Научная статья на тему 'Актуализация профессиональных стандартов специалистов по управлению качеством в условиях цифровизации экономики'

Актуализация профессиональных стандартов специалистов по управлению качеством в условиях цифровизации экономики Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
389
70
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИСТЕМА МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА / ЦИФРОВИЗАЦИЯ / КОМПЕТЕНЦИИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ / IT-НАВЫКИ / QUALITY MANAGEMENT SYSTEM / DIGITALIZATION / COMPETENCE / PROFESSIONAL STANDARDS / IT SKILLS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Воронин Эдуард Евгеньевич, Махметова Айна-жан Ербулатовна, Попова Лола Фаритовна

В статье рассматриваются вопросы актуализации профессиональных стандартов специалистов в области качества, обусловленные требованиями современной экономики и инфраструктурного развития рынка труда. Анализируется и обобщается опыт разработки профессиональных стандартов, направленных на развитие профессионализма и повышение квалификации специалистов различных уровней через базовые и цифровые навыки. Обосновывается взаимосвязь модели компетенции специалистов, профессиональных стандартов и стандартов в области качества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Воронин Эдуард Евгеньевич, Махметова Айна-жан Ербулатовна, Попова Лола Фаритовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article deals with the issues of updating professional standards for training experts in various fi elds due to new requirements of the current economy and infrastructural development of the labor market. Ways of developing professional standards aimed at raising professionalism and training future experts at various levels through basic and digital skills are analyzed and summarized. Correlation between the competence model, professional standards and quality standards is substantiated.

Текст научной работы на тему «Актуализация профессиональных стандартов специалистов по управлению качеством в условиях цифровизации экономики»

ISSN 1994-5D94

31

Eduard Yevgenyevich Voronin,

PhD in Economics,

associate professor of the department of human resource management and psychology, Saratov socio-economic institute (branch) of Plekhanov Russian University of Economics

Aina-Zhan Yerbulatovna Makhmetova,

PhD in Economics,

associate professor of the department of human resource management and psychology, Saratov socio-economic institute (branch) of Plekhanov Russian University of Economics

Lola Faritovna Popova,

PhD in Economics,

associate professor of the department of management, Saratov socio-economic institute (branch) of Plekhanov Russian University of Economics

УДК 658.310.9

Эдуард Евгеньевич Воронин,

кандидат экономических наук, доцент кафедры управления персоналом и психологии, Саратовский социально-экономический институт (филиал)

РЭУ им. Г.В. Плеханова

[email protected]

Айна-Жан Ербулатовна Махметова,

кандидат экономических наук, доцент кафедры управления персоналом и психологии, Саратовский социально-экономический институт (филиал)

РЭУ им. Г.В. Плеханова

[email protected]

Лола Фаритовна Попова,

кандидат экономических наук, доцент кафедры менеджмента, Саратовский социально-экономический институт (филиал)

РЭУ им. Г.В. Плеханова

[email protected] фа

АКТУАЛИЗАЦИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ СПЕЦИАЛИСТОВ ПО УПРАВЛЕНИЮ КАЧЕСТВОМ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ ЭКОНОМИКИ*

В статье рассматриваются вопросы актуализации профессиональных стандартов специалистов в области качества, обусловленные требованиями современной экономики и инфраструктурного развития рынка труда. Анализируется и обобщается опыт разработки профессиональных стандартов, направленных на развитие профессионализма и повышение квалификации специалистов различных уровней через базовые и цифровые навыки. Обосновывается взаимосвязь модели компетенции специалистов, профессиональных стандартов и стандартов в области качества.

Ключевые слова: система менеджмента качества, цифровизация, компетенции, профессиональные стандарты, IT-навыки.

DEVELOPING PROFESSIONAL STANDARDS FOR QUALITY MANAGE-MENT EXPERTS IN THE CONTEXT OF ECONOMIC DIGITALIZATION

The article deals with the issues of updating professional standards for training experts in various fields due to new requirements of the current economy and infrastructural development of the labor market. Ways of developing professional standards aimed at raising professionalism and training future experts at various levels through basic and digital skills are analyzed and summarized. Correlation between the competence model, professional standards and quality standards is substantiated.

Keywords: quality management system, digitalization, competence, professional standards, IT skills.

Программа цифровизации российской экономики определяет основные направления и содержание работ по переходу организаций на цифровые технологии - как производственные, так и управленческие. Данные технологии должны решать в новых условиях проблему обеспечения качества и конкурентоспособности продукции, эффективности и устойчивого развития организаций, ее создающих и применяющих. В этой связи для эффективного решения задач актуальна трансформация системы менеджмента качества (СМК) организации с позиции развития профессиональных компетенций специалистов данной области.

Как показывает мировая практика, основной задачей разработки и внедрения профессиональных

стандартов является установка требований к качеству труда, знаниям и умениям, гармонизация сфер труда и подготовки кадров. Созданные новые форматы саморегулирования рынка труда получили институциональное обеспечение в виде национальных систем квалификаций.

Следует отметить, развитие инфраструктуры в данной области и в России, в частности создание Национальной системы компетенций и квалификаций, что востребовано сферой бизнеса, государством и гражданами, занятыми в различных отраслях и сферах экономики. Так, по мнению специалистов АСИ, высококвалифицированные работники наряду с базовыми и профессиональными компетенциями должны обладать «прорывными компе-

* Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 17-32-01018.

32 ♦-

Вестник СГСЭУ. 2018. № 5 (74) -♦

тенциями» [6]. Национальная система квалификаций включает в себя ряд элементов: профессиональные стандарты, национальная рамка квалификаций («уровни квалификаций» определяют требования к умениям, знаниям, уровню квалификации в зависимости от полномочий и ответственности работника), система независимой оценки и признания квалификаций, новые перечни и классификаторы, механизмы общественно-государственной аккредитации программ и пр.

В настоящее время активно обновляется нормативно-правовая база для регулирования процессов, происходящих на рынке труда, пересмотр полномочий и ответственности органов государственной власти, изменения законодательства в сфере образования. Регламентирующий нормативно-правовой документ (Трудовой кодекс РФ, ст. 195.1) определяет профессиональный стандарт как характеристику квалификации, необходимой работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности, в том числе для выполнения определенной трудовой функции, а сама квалификация работника определена как уровень знаний, умений, профессиональных навыков и опыта его работы.

В условиях цифровизации экономики, постоянных технологических и организационных изменений в сфере труда профессиональные стандарты должны быть гибкими и мобильными, оперативно учитывать важные изменения профессиональной сферы. Утвержденный 21 февраля 2018 г. план мероприятий по направлению «Кадры и образование» в программе «Цифровая экономика Российской Федерации» подчеркивает значимость компе-тентстного подхода в рамках:

- создания системы мотивации граждан по освоению необходимых компетенций и участию в развитии цифровой экономики России;

- мотивации компании на создание рабочих мест и обучение своих сотрудников и других граждан на освоение ключевых компетенций цифровой экономики;

- мотивации высококвалифицированных иностранных граждан на участие в развитии цифровой экономики России;

- формирования и внедрения в систему образования требования к ключевым компетенциям цифровой экономики;

- системы образования, которая обеспечивает всестороннее развитие человека в новой цифровой среде и выявляет таланты;

- система высшего и среднего профессионального образования при подготовке и адаптации граждан к условиям цифровой экономики и подготовки компетентных специалистов для цифровой экономики;

- системы дополнительного профессионального образования работает в интересах подготовки компетентных специалистов для цифровой экономики;

- разработки и апробации концепции ключевых компетенций и моделей компетенций цифровой экономики, обеспечивающих эффективное взаимодействие бизнеса, образования и общества в целом в условиях цифровой экономики;

- разработки механизма независимой аттестации (оценки) компетенций кадров в рамках системы образования и рынка труда в условиях цифровой экономики;

- создания формата использования персональных профилей компетенций граждан и траекторий их развития, а также определения правил доступа к этой информации физических и юридических лиц в рамках апробации;

- обеспечения учета задач цифровой экономики в квалификационных требованиях к работникам и системах оценки квалификаций.

В рамках реализации вышеуказанной программы прогнозируется актуализация государственного информационного ресурса « Справочник профессий» и Реестра сведений о независимой оценке квалификаций, а также актуализация с участием работодателей профессиональных стандартов в части компетенций цифровой экономики и требований к центрам оценки квалификаций, экспертам центров и иных документов по вопросам независимой оценки квалификации с учетом расширения применения ИКТ в соответствии с Федеральным законом № 238-ФЗ в сроки с января по декабрь 2020 г.

В соответствии с Приказом Минтруда России «Об утверждении макета профессионального стандарта» от 12.04.2013 № 147н структура профессионального стандарта включает (рис. 1): обобщенные трудовые функции (ОТФ); перечень трудовых функций по конкретной обобщенной функции (ТФ); трудовых действий, раскрывающих каждую трудовую функцию работника; необходимые знания и умения (НЗ, НУ); другие характеристики.

По состоянию на 01.10.2018 г. действуют отраслевые Советы по профессиональным квалификациям (всего зарегистрировано 33 СПК), которые занимаются решением проблем в области актуализации профессиональных стандартов, порядка их применения и пр., что в условиях цифровизации экономики является важным при формировании компетентностной модели специалиста. Так, оцифрованных данных становится больше, интернет становится доступнее, а технологии цифровизации осваивают все новые области человеческой деятельности, что требует развития digital skills (цифровых навыков, уникальных навыков) у специалистов.

Футурологические исследования экспертов в области формирования навыков и компетенций специалистов будущего (Е. Лошкарева, П. Лукша, И. Ниненко, И. Смагин, Д. Судаков [4]) позволили выделить следующие секторы экономики: промышленность, сфера услуг и экономика знаний. Причем человеческий труд достигнет высокого уровня эффективности при производстве стандартизированной продукции, вовлекая небольшое число рабочих, и лишь при производстве кастоми-зированной продукции человеческий труд будет востребован в большей степени.

В связи с этим цифровизация оказывает существенное влияние на работы, для которых требуется средний уровень квалификации, поскольку в него входит много шаблонных компонентов, но при этом сами компетенции достаточно высокооплачиваемы, чтобы окупить издержки по внедрению автомати-

ISSN 1994-5094 ♦-

33 -♦

Основная цель вида

профессиональной деятельности

"ХГ

- Группа занятий

- Отнесение к видам экономической деятельности

Обобщенные трудовые функции ОТФ1

Уровень квалификации ОТФ1

Обобщенные трудовые Уровень

функции ОТФ2 квалификации ОТФ2

Обобщенные трудовые функции ОТФп

Уровень квалификации ОТФп

Трудовые действия, необходимые знания, необходимые умения, другие характеристики ТФ1

Трудовые функции ТФ 1 —►

Трудовые действия, необходимые знания, необходимые умения, другие характеристики ТФ2

Трудовые функции ТФ2 -

Трудовые действия, необходимые знания, необходимые умения, другие характеристики ТФп

Трудовые функции ТФп

Рис. 1. Структура профессионального стандарта

Рис. 2. Количество навыков инженера по отраслям

зированных решений. Итак, digital skills мобильны и требуют постоянной и непрерывной трансформации, что позволит обеспечить высокое качество производимой продукции/ оказания услуг.

К примеру, проведенный скрининг [4] профессиональных навыков 2000 инженеров, работающих в ведущих компаниях высокотехнологичных отраслей, на основе анализа профилей данных сотрудников в сети LinkedIn показал, что по каждому из направлений деятельности в совокупности инженеры указывали от 950 до 1500 навыков (рис. 2).

Приведенные выше данные позволяют сделать вывод о необходимости оперативно вносить в профессиональные стандарты изменения, связанные с цифровизацией экономики и своевременного введения новых (в том числе цифровых) компетенций во вновь разрабатываемые и актуализируемые профстандарты.

Проведенный анализ различных исследований позволил систематизировать базовые, мягкие и

жесткие навыки, которыми должен обладать высококвалифицированный специалист (рис. 3).

Следует отметить, что в настоящее время уже разработано более тысячи профстандартов, из них около 23 стандартов в области качества, которые описывают квалификации работников различных отраслей и сфер деятельности (авиастроение, атомная энергетика, нефть и нефтепродукты, механосборочное, кузнечное производстве, мебельная промышленность, информационно-коммуникационные системы и т.д.). В частности, профстандарт «Специалист по контролю качества информационно-коммуникационных систем» (от 05.06.2017, № 475н) включает 3 ОТФ, 9 ТФ, уровни квалификации, соответственно 5-й, 6-й, 7-й. Трудовые функции включают набор необходимых знаний (к примеру, знать интерфейс прикладного программного обеспечения инфокоммуникационных систем и умений) и умений (к примеру, применять специализированные программные средства и среды,

34 ♦-

Вестник СГСЭУ. 2018. № 5 (74) -♦

Модель компетенций

JZL

Необходимые знания, умения, др. характеристики ТФЬ ТФ2...ТФп

XL

Профстандарт Стандарты качества

БАЗОВЫЕ НАВЫКИ (BASE SKILLS)

Концентрация и управление вниманием, когнитивное мышление Эмоциональная грамотность Креативное мышление Экологическое мышление Кросскультурность Способность к (само)обучению Цифровая грамотность

ПРОСТАЯ МОДЕЛЬ НАВЫКОВ (HARD SKILLS, SOFT SKILLS)

Самоорганизация Тайм-менеджмент Эффективные устные и письменные коммуникации Инициатива и предпринимательство Критическое мышление и решение проблем Оценка и анализ информации Адаптивность и гибкость

Сотрудничество Эмоциональный интеллект Способность работать с техникой и выполнять конкретную работу

НОВАЯ МОДЕЛЬ НАВЫКОВ (экзистенциальные навыки и метанавыки)

контекстные/узкоспециальные навыки кросс-контекстные навыки

метанавыки экзистенциальные навыки

Рис. 3. Трансформация навыков высококвалифицированного специалиста в условиях цифровизации экономики в ПС

необходимые для выполнения тестирования прикладного программного обеспечения).

Итак, профессиональный стандарт, в отличие от существующих квалификационных требований и характеристик работ системы справочников ЕТКС и ЕКС, структурированно раскрывает содержание профессиональной деятельности и соответствующие требования к квалификации работника. Следует отметить важность вопроса оценки цифровых компетенций у специалистов в перспективе. На данный момент в 65 субъектах РФ действуют около 275 центров (ЦОК) и порядка 400 экзаменационных площадок. Проведено около 20 тыс. экзаменов, при этом не подтвердило свою квалификацию около 8% сдававших экзамен [3]. Важно отметить, что оценка квалификации сотрудников (сертификация) подтверждает соответствие уровня квалификации персонала занимаемой должности в конкретной организации.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Концепция программы «Цифровая экономика». URL: http://bda-expert.com/2017/02/koncepciya-programmy-cifrovaya-ekonomika/ (дата обращения: 10.10.2018).

2. Как цифровая экономика может повысить уровень жизни? URL: http://www.vestifinance.ru/articles/84119 (дата обращения: 10.10.2018).

3. Количество центров оценки квалификации растет в экспоненте. URL: http://www.ppbia.ru/component/k2/ kolichestvo-tsentrov-otsenki-kvalifikatsii-v-rossii-rastet-po-eksponente.html (дата обращения: 10.10.2018).

4. Навыки будущего. Что нужно знать и уметь в новом сложном мире. URL: http://spkurdyumov.ru/uploads/2017/10/ navyki-budushhego-chto-nuzhno-znat-i-umet-v-novom-slozhnom-mire.pdf (дата обращения: 15.10.2018).

5. Попова Л.Ф., Яшина М.Н. Возможности и вызовы четвертой индустриальной революции для развития менеджмента качества // Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. 2018. № 2 (71). С. 100-104.

6. Проекты АСИ в области развития компетенций (проект «Форсайт компетенций 2030», дорожная карта «Создание национальной системы компетенций и квалификаций»). URL: http://unpo.tomsk.gov.ru (дата обращения: 15.10.2018).

7. Центр изучения цифровой (электронной) экономики представил «Программу развития цифровой (электронной) экономики в РФ до 2035 года». URL: http://aetp.ru/news/ item/410256 / (дата обращения: 10.10.2018).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.