Научная статья на тему 'СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЭТИЧЕСКИХ НОРМ СОТРУДНИКОВ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ В АСПЕКТЕ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ КОРРУПЦИИ'

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЭТИЧЕСКИХ НОРМ СОТРУДНИКОВ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ В АСПЕКТЕ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ КОРРУПЦИИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
102
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ЭТИКА / ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ КОРРУПЦИИ / ТАМОЖЕННЫЕ ОРГАНЫ / ПРОФИЛАКТИКА / ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА / СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПОЛОЖЕНИЙ / ЦИФРОВИЗАЦИЯ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Сафонова Наталья Алексеевна

В статье анализируется роль процессов цифровизации и использования современных таможенных технологий в условиях выполнения различных таможенных функций, требующих не только освоения новых компетенций, но и навыков выявления коррупционных рисков, пресечения неправомерных действий. Оценивается значение профессионально-этических норм в качестве основы формирования антикоррупционного поведения. Методологической основой исследования является системный подход, метод анализа действующих профессионально-этических норм, сопоставление с процессами цифровизации и рисками коррупционных проявлений. Предполагается дополнение профессионально-этических норм сотрудников таможенных органов, отражающих тенденции к усиленному внедрению различных информационных прогрессивных технологий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPROVEMENT OF PROFESSIONAL AND ETHICAL STANDARDS OF CUSTOMS OFFICERS IN THE ASPECT OF COMBATING CORRUPTION

The article analyzes the role of digitalization processes and the use of modern customs technologies in the context of performing various customs functions that require not only the development of new competencies, but also the skills to identify corruption risks and suppress illegal actions. The importance of professional and ethical standards as the basis for the formation of lawful anti-corruption behavior is assessed. The methodological basis of the study is the analysis of current professional and ethical standards, comparison with digitalization processes and the risks of corruption. The author proposes an addition to the professional and ethical standards of customs officers, reflecting the trends of increased implementation of various progressive information technologies.

Текст научной работы на тему «СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЭТИЧЕСКИХ НОРМ СОТРУДНИКОВ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ В АСПЕКТЕ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ КОРРУПЦИИ»

УДК 342

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЭТИЧЕСКИХ НОРМ СОТРУДНИКОВ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ В АСПЕКТЕ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ КОРРУПЦИИ

Н. А. Сафонова1, 2

1 Российская таможенная академия, Люберцы, Московская область, Российская Федерация

2 Московский государственный технический университет имени Н. Э. Баумана (национальный исследовательский университет), Москва, Российская Федерация

Аннотация. В статье анализируется роль процессов цифровизации и использования современных таможенных технологий в условиях выполнения различных таможенных функций, требующих не только освоения новых компетенций, но и навыков выявления коррупционных рисков, пресечения неправомерных действий. Оценивается значение профессионально-этических норм в качестве основы формирования антикоррупционного поведения. Методологической основой исследования является системный подход, метод анализа действующих профессионально-этических норм, сопоставление с процессами цифровизации и рисками коррупционных проявлений. Предполагается дополнение профессионально-этических норм сотрудников таможенных органов, отражающих тенденции к усиленному внедрению различных информационных прогрессивных технологий.

Ключевые слова: профессиональная этика, противодействие коррупции, таможенные органы, профилактика, правовая культура, совершенствование положений, цифровизация.

IMPROVEMENT OF PROFESSIONAL AND ETHICAL STANDARDS OF CUSTOMS OFFICERS IN THE ASPECT OF COMBATING CORRUPTION

N. A. Safonova1, 2

1 Russian Customs Academy, Lyubertsy, Moscow region, Russian Federation

2 Bauman Moscow State Technical University (National Research University), Moscow, Russian Federation

Abstract. The article analyzes the role of digitalization processes and the use of modern customs technologies in the context of performing various customs functions that require not only the development of new competencies, but also the skills to identify corruption risks and suppress illegal actions. The importance of professional and ethical standards as the basis for the formation of lawful anti-corruption behavior is assessed. The methodological basis of the study is the analysis of current professional and ethical standards, comparison with digitalization processes and the risks of corruption. The author proposes an addition to the professional and ethical standards of customs officers, reflecting the trends of increased implementation of various progressive information technologies.

Keywords: professional ethics, anti-corruption, customs authorities, prevention, legal culture, improvement of regulations, digitalization.

© Сафонова Н. А., 2022

ВВЕДЕНИЕ

Противодействия коррупции - это деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации (РФ), органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в пределах их полномочий по предупреждению коррупции (профилактика коррупции); по выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию коррупционных правонарушений (борьба с коррупцией); по минимизации и ликвидации последствий коррупционных правонарушений [1].

Авторы научных исследований отмечают, что при оценке эффективности мер противодействия коррупции необходимо учитывать, что условием для коррупции является возможность нелегитимного использования определенными субъектами различных общественных и государственных ресурсов не по назначению. К таким ресурсам относятся связи, блага, информация [2]. Данное утверждение свидетельствует о многогранности явления коррупции, что обусловливает сложность выбора эффективных способов противодействия ей.

Цель данного исследования заключается в выработке предложений по совершенствованию норм профессиональной этики сотрудника таможенного органа, отражающих основы правосознания в условиях процессов цифровизации в таможенной сфере. Основные положения позволят изменить вектор использования мер противодействия коррупции с применения юридической ответственности за совершенные коррупционные правонарушения на профилактическую оценку деятельности, включая навыки оценки коррупционных рисков и пресечения коррупционных действий. Рассматриваемые в статье вопросы имеют особое значение для предотвращения и пресечения коррупционных правонарушений в целях реализации «Стратегии развития таможенной службы Российской Федерации до 2030 года», утвержденной распоряжением Правительства РФ от 23.05.2020 № 1388-р [3].

ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ЭТИКИ В АСПЕКТЕ СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЙ

Современный этап развития человечества предоставляет широкие возможности для ведения внешнеэкономической деятельности (ВЭД). С каждым годом возрастает роль международного бизнеса, особенно в формах транснациональных компаний. Фирмы стремятся разместить свой капитал там, где он принесет больше прибыли, и многие страны предпринимают для привлечения иностранных инвестиций большие усилия. Интересы государств сходны в вопросах развития и поддержания конкурентоспособности на международном рынке, так как это обеспечивает стабильные экспортные доходы за продажу товаров и услуг, пополнение государственного бюджета [4].

Процессы цифровизации и автоматизации в «Стратегии развития таможенной службы Российской Федерации до 2030 года» определены как ключевые направления развития Федеральной таможенной службы (ФТС России). В приказе ФТС России от 21.10.2015 № 2133 представлены основные направления развития информационно-коммуникационных технологий в таможенных органах РФ на период до 2030 г. [5].

Первый заместитель руководителя ФТС России Р. В. Давыдов отметил, что «реализация мероприятий Комплексной программы-2020 позволила автоматизировать таможенные бизнес-процессы, перевести взаимодействие таможни и бизнеса в электронный вид, сократить временные и финансовые издержки добросовестных участников ВЭД, повысить эффективность таможенного контроля» [6].

Общий интерес бизнеса и государства заключается в активном внедрении, развитии, совершенствовании цифровых технологий. По сути, использование передовых цифровых технологий в деятельности таможенных органов должно сократить временные и финансовые издержки, максимально исключить взаимодействие должностных лиц с участниками ВЭД, обеспечить законность и прозрачность совершаемых операций.

В научных исследованиях достаточное внимание уделяется вопросу цифровой трансформации таможенных органов и сферы ВЭД применительно к экономическому пространству Евразийского экономического союза (ЕАЭС), отмечается в том числе создание «единой цифровой среды доверия» [7].

Деятельность таможенных органов РФ строго регламентирована и направлена на решение конкретных задач, стоящих перед ними. При внедрении новых информационных технологий в их работу возникают различные правовые, организационные и финансовые проблемы, дестабилизирующие их деятельность. Поэтому принципиально важно решать указанные проблемы в упреждающем режиме, что позволит избежать дестабилизации деятельности таможенных органов РФ при совершении качественного технологического перехода [8].

Субъектом коррупционного противоправного посягательства является должностное лицо функциональной системы органов исполнительной власти РФ, регулирующей таможенную деятельность [9].

На основе анализа положений научных исследований можно отметить, что таможенная деятельность носит разноплановый характер в силу возложенных на таможенные органы функций, представляет собой многосторонний активный процесс, сотрудник таможенного органа становится центральным звеном, реализующим правовые нормы. От субъективного отношения сотрудника к исполняемым обязанностям и совершаемым действиям зависит формирование антикоррупционного поведения, закрепленного на уровне сознательных волевых действий устойчивого характера.

В современных условиях деятельности таможенных органов предъявляются серьезные требования к кадровому составу, профессиональным качествам сотрудников, морально-этическим установкам, в том числе ориентированным на формирование правомерного взаимодействия «субъект - искусственный интеллект».

Профессиональная подготовка является важным элементом кадрового потенциала таможенных органов, позволяет создать необходимую правовую и этическую основу деятельности.

Морально-нравственные положения, связанные с информационно-коммуникативными технологиями, внедрением в деятельность таможенных органов элементов искусственного интеллекта, влекут за собой персональную ответственность лиц, реализующих должностные полномочия в таможенной сфере.

ЗНАЧЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЭТИЧЕСКИХ ОРИЕНТИРОВ

Технические преобразования деятельности в условиях цифровизации не изменяют общие правовые ценности, положенные в основу функционирования органов государственной власти: человек, его права и свободы должны рассматриваться как наивысшая ценность. Сотрудник таможенного органа, реализуя возложенные на него функции, должен не только ориентироваться в современных правовых нормах, но и адаптироваться к нововведениям в профессиональной деятельности, оценивать возникающие риски, в том числе соотносить совершаемые действия и вопросы юридической ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение должностных обязанностей.

Наличие в государственном аппарате квалифицированных специалистов с высоким уровнем правовой культуры и правосознания обеспечивает эффективную и безупречную работу государственных органов.

При рассмотрении вопросов противодействия коррупции через призму профессионально-этических норм сотрудников таможенных органов следует отметить законодательное закрепление совокупности требований к поведению и службе, обусловленных интересами реализации функций и задач таможенной службы, противодействия коррупции в сфере таможенных взаимоотношений, осуществления профилактических мероприятий по предупреждению коррупции.

Профессионально-этические нормы устанавливают ориентиры и необходимые границы внутреннего убеждения, формируют восприятие профессионального долга, чести, репутации, ответственности. От внутреннего отношения субъекта к исполняемым обязанностям и совершаемым действиям зависит формирование антикоррупционного поведения, закрепленного на уровне сознательных волевых действий устойчивого характера [10]. Должностные лица таможенных органов обязуются следовать в своей деятельности принципам профессиональной честности, порядочности; коллективизма и бескорыстной помощи товарищам; зако-нопослушания; преданности Отечеству; верности Конституции РФ, присяге, долгу; уважения к атрибутике, государственной и таможенной символике, традициям профессии; чести; ответственности; заботы о своем добром имени и репутации профессии; тактичности, корректности, внимательного отношения к гражданам и участникам ВЭД, всеми своими действиями обеспечивать соблюдение и защиту прав и свобод человека и гражданина.

Необходимость соблюдения должностными лицами таможенных органов этических норм в условиях изменяющихся технических условий и правовой организации деятельности приобретает особую значимость. Формирование внутреннего убеждения - длительный процесс. Невозможно получить необходимые практические навыки и нравственные установки только в рамках профессионального учебного процесса, поскольку некоторые навыки и практические аспекты применения теоретических знаний приобретаются в процессе осуществления служебной правоприменительной деятельности.

Как следует из «Стратегии развития таможенной службы Российской Федерации до 2030 года», к разрабатываемым направлениям относятся: расширение применения цифровых технологий в таможенном регулировании и внедрение технологий, обеспечивающих автоматическое совершение таможенных операций без участия должностных лиц; совершенствование Таможенного кодекса ЕАЭС с учетом практики его применения и внесение соответствующих изменений в акты органов ЕАЭС; развитие единой системы транзита товаров в ЕАЭС; обеспечение единого стандарта совершения таможенных операций и проведения таможенного контроля; унификация электронного документооборота между таможенными органами и участниками ВЭД.

Профессионально-этические нормы позволяют конкретизировать, а также реа-лизовывать систему моральных ценностей в условиях отсутствия правоприменительной практики возникающих правоотношений, институциональных отличий права государств - участников ЕАЭС, в том числе в области противодействия коррупции.

АКТУАЛИЗАЦИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЭТИЧЕСКИХ НОРМ ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ РФ

На основе анализа профессионально-этических норм сотрудников таможенных органов автор приходит к выводу о том, что в результате цифровизации таможенной деятельности необходимо принять новые положения, отражающие тенденции к усиленному внедрению различных информационных прогрессивных технологий. Предлагается использовать следующие профессионально-этические правила и принципы деятельности:

- сотрудники таможенных органов должны знать и соблюдать положения законодательства РФ на всех этапах создания, внедрения и использования цифровых технологий, в том числе в вопросах юридической ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение должностных обязанностей;

- сотрудники и должностные лица таможенных органов должны ответственно относиться к использованию цифровых платформ, соблюдать законодательство РФ в области персональных данных и охраняемых законом тайн, обеспечивать охрану и защиту персональных данных, обработка которых осуществляется с помощью программного обеспечения и технических средств;

- сотрудники и должностные лица таможенных органов должны обеспечивать максимально возможную защиту от несанкционированного вмешательства в работу цифровых платформ третьих лиц, применять внутренние механизмы защиты от несанкционированных вмешательств и информирования пользователей и разработчиков о таких вмешательствах;

- сотрудники и должностные лица таможенных органов должны соблюдать правила информационной безопасности при использовании цифровых платформ и информационных баз;

- сотрудники и должностные лица таможенных органов не должны допускать передачи полномочий администратора цифровой платформы иным лицам, не имеющим таких полномочий, а также любым другим участникам таможенной деятельности;

- сотрудники и должностные лица таможенных органов должны использовать цифровые платформы, базы данных в соответствии с заявленным предназначением и исключительно для решения предусмотренных должностных обязанностей;

- сотрудники и должностные лица таможенных органов должны поддерживать необходимый уровень профессиональной подготовки по эффективной и безопасной работе с цифровыми платформами, осваивать инструментарий, направленный на реализацию должностных обязанностей и использование рабочего времени наиболее эффективными способами.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Современный период обусловлен стремительным развитием цифровых технологий с отставанием правового регулирования складывающихся общественных отношений. Именно поэтому совершенствование профессионально-этических норм является предупреждающим направлением в вопросах противодействия коррупции. Следует отметить, что ответственность за последствия использования цифровых платформ должна сохраняться за должностным лицом, а не за программным обеспечением.

Процесс цифровизации деятельности таможенных органов развивается интенсивно, что требует эффективного взаимодействия участников ВЭД в части соблюдения правовых основ, согласования правомерных действий сотрудников, должностных лиц таможенных органов и иных лиц.

Включение в профессионально-этические нормы сотрудников таможенных органов положений об использовании цифровых платформ и баз данных таможенных органов как ценных информационных и практикоориентированных источников информации обусловлено серьезным значением вопросов этики и репутации органов государственной власти, вопросов противодействия коррупции, создания платформы для развития правовых норм, ключевого инструментария, сотрудничества и повышения профессиональной компетенции.

Определение и закрепление базовых профессионально-этических основ, отражающих процессы цифровизации, является необходимым условием формирова-

ния правомерной модели поведения должностных лиц таможенных органов, обеспечения преемственности этико-правовых норм в структурных подразделениях

и имеет превентивное значение в вопросах противодействия коррупции.

ИСПОЛЬЗОВАННЫЕ ИСТОЧНИКИ

1. Федеральный закон от 25.12.2008 № 273-Ф3 «О противодействии коррупции» [Электронный ресурс] // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://pravo. gov.ru (дата обращения: 13.11.2021).

2. Кожуханов М. Н., Новиков С. В. Проблемы административной и уголовной ответственности за правонарушения в сфере таможенного дела // Сборник материалов научно-практической конференции кафедр административного и финансового права, таможенного права и уголовно-правовых дисциплин Российской таможенной академии, 24 октября 2019 г. / под общ. ред. Е. С. Недосековой. М.: РИО Российской таможенной академии, 2020. С. 40-46.

3. Распоряжение Правительства РФ от 23.05.2020 № 1388-р «Стратегия развития таможенной службы Российской Федерации до 2030 года» [Электронный ресурс] // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://pravo.gov.ru (дата обращения: 13.11.2021).

4. Линецкий А. Ф., Тарасов А. Г., Старыгин М. В. Пути преодоления коррупции при ведении внешнеэкономической деятельности в России // Общество: политика, экономика, право. 2020. № 8 (85).

5. Приказ ФТС России от 21.10.2015 № 2133 «Об утверждении основных направлений развития информационно-коммуникационных технологий в таможенных органах Российской Федерации до 2030 года».

6. Об итогах реализации Комплексной программы развития ФТС России до 2020 года [Электронный ресурс]. URL: https://customs.gov.ru/press/federal/document/265437 (дата обращения: 13.11.2021).

7. Бородушко И. В., Янковская Е. С. Технологии цифровой трансформации таможенной сферы // Таможенные чтения - 2020. Стратегия развития 2030. Вызовы времени. Наука и инновации: сборник материалов Международной научно-практической конференции, 23-27 ноября 2020 года: в 3 т. СПб.: РИО Санкт-Петербургского филиала Российской таможенной академии, 2020. С. 12-20.

8. Кожуханов Н. М. Проблемы функционирования таможенных органов Российской Федерации в условиях внедрения новых информационных технологий // Вестник Российской таможенной академии. 2020. № 1. С. 41-50.

9. Кожуханов Н. М. Должностное лицо функциональной системы органов исполнительной власти, регулирующей таможенную деятельность, как субъект коррупционного противоправного посягательства // Вестник Российской таможенной академии. 2019. № 3. С. 112— 119.

10. Сафонова Н. А. К вопросу о профессионально-этических ориентирах сотрудников таможенных органов // Развитие юридической науки и проблема преодоления пробелов в праве: сборник научных статей по итогам работы одиннадцатого международного круглого стола, Шахты, 30 декабря 2019 года. Шахты: ООО «Конверт», 2019. С. 67-69.

REFERENCES

1. Federalnyiy zakon ot 25.12.2008 no. 273-FZ "O protivodeystvii korruptsii" (poslednyaya redak-tsiya) [Elektronnyj resurs] [Federal Law dated December 25, 2008 no. 273-FZ "On Combating Corruption"] [Electronic resource]] // OficiaFnyj internet-portalpravovoj informacii [Official Internet portal of legal information]. URL: http://pravo.gov.ru (date of access: 11.13.2021).

H. A. Ca^0H0Ba

2. Kozhukhanov M. N., Novikov S. V. Problemyi administrativnoy i ugolovnoy otvetstvennostizapra-vonarusheniya v sfere tamozhennogo dela [Problems of administrative and criminal liability for offenses in the field of customs]. In: Sbornik materialov nauchno-prakticheskoy konferentsii kafe-dr administrativnogo i finansovogo prava, tamozhennogo prava i ugolovno-pravovyih distsiplin Ros-siyskoy tamozhennoy akademii, 24 oktyabrya 2019 g/pod obschey red. E. S. Nedosekovoy [Collection of materials of the scientific and practical conference of the departments of administrative and financial law, customs law and criminal law disciplines of the Russian Customs Academy, October 24, 2019 / under the general ed. of E. S. Nedosekova]. Moscow, Editorial and Publishing Department of the Russian Customs Academy, 2020, pp. 40-46.

3. Rasporyazhenie Pravitel'stva RF ot 23.05.2020 № 1388-r "Strategiya razvitiya tamozhennoj sluzh-by Rossijskoj Federacii do 2030goda" [E^lektronny^j resurs] [Order of the Government of the Russian Federation dated May 23, 2020 no. 1388-r "Strategy for the development of the customs service of the Russian Federation until 2030" [Electronic resource]] // OficiaVny^j internet-por-talpravovoj informacii [Official Internet portal of legal information]. URL: http://pravo.gov.ru (date of access: 13.11.2021).

4. Linetskiy A. F., Tarasov A. G., Staryigin M. V. Puti preodoleniya korruptsii pri vedenii vnesh-neekonomicheskoy deyatelnosti v Rossii [Ways of overcoming corruption in foreign economic activity in Russia]. In: Obschestvo: politika, ekonomika, pravo [Society: Politics, Economics, Law], 2020, no. 8 (85).

5. Prikaz FTS Rossii ot 21.10.2015 № 2133 "Ob utverzhdenii osnovny^x napravlenii razvitiya infor-macionno-kommunikacionny^x texnologii v tamozhenny^x organax Rossifskoi Federacii do 2030 go -da" [Order of the FCS of Russia dated October 21, 2015 no. 2133 "On approval of the main directions of development of information and communication technologies in the customs authorities of the Russian Federation until 2030"].

6. Ob itogah realizacii Kompleksnoj programmy razvitiya FTS Rossii do 2020goda [ Eslektronnysj resurs] [On the results of the implementation of the Comprehensive Program for the Development of the FCS of Russia until 2020 [Electronic resource]]. URL: https://customs.gov.ru/press/feder-al/document/265437 (date of of access: 11.13.2021).

7. Borodushko I. V., Yankovskaya E. S. Tekhnologii cifrovoj transformacii tamozhennoj sfery [Technologies for digital transformation of the customs sphere]. In: Tamozhennye chteniya - 2020. Strategiya razvitiya 2030. Vyzovy vremeni. Nauka i innovacii: sbornik materialov Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii, 23-27 noyabrya 2020 goda: v 3 t. [Customs readings - 2020. Development strategy 2030. Challenges of the time. Science and innovation: collection of materials of the International Scientific and Practical Conference, November 23-27, 2020. In 3 vols]. Saint Petersburg, Editorial and Publishing Department of the St. Petersburg branch of the Russian Customs Academy, 2020, pp. 12-20.

8. Kozhukhanov N. M. Problemy funkcionirovaniya tamozhennykh organov Rossijskoj Federacii v us-loviyakh vnedreniya novykh informacionnykh tekhnologij [Problems of the functioning of the customs authorities of the Russian Federation in the context of the introduction of new digital technologies]. In: Vestnik Rossijskoj tamozhennoj akademii [Vestnic of Russian Customs Academy], 2020, no. 1, pp. 41-50.

9. Kozhukhanov N. M. Dolzhnostnoe lico funkcional'noj sistemy organov ispolnitel'noj vlas-ti, reguliruyushchej tamozhennuyu deyatel'nost', kak sub"ekt korrupcionnogo protivopravnogo posyagatel'stva [An official of the functional system of executive authorities regulating customs activities as the subject of corruptive illegal offences]. In: Vestnik Rossijskoj tamozhennoj akademii [Vestnic of Russian Customs Academy], 2019, no. 3, pp. 112-119.

10. Safonova N. A. K voprosu o professional'no-ehticheskikh orientirakh sotrudnikov tamozhennykh organov [On the issue of professional and ethical guidelines for customs officials]. In: Razvitie yuridicheskoj nauki i problema preodoleniya probelov v prave: sbornik nauchnykh statej po itogam raboty odinnadcatogo mezhdunarodnogo kruglogo stola, Shakhty, 30 dekabrya 2019 goda [Development of legal science and the problem of overcoming gaps in law: collection of scientific articles

following the work of the eleventh international round table, Shakhty, December 30, 2019. Shakhty, LLC "Convert", 2019, pp. 67-69.

Информация об авторе

Сафонова Наталья Алексеевна - аспирант кафедры таможенного права, Российская таможенная академия, Российская Федерация, Московская область, 140015, Люберцы, Комсомольский проспект, 4; старший преподаватель кафедры «Безопасность в цифровом мире», Московский государственный технический университет имени Н. Э. Баумана (национальный исследовательский университет), Российская Федерация, 105005, Москва, 2-я Бауманская улица, 5/1, e-mail: safonova-natalya-2014@mail.ru.

Information about the author

Safonova Natalia A. - postgraduate student, Russian Customs Academy, 4 Komsomolsky prospect, Lyubertsy, Moscow region 140015, Russian Federation; senior lecturer of the department of security in the digital world, Bauman Moscow State Technical University (National Research University), 5/1 2nd Baumanskaya st., Moscow 105005, Russian Federation, e-mail: safonova-natalya-2014@mail.ru.

Конфликт интересов

Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов. Conflicts of interests

The author declares that there is no conflict of interest regarding the publication of this article. Для цитирования

Сафонова Н. А. Совершенствование профессионально-этических норм сотрудников таможенных органов в аспекте противодействия коррупции // Вестник Российской таможенной академии. 2022. № 1. С. 156-164.

For citation

Safonova N. A. Improvement of Professional and Ethical Standards of Customs Officers in the Aspect of Combating Corruption. In: Vestnic of Russian Customs Academy, 2022, no. 1, pp. 156-164.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.