Научная статья на тему 'Повышение благоприятности социально-психологического климата на основе развития soft- и hard-компетенций в условиях цифровизации экономики'

Повышение благоприятности социально-психологического климата на основе развития soft- и hard-компетенций в условиях цифровизации экономики Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
396
93
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КЛИМАТ / SOFTИ HARD-НАВЫКИ / ОБУЧЕНИЕ / ПЕРСОНАЛ / ЦИФРОВИЗАЦИЯ ЭКОНОМИКИ / SOCIO-PSYCHOLOGICAL CLIMATE / SOFT AND HARD SKILLS / TRAINING / PERSONNEL / DIGITALIZATION OF ECONOMY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Верещагина Людмила Сергеевна

В статье проведено теоретическое исследование сущности и содержания социально-психологического климата. Отмечено, что структура социально-психологического климата представляет собой совокупность отношений к руководству, себе, коллегам, трудовым задачам. Раскрыто содержание воздействия на социально-психологический климат организации в условиях цифровизации экономики, рассмотрен процесс формирования softи hard-навыков на основе диджитализации образовательной среды на государственном и корпоративном уровне. Указано, что на уровне государства softи hard-навыки формируются в рамках проекта правительства Российской Федерации, посвященного диджитал-среде в системе образования в целях развития национального диджитал-пространства данной системы для обеспечения непрерывности и качества обучения населения. Для решения данных задач внедряются онлайн-технологии обучения, разрабатываются онлайн-курсы. В сфере цифровизации образовательной системы реализуются передовые разработки и эффективный практический опыт онлайн-подготовки, используется потенциал ведущих вузов страны. Цифровая система обучения включает в себя онлайн-ресурсы, телекоммуникации, менеджмент, цифровые ресурсы: медиа, видео, аудио, библиография, фото, графика, анимация, базы данных, образовательные порталы, интернет-сайты. На микроуровне приведен позитивный опыт компании МТС по внедрению диджитал-технологий в систему подготовки сотрудников

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Верещагина Людмила Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPROVING SOCIAL-PSYCHOLOGICAL CLIMATE THROUGH THE DEVELOPMENT OF SOFT AND HARD COMPETENCES IN THE CONTEXT OF DIGITALIZATION OF ECONOMY

The article contains a theoretical study of the nature and content of socio-psychological climate. It is shown that the structure of the socio-psychological climate is made of a combination of attitudes towards leadership, self-identity, colleagues, and job tasks. Impact of economic digitalization on the socio-psychological climate of organizations is revealed, process of developing soft and hard skills with the help of digitalization of the educational environment at the state and corporate levels is considered. It is noted that that at the state level, soft and hard skills are formed within the framework of a national project of the Russian Federation aimed at digitalization of the education system in order to establish national digital space and ensure continuity and quality of education. To solve these problems, online learning technologies are being introduced, and online courses are being developed. Digitalization of the educational system relies on latest developments and effective practices of online training; educational potential of leading Russian universities is used. The system of digital learning includes online resources, telecommunication, management, digital resources: media, video, audio, bibliography, photos, graphics, animation, databases, educational portals, Internet sites. At the micro level, the author cites positive experience of the MTS company in introducing digital technologies into their employee training system

Текст научной работы на тему «Повышение благоприятности социально-психологического климата на основе развития soft- и hard-компетенций в условиях цифровизации экономики»

82

Вестник СГСЭУ. 2019. № 3 (77)

Lyudmila Sergeyevna Vereshchagina,

Doctor of Economics,

professor of the department

of personnel management and psychology,

Saratov socio-economic institute (branch)

of Plekhanov Russian University of Economics

УДК 338.24

Людмила Сергеевна Верещагина,

доктор экономических наук, профессор кафедры управления персоналом и психологии, Саратовский социально-экономический институт (филиал)

РЭУ им. Г.В. Плеханова

miladosk@gmail.ru

ПОВЫШЕНИЕ БЛАГОПРИЯТНОСТИ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КЛИМАТА НА ОСНОВЕ РАЗВИТИЯ SOFT- И HARD-КОМПЕТЕНЦИЙ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ ЭКОНОМИКИ

В статье проведено теоретическое исследование сущности и содержания социально-психологического климата. Отмечено, что структура социально-психологического климата представляет собой совокупность отношений к руководству, себе, коллегам, трудовым задачам. Раскрыто содержание воздействия на социально-психологический климат организации в условиях цифровизации экономики, рассмотрен процесс формирования soft- и hard-навыков на основе диджитализации образовательной среды на государственном и корпоративном уровне. Указано, что на уровне государства soft- и hard-навыки формируются в рамках проекта правительства Российской Федерации, посвященного диджитал-среде в системе образования в целях развития национального диджитал-пространства данной системы для обеспечения непрерывности и качества обучения населения. Для решения данных задач внедряются онлайн-технологии обучения, разрабатываются онлайн-курсы. В сфере цифровизации образовательной системы реализуются передовые разработки и эффективный практический опыт онлайн-подготовки, используется потенциал ведущих вузов страны. Цифровая система обучения включает в себя онлайн-ресурсы, телекоммуникации, менеджмент, цифровые ресурсы: медиа, видео, аудио, библиография, фото, графика, анимация, базы данных, образовательные порталы, интернет-сайты. На микроуровне приведен позитивный опыт компании МТС по внедрению диджитал-технологий в систему подготовки сотрудников.

Ключевые слова: социально-психологический климат, soft- и hard-навыки, обучение, персонал, цифровизация экономики.

IMPROVING SOCIAL-PSYCHOLOGICAL CLIMATE THROUGH THE DEVELOPMENT OF SOFT AND HARD COMPETENCES IN THE CONTEXT OF DIGITALIZATION OF ECONOMY

The article contains a theoretical study of the nature and content of socio-psychological climate. It is shown that the structure of the socio-psychological climate is made of a combination of attitudes towards leadership, self-identity, colleagues, and job tasks. Impact of economic digitalization on the socio-psychological climate of organizations is revealed, process of developing soft and hard skills with the help of digitalization of the educational environment at the state and corporate levels is considered. It is noted that that at the state level, soft and hard skills are formed within the framework of a national project of the Russian Federation aimed at digitalization of the education system in order to establish national digital space and ensure continuity and quality of education. To solve these problems, online learning technologies are being introduced, and online courses are being developed. Digitalization of the educational system relies on latest developments and effective practices of online training; educational potential of leading Russian universities is used. The system of digital learning includes online resources, telecommunication, management, digital resources: media, video, audio, bibliography, photos, graphics, animation, databases, educational portals, Internet sites. At the micro level, the author cites positive experience of the MTS company in introducing digital technologies into their employee training system.

Keywords: socio-psychological climate, soft and hard skills, training, personnel, digitalization of economy.

Позитивный социально-психологический климат (СПК) является важным условием эффективного функционирования организации. Благоприятный СПК - это одно из ключевых условий, обеспечивающих удовлетворенность совместной деятельностью, коммуникациями, межличностными отношениями, возможность для повышения результативности работы.

Воздействие СПК на сплоченность и становление сотрудников разнонаправленное - стимулирующее и сдерживающее, что в дальнейшем детерминирует его трансформацию в различной степени благоприятности климат.

Сама система развития персонала является значимым фактором оптимизации СПК. А.В. Петровский полагает, что СПК (свойство наиболее развитой группы по стратометрической теории) предопределяется целеориентированностью команды, гармонизацией ценностей, осознанием коллективной и индивидуальной ответственности, взаимозависимостью и едиными интересами сотрудников [8].

В.В. Бойко, А.Г. Ковалев, В.Н. Панферов предложили СПК рассматривают как сложившуюся совокупность межличностных и социальных отношений между сотрудниками (рис. 1) [7].

ISSN 1994-5094 ♦-

83 -♦

Рис. 1. Соотношение предметного и эмоционального уровней восприятия деятельности коллективом в структуре социально-психологического климата

Рис. 2. Структура социально-психологического климата коллектива

Интерес представляет исследование Е.С. Кузьмина, который определяет структуру социально-психологического климата как совокупность отношений к руководству, себе, коллегам, трудовым задачам. По его мнению, оптимальный характер внутри организационных отношений - основа для успешного выполнения поставленных задач [4]. Нами поддерживается следующая структура социально-психологического климата (рис. 2).

Такой фактор, как уровень сформированности soft- и hard-навыков, оказывает существенное воздействие на социально-психологический климат коллектива организации [1].

Soft skills - эмоциональный интеллект, навыки выстраивания социально-психологических отношений, влияющих на систему коммуникаций в команде. Это интеллектуальные, лидерские, социальные качества, искусство организатора.

Hard skills - комплекс профессиональных умений и навыков, необходимых для выполнения основной работы. Опосредованно hard skills также влияют на уровень благоприятности психологического климата в малых группах.

Для решения задачи улучшения социально-психологического климата в организации первоочередное значение будет иметь система развития soft skills. Данную систему будут образовывать такие компоненты, как саморазвитие, обучение в процессе работы (копирование опыта других и реализация лучших моделей поведения), усложняющиеся задания и тренинги, формирование восходящих коммуникаций, коучинг и наставничество, обучение вне рабочего места - мастер-классы, обучающие семинары, тренинги, деловые игры и бизнес-симуляции (тимбилдинг), центры оценки.

84 ♦-

Вестник СГСЭУ. 2019. № 3 (77) -♦

В условиях цифровизации экономики, активного освоения £МЛЛ7'-инструментов расширяются возможности в области формирования как hard-, так и soft-навыков, детерминирующих степень благоприятности СПК в трудовом коллективе.

Президент Российской Федерации В.В. Путин подписал Указ «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года», в котором он призвал ускорить технологическое развитие Российской Федерации и внедрение диджитал-технологий в экономике. Правительство Российской Федерации разработало национальный проект «Цифровая экономика».

Концепция «Индустрия 4.0», или четвертая промышленная революция, предусматривает сквозную цифровизацию всех физических активов и их интеграцию в единую экосистему.

Диджитализация предполагает перевод информации в цифровую форму. Диджитализация - это глубокая трансформация организаций, подразумевающая использование цифровых технологий для оптимизации бизнес-процессов, повышения эффективности деятельности и развития кооперационных взаимодействий компаний. Согласно данным исследования Arthur D. Little, в 2018 г. 60% компаний в промышленности начали применять диджитал-технологии и менять с помощью них производственно-хозяйственную деятельность под потребности заказчиков; 20% компаний только начали знакомиться с диджитал-решениями; 18% компаний привлекают и обслуживают клиентов с помощью информационных технологий, 2% компаний полностью прошли диджитализацию [2; 5].

Переход на диджитал-технологии обеспечит организациям: высокую конкурентоспособность, оптимизацию затрат, рационализацию информационного обеспечения, положительный имидж и деловую репутацию, лояльность и приверженность контрагентов, стабильность кадрового состава, приверженность компании. В августе 2018 г. правительство подписало нормативный акт о создании специализированной системы электронных коммуникаций «Диджитал экономика». По оценкам McKinsey, до 2025 г. от оцифровки экономики ВВП страны увеличится на 4,1-8,9 трлн руб. (в ценах 2018 г.), или от 19 до 34% от ожидаемого ВВП.

Цифровизация экономической системы страны требует другой инфраструктуры, включая системы, обрабатывающие большие массивы информации и сети, предполагающей оптимизацию основных и вспомогательных процессов и гибкие ИТ-решения в целях оперативного реагирования на изменение рыночной конъюнктуры [6].

Для цифровой экономики необходим высокопрофессиональный персонал. Процесс развития soft- и hard-навыков может осуществляться на уровнях государства и корпорации.

На уровне государства soft- и hard-навыки формируются в рамках проекта Правительства Российской Федерации, посвященного диджитал-среде в

системе образования в целях развития национального диджитал-пространства данной системы для обеспечения непрерывности и качества обучения населения. Для решения данных задач внедряются онлайн-технологии обучения, разрабатываются интернет-курсы.

В сфере цифровизации образовательной системы реализуются передовые разработки и эффективный практический опыт онлайн-подготовки, используется потенциал ведущих вузов страны.

Осуществление мероприятий по цифровизации системы образования в стране предполагает ряд ключевых действий:

- формирование нормативно-правового обеспечения онлайн-подготовки, регламентирующего его в качестве компонента программ обучения;

- построение цифровой платформы на основе принципа «одного окна», обеспечивающего доступ к интернет-программам обучения, объединение образовательных онлайн-порталов;

- к 2020 г. при участии государственных и частных разработчиков подготовка 35 000 курсов онлайн-обучения; разработка инструментария для оценки экспертами и обучающимися онлайн-курсов;

- координация онлайн-обучения 10 региональными провайдерами; подготовка 10 000 преподавателей по программам онлайн-обучения.

Цифровая система обучения включает в себя онлайн-ресурсы, телекоммуникации, менеджмент. Цифровые ресурсы - медиа, видео, аудио, библиография, фото, графика, анимация, базы данных, образовательные порталы, интернет-сайты.

Телекоммуникации - сетевая и мобильная среда, массмедиа, телевидение, вебинары, хостинг, интернет-почта. Система управления - авторизация пользователей, тестирование, контент, рейтинги, персональное и коллективное информационное пространство (сайт, блог, чат, форум, почта, база данных) [3; 6].

Джош Берсин, глава Вегап БеЫйе, занимающейся исследованиями и анализом в области ЫЯ, выделяет следующие тенденции в области оцифровки soft-навъlков и оптимизации социально-психологического климата:

- сфера ЫЯ должна быть ориентирована на поддержку отдельных сотрудников и функциональных команд в реализации запланированных бизнес-инициатив. Кадровые подразделения приобретают ключевую роль в воздействии на персонал, повышая вовлеченность сотрудников. Они должны предложить новые идеи баланса между системой вознаграждений в компании и мотивацией сотрудников, найти новую границу между работой и личной жизнью работников;

- цифровизация заставит переосмыслить подходы к обучению лидеров. Дело в том, что сотрудники поколения У не готовы управлять так же, как сегодняшние топ-менеджеры. Ориентация на корпоративную культуру, эффективное межфункциональное сотрудничество, групповое обучение, поддержание и развитие непрерывной обратной

ISSN 1994-5094 ♦-

85 -♦

связи демонстрируют больший эффект, чем традиционные программы обучения лидерству;

- успех будет достигнут теми организациями, в которых надлежащее место будут занимать образовательный опыт сотрудников и самостоятельная работа. Именно эти два компонента помогут персоналу учиться постоянно на любом уровне организационной иерархии.

На корпоративном уровне каждая организация может создать свою собственную систему формирования soft- и hard-компетенций с использованием цифровых инструментов.

Успешным опытом диджитализации системы формирования soft skills обладает компания МТС. Диджитал прочно зарекомендовал себя в стратегии и организационной культуре МТС.

По словам руководства компании, в эпоху оцифровки (когда меняются контент и формы работы, сети коммуникаций) персонал должен научиться думать о цифровых технологиях, сотрудничать диджитал, взаимодействовать с заинтересованными сторонами диджитал.

Компания создала виртуальную академию и активно применяет цифровые инновации для обучения сотрудников на условиях полной занятости. Сегодня современная облачная платформа для индивидуального обучения и развития сотрудников включает в себя более 100 видеокурсов по soft & hard skills. Чтобы помочь сотрудникам понять цифровые стратегии отдельных функциональных подразделений компании, сформировать единое информационное поле в МТС, они разработали онлайн-программу Digital MTS.

Продолжительность программы составляет один год, и за это время студенты успевают познакомиться с текущими мобильными приложениями и цифровыми инструментами, пройти онлайн интенсивные занятия по формированию прикладных дид-житал-навыков.

Виртуальной академией МТС запущена программа интерактивного обучения «МТС: от DATA до DIGITAL». 1500 работников компании составили аудиторию слушателей программы.

В данной академии персонал МТС проходит дистанционное обучение по программам iMBA. Курс состоит из 10 модулей по десяти предметам, охватывающим бизнес-процессы организации. Ведут занятия руководители МТС, внешние преподаватели из престижных отечественных высших учебных заведений. Оцифровку проходят программы офлайн-обучения, реализуемые МТС, исполь-

зуются диджитал-инструменты, чтобы погрузить работников в учебные курсы, обеспечить обратную связь. Видеоклипы, видеозадания, «голосовалки», групповые тесты и т. д. - все указанные материалы позволят сделать процесс обучения увлекательным и эффективным.

Компания проводит для сотрудников следующие тренинги, коммерческие игры, бизнес-симуляции: стратегическое мышление, управление производительностью, ключевые навыки управления, ситуационное и командное лидерство и командное лидерство, управление проектами, инструменты управления коучингом, демо-игра «Остров», цифровые технологии развития персонала, вебинары «Безупречный тренинг развития человеческих ресурсов», «Как управлять конфликтами и добиться успеха» [9].

Диджитализация системы формирования soft- и hard-компетенций может стать эффективным инструментом повышения благоприятности социально-психологического климата организации.

1. Верещагина Л.С. О резервно-факторном подходе к развитию организационно-экономического механизма управления промышленным предприятием // Экономика и менеджмент систем управления. 2013. Т. 8. № 2. С. 16-22.

2. Верещагина Л.С., Верещагин С.Н. Резервы совершенствования управления затратами на качество продукции // Актуальные проблемы экономики и менеджмента. 2014. № 2 (2). С. 16-21.

3. Верещагина Л.С., Ольхова Л.А., Кузнецова Е.А. Исследование социально-психологического климата в подразделениях образовательной организации // Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. 2018. № 3 (72). С. 181-184.

4. Кузьмин Е.С, Волков И.П., Свенцицкий А.Л. Социальная психология и социальное планирование. Л.: Изд-во ЛГУ, 1973.

5. Литвинова А.В., Мосейко В.О., Верещагина Л.С. О повышении качества технической продукции на предпроиз-водственной, производственной и эксплуатационной стадиях // Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. 2014. № 1 (50). С. 59-63.

6. Никулина Т.Б., Стариченко Е.Б. Информатизация и цифровизация образования: понятия, технологии, управление // Педагогическое образование в России. 2018. № 8. С. 107-113.

7. Панферов В.Н., Ковалев А.Г., Бойко В.В. Социально-психологический климат коллектива и личность. М.: Мысль, 1983.

8. Петровский А.В. Психологическая теория коллектива. М.: Педагогика, 1989.

9. Шорина А.В. Формирование рефлексивных умений у студентов в контексте развития их самосознания // Успехи современной науки и образования. 2016. № 1. С. 58-61.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.