Научная статья на тему 'РОЛЬ ПРАКТИК В ФОРМИРОВАНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ПЕДАГОГА-БИОЛОГА'

РОЛЬ ПРАКТИК В ФОРМИРОВАНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ПЕДАГОГА-БИОЛОГА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
24
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОГРАММА / ПРАКТИКИ / КАЧЕСТВО ПОДГОТОВКИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Микляева Марина Анатольевна, Околелов Андрей Юрьевич, Ершова Алина Владимировна

Статья посвящена рассмотрению проблем формирования знаний и умений учителя биологии, роли практик, задачам и содержанию которые носят профессиональную направленность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Микляева Марина Анатольевна, Околелов Андрей Юрьевич, Ершова Алина Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF PRACTITIONERS IN THE FORMATION OF PROFESSIONAL COMPETENCE OF A TEACHER-BIOLOGIST

The article is devoted to the problems of formation of knowledge and skills of a biology teacher, the role of practices, tasks and content that have a professional orientation.

Текст научной работы на тему «РОЛЬ ПРАКТИК В ФОРМИРОВАНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ПЕДАГОГА-БИОЛОГА»

УДК 378.1

РОЛЬ ПРАКТИК В ФОРМИРОВАНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ПЕДАГОГА-БИОЛОГА

Марина Анатольевна Микляева

кандидат биологических наук, доцент m. miclyaeva@yandex.ru Андрей Юрьевич Околелов кандидат биологических наук, доцент

okolelov@mail.ru Алина Владимировна Ершова

студент

ershovalina27@gmail.com Мичуринский государственный аграрный университет

г. Мичуринск, Россия

Аннотация. Статья посвящена рассмотрению проблем формирования знаний и умений учителя биологии, роли практик, задачам и содержанию которые носят профессиональную направленность.

Ключевые слова: программа, практики, качество подготовки.

Качество подготовки будущего учителя биологии во многом зависит от межпредметной координации и интеграции специальных дисциплин с методикой учебного предмета, развития коммуникативной компетентности [3], способствующих формированию экологического сознанию обучающихся [8]. В результате анализа задач и содержания практик, а также содержания школьной программы по биологии разрабатывается единая «сквозная» программа формирования профессиональных знаний и умений с 1 по 5 курсы, способствующих развитию коммуникативной компетентности [3]. В программе указаны: курс, название дисциплин, по которой проводится практика; её задачи, содержание знаний и умений профессиональной подготовки в ходе практики, место их формирования в курсе методики преподавания биологии, класс и тема соответствующих знаний и умений школьного курса биологии.

Работа преподавателей с такой сквозной программой даёт возможность целенаправленно формировать профессиональные знания и умения в процессе практик, развивать и совершенствовать их от курса к курсу, развивать экологическую культуру [4]. Для практической реализации этой программы разрабатывается профессиональный практикум с системой знаний, ориентированных на школьную программу по биологии. Содержание заданий определяется совместно преподавателями специальных дисциплин и методики преподавания биологии. Результаты выполнения заданий оформляются в специальные альбомы «методические папки» и используются затем на занятиях по методике преподавания биологии и в ходе педагогических практик. Так, в ходе непрерывной педагогической практики на младших курсах используются задания профессионального практикума 1-2 курсов. Это даёт возможность расширить содержание педагогической практики за счёт её ориентации на предметы специальной подготовки, а не только дисциплины психолого-педагогического цикла. Кроме того появляется возможность показать практическую значимость изучения специальных дисциплин и практик уже начиная с младших курсов, создать педагогические условия организации экологически ориентированной деятельности учащихся [5].

Выполняя задания профессионального практикума, обучающиеся накапливают богатый дидактический материал для изучения биологических особенностей своей местности, области. Это коллекции, таблицы, графики, наблюдения, обработка материала при помощи статистики. Кроме того у каждого обучающегося имеются разработки экскурсий на различные темы, разработки планов и маршрутов походов, в том числе и изучении например промышленных садов [6].

Материалы «методических папок» с результатами выполнения заданий профессионального практикума являются базой для научно-исследовательской работы обучающихся на старших курсах и используются при написание курсовых и выпускных квалификационных работ. Так, предметом исследования и экспериментальной проверки являются разработанные обучающимися школьные практикумы для изучения своей местности.

Практики по биологии должны способствовать дальнейшему формированию к углублению теоретической базы обучающихся; подготовке к проведению школьных экскурсий и практических работ на местности; к организации систематических наблюдений в природе; подготовке к краеведческим исследованиям, овладению методикой изучения природных объектов; подготовке к экологическим исследованиям с обучающихся, а также приобретение навыков сбора и оформления краеведческих материалов, способствующих изменению системы нравственно-педагогических ценностей

[7].

Одной из важнейших задач практик является подготовка будущих учителей к проведению практических работ на местности и экскурсий в природу в соответствии со школьной программой. С этой целью на практике каждое звено по предложенному плану разрабатывает школьную экскурсию по изучению биологических объектов. В перспективе предусматривается разработка комплексной экскурсии. Большую роль в подготовке к выявлению с обучающимися существующих взаимосвязей между компонентами природы играет применяемый на практике метод маршрутных учетов. Каждое звено

разрабатывает учебную тематическую экскурсию по своему участку профиля. Наиболее полно взаимосвязи в природе изучаются на комплексной практике по биологии [1].

Практики, наблюдения в природе призваны способствовать подготовке будущих учителей к организации систематических наблюдений сезонными изменениями состояния флоры и фауны, изучению онтогенеза [2]. Однако по ряду причин эта задача не может быть выполнена на сегодняшний день на должном уровне. В последние годы особенно остро встал вопрос экологического образования и воспитания. В связи, с чем на практиках необходимо включать аспекты экологических исследований. Серьезного внимания заслуживает проведение с обучающимися экологических исследований. Практики по биологическим дисциплинам позволяют вовлечь обучающихся в хоздоговорные исследования по тематике научной работы кафедр. Это может быть разработка учебно-методического комплекса для изучения эколого-биологических особенностей своей области. В рамках этой деятельности обучающиеся формируют знания и умения по организации школьных эколого-биологических обществ.

Список литературы:

1. Золотова О.М., Шиковец Т.А., Свотнева А.М. Экскурсии как форма организации учебно-воспитального процесса//Наука и Образование. 2019. Т. 2. № 4. С. 17.

2. Микляева М.А. Особенности раннего онтогенеза экологически-различных групп птиц//автореферат дис. ... кандидата биологических наук/Моск. пед. гос. ун-т. Москва, 1998

3. Микляева М.А., Микляев С.А., Солопова А.С. Развитие коммуникативной компетентности как фактор успешного формирования обучающихся. Наука и Образование. 2021.Т. 4. № 1

4. Микляева М.А., Микляев С.А., Трухина Т.М. Использование инновационных технологий в развитии экологической культуры обучающихся. Наука и Образование. 2021.Т. 4. № 1.

5. Микляева М.А., Окольничева А.С. Педагогические условия организации экологически ориентированной деятельности учащихся//В сборнике: Экологическая педагогика: проблемы и перспективы в вете развития технологий Индустрии 4.0. Материалы Международной науной школы, организованной при финансовой поддержке Администрации Тамбовской области. Под общей редакцией Е.С. Симбирских. 2017. С.91-93.

6. Микляева М.А., Романкина М.Ю., Шаламова Т.В., Дьяконова И.В., Окольничева А.С. Альтернативная система защиты промышленных садов от вредителей в условиях лесостепи Центральной России//В сборнике: Перспективы развития интенсивного садоводства. материалы Всероссийской научно-практической конференции, посвященной памяти ученого-садовода, доктора сельскохозяйственных наук, профессора, лауреата Государственной премии РФ, заслуженного деятеля науки РСФСР В.И. Будаговского. 2016.С.194-198.

7. Околелов А.Ю., Микляева М.А. Изменение системы нравственно-педагогических ценностей и культурно-исторических традиций сельской общины на примере Старой Казачьей слободы Тамбовской губернии//Наука и Образование. 2019. Т. 2. № 2. С. 153.

8. Околелов А.Ю., Микляева М.А., Филатова М.М., Семерухин М.С. Формирование экологического сознания обучающихся при изучении курса биологии в общеобразовательых учебных заведениях//Наука и Образование.2020.Т.3.№ 3.С.199.

UDC 378.1

THE ROLE OF PRACTITIONERS IN THE FORMATION OF PROFESSIONAL COMPETENCE OF A TEACHER-BIOLOGIST

Marina A. Miklyaeva

candidate of biological sciences, associate professor

m. miclyaeva@yandex.ru Andrey Yu. Okolelov candidate of biological sciences, associate professor

okolelov@mail.ru Alina V. Ershova student

ershovalina27@gmail.com Michurinsk State Agrarian University Michurinsk, Russia

Annotation. The article is devoted to the problems of formation of knowledge and skills of a biology teacher, the role of practices, tasks and content that have a professional orientation.

Keywords: program, practices, quality of training.

Статья поступила в редакцию 10.02.2022; одобрена после рецензирования 10.03.2022; принята к публикации 25.03.2022. The article was submitted 10.02.2022; approved after reviewing 10.03.2022; accepted for publication 25.03.2022.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.