38 ♦-
Вестник СГСЭУ. 2019. № 3 (77) -♦
Nikolai Sergeevich Yashin,
Doctor of Economics, professor, deputy head for research and innovation, Saratov socio-economic institute (branch) of Plekhanov Russian University of Economics
Kristina Andreyevna Kaznina,
student of the faculty of finance and accounting, Saratov socio-economic institute (branch) of Plekhanov Russian University of Economics
Dar'ya Mikhaylovna Kalinina,
student of the faculty of finance and accounting, Saratov socio-economic institute (branch) of Plekhanov Russian University of Economics
УДК 37
Николай Сергеевич Яшин,
доктор экономических наук, профессор, зам. директора по научной работе и инновациям, Саратовский социально-экономический институт (филиал)
РЭУ им. Г.В. Плеханова
^¡ДЬ [email protected]
Кристина Андреевна Казнина,
студентка факультета финансов и учета, Саратовский социально-экономический институт (филиал)
РЭУ им. Г.В. Плеханова,
Дарья Михайловна Калинина,
студентка факультета финансов и учета, Саратовский социально-экономический институт (филиал)
РЭУ им. Г.В. Плеханова,
1>!<> [email protected]
ЦИФРОВИЗАЦИЯ И ВЫЗОВЫ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ: РЕШЕНИЕ КЕЙСОВ КАК ИНСТРУМЕНТ РАЗВИТИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ НАВЫКОВ И КОМПЕТЕНЦИЙ
В статье рассматриваются особенности развития практических навыков и компетенций студентов и школьников с помощью кейс-метода в условиях цифровой экономики. Проанализированы варианты использования метода case-study, выделены ключевые навыки, которые необходимы для успешного решения кейсов. Описано воздействие метода кейс-технологии на формирование как профессиональных, так и личных качеств специалиста. На основе проведенного анализа и предложенных данных сделан вывод, что в России нужно активно внедрять метод case-study не только в вузах, но и в колледжах и школах. Для выпуска квалифицированных кадров, которые будут идти в ногу с развитием цифровых технологий и цифровой экономики в целом, необходимо развивать hard skills и soft skills начиная со школьного возраста. Описанный метод отлично подходит для формирования нужных качеств специалистов.
Ключевые слова: цифровая экономика, case-study, кейс-чемпионат, навыки, образование, hard skills, soft skills.
DIGITALIZATION AND CHALLENGES OF THE EDUCATION SYSTEM - DECISION CASES AS A TOOL
FOR DEVELOPING PRACTICAL SKILLS AND COMPETENCIES
The article discusses the features of the development of practical skills and competencies of students and schoolchildren using the case method in the digital economy. The variants of using the case-study method are analyzed, the key skills that are necessary for the successful solution of cases are identified. The article describes the impact of the case-technology method on the formation of both professional and personal qualities of a specialist. Based on the analysis and the proposed data, it is concluded that in Russia it is necessary to actively implement the case-study method not only in Universities but also in colleges and schools. Since for the release of qualified personnel who will keep pace with the development of digital technologies and the digital economy as a whole, it is necessary to develop hard skills and soft skills from school age. The described method is perfect for the formation of the necessary qualities of specialists.
Keywords: digital economy, case-study, case-championship, skills, education, hard skills, soft skills.
В эпоху цифровой экономики, для того чтобы соответствовать требованиям к выполнению производственных и других функций в цифровом мире, сам человек и способ взаимодействия человека с миром должны поменяться. Цифровой трансформации подвергается не только производственная, но и социальная сферы, включая, естественно, образование. Появляются совершенно новые цифровые профессии и вследствие этого потребности в кадрах, которых нет на рынке труда.
Цифровая экономика отличается не только всемерным использованием информации и центрично-стью заказчика, но и очень быстрой и невероятно эффективной реализацией бизнеса. Для экономики России путь в эпоху цифровой экономики стал магистральным начиная с 1 декабря 2016 г. Возникает потребность в кадрах, которые будут обладать навыками, необходимыми для работы в условиях цифровизации, встает вопрос об образовательных технологиях развития таких навыков [3, с. 18].
ISSN 1994-5094 ♦-
39 -♦
Переход с аналоговой экономики на цифровую потребовал необходимых для этого изменений в кадровых ресурсах. Например, в цифровой экономике как самостоятельная ее часть сегодня рассматривается APP-экономика, ключевым показателем которой служит количество специалистов (людей), которые смогут написать приложения для смартфона. Специалистам, которые отличились, предоставляется возможность переехать в «умный» город и продолжать работать там. Но, благодаря цифровым коммуникациям и интеллектуальной мобильности, их развитию, физический переезд не обязателен. Сотрудник может работать и получать заработную плату дистанционно в привычных для себя условиях, находясь при этом в любой точке мира [2, с. 14].
В настоящее время нужны не только отдельные кадры, но и проектные и производственные команды. Например, проекты, в которых разрабатываются сложные инженерные сооружения и объекты, реализуются в цифровом пространстве, захватывая несколько стран или даже континентов. В данных условиях далеко не любой диплом об образовании становится практически востребованным. Необходимы навыки (hard skills, soft skills), которые фактически подтверждают квалификацию сотрудника, и такие навыки нужно развивать уже до поступления в вуз.
Люди, которые работают в цифровой экономике, должны:
- иметь возможность создавать и обрабатывать сложную информацию;
- думать системно и критически;
- принимать решения на многокритериальной основе;
- быть адаптивными и гибкими к новой информации;
- быть креативными;
- уметь выявлять и решать реальные проблемы цифрового мира.
Практика в решении кейсов облегчит переход к цифровой экономике. При этом сформируются кадры с такими навыками, которые необходимы в эпоху цифровизации [6].
Кейс - это разбор ситуации или конкретного случая, деловая игра. Он может быть назван технологией анализа конкретных ситуаций, проблем, частного случая. В основе этой технологии используются описания конкретных ситуаций или случая, в частности проблем компании. Представленный для анализа случай должен отражать реальную жизненную ситуацию. Во-вторых, в описании должна присутствовать проблема или ряд прямых или косвенных затруднений, противоречий, скрытых задач для решения исследователем. В-третьих, требуется овладение предварительным комплексом теоретических знаний для преломления их в практическую плоскость решения конкретной проблемы или ряда проблем [7].
В процессе работы над кейсом часто требуется дополнительная информация, которую участники
вправе найти самостоятельно и использовать. В итоге формируется решение кейса: анализ проблемы, ее решение, оформление своих выводов в виде презентации.
Данная педагогическая технология дает возможность учащимся проявить активность, инициативу, самостоятельность в согласовании с мнениями сотоварищей, а также право каждого на собственное мнение. Однако самое важное то, что данный подход направлен за пределы учебного пространства, выходит в сферу профессиональных решений проблем в данной области знаний, формирует интерес и профильную мотивацию.
Метод case-study широко используется в обучении экономике и бизнес-наукам за рубежом. Впервые он был применен в учебном процессе в школе права Гарвардского университета в 1870 г.; внедрение этого метода в Гарвардской школе бизнеса началось в 1920 г. Первые подборки кейсов были опубликованы в 1925 г. в отчетах Гарвардского университета о бизнесе. Сейчас Гарвардская школа бизнеса выделяет почти 90% учебного времени на разбор конкретных кейсов.
В настоящее время сосуществуют две классические школы case-study - Гарвардская (американская) и Манчестерская (европейская).
В российской образовательной практике только в 90-е гг. ХХ в., когда произошло стремительное обновление содержания всех дисциплин, создались благоприятные предпосылки для применения интерактивных методов обучения в целом, и кейс-метода в частности. В условиях перехода к цифровой экономике и потребностями в квалифицированных кадрах с навыками работы в команде, с широким кругозором и собственным мнением на проблемы, необходимо выделять больше учебного времени на разбор кейсов, ориентируясь на Гарвардскую школу. Применять кейс-метод необходимо в обучении не только студентов, но и школьников.
В условиях обучения возможны следующие варианты использования case-study. При организации открытой дискуссии по материалу проблемного кейса основными факторами являются умения и навыки учащихся, умения преподавателя в организации дискуссий. Задавая вопросы, преподаватель обращает внимание учеников на конкретную информацию в тексте кейса, инициирует их ответы.
В ходе группового опроса учащиеся выделяют проблему кейс-текста, оценивают ситуацию, дают анализ события или процесса, представляют свои решения. Метод развивает у учеников коммуникативные навыки, учит их четко выражать свои мысли.
Для лучшего результата решения задач недостаточно просто внедрить кейс-метод на парах и уроках. Нужно открыть в школах и институтах собственный кейс-клуб. Во-первых, систематические заседания кейс-клуба сформируют понятие обучающихся о кейсах и кейс-чемпионатах; участники смогут узнать подробно специфику кейсов
40 ♦-
Вестник СГСЭУ. 2019. № 3 (77) -♦
разной направленности (кейсы в маркетинговой, экономической, гуманитарной сфере); развивать лидерские навыки; навыки работы в команде; непосредственно на заседаниях кейс-клуба команды готовятся к чемпионатам и разбирают ошибки других команд с уже прошедших кейс-чемпионатов. На учебных парах в институте и уроках в школе невозможно уделить внимание всем перечисленным аспектам, так как педагог делает упор на программу дисциплины и как максимум может объяснять и закреплять материал с помощью кейс-метода.
При организации учебного занятия на основе кейса или заседания кейс-клуба можно применять дополнительные варианты работы учащихся: организовать «мозговой штурм», подготовиться и провести дебаты по ключевым, но расходящимся решениям, с помощью тестов выяснить, какие роли больше подходят каждому члену команды, кто обладает лидерскими качествами.
Решать кейс-задачи можно как очно, т.е. непосредственно на паре, так и на кейс-чемпионате, т.е. удаленно. По регламенту на решение кейса для чемпионата высокого уровня дается неделя, после чего наступает очный этап, защита командой своего решения перед членами жюри и компанией, которая подготовила данный кейс и описала интересующие проблемы. По завершении кейс-чемпионата у команд-участниц есть возможность получить обратную связь от членов жюри, а также получить предложения дальнейшего сотрудничества.
Необходимо решать кейсы не только на занятиях в образовательном учреждении, но и практиковаться в кейс-чемпионатах.
Как показывает статистика, студенты, которые участвуют в кейс-чемпионате, на 50% лучше подготовлены к работе, так как чемпионат - это возможность набраться опыта в решениях практических задач [4, с. 10].
Также зачастую решение реальной задачи требует специальных навыков. Чтобы решить кейс, участнику придется научиться всем необходимым hard skills (анализ данных, создание презентации, экономические расчеты) [6].
Работать в команде, способность критически смотреть на бизнес и на себя, прогнозировать на несколько шагов вперед - все эти soft skills, без которых не построить успешную карьеру, можно прокачать, участвуя в кейс-чемпионате.
Опыт участия в чемпионатах привлечет внимание сотрудников HR и даст понять: перед ними -человек, умеющий решать реальные задачи.
Кейс-чемпионаты дают практику в управлении проектами, навык работы в команде.
Цель кейс-технологии - научить студентов, школьников как индивидуально, так и в команде: развитию навыков анализа и критического мышления; применению теории на практике, их соединению; выражению своего мнения в решении кейса; умению слушать и слышать решения других команд; в условиях неопределенности формированию навыковоценки альтернативных вариантов; правильному расставлению приоритетов и принятию верных решений; видению конечного результата своей работы и разработке плана действий по достижению своей цели.
Метод кейс-технологии влияет на формирование профессиональных качеств будущего специалиста (таблица).
Перечисленные показатели позволят повысить уровень качества знаний, сформировать профессиональные компетенции обучающего.
Таким образом, с помощью метода кейс-технологии можно сформировать профессиональные компетенции школьников и студентов, а также преподавателя. Но большего эффекта можно достичь, сочетая традиционные образовательные технологии с инновационными. Вузы России на-
Влияние кейс-метода на формирование качеств и навыков сотрудника
Качества сотрудника Характеристика качеств сотрудника Воздействие кейс-метода на формирование качеств сотрудника
Быстро принимать решения Способность разрабатывать и внедрять модель конкретных действий Сравнение и анализ плюсов и минусов различных ситуаций, понимание логики развития проблемы
Быстрая обучаемость Умение быстро и качественно находить информацию, запоминать, делать выводы, овладевать навыками В процессе работы непосредственное обучение, внедрение теории на практике
Мыслить системно Способность к целостному восприятию объектов в их структурно-функциональной выраженности Всесторонний анализ проблем и ситуаций
Самостоятельность и инициативность Разработка собственных решений и проектов, активное участие в дискуссиях, заседаниях, реализации задач компании Высокая индивидуальная активность в ситуациях неопределённо сти
Готовность к изменениям, гибкость Желание и способность быстро ориентироваться в изменившейся ситуации, адаптироваться к новым условиям Выработка поведения в постоянно меняющихся ситуациях анализа
Коммуникация Грамотная речь, эффективные переговоры Умение слушать и слышать собеседника, отстаивать собственную точку зрения
ISSN 1994-5094 ♦-
41 -♦
чинают активно внедрять описанный метод, необходимо развивать направление case-study в школах и колледжах.
1. Безруков А.И., Грахольская Л.В., Малышева Л.В. Методы оценки релевантности результатов тестирования в системе подготовки экономистов // Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. 2017. № 4 (68). С. 106-109.
2. Василенко И.А. «Умный город» как социально-политический проект: возможности и риски смарт-технологий в городском ребрендинге // Власть. 2018. № 3. С. 13-19.
3. Ершова Т.В. Ключевые компетенции для цифровой экономики // Информ. общество. 2018. № 3. С. 4-20.
4. Иванов В.В. Цифровая экономика: от теории к практике / В.В. Иванов, Г.В. Малинецкий // Инновации. 2017. № 12. С. 3-12.
5. Мендель А.В. Роль системного мышления в формировании системы управления на предприятии // Вестник Саратовского государственного технического университета. 2009. Т. 1. № 1 (37). С. 223-229.
6. Мендель А.В. Проектирование систем комплексной поддержки принятия управленческих решений в организации // Актуальные проблемы современного менеджмента: сб. науч. ст. / Поволжская академия государственной службы им. П.А. Столыпина. Саратов, 2011. С. 15-21.
7. Мизякина О.Б., Мендель А.В. Системное мышление как ментальная модель образования в эру цифровой экономики // Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. 2018. № 2 (71). С. 19-22.
8. Темина С.Ю. Кейс-метод - активное обучение принятию профессиональных решений. URL: https://elibrary.ru/ item.asp?id=13017417http://www.portalspo.ru/Journals/2010/% D0%A1%D0%9F%D0%9E%201%202010.pdf (дата обращения: 25.05.2019).