Научная статья на тему 'К вопросу о влиянии профессиональных стандартов на трудовую мобильность'

К вопросу о влиянии профессиональных стандартов на трудовую мобильность Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
123
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ / ТРУДОВАЯ МОБИЛЬНОСТЬ / СОЦИАЛЬНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Константинова Лариса Владимировна, Молодецкая Вера Сергеевна

В статье анализируется взаимосвязь профессиональных стандартов и трудовой мобильности в аспекте проблем социально-профессиональной адаптации работников к быстро меняющимся социально-экономическим условиям. Определяются основные виды трудовой мобильности. Дается характеристика профессиональных стандартов как социального института, формирующегося в российском обществе. Аргументируется положение о том, что профессиональные стандарты, структурируя сферу труда, влияя на содержание профессионального образования, способны определять пространство горизонтальной и вертикальной трудовой мобильности, в первую очередь профессионально-квалификационной и карьерной, и тем самым выступать в качестве нового фактора влияния. Предлагается теоретическая модель, описывающая уровни, виды и направления влияния профессиональных стандартов на трудовую мобильность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Константинова Лариса Владимировна, Молодецкая Вера Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article analyzes the correlation between professional standards and labor mobility in relation to the problem of social and professional adaptation to rapidly changing socio-economic conditions. The authors identify main types of labor mobility and describe professional standards as a social institution that is being established in Russian society. It is argued that professional standards determine horizontal and vertical labor mobility (especially professional and career mobility) and thereby act as a new factor of infl uence by structuring the labor sphere and affecting the content of vocational education. A theoretical model describing the levels, types and ways of the infl uence of professional standards on labor mobility is presented

Текст научной работы на тему «К вопросу о влиянии профессиональных стандартов на трудовую мобильность»

160 ♦-

Вестник СГСЭУ. 2019. № 1 (75) -♦

Larisa Vladimirovna Konstantinova,

Doctor of Sociology,

professor of the department of history, philosophy, political science and sociology, Academic Secretary,

Saratov socio-economic institute (branch) of Plekhanov Russian University of Economics

Vera Sergeevna Molodetskaya,

postgraduate student of the department of history, philosophy, political science and sociology, Saratov socio-economic institute (branch) of Plekhanov Russian University of Economics

УДК 316.334.22

Лариса Владимировна Константинова,

доктор социологических наук, профессор кафедры истории, философии, политологии и социологии, ученый секретарь,

Саратовский социально-экономический институт (филиал)

РЭУ им. Г.В. Плеханова

<<¿5» [email protected]

Вера Сергеевна Молодецкая,

аспирантка кафедры истории, философии, политологии и социологии, Саратовский социально-экономический институт (филиал)

РЭУ им. Г.В. Плеханова

[email protected]

К ВОПРОСУ О ВЛИЯНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ НА ТРУДОВУЮ МОБИЛЬНОСТЬ

В статье анализируется взаимосвязь профессиональных стандартов и трудовой мобильности в аспекте проблем социально-профессиональной адаптации работников к быстро меняющимся социально-экономическим условиям. Определяются основные виды трудовой мобильности. Дается характеристика профессиональных стандартов как социального института, формирующегося в российском обществе. Аргументируется положение о том, что профессиональные стандарты, структурируя сферу труда, влияя на содержание профессионального образования, способны определять пространство горизонтальной и вертикальной трудовой мобильности, в первую очередь профессионально-квалификационной и карьерной, и тем самым выступать в качестве нового фактора влияния. Предлагается теоретическая модель, описывающая уровни, виды и направления влияния профессиональных стандартов на трудовую мобильность.

Ключевые слова: профессиональные стандарты, трудовая мобильность, социально-профессиональная адаптация.

SOME ASPECTS OF THE IMPACT OF PROFESSIONAL STANDARDS ON LABOR MOBILITY

The article analyzes the correlation between professional standards and labor mobility in relation to the problem of social and professional adaptation to rapidly changing socio-economic conditions. The authors identify main types of labor mobility and describe professional standards as a social institution that is being established in Russian society. It is argued that professional standards determine horizontal and vertical labor mobility (especially professional and career mobility) and thereby act as a new factor of influence by structuring the labor sphere and affecting the content of vocational education. A theoretical model describing the levels, types and ways of the influence of professional standards on labor mobility is presented.

Keywords: professional standards, labor mobility, social and professional adaptation.

Современному обществу, находящемуся в процессе модернизации, свойственны проблемы социально-профессиональной адаптации работников к быстро меняющимся социально-экономическим условиям. Динамизм в профессиональной сфере требует от современных работников более гибкого и активного профессионального поведения, способности к перемещениям в сфере труда. В связи с этим актуализируется проблема определения факторов влияния на социальные перемещения, в том числе на трудовую мобильность, которые могли бы обеспечивать как социальную стабильность, так и развитие отдельной личности и общества в целом.

Трудовая мобильность как вид социальных перемещений представляет собой одну из форм социальной мобильности, характеризующуюся сменой места труда работниками и оказывающую влияние на изменение их социально-профессионального статуса.

К основным видам трудовой мобильности можно отнести следующие:

1. Территориальные перемещения, которые могут быть обусловлены перераспределением производственных сил, имеющим объективные причины, а также интересами отдельных работников. Такие перемещения происходят между различными населенными пунктами, территориями, регионами и приводят к накоплению знаний, обмену трудовыми навыками и опытом, развитию личности.

2. Отраслевые перемещения, вызванные обособлением отдельных сфер и отраслей общественного производства, их спецификой, выражающейся в особенностях процесса труда.

3. Внутриорганизационные перемещения, обусловленные структурно-организационными, оптимизационными изменениями, происходящими в организациях, ротацией и развитием персонала, установлением соответствия между требованиями

НБЫ1994-5094 ♦-

161 -♦

рабочих мест и развивающейся рабочей силой, а также необходимостью удовлетворения потребностей работников.

4. Профессионально-квалификационные перемещения, детерминируемые сменой профессиональной деятельности и уровня квалификации, переходом от профессий менее сложных к более сложным, от выполнения менее квалифицированных работ к более квалифицированным, и наоборот, что может влиять на изменения социальной структуры общества.

Кроме того, в качестве одного из видов трудовой мобильности следует выделить карьерную мобильность. Трудовая мобильность находит воплощение в форме карьеры человека, отражающей продвижение индивида в трудовой деятельности. Карьера человека связана с процессами разделения труда и находится под воздействием таких факторов, как образование, квалификация, стаж работы, социальное происхождение, место рождения, социальная активность [1, с. 103]. Пределы и скорость продвижения работника определяются возможностями развития его способностей и ценностными ориентирами на трудовую карьеру [9, с. 84]. Карьерная мобильность является индикатором профессионального пути, дифференцированного производственной, социальной, административной, имущественной или иной иерархией. В то же время профессионально-квалификационная мобильность раскрывает способность и готовность индивида развиваться и при этом накапливать знания и умения, что обеспечивает повышение результативности в новой профессиональной деятельности [11, с. 64].

В современных условиях трудовая мобильность является одним из факторов социально-экономического развития. Ее влиянию подвержены различные экономические субъекты, от конкретных предприятий и организации до общества в целом. Изменяется общая стратегия управления трудовыми перемещениями. Ее главным направлением становится формирование управляемой мобильности взамен ранее признаваемых приоритетными повышения стабильности состава работников и снижения текучести [6, с. 100]. Реализация новой стратегии управления требует формирования мобильного работника, способного достаточно быстро адаптироваться в новых производственных и социально-экономических условиях, способного и желающего осваивать в течение трудовой жизни несколько профессий, настроенного на непрерывное образование и постоянное повышение своей профессиональной квалификации.

В свою очередь, сама трудовая мобильность, в том числе карьерная и профессиональная, находится под воздействием различных факторов влияния, имеющих форму социальных институтов и устойчивых практик, трансформирующихся под воздействием общественных изменений. При этом институты социальной мобильности, будучи объектами социального управления, выступают в качестве инструментов управления.

Одним из новых социальных институтов, формирующихся в нашем обществе, являются профессиональные стандарты. Они устанавливают требования к знаниям, умениям, определяют необходимые компетенции для выполнения определенной работы или профессиональных обязанностей. Профессиональные стандарты в настоящее время выступают одним из инструментов, позволяющих создать устойчивое и эффективное взаимодействие сферы труда и сферы образования, обеспечить рациональное использование трудовых ресурсов [2, с. 23]. Это позволяет рассматривать профессиональные стандарты как новый важный фактор влияния на трудовую мобильность. Использование профессиональных стандартов в качестве нормативно-методического регулятора российского рынка труда и профессионального образования способно не только повысить эффективность использования трудового потенциала отечественной экономики, но и задать рамки трудовой мобильности на основе иерархической системы квалификаций.

Профессиональный стандарт раскрывает конкретные трудовые функции каждого работника, распределенные по уровням квалификации в зависимости от сложности и ответственности выполняемой им работы. Он представляет собой характеристику квалификации, необходимую работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности на каждом из ее уровней. По своей структуре профессиональные стандарты представлены общими сведениями о содержании определенного вида трудовой деятельности; требованиями к профессиональному образованию и опыту работы, наличием особых условий допуска к работе; вертикально интегрированной отраслевой рамкой квалификаций; описанием трудовых функций по квалификационным уровням; требованиями к компетентности работника по каждой трудовой функции [4, с. 236]. Они играют роль ориентиров при разработке мер по обеспечению уровня квалификации работников, соответствующего производственной необходимости, а также при выборе формы обучения, повышения квалификации или переобучения работников [4, с. 236]. Поэтому профессиональные стандарты способны структурировать сферу труда, задавать содержание профессиональному образованию и определять пространство горизонтальной и вертикальной трудовой мобильности, в первую очередь профессионально-квалификационной и карьерной [8, с. 53].

Действующая начиная с 2016 г. на территории России система профессиональных стандартов отражает требования, предъявляемые к разным видам профессиональной деятельности. Соответственно, работник, желающий заниматься каким-либо родом деятельности, должен соответствовать тем критериям, которые указаны в профессиональных стандартах. Корректно разработанные профессиональные стандарты могут рассматриваться в качестве рычагов трудовой мобильности, так как в упрощен-

162 ♦-

Вестник СГСЭУ. 2019. № 1 (75) -♦

ном виде транслируют потенциальным работникам представления о том, чем он должен заниматься на конкретной должности [12, с. 29]. Значение профессиональных стандартов заключается в том, что они формируют основные задачи и функции профессии. Критерии, которые содержатся в стандарте, отражают знания и навыки, способствующие выполнению задач, стоящих перед профессиональным сообществом. Таким образом, профессиональный стандарт может быть интерпретирован в ракурсе методологии функционализма Т. Парсонса как раскрывающий основные процессы, формирующие особенности положения работника в социокультурном пространстве трудовой мобильности. Профессиональные стандарты превращаются в своеобразную систему, выполняющую функции адаптации, целедостижения, интеграции и поддержания ценностного образца [10, с. 169]. Критерии, прописанные в профессиональном стандарте, во многом способствуют успешной адаптации человека в конкретной профессии, так как дают четкие установки относительно тех действий, которые надо выполнять, занимая конкретную должность в организации. Профессиональный стандарт дает возможность работнику реализовывать поставленные цели как в профессиональной сфере, так и за ее пределами, а работодателю оценивать его относительно возможных профессиональных перемещений [5, с. 298].

Профессиональные стандарты являются важным звеном в цепочке от получения образования до профессионального становления. Опыт стран, где действуют подобные социальные институты, показывает, что взаимосвязь сферы труда и сферы образования на базе внедрения национальных систем профессиональных квалификаций позволяет системе профессионального образования более оперативно реагировать на постоянно меняющиеся требования рынка труда и обеспечивать подготовку более мобильных в профессиональном плане специалистов [3, с. 112].

С учетом всего вышесказанного представляется возможным определить профессиональные стандарты в системе их применения как один из институциональных факторов влияния на трудовую мобильность и выделить основные уровни, виды и направления такого влияния.

Если говорить об уровнях влияния профессиональных стандартов на трудовую мобильность, то их можно соотнести с этапами образовательной и трудовой деятельности и выделить следующие:

1. Исходный уровень - предполагающий использование профессиональных стандартов в качестве нормативно-информационного источника на этапе профессиональной ориентации, способного задавать перспективы профессиональных и карьерных движений в будущем.

2. Первичный уровень - предполагающий непосредственное влияние профессиональных стандартов на содержание профессионального образования на этапе его получения, через освоение образова-

тельных программ различных уровней, где осуществляется формирование профессиональных компетенций, определяемых на основе уровневой системы квалификационных характеристик, заложенных в профессиональных стандартах.

3. Основной, или базовый, уровень - предполагающий влияние профессиональных стандартов на трудовую и профессиональную адаптацию работников на этапе трудовой деятельности в силу способности выступать в качестве совокупности требований к квалификации работника, необходимой для осуществления определенных профессиональных функций.

4. Последующий уровень - предполагающий возможность влияния профессиональных стандартов на упорядочивание и структурирование системы профессионального развития работников, воздействия на разнонаправленные профессиональные перемещения, карьерные продвижения, непрерывное образование, динамку в профессиональной сфере.

Влияние профессиональных стандартов на трудовую мобильность может быть разных видов, которые одновременно определяют качественные характеристики такого влияния, в частности:

1. Первичное профессиональное самоопределение - предполагает, что профессиональные стандарты могут оказывать влияние на трудовую мобильность в виде воздействия на процессы выхода молодых специалистов на рынок труда через влияние на выбор профессионального образования, сферы будущей профессиональной деятельности и трудоустройства, т.е. воздействовать на процессы изменения социального статуса с обучающихся на работников.

2. Стимулирование роста в профессии - предполагает, что профессиональные стандарты могут оказывать влияние на трудовую мобильность в виде воздействия на построение и осуществление карьерных траекторий, т.е. непосредственно воздействовать на карьерную мобильность и изменение социального статуса в системе социальной иерархии.

3. Профессиональные перемещения - предполагает, что профессиональные стандарты могут оказывать влияние на трудовую мобильность в виде воздействия на смену профессии и места трудовой деятельности на основе и без дополнительного профессионального образования и оценки квалификаций, т.е. непосредственно воздействовать на профессионально-квалификационную мобильность и происходящие в этой связи изменения социально-профессионального статуса.

Влияние профессиональных стандартов на трудовую мобильность в пространстве социальных перемещений может осуществляться в разных направлениях, в числе которых:

1. Вертикальная восходящая трудовая мобильность, предполагающая профессиональный рост под влиянием использования профессиональных стандартов.

2. Вертикальная нисходящая трудовая мобильность, предполагающая снижение профессиональ-

ISSN 1994-5094 ♦-

163 -♦

ного статуса, что также возможно при применении профессиональных стандартов, в частности при приведении в соответствие занимаемой должности с имеющимся уровнем образования.

3. Горизонтальная трудовая мобильность, предполагающая смену профессии и места труда без изменения социального статуса, кадровые ротации на основе использования профессиональных стандартов.

Предложенная модель, описывающая уровни, виды и направления влияния профессиональных стандартов на трудовую мобильность, пока носит гипотетический характер и предполагает приведение системы теоретических и эмпирических доказательств. Но в целом она очерчивает практические векторы применения профессиональных стандартов в качестве механизмов воздействия на трудовые и профессиональные перемещения, а также задает направления дальнейших теоретических исследований данных процессов.

1. Гильдингерш М.Г., Добрусина М.Е. Концептуальные подходы к формированию профессиональной мобильности рабочей силы // Вестник Томского государственного университета. 2013. № 377. С. 102-105.

2. Грязное С.Н., Дымков A.B., Черных Г.С. Актуальность разработки профессиональных стандартов в России и предложения по их разработке в системе МЧС России // Стратегия гражданской защиты: проблемы и исследования. 2015. Т. 5. № 1 (8). С. 23-33.

3. Дегтерев В.А. К вопросу о компетентности, мобильности и конкурентоспособности // Педагогическое образование в России. 2014. № 1. С. 112-118.

4. ДемченкоМ.В. Порядок применения профессиональных стандартов // Пробелы в российском законодательстве. 2016. № 6. С. 236-240.

5. Ковалева М.Н. Профессиональная мобильность // Знание. Понимание. Умение. 2012. № 1. С. 298-300.

6. Козырева П.М., Низамова А.Э., СмирновА.И. Ресурсы и практики социально-экономической адаптации населения России. М.: Новый хронограф, 2013.

7. Наумов С.Ю., Константинова Л.В., Яшин Н. С. Воспроизводство кадров для реального сектора экономики: социально-управленческий контекст // Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. 2014. № 2 (51). С. 72-76.

8. Попова Е.С. Горизонтальная профессиональная мобильность, профессиональное образование и рынок труда в России в динамике лет // Социологическая наука и социальная практика. 2018. № 1. С. 53-70.

9. СемёноваВ.В. Субъективная социальная мобильность: возможности качественного подхода // Социологические исследования. 2016. № 6. C. 84-93.

10. Парсонс Т. Социальные системы // Личность. Культура. Общество. 2003. №. 1-2. С. 169-203.

11. Печерская Э.П., Тарасова Т.М. Профессиональные стандарты и вопросы построения успешной карьеры: точки сопряжения // Вестник Самарского университета. История, педагогика, филология. 2018. Т. 24. № 1. С. 64-69.

12. Шилкин А.М. Государственный и социальный заказ на кадры: новое в нормативно-правовом пространстве // Управление в современных системах. 2015. № 1 (5). С. 29-32.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.