Научная статья на тему 'ЦИФРОВИЗАЦИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ КОРОНАВИРУСНОЙ ПАНДЕМИИ COVID-19'

ЦИФРОВИЗАЦИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ КОРОНАВИРУСНОЙ ПАНДЕМИИ COVID-19 Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
435
70
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Review of law sciences
Область наук
Ключевые слова
цифровизация / дистанционное обучение / цифровое образование / высшие учебные заведения / государство / смарт-технологии / диджитал / пандемия / интернет / смартфон. / digitalization / distance learning / digital education / higher education institutions / state / smart technologies / digital / pandemic / Internet / smartphone.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Санджар Садиков

в настоящей статье рассмотрены вопросы цифровизации высшего образования, как составляющая цифровой экономики в условиях коронавирусной пандемии Covid-19. Изучен зарубежный опыт функционирования онлайн образования, по результатам изучения даны рекомендации электронных ресурсов для практического использования. Предложены правила для того, чтобы оставаться в тренде как диджитал-ВУЗ в стране.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Санджар Садиков

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DIGITALIZATION OF HIGHER EDUCATION IN CONDITIONS OF CORONAVIRUS PANDEMIA COVID-19

This article discusses the digitalization of higher education as a component of the digital economy in the context of the Covid-19 coronavirus pandemic. The foreign experience of the functioning of online education has been studied, the results of the study have given recommendations of electronic resources for practical use. The rules are proposed in order to stay in trend as a digital university in the country.

Текст научной работы на тему «ЦИФРОВИЗАЦИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ КОРОНАВИРУСНОЙ ПАНДЕМИИ COVID-19»

Review of law sciences

Sanjar Sadikov,

Teacher at the Tashkent State University of law, Doctor of Philosophy in Law

DIGITALIZATION OF HIGHER EDUCATION IN CONDITIONS OF CORONAVIRUS

PANDEMIA COVID-19

Abstract. This article discusses the digitalization of higher education as a component of the digital economy in the context of the Covid-19 coronavirus pandemic. The foreign experience of the functioning of online education has been studied, the results of the study have given recommendations of electronic resources for practical use. The rules are proposed in order to stay in trend as a digital university in the country.

Keywords: digitalization, distance learning, digital education, higher education institutions, state, smart technologies, digital, pandemic, Internet, smartphone.

Санджар Садиков,

Преподаватель Ташкентского государственного юридического университета, доктор философии по юридическим наукам (PhD) e-mail: sadykov-07@mail.ru

ЦИФРОВИЗАЦИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ КОРОНАВИРУСНОЙ ПАНДЕМИИ COVID-19

Аннотация: в настоящей статье рассмотрены вопросы цифровизации высшего образования, как составляющая цифровой экономики в условиях коронавирусной пандемии Covid-19. Изучен зарубежный опыт функционирования онлайн образования, по результатам изучения даны рекомендации электронных ресурсов для практического использования. Предложены правила для того, чтобы оставаться в тренде как диджитал-ВУЗ в стране.

Ключевые слова: цифровизация, дистанционное обучение, цифровое образование, высшие учебные заведения, государство, смарт-технологии, диджитал, пандемия, интернет, смартфон.

Санджар Садиков,

Тошкент давлат юридик университети ук;итувчиси, юридик фанлар буйича фалсафа доктори (PhD)

COVID-19 КОРОНАВИРУС ПАНДЕМИЯСИ ШАРОИТИДА ОЛИЙ ТАЪЛИМНИ

РАЦАМЛАШТИРИЛИШИ

Аннотация: мазкур мацолада COVID-19 коронавирус пандемияси шароитида олий таълим тизимини рацамлаштириш масалалари куриб чицилган. Онлайн таълим усуллари тацдим этилиши буйича %алцаро тажриба урганилган булиб, урганишлар натижасида бир цанча таълим электрон ресурслари рущати шакллантирилди ва амалиётда фойдаланиш учун тавсия этилди. Рацамли ОТМ сифатида доимий трендда булиш учун ОТМларига бир цанча цоидалар таклиф этилди.

Калит сузлар: рацамлаштириш, масофавий таълим, рацамли таълим, олий уцув юртлари, давлат, смарт-технологиялар, рацамли, пандемия, интернет, смартфон.

«Наша неотложная задача, актуальная сегодня и на перспективу - обеспечить эффективное функционирование всей системы «Электронное правительство».

ШМирзиёев

Развитие информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) становится сегодня одним из важнейших факторов жизни мирового сообщества. Их широкое распространение преобразует современную действительность, приводит к существенным изменениям в правовой, политической, экономической, социальной и культурной сферах - становлению «информационного общества». ИКТ оказывают возрастающее воздействие на характер политической коммуникации, характеристики государства, существенно изменяя взаимоотношения между государственными институтами и гражданским обществом. Важной тенденцией развития политико-государственного управления в новых реалиях глобальной информатизации становится создание «Электронного правительства».

Прямо сейчас мы переживаем переход в новую эпоху. Цифровые устройства окружают нас повсеместно: компьютеры и портативная электроника, смартфоны и сотовая связь, банкоматы и терминалы самообслуживания, кассы, в том числе самообслуживания, в супермаркетах, бортовой компьютер в автомобиле и прочее. И с каждым годом перечень цифровых и "умных" девайсов растет.

На рынке появляется масса потребительских устройств, таких как смарт-техника (холодильники, чайники, осветительные приборы), health-девайсы (браслеты, термометры, измерители pH), охранные системы (которые позволяют дистанционно управлять целыми зданиями, контролировать вход-выход по электронным ключам, а также время пребывания в помещении, просматривать записи с камер видеонаблюдения) и т.д. Все эти и другие виды электроники построены на базе цифровых технологий.

Диджитал (от англ. digital - цифра [1]) продолжает плотно входить в нашу жизнь. Диджитализация (также цифровизация) - это процесс оцифровки информации (документация, фото-, видео-, аудиоматериалы) для ее дальнейшего хранения и/или распространения. Диджитализация позволяет хранить и обрабатывать большие объемы данных, упрощая работу с ними.

Диджитализация может стать мощным инструментом в развитии высшего образования. Так, например, совмещая информацию о местоположении пользователя и его предпочтениях, образовательные и научные организации могут предложить направление образования, который с высокой степенью вероятности ему подойдет. На финансовых

биржах давно уже используют ботов для торговли ценными бумагами. Как показывает практика, они справляются с этой задачей лучше людей. Пока боты лишь дают рекомендации и прогнозируют рыночные колебания, однако, возможно в скором будущем процесс купли-продажи биржевых товаров перейдет на бот-платформу.

Цифровые технологии применимы в большинстве, если не во всех, отраслях мировой экономики: тяжелое и легкое производство, энергетика, медицина, сфера услуг, государственный сектор и т.д. Все это составляет цепочку системы «электронное правительство».

Организацией Объединенных Наций была поставлена задача приложить все усилия на национальном и международном уровне для создания локальных информационных ресурсов и приложений в мире. Международную координацию за реализацию этого плана осуществляет специально созданная рабочая группа в рамках ООН UN ICT Taskforce. Узбекистан поддерживает и реализует планы ООН в этом направлении. В настоящее время более 193 государств-членов Организации Объединенных Наций имеют национальные правительственные сайты и интернет-технологии для оптимизации работы и взаимодействия с населением. В соответствии с ежегодными данными всемирного исследования ООН по уровню развития электронного правительства за 2018 год, высокую оценку получили такие страны, как Дания, Австралия, Республика Корея, Великобритания, Швеция, Финляндия, Сингапур, США.

В соответствии с Указом Президента Республики Узбекистан «О Стратегии действий по дальнейшему развитию Республики Узбекистан» от 7 февраля 2017 года №УП-4947 была утверждена Государственная программа по реализации Стратегии действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан в 2017-2021 годах. По первому из пяти направлений Стратегии действий - совершенствованию государственного и общественного строительства - предусматривается совершенствование системы «Электронное правительство», повышение качества и эффективности государственных услуг, практическую реализацию механизмов общественного контроля, усиление роли институтов гражданского общества и средств массовой информации[2]. Принципы соблюдения права на получение информации закреплены соответствующими нормами Конституции Республики Узбекистан. В частности, в статье 29 Конституции: «Каждый имеет право на свободу мысли, слова и убеждений. Каждый имеет право искать, получать и распространять любую информацию, за исключением, направленной против существующего конституционного строя и других ограничений, предусмотренных законом» [3]. Вопросы внедрения современных информационных систем в государственное управление и формирования системы «Электронное правительство» нашло свое отражение в более чем 10 законодательных актах, в число которых входят такие законы, как: Закон «Об электронном документообороте», «Об информатизации», «Об электронной цифровой подписи», «Об электронной коммерции», «Об электронных платежах», «Об открытости деятельности органов государственной власти и управления», «Об электронном правительстве», «О государственных закупках», «О персональных данных». С начала XXI века в различных государствах мира начала широко внедряться концепция «электронного правительства» в качестве средства повышения эффективности управления обществом на основе использования новых возможностей информационно-коммуникационных технологий. По данным ООН число государств, использующих Интернет - технологии для оптимизации работы и взаимодействия с гражданами, превысило уже 190. А такие страны

как Республика Корея, Сингапур, Великобритания, США, Финляндия, Дания по данным ежегодного всемирного исследования «Реализации концепции электронного правительства» получили высокую оценку. ООН особо отмечает при этом достижения Республики Корея в этой сфере. Организацией Объединенных Наций была поставлена задача приложить все усилия на национальном и международном уровне для создания локальных информационных ресурсов и приложений. Международную координацию за реализацию этого плана осуществляет специально созданная рабочая группа в рамках ООН - UN ICT Taskforce. ООН решает задачу преодоления информационного неравенства в рамках борьбы с бедностью, а таковая в настоящее время существует между регионами, странами и даже континентами. Так, например, в Лондоне больше пользователей Интернета, чем по всему континенту Африки, а компьютерами владеют всего лишь около 15% населения земного шара. В связи с чем ООН уделяет значительное внимание реализации концепции «электронное правительство» на глобальном уровне [4].

Поддержание конкурентоспособности любого высшего образования требует постоянной модернизации, адаптации и развития. И на сегодняшний день ряд ВУЗов в Узбекистане допускают одну и ту же ошибку: медленная адаптация под реалии рынка. Высшему образованию нельзя игнорировать тенденции, которые на данный момент формируются и набирают обороты: большие данные, машинное обучение, нейронные сети, интернет вещей и т.д. Все эти и другие современные инструменты основаны на использовании цифровых технологий.

Большие данные позволяют сократить издержки на традиционное преподавание, рекламу, реализацию интеллектуальной продукции, а также повысить производительность труда и улучшить коммуникации между структурными подразделениями в ВУЗе. Использование алгоритмов машинного обучения, включая нейронные сети и глубокое обучение, способствует повышению лояльности студентов и росту качества обучения. И это лишь краткий перечень возможностей, которые открывают для образования современные технологии.

Скорость реакции на изменения рынка и применение инноваций на практике позволяют ВУЗам идти в ногу со временем и развиваться, максимально учитывая нужды абитуриентов и студентов.

Чтобы оставаться в тренде и зарекомендовать себя как диджитал-ВУЗ, образованию необходимо следовать четырем ключевым правилам:

1. Выстроить современную модель общения с потребителем (абитуриент, студент, слушатель и др.).

2. Отслеживать деятельность конкурентов.

3. Работать с данными.

4. Наладить устойчивые внутренние коммуникации.

Для понимания своей целевой аудитории и эффективного взаимодействия с ней, образованию нужно внедрять инструменты аналитики, прогнозирования и адаптации. В XXI веке культура потребления в сфере образования стремительно меняется и ВУЗам необходимо быстро адаптироваться под новые реалии, чтобы в нужном месте, в нужное время предоставить нужный услугу своему потребителю.

В цифровую эпоху особое внимание следует уделять анализу деятельности конкурентов, их поведения и, как следствие, действовать на опережение. Следует поддерживать ВУЗ в ритме технологического развития и внедрять новые инструменты для устойчивого положения на рынке высшего образования.

На всех уровнях организационной структуры ВУЗа большая часть информации должна быть общедоступной. Это влияет на скорость и качество образования потребителей и принятия решений руководством ВУЗа. Часто случается, что руководство ВУЗа не осведомлено о том, что происходит в структурных подразделениях, что может привести к принятию неадекватного решения, и как следствие - снижение количества потребителей и качества образования.

Президент Узбекистана Ш.Мирзиёев предложил объявить 2020 год Годом развития науки, просвещения и цифровой экономики, выступая 24 января 2020 года с посланием парламенту [5]. И в связи с этим 2 марта 2020 года Президентом был принят Указ «О государственной программе по реализации Стратегии действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан в 2017 - 2021 годах в «Год развития науки, просвещения и цифровой экономики» [6].

Но нужно отметить, что в Узбекистане цифровизация высшего образования осуществляется, но медленно. Данное реформа должна проходить очень быстро и качественно, так как в эпоху цифровизации самый главный объект - информация очень быстро устаревает и на смену приходит новая обновленная информация. Официально руководство страны обратило серьезное внимание в это направление 8 октября 2019 года, приняв Указ Президента Республики Узбекистан «Об утверждении Концепции развития системы высшего образования Республики Узбекистан до 2030 года» [7].

Данным нормативно-правовым актом, в целях определения приоритетных направлений системного реформирования высшего образования в Республике Узбекистан, поднятия на качественно новый уровень процесса подготовки самостоятельно мыслящих высококвалифицированных кадров с современными знаниями и высокими духовно-нравственными качествами, модернизации высшего образования, развития социальной сферы и отраслей экономики на основе передовых образовательных технологий принята Концепция развития высшего образования до 2030 года.

В целях внедрения цифровых технологий в образовательный процесс в Концепции уделен целый 2 параграф, который состоит из многочисленных задач, которое Президент поставил перед уполномоченным органом в сфере высшего образования.

Все эти задачи предельно ясны, но появляется другой вопрос. Что бы осуществить эти планы, правительство должно интегрироваться в области информационных технологий и интернета, вплоть до самых отдаленных сел и кишлаков, укомплектовать всю сопутствующую инфраструктуру для бесперебойной работы и быстрого развития данной отрасли. Но, к сожалению, сегодня в условиях распространения Каронавирусной пандемии в мире, Узбекистан само изолировался, как и все страны ввел карантинные меры в отношении своего народа. Все образовательные учреждения закрылись и в том числе

высшие. Студенты, магистранты, докторанты и слушатели потеряли возможность учиться. И в этих условиях развитое дистанционное обучение, электронные ресурсы и онлайн системы образования должны были заменить классическое и традиционное образование. Но Министерство высшего и специального образования не до оценила эффект развития дистанционного обучения и все это время развивала традиционный метод образование, разрабатывая новые требования к учебе, которые, по сути, уже были устаревшими в мире. Парламент в свою очередь не принял до сих пор Закон «Об образовании» в новой редакции. Действующий Закон [8] был принят 1997 году и морально устарел. В результате пандемия и карантинные меры застали врасплох сферу высшего образования и потребители - учащиеся, несут огромные потери во времени и средствах, а самое главное в получении качественного высшего образования.

В условиях получения образования дистанционно, оставаясь дома в условиях режима карантина, система образования столкнулась с рядом проблем, таких как низкий уровень охвата интернетом по республике (только в центральных и больших городах сеть работает удовлетворительно), не достаточным обеспечением населения компьютерами и мобильными телефонами (смартфоны), все еще высокой ценой на интернет, электроэнергией и навыками использования передовых программ образования, и задачи поставленные в Концепции должны осуществляться только тогда, когда все выше перечисленные проблемы связанные с инфраструктурой будут решены.

Изучение зарубежного опыта показывает, что многие ВУЗы и негосударственные образовательные организации мира (Coursera, TEDx, UMass Boston Open Courseware, Khan Academy, MIT Open Courseware, Free-Ed, Learning Space: The Open University, Carnegie Mellon Open Learning Initiative, Tufts Open Courseware, Stanford iTunes U), от малых до транснациональных, на протяжении нескольких лет успешно используют цифровые технологии в своей он-лайн деятельности.

Сегодня можно с полной уверенностью можно говорить, что цифровая эпоха уже наступила и ближайшие десятилетия будет активно развиваться. По оценкам экспертов, области информационных технологий к 2025 году более 80% населения Земли будет иметь доступ к интернету, из них 75% - через мобильные устройства. Интернет вещей раскроет большую часть своего потенциала, а блокчейн-технологии укоренятся в самых разных сферах деятельности человека.

Потребители во всех сферах, в том числе и в образовании становятся более требовательны. Благодаря прогрессивным и преуспевающим компаниям, которые предоставляют онлайн образования на высоком уровне, они ожидают что любая организация будет предоставлять свои услуги быстро, качественно и без проблем. Однако, на практике все далеко не так. Чтобы удовлетворить высокие ожидания слушателей, ВУЗы должны ускорить процесс оцифровки своего учебного материала, лекций и книг. Они должны упростить весь учебный процесс, включая сокращение количества необходимых шагов, сокращение количества документов, разработку автоматизированных решений и т.д. Эксплуатационные модели, навыки, организационные структуры и роли необходимо переделать в соответствии с новыми процессами. Модели данных должны быть скорректированы и перестроены, чтобы обеспечить процесс принятия адекватных решений, увеличение производительности труда преподавателей и сотрудников, а также повышение лояльности слушателей. Оцифровка часто требует сочетания классических методов работы с новыми профессиональными навыками, например, обучить преподавателя вести лекции

онлайн посредством новых технологий. Записывать аудио-лекции и размещать в информационное пространство университета и института, готовить эффективные онлайн задания для слушателей, для сотрудника, такого как HR-специалиста работать с цифрами и данными для эффективного подбора персонала в ВУЗ. Могут потребоваться и новые роли, исходя из требования и нужд ВУЗа.

Преимущества диджитализации огромны: путем оцифровки процессов с интенсивным использованием информации затраты могут быть сокращены до 90%, а время обработки - в несколько раз. Например, один британский ВУЗ при оказании услуг образования оцифровал весь процесс. В результате, расходы на оказания услуг образования сократились на 70%.

Кроме того, замена бумажных и ручных процессов программным обеспечением позволяет ВУЗам не только автоматизировать, но и, как следствие, оптимизировать деятельность внутри ВУЗа. Также использование цифровых технологий позволяет автоматически собирать данные, которые в последующем можно использовать для повышения производительности труда преподавателей и качества образования, оптимизации затрат. Отчетность в режиме реального времени позволяет руководству ВУЗа решать проблемы до того, как они станут критическими.

ВУЗы, которые оцифровывают свои процессы образования, могут повысить свою конкурентоспособность и увеличить количество поступающих за счет привлечения новых слушателей. Все зависит от бизнес-модели и начальной точки трансформации. И чем быстрее это произойдет - тем выше вероятность быстрого роста качества образовательных услуг, лояльности слушателей и студентов и чистой прибыли.

На сегодняшний день система высшего образования Узбекистана тестирует ряд образовательных систем, и он-лайн порталов (dist.edu.uz, moodle, srs, zoom и др.) которые в недалеком будущем станут основными системами дистанционного обучения в высшем образовании Узбекистана и будет способствовать повышению качества самообразования в стране в виде одного из самых основных составных частей системы «электронное правительство».

Review of law sciences References:

1. https://dictionary.cambridge.org/ru/%D1%81%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%B0 %D1%80%D1%8C. (data obrasheniya: 27.04.2020g.)

2. Ukaz Prezidenta Respubliki Uzbekistan № UP-4947 ot 7 fevralya 2017g.

3. Konstitutsiya Respubliki Uzbekistan. - T.: Uzbekistan, 2019. - S.8.

4. Adilxodjayeva S.M. Rol elektronnogo pravitelstva v povishenii effektivnosti funktsionirovaniya grajdanskogo obshestva// [elektronniy resurs] www.e-cis.info/foto/pages/23668.doc.

5. https://www.gazeta.uz/ru/2020/01/24/year/ (data obrasheniya: 27.04.2020g.)

6. https://lex.uz/docs/4751567 (data obrasheniya: 27.04.2020g.)

7. https://www.lex.uz/docs/4545887 (data obrasheniya: 27.04.2020g.)

8. https://lex.uz/docs/15622 (data obrasheniya: 27.04.2020g.)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.