Научная статья на тему 'Региональные особенности развития института уполномоченных экономических операторов'

Региональные особенности развития института уполномоченных экономических операторов Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
331
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
внешнеэкономическая деятельность / мировая торговля / уполномоченные экономические операторы / формы взаимодействия / таможенные органы / таможенное декларирование / таможенный контроль / таможенный транзит / foreign economic activity / world trade / authorized economic operators / forms of interaction / customs authorities / customs declaration / customs control / customs transit

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Шарощенко Ирина Валерьевна

Изучается практика применения института уполномоченного экономического оператора (УЭО) на основании данных ФТС России и Владивостокской таможни для определения региональных особенностей. Проведен анализ статистики взаимодействия таможенных органов и УЭО. Сделаны выводы о характере и возможных причинах изменения отдельных показателей таможенного декларирования УЭО во Владивостокской таможне. Предложены направления взаимодействия таможенных органов и УЭО, которое будет способствовать соблюдению таможенного законодательства и обеспечению безопасности грузовых перевозок.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Regional Peculiarities of the Development of the Institute of Authorized Economic Operators

Th e practice of using the institution of the authorized economic operator (AEO) on the basis of data from the Federal Customs Service of Russia and Vladivostok Customs to determine regional characteristics is being studied. Th e statistics of interaction of customs authorities and AEO is analyzed. Conclusions are drawn about the nature and possible causes of changes in certain indicators of the customs declaration of AEO in the Vladivostok customs. Th e directions of interaction between customs authorities and AEO, which will contribute to compliance with customs law and ensure the safety of cargo transportation, are proposed.

Текст научной работы на тему «Региональные особенности развития института уполномоченных экономических операторов»

ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ТАМОЖЕННОГО ДЕЛА

УДК 339.54

БСИ 10.24412/1815-0683-2022-1-30-42 И. В. ШАРОЩЕНКО*

Региональные особенности развития института уполномоченных экономических операторов

Изучается практика применения института уполномоченного экономического оператора (УЭО) на основании данных ФТС России и Владивостокской таможни для определения региональных особенностей. Проведен анализ статистики взаимодействия таможенных органов и УЭО. Сделаны выводы о характере и возможных причинах изменения отдельных показателей таможенного декларирования УЭО во Владивостокской таможне. Предложены направления взаимодействия таможенных органов и УЭО, которое будет способствовать соблюдению таможенного законодательства и обеспечению безопасности грузовых перевозок.

Ключевые слова: внешнеэкономическая деятельность, мировая торговля, уполномоченные экономические операторы, формы взаимодействия, таможенные органы, таможенное декларирование, таможенный контроль, таможенный транзит.

ШАРОЩЕНКО Ирина Валерьевна -кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики таможенного дела и управления. Sharoschenko.irina@vfrta.ru.

SHAROSHCHENKO I. V. - Candidate of Economic Sciences, Associate Professor at the Department of Economics in Customs and Management.

IV. SHAROSHCHENKO Regional Peculiarities of the Development of the Institute of Authorized Economic Operators

The practice of using the institution of the authorized economic operator (AEO) on the basis of data from the Federal Customs Service of Russia and Vladivostok Customs to determine regional characteristics is being studied. The statistics of interaction of customs authorities and AEO is analyzed. Conclusions are drawn about the nature and possible causes of changes in certain indicators of the customs declaration of AEO in the Vladivostok customs. The directions of interaction between customs authorities and AEO, which will contribute to compliance with customs law and ensure the safety of cargo transportation, are proposed.

* Владивостокский филиал Российской таможенной академии. 690034, г. Владивосток, ул. Стрелковая, 16 в.

Vladivostok Branch of the Russian Customs Academy. 16 v, Strelkovaya Str., Vladivostok, 690034.

Keywords: foreign economic activity, world trade, authorized economic operators, forms of interaction, customs authorities, customs declaration, customs control, customs transit.

Институт уполномоченного экономического оператора (УЭО) на сегодняшний день является одним из актуальных инструментов развития мировой торговли. В целях создания условий, обеспечивающих безопасность глобальных цепей поставок товаров, Всемирной таможенной организацией (ВТамО) реализуется многосторонний подход развития института УЭО, что значительно упрощает и стимулирует мировую торговлю1. Таким образом, развитие института УЭО играет существенную роль не только в создании экономических преимуществ для крупных и надежных участников ВЭД, но и в обеспечении безопасности мировой торговли.

Институт УЭО получил активное развитие и в ЕАЭС. Анализ зарегистрированных УЭО в странах - участницах ЕАЭС показал, что в 2019 г. их общее количество снизилось на 22,91 % по сравнению с 2018 г., но в 2020 г. по сравнению с 2019 г. возросло на 20,40 % (табл. 1)2. Такой рост объясняется тем, что УЭО, получившие новые свидетельства, в соответствии с ТК ЕАЭС с 1 января 2020 г. могут использовать преимущества своего статуса на территории всего ЕАЭС.

Таблица 1

Сводная информация по количеству зарегистрированных УЭО в странах - участницах ЕАЭС (кол-во / доля, %)

Страна 2018 г. 2019 г. 2020 г.

Армения 1 / 0,20 1 / 0,25 2 / 0,42

Беларусь 326 / 63,31 291 / 73,30 314 / 65,69

Казахстан 7 / 1,36 6 / 1,51 7 / 1,46

Кыргызстан 2 / 0,38 2 / 0,50 3 / 0,63

Россия 179 / 34,75 97 / 24,44 152 / 31,80

Итого 515 / 100,00 397 / 100,00 478 / 100,00

1 Рамочные стандарты безопасности и облегчения мировой торговли Всемирной таможенной организации / Всемирная таможенная организация. URL: http://www.wcoomd.org.

2 Информационный портал Евразийского экономического союза. URL: http://www. eurasiancommission.org/ru/act/tam_sotr/dep_tamoj_infr/Pages/CIDD3_DevCI/0DevCI_ list_EAEU_1authorized_economic_operators_2general_register_of_authorized_economic_ operators_3LCWS.aspx (дата обращения: 21.12.2021).

Всего в ЕАЭС по состоянию на 2020 г. зарегистрировано 478 УЭО, из них 65,69 % зарегистрировано в Республике Беларусь. За 8 месяцев 2021 г. в реестр УЭО Республики Беларусь включены еще 9 УЭО3. Беларусь обладает самой развитой сетью УЭО на территории ЕАЭС [1]. Такой интерес к УЭО в организации ВЭД в стране объясняется тем, что этот институт получил здесь новое развитие: ранее существовал один тип УЭО и пять упрощений для него, сегодня - три типа и 16 упрощений, направленных на максимальное стимулирование внешнеэкономической деятельности. Более 10 лет УЭО Беларуси освобождены от уплаты НДС, если после осуществления процедуры таможенного оформления товар продается за пределы страны. В то же время с 2016 г. налоговая служба и таможенные органы Республики Беларусь осуществляют совместную работу по отслеживанию движения товаров, что позволяет оперативно произвести контроль таможенной стоимости, цены реализации и всю цепочку «разрыва НДС»4. Кроме того, в 2020 г. Республикой Беларусь подписано Соглашение с Главным таможенным управлением Китая о взаимном признании программ уполномоченных экономических операторов5, что позволяет субъектам хозяйствования оптимизировать затраты и сократить сроки вовлечения товаров в хозяйственный и экономический оборот, а таможенным органам - более гибко применять систему управления рисками при организации таможенного контроля.

Согласно ежегодным сборникам «Таможенная служба Российской Федерации», за период с 2018 по 2020 г. количество УЭО, внесенных в реестр, изменяется: после снижения общего количества УЭО в 2019 г. по сравнению с 2018 г. на 45,81 %, темп прироста в 2020 г. составил уже 56,70 %. Основной причиной резкого спада доли зарегистрированных УЭО в РФ в 2019 г. является тот факт, что 31 декабря 2019 г. истек переходный период, предусмотренный п. 1 ст. 465 ТК ЕАЭС, в течение которого юридические лица, получившие статус УЭО в соответствии с ТК ТС, сохраняли его и могли использовать специальные упрощения. С 1 января 2020 г. они утратили статус УЭО в соответствии с ТК ЕАЭС. Часть УЭО решили не спешить с перерегистрацией статуса, т. к. по новым правилам требуется открыть большой объем конфиденциальной информации о предприятии и предоставить доступ таможенным органам к внутренней системе учета УЭО [2].

3 Единый Интернет-портал таможенных органов Республики Беларусь. URL: https://www. customs.gov.by/ru/reestr_lic_tamozhennogo_dela-ru/ (дата обращения: 12.10.2021).

4 Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь. URL: https://pravo. by/novosti/obshchestvenno-politicheskie-i-v-oblasti-prava/2020/january/45070/ (дата обращения: 12.10.2021).

5 Там же.

В целом же за период 2018-2020 гг. количество УЭО, внесенных в реестр ФТС России, увеличилось с 12 до 68, т. е. выросло более чем в 5 раз, и их доля составила 31,80 % в общем количестве зарегистрированных УЭО в странах ЕАЭС6 (табл. 2). Такая статистика говорит о зарождении интереса участников ВЭД к институту УЭО как к механизму организации эффективного таможенного администрирования безопасной цепи поставки товаров.

Таблица 2

Количество УЭО, зарегистрированных в реестре ФТС России

Год Тип свидетельства Кол-во выданных свидетельств Цепной темп роста (снижения) общего кол-ва, %

I II III I и II Общее По состоянию на 31.12

2018 4 3 5 - 12 179* -

2019 22 13 50 2 87 97 45,81

2020 26 24 17 1 68 152 156,70

* С учетом юридических лиц, включенных в реестр до вступления в силу ТК ЕАЭС.

Статус УЭО востребован бизнес-сообществом, однако потенциал развития данного института в странах - участницах ЕАЭС реализован не полностью [1]. Для Дальнего Востока России развитие УЭО как крупных и надежных участников ВЭД может играть существенную роль, в том числе и потому что на регион приходится большой объем транзитных грузов. По сравнению с 2020 г. в 2021 г. внешнеторговый оборот в регионе деятельности ДВТУ вырос на 49,1 %. Объемы транзита через Владивостокскую таможню также существенно выросли: общая масса брутто в таможенных органах отправления за 9 месяцев 2021 г. составила уже 95,30 % показателя 2020 г., а общее количество грузовых мест - 88,68 % показателя 2020 г.

Это связано и с мировым кризисом контейнеров, и с тем, что поставщикам из стран отправления (Королевство Таиланд, Австралия, Демократическая Социалистическая Республика Шри-Ланка, Китайская Народная Республика, Малайзия и др.) стало выгодно осуществлять поставку грузов не через Суэцкий канал, а «глубоким морем» в порт Владивостока, и оформлять таможенный транзит до стран назначения: ФРГ, Французская Республика, Итальянская Республика, Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии, Финляндская Республика, Республика Узбекистан, Чешская Республика и др. Можно предположить, что такая

6 Реестр Уполномоченных экономических операторов. URL: https://customs.gov.ru/folder/720 (дата обращения: 21.12.2021).

тенденция будет сохраняться и это послужит стимулом к развитию института УЭО на Дальнем Востоке России.

Целью настоящей статьи является анализ статистики взаимодействия таможенных органов и УЭО (на разных этапах) с целью выявления региональных особенностей и направлений совершенствования таких взаимоотношений.

Анализ динамики показателей регистрации УЭО. Рост интереса к институту УЭО в России в 2020 г., как отмечалось ранее, объясняется новыми условиями ТК ЕАЭС по получению статуса УЭО. Как показано в табл. 2, большую долю в общем количестве зарегистрированных УЭО в реестре ФТС России за 2018-2020 гг. занимают УЭО III типа (69,44 %).

Свидетельство III типа выдается УЭО, имеющему свидетельство I и/или II типа, при условии, что действие данного свидетельства не приостанавливалось в течение двух лет, а УЭО соответствует критериям финансовой устойчивости. Такой тип УЭО аккумулирует все упрощения, предусмотренные для свидетельств I и II типа, тем самым вызывая больший стимул к его получению.

Анализ динамики получения статуса УЭО, его приостановления и исключения из реестра ФТС России за 2018-2020 гг. показал неустойчивую тенденцию (табл. 3).

Таблица 3

Динамика количества УЭО с действующим, приостановленным свидетельством или исключенных из реестра (кол-во / доля, %)

Статус 2018 г. 2019 г. 2020 г.

Действующее 179 / 81,74 97 / 36,46 152 / 79,58

Приостановленное 25 / 11,42 151 / 56,77 34 / 17,80

Исключенные 15 / 6,85 18 / 6,77 5 / 2,62

Всего 219 / 100 266 / 100 191 / 100

Источник: Реестр уполномоченных экономических операторов. URL: https://www.alta.ru/online-services/ (дата обращения: 21.12.2021).

В 2018 г. отмечено самое большое количество действующих УЭО. Пик числа приостановленных свидетельств УЭО приходится на 2019 г., как уже отмечалось, в связи с окончанием переходного периода. В 2020 г. ситуация более благоприятная: наблюдается не только рост числа действующих УЭО (на 56,70 %), но и снижение доли приостановленных свидетельств (на 77,49 %) и исключений из реестра (на 72,23 %) по сравнению с 2019 г. Доля зарегистрированных УЭО остается достаточно низкой: по официальным данным ФТС России, внешнеэкономической деятельностью

занимаются свыше 80 тыс. компаний и индивидуальных предпринимателей, а доля УЭО составляет менее 0,3 %7. Из всего списка действующих УЭО РФ в 2020 г. 50 (32,89 % общего количества) производили декларирование в ЦЭД Владивостокской таможни, а зарегистрированы на территории Дальнего Востока только 4 УЭО (2,63 % общего количества).

Статус УЭО предполагает ведение бизнеса без нарушений законодательства. Выражением таких намерений является факт подписания предприятием - участником ВЭД Хартии добросовестных участников ВЭД. Декларация о поддержке Хартии добросовестных участников ВЭД была подписана в ходе Международной выставки «Таможенная служба-2017» руководителями крупнейших ассоциаций российского бизнеса - Российский союз промышленников и предпринимателей, Торгово-промышленная палата РФ, Деловая Россия, Опора России. Основная цель Хартии заключается в установлении ее участниками ответственных форм осуществления хозяйственной деятельности, а также добросовестное взаимодействие с партнерами, контрагентами и государственными органами. Те предприятия - участники ВЭД, которые подписали Хартию, должны обеспечить добросовестное декларирование, содействовать осуществлению эффективного таможенного контроля, свести к минимуму нарушения таможенного законодательства. По состоянию на 20.10.2021 только 40 % УЭО, зарегистрированных в реестре ФТС России, поддержали Хартию. В Дальневосточном регионе также отмечается низкий уровень вовлеченности УЭО в Хартию добросовестных участников ВЭД: из представленных в регионе четырех крупных УЭО подписали Хартию только два участника. Подписание Хартии предоставляет для участника ВЭД, в том числе и УЭО, возможность информирования о своей категории риска - это может быть одним из мотивов для подписания данного документа и позволит укрепить взаимодействие таможенных органов с УЭО.

Анализ показателей таможенного декларирования. Анализ общего количества поданных деклараций УЭО, зарегистрированных Владивостокской таможней за 2018-2020 гг., показал их устойчивый рост (цепной темп роста составляет 150,71 %) (табл. 4).

Причинами такого роста могут быть общее оживление ВЭД, рост транзита и, кроме того, реализация проекта диспетчеризации таможенных деклараций. ЦЭД Владивостокской таможни принимает декларации на товары УЭО со всей России, ввозимые морским транспортом.

По информации, представленной в табл. 4, видно, что в период 2019-2020 гг. УЭО, производящими декларирование во Владивостокской таможне, чаще заявляется таможенная процедура «выпуск товаров для

7 Официальный сайт Федеральной таможенной службы. иКЬ: http://customs.ru.

внутреннего потребления» (99,0 % общего количества), и в структуре заявляемых кодов таможенного декларирования товаров произошли существенные изменения. Доля деклараций, поданных без особенностей таможенного декларирования товаров, снизилась на 37,38 %, количество поданных деклараций на условиях выпуска до подачи возросло на 47,32 %, а доля деклараций, поданных по коду ПТД, уменьшилась более чем в 10 раз. Это позволяет сделать вывод о росте достоверности таможенного декларирования УЭО, сокращении времени декларирования, т. к. таможенными органами решения о выпуске принимались чаще до подачи таможенной декларации или применялась классическая таможенная процедура, без каких-либо особенностей.

Таблица 4

Количество поданных деклараций УЭО в разрезе таможенных процедур

Код таможенного декларир ов ания* Таможенная процедура Всего деклараций

Год Выпуск для внутреннего потребления Экспорт

ВДТ 1 600 -

2018 ПТД 212 - 5 286

ДТ 3 472 2

ВДТ 496 -

2019 ПТД 708 - 5 812

ДТ 4 607 1

ВДТ 4 450 1

2020 ПТД 106 - 7 967

ДТ 3 313 97

Кол-во поданных деклараций 18 964 101 19 065

*ВДТ - декларирование товаров при их выпуске до подачи таможенной декларации; ПТД -предварительное таможенное декларирование; ДТ - декларации на товары, поданные без особенностей таможенного декларирования товаров.

Примечание. Здесь и в таблицах 5-7 данные предоставлены Владивостокской таможней.

Данный вывод подтверждается и статистикой принимаемых решений при обработке заявлений о выпуске товаров до подачи декларации на товары в рассматриваемый период. Общее количество обработанных заявлений о выпуске товаров до подачи декларации на товары существенно выросло: с 38 в 2018 г. до 4 818 в 2020 г. (табл. 5). Такой поток заявлений связан с увеличением количества зарегистрированных УЭО (и ДТ, поданных УЭО) в 2020 г. Даже с учетом такого большого количества обработанных

заявлений в 2020 г. решения о выпуске товаров Владивостокской таможней принимаются в 99,31 % случаев.

Таблица 5

Количество обработанных заявлений о выпуске товаров до подачи декларации на товары во Владивостокскую таможню в разрезе кода решения

Код решения Расшифровка кода решения Кол-во обработанных заявлений Темп прироста, %

2018 г. 2019 г. 2020 г. 2019 г. к 2018 г. 2020 г. к 2019 г.

10 Выпуск разрешен 37 619 4 785 1 573 673

40 Отзыв заявления - 1 3 - 200

90 Отказано в выпуске 1 6 30 500 400

Общее кол-во обработанных заявлений 38 626 4 818 1 647 770

Как нами уже отмечалось, за период с 2018 по 2020 г. доля УЭО к числу компаний, занимающихся внешнеэкономической деятельностью в Дальневосточном регионе, очень мала. Однако в данном случае важно не количество УЭО, а объемы перемещаемых ими товаров.

Темп роста статистической стоимости товаров, декларируемых УЭО во Владивостокской таможне, за период 2018-2020 гг. составил 204,79 %, а темп роста массы ввозимого товара составил 135,93 % (табл. 6). Такая динамика говорит о существенном увеличении объемов ВЭД.

Таблица6

Изменение статистической стоимости товаров, декларируемых УЭО во Владивостокской таможне

Год Масса нетто, тыс. т Статистическая стоимость, млн долл. США Темп роста, %

массы нетто статистической стоимости

2018 70,7 219,4 - -

2019 58,1 272,3 82,2 124,1

2020 96,1 449,3 165,4 165,0

Всего 224,9 941,0 - -

В основном УЭО импортируют промышленные товары, используемые для организации промышленного производства на территории Дальнего Востока и РФ в целом.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Как уже отмечалось, Дальний Восток - это регион, откуда осуществляется доставка грузов в центральную часть России и страны Европы. По данным Владивостокской таможни, за 2018-2020 гг. доля обработанных транзитных деклараций УЭО в общем количестве деклараций, поданных ими, существенно снизилась (на 41,16 %) с 1 108 шт. в 2018 г. до 652 шт. в 2020 г. (табл. 7).

Таблица 7

Количество обработанных транзитных деклараций УЭО во Владивостокской таможне (кол-во / доля, %)

Статус транзитной перевозки 2018 г. 2019 г. 2020 г.

В выпуске отказано 45 / 4,06 1 / 0,01 1 / 0,15

Транзит завершен 1 058 / 95,48 1 085 / 99,98 650 / 99,70

Транзитная декларация отозвана 2 / 0,18 1 / 0,01 - / -

Транзит отменен 3 / 0,28 - / - 1 / 0,15

Всего транзитных деклараций 1 108 / 100 1 087 / 100 652 / 100

Конечно, такая динамика объясняется тем, что доля УЭО, осуществляющих ВЭД в регионе деятельности Владивостокской таможни, низка, но, как показал анализ выше, количество поданных деклараций УЭО увеличилось с 5 286 в 2018 г. до 7 967 в 2020 г. Таким образом, можно предположить, что таможенный транзит действительно экономически не является выгодным для УЭО.

Анализ получаемого статуса транзитной перевозки показывает, что в 2018 г. в 95,48 % случаев, а в 2020 г. уже в 99,70 % транзит Владивостокской таможней завершался (табл. 7). Это говорит о достаточно высокой надежности данной таможенной процедуры: принципалами выступали ООО «ФЕСКО Интегрированный Транспорт», ОАО «РЖД», ООО «Транзит ВЛ», ПАО «ВМТП» и др.

Снижение экономического интереса у УЭО к процедуре таможенного транзита объясняется отсутствием возможности у УЭО использовать упрощения при ее применении (пп. 2 п. 4. ст. 146 ТК ЕАЭС). В таком случае УЭО, являясь получателями груза, обязаны уплатить обеспечение при таможенной перевозке, что приводит к дополнительной финансовой нагрузке.

В качестве итога данного этапа анализа можно отметить рост интереса у УЭО к ВЭД в регионе. За 10 месяцев 2021 г., согласно сведениям о товарах, декларируемых УЭО с применением выпуска до подачи во Владивостокской таможне, количество УЭО увеличилось с 12 (за 10 месяцев 2020 г.)

до 25, количество деклараций - на 26,02 %, объем ввозимых товаров вырос на 85,72 %, а темп роста статистической стоимости составил 265,59 %.

Анализ статистики взаимодействия таможенных органов и УЭО на этапе таможенного контроля после выпуска товара. По результатам проверочных мероприятий за 2018-2019 гг., опубликованных в открытом доступе на сайте ФТС России (табл. 8), можно отметить рост количества проверочных мероприятий УЭО на 28,83 %, увеличение доначисленных УЭО таможенных платежей на 51,50 %8. Это говорит о росте нарушений таможенного законодательства участниками ВЭД, имеющими статус УЭО. При этом количество проверок и сумм доначисленных таможенных платежей участниками ВЭД низкого уровня риска снижается.

Таблица8

Результаты проверочных мероприятий ФТС России

Лица, осуществляющие деятельность в сфере таможенного дела Кол-во проверочных мероприятий Доначислено таможенных платежей, пеней, млн руб. Кол-во дел

АП Уголовных

2018 г.

Участники ВЭД с низким уровнем риска 1 627 4 388,5 1 655 31

УЭО 267 240,0 107 0

2019 г.

Участники ВЭД с низким уровнем риска 588 4 155,0 663 22

УЭО 344 363,6 44 0

Как видно из табл. 8, в отношении УЭО наблюдается снижение количества дел об административных правонарушениях (АП) на 58,88 % в 2019 г. по сравнению с 2018 г. Кроме того, в отношении УЭО заведено дел об АП в 15 раз меньше, чем в отношении участников ВЭД с низким уровнем риска. Данный факт можно объяснить наличием своей зоны таможенного контроля (открытые площадки УЭО), наличием внесенного обеспечения.

По результатам таможенных проверок, проведенных Владивостокской таможней за 2018-2020 гг., также можно отметить тенденцию снижения количества дел об административных правонарушениях в отношении УЭО: в 2018 г. общее количество решений о приостановлении деятельности УЭО было 8, в 2019 г. - 6, а в 2020 г. только 2. Основными причинами для возбуждения дел об АП являлись: представление недействительных

8 Официальный сайт Федеральной таможенной службы. иКЬ: http://customs.ru.

документов для выпуска товаров до подачи таможенной декларации; заявление декларантом при таможенном декларировании товаров недостоверных сведений о товарах либо представление недействительных документов, а также представление недостоверных сведений о классификационном коде товара по ЕТТ ЕАЭС; недостоверное декларирование товаров, нарушение сроков уплаты таможенных платежей, а также неуплата административного штрафа в срок.

Таким образом, можно отметить, что перенесение таможенного контроля на этап после выпуска товара создает благоприятные условия для деятельности законопослушных УЭО.

Как следует из рекомендаций ВТамО, реализация безопасной поставки товаров возможна только при условии минимизации рисков участников внешнеторговой сделки. В связи с этим институт УЭО является определенным гарантом. Исследование показало формирование интереса участников ВЭД к институту УЭО как к механизму организации эффективного таможенного администрирования безопасной цепи поставки товаров. Анализ статистики декларирования УЭО во Владивостокской таможне подтверждает развитие интереса к данному институту и повышение достоверности таможенного декларирования УЭО: увеличение общего количества поданных деклараций на 50,71 %; рост статистической стоимости товаров, декларируемых УЭО, в 2 раза; стремительный рост объемов экспорта УЭО в регионе.

Как отмечалось выше, для Дальневосточного региона в последнее время особую актуальность приобретает таможенная процедура таможенного транзита. И как показано в исследовании, таможенный транзит действительно не является экономически выгодным для УЭО, т. к. не позволяет применять специальные упрощения в части непредоставления обеспечения при помещении под таможенную процедуру таможенного транзита товаров, если получателем товаров выступает УЭО. В связи с этим совершенствование законодательства в части возможности либо зачета обеспечения исполнения обязанности по уплате таможенных платежей, ранее уплаченного при получении I типа свидетельства УЭО, либо непредоставления обеспечения при помещении под таможенную процедуру таможенного транзита товаров, если получателем товаров выступает УЭО, повысит востребованность таможенной процедуры таможенного транзита [3], тем более что в 2021 г., по данным Владивостокской таможни, таможенный транзит резко возрастает в силу политических и экономических причин.

Анализ результатов проверочных мероприятий показал рост нарушения таможенного законодательства участниками ВЭД, имеющими статус

УЭО при снижении и количества проверок, и сумм доначисленных таможенных платежей участниками ВЭД низкого уровня риска. Такая практика говорит о необходимости совместно организованной работы таможенных органов и УЭО, направленной на повышение степени ответственности УЭО.

Предприятиям - участникам ВЭД, планирующим получение статуса УЭО, надо понимать необходимость вести бизнес добросовестно. Выражением такого намерения УЭО может быть подписание Хартии добросовестных участников ВЭД, что позволит УЭО быть информированными о своей категории риска и укрепить взаимодействие таможенных органов с участниками ВЭД в вопросах оперативного и более эффективного таможенного контроля.

Увеличение объемов ВЭД, особенно в 2020-2021 гг., означает рост нагрузки на таможенные органы региона. В таких условиях требуется совершенствование информационного обеспечения взаимодействия и системы электронного документооборота как на этапе декларирования, так и ТКПВТ.

4 февраля 2022 г. ФТС России и Главное таможенное управление КНР подписали Протокол о взаимном признании статуса УЭО9. В рамках реализации данного Протокола на этапе декларирования и выпуска товаров предусматриваются специальные упрощения при прямых поставках между УЭО. Такой формат взаимодействия позволит повысить эффективность таможенного контроля, обеспечит создание безопасных цепей поставок и даст существенный импульс к развитию института УЭО в целом в России и на Дальнем Востоке.

На этапе ТКПВТ и таможенным органам, и УЭО было бы целесообразно иметь доступ к результатам проверочных мероприятий ФНС России. Такая возможность позволит сократить время на проведение таможенных проверок, а может быть и сократить часть из них, и позволит УЭО своевременно устранять допущенные нарушения законодательства. В связи с этим дальнейшая реализация пилотного проекта по предоставлению не полного доступа к организованной системе бухгалтерского учета УЭО, а лишь отдельных данных, необходимых таможенным органам, также может являться стимулом к развитию статуса УЭО среди участников ВЭД.

Развитие форм взаимодействия таможенных органов и УЭО обеспечит надежность и повысит интерес к институту УЭО как к механизму организации эффективного таможенного администрирования безопасной цепи поставки товаров в России в целом и на Дальнем Востоке в частности.

9 https://customs.gov.ru/press/federal/document/325137 (дата обращения: 07.04.2022).

Список литературы

1. Денисова Н. А. Анализ потенциала развития института уполномоченного экономического оператора в Евразийском экономическом союзе // Бюллетень инновационных технологий. Экономические науки. 2020. Т. 4, № 2 (14). С. 13-18.

2. Денисова Н. А., Наливайко Ю. А. Оценка роли и перспектив деятельности уполномоченных экономических операторов в Российской Федерации // Ученые записки Санкт-Петербургского им. В. Б. Бобкова филиала Российской таможенной академии. 2020. № 2 (74). С. 33-37.

3. Шарощенко И. В. Развитие института УЭО: совершенствование форм взаимодействия // Вестник Российской таможенной академии. 2022. № 1. С. 21-33.

© Шарощенко И. В., 2022 © 8ЬагояЬсЬепко I. V., 2022

Для цитирования:

Шарощенко И. В. Региональные особенности развития института уполномоченных экономических операторов // Таможенная политика России на Дальнем Востоке. 2022. № 1(98). С. 30-42.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.