УДК 613.955
ПОДГОТОВКА БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ БИОЛОГИИ К ПРОВЕДЕНИЮ ЭКОЛОГО-КРАЕВЕДЧЕСКИХ НАБЛЮДЕНИЙ В ГОРОДЕ С УЧЕТОМ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ ПЕДАГОГИКИ
Татьяна Владимировна Шаламова1
старший преподаватель [email protected] Марина Анатольевна Микляева1 кандидат биологических наук, доцент т. [email protected] Сергей Александрович Микляев2 тренер-преподаватель ДЮСШ [email protected] 1Мичуринский государственный аграрный университет
г. Мичуринск, Россия 2ДЮСШ г. Мичуринск, Россия
Аннотация. Статья посвящена подготовка будущих учителей биологии к проведению эколого-краеведческих наблюдений в городе с учетом здоровьесберегающей педагогики.
Ключевые слова: здоровьесберегающая педагогика, эколого-краеведческие наблюдения, экологическое воспитание.
Подготовка к здоровому образу жизни на основе здоровьесберегающих технологий должна стать приоритетным направлением в деятельности каждого общеобразовательного учреждения [6]. Здоровьесберегающие технологии объединяют в себе все направления деятельности учреждения образования по формированию, сохранению и укреплению здоровья обучающихся [3].
Педагог должен владеть качествами, позволяющими создавать продуктивные педагогические идеи, обеспечивающими положительные результаты; уметь анализировать педагогическую ситуацию в условиях педагогики оздоровления; владеть основами здорового образа жизни; контактировать с коллективом обучающихся; наблюдать и интерпретировать вербальное и невербальное поведение; прогнозировать развитие своих обучающихся; моделировать систему взаимоотношений в условиях педагогики оздоровления и личным примером учить обучающихся заботиться о своем здоровье и здоровье окружающих людей [1].
Геоэкологические проблемы городов с каждым годом становятся все более острыми и сложными. Для решения необходимо осуществлять комплекс мероприятий инженерно-технологического, архитектурно-планировочного и санитарно-гигиенического характера. Но любые мероприятия подобного рода могут быть достаточно эффективными лишь при условии подъема общей экологической культуры населения, совершенствовании экологического воспитания и образования молодежи. Как и при решении других экологических проблем, организация экологического обучения городских обучающихся встречает большие трудности [2]. Особенно сложны эти проблемы в больших городах, где обучающиеся лишь изредка и нерегулярно встречаются с естественной природой. Поэтому в городе очень трудно организовать какие -либо формы по воспитанию детей в непосредственном содружестве с природой. В результате в сознании школьников складывается ложное представление о том, что экологические проблемы, задачи охраны природы существуют где-то в отдалении от них, вне пределов городов. Следовательно, большинство наиболее
крупных экологических проблем для городских обучающихся носит чисто абстрактный характер [5].
Для преодоления этих затруднений крайне важно использовать в преподавании краеведческий материл, что позволяет конкретизировать экологическое образование, создавать эффект соприсутствия, экологического сопереживания и соучастия в решении проблем охраны природы. Но в связи с урбанизацией для все большего числа обучающихся объектами экологического краеведения, наблюдения и изучения вынужденно становятся компоненты и комплексы городской среды. Поэтому необходимо научить будущих учителей биологии разнообразным методам и формам проведения с детьми эколого-краеведческой работы в городе. С этой целью в состав учебных практик студентов-биологов должны входить способы определения содержания и методов проведения, городских географо-экологических экскурсий.
В условиях города возможен большой спектр учебных краеведческих экскурсий, насыщенных богатым экологическим содержанием. Причем эти экскурсии могут быть не только в парки, сады и скверы, во время которых рассматривается преимущественно биоэкологические вопросы. В систему геоэкологических экскурсий входит знакомство обучающихся с организацией безотходных технологий и характером использования природных ресурсов на промышленных предприятия, с работой городских и промышленных систем по очистке сточных вод, различными видами рекультивации земель, влиянием природных особенностей города на его планировку, архитектуру и экологические условия [4]. К числу социально-экологических аспектов краеведческих экскурсий относятся такие вопросы, как районирование жилых кварталов и промышленных зон по степени экологических нарушений городской среды, воздействие загрязнений на состояние здоровья населения, пути повышения эффективности утилизации коммунальных отходов, состояние санитарно-гигиенических служб. Значительную пользу могут принести экскурсии, на которых сравниваются экологические неблагополучные районы с кварталами, где состояние городской среды благоприятно для жизни людей. На
краеведческих экскурсиях можно наблюдать, как изменялись экологические условия от одной исторической эпохи к другой. Система подобных экскурсий в составе учебно-полевых практик открывает возможности не только для экологического образования, для организации проблемного обучения биологии но и для формирования и укрепления здоровья обучающихся.
Список литературы:
1. Микляева М.А., Микляев С.А., Трухина Т.М. Использование инновационных технологий в развитии экологической культуры обучающихся. Наука и Образование. 2021.Т. 4. № 1.
2. Микляева М.А., Околелов А.Ю., Ремнева Н.А. Проектная деятельность как инновационная методика в школьном образовании// Наука и Образование. 2019. Т. 2. № 2. С. 164.
3. Микляева М.А., Саакян К.А. Педагогические технологии в научно-исследовательской работе студентов//Современные педагогические технологии в организации образовательного пространства региона. сборник материалов Областной научно-практической конференции. 2018. С. 147-149.
4. Околелов А.Ю., Микляева М.А., Филатова М.М., Семерухин М.С. Формирование экологического сознания обучающихся при изучении курса биологии в общеобразовательных учебных заведениях//Наука и Образование. 2020. Т. 3. № 3. С. 199.
5. Шаламова Т.В., Шаламов В.М., Шаламова И.Р. Использование инновационных технологий при реализации самостоятельной работы по «Зоологии беспозвоночных»/ В сборнике: Современные педагогических технологии в организации образовательного пространства региона. сборник материалов Областной научно-практической конференции.2018.с.183-185.
6. Omitological research in the system of natural scientific education/ M. Miklyaeva et.al.// Journal of Physics: Conference Series. Krasnoyarsk Science and Technology City Hall. Krasnoyarsk, Russian Federation, 2020. С. 12012.
UDC 613.955
PREPARATION OF FUTURE BIOLOGY TEACHERS TO CONDUCT ECOLOGICAL AND LOCAL HISTORY OBSERVATIONS IN THE CITY, TAKING INTO ACCOUNT HEALTH-SAVING PEDAGOGY
Tatiana V. Shalamova 1
senior lecturer [email protected] Marina A. Miklyaeva1 candidate of biological sciences, associate professor
m. [email protected] Andrey Yu.Okolelov1 candidate of biological sciences, associate professor
[email protected] Sergey A. Miklyaev2 coach-teacher of DYuSSh [email protected] 1Michurinsk State Agrarian University Michurinsk, Russia 2DYUSSH Michurinsk, Russia
Annotation. The article is devoted to the preparation of future biology teachers to conduct ecological and local history observations in the city, taking into account health-saving pedagogy.
Keywords: health-saving pedagogy, ecological and local history observations, environmental education.
Статья поступила в редакцию 02.02.2022; одобрена после рецензирования 01.03.2022; принята к публикации 15.03.2022. The article was submitted 02.02.2021; approved after reviewing 01.03.2022; accepted for publication 15.03.2022.