Научная статья на тему 'Особенности государственных закупок для обеспечения таможенных органов и развитие таможенной инфраструктуры'

Особенности государственных закупок для обеспечения таможенных органов и развитие таможенной инфраструктуры Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
788
152
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
таможенная инфраструктура / тыловое обеспечение / государственные закупки / закупочная деятельность / контрактная система / customs infrastructure / logistics support / public procurement / procurement activities / contract system

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Котыхова Полина Михайловна, Корсунова Наталия Михайловна

Статья посвящена исследованию особенностей обеспечения таможенных органов необходимыми ресурсами для удовлетворения существующих потребностей материального, технического и информационного характера. Проведен анализ осуществления закупок товаров, работ и услуг, исследованы их динамика и структура. Показана значимость претензионной работы и оценки эффективности закупок для совершенствования системы тылового и социального обеспечения таможенных органов и развития таможенной инфраструктуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Котыхова Полина Михайловна, Корсунова Наталия Михайловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Special Aspects of Public Procurement for the Provision of Customs Authorities and the Development of Customs Infrastructure

The article is devoted to the study of the peculiarities of providing customs authorities with the necessary resources to meet the existing material, technical and informational needs. The analysis of the procurement of goods, works and services is carried out, their dynamics and structure are studied. The importance of claim work and evaluation of procurement efficiency for improving the system of logistics support and social security of customs authorities and the development of customs infrastructure is shown.

Текст научной работы на тему «Особенности государственных закупок для обеспечения таможенных органов и развитие таможенной инфраструктуры»

УДК 351.712

DOI 10.24412^-36450-2021-1-111-116

П. М. котыховл, Н. М. КОРСУНОВА

Особенности государственных закупок для обеспечения таможенных органов и развитие таможенной инфраструктуры

Статья посвящена исследованию особенностей обеспечения таможенных органов необходимыми ресурсами для удовлетворения существующих потребностей материального, технического и информационного характера. Проведен анализ осуществления закупок товаров, работ и услуг, исследованы их динамика и структура. Показана значимость претензионной работы и оценки эффективности закупок для совершенствования системы тылового и социального обеспечения таможенных органов и развития таможенной инфраструктуры.

Ключевые слова: таможенная инфраструктура, тыловое обеспечение, государственные закупки, закупочная деятельность, контрактная система.

P. M. KOTYKHOVA, N. M. KORSUNOVA

Special Aspects of Public Procurement for the Provision of Customs Authorities and the Development of Customs Infrastructure

The article is devoted to the study of the peculiarities of providing customs authorities with the necessary resources to meet the existing material, technical and informational needs. The analysis of the procurement of goods, works and services is carried out, their dynamics and structure are studied. The importance of claim work and evaluation of procurement efficiency for improving the system of logistics support and social security of customs authorities and the development of customs infrastructure is shown.

Keywords: customs infrastructure, logistics support, public procurement, procurement activities, contract system.

Важным направлением деятельности ФТС России до 2030 года является развитие таможенной инфраструктуры, улучшение тылового и социального обеспечения таможенных органов. Таможенная инфраструктура создает благоприятные условия для профессиональной деятельности всех категорий персонала таможенных органов, а также для участников внешнеэкономической деятельности. Ее развитие обеспечивается за счет строительства новых объектов и реконструкции, модернизации действующих. Актуальными являются задачи развития информационного взаимодействия с бизнес-сообществом, широкого применения информационных технологий. Грамотно проработанный процесс снабжения материальными, техническими, информационными и иными ресурсами всех сфер и отраслей деятельности таможенных органов способствует их слаженной, комплексной

КОТЫХОВА Полина Михайловна, магистрант экономического факультета Российской таможенной академии.

КОРСУНОВА Наталия Михайловна, канд. экон. наук, доцент, доцент кафедры экономики таможенного дела российской таможенной академии.

и качественной работе, направленной, в том числе, и на поддержание экономической безопасности Российской Федерации.

В современных условиях активного реформирования, быстрой перенастраи-ваемости таможенной службы на основе автоматизации и цифровизации значительно возрастает роль этого направления деятельности, что требует существенных расходов инвестиционного характера. Поэтому вопросы изучения особенностей организации обеспечения деятельности необходимыми ресурсами и инфраструктурного развития таможенных органов, как и прежде, являются актуальным и требует дополнительных исследований.

Проблемы обеспечения таможенных органов необходимыми ресурсами нашли отражение в научных трудах таких ученых и специалистов в области экономики таможенного дела, как Терехова Е. А., Геращенко Г. П., Дианова В. Ю., Шаповалова В. Н. и других.

Вопросы развития информационных систем и технологий в таможенных органах и информационного взаимодействия нашли отражение в таможенном кодексе Евразийского экономического союза (главы 48, 49 ТК ЕАЭС) [10].

Решение вопросов организации и осуществления закупок товаров, работ, услуг, возложены на Главное управление тылового обеспечения ФТС России (далее - ГУТО) [1]. Закупочная деятельность ведется контрактной службой ГУТО путем разработки и составления планов-графиков закупок, подготовки документации о закупках, заключения государственных контрактов и дополнительных соглашений к ним, ведения претензионной работы и т. д. [2]. Данная сфера деятельности регулируется федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Федеральный закон).

В сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Федеральная таможенная служба является федеральным государственным заказчиком, чьи нужды удовлетворяют бизнес-структуры, выступая в роли поставщиков, подрядчиков и исполнителей. Взаимодействие ФТС России и бизнеса происходит практически на всех этапах закупочной деятельности, начиная от запроса разъяснений на этапе подачи заявок, взаимодействия на этапе исполнения и/или расторжения государственного контракта, в процессе осуществления претензионной работы, заканчивая проведением экспертизы результатов государственного контракта (например, путем привлечения Центрального экспертно-криминалистиче-ского таможенного управления (ЦЭКТУ) ФТС России).

Функционирование контрактной системы в сфере закупок невозможно без использования информационных сервисов и агрегаторов. При осуществлении закупок ГУТО использует единую информационную систему в сфере закупок (ЕИС) и единый агрегатор торговли «Березка» (ЕАТ «Березка»). ЕАТ «Березка» представляет собой систему электронной торговли для закупок малого объема у единственного поставщика в соответствии с пунктами 4, 5 ч. 1 ст. 93 Федерального закона [4]. Данные платформы взаимодействуют с торговыми площадками, где торги в большей мере осуществляются в форме аукционов, проводимых государственными или муниципальными учреждениями. Торговая площадка - это взаимосвязанный комплекс информационных и технологических решений, призванный упростить взаимодействие продавца и покупателя через глобальную сеть Интернет [3].

Закупочная деятельность осуществляется на основе годового плана-графика закупок, сформированного в соответствии с доведенными лимитами бюджетных обязательств, утвержденного и размещенного в ЕИС в установленные сроки. На рис. 1 представлены результаты осуществления закупочной деятельности за 2018-2020 гг.

140

S" 120 100 80 60 40 20 0

26

2018 г. 2019 г.

□ Ед. поставщик ЕЭКонкурсы

1 Аукционы

Рис. 1. Результаты закупочной деятельности ФТС России в 2018-2020 гг., шт. [6; 7; 8]

Из рис. 1 видно, что 4/5 объема закупок осуществляется в форме аукциона, а наименьшая доля закупок производится в форме конкурсов. Также в 2019 г. было 2 запроса предложений в электронной форме.

Основными инициаторами закупок конкурентными способами являются ГУТО и Главное управление информационных технологий (ГУИТ). Из общего числа конкурентных процедур по направлению деятельности ГУТО в 2020 г. проведено 59 процедур на сумму более 1 млрд руб., ГУИТ - 41 процедура на сумму более 4 млрд руб.

Закупки товаров, работ, услуг для обеспечения таможенных органов осуществляются преимущественно по следующим направлениям:

1) в разрезе деятельности ГУТО:

- материально-техническое снабжение (вещевое имущество, продукты питания, ЗПУ, единые проездные билеты и прочие материально-технические средства);

- вооружение и средства защиты;

- автомобильный транспорт;

2) в разрезе деятельности ГУИТ:

- информационное обеспечение и информационные ресурсы;

- оказание услуг по доступу к информационному ресурсу;

- обучение должностных лиц в целях повышения их квалификации и получении дополнительного образования.

Закупки у единственного поставщика осуществляются в соответствии с положениями ст. 93 Федерального закона, в том числе закупки, не превышающие 600 тыс. руб. (в 2019 г. - не превышающие 300 тыс. руб., в 2018 г. - не превышающие 100 тыс. руб.) [4], проводимые с помощью использования ЕАТ «Березка». В табл. 1 представлен анализ динамики закупок у единственного поставщика.

120

83

87

96

7

2020 г

Таблица 1

Динамика осуществления закупок ФТС России у единственного поставщика в 2018-2020 гг. [9]

Закупки у единственного поставщика Год

2018 2019 2020

Проведено процедур закупок (НМЦК), млрд руб. 2,38 3,34 2,40

Доля в общем объеме закупок, % 32,2 45,3 31,2

Таким образом, в табл. 1 показано, что закупки у единственного поставщика, в том числе с применение ЕАТ «Березка», составляют более 30 % от общего количества проводимых процедур закупок контрактной службой ФТС России ГУТО.

Ведение претензионной работы также является одним из важных и приоритетных направлений деятельности контрактной службы ФТС России ГУТО. Анализ динамики претензионной работы контрактной службы ФТС России ГУТО свидетельствует о росте в 2018-2020 гг. ее объема за счет увеличения количества требований об уплате неустойки (пени, штрафов), направленных поставщикам (рис. 2).

Из

1

1 57

1 4 | | | |

46 1 1 1 1

Ш Количество требований в банк об уплате неустойки

□ Количество требований об уплате неустойки (штрафов, пеней), направленных поставщикам (подрядчикам, исполнителям)

Рис. 2. Результаты претензионной работы контрактной службы ГУТО ФТС России,

2018-2020 гг. [9]

Помимо претензионной работы, контрактная служба ГУТО осуществляет деятельность по изменению и расторжению государственных контрактов, заключенных с поставщиками, подрядчиками и исполнителями. Так, к 2020 году контрактной службой подготовлено и согласовано с заинтересованными структурными подразделениями ФТС России и поставщиками (подрядчиками, исполнителями) 91 дополнительное соглашение к государственным контрактам (в 2019 г. - 119 дополнительных соглашений).

В результате проводимой контрактной службой ГУТО ФТС России работы по оценке эффективности закупок товаров, работ, услуг, осуществляемых таможенными органами Российской Федерации, отмечена тенденция к уменьшению количества жалоб, поступающих в территориальные управления ФАС России, подаваемых поставщиками (подрядчиками, исполнителями) на действия (бездействие) региональных таможенных управлений и таможен непосредственного подчинения как заказчиков (рис. 3). Согласно приказу ФТС России от 28.11.2018 № 1936 «Об утверждении перечня показателей, характеризующих эффективность закупок товаров, работ, услуг, в том числе территориальными органами и под-

2020 г.

2019 г

2018 г

0

ведомственными организациями Федеральной таможенной службы» до 2019 г. расчет данного показателя не производился [5].

140

3 120 100 80 60 40 20 0

2019 г.

□ Количество поступивших жалоб

2020 г.

I Количество жалоб, признанных обоснованными

Рис. 3. Жалобы, поступающие в территориальные управления Федеральной антимонопольной службы на действия (бездействие) РТУ и ТНП как заказчиков, в 2019-2020 гг. [9]

Так, в 2020 г. участниками закупок подано 88 жалоб на действия (бездействия) РТУ и ТНП как заказчиков, что на 31 % меньше чем в 2019 г., при этом признанно обоснованными 49 жалоб, что меньше показателя 2019 г. на 26 %.

Учитывая, что основными причинами признания жалоб обоснованными являлись нарушения, допущенные комиссиями заказчиков по осуществлению закупок при принятии решений по допуску/отказу в допуске к участию поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в электронном аукционе, и нарушения, допущенные должностными лицами структурных подразделений (инициаторами закупок) при описании объекта закупки, а также при подготовке закупочных документаций, контрактной службой ФТС России совместно с регионами вырабатываются меры, направленные на устранение причин и условий, способствующих росту числа жалоб, признанных ФАС России обоснованными.

совершенствование взаимодействия между таможенными органами и бизнес-структурами, выступающими в роли заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя), во многом возможно за счет совершенствования законодательства в сфере закупок, в особенности - Федерального закона. Развитие электронных площадок (в частности, единого агрегатора торговли «Березка», используемого в таможенных органах для осуществления закупок по п. 4 ч. 1 ст. 93 Федерального закона), а также самой единой информационной системы в сфере закупок обеспечивает благоприятную информационно-техническую среду для взаимодействия заказчиков и поставщиков наиболее эффективным способом.

Таким образом, взаимодействие таможенных органов и коммерческих предприятий в сфере государственных закупок оказывает огромное влияние на деятельность Федеральной таможенной службы в целом. слаженная работа контрактной службы ГУТО ФТС России, а также инициаторов закупок помогают обеспечивать таможенные органы всеми необходимыми ресурсами, поставщиками которых выступают бизнес-структуры, что обеспечивает решение задач, поставленных перед ФТС России в рамках Стратегии развития таможенной службы РФ до 2030 года, способствует формированию позитивного имиджа таможенных органов.

128

88

66

49

Кроме того, активное взаимодействие представителей бизнеса с федеральным государственным заказчиком в лице ФТС России, благоприятно влияет на финансовые результаты и финансовое состояние коммерческих организаций, соответственно - на увеличение доходной части бюджета РФ, способствует ускорению темпов экономического и социального развития государства.

Подводя итог, можно отметить, что в статье исследованы особенности обеспечения таможенных органов необходимыми ресурсами, дана оценка и проведен анализ организации закупок товаров, работ и услуг, а также рассмотрено состояние претензионной работы в сфере закупок. Дальнейшее совершенствование системы тылового и социального обеспечения таможенных органов отразится на развитии таможенной инфраструктуры, а также на развитии информационных технологий, что будет способствовать цифровизации экономики России.

Список литературы

1. Об утверждении Положения о Главном управлении тылового обеспечения: приказ ФТС России от 26.11.2018 № 1918.

2. О контрактной службе ФТС России: приказ ФТС России от 18.04.2018 № 544 (с изм., внесенными приказами ФТС России от 29.04.2019 № 721, от 14.02.2020 № 163, от 15.03.2021 № 198) // СПС «Консультант Плюс».

3. Казакова Е. Б. Единая информационная система и единый агрегатор торговли «Березка» в системе государственных закупок и их правовое регулирование / Е. Б. Казакова, А. Ю. Шишкова // Наука. Общество. Государство. 2020. № 2 (30). С. 162-173.

4. О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд: федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ // СПС «Консультант Плюс».

5. Об утверждении перечня показателей, характеризующих эффективность закупок товаров, работ, услуг, в том числе территориальными органами и подведомственными организациями Федеральной таможенной службы: приказ ФТС России от 28.11.2018 № 1936 (с изменениями от 07.02.2020 № 146).

6. Итоговый доклад о результатах и основных направлениях деятельности ФТС России в 2020 году. URL: https://customs.gov.ru/activity/results/itogovye-doklady-o-rezul-tatax-deyatel-nosti.

7. Итоговый доклад о результатах и основных направлениях деятельности ФТС России в 2019 году. URL: https://customs.gov.ru/activity/results/itogovye-doklady-o-rezul-tatax-deyatel-nosti/document/229693.

8. Итоговый доклад о результатах и основных направлениях деятельности ФТС России в 2018 году. URL: https://customs.gov.ru/activity/results/itogovye-doklady-o-rezul-tatax-deyatel-nosti/document/175571.

9. Информация по итогам закупочной деятельности ФТС России. URL: https://customs.gov.ru/activity/goszakupki/informacziya-po-itogam-zakupochnoj-deya tel-nosti-fts-rossii.

10. Таможенный кодекс Евразийского экономического союза (приложение № 1 к Договору о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза) // СПС «Консультант Плюс».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.