогический талант, которые позволили устроить в начале ХХ в. нашем городе образцовое учебное заведение для девочек всех сословий, но также обладала непревзойденными человеческими и нравственными качествами, которые во многом определили морально-этический климат в ее учебном заведении на протяжении всего времени его существования [2-4, 6].
Елизавета Павловна Сатина, урождённая Эберман, родилась 12 (24) сентября 1867 г. Относилась к православному вероисповеданию не только по факту крещения, но и по своей сути. 10 (22) октября 1884 г. она окончила 4-ю Московскую гимназию с золотой медалью. Позднее получила свидетельство на звание домашней учительницы из Московского учебного округа за N° 5820. С 20 августа (2 сентября) 1903 г. - в должности учительницы. В своей частной гимназии она вела французский и русский языки, а ее супруг - дворянин Иван Аркадьевич Сатин (дальний родственник С.В. Рахманинова) -некоторое время преподавал естествоведение и историю [8, 9].
Елизавета Павловна отличалась большой набожностью и сердечной теплотой. О милосердии Е.П. Сатиной говорит тот факт, что она, будучи сама весьма в стесненных условиях, в голодный 1918 г. по просьбе С.А. Сатиной (родственницы мужа, возможно Софьи Александровны - ботаника, педагога мемуариста) смогла накормить целый вагон голодающих пассажиров, прозябающих четыре дня в нетопленном вагоне на станции Козлов [7, 9].
Большое внимание Елизавета Павловна уделяла нравственному воспитанию гимназисток, добиваясь от них приветливости и доброжелательности друг к другу и окружающим. Занятия в гимназии начинались в 9 часов утра, но являться надо было в 8 ч. 30 мин. Все направлялись в актовый зал на молитву, затем, попарно, проходя мимо начальницы, стоящей у выходной двери, делали реверанс и расходились по классам. По окончании уроков читалась благодарственная молитва [8].
Несмотря на то, что обучение в гимназии Сатиной было платным, Елизавета Павловна всячески стремилась минимизировать стоимость обучения для малоимущих учениц. Так, 7 (20) мая 1911 г. по ее ходатайству Тамбовским губернатором был утверждён Устав общества вспомоществования нуждающимся ученицам Козловской женской гимназии Е.П. Сатиной. Деятельность общества в отношении помощи нуждающимся ученицам состояла главным образом в уплате за право обучения. Кроме уплаты за учебу наиболее нуждающимся ученицам Обществом предоставлялись завтраки в гимназическом буфете, также приобреталась одежда и обувь. В поддержку гимназисток проводились различные городские благотворительные акции, например, спектакли в Театре разумных развлечений. Все это делало обучение в гимназии Сатиной доступным для широких слоев населения [1].
Е.П. Сатина старалась сделать комфортным пребывания в стенах гимназии не только для учениц, но и для педагогического коллектива. Так, например, в учительской комнате для учителей и воспитателей ежедневно устраивались завтраки, на которых подавались чай с молоком и фрукты [3].
Елизавета Павловна стремилась прививать уважение к действующей власти. Так, в 1913 г. для Харьковской выставки, приуроченной 300-летию царствования дома Романовых, ученицами Сатинской гимназии был изготовлен художественно вышитый стяг с изображением герба Дома Романовых. Работа была выполнена настолько изящно, что была рекомендована к поднесению Государю Императору. 15 (28) ноября было получено извещение, что Государю Императору «благоугодно было принять стяг, вышитый ученицами Козловской женской гимназии Сатиной, приказав поместить его в Зимний Дворец, а гимназию Всемилостивейше приказать благодарить». Поэтому поводу в гимназии было устроено торжество.
С приходом новой власти и национализации гимназии Елизавете Павловне было разрешено возглавить свое учебное заведение в качестве директора до конца учебного года [9]. После проведения выпускных экзаменов
в мае 1918 г. женская гимназия Сатиной была закрыта. О дальнейшей судьбе ее пятидесятилетней бывшей начальницы ничего не известно [2; 4].
За время 14 лет существования гимназии госпожи Сатиной ее окончили около 500 девушек, для каждой из которых Елизавета Павловна стала нравственным идеалом и образцом учителя с большой буквы.
Список литературы:
1. Белых М.П. Привет из Козлова. Ч. 1-3. Мичуринск, 2003. 223 с.
2. История объекта культурного наследия регионального значения «Административное здание», расположенного по адресу г. Мичуринск, ул. Советская, 274: учебное пособие / Автор-составитель: А.Ю. Околелов. Мичуринск: МичГАУ, 2022. 56 с.
3. Козловская частная женская гимназия Е.П. Сатиной. 1914 учебный год. Фотоальбом. Издание фирмы С. Случанский и сын в Париже. Мичуринский краеведческий музей.
4. Проектно-исследовательская деятельность по биологии как инновационная технология в пространстве системы непрерывного образования / М.А. Микляева, А.Ю. Околелов, Т.М. Трухина, Т.В. Шаламова// Наука и Образование. 2020. Т. 3. № 4. С. 212.
5. Околелов А.Ю. Сохранение наследия И.В. Мичурина в архитектурном ландшафте г. Мичуринска // Наука и образование. 2019. Т. 2. №2. С. 152.
6. Околелов А.Ю., Микляева М.А. Изменение системы нравственно-педагогических ценностей и культурно-исторических традиций сельской общины на примере Старой казачьей слободы Тамбовской губернии // Наука и образование. 2019. Т. 2. №2. С. 153.
7. Околелов А.Ю., Петрищева Л.П., Федулова Ю.А., Кузнецова Н.В. 8.1. Образовательный туризм на базе научно-образовательных организаций, учреждений культуры и производственных предприятий Тамбовской области // Инновационные проекты Мичуринского государственного аграрного университета. Каталог инновационных проектов. Мичуринск, 2021. С. 165-166.
8. Учебные заведения Козлова : сайт / Сохраняя красоту. Мичуринск. Мичуринск :2021. URL:http:// savingbeauty.ru/forum/index.php?topic=44.0.
9. Сазонов О.В. Елизавета Павловна Сатина и её частная гимназия // Александр: литературно-исторический журнал. Тамбов, 21 мая 2018. https://www.mkm68.ru/avtorskie-stati/726-elizaveta-pavlovna-satina-i-ejo-chastnaya-gimnaziya.
UDC 377(091)
THE MORAL IMAGE OF E.P. SATINA AS A MORAL AND ETHICAL
IDEAL OF A TEACHER
Andrey Y.Okolelov
candidate of biological sciences, associate professor
[email protected] Marina A. Miklyaeva candidate of biological sciences, associate professor
m. [email protected] Michurinsk State Agrarian University Michurinsk, Russian Federation
Annotation. The article is devoted to the biography and moral characterization of the creator of the largest private female gymnasium in Kozlov, E.P. Satina.
Keywords: history of education, gymnasium, spiritual and moral education, the ideal of a teacher.
Статья поступила в редакцию 14.02.2022; одобрена после рецензирования 28.02.2022; принята к публикации 09.03.2022.
The article was submitted 14.02.2021; approved after reviewing 28.02.2022; accepted for publication 09.03.2022.