Научная статья на тему 'Концепция развития сервисной таможни'

Концепция развития сервисной таможни Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
599
85
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
сервисно-ориентированное таможенное администрирование / таможенный маркетинг / сервисная таможня / Стратегия развития таможенной службы до 2030 года / Федеральная таможенная служба / service-oriented customs administration / customs marketing / service customs / Customs service development Strategy until 2030 / Federal Customs Service

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Батракова Владлена Олеговна, Панченко Диана Сергеевна

Исследование посвящено раскрытию сущности и особенностей сервисно-ориентированного подхода к таможенному администрированию. Проанализированы взаимоотношения таможни и участников внешнеэкономической деятельности в процессе предоставления государственных таможенных услуг. Авторами рассмотрены возможности внедрения принципов маркетингового подхода к управлению в деятельность таможенных органов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Concept of Development of Service Customs

The study is devoted to the disclosure of the essence and particularities of the service-oriented approach to customs administration. The article analyzes the relationship between customs and foreign trade operators while providing state customs services. The authors consider the possibilities of implementing the principles of a marketing approach to management in the activities of customs authorities.

Текст научной работы на тему «Концепция развития сервисной таможни»

УДК 339.543:339.138

DOI 10.24412/cl-36450-2021-1-19-22

В. О. БАТРАКОВА, Д. С. ПАНЧЕНКО

Концепция развития сервисной таможни

Исследование посвящено раскрытию сущности и особенностей сервисно-ориентированного подхода к таможенному администрированию. Проанализированы взаимоотношения таможни и участников внешнеэкономической деятельности в процессе предоставления государственных таможенных услуг. Авторами рассмотрены возможности внедрения принципов маркетингового подхода к управлению в деятельность таможенных органов.

Ключевые слова: сервисно-ориентированное таможенное администрирование, таможенный маркетинг, сервисная таможня, Стратегия развития таможенной службы до 2030 года, Федеральная таможенная служба.

V. O. BATRAKOVA, D. S. PANCHENKO

The Concept of Development of Service Customs

The study is devoted to the disclosure of the essence and particularities of the service-oriented approach to customs administration. The article analyzes the relationship between customs and foreign trade operators while providing state customs services. The authors consider the possibilities of implementing the principles of a marketing approach to management in the activities of customs authorities.

Keywords: service-oriented customs administration, customs marketing, service customs, Customs service development Strategy until 2030, Federal Customs Service.

В условиях динамично развивающейся международной торговли, осложненной политическим, социальным и экономическим кризисами для укрепления позиций на мировом рынке Российской Федерации система таможенного администрирования постоянно совершенствуется, адаптируясь к факторам внешней среды. Согласно Стратегии развития таможенной службы Российской Федерации до 2030 года одним из приоритетных направлений на современном этапе является развитие экспорта и увеличение его доли в структуре товарооборота РФ и, как следствие, повышение конкурентоспособности отечественной продукции на международном уровне [1]. Для обеспечения выполнения приоритетов, обозначенных в Стратегии, и достижения ее целевых приоритетов необходимо создание благоприятных условий для ведения внешнеэкономической деятельности, в том числе путем совершенствования таможенных процедур и ускорении времени прохождения таможенных формальностей.

БАТРАКОВА Владлена Олеговна, студент экономического факультета Ростовского филиала Российской таможенной академии.

ПАНЧЕНКО Диана Сергеевна, студент экономического факультета Ростовского филиала Российской таможенной академии.

Научный руководитель - Киянова Лилия Дмитриевна, канд. экон. наук, доцент кафедры управления и экономики таможенного дела Ростовского филиала Российской таможенной академия.

В последние годы можно проследить изменение отношений таможенных органов и участников ВЭД. В Стратегии развития таможенной службы Российской Федерации до 2020 года упоминается, что таможня превращается в социально-экономический институт, а проведение таможенных процедур все больше рассматривают через призму оказания услуг, что характерно для концепции сервисной таможни [2].

Одним из подходов, который в последние годы получил развитие, является переход к сервисно-ориентированному таможенному администрированию, предполагающему внедрение принципов маркетингового подхода в систему таможенного администрирования и отношение к участникам внешнеэкономической деятельности как к клиентам, потребности которых необходимо учитывать при оказании государственных услуг и выполнении государственных функций.

Первым идею модели сервисной таможни озвучил первый заместитель председателя ГТК Леонид Лобзенко в 2002 г., который считал, что современная таможня - это сервис, который должен предоставлять услуги участникам внешнеэкономической деятельности [5]. Позднее идею стали развивать и другие российские ученые, основываясь на том, что в концепции таможни сервисного типа, в отличие от административной, главное - качество предоставляемых услуг, отвечающее запросам потребителей. То есть, согласно модели сервисно-ориентированного таможенного администрирования, ФтС россии должна стать более гибкой к спросу участников ВЭД. Кроме того, необходимо создать механизмы, которые позволят постоянно и оперативно адаптироваться к изменениям потребностей членов ВЭД в сфере таможенных услуг.

Отличительной чертой сервисно-ориентированного подхода является смещение акцентов таможенного администрирования в сторону реализации полномочий таможенных органов как сервисов. Данный метод позволяет повысить качество и увеличить количество услуг с помощью единых цифровых платформ, внедрения современных информационно-коммуникационных технологий и элементов искусственного интеллекта в практику управления [4].

Таким образом, таможенные органы в своей деятельности ориентируются не на функции и бизнес-процессы, а на предоставлении сервисов как платформ для оказания государственных услуг. В таком случае функции ФТС России сместятся полярно: с правоохранительных на сервисные, а участники ВЭД должны понимать и осознавать, что все таможенные пошлины и таможенные сборы должны оплачиваться ими согласно таможенным правилам [6].

Для реализации данной модели должны развиваться не только таможенная служба государства, но и коммерческие структуры, которые оказывают различные услуги участникам ВЭД. Иначе говоря, субъекты внешнеэкономической деятельности должны получать права и свободы для того, чтобы пользоваться услугами околотаможенных структур, которые обеспечивают удовлетворение их потребностей в услугах необходимого вида и качества.

Гибкость и ориентированность на потребности субъектов ВЭД со стороны таможенных органов и осознанный и законный подход со стороны коммерческих организаций, участвующих в торговле, позволит перейти на совершенно новый этап взаимоотношений между органами контроля со стороны государства и участниками рынка внешнеэкономической деятельности. Процессы сбора

документации и прохождения таможенного контроля будут заметно упрощены, что значительно снизит время и повысит качество работы органов таможенного администрирования.

Уже сейчас есть серьезные достижения в этом направлении. Так, например, согласно данным Итогового доклада о результатах и основных направлениях деятельности ФТС России, предельное время прохождения таможенных операций при помещении товаров под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления и экспорта для товаров ежегодно сокращается, что является большим преимуществом для таможенного администрирования в РФ (таблица).

Динамика изменения времени прохождения таможенных операций при помещении товаров под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления и экспорта

Год Экспорт Импорт

2015 0,85 ч (51 мин) 1,73 ч (1 ч 44 мин)

2016 0,79 ч (47 мин) 1,61 ч (1 ч 37 мин)

2017 0,76 ч (46 мин) 1,51 ч (1 ч 31 мин)

2018 0,68 ч (41 мин) 1,35 ч (1 ч 21 мин)

2019 0,75 ч (45 мин) 1,31 ч (1 ч 19 мин)

2020 0,66 ч (40 мин) 1,28 ч (1 ч 16 мин)

Составлено по: [7].

Сервисно-ориентированное таможенное администрирование может функционировать более эффективно при условии существования механизма обратной связи. В настоящее время предусмотрены различные формы обратной связи, которые позволяют участнику ВЭД как получить ответы на интересующие вопросы (например, через «Личный кабинет участника ВЭД»), так и высказать свое отношение к качеству предоставляемых государственных таможенных услуг, а также внести свои предложения по совершенствованию работы таможенных органов (например, в ходе опросов участников ВЭД, проводимых таможенными органами).

Таможенный сервис ориентирован не только на удовлетворение потребностей участников ВЭД, но и самого государства в вопросах поддержки внешнеторговой политики, пополнения государственного бюджета, обеспечения экономической безопасности государства.

Достигнуть повышения конкурентоспособности и качества таможенных услуг можно будет при использовании следующих маркетинговых инструментов:

- непрерывная пропаганда принципов и идей среди кадрового потенциала ФТС России и субъектов ВЭД;

- внедрение принципов маркетингового мышления на всех уровнях ФТС России;

- мониторинг удовлетворенности участников ВЭД;

- формирование позитивного имиджа таможенных органов, в том числе инструментами цифрового маркетинга.

Стоит понимать, что процесс перехода от административной модели к сервисной довольно длительный. Для эффективной работы таможенных органов следует поэтапно внедрять инструменты подхода, чтобы в конечном итоге снизить время

на проведение таможенных процедур, повысить качество оказываемых услуг и создать благоприятные условия для ведения внешнеторговой деятельности в РФ.

Таким образом, в рамках перехода к сервисно-ориентированному подходу в таможенной сфере таможенные органы рассматриваются в качестве учреждений, оказывающих государственные услуги. Для развития сервисного подхода ФТС России необходимо обратить внимание на совершенствование системы взаимодействия между участниками ВЭД и таможенными органами, в том числе посредством использования информационно-коммуникационных технологий.

Список литературы

1. Стратегия развития таможенной службы Российской Федерации до 2030 года: распоряжение Правительства РФ от 23.05.2020 № 1388-р. URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 03.04.2021).

2. О Стратегии развития таможенной службы Российской Федерации до 2020 года: распоряжение Правительства РФ от 28.12.2012 № 2575-р. URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 03.04.2021).

3. Карамышева Е. И., Макрусев В. В. Ключевые направления реализации концепции сервисно-ориентированного таможенного администрирования // УЭкС. 2017. № 3 (97). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/klyuchevye-napravleniya-realizat sii-kontseptsii-servisno-orientirovannogo-tamozhennogo-administrirovaniya (дата обращения: 03.04.2021).

4. Косенко В. А. О развитии таможни сервисного типа // Современный этап развития Дальнего Востока России: социально экономические инструменты, правоприменение и таможенные инновации: сб. научных трудов. 2017. С. 80-83. URL: http://vfrta.customs.ru/vfrta/images/stories/sbornikNIR2017pps.pdf#page=81 (дата обращения: 03.04.2021).

5. Лозбенко Л. Современная таможня - это сервис // Эксперт. 2002. № 42. С. 54.

6. Рожков Ю. В., Король А. Н. Сервисная таможня: формирование и развитие на основе дискреционного подхода // Вестник ТОГУ. 2018. № 1(48).

7. Официальный сайт ФТС России. URL: https://customs.gov.ru (дата обращения: 04.04.2021).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.