Научная статья на тему 'АНАЛИЗ ПРИМЕНЕНИЯ ИННОВАЦИЙ ВО ВЗАИМОДЕЙСТВИИ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ С УЧАСТНИКАМИ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ'

АНАЛИЗ ПРИМЕНЕНИЯ ИННОВАЦИЙ ВО ВЗАИМОДЕЙСТВИИ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ С УЧАСТНИКАМИ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
244
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ТАМОЖЕННЫЕ ОРГАНЫ / ТАМОЖЕННОЕ ОФОРМЛЕНИЕ / УЧАСТНИКИ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / БИЗНЕС-СООБЩЕСТВА / КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ / СПОСОБЫ КОММУНИКАЦИИ / ТАМОЖЕННЫЕ ПРЕДСТАВИТЕЛИ / ДЕКЛАРАНТЫ / АНТИКОРРУПЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Кудакаев А. Р.

В статье рассматриваются способы коммуникации юридических лиц, занимающихся экспортно-импортной деятельностью, и таможенных органов при предоставлении таможенных услуг. Перечислены новшества в диалоге между участниками этого процесса, рассмотрены направления использования цифровых технологий при таможенном оформлении и контроле, изучен зарубежный опыт, а также приведены современные механизмы противодействия коррупции в таможенных органах в целях улучшения взаимодействия с бизнес-сообществом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Кудакаев А. Р.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS OF THE APPLICATION OF INNOVATIONS IN THE INTERACTION OF CUSTOMS AUTHORITIES WITH PARTICIPANTS IN FOREIGN ECONOMIC ACTIVITY

The article discusses the ways of communication between legal entities engaged in export-import activities and customs authorities in the provision of customs services. The innovations in the dialogue between the participants of this process are listed, the directions of using digital technologies in customs clearance and control are considered, foreign experience is studied, and modern mechanisms for combating corruption in customs authorities are presented in order to improve interaction with the business community.

Текст научной работы на тему «АНАЛИЗ ПРИМЕНЕНИЯ ИННОВАЦИЙ ВО ВЗАИМОДЕЙСТВИИ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ С УЧАСТНИКАМИ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

СТРАТЕГИИ БИЗНЕСА

анализ | прогноз | управление

электронный научно-экономическии журнал

Том 10, № 10(2022) Business Strategies

стр 268

Анализ применения инноваций во взаимодействии таможенных органов с участниками внешнеэкономической деятельности / Апа^з of the application of innovations in the interaction of customs authorities with participants in foreign economic activity А.Р. Кудакаев / A.R. Kudakaev

DOI: 10.17747/2311-7184-2022-10-268-272

[ccj

Анализ применения инноваций во взаимодействии таможенных органов с участниками внешнеэкономической деятельности

А.Р Кудакаев, студент, Российская таможенная академия (Москва, Россия) [email protected]

Аннотация. В статье рассматриваются способы коммуникации юридических лиц, занимающихся экспортно-импортной деятельностью, и таможенных органов при предоставлении таможенных услуг. Перечислены новшества в диалоге между участниками этого процесса, рассмотрены направления использования цифровых технологий при таможенном оформлении и контроле, изучен зарубежный опыт, а также приведены современные механизмы противодействия коррупции в таможенных органах в целях улучшения взаимодействия с бизнес-сообществом.

Ключевые слова: таможенные органы, таможенное оформление, участники внешнеэкономической деятельности, бизнес-сообщества, консультирование, способы коммуникации, таможенные представители, декларанты, антикоррупционная деятельность.

Аnalysis of the application of innovations in the interaction of customs authorities with participants in foreign economic activity

A.R. Kudakaev, student, Russian Customs Academy (Moscow, Russia) [email protected]

Abstract. The article discusses the ways of communication between legal entities engaged in export-import activities and customs authorities in the provision of customs services. The innovations in the dialogue between the participants of this process are listed, the directions of using digital technologies in customs clearance and control are considered, foreign experience is studied, and modern mechanisms for combating corruption in customs authorities are presented in order to improve interaction with the business community.

Keywords: ^stems authorities, customs clearance, participants in foreign economic activity, business communities, consulting, communication methods, customs representatives, declarants, anti-corruption activities.

Областью предоставления государственных таможенных услуг являются взаимовыгодные отношения между таможенными органами и участниками внешнеэкономической деятельности (ВЭД). Развитие успешного диалога между государственными таможенными органами и участниками ВЭД является главным фактором для выполнения поставленных Правительством перед ФТС России задач:

• пополнение государственного бюджета РФ;

• ускорение импортного и экспортного потока товаров;

• обеспечение защиты национальных интересов страны.

В 2020 году Правительством Российской Федерации было утверждено Распоряжение № 1388-р «Стратегия развития таможенной службы Российской Федерации до 2030 года»1 (далее - Стратегия-2030). Это распоряжение было подготовлено совместно с участниками ВЭД, поэтому документ учитывает многие предпочтения и мнения участников бизнес-сообщества.

Целью Стратегии-2030 является развитие таможенной службы, внедрение новых технологий, включая искусственный интеллект, формирование умной таможни, совершенствование коммуникационных средств связи с внутренними ведомствами и бизнес-объединениями, повышение результативности в рамках пополнения государственного бюджета и защиты национальных интересов.

Стратегия-2030 - это совокупная резолюция, в ней перечислено 23 основных направления в рамках таможенного администрирования, среди которых есть четко ориентированные на бизнес-сообщество:

1) снижение воздействия и нагрузки на участников ВЭД, создание комфортных условий для импортно-экспортной деятельности юридических лиц;

2) совершенствование института уполномоченного экономического оператора, развитие его применения;

3) разработка конкурентной среды для участников бизнеса и уполномоченного экономического оператора;

1 Распоряжение Правительства РФ от 23.05.2020 № 1388-р «Стратегия развития таможенной службы Российской Федерации до 2030 года» // КонсультантПлюс.

электронный научно-экономический журнал стр 269

Анализ применения инноваций во взаимодействии таможенных органов с участниками внешнеэкономической деятельности / Аnalysis of the application of innovations in the interaction of customs authorities with participants in foreign economic activity А.Р. Кудакаев / A.R. Kudakaev

4) развитие электронных средств в деятельности ФТС России, цифровизация и автоматизация;

5) прозрачность в деятельности таможенных органов при осуществлении таможенного оформления и контроля;

6) развитие инвестиционного климата и предпринимательской деятельности участников ВЭД;

7) развитие диалога с добросовестными участниками ВЭД и бизнес-объединениями с целью повышения качества предоставляемых таможенных услуг.

Остановимся подробнее на последнем пункте. Существуют две группы участников ВЭД и бизнес-объединений, являющихся потребителями услуг, предоставляемых таможенными органами.

В первую группу входят юридические лица, подкованные в таможенном законодательстве. Эти организации по большей части прекрасно осведомлены обо всех правилах проведения таможенной процедуры, знают инструкции и нормы, заведомо ознакомлены с изменениями в таможенной сфере Российской Федерации, в курсе предстоящих поправок в законах, если таковые имеются на момент экспортно-импортной деятельности предприятия. Вторая группа - участники ВЭД, пользующиеся услугами таможенных представителей и брокеров.

Следовательно, в рамках развития диалога между государством в лице таможенных органов и участниками внешнеэкономической деятельности многое зависит и от самих организаций в сфере внешней торговли. Требуется в первую очередь юридическая грамотность от участников ВЭД при перемещении товара через таможенную границу Российской Федерации. Незнание официально опубликованного закона не освобождает от ответственности за его несоблюдение. Попытка обхода правовых норм пресекается правоохранительной деятельностью и контролем таможенных органов.

Сотрудники таможенных постов бесплатно консультируют бизнес-организации, осуществляют обратную связь по всем вопросам, существует горячая линия по теме таможенного оформления товаров и транспортных средств.

На официальном сайте ФТС России2 юридические лица могут ознакомиться с приказами, памятками, а также сведениями по загруженности автомобильных пунктов пропуска. В 2017 году для пользователей был создан личный кабинет с авторизацией через ЕСИА3 и электронную подпись. Личный кабинет позволяет клиентам в электронном виде декларировать товар, формировать и отправлять таможенным органам документы, запрашивать статус таможенной проверки. Среди доступных участникам ВЭД сервисов сведения о наличии задолженности по таможенным платежам и административным правонарушениям и статус рассмотрения дела о нарушении. Помимо этого, в личном кабинете добавлен обновляемый раздел с информацией для участников внешнеэкономической деятельности (рис. 1).

Для консультации относительно процедур оказания таможенного оформления и контроля на сайте ФТС России проводятся ежемесячные вебинары, где участники внешней торговли могут задать вопрос по актуальной теме, предварительно заполнив форму.

Рис. 1. Раздел с информацией для участников ВЭД с официального сайта ФТС РФ

Участникам ВЭД

Вниманию участников ВЭД Часто задаваемые вопросы

Справочная информация Категорирование участников ВЭД

Вебинары по таможенной тематике Запреты и ограничения

Сервисы и реестры Валютный контроль

Информация о порядке перемещения Защита прав интеллектуальной

через таможенную границу собственности

Евразийского экономического союза

товаров в качестве гуманитарной Поддержка экспорта

помощи Классификация и происхождение

Уплата таможенных и иных платежей товаров

Таможенная стоимость товаров Маркировка товаров

Уполномоченный экономический Таможенный представитель

оператор Свободные склады

Применение таможенной процедуры

Система прослеживаемости товаров

свободной таможенной зоны на

территории Российской Федерации Таможенный аудит

Помимо официального сайта ФТС России вся актуальная информация представлена в социальных сетях и мессенджерах: «ВКонтакте»4, Telegram5, «Одноклассники»6, YouTube7, RuTube8, «Яндекс Дзен»9.

2 Официальный сайт Федеральной таможенной службы Российской Федерации. URL: http://customs.gov.ru.

3 Официальный сайт Госуслуги. URL: http:// esia.gosuslugi.ru.

4 Официальный страница ФТС России. URL: https://vk.com/customs_rus.

5 Официальный канал Федеральной таможенной службы. URL: https://t.me/customs_rf.

6 Группа Федеральной таможенной службы (ФТС России). URL: https://ok.ru/customsrf.

7 Официальный канал ФТС России. URL: https://www.youtube.com/c/FCSofRUSSIA.

8 Официальный канал ФТС России. URL: https://rutube.ru/channel/24290538.

9 Официальный канал ФТС России. URL: https://zen.yandex.ru/customs_rf.

электронный научно-экономический журнал стр 270

Анализ применения инноваций во взаимодействии таможенных органов с участниками внешнеэкономической деятельности / Änalysis of the application of innovations in the interaction of customs authorities with participants in foreign economic activity А.Р. Кудакаев / A.R. Kudakaev

Создание комфортных условий и средств диалога с участниками ВЭД во многом определяет наполняемость бюджета страны.

В случае несогласия с действиями (бездействиями) сотрудников таможенных органов существует целая система инструментов обжалования решений, включая личный кабинет, телефоны доверия и горячую линию. Права и обязанности проверяемого лица, а также порядок обжалования прописаны в Федеральном законе № 289-ФЗ10 и в Таможенном кодеке ЕАЭС11.

Российские таможенные органы во многом опираются на зарубежный опыт таможенного администрирования и взаимодействия с бизнес-организациями. Одним из лидеров среди таможенных служб мира является Федеральное таможенное управление Объединенных Арабских Эмиратов12, где основной поток товаров приходится на таможню Дубая. Так, еще в 2008 году таможня Дубая перешла на электронное декларирование с помощью систем E-Mirsal-2 и Smart Workspace (аналог личного кабинета на сайте ФТС России), а более 95% деклараций обрабатываются интеллектуальной системой управления рисками The Risk Engine, позволяющей контролировать вероятность нарушения таможенного законодательства.

Значимое нововведение, которое стоит взять на вооружение российским таможенным органам, - создание в ОАЭ виртуального помощника с искусственным интеллектом «Раммас». Этот виртуальный помощник уже сейчас используется во всех государственных учреждениях ОАЭ, включая таможенные органы, и позволяет сократить количество посетителей госучреждений на 80%. «Раммас» предоставляет помощь и отвечает на вопросы участников ВЭД на арабском и английском языках.

Именно инновации позволяют таможенным органам ОАЭ сохранять лидирующие позиции в мировом сообществе, а также пополнять государственный бюджет страны. За один год через 5 тыс. таможенных представителей в ОАЭ проходят оформление более 190 тыс. международных импортеров и экспортеров, 20 млн контейнеров, 18 тыс. торговых судов, 200 тыс. воздушных судов и 100 млн гражданских лиц - все это способствует росту экономики, который был бы невозможен без инноваций в области технологии и взаимодействия с представителями ВЭД.

Еще одной мерой по обеспечению диалога таможенных органов и бизнес-сообщества в Российской Федерации стало создание электронной общественной приемной регионального представителя.

Приемная работает согласно положению об Общественном совете при ФТС России, утвержденному Приказом ФТС России от 17.10.2018 № 168413. Общественный совет при ФТС России14 формируется в соответствии с Федеральными законами от 21.07.2014 № 212-ФЗ «Об основах общественного контроля в Российской Федерации»15, от 04.04.2005 № 32-ФЗ «Об Общественной палате Российской Федерации»16, Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.08.2005 № 481 «О порядке образования общественных советов при федеральных министерствах, руководство которыми осуществляет Правительство Российской Федерации, федеральных службах и федеральных агентствах, подведомственных этим федеральным министерствам, а также федеральных службах и федеральных агентствах, руководство которыми осуществляет Правительство Российской Федерации»17 и Стандартом деятельности общественного совета при федеральных органах исполнительной власти, утвержденным решением совета Общественной палаты Российской Федерации от 05.07.2018 № 55-С18.

Общественный совет ФТС России необходим для защиты нужд, интересов, прав и свободы физических, а также юридических лиц в сфере деятельности государственных таможенных органов по предоставлению услуг. Цель Общественного совета при ФТС России заключается в контроле деятельности Федеральной таможенной службы РФ, в том числе в рассмотрении разрабатываемых нормативных документов, антикоррупционной деятельности, целесообразности государственных закупок, контроле планов и ежегодной отчетности ФТС России и других законодательных вопросов.

В Общественную приемную ФТС поступают запросы и информация от участников ВЭД. В большинстве случаев это вопросы в рамках повседневной консультации, например по корректности учета лицензионных платежей, срокам предоставления документов на этапе дополнительной проверки стоимости товаров и т. д. Однако в теме развития диалога таможни и бизнеса можно выделить и другие наиболее актуальные темы:

• отсутствие прямой связи таможенного инспектора и декларанта для ускоренного обмена информацией и уточнений;

• расплывчатость запросов, которые направляются декларанту от таможенных органов;

• неполнота информации о причинах задержки груза при таможенном оформлении, о причинах досмотра груза;

• возбуждение административного делопроизводства при отсутствии маркировки ЕАС на грузе, незнание участниками ВЭД своих прав и обязанностей в рамках регулирования данного нарушения;

• вопросы от участников ВЭД относительно ввоза в страну экспериментальных образцов груза для тестирования у уполномоченных органов и сертификационных организаций;

10 Федеральный закон от 03.08.2018 № 289-ФЗ (ред. от 02.07.2021) // КонсультантПлюс.

11 Таможенный кодекс Евразийского экономического союза (ред. от 29.05.2019) // КонсультантПлюс.

12 Federal Customs Authority United Arab Emirates. URL: https://fca.gov.ae.

13 Приказ ФТС России от 17.10.2018 № 1684 (ред. от 06.12.2021) «Об утверждении Положения об Общественном совете при ФТС России» // КонсультантПлюс.

14 Официальный сайт Общественного совета при ФТС. URL: https://www.osfts.ru/.

15 Федеральный закон «Об основах общественного контроля в Российской Федерации» от 21.07.2014 № 212-ФЗ // КонсультантПлюс.

16 Федеральный закон «Об Общественной палате Российской Федерации» от 04.04.2005 № 32-ФЗ // СПС КонсультантПлюс.

17 Постановление Правительства РФ от 02.08.2005 № 481 «О порядке образования общественных советов при федеральных министерствах, руководство которыми осуществляет Правительство Российской Федерации, федеральных службах и федеральных агентствах, подведомственных этим федеральным министерствам, а также федеральных службах и федеральных агентствах, руководство которыми осуществляет Правительство Российской Федерации» // КонсультантПлюс.

18 Стандарт деятельности общественного совета при федеральном органе исполнительной власти (типовое положение) (утв. решением совета Общественной палаты РФ от 05.07.2018 N 55-С) (ред. от 02.12.2020).

электронный научно-экономический журнал стр 271

Анализ применения инноваций во взаимодействии таможенных органов с участниками внешнеэкономической деятельности / Аnalysis of the application of innovations in the interaction of customs authorities with participants in foreign economic activity А.Р. Кудакаев / A.R. Kudakaev

• риск невыпуска груза таможенным органом при подаче декларации соответствия формы D1;

• некомпетентность некоторых сотрудников таможенных органов при таможенном досмотре, перенос сроков досмотра, длинные очереди на досмотр, медлительность инспектора при проведении досмотра;

• вопросы от участников ВЭД касательно проверки груза после условного выпуска.

Все вышеперечисленные вопросы от участников ВЭД на портале Общественной приемной проходят моде-рацию администрацией и сортируются, а также проверяются на законность, обоснованность и конкретность формулировки проблемы. После этого вопросы передаются в работу юридическим специалистам в области таможенного законодательства или направляются в Общественный совет для дальнейшего рассмотрения и вынесения решения.

Немаловажным фактором в развитии взаимодействия бизнеса и таможни является антикоррупционная политика ФТС России. Под термином «коррупция» подразумевается любое превышение полномочий сотрудниками таможенных органов в личных целях.

Согласно ежегодному рейтингу The Corruption Perceptions Index страны - участницы Таможенного союза ЕАЭС традиционно имеют самый низкий уровень восприятия и борьбы с коррупцией. Рейтинг составляется согласно заявлениям участников ВЭД и физических лиц, которые пострадали от коррупционных действий сотрудников таможенных органов. Лидером по борьбе с экономическими преступлениями в Таможенном союзе является Республика Беларусь, последнее место занимают таможенные службы Российской Федерации. Причинами коррумпированности в таможенных органах страны можно назвать:

1) нестабильность экономики государства, вследствие чего имеет место финансовое неблагополучие граждан страны;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2) низкая эффективность аппарата госуправления;

3) противоречия в законодательстве внутри страны;

4) незрелость общества.

В структуре Федеральной таможенной службы существует целое подразделение по борьбе с коррупцией -Управление по противодействию коррупции, которое проводит оперативно-разыскные мероприятия среди сотрудников таможенных органов. Согласно официальной статистике19 от ФТС России, суммарно за период с 2013 по 2020 год в таможенных органах России было возбуждено 1974 дела, из них 948 - в отношении должностных лиц, то есть около 48% от общего числа. Более 90% подобных преступлений выявляются непосредственно Управлением по противодействию коррупции, в раскрытии остальных дел участвуют другие ведомства, связанные с оперативно-разыскной деятельностью, прежде всего ФСБ. Подробные статистические данные по числу выявленных нарушений коррупционной направленности в таможенных органах приведены в табл. 1.

Таблица 1

Динамика изменений количества уголовных дел коррупционной направленности, выявленных в период с 2013 по 2020 год

2013 2014 2015 2016 2017 2018 2019 2020

Общее число коррупционных дел в таможенных органах 247 305 288 230 306 168 282 148

Количество возбужденных дел в отношении должностных лиц в таможенных органах 172 (70%) 155 (51%) 142 (49%) 185 (80%) 135 (44%) 52 (31%) 58 (21%) 49 (33%)

Согласно динамике изменений, представленной в табл. 1, наблюдается тенденция к снижению возбуждаемых уголовных дел по коррупционным преступлениям, что говорит об эффективности принимаемых мер Управления по противодействию коррупции.

Ежегодно в таможенных органах выявляют десятки и сотни нарушений коррупционного характера на всех уровнях организационной структуры. Однако не стоит забывать, что у коррупции две стороны: тот, кто берет взятки, и тот, кто их дает, - представители ВЭД. Необходимо контролировать и привлекать к ответственности обе стороны этого процесса, пресекать саму возможность и необходимость взятки, уравнять в возможностях всех участников бизнеса и не предоставлять какие-либо привилегии сторонам. При таможенном оформлении нужно создать условия, при которых бы участник ВЭД осознавал, что взятка не ускорит прохождение таможни, не снизит его собственные издержки, а в случае вымогательства сотрудниками таможенных органов обращался в правоохранительные органы и по телефонам доверия по этому факту.

ФТС России необходимо совершенствовать методы управленческого воздействия на свой кадровый состав, не только предупреждать обо всех рисках и уголовном преследовании, но и влиять на социально-экономическую жизнь сотрудников таможенных органов, развернуть целые программы по улучшению жилищных условий, по предоставлению социальных льгот и страхования. Необходимо постоянно совершенствовать программы повышения квалификации персонала, особое внимание следует обратить на снижение психоэмоциональной нагрузки на сотрудников таможенных органов, предотвращение профессионального выгорания и формирование стрессоустойчивости. Эти меры, несомненно, будут способствовать пресечению коррупционных преступлений в сфере ВЭД.

19 Информационные материалы о результатах работы подразделений по противодействию коррупции таможенных органов Российской Федерации. URL: https://customs.gov.ru/activity/protivodejstvie-korrupczii/doklady,-otchety,-obzory,-statisticheskaya-informacziya.

Том 1G, № 1G(2G22) Business Strategies

Анализ применения инноваций во взаимодействии таможенных органов с участниками внешнеэкономической деятельности / Аnalysis of the application of innovations in the interaction of customs authorities with participants in foreign economic activity А.Р. Кудакаев / A.R. Kudakaev

Использованные источники

1. 2.

3.

4.

5.

6.

7.

8. 9. 1G. 11.

12.

13.

14.

15.

16.

17.

18. 19.

Группа Федеральной таможенной службы (ФТС России). URL: https://ok.ru/customsrf. Информационные материалы о результатах работы подразделений по противодействию коррупции таможенных органов Российской Федерации // URL: https://customs.gov.ru/activity/protivodejstvie-korrupczii/ doklady,-otchety,-obzory,-statisticheskaya-informacziya.

Официальный канал Федеральной таможенной службы. URL: https://t.me/customs_rf. Официальный канал ФТС России. URL: https://rutube.ru/channel/24290538. Официальный канал ФТС России. URL: https://www.youtube.com/c/FCSofRUSSIA. Официальный канал ФТС России. URL: https://zen.yandex.ru/customs_rf. Официальный сайт Госуслуги. URL: http:// esia.gosuslugi.ru. Официальный сайт Общественного совета при ФТС. URL: https://www.osfts.ru/.

Официальный сайт Федеральной таможенной службы Российской Федерации. URL: http://customs.gov.ru. Официальный страница ФТС России. URL: https://vk.com/customs_rus.

Постановление Правительства РФ от 2 августа 2005 г № 481 «О порядке образования общественных советов при федеральных министерствах, руководство которыми осуществляет Правительство Российской Федерации, федеральных службах и федеральных агентствах, подведомственных этим федеральным министерствам, а также федеральных службах и федеральных агентствах, руководство которыми осуществляет Правительство Российской Федерации» // КонсультантПлюс.

Приказ ФТС России от 17.10.2018 № 1684 (ред. от 06.12.2021) «Об утверждении Положения об Общественном совете при ФТС России» // КонсультантПлюс.

Распоряжение Правительства РФ от 23.05.2020 № 1388-р «Стратегия развития таможенной службы Российской Федерации до 2030 года» // КонсультантПлюс.

Стандарт деятельности общественного совета при федеральном органе исполнительной власти (Типовое положение) (утв. решением совета Общественной палаты РФ от 05.07.2018 № 55-С) (ред. от 02.12.2020). Таможенный кодекс Евразийского экономического союза (ред. от 29.05.2019) // КонсультантПлюс. Федеральный закон «Об Общественной палате Российской Федерации» от 04.04.2005 № 32-ФЗ // Консуль-тантПлюс.

Федеральный закон «Об основах общественного контроля в Российской Федерации» от 21.07.2014 № 212-ФЗ // КонсультантПлюс.

Федеральный закон от 03.08.2018 № 289-ФЗ (ред. от 02.07.2021) // КонсультантПлюс. Federal Customs Authority United Arab Emirates. URL: https://fca.gov.ae.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.