УКД 378.001
ОСОБЕННОСТИ РАЗРАБОТКИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ В СФЕРЕ УСЛУГ
Мухамеджанова Ольга Габитовна, кандидат технических наук, доцент кафедры «Технология, конструирование и экспертиза изделий», [email protected],
Зворыкина Татьяна Ивановна, доктор экономических наук, профессор кафедры «Технология, конструирование и экспертиза изделий», [email protected],
Ермаков Александр Станиславович, кандидат технических наук, зав. кафедрой «Технология, конструирование и экспертиза изделий», Yermakov_a@ inbox.ru,
ФГБОУ ВПО «Российский государственный университет туризма и сервиса», Москва, РФ
The article considers methodological aspects of professional standard in service sphere development. The authors give the stages and algorithm of professional standard development, as well as the list of basic labor functions and necessary knowledge and skills for their implementation for trade specialists.
В статье рассматриваются методические аспекты разработки профессиональных стандартов для сферы услуг. Предлагается алгоритм разработки профессиональных стандартов. Приводится перечень основных трудовых функций и необходимых знаний и умений для их выполнения для специалистов в области торговли.
Keywords: professional standard, labor functions, knowledge, skills
Ключевые слова: профессиональный стандарт, трудовые функции, знания, умения
В статье В.В. Путина «Строительство справедливости. Социальная политика для России» было отмечено, что создание национальной системы квалификаций в России является общенациональной задачей, для решения которой нужно подключить все ресурсы государства: «...Необходимо сделать квалификацию каждого работника видимой, различимой для работодателей. При этом механическое повышение зарплаты всем и каждому неэффективно. Необходимо гораздо полнее учитывать в зарплате квалификацию и профессиональные достижения работника» [1].
К основным элементам национальной системы квалификации относятся: профессиональные стандарты по областям профессиональной деятельности, а также система обеспечения качества квалификаций (процедуры оценки и подтверждения соответствия).
Исследователями ФГБОУ ВПО «РГУТиС» была предложена модель оценки и сертификации профессиональных квалификаций в сфере сервиса с описанием проводимых процедур, а также определены функции каждого участ-
ника системы и их организационные взаимодействия [2], [3]. В статьях отмечалась необходимость дальнейшей разработки оценочной нормативной базы — профессиональных стандартов, на соответствие которым должны проверяться специалисты различных квалификационных уровней.
В соответствии с Указом Президента РФ от 7 мая 2012 года № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» было поручено соответствующим ведомствам до 1 сентября 2012 года подготовить и внести в Госдуму проект федерального закона, посвященного разработке, утверждению и применению профессиональных стандартов в стране. В Указе главы государства отмечалось, что план разработки профессиональных стандартов следует утвердить до 1 декабря 2012 года, а к 2015 году утвердить не менее 800 профессиональных стандартов в целях выработки единых принципов и критериев оценки профессиональной подготовки персонала [4].
Практика разработки стандартов показывает, что за период 2006—2012 годов утверждены
15
РЫНОК ТРУДА
всего 69 профессиональных стандартов [1, 4] в области авиастроения, информационных технологий, профессиональные стандарты индустрии питания и гостеприимства, управления организацией и др. Опубликованы проекты профессиональных стандартов, которые проходят общественное обсуждение и экспертизу для профессий портной, парикмахер, ногтевой сервис, косметолог, визажист, специалист по информационным системам и специалист по информационной безопасности.
Особую сложность представляет разработка профессиональных стандартов для сферы услуг и, в первую очередь, для услуг торговли. В частности, на примере разработки профессионального стандарта для услуг розничной торговли был предложен методический подход, основанный на методологии функционального анализа [2]. Указанный стандарт разрабатывался для продавца-консультанта, потому что именно эта профессия связана с непосредственным обслуживанием клиентов, и от квалификации продавца напрямую зависит доходность предприятия.
Разработку профессионального стандарта рекомендуется проводить в три этапа [7]. На первом (подготовительном) этапе происходит формирование экспертной группы, определение области профессиональной деятельности, разработка базового перечня трудовых функций, а также составление анкеты с базовым перечнем трудовых функций, знаний и умений для опроса предприятий.
В экспертную группу должны входить не менее 7 экспертов, обладающих знанием специфики данного вида трудовой деятельности и квалификационных требований, которые предъявляются к работнику. Область профессиональной деятельности определяется по Общероссийскому классификатору внешней экономической деятельности (ОКВЭД) класс 52. «Розничная торговля». Данная профессиональная область относится к видам деятельности, которые имеют следующие коды ВЭД: 52.42, 52.12.
Для формирования базового перечня трудовых функций необходимо определить диапазон квалификационных уровней, к которым будет относиться каждый вид трудовой деятельности и рекомендуемые наименования должностей. К примеру, на основе анализа должностных требований к трудовым функциям, знаниям и умениям работников предприятий торговли к первому квалификационному
уровню отнесены [2] должности стажера и кон-сультанта-стажера, а ко второму — продавца, продавца-консультанта, кассира.
Методом мозгового штурма экспертная группа для каждого квалификационного уровня составляет соответствующий базовый перечень трудовых функций, выполняемый работниками в торговом предприятии, а также необходимые знания и умения. На основе перечня составляется анкета с базовыми трудовыми функциями и их компетенциями.
Для первого и второго квалификационного уровня экспертами был составлен базовый перечень трудовых функций. Например, к основным трудовым функциям относятся: про-водить/участвовать в подсортировке товаров, осуществлять наклейку ценников, осуществлять проверку соответствия маркировки товаров и др. Кроме собственно профессиональных функций, описываются надпрофессиональные функции, то есть те функции, выполнение которых работодатель ожидает от работника: поддерживать безопасные условия работы, соблюдать требования охраны труда и техники безопасности и др.
Второй этап разработки профессионального стандарта включает организацию и проведение опроса; обработку результатов опроса сотрудников предприятий и составление уточненного перечня трудовых функций, знаний, умений по квалификационным уровням; разработку проекта профессионального стандарта (общие положения, паспорт профессионального стандарта, карточки видов трудовой деятельности, единиц профессионального стандарта); внутреннюю экспертизу и обсуждение проекта профессионального стандарта.
Организация опроса начинается с опроса работников торговых предприятий (респондентов) с помощью подготовленных экспертами анкет для отбора наиболее значимых трудовых функций, которые будут включены в качестве единиц профессионального стандарта. Респондентам также предлагается добавить трудовые функции и их компетенции в случае их отсутствия в базовом перечне.
Объем выборки для опроса респондентов был определен на основе статистического анализа с учетом требований к надежности и достоверности полученных результатов
n =
Cb2 х z2 e2
502 x 1,962 102
= 96 (1),
16 научный журнал ВЕСТНИК АССОЦИАЦИИ ВУЗОВ ТУРИЗМА И СЕРВИСА 2013 / № 1
Особенности разработки профессиональных стандартов в сфере услуг
где: n — объем выборки; Cb2 — среднеквадратическое отклонение; z — нормированное отклонение, определяемое исходя из выбранного уровня доверительности; e — допустимая ошибка.
Таким образом, достоверными и надежными считаются данные, полученные от 96 респондентов. В исследовании должны участвовать 30 предприятий отрасли, причем в каждом опрашивается не менее трех работников трех уровней организационной иерархии — работников, осуществляющих конкретные функции и работников двух более высоких уровней иерархии.
Опрос респондентов осуществляется путем рассылки им анкет и получения ответов или в очной форме в рамках интервью. Метод интервьюирования потребует больше за-
трат времени и денежных средств, однако надежность и степень полноты информации при таком способе проведения будет выше, чем при рассылке анкет. Поэтому для сферы сервиса необходимо использовать комбинированный метод.
Ранжирование и отбор наиболее значимых трудовых функций проводился в соответствии со шкалой, разработанной голландским Центром инноваций в профобразовании (CINOP) [5]. Для выявления наиболее важных и удаления наименее значимых трудовых функций используется балльная оценка заранее определенных трудовых функций. Наиболее важная трудовая функция обозначается баллом R=9, наименее важная — R=0. Баллы выставляются в соответствии с важностью и частотой их применения (табл. 1).
Таблица 1
Шкала оценки значимости трудовых функций
Частота использования Важность трудовой функции
Не очень важна (1) Важна (2) Очень важна (3)
Никогда 0 0 0
Примерно раз в месяц или реже 1 4 7
Примерно раз в неделю 2 5 8
Ежедневно или почти ежедневно 3 6 9
Обработка оценок, полученных от респондентов, заключается в оценке степени согласованности мнений и подсчете сводных характеристик опросов. После проведения опроса по каждой трудовой функции рассчитывается средний балл как средняя арифметическая величина по всем ответам. Все трудовые функции, набравшие в среднем 2 и менее баллов, считаются незначимыми и в профессиональный стандарт не включаются.
Согласованность мнений респондентов оценивается в процентах с помощью коэффициента вариации: высокая — менее 10%, средняя — 25%, низкая — более 35%.
Если по результатам проставленных респондентами баллов по каждой трудовой функции будет большое расхождение в оценках Св = 35% и выше, то необходимо выяснить причину такой несогласованности.
После удаления тех трудовых функций, важность которых признана низкой большинством опрошенных респондентов (со средним баллом 2 и ниже) и корректировки форму-
лировки трудовых функций осуществляется процедура формирования единиц профессионального стандарта по каждому виду трудовой деятельности (табл. 2 на с. 18).
Следующим этапом формирования содержания профессионального стандарта является привязка к каждой единице профессионального стандарта соответствующего перечня знаний и умений. Для иллюстрации по отдельным единицам профессионального стандарта представим знания и умения (табл. 3 и 4 на с. 18, 19).
Распределение трудовых функций по квалификационным уровням производится экспертным методом на основе проекта Национальной рамки квалификаций Российской Федерации: содержания действий (сложность, нестандартность, уровень самостоятельности), знаний и умений [8].
Эксперты после каждой трудовой функции указывают квалификационный уровень, причем они имеют право соотнести каждую трудовую функцию с несколькими квалификационными уровнями, поскольку выполнение
17
РЫНОК ТРУДА
Таблица 2
Перечень единиц профессионального стандарта для осуществления торгового обслуживания
потребителей
Шифр Наименование единицы профессионального стандарта
А 00 Надпрофессиональные функции
А 01 Организовывать процесс собственного труда и вносить предложения по совершенствованию организации труда
А 02 Поддерживать безопасные условия работы, соблюдать требования охраны труда и техники безопасности
А 03 Взаимодействовать с коллегами и руководством
2. В 1 Подготовительные работы по обслуживанию клиентов
2. В 1.1 Подготавливать зал торговой секции к началу рабочего дня для торгового обслуживания покупателей
2. В 1.2 Поддерживать внешний вид торгового зала согласно проведенному мерчендайзингу
2. В 1.3 Осуществлять проверку соответствия маркировки товаров
2. В 1.4 Осуществлять наклейку ценников
2. В 1.5 Производить осмотр внешнего вида товаров с целью выявления дефектов и пр.
2. В 1.6 Проводить проверку наличия защитного устройства (датчика) на товарах
2. В 1.7 Осуществлять предпродажную подготовку товаров к продаже
2. В 2 Осуществление торгового обслуживания покупателей
2. В 2.1 Приветствовать покупателя
2. В 2.2 Взаимодействовать с посетителями торгового зала с целью осуществления продажи товаров
2. В 2.3 Выявлять, формировать и удовлетворять потребности покупателей
2. В 2.3 Консультировать покупателей
2. В 2.4 Выполнять презентацию товара покупателям согласно их потребностям
2. В 2.5 Проводить покупателя в примерочную
2. В 2.6 Давать рекомендации покупателям относительно выбора товара
2. В 2.7 Принимать меры по предотвращению и ликвидации конфликтных ситуаций
2. В 3 Заключительные работы по обслуживанию покупателей
2. В 3.1 Проводить покупателя на рассчетно-кассовый узел
2. В 3.2 Упаковывать товар
2. В 3.3 Прощаться с покупателем
- Работа в коллективе
1. В 1.2 Исполнять непосредственные распоряжения руководства
Таблица 3
Необходимые знания для выполнения основных трудовых функций
Единица профессионального стандарта Необходимые знания для выполнения основных трудовых функций
1. Осуществлять проверку соответствия маркировки товаров Маркировка одежды текстильными ярлыками, тканевой и контрольной лентой и реквизиты, нанесенные на них. Размерная характеристика тела человека. Ведущие размерные признаки. Европейские, США, международные размеры и их соответствие российским размерам. Символы по уходу за изделием. Волокнистый состав материалов: экспертиза и оценка. Порядок, периодичность и способы контроля на соответствие маркировки установленной норме ГОСТ 10581-91 «Изделия швейные. Маркировка, упаковка, транспортирование и хранение. Виды, структура, обозначения, используемые при маркировке товаров».
2. Производить осмотр внешнего вида товаров с целью выявления дефектов и пр. Классификация дефектов внешнего вида, причины их возникновения и меры по их устранению. Виды дефектов и их характеристика. Требования к качеству изделий Сортность изделия по ГОСТ 12566-88 «Изделия швейные бытового назначения. Определение сортности. Способы, приемы и методы идентификации дефектов товаров имеющегося товарного ассортимента (текстильных изделий, обуви, изделий из кожи и пр.)».
18
научный журнал ВЕСТНИК АССОЦИАЦИИ ВУЗОВ ТУРИЗМА И СЕРВИСА 2013 / № 1
Особенности разработки профессиональных стандартов в сфере услуг
Необходимые умения для выполнения основных трудовых функций
Таблица 4
Основные трудовые функции Необходимые умения для выполнения основных трудовых функций
1. Осуществлять проверку соответствия маркировки товаров; Проводить идентификацию товара согласно маркировке. Оценивать правильность маркировки одежды текстильными ярлыками, тканевой и контрольной лентой. Проверять различными способами соответствие волокнистого состава, размеров и др. реквизитам, указанным на маркировке. Осуществлять самоконтроль и анализировать результаты собственной работы.
2. Производить осмотр внешнего вида товаров с целью выявления дефектов и пр. Проводить идентификацию товара согласно маркировке. Оценивать визуально и органолептическими методами наличие дефектов. Определять сорт изделий. Идентифицировать основные виды дефектов и определять методы их устранения.
Отнесение трудовых функций к квалификационному уровню
Таблица 5
Трудовая функция Эксперты
1 2 3 4 5 6 7
1. Осуществлять проверку соответствия маркировки товаров 2,3 2,3 2,3 2,3 2 2 2
2. Производить осмотр внешнего вида товаров с целью выявления дефектов и пр. 2 2 2 2 2 2 2,3
3. Проводить проверку наличия защитного устройства (датчика) на товарах 2 2 2 2 2 2 2,3
4. Осуществлять предпродажную подготовку товаров к продаже 2 2 2 1,2 2 2 1,2
некоторых функций может быть характерно для работников различных квалификационных уровней, но с разной степенью сложности. Например, по отдельным трудовым функциям экспертами были указаны квалификационные уровни, представленные в табл. 5.
Завершается процесс сбора информации для составления профессионального стандарта определением «иных требований к работнику в разрезе квалификационных уровней» (необходимый уровень образования, стаж и пр.), а также формированием перечня рекомендуемых наименований должностей.
Структура профессиональных стандартов включает в себя такие разделы, как паспорт, карточки видов трудовой деятельности, перечень единиц профессионального стандарта по уровням квалификации, описание единицы профессионального стандарта по уровням квалификации.
Литература
Третий этап разработки — обсуждение и доработка проекта профессионального стандарта.
Экспертная группа обсуждает проект с расширенным кругом представителей профессионального сообщества. По результатам обсуждения происходит доработка профессионального стандарта, а затем — представление профессиональных стандартов в конкретной области профессиональной деятельности на утверждение.
Таким образом, в статье рассмотрены особенности разработки проекта профессионального стандарта для продавца-консультанта по оказанию услуг розничной торговли. Данная работа актуальна, потому что в настоящее время происходит формирование национальной системы профессиональных квалификаций России, в которой одним из ключевых моментов является разработка единой нормативной базы — профессиональных стандартов по различным областям деятельности.
1. Путин В.В. Строительство справедливости. Социальная политика для России. Газета «Комсомольская правда», 13 февраля 2012 года.
2. Зворыкина Т.И., Мухамеджанова О.Г. Модель оценки и сертификации профессиональной квалификации в сфере туризма и сервиса // Журнал «Стандарты и качество». 2012. № 3. С. 68—72.
19
РЫНОК ТРУДА
3. Зворыкина Т.И., Мухамеджанова О.Г. Ермаков А. С. Модель взаимодействия участников Системы оценки и сертификации квалификации персонала в сфере сервиса // Журнал «Вестник ассоциации вузов туризма и сервиса». 2012. № 2 (21). С. 25—28.
4. Указ Президента РФ от 7 мая 2012 года № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики». Российская газета, Федеральный выпуск. 9 мая 2012 года. № 5775.
5. Положение о профессиональном стандарте, утв. Президентом Российского Союза промышленников и предпринимателей № РП-46 от 28 июня 2007 года, www.nark-rspp.ru, (дата обращения: 01.09.2012).
6. Макет профессионального стандарта, утвержденный Президентом РСПП № РП-46 от 28 июня 2007 года, www.nark-rspp.ru, (дата обращения: 01.09.2012).
7. Методика разработки профессиональных стандартов, предложенной для обсуждения среди бизнес-сообщества Агентством стратегических инициатив www.asi.ru (дата обращения: 01.09.2012).
8. Национальная рамка квалификаций Российской Федерации: Рекомендации О.Ф. Батрова, В.И. Блинов, И.А. Волошина и др. М.: Федеральный институт развития образования, 2008. 14 с.
УДК 37.013
АКТУАЛЬНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ ЗАНЯТОСТИ И ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ПРОФИЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В СФЕРЕ ТУРИЗМА В ФЕДЕРАТИВНОЙ РЕСПУБЛИКЕ ГЕРМАНИИ
Сахарчук Елена Сергеевна, кандидат педагогических наук, доцент, декан факультета туризма и гостеприимства, [email protected],
Чайковская Елена Андреевна, аспирант, [email protected],
ФГБОУ ВПО «Российский государственный университет туризма и сервиса», Москва, РФ
The tourist industry is one of the promising areas of employment due to the high rate of tourist traffic in the world. The paper analyzes the structure of employment in tourism in Germany, as well as explore issues related to the reflection of the staffing requirements of tourism in the structure and content of vocational education, in particular in the context of the development of approaches to request transformation particular area of economic activity in the content and technology of the educational process.
Туристская индустрия является одной из перспективных сфер занятости в связи с растущими показателями туристских потоков в мире. В статье анализируется структура занятости в туризме Германии, а также исследуются вопросы, связанные с отражением кадровых потребностей сферы туризма в структуре и содержании профессионального образования, в частности в контексте разработки подходов к трансформации запросов конкретной сферы экономической деятельности в содержание и технологии образовательного процесса.
Keywords: employment in tourism, the structure of professional training in tourism
Ключевые слова: занятость в туризме, структура профессионального образования в туризме
По оценкам Международной организации труда занятость в мире в последние годы претерпевает негативные последствия мирового кризиса, в сравнении с 2007 годом количество безработных в 2011 году выросло на 15,6% [4]. Проблема безработицы в равной степени касается всех стран, в том числе относительно экономически благополучных. В Германии, например, по данным отчета Федерального
20
агентства по труду за 2011 год [5], около 9% граждан не имеют работы.
В качестве одной из возможных сфер занятости населения называется туризм, развитие которого является на сегодняшний день одним из наиболее существенных факторов создания рабочих мест. За исключением отдельных периодов, туризм проявляет тенденцию роста: увеличиваются туристские потоки, создается
научный журнал ВЕСТНИК АССОЦИАЦИИ ВУЗОВ ТУРИЗМА И СЕРВИСА 2013 / № 1