Научная статья на тему 'Преодоление коррупционных явлений в условиях трансформации таможенной системы'

Преодоление коррупционных явлений в условиях трансформации таможенной системы Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
264
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Федеральная таможенная служба / коррупционные риски / центр электронного декларирования / коррупция / государственная служба. / Federal customs service / corruption risks / center of electronic Declaration / cor- ruption / public service.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Т. В. Дорожкина, В. Е. Еремкин

В статье рассмотрены основные изменения, происходящие в таможенной деятельности и связанные с процессом цифровизации. Определены основные виды работ, в процессе которых может проявиться коррупционная составляющая. Обосновывается мысль о том, что непосредственный контакт с таможенным инспектором не всегда приводит к возникновению коррупции. Показаны основные коррупционные риски и предложены методы по их минимизации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

OVERCOMING CORRUPTION PHENOMENA IN THE CONDITIONS OF TRANSFORMATION OF THE CUSTOMS SYSTEM

The article describes the main changes taking place in the customs activity and related to the process of digitalization. The main types of work, in the process of which the corruption component may appear, are defined. The author substantiates the idea that direct contact with the customs inspector does not always lead to corruption. The main corruption risks are shown and the methods of their minimization are offered.

Текст научной работы на тему «Преодоление коррупционных явлений в условиях трансформации таможенной системы»

ПРЕОДОЛЕНИЕ КОРРУПЦИОННЫХ ЯВЛЕНИЙ В УСЛОВИЯХ ТРАНСФОРМАЦИИ ТАМОЖЕННОЙ СИСТЕМЫ

Т.В. Дорожкина, candidate of economic sciences, associate professor В.Е. Еремкин, студент

Калужский государственный университет имени К.Э. Циолковского (Россия, г. Калуга)

DOI: 10.24411/2411-0450-2019-10702

Аннотация. В статье рассмотрены основные изменения, происходящие в таможенной деятельности и связанные с процессом цифровизации. Определены основные виды работ, в процессе которых может проявиться коррупционная составляющая. Обосновывается мысль о том, что непосредственный контакт с таможенным инспектором не всегда приводит к возникновению коррупции. Показаны основные коррупционные риски и предложены методы по их минимизации.

Ключевые слова: Федеральная таможенная служба, коррупционные риски, центр электронного декларирования, коррупция, государственная служба.

Одной из острых проблем, связанных с деятельностью таможенных органов, является коррупция. Федеральная таможенная служба, проводя структурную перестройку таможенной системы уделяет большое внимание антикоррупционной работе.

ФТС в опубликованных недавно документах, а именно: Перечень коррупцион-но-опасных функций ФТС и Карту коррупционных рисков и мер по их минимизации нашла множество коррупционных рисков и ряд из них напрямую связан с действиями, которые осуществляют таможенные органы, взаимодействуя с участниками ВЭД в процессе декларирования товаров.

Интересно то, что заслуженное место в документах заняла система управления рисками (СУР). Коррупционные риски ФТС, прежде всего, видит в оказании «давления на участников ВЭД путем принятия необоснованных решений по применению мер по минимизации рисков при таможенном контроле». О том, что СУР давно является элементом давления на бизнес, говорится постоянно. Однако, предложений решений о том, как преодолеть ситуацию, до сих пор не поступало. Согласно Карте коррупционных рисков, в качестве уже реализуемых мер, к концу года планируется разработать приказ о взаимодействии между подразделениями контроля таможенных рисков и противо-

действия коррупции. Чем документ поможет снизить это самое давление, не уточняется.

Второй коррупционный риск ФТС заключается в возможности ухода от применения мер по минимизации рисков участниками ВЭД путем распространения служебной информации. В качестве контрмеры предлагается запретить использование технических средств с функциями фотографирования и видеосъемки тем, кто занят разработкой профилей рисков. Вероятно, чтобы они не смогли распространять служебную информацию этим самым лоббируемым организациям.

Категорирование участников внешнеэкономической деятельности - важный элемент СУР. Необоснованное изменение категории уровня риска тоже попало в коррупционные риски. Тема настолько закрытая, что сложно сказать в принципе, как часто возникают такие ситуации. Избежать этого, по мнению ФТС, должна коллегиальность принятия решений по установлению категорий для лиц, осуществляющих внешнеэкономическую деятельность.

Еще один вид деятельности таможенных органов, который связан с возникновением коррупционных рисков - контроль таможенной стоимости. С принятием необоснованных решений по таможенной стоимости таможенники предполагают бо-

роться автоматизацией процесса выявления и оценки рисков и необходимости применения форм таможенного контроля. Уже известно, что процесс контроля таможенной стоимости и разработки соответствующих профилей рисков хотят автоматизировать, это неизбежно при внедрении автоматического выпуска. А вот относится ли сюда определение размера обеспечения таможенных платежей, тоже весьма коррупционного риска, - в документах не уточняется.

Без внимания не остались и досмотры -вид деятельности, где велик человеческий фактор и возможность написать в таможенном документе, например декларации, не то, что на самом деле. Но более неожиданным оказалось то, что коррупцию ФТС усматривает в самой «угрозе применения таможенного досмотра с целью создания неблагоприятных условий для участников ВЭД». Необходимо добавить в список коррупциогенной деятельности и таможенные осмотры, взвешивания и наблюдения. Минимизацию этого риска ФТС предполагает осуществить с помощью регламентации проведения досмотровых операций, что наверняка будет очень затратным по времени.

В важнейший блок вопросов, связанных с регистрацией и выпуском таможенных деклараций, вошли и затягивание решений, и бездействие в случаях, требующих принятия решений, и требование документов, предоставление которых не предусмотрено, а также оказание предпочтений отдельным юрлицам. В коррупционных рисках оказались и контроль после выпуска товаров, и рассмотрение административных и уголовных дел, и работа в судах, и осуществление оперативно-розыскной деятельности и многих других аспектах. Не нашли лишь коррупции в самой антикоррупционной деятельности.

Все надежды избавиться от этих пережитков прошлого ФТС связывает с автоматизацией таможенных операций и концентрацией декларирования в центрах электронного декларирования (далее

ЦЭД).

По мнению заместителя руководителя ФТС Руслан Давыдова, основной тенден-

цией реформирования таможенных органов является сокращение системы «карманных постов», располагающихся на частных территориях. В ближайшее время будут функционировать 16 ЦЭДов, где на госплощадях будут выстроены «обезличенные коммуникации», и проблема низовой коррупции сама собой решится [1].

Однако, заявлять о полном решении проблемы пока рано. 16 ЦЭДов расположатся на государственных территориях, но 600 постов так и останутся сидеть на своих местах, а 400 еще и на частных. Да, декларировать товары в скором времени они не будут, или почти не будут. Но при этом они не перестанут размещать товары на складах временного хранения, где размещаются сами, не смогут полностью обезличить процедуру выпуска товаров.

При этом, обязанностей у сотрудников ЦЭДов станет больше, чем сейчас, на таможенных постах фактического контроля (ТПФК). И связано это с возможностями пост-контроля. Пост-контроль усиливается и акценты смещаются, как и было обещано много лет назад.

Эксперты уже фиксируют, что вопросы таможенной стоимости незаметно ушли на второй план. В том числе, благодаря взаимодействию с налоговой службой. Но теперь особую актуальность приобретает пост-переклассификация товаров и проверка нетарифных товаров, в первую очередь, соблюдения процедуры сертификации.

Среди основных причин переноса таможенного декларирования в ЦЭДы чаще других называют борьбу с коррупцией. Поскольку в ЦЭДах исключен контакт декларанта с инспектором, то, как бы, сама собой исключается возможность «договориться». В результате - участник ВЭД экономит деньги, репутация ФТС не страдает.

Но есть момент, который нельзя не брать во внимание - практика «приплачивать» инспекторам за выполняемую ими работу, - вещь распространенная уже много лет и во многих местах. Речь не идет о каких-то серых схемах, уходах от платежей, закрывании глаз на недочеты в декларациях и тому подобных вещах, напро-

тив, как правило, платят просто так, как некий тариф. Даже не смотря на электронное декларирование и виртуальное общение. Воспринимается всеми это даже как и не коррупция, а скорее, неформальное государственно-частное партнерство: бизнес добровольно взял на себя софинансирова-ние определенной части таможенных органов, той, с которой общается каждый день.

Нельзя не вспомнить историю, произошедшую в 2016 году на Смоленской таможне. 95 конвертов с деньгами оказались в кабинках служебного помещения таможенников на Стабнинском таможенном посту. В результате двух коммерсантов осудили, двух начальников таможенных постов уволили «по собственному желанию». Со всеми остальными участниками были проведены беседы профилактического характера [2].

Опуская в сторону криминальную часть произошедшего, необходимо признать тот факт, что зарплаты таможенников, а в особенности госслужащих, сегодня не вызывают уважения не только к таможенной службе, но и ко всем участникам этой структуры. Служба в таможне перестает быть престижной. Последний раз оклады госслужащих были увеличены год назад по Указу Президента на 4%. Оклад государственного таможенного инспектора центрального аппарата ФТС дорос до 4723 рублей, еще 2,5 оклада полагается в качестве ежемесячного поощрения. Итого около 16,5 тыс. рублей. Это ниже уровня МРОТ, установленного для Москвы и Санкт-Петербурга. Да, еще положены надбавки за классный чин, выслугу лет, сложность, где-то применяются районные коэффициенты, но в целом, выше 30 тысяч уровень зарплаты не поднимается [3].

В таких условиях часть сотрудников покидают ряды государственной службы и находят себя в другой сфере. Остаются не

себя в чем-то другом, но и люди, действительно любящие таможенное дело, для которых уровень зарплаты не на первом месте (и таких на самом деле много). Есть те, которым некуда идти, потому что другой работы нет (и таких мест в России немало). И наконец, есть те, кто находится на службе именно ради коррупционной составляющей (к сожалению, таких примеров не становится меньше год от года).

Если государство не может достойно содержать тех, кто на него работает, оно должно быть готово к тому, что служащие найдут способ, как заработать денег. Факты о коррупции, не перестающие появляться в новостных лентах средств массовой информации - яркое тому подтверждение.

Нелепо звучит, но борясь с коррупцией на низовом уровне, ФТС сама же вредит себе своими действиями. Ситуация, сложившаяся с кадрами в уже образованных ЦЭДах - тому подтверждение: люди не хотят работать в ЦЭДах. Укомплектованность таможенных органов должностными лицами в целом по ФТС на 1 января 2019 года составила 92,2%. Т.е. не хватает приблизительно 5000 человек. Не случайным образом прозвучало недавнее заявление Владимира Булавина о возможном переводе должностных лиц ЦЭДов в статус сотрудников.

Попытка поднять престиж службы заслуживает внимания, однако, выглядит неубедительно. При этом не стоит забывать, что помимо 16 запланированных ЦЭДов, в структуре ФТС еще есть больше 500 таможенных постов, на которых служат те же люди. Причины коррупции нельзя сводить только к связи декларанта и выпускающего инспектора. Требуется системный, продуманный подход, особенно в период структурной реформы, связанной с процессом цифровизации деятельности таможенных органов.

только те, кто, не хотел бы попробовать

Библиографический список

1. Ассоциация содействия развитию внешнеэкономической деятельности [Электронный ресурс] // Официальный интернет - сайт - URL: http://np-srv.ru (дата обращения: 10.05.2019.)

2. ИАИ «Провэд News». [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://provednews.ru/article/39661-v-smolenskoy-tamozhne-uvolili-nachalynikov-no-ne-nashli-koppuptsionepov.html (дата обращения 10.05.2019)

3. Информация о кадровом обеспечении таможенного органа. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.ctu.customs.ru

OVERCOMING CORRUPTION PHENOMENA IN THE CONDITIONS OF TRANSFORMATION OF THE CUSTOMS SYSTEM

T.V.Dorozhkina, candidate of economic sciences, associate professor V.E. Eremkin, student Tsiolkovsky Kaluga state university (Russia, Kaluga)

Abstract. The article describes the main changes taking place in the customs activity and related to the process of digitalization. The main types of work, in the process of which the corruption component may appear, are defined. The author substantiates the idea that direct contact with the customs inspector does not always lead to corruption. The main corruption risks are shown and the methods of their minimization are offered.

Keywords: Federal customs service, corruption risks, center of electronic Declaration, corruption, public service.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.