ОБРАЗОВАНИЕ
Формирование коммуникативной компетенции представляет собой достаточно сложный педагогический процесс, в ходе которого не-
обходимо обучать студентов знаниям, умениям и навыкам, представляющим различные виды и компоненты коммуникативной компетенции.
Литература
1. Бердичевский А.Л. Что, как и почему в межкультурном пространстве // Русский язык за рубежом. 2007. № 6.
2. Зернецкая А.А. Структура понятия «коммуникативная компетенция» // Русский язык за рубежом. 2005. № 1-2.
3. Золотова Г.А., Онипенко Н.К., Сидорова М.Ю. Коммуникативная грамматика русского языка / под ред. Г.А. Золотовой. М.: Ин-т рус. яз. им. В.В. Виноградова, 2004.
4. Кашкин В.Б. Введение в теорию коммуникации. Воронеж, 2000.
5. Кашкин В.Б. Основы теории коммуникации. М.: АСТ: Восток-Запад, 2007.
6. Красных В. «Свой» среди «чужих»: миф или реальность. М.: Флинта-Наука, 2003.
7. Прохоров Ю.Е., Стернин И.А. Русские: коммуникативное поведение. М.: Флинта-Наука, 2007.
8. Тевелевич А. М. Учебный словарь лингводидактических терминов. Омск, 2007.
9. Чернова Н.И. Формирование лингвогуманитарной компетентности специалистов в системе высшего технического образования. М., 2007.
10. Щукин А.Н. Лингводидактический энциклопедический словарь. М.: Астрель: АСТ: Хранитель, 2007.
УДК 378.001
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ КАДРОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ИНДУСТРИИ МОДЫ И КРАСОТЫ
Ермаков Александр Станиславович, кандидат технических наук, доцент, зав. кафедрой «Технология, конструирование и экспертиза изделий», [email protected],
Зворыкина Татьяна Ивановна, доктор экономических наук, профессор кафедры «Технология, конструирование и экспертиза изделий», [email protected],
Мухамеджанова Ольга Габитовна, кандидат технических наук, доцент, доцент кафедры «Технология, конструирование и экспертиза изделий», [email protected],
ФГБОУ ВПО «Российский государственный университет туризма и сервиса», Москва, Российская Федерация
The analysis of the professional and state educational standards presence in the field of service showed the absence of professional standards for the majority of service types and the need for specialization of educational standards in the fashion and beauty industry. The article also defines the main requirements for fashion and beauty industry workers.
Анализ наличия профессиональных и государственных образовательных стандартов в области сервиса установил отсутствие профессиональных стандартов для большинства видов услуг и необходимость в специализации образовательных стандартов для индустрии моды и красоты. Определены основные требования к профессиональным квалификациям для работников индустрии моды и красоты.
Keywords: fashion and beauty industry, professional standards, state educational standards
Ключевые слова: индустрия моды и красоты, профессиональные стандарты, государственные образовательные стандарты
Большинство населения стран Евросоюза, США и других развитых стран в настоящее время занято в сфере обслуживания. Глобализация в мире экономики приводит к закрытию
заводов и фабрик в развитых странах и переноса производства товаров в страны с дешевой рабочей силой. Модернизация производства через его автоматизацию является основным
36 научный журнал ВЕСТНИК АССОЦИАЦИИ ВУЗОВ ТУРИЗМА И СЕРВИСА 2013 / № 2
Совершенствование кадрового обеспечения индустрии моды и красоты
фактором, влияющим на сокращение численности работников в массовом производстве. Эффективность производства изделий на индивидуального потребителя сферы услуг также диктует смену массового производства изделий на «рачительное» их производство. Все перечисленные и другие причины выводят трудовые ресурсы из промышленного производства в сферу обслуживания. В сфере обслуживания человеческий труд не может быть полностью исключен, поскольку его исключение лишает нас важного для нас человеческого общения, душевного тепла, внимания и заботы. Каждый человек в сфере обслуживания за счет его разнообразия может найти работу по душе и творческим возможностям. Удовлетворение потребностей человека, желание сделать себя и других счастливыми, вот основная задача специалистов, получивших образование по направлению «Сервис» [1]. Профессия специалиста по сервису — профессия настоящего времени и будущего: общество, в котором человек реализует свои возможности в создании атмосферы творчества, комфорта и достоинства.
Работодатель в рыночной экономике стремится к обеспечению конкурентоспособности результатов своего труда: лучшего сочетания цены и качества. Если в массовом производстве перед работником стоит задача выпуска продукции в соответствии с техническими условиями на ее изготовление, то в области сервиса — оказание услуги в соответствии с индивидуальными потребностями потребителя, в заданном им количестве и сроках. В области сервиса происходит возврат к умельцу-ремес-леннику, который специально для конкретного заказчика изготавливал нужное именно ему изделие (например, платье) или выполнял услугу (например, прическу), и этот возврат происходит на современном техническом и технологическом уровне, когда умелец-ремесленник в составе команды профессионалов в технологическом процессе оказании услуги с помощью современных технологических возможностей и на компьютеризированном технологическом оборудовании производит индивидуальноориентированную продукцию или услугу.
Особенности оценки качества услуги заключается в том, что на нее более чем в промышленном производстве влияет качество обслуживания и внедрение новых технологий. На реализацию данных факторов работодате-
лем в области сервиса особо влияет кадровый ее потенциал.
Самую объективную оценку персонала в области сервиса могут произвести только те, кто наиболее в этом заинтересован, а именно работодатели и потребители услуг. Критерием оценки профессиональных квалификаций персонала со стороны работодателя могли бы стать профессиональные стандарты или требования к должности, представленные в квалификационном справочнике. Однако в России только совершаются попытки создания национальной системы независимой оценки профессиональных квалификаций, которая потребуют проведения сертификации специалистов на соответствие профессиональным стандартам в соответствующей их деятельности области [2].
В настоящее время профессиональные стандарты в области сервиса разработаны и действуют только в общественном питании, в гостиничном бизнесе и при предоставлении услуг ритуально-похоронной отрасли [3]. Анализ существующих требований к должностям по профессиональным объединениям работодателей в сфере бытовых услуг показал необходимость переработки квалификационных характеристик работников, отраженных в квалификационном справочнике профессий рабочих (раздел Бытовое обслуживание населения), который утвержден постановлением Госкомтруда СССР и ВЦСПС от 20 февраля 1984 года № 58/3—102.
Работодатель в сфере обслуживания населения в рыночных условиях ведения бизнеса для обеспечения конкурентоспособной услуги сталкивается с проблемой привлечения более квалифицированных и креативных профессиональных кадров, эффективно работающих в инновационной экономике. Это приводит к созданию на предприятиях собственной системы подготовки или переподготовки профессиональных кадров, когда работники получают в короткий срок конкретные профессиональные квалификации. Работодатель стремится к минимальным затратам и потерям на переподготовку кадров. Это накладывает определенные ограничения на смену трудоустройства работника, прошедшего переподготовку с помощью предприятия, что снижает гибкость кадровой политики предприятия. Кроме того, в рамках развития глобальных интеграционных процессов между странами,
37
ОБРАЗОВАНИЕ
следствием которых является миграции трудовых кадров, происходит установление в разных странах общих требований к профессиональным квалификациям.
Наличие профессиональных стандартов и Федеральных государственных образовательных стандартов, учитывающих наиболее общие современные существенные требования к профессиональным квалификациям, позволяют учитывать как региональные особенности, так и корректировать их в соответствии с развитием отрасли становится актуальным в отношениях между работодателем и профессиональными учебными заведениями. Формирование требований к профессиональным квалификациям в соответствии с принятыми уровнями будет также соответствовать интеграционным процессам. Таким образом, перед работодателем и учебными заведениями возникает задача проведения существенных преобразований в отношениях между работодателем, нанимаемым работником и системой образования, которая готовит этих работников.
Большинство имеющихся Федеральных профессиональных образовательных стандартов предъявляют требования к уровню подготовки специалистов (за исключением подготовки по направлению «Сервис»), не во всем учитывающих особенности их профессиональной деятельности для работы в области сервиса. Индустрия моды и красоты является составной частью области сервиса. К индустрии моды и красоты относим предприятия, организации, предпринимателей и творческих лиц, создающих новые модные тенденции в образе человека: одежде, прическе, макияже и т. п. Салоны мод и красоты, творческие мастерские, конструкторские бюро, модельные агентства, рекламно-информационные издания, исследовательские центры, производители, потребители и распространители моды активно трудятся в индустрии моды и красоты. В этой индустрии заняты руководители компаний и проектов, связанных с индустрией моды и красоты, модельеры, стилисты, конструкторы, технологи, парикмахеры, визажисты, косметологи, массажисты и работники многих других профессий.
Создание и организация работы салонов, агентств и предприятий, оказывающих качественные, безопасные и экономически эффективные услуги в индустрии моды и красоты, являются актуальной задачей для нашего времени. Для ее решения нужны специалисты
с глубокими знаниями в экономике, технологии и управлении. Однако для малых по мощности предприятий отсутствует экономическая целесообразность иметь нескольких специалистов различной профессиональной подготовки: экономистов, менеджеров, конструкторов, технологов, модельеров и т. д. Поэтому для ведения рачительного хозяйствования необходим специалист с мультифункциональными знаниями, умениями и навыками (табл. 1). Формирование профессиональных требований работодателем к специалистам, создающим и развивающим индустрию моды и красоты, требует учета необходимости освоения работником различных знаний. Работодатель не всегда готов дать исчерпывающую информацию о квалификациях с учетом перспектив развития отрасли не только из-за наличия конкуренции между ними, но и вследствие отсутствия общих аналитических служб при их объединениях. Об этом и говорит отсутствие единых требований, представленных в профессиональном стандарте, который должен был быть сформирован единой Ассоциацией работодателей индустрии моды и красоты.
Для разработки профессиональных стандартов работников индустрии моды и красоты и формирования требований к компетенциям выпускников могут быть использованы дескрипторы Национальной рамки квалификаций Рф (далее — НРК РФ) [4]. НРК РФ построена аналогично Европейской рамке квалификаций и представляет собой таблицу характеристик девяти квалификационных уровней, раскрытых через три обобщенных показателя: «Широта полномочий и ответственность»; «Сложность деятельности»; «Наукоемкость деятельности» (табл. 1). В данной системе большое внимание уделено характерной для сферы услуг роли личных качеств персонала. Другая особенность — взаимодействие с потребителем в процессе обслуживания — должна учитываться при конкретизации профессиональных компетенций и разработке системы их оценивания.
Все уровни профессиональной деятельности могут иметь место в индустрии моды и красоты. В настоящее профессиональная подготовка с использованием профессиональных образовательных стандартов третьего поколения проводится не только для среднего профессионального образования, но в рамках высшего профессионального образования
38 научный журнал ВЕСТНИК АССОЦИАЦИИ ВУЗОВ ТУРИЗМА И СЕРВИСА 2013 / № 2
Совершенствование кадрового обеспечения индустрии моды и красоты
Таблица дескрипторов Национальной рамки квалификаций РФ [4]
Таблица 1
Уро- вень Широта полномочий и ответственность (общая компетенция) Сложность деятельности (характер умений) Наукоемкость деятельности (характер знаний)
1 Действия под руководством. Индивидуальная ответственность Выполнение стандартных практических заданий в известной ситуации Применение простейших фактологических знаний с опорой на обыденный опыт. Получение информации в процессе краткосрочного обучения (инструктажа) на рабочем месте или краткосрочных курсов
2 Деятельность под руководством с проявлением самостоятельности только при решении хорошо известных задач. Индивидуальная ответственность Решение типовых практических задач. Выбор способа действий из известных по инструкции. Корректировка действий с учетом условий их выполнения Применение фактологических знаний с опорой на практический опыт. Получение информации в процессе профессиональной подготовки
3 Деятельность под руководством с проявлением самостоятельности только при решении хорошо известных задач или аналогичных им. Планирование собственной деятельности, исходя из оставленной руководителем задачи. Индивидуальная ответственность Решение типовых практических задач. Выбор способов действий из известных на основе знаний и практического опыта. Корректировка действий с учетом условий их выполнения Применение практико-ориентированных профессиональных знаний с опорой на опыт. Получение информации в процессе профессиональной подготовки
4 Деятельность под руководством, сочетающаяся с самостоятельностью при выборе путей ее осуществления из известных. Планирование собственной деятельности и/или деятельности других, исходя из поставленных задач. Наставничество. Ответственность за решение поставленных задач Деятельность, предполагающая решение различных типов практических задач, требующих самостоятельного анализа рабочей ситуации и ее предсказуемых изменений. Выбор путей осуществления деятельности из известных. Текущий и итоговый контроль, оценка и коррекция деятельности Применение профессиональных знаний и информации, их получение в процессе профессионального образования и практического профессионального опыта
5 Самостоятельная деятельность. Постановка задач в рамках подразделения. Участие в управлении выполнением поставленных задач в рамках подразделения. Ответственность за результат выполнения работ на уровне подразделения Деятельность, предполагающая решение практических задач на основе выбора способов решения в различных условиях рабочей ситуации. Текущий и итоговый контроль, оценка и коррекция деятельности Применение профессиональных знаний, полученных в процессе профессионального образования и практического профессионального опыта. Самостоятельный поиск информации, необходимой для решения поставленных профессиональных задач
6 Самостоятельная профессиональная деятельность, предполагающая постановку целей собственной работы и/или подчиненных. Обеспечение взаимодействия сотрудников и смежных подразделений. Ответственность за результат выполнения работ на уровне подразделения или организации Деятельность, направленная на решение задач технологического или методического характера, предполагающих выбор и многообразие способов решения. Разработка, внедрение, контроль, оценка и коррекция компонентов профессиональной деятельности Синтез профессиональных знаний и опыта (в том числе, инновационных). Самостоятельный поиск, анализ и оценка профессиональной информации
7 Определение стратегии, управление процессами и деятельностью (в том числе инновационной) с принятием решения на уровне крупных институциональных структур и их подразделений Деятельность, предполагающая решение задач развития, разработке новых подходов, использования разнообразных методов (в том числе инновационных) Синтез профессиональных знаний и опыта. Создание новых знаний прикладного характера в определенной области и/ или на стыке областей. Определение источников и поиск информации, необходимой для развития деятельности
8 Определение стратегии, управление процессами и деятельностью (в том числе инновационной) с принятием решения и ответственности на уровне крупных институциональных структур Деятельность, предполагающая решение проблем исследовательского и проектного характера, связанных с повышением эффективности управляемых процессов Создание и синтез новых знаний междисциплинарного характера. Оценка и отбор информации, необходимой для развития деятельности
9 Определение стратегии, управление сложными социальными, производственными, научными процессами. Ответственность за результат в масштабе отрасли, страны, на международном уровне Деятельность, предполагающая решение проблем методологического, исследовательского и проектного характера, связанных с развитием и повышением эффективности сложных социальных, производственных, научных процессов Создание и синтез новых фундаментальных знаний междисциплинарного и межотраслевого характера. Оценка и отбор информации, необходимой для развития деятельности. Управление содержанием информационных потоков
39
ОБРАЗОВАНИЕ
по направлению «Сервис» по программе бакалавриата по профилю «Сервис в индустрии моды и красоты». При подготовке по данной программе студент осваивает квалификации работников индустрии от четвертого до шестого уровней квалификации.
Большая дифференциация в профессиональной деятельности в индустрии моды и красоты в образовательной программе конкретизируется как общими профессиональными компетенциями, так и конкретными компетенциями, которые обеспечиваются дисциплинами по выбору, модульной системой подготовки и реализацией индивидуальной траектории обучения, выполнением конкретных творческих работ по заданию работодателя. При прохождении производственно-технологической практики на третьем курсе обучения студент имеет возможность выбрать место прохождения практики на реальном предприятии и сориентироваться на будущую профессию. Дальнейшее обучение для студента может стать, по согласованию с работодателем, более ориентированной на дальнейшую профессиональную деятельность на данном предприятии. Таким образом, работодатель получает подготовленного работника, знающего и умеющего решать задачи, стоящие перед предприятием, используя методы и опыт решения данных задач, как в нашей стране, так и за рубежом. Совместно с работодателем можно расширить компетенции бакалавров сервиса применительно к конкретной отрасли индустрии красоты и моды.
В Российском государственном университете туризма и сервиса для достижения тесного взаимодействия с работодателями используются как традиционные [5], так и инновационные методы:
• организация ярмарок вакансий с приглашением работодателей;
• трудоустройство выпускников через работу регионального центра занятости, функционирующего на базе университета;
• выполнение вузом в интересах предприятий договорных работ и оказание консалтинговых услуг;
• участие в работе Ассоциации вузов туризма и сервиса;
• реализация программ дополнительного профессионального образования, повышения профессиональной квалификации специалистов, переподготовки кадров для предприятий;
• проведение научных конференций по актуальным вопросам развития туризма и сервиса;
• проведение конструкторско-технологических или других инновационных научноисследовательских работ по профилю предприятия на базе университета;
• взаимодействие с университетом в решении проблемных задач предприятий в производственной сфере;
• совершенствование процесса подготовки конкурентоспособных специалистов различного профиля и уровня (участие студентов в Международном конкурсе «Золотая линия», подготовка курсовых и дипломных проектов по заказу предприятий и др.)
• осуществление производственных практик и стажировок студентов на предприятиях;
• проведение предприятиями конкурсов на лучший дипломный проект для привлечения наиболее способных студентов и др.;
• организация и проведение ежегодных Международных научно-практических конференций «Наука — сервису», семинаров, круглых столов с привлечением работодателей, центров занятости населения, кадровых агентств;
• проведение мастер-классов представителями предприятий и др.
И все-таки для более эффективного совершенствования требований к профессиональным квалификациям необходимо разработать профессиональный стандарт по должностям в соответствии с уровнями квалификаций для создания постоянно действующих механизмов мониторинга и прогнозирования потребностей рынка труда; кадрового маркетинга и др.
Обучение по профилю «Индустрия моды и красоты» позволяет подготовить креативных руководителей и менеджеров для предприятий индустрии моды и красоты, понимающих специфику этой отрасли и способных эффективно использовать в своей профессиональной деятельности новейшие бизнес-технологии и производить их оценку. Они могут также эффективно выполнять работу конструктора, стилиста, технолога сервиса, эксперта, что обеспечивается благодаря изучению таких дисциплин, как менеджмент в сервисе, экономика, маркетинг в сервисе, организация и управление деятельностью предприятия сервиса, основы предпринимательской деятельности, информационной обеспечение сервисной дея-
40 научный журнал ВЕСТНИК АССОЦИАЦИИ ВУЗОВ ТУРИЗМА И СЕРВИСА 2013 / № 2
Совершенствование кадрового обеспечения индустрии моды и красоты
тельности и др. Студенты также изучают такие дисциплины, как диагностика персонального образа потребителя в сервисе индустрии моды и красоты, технологии формирования модного бренда в сервисе индустрии моды и красоты, технология модельного бизнеса в индустрии моды и красоты, технологические процессы в сервисе индустрии моды и красоты, автоматизированное проектирование изделий и технологий в индустрии моды и красоты, основы визажного искусства, технологии формирования модного гардероба в сервисе индустрии моды, технологии формирования персонального образа в индустрии моды, технология формирования аксессуаров в индустрии моды, формирование модной формы тела потребителя, материалы для процессов сервиса в индустрии моды и красоты, экспертиза качества косметических и парикмахерских услуг, экспертиза качества изделий индустрии моды и др.
Подготовка кадров через высшее профессиональное образование позволяет творчески выполнять работу в сфере сервиса с использованием современных технологий и их совершенствованием, создавать технологии, материалы и средства для индустрии моды и красоты,
разрабатывать технологии, сберегающие здоровье, энергию и ресурсы. Компьютеризация во всех сферах деятельности человека требует не только их квалифицированного использования, но и адаптации к региональным особенностям, совершенствования и т. д. Квалифицированные кадры для индустрии моды и красоты позволят создать единую систему формирования модного внешнего образа соотечественника, что создаст не только качественную услугу для потребителя, но и сделает привлекательной отечественную продукцию потребительских товаров, формируемой индустрией моды и красоты (одежда, парфюмерно-косметическая продукция, ткани и др.), на международном уровне.
Таким образом, разработка требований к профессиональным квалификациям работников индустрии моды и красоты и их гармонизация с требованиями к компетенциям выпускников профессиональных учебных заведений, представленных в Федеральных государственных образовательных стандартах, позволят подготавливать квалифицированные кадры для сферы сервиса и поднять уровень и качество бытовых услуг.
Литература
1. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 100100 Сервис (квалификация (степень) «бакалавр»). Утв. приказом Министерства образования и науки РФ России от 18 ноября 2009 года № 627. Введ. с 1 января 2010 года.
2. Зворыкина Т.И., Мухамеджанова О.Г., Ермаков А. С. Модель взаимодействия участников системы оценки и сертификации квалификаций персонала в сфере сервиса // Вестник Ассоциации вузов туризма и сервиса. 2012. № 2. С. 25-29.
3. Стельмашенко В.И. и др. Направления совершенствования профессиональных квалификаций работников в области сервиса / Стельмашенко В.И., Сюткин Г.Н., Зворыкина Т.И., Ермаков А.С. // Вестник Ассоциации вузов туризма и сервиса. 2012. № 2. С. 29-35.
4. Национальная рамка квалификаций Российской Федерации: Рекомендации / О.Ф. Батрова, В. И. Блинов, И.А. Волошина [и др.]. М.: Фед. инст-т развития образования, 2008. 14 с.
5. Реутов Н.Н. Взаимодействие высшей школы и работодателей в современных условиях как фактор подготовки конкурентоспособного специалиста // Научный электронный журнал «Оригинальные исследования». 2011. Вып. 3. http://ores.su/index. php/2011-02-13-16-16-51/21-3-2011-/124-2011-07-29-14-13-15 (дата обращения: 27.02.2012).
41