Научная статья на тему 'Формы взаимодействия таможенных органов с лицами, осуществляющими деятельность в сфере таможенного дела'

Формы взаимодействия таможенных органов с лицами, осуществляющими деятельность в сфере таможенного дела Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
787
127
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
взаимодействие таможенных органов / государственные услуги / таможенный контроль / личный кабинет участника внешнеэкономической деятельности / interaction of customs authorities / public services / customs control / personal account of a foreign trade operator

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Догадько Елизавета Игоревна

Исследованы отдельные формы взаимодействия таможенных органов и участников внешнеэкономической деятельности. На основе анализа данных 2018‒2020 гг. показаны тенденции их развития. Проведено сравнение функций таможенных органов, форм взаимодействия и сервисов «Личного кабинета участника внешнеэкономической деятельности». Даны рекомендации по совершенствованию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Forms of Interaction of Customs Authorities with Persons who Operate in Customs Field

Some forms of interaction between customs authorities and foreign trade operators are studied. Based on the analysis of data from 2018–2020, the trends of their development are shown. The functions of customs authorities, forms of interaction and services of the “Personal account of a foreign trade operator” are compared. Recommendations for improvement are given.

Текст научной работы на тему «Формы взаимодействия таможенных органов с лицами, осуществляющими деятельность в сфере таможенного дела»

УДК 339.543

DOI 10.24412/cl-36450-2021-1-53-59

Е. И. ДОГАДЬКО

Формы взаимодействия таможенных органов с лицами, осуществляющими деятельность в сфере таможенного дела

Исследованы отдельные формы взаимодействия таможенных органов и участников внешнеэкономической деятельности. На основе анализа данных 2018-2020 гг. показаны тенденции их развития. Проведено сравнение функций таможенных органов, форм взаимодействия и сервисов «Личного кабинета участника внешнеэкономической деятельности». Даны рекомендации по совершенствованию. Ключевые слова: взаимодействие таможенных органов, государственные услуги, таможенный контроль, личный кабинет участника внешнеэкономической деятельности.

E. I. DOGUADKO

Forms of Interaction of Customs Authorities with Persons who Operate in Customs Field

Some forms of interaction between customs authorities and foreign trade operators are studied. Based on the analysis of data from 2018-2020, the trends of their development are shown. The functions of customs authorities, forms of interaction and services of the "Personal account of a foreign trade operator" are compared. Recommendations for improvement are given.

Keywords: interaction of customs authorities, public services, customs control, personal account of a foreign trade operator.

Одним из целевых ориентиров в Стратегии развития таможенной службы Российской Федерации до 2030 года [6] является развитие диалога с добросовестными участниками внешнеэкономической деятельности (ВЭД), бизнес-объединениями и общественными организациями путем выстраивания вертикали общественных связей по всем основным направлениям деятельности таможенных органов, а также внедрение новых форм взаимодействия. От выбора и развитости форм взаимодействия таможенных органов с участниками внешнеэкономической деятельности может зависеть эффективность их сотрудничества на национальном уровне и в интеграционных объединениях. Важность унификации на уровне ЕАЭС форм взаимодействия таможенных органов с заинтересованными лицами, а также создание консультативных органов при профильном Комитете ЕЭК отмечена и на II Форуме «Развитие саморегулируемой деятельности некоммерческих организаций в сфере таможенного дела» [8]. Мероприятие состоялось 18 сентября

ДОГАДЬКО Елизавета Игоревна, студент экономического факультета Владивостокского филиала Российской таможенной академии.

Научный руководитель - Шарощенко Ирина Валерьевна, канд. экон. наук, доцент кафедры экономики таможенного дела и управления, Владивостокского филиала Российской таможенной академии.

2020 г. в Минске при участии представителей таможенных органов, а также некоммерческих организаций в таможенной сфере Республики Беларусь, Российской Федерации, Республики Казахстан и Республики Кыргызстан.

Актуальность проблемы определила цель исследования - анализ форм взаимодействия таможенных органов с участниками внешнеэкономической деятельности и выявление основных тенденций.

Следует выделить такие основные формы взаимодействия в сфере таможенного дела, как:

1) таможенный контроль;

2) предоставление государственных услуг в сфере таможенного дела (по введению реестров, принятию предварительных решений по классификации товаров по ТН ВЭД, информирование об актах таможенного законодательства и т. д.);

3) информирование и консультирование, позволяющие уменьшить число недоразумений, возникающих в процессе взаимодействия участников ВЭД с таможенными органами;

4) обжалование решений, действий (бездействий) - любое лицо вправе обжаловать действие или бездействие, решение таможенного органа или его должностного лица;

5) совместные заседания, консультативные советы, семинары, конференции - способствуют выявлению актуальных проблем таможенной деятельности и нахождению решений, приемлемых как для участников внешнеэкономической деятельности, так и для таможенных органов [1].

Начнем исследование с анализа результативности и эффективности таможенного администрирования как одной из форм таможенного контроля. Значимости доработки и актуализации алгоритмов автоматической регистрации деклараций на товары (ДТ) и автоматического выпуска товаров при таможенном администрировании уделено отдельное внимание в плане мероприятий на период 2021-2024 гг. по реализации Стратегии развития таможенной службы Российской Федерации до 2030 года.

Отмечается тенденция перехода опережающими темпами к электронной регистрации ДТ (рис. 1). По данным ФТС России, в 2018 г. доля электронных ДТ, зарегистрированных в центрах электронного декларирования, составила 33,6 % (плановое значение - 30 %); в 2019 г. - 67,9 % (плановое значение - 60 %); в 2020 г. -97,2 %. В декабре 2020 г. значение показателя достигло 97,5 % при плановом значении - 95 % [2-4].

97,2

33,6

2018 г. 2019 г. 2020 г.

Рис. 1. Доля электронных деклараций на товары, зарегистрированные в ЦЭД за 2018-2020 гг., % [2-4]

Растет количество регистраций и выпусков ДТ в автоматическом режиме (рис. 2).

4 000 3 000

ь

^ 2 000 Ъ

1 000 0

3 800

2 800

1800

323

643

1 088

2018 г. 2019 г.

□ Зарегистрировано В Выпущено

2020 г.

Рис. 2. Количество регистраций и выпусков ДТ в автоматическом режиме за 2018-2020 гг., тыс. шт. [2-4]

Как представлено на рис. 2, по итогам 2018 г. в автоматическом режиме зарегистрировано более 1,8 млн ДТ, в 2019 - более 2,8 млн ДТ, а в 2020 г. - 3 834 893 ДТ. В 2018 г. выпущено более 323 тыс. ДТ, в 2019 г. - более 643 тыс. ДТ, а в 2020 г. -1 088 251 ДТ [2-4].

Похожая ситуация наблюдается и в области автоматически зарегистрированных электронных декларациях по направлению перемещения (рис. 3).

82,!

87,6

99,1

99,3

36,2

69,2

2018 г.

2019 г.

2020 г.

□ Экспорт И Импорт

Рис. 3. Доля автоматически зарегистрированных электронных деклараций по направлению перемещения в 2018-2020 гг., % [2-4]

На рис. 3 видно, что в 2018 г. доля автоматически зарегистрированных электронных деклараций на экспортируемые товары составила 82,8 %, в 2019 г. -87,6 %, а в 2020 г. - 99,1 %, а на импортируемые товары - 36,2 %, в 2019 г. - 69,2 %, а в 2020 г. - 99,3 % [2-4].

В 2018-2020 гг. отмечена положительная динамика доли автоматически выпущенных электронных деклараций, поданных участниками ВЭД низкого уровня риска. Если их доля на экспортируемые товары в 2018 г. составила 46,9 %, в 2019 г. - 75,9 %, а в 2020 г. - 93,7 %, то на импортируемые товары - в 2018 г. -26,6 %; в 2019 г. - 57,3 %, а в 2020 г. - 86 % (рис. 4).

Результаты анализа, приведенные на рисунках 1-4, свидетельствуют о том, что проведенная ФТС России работа позволила обеспечить достижение к 2021 г.

всех значений ключевых показателей и реализовать технологию автоматической регистрации ДТ, поданной в виде электронного документа, и автоматического выпуска товаров.

93,7

86,0

2018 г.

2019 г.

2020 г.

□ Экспорт 0 Импорт

Рис. 4. Доля автоматически выпушенных электронных деклараций, поданных участниками ВЭД с низкой категорией риска по направлению перемещения в 2018-2020 гг., % [2-4]

Анализ предоставления государственных таможенных услуг как одной из форм взаимодействия в 2018-2020 гг. показал неоднородную динамику по общему объему и по видам государственных услуг (табл. 1).

Из табл. 1 видно, что в 2018-2019 гг. объем государственных услуг в сфере таможенного дела рос и в 2020 г. показал отрицательную динамику.

Наиболее востребованной государственной услугой в сфере таможенного дела также является информирование и консультирование, значение которых сокращается (в 2018 г. доля составила 81,76 %, в 2019 г. - 78,98 %, а в 2020 г. - 68,6 %). Вторая по популярности - ведение реестра объектов интеллектуальной собственности. Востребованность этого вида услуги растет: если в 2018 г. ее доля составила 4,09 %, в 2019 г. - 5,19 %, то в 2020 г. - уже 10,71 %.

Неоднородную динамику имеют и другие виды государственных услуг. Например, если в 2018-2020 гг. объем услуг по ведению реестра владельцев магазина беспошлинной торговли (-9 %) и ведению реестра банков (снижение в 10 раз) сокращается, то ведению реестров владельцев таможенных складов растет (+53 %). Существенно увеличилась доля государственных услуг, полученных в электронном виде, - среднее значение выросло с 25,57 до 38,14 %.

Следует отметить, что динамика государственных услуг в сфере таможенного дела может быть обусловлена совокупностью причин и обстоятельств (изменения в законодательстве, проводимые программы по развитию взаимоотношений таможенных органов с участниками ВЭД и т. д.). Однако наиболее существенным фактором, оказавшим влияние на сокращение общего объема государственных услуг в сфере таможенного дела и изменение структуры по их видам в 2020 г., стала неблагоприятная эпидемиологическая ситуация.

Далее остановимся на сервисах, с помощью которых осуществляется взаимодействие таможенных органов и участников внешнеэкономической деятельности.

Первым целевым ориентиром для реализации стратегии развития таможенной службы Российской Федерации до 2030 года является полномасштабная

цифровизация и автоматизация деятельности таможенных органов [6]. Одним из примеров цифровизации и автоматизации деятельности таможенных органов является автоматизированное программное средство «Личный кабинет участника внешнеэкономической деятельности».

Таблица 1

Динамика видов государственных услуг таможенных органов России в 2018-2020 гг., ед.

Вид государственной услуги Год

2018 2019 2020

Информирование об актах таможенного законодательства ТС, законодательства РФ о таможенном деле и об иных правовых актах РФ в области таможенного дела и консультирование по вопросам таможенного дела и иным вопросам, входящим в компетенцию таможенных органов 14 638 15 185 6 844

Принятие предварительных решений по классификации товаров по единой ТН ВЭД ЕАЭС 1 112 900 749

Принятие предварительных решений о стране происхождения товара 0 0 0

Ведение таможенного реестра объектов интеллектуальной собственности 733 997 1068

Ведение реестра банков, иных кредитных организаций и страховых организаций, обладающих правом выдачи банковских гарантий уплаты таможенных пошлин, налогов 48 23 5

Ведение реестра таможенных представителей 382 320 379

Ведение реестра владельцев таможенных складов 115 121 176

Ведение реестра владельцев складов временного хранения 697 594 607

Ведение реестра таможенных перевозчиков 57 24 37

Ведение реестра владельцев магазинов беспошлинной торговли 122 112 111

Всего 17 904 19 226 9 976

В настоящее время в личном кабинете участника ВЭД представлен широкий перечень информационно-справочных сервисов и с каждым годом количество сервисов увеличивается. Если по состоянию на 01.01.2017 г. он состоял из 31 сервиса, то в начале 2020 г. их количество возросло до 98. Примеры сервисов, посредством которых реализуются функции таможенных органов и осуществляются их взаимодействие с участниками внешнеэкономической деятельности, представлены в табл. 2.

Как видно из табл. 2, «Личный кабинет участника внешнеэкономической деятельности» имеет широкий перечень сервисов и является действенным инструментом. С помощью этого инструмента таможенные органы могут производить таможенное регулирование отношений, относящиеся к перемещению товаров и транспортных средств через таможенную границу, а также решать другие вопросы таможенной сферы.

Таблица 2

Сервисы «Личного кабинета участника ВЭД» для осуществления функций и форм взаимодействия таможенных органов

№ Функция таможенных органов Форма взаимодействия Сервисы «Личного кабинета участника ВЭД»

1 Проведение таможенного контроля и таможенных операций Таможенный контроль «Декларирование товара»; «Запрос статуса задекларированного товара»; «Статус таможенного контроля МПО»; «Контроль переработки товаров»; «Предоставление ПИ для ускорения совершения таможенных операций»; «Общие сведения о ДТ»

2 Взимание таможенных платежей и пошлин Таможенный контроль; Предоставление государственных услуг в сфере таможенного дела «Лицевой счет»; «Валютный контроль»; «Задолженности по уплате таможенных и иных платежей»; «Оплата таможенных квитанций»

3 Обеспечение соблюдения мер таможенно-тарифного регулирования, запретов и ограничений, мер защиты внутреннего рынка Таможенный контроль; Информирование и консультирование «Сведения о преференциях»; «Запросы разрешительных документов»; «Таможенная проверка»

4 Противодействие легализации доходов, которые были получены преступным путем Таможенный контроль; Предоставление государственных услуг в сфере таможенного дела; Обжалование решений, действий (бездействий) «Лицевой счет. Сведения о расходовании денежных средств по ЕЛС»; Лицевой счет. Проверка открытия Единого лицевого счета физического лица»; «Валютный контроль. Проверочные мероприятия по соблюдению требований валютного законодательства РФ»; «Лицевой счет. Сведения о неиденти-фицированных платежах»

5 Пресечение, предупреждение и выявление административных правонарушений и преступлений Информирование и консультирование; Таможенный контроль; Обжалование решений, действий (бездействий) «Состояние неоплаченных штрафов»; «Административные правонарушения»; «Административные правонарушения. Дела об АП»

7 Ведение таможенной статистики Информирование и консультирование «Статистические формы учета взаимной торговли ЕАЭС»; «Электронный архив»

8 Осуществление экспортного, радиационного и иных видов государственного контроля (надзора) Таможенный контроль «Экспортные МПО с подтверждением НДС»; «Таможенная проверка»; «Таможенная экспертиза»; «Контроль переработки товаров»; «Акты перемещения энергоресурсов»

Составлено по: [9].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таким образом, исследование форм взаимодействия таможенных органов с лицами, осуществляющими деятельность в сфере таможенного дела, показал

высокую заинтересованность таможенных органов в их совершенствовании, а анализ отдельных форм взаимодействия в 2018-2020 гг. позволил выявить ряд тенденций. Опережающими темпами реализована технология автоматической регистрации ДТ в виде электронного документа и автоматического выпуска товаров. Выявлена неоднородная динамика государственных таможенных услуг по общему их объему и по видам. Использование «Личного кабинета участника внешнеэкономической деятельности» является действенным инструментом для взаимодействия с широким перечнем сервисов.

Следует обратить внимание, что с развитием информационно-коммуникационных технологий появляется необходимость и возможность в дальнейшем развитии форматов проведения мероприятий таможенных органов и форм взаимодействия с участниками внешнеэкономической деятельности. Например, проведение онлайн вебинаров, конференций и опросов позволит своевременно информировать участников внешнеэкономической о нововведениях в таможенном законодательстве, отвечать на интересующие вопросы. Также считаем необходимым активизировать унификацию на уровне ЕАЭС форм взаимодействия является, так как на данный момент не существует четко обозначенных форм и порядок их осуществления [5; 7].

Список литературы

1. Административные регламенты по предоставлению государственных услуг и исполнению государственных функций. URL: https://customs.gov.ru/admi nistrativnye-reglamenty (дата обращения: 25.03.2021)

2. Итоговый доклад о результатах и основных направлениях деятельности ФТС России в 2018 году. URL: https://customs.gov.ru/activity/results/itogovye-dokla dy-o-rezul-tatax-deyatel-nosti/document/175571 (дата обращения: 27.03.2021).

3. Итоговый доклад о результатах и основных направлениях деятельности ФТС России в 2019 году. URL: https://customs.gov.ru/activity/results/itogovye-dokla dy-o-rezul-tatax-deyatel-nosti/document/229693 (дата обращения: 27.03.2021).

4. Итоговый доклад о результатах и основных направлениях деятельности ФТС России в 2020 году. URL: https://customs.gov.ru/activity/results/itogovye-doklady-o-rezul-tatax-deyatel-nosti/document/268607 (дата обращения: 27.03.2021).

5. о таможенном регулировании в Российской Федерации (последняя редакция): федеральный закон от 27.11.2010 № 311-ФЗ. URL: www.consultant.ru (дата обращения: 27.03.2021).

6. Стратегия развития таможенной службы Российской Федерации до 2030 года. URL: https://customs.gov.ru/activity/programmy-razvitiya/strategiya-razviti ya-fts-rossii-do-2030-goda (дата обращения: 22.03.2021).

7. Таможенный кодекс Евразийского экономического союза (ред. от 29.05.2019). URL: www.consultant.ru (дата обращения: 27.03.2021).

8. Бизнес Союза настроен на консолидацию на уровне ЕЭК. URL: http://www.osfts.ru/meropriyatiya/2020/biznes-soyuza-nastroen-na-konsolidatsiyu-na-urovne-eek (дата обращения: 28.03.2021).

9. Информационные сервисы. Личный кабинет участника ВЭД. URL: https://edata.customs.ru/FtsPersonalCabinetWeb2017 (дата обращения: 25.03.2021).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.