Научная статья на тему 'СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРАВОВЫХ ОСНОВ ДИСТАНЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ ПАНДЕМИИ КОРОНАВИРУСА'

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРАВОВЫХ ОСНОВ ДИСТАНЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ ПАНДЕМИИ КОРОНАВИРУСА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
178
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Review of law sciences
Область наук
Ключевые слова
дистанционное обучение / пандемия коронавируса / международные акты / доступность образования / ТГЮУ. / distance learning / the coronavirus pandemic / international acts / accessibility of education / TSUL.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шохжахон Хужаев

в данной статье были проанализированы вопросы совершенствования процесса дистанционного обучения в период пандемии коронавируса в Республике Узбекистан. В статье изучены международные акты, нормативно-правовые акты Республики Узбекистан касательно дистанционного обучения. В конце статьи даны соответствующие предложения и рекомендации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPROVING THE LEGAL FRAMEWORK FOR DISTANCE EDUCATION IN THE CONTEXT OF THE CORONAVIRUS PANDEMIC

This article analyzes the issues of improving the distance learning process during the coronavirus pandemic in the Republic of Uzbekistan. The article examines international acts and legal acts of the Republic of Uzbekistan concerning distance learning. At the end of the article, the corresponding suggestions and recommendations are given.

Текст научной работы на тему «СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРАВОВЫХ ОСНОВ ДИСТАНЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ ПАНДЕМИИ КОРОНАВИРУСА»

Review of law sciences

Shokhjakhon Khujayev,

Head of Master's department at Tashkent State University of Law, Doctor of Philosophy in Law

Q-------------- |

Я

IMPROVING THE LEGAL FRAMEWORK FOR DISTANCE EDUCATION IN THE CONTEXT OF THE CORONAVIRUS PANDEMIC

Abstract: This article analyzes the issues of improving the distance learning process during the coronavirus pandemic in the Republic of Uzbekistan. The article examines international acts and legal acts of the Republic of Uzbekistan concerning distance learning. At the end of the article, the corresponding suggestions and recommendations are given.

Key words: distance learning, the coronavirus pandemic, international acts, accessibility of education, TSUL.

Шохжахон Хужаев,

начальник Отдела магистратуры Ташкентского государственного юридического университета, доктор философии по юридическим наукам (PhD)

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРАВОВЫХ ОСНОВ ДИСТАНЦИОННОГО

ОБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ ПАНДЕМИИ КОРОНАВИРУСА

Аннотация: в данной статье были проанализированы вопросы совершенствования процесса дистанционного обучения в период пандемии коронавируса в Республике Узбекистан. В статье изучены международные акты, нормативно-правовые акты Республики Узбекистан касательно дистанционного обучения. В конце статьи даны соответствующие предложения и рекомендации.

Ключевые слова: дистанционное обучение, пандемия коронавируса, международные акты, доступность образования, ТГЮУ.

Шохжахон Хужаев,

Тошкент давлат юридик университети Магистратура булими бошлиги, юридик фанлар буйича фалсафа доктори (PhD)

КОРОНАВИРУС ПАНДЕМИЯСИ ШАРОИТИДА МАСОФАВИЙ ТАЪЛИМНИНГ ^УЦУЩЙ АСОСЛАРИНИ ТАКОМИЛЛАШТИРИШ

Аннотация: мазкур мацолада Узбекистон Республикасида коронавирус пандемияси даврида масофавий таълим жараёнини такомиллаштириш масалалари та%лил цилинган. Мацолада масофавий таълимга оид халцаро %ужжатлар, Узбекистон Республикасининг норматив-%уцуций %ужжатлари урганилган. Мацола сунггида тегишли таклиф ва тавсиялар берилган.

Калит сузлар: масофавий таълим, коронавирус пандемияси, халцаро %ужжат, таълим олишнинг очицлиги, ТДЮУ.

На сегодняшний день пандемия коронавируса стала одной из глобальных проблем, которая заставляет государства пересматривать свою политику в различных сферах. Проблема образования также стало одной из сфер, требующих своего совершенствования в условиях пандемии коронавируса. Обучение в традиционной очной форме стало невозможным в связи с установлением режима карантина. Как и во многих странах, в Республике Узбекистан, образовательные учреждения перешли на непривычный им режим дистанционного обучения. Опыт дистанционного обучения в Республике Узбекистан за столь короткий период показал важность и преимущества дистанционного образования. Так, дистанционное образование:

- облегчает возможность получения образования, расширяя его границы;

- требует меньших затрат для обучающегося;

- позволяет адаптировать учебные программы и самостоятельно определять график обучения;

- как правило, не ограничено во времени и пространстве;

- обеспечивает доступность и мобильность.

Следовательно, развитие дистанционного образования на современном этапе является одним из важных ориентиров государственной политики в сфере образования. Тем самым развитие правовых основ дистанционного образования является важнейшей задачей.

Рассмотрим правовые основы дистанционного обучения.

Международные акты в сфере образования.

Статья 26 Всеобщей декларации прав человека гласит, что каждый человек имеет право на образование. При этом высшее образование должно быть одинаково доступным для всех на основе способностей каждого, направлено к полному развитию человеческой личности и к увеличению уважения к правам человека и основным свободам [1].

Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах закрепляет, что образование должно дать возможность всем быть полезными участниками свободного общества, способствовать взаимопониманию, терпимости и дружбе между всеми нациями и всеми расовыми, этническими и религиозными группами и содействовать работе Организации Объединенных Наций по поддержанию мира [2]. При этом высшее образование должно быть сделано одинаково доступным для всех на основе способностей каждого.

Дистанционное образование также должна быть качественной, как и традиционное обучение. Это вытекает из статьи 4 Конвенции о борьбе с дискриминацией в области образования, которая гласит, что государства должны обеспечить во всех государственных учебных заведениях равной ступени одинаковый уровень образования и равные условия в отношении качества обучения [3].

Конвенция о признании учебных курсов, дипломов о высшем образовании и ученых степеней в государствах региона Европы гласит, что странам Европы следует открывать как можно более широкий доступ в свои высшие учебные заведения студентам или научным работникам из любого договаривающегося государства [4]. Реализация этой конвенционной нормы, без всякого сомнения, требует расширения доступа к образованию, в частности дистанционного образования.

Как мы видим, международные акты устанавливает право на образование как важное социальное право любого человека, обеспечивая гарантированное получение качественного образования.

Более конкретным примером правовых основ развития дистанционного образования является Решение о Концепции развития дистанционного обучения в государствах-участниках Содружества Независимых Государств, принятое в Ашхабаде в 2007 году.

Утвержденная указанным Решением Концепция развития дистанционного обучения в государствах-участниках СНГбыла разработана в соответствии с Решением о Межгосударственной программе реализации Концепции формирования единого (общего)

образовательного пространства Содружества Независимых Государств от 29 ноября 2001 года, на основе Соглашения о сотрудничестве по формированию единого (общего) образовательного пространства Содружества Независимых Государств от 17 января 1997 года [5].

Концепция определяет «дистанционное обучение» как целенаправленно организованный и согласованный во времени и пространстве процесс взаимодействия обучающих и обучающихся между собой и со средствами обучения с использованием педагогических, а также информационных и коммуникационных технологий.

Основные цели развития дистанционного обучения Концепцией выделяются как:

- обеспечение доступности всех уровней образования путем использования информационно-коммуникационных технологий;

- создание условий для реализации образовательных программ с использованием технологий дистанционного обучения;

- развитие национальных систем дистанционного обучения, их интеграция в рамках единого (общего) образовательного пространства СНГ;

- гармонизация нормативно-правовой базы государств-участников СНГ в области дистанционного образования [5].

Основные принципы определены как соответствие создаваемых национальных систем задачам формирования единого (общего) образовательного пространства государств-участников СНГ; государственная поддержка дистанционного обучения; использование мирового опыта при создании национальных систем дистанционного образования.

Основными направлениями развития дистанционного обучения в СНГ являются совершенствование нормативно-правового обеспечения, комплексов и образовательных технологий, разработка стандартов ИКТ в области образования, создание совместимых информационно-технологических инфраструктур, создание организационных структур и финансово-экономических механизмов, поддержка научных исследований и обменов в области дистанционного образования [5].

Решение предусматривает три этапа реализации Концепции:

Первый этап - развитие сотрудничества образовательных организаций государств-участников СНГ и обмен опытом применения дистанционных образовательных технологий.

Второй этап - согласование и гармонизация нормативно-правовых актов государств-участников СНГ, обеспечивающих реализацию образовательных программ на основе применения дистанционных образовательных технологий.

Третий этап - формирование социально-экономических и организационно-управленческих механизмов сотрудничества государств-участников СНГ в области применения дистанционных образовательных технологий [5].

Законодательство Республики Узбекистан в сфере образования.

Закон Республики Узбекистан «Об образовании» выделяет в качестве приоритетного направления развития образования общедоступность образования в пределах государственных образовательных стандартов. При этом к компетенции уполномоченных государственных органов по управлению образованием было отнесено внедрение в учебный процесс прогрессивных форм обучения и новых педагогических технологий, технических и информационных средств обучения [6]. Однако Закон не содержит ни понятия, ни норм касательно дистанционной формы обучения, что является упущением.

Концепция развития системы высшего образования Республики Узбекистан до 2030 года в рамках приоритетного направления внедрения цифровых технологий и современных методов в образовательный процесс указала на следующие задачи:

индивидуализация образовательных процессов на основе цифровых технологий, развитие дистанционных образовательных услуг, широкое внедрение в практику технологий вебинара, онлайн, «blended learning», «flipped classroom»;

организация дистанционных образовательных программ на основе современных информационно-коммуникационных технологий;

внедрение в практику платформы «E-MINBAR» с возможностью онлайн-наблюдения и освоения лекций, практических занятий и семинаров, а также их загрузки на электронные средства хранения информации, использование «облачных технологий» в образовательных процессах;

широкое внедрение системы электронных библиотек с возможностью дистанционного пользования ими, расширение возможностей непрерывного повышения профессиональной квалификации студентов путем организации пользования ими библиотечным фондом и базами данных после завершения обучения в высших образовательных учреждениях [7].

Реализация указанных целей как раз свидетельствует о важности дистанционного обучения. Такой подход также прослеживается в юридическом образовании. Так, с 2020/2021 учебного года ТГЮУ предоставляется право организовывать дистанционную, заочную и вечернюю формы обучения. В свою очередь, ТГЮУ предусматривается осуществление приема в магистратуру ТГЮУ по программам дистанционного, заочного и вечернего обучения для лиц с базовым высшим юридическим образованием без отрыва от производства [8]. Также в 2021 году планируется создание платформы дистанционного обучения и оснащению университета необходимым оборудованием. Указанные меры позволят интегрировать юридическое образование и отвечает современным требованиям.

На основании вышеизложенного можно сделать следующие выводы:

1. В целях создания правовых основ дистанционного образования следует внести понятие и нормы о дистанционном образовании в проект Закона Республики Узбекистан «Об образовании» в новой редакции.

2. Следует налаживать практику приема студентов вузов по отдельным параметрам приема по дистанционной форме обучения с учетом специфики специальностей и направлений.

3. Необходимо дальнейшее совершенствование платформы дистанционного образования вузов на базе платформы dist.edu.uz путем создания собственных платформ дистанционного обучения вузов республики.

Review of law sciences References:

1. Vseobshaya deklaratsiya prav cheloveka ot 10 dekabrya 1948 goda (www.un.org).

2. Mejdunarodniy pakt ob ekonomicheskix, sotsialnix i kulturnix pravax ot 16 dekabrya 1966 goda (www.un.org).

3. Konventsiya o borbe s diskriminatsiyey v oblasti obrazovaniya ot 14 dekabrya 1960 goda (https://ru.unesco.org/).

4. Konventsiya o priznanii uchebnix kursov, diplomov o visshem obrazovanii i uchenix stepeney v gosudarstvax regiona Yevropi ot 21 dekabrya 1979 goda (https://rm.coe.int/168007f2f5).

5. Resheniye o Kontseptsii razvitiya distantsionnogo obucheniya v gosudarstvax-uchastnikax Sodrujestva Nezavisimix Gosudarstv, prinyatoye v Ashxabade v 2007 godu (https://e-cis.info/).

6. Zakon Respubliki Uzbekistan ot 29 avgusta 1997 goda № 464-I «Ob obrazovanii» (www.lex.uz).

7. Ukaz Prezidenta Respubliki Uzbekistan ot 8 oktyabrya 2019 goda № UP-5847 «Ob utverjdenii Kontseptsii razvitiya sistemi visshego obrazovaniya Respubliki Uzbekistan do 2030 goda» (www.lex.uz).

8. Ukaz Prezidenta Respubliki Uzbekistan ot 29 aprelya 2020 goda № UP-5987 «O dopolnitelnix merax po kardinalnomu sovershenstvovaniyu yuridicheskogo obrazovaniya i nauki v Respublike Uzbekistan» (www.lex.uz).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.