Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ'

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
30
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ / УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС / ЗНАЧЕНИЕ ПЕДАГОГА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Микляева Марина Анатольевна, Околелов Андрей Юрьевич, Микляев Сергей Александрович

Статья посвящена особенностям развития учебно-воспитательного процесса в системе образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Микляева Марина Анатольевна, Околелов Андрей Юрьевич, Микляев Сергей Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SPECIFIC FEATURES OF THE DEVELOPMENT OF THE SYSTEM OF EDUCATIONAL PROCESS IN HIGHER EDUCATION

The article is devoted to the peculiarities of the development of the educational process in the education system.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ»

УДК 37.013.21

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ

Марина Анатольевна Микляева

кандидат биологических наук, доцент m. [email protected] Андрей Юрьевич Околелов кандидат биологических наук, доцент

[email protected] Сергей Александрович Микляев тренер-преподаватель ДЮСШ [email protected] Мичуринский государственный аграрный университет

Мичуринск, Россия

Аннотация. Статья посвящена особенностям развития учебно-воспитательного процесса в системе образования.

Ключевые слова: тенденции развития, учебный процесс, значение педагога.

Обучение как процесс состоит из множества компонентов и вариантов, имеющим общую цель и управление [5]. Единая деятельность педагога и обучающихся предназначенная для подготовки жить и работать самостоятельно, стала условием, без которого нельзя обойтись для благополучного осуществления процесса обучения [4].

В процессе обучения устанавливаются связи и отношения между педагогами и обучающимися через познание содержания учебной дисциплины, методов обучения и учебного оборудования, делая возможным существенные связи между обучающей деятельностью педагога и учебной деятельностью обучающихся и взаимодействуя и формируя в учебном процессе систему настоящих и противоположных взаимосвязей.

В зависимости от дидактических целей учебный процесс приобретает разные организационные формы (лекция, лабораторная работа, практическое занятие, экскурсия и др.), но основные взаимоотношения компонентов учебного процесса в их функционировании сохраняются.

Учебно-воспитательный процесс является открытой системой. Она включается в более обширные системы, а именно - в учебно-воспитательную систему образовательной организации и в систему образования страны, осуществляющую в целом подготовку нашей молодежи к труду и общественной деятельности. Цели обучения и воспитания обучающихся определяются и направляются в соответствии с задачами общества. На основе этих целей органами народного образования определяются конкретные учебно -воспитательные задачи и разрабатываются программы по каждому учебному предмету, создаются учебники, учебные пособия и другие материальные средства обучения, необходимые для успешного преподавания предмета.

В системе обучения главное положение занимает педагог, не только обучая и воспитывая обучающихся, но и являясь организатором целой учебно-воспитательной работы, определенной задачами учебной дисциплины. С использование всевозможных доступных компетентностных средств обучения и воспитания, педагог контролирует дисциплину, внимание, учебно-

познавательную и практическую деятельностью обучающихся. Совместно с этим он устремляет всю учебную деятельность обучающихся на полное формирование их способностей, на воспитание созидательной личности.

К личности педагога предъявляются высокие требования. Ему необходимо заслужить подлинный авторитет среди обучающихся, быть примером для них. Лишь выполняя эти требования, он может обеспечить положительные результаты обучения и воспитания обучающихся. Для этого педагогу нужно, прежде всего, иметь глубокие разносторонние знания основ современной науки, в совершенстве владеть содержанием учебного предмета, ориентироваться в смежных областях, связанных со своей специальностью.

Как воспитателю педагогу необходимо быть всесторонне развитой личностью, должен творчески владеть теоретическими и практическими знаниями психологии, педагогики, дидактики, а также мастерством и культурой педагогического труда, для чего следует повышать свою квалификацию и совершенствоваться в искусстве обучения и воспитания обучающихся. Педагог сам должен принимать активное участие в исследовании живой природы, а также вовлекать обучающихся в самостоятельные наблюдения местной природы и в опытническую работу в области сельского или лесного хозяйства.

Для осуществления учебно-воспитательного процесса и успешного управления классным коллективом педагог обязан иметь волевые качества, для результативного воздействия на личность обучающихся. Волевые качества педагога выражаются в требовательности к себе и к обучающимся, в терпеливости при преодолении трудностей.

Педагог обязан быть внимательным к обучающимся, справедливо оценивать возникающие ситуации, доброжелательно указывать недостатки и ошибки, помня, что обучающейся это личность, находящаяся в развитии [3].

Эти характерные черты облика педагога органически взаимосвязаны и в целом создают его обобщенный образ как организатора и руководителя учебно-воспитательной работы [1]. В его распоряжении находятся такие мощные «орудия», взаимосвязанные между собой, как содержание учебного предмета,

методы обучения и материальные средства обучения, владея которыми он может успешно осуществлять обучение, развитие и воспитание обучающихся.

Обучающиеся занимают в системе иное положение: под руководством педагога, при использовании разнообразных средств обучения они постепенно овладевают знаниями, практическими умениями и навыками, расширяют и углубляют свое мировоззрение, развивают познавательные интересы и способности.

Диалектическое единство обучения и учения, воспитания и самовоспитания, а также целостность системы учебно-воспитательного процесса являются необходимыми условиями оптимизации обучения. Однако некоторые педагоги (особенно начинающие) не всегда правильно понимают роль обучающегося в учебном процессе, считая его лишь объектом воспитания и обучения, тогда как в действительности он является не только объектом, но и субъектом, активно действующим, познающим, овладевающим знаниями и практическими умениями, воспитывающим в себе те или другие черты характера [6]. Без активной познавательной деятельности самих учащихся в процессе обучения и воспитания нельзя достичь положительных педагогических результатов. Каждый ученик на протяжении всего срока обучения формируется как личность. Это необходимо учитывать и помогать формированию и развитию личности в нужном направлении.

В процессе обучения общий облик и психика каждого обучающегося заметно изменяются. Психологи различают подростковый возраст (учащиеся примерно 12-15 лет) и ранний юношеский возраст (примерно 16-18 лет). Педагогу необходимо учитывать, что в подростковом возрасте происходит сложная физиологическая перестройка организма обучающегося, а в раннем юношеском возрасте устанавливается более стабильная организация и развивается психика, приближающаяся к норме личности взрослого человека [2].

Под воздействием системы образования, семьи и других социальных факторов с возрастом существенно изменяется интеллектуальное развитие

обучающихся, их мышление, нравственное сознание, отношение к действительности, к учению и труду, меняются потребности, интересы, формируется мировоззрение, развиваются способности, эмоциональная культура, моральные и волевые качества.

Список литературы:

1. Микляева М.А., Микляев С.А., Солопова А.С. Развитие коммуникативной компетентности как фактор успешного формирования обучающихся//Наука и Образование. 2021.Т. 4. № 1

2. Микляева М.А., Микляев С.А., Трухина Т.М. Использование инновационных технологий в развитии экологической культуры обучающихся// Наука и Образование. 2021.Т. 4. № 1.

3. Микляева М.А., Саакян К.А. Педагогические технологии в научно-исследовательской работе студентов//В сборнике: Современные педагогические технологии в организации образовательного пространства региона. Сборник материалов Областной научно-практической конференции, 2018. С. 147-149.

4. Микляева М.А., Саакян К.А. Педагогические технологии в научно-исследовательской работе студентов//Современные педагогические технологии в организации образовательного пространства региона. сборник материалов Областной научно-практической конференции. 2018. С. 147-149.

5. Околелов А.Ю., Микляева М.А., Филатова М.М., Семерухин М.С. Формирование экологического сознания обучающихся при изучении курса биологии в общеобразовательных учебных заведениях//Наука и Образование. 2020. Т. 3. № 3. С. 199.

6. Omitological research in the system of natural scientific education/ M. Miklyaeva et.al.// Journal of Physics: Conference Series. Krasnoyarsk Science and Technology City Hall. Krasnoyarsk, Russian Federation, 2020. С. 12012.

UDC 37.013.21

SPECIFIC FEATURES OF THE DEVELOPMENT OF THE SYSTEM OF EDUCATIONAL PROCESS IN HIGHER EDUCATION

Marina A. Miklyaeva

candidate of biological sciences, associate professor

m. [email protected] Andrey Yu. Okolelov candidate of biological sciences, associate professor

[email protected] Sergey A. Miklyaev coach-teacher of DYuSSh [email protected] Michurinsk State Agrarian University Michurinsk, Russia

Annotation. The article is devoted to the peculiarities of the development of the educational process in the education system.

Keywords: development trends, educational process, the value of the teacher.

Статья поступила в редакцию 14.02.2022; одобрена после рецензирования 28.02.2022; принята к публикации 09.03.2022.

The article was submitted 14.02.2021; approved after reviewing 28.02.2022; accepted for publication 09.03.2022.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.