ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ, ИСКУССТВА И ТУРИЗМА
Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» Правительству Российской Федерации поставлена задача разработать и утвердить к 2015 году не менее 800 профессиональных стандартов.
Перечень проектов профессиональных стандартов, разработка которых предусмотрена в 2013 году за счет средств федерального бюджета, утверждён приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 8 мая 2013 г. № 200. С учётом изменений, внесенных Приказом Минтруда России от 4 июня 2013 № 294, в их число включены 13 стандартов специалистов в области культуры, искусства и туризма: руководитель организации культуры и искусства, хранитель музейных ценностей, специалист по учету музейных предметов, специалист по техническим процессам художественной деятельности, звукорежиссер, продюсер в области кинематографии, специалист по созданию аудиовизуального изображения (художник-аниматор), балетмейстер, гид-экскурсовод, режиссер в области кинематографии, специалист по организации и предоставлению туристических услуг, хормейстер, специалист в области би-блиотечно-информационной деятельности.
По итогам открытого конкурса и открытых аукционов в электронной форме Московский государственный университет культуры и искусств получил право на разработку 12 профессиональных стандартов, право на разработку профессионального стандарта художника-аниматора получило ООО «Техноресурс» (г. Пермь).
Для ознакомления профессиональной общественности с особенностями деятельности специалистов, целями и задачами разработки профессиональных стандартов подготовлены научные и информационные материалы, публикуемые в данном номере.
профессиональные стандарты и особенности их разработки в сфере культуры, искусства и туризма
Александр Николаевич СМИРНОВ,
кандидат экономических наук,
и.о. директора Научно-исследовательского института МГУКИ [email protected]
В статье рассматривается история разработки профессиональных стандартов в России, исследуются нормативные акты, посвященные профессиональным стандартам, а также анализируются особенности их разработки в сфере культуры, искусства и туризма.
Ключевые слова: профессиональный стандарт, уровни квалификации, отраслевые особенности.
In article the history of creation of professional standards in Russia is considered, the regulations devoted to professional standards are investigated, and also features of it's creation in the culture and arts are analyzed.
Key words: professional standard, skill levels, branch features.
Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» Правительству Российской Федерации поставлена задача разработать и утвердить к 2015 году не менее 800 профессиональных стандартов.
Количественные и качественные показатели трудовых ресурсов являются решающим фактором конкурентоспособности национальной экономики и, как следствие, общественного благополучия страны.
Впервые идея создания профессиональных стандартов на государственном уровне была зафиксирована в Программе социальных реформ в Российской Федерации на период 1996-2000 годов как одно из мероприятий «в области усиления механизмов государственного воздействия на структуру и качество кадров» [3], а по итогам реализации в 1998 году российско-французского проекта Минтруда России была принята первая методика их разработки.
Вместе с тем уже к середине 2000-х годов было признано, что использованный ранее подход не позволял отразить функциональное многообразие профессиональной деятельности, «определить реальные квалификационные уровни и сформировать четкие и непротиворечивые требования к трудовой деятельности работников различных уровней квалификации и, следовательно, требования к содержанию программ профессионального образования и обучения» [8. С. 27].
В настоящее время в России всё еще не преодолен качественный разрыв между спросом и предложением рабочей силы, а система профессионального образования
еще не может обеспечить полное соответствие образовательных программ требованиям современной экономики: учебные заведения дают специалистам преимущественно знания, в то время как работодатель ждет от них умений и компетенций.
Системные вызовы российской экономики остро выявили проблему нехватки высококвалифицированной рабочей силы. Причем в годы её роста рынок труда востребовал специалистов не только по традиционным профессиям, но и по принципиально новым, не имеющим отечественных аналогов. Вместе с тем в годы кризиса обозначилась нехватка специалистов, готовых принимать нестандартные решения. Закономерно встал вопрос о новых требованиях к работникам, способным быстро и адекватно включиться в работу по достижению целей организации.
Несмотря на то, что задача по созданию национальной системы профессиональных стандартов в различных вариантах ставилась Правительством РФ и федеральными органами исполнительной власти начиная с 1997 года, законодательное закрепление термина «профессиональный стандарт» произошло только в 2012 году, когда Федеральным законом от 03.12.2012 года № 236-Ф3 Трудовой кодекс Российской Федерации был дополнен статьей 195.1 «Понятия квалификации работника, профессионального стандарта».
Согласно ст. 195.1 Трудового кодекса РФ, профессиональный стандарт - это «характеристика квалификации, необходимой работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности», под квалификацией в свою очередь понимается «уровень знаний, умений, профессиональных навыков и опыта работы» [1].
Правила разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов утверждены Постановлением Правительства РФ № 23 от 22 января 2013 г. В целях реализации указанного Постановления Минтруда России были разработаны и утверждены Макет профессионального стандарта (приказ Минтруда № 147н от 12 апреля 2013 г.), Уровни квалификации в целях разработки проектов профессиональных стандартов (приказ Минтруда № 148н от 12 апреля 2013 г.) и Методические рекомендации по разработке профессионального стандарта (приказ Минтруда России № 170н от 29 апреля 2013 г.).
Значимость профессиональных стандартов определяется их ролью в трудовых отношениях и образовательном процессе, определенной законодательством Российской Федерации. В соответствии с Правилами разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов они применяются [2]:
а) работодателями при формировании кадровой политики и в управлении персоналом, при организации обучения и аттестации работников, разработке должностных инструкций, тарификации работ, присвоении тарифных разрядов работникам и установлении систем оплаты труда с учетом особенностей организации производства, труда и управления;
б) образовательными организациями профессионального образования при разработке профессиональных образовательных программ;
в) при разработке в установленном порядке федеральных государственных образовательных стандартов профессионального образования.
Уровни квалификации применяются для описания трудовых функций, требований к образованию и обучению работников. Единые требования к квалификации работников, установленные Уровнями квалификации, могут быть расширены и уточнены с учетом специфики видов профессиональной деятельности. Они определяют тре-
бования к умениям, знаниям, уровню квалификации в зависимости от полномочий и ответственности работника. Всего предусмотрено 9 уровней квалификации, распределенных, в частности, в зависимости от объема полномочий и ответственности [7]:
1 уровень деятельность под руководством
индивидуальная ответственность
2 уровень деятельность под руководством с элементами самостоятельности при
выполнении знакомых заданий индивидуальная ответственность
3 уровень деятельность под руководством с проявлением самостоятельности при
решении типовых практических задач
планирование собственной деятельности исходя из поставленной руководителем задачи индивидуальная ответственность
4 уровень деятельность под руководством с проявлением самостоятельности при
решении практических задач, требующих анализа ситуации и ее изменений
планирование собственной деятельности и/или деятельности группы работников исходя из поставленных задач
ответственность за решение поставленных задач или результат деятельности группы работников
5 уровень самостоятельная деятельность по решению практических задач, требу-
ющих самостоятельного анализа ситуации и ее изменений участие в управлении решением поставленных задач в рамках подразделения
ответственность за решение поставленных задач или результат деятельности группы работников или подразделения
6 уровень самостоятельная деятельность, предполагающая определение задач
собственной работы и/или подчиненных по достижению цели обеспечение взаимодействия сотрудников и смежных подразделений ответственность за результат выполнения работ на уровне подразделения или организации
7 уровень определение стратегии, управление процессами и деятельностью, в
том числе инновационной, с принятием решения на уровне крупных организаций или подразделений
ответственность за результаты деятельности крупных организаций или подразделений
8 уровень определение стратегии, управление процессами и деятельностью (в
том числе инновационной) с принятием решения на уровне крупных организаций
ответственность за результаты деятельности крупных организаций и (или) отрасли
9 уровень определение стратегии, управление большими техническими система-
ми, социальными и экономическими процессами значительный вклад в определенную область деятельности ответственность за результаты деятельности на национальном или международном уровнях
Профессиональный стандарт включает в себя следующие разделы [5]:
1) раздел I «Общие сведения»;
2) раздел II «Описание трудовых функций, входящих в профессиональный стандарт (функциональная карта вида профессиональной деятельности)»;
3) раздел III «Характеристика обобщенных трудовых функций»;
4) раздел IV «Сведения об организациях - разработчиках профессионального стандарта».
Раздел I «Общие сведения» содержит:
- наименование вида профессиональной деятельности, определяемого с учетом Общероссийского классификатора видов экономической деятельности (ОК-ВЭД) и Общероссийского классификатора занятий (ОКЗ):
- позицию «Код», заполняемую Министерством;
- строку «Основная цель вида профессиональной деятельности», в которой приводится краткое описание вида профессиональной деятельности;
- строку «Группа занятий», в которой указывается наименование одной или нескольких базовых групп занятий в соответствии с ОКЗ, соотносимых с обобщенными трудовыми функциями профессионального стандарта (при отсутствии информации в графе ставится прочерк);
- строку «Отнесение к видам экономической деятельности», в которой указываются код и наименование одного или нескольких видов, подгрупп или групп экономической деятельности в соответствии с ОКВЭД, к которым относится данный вид профессиональной деятельности.
Раздел II «Описание трудовых функций, входящих в профессиональный стандарт (функциональная карта вида профессиональной деятельности)» содержит описание трудовых функций в форме таблицы, в которой указываются:
- в графе «Обобщенные трудовые функции» - код, наименование обобщенной трудовой функции и уровень квалификации. Код оформляется в виде заглавной буквы латинского алфавита, начиная с первой буквы, а уровень квалификации определяется в соответствии с характеристиками, содержащимися в уровнях квалификации в целях подготовки профессиональных стандартов, утверждаемых Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации;
- в графе «Трудовые функции» - наименования и коды трудовых функций. Код трудовой функции определяется в формате «х/хх.х», где: первый знак - буквенный код обобщенной трудовой функции; два знака через дробь - порядковый номер трудовой функции в перечне трудовых функций соответствующего вида профессиональной деятельности. При этом применяется сквозная нумерация трудовых функций; последний знак через точку - номер уровня квалификации.
Раздел III «Характеристика обобщенных трудовых функций» содержит описание обобщенных трудовых функций и трудовых функций, входящих в их состав.
Базовая характеристика обобщенной трудовой функции включает в себя:
- наименование и код обобщенной трудовой функции, а также уровень квалификации, к которому она относится. Эти данные должны быть идентичны данным графы «Обобщенные трудовые функции» раздела II;
- происхождение обобщенной трудовой функции - если обобщенная трудовая функция впервые представлена в профессиональных стандартах, делается отметка «х» в позиции «оригинал», если она заимствована из другого профессионального стандарта, в позиции «Код оригинала» указывается ее уникальный
код, содержащийся в профессиональном стандарте-первоисточнике, а в позиции «Регистрационный номер профессионального стандарта» указывается регистрационный номер профессионального стандарта-первоисточника;
- возможные наименования должностей - примеры наименования должностей работников, выполняющих данную обобщенную трудовую функцию;
- требования к образованию и обучению - требования к уровню образования, направленности основных или дополнительных программ профессионального образования, основных программ профессионального обучения;
- требования к опыту практической работы - характер и продолжительность такого опыта;
- особые условия допуска к работе - требования к половозрастным характеристикам работников, выполняющих данную обобщенную трудовую функцию, наличие специального права в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, необходимого для выполнения работы, а также ссылки на документы, содержащие эти требования;
- дополнительные характеристики обобщенных трудовых функций, содержащие:
а) код базовой группы и ее наименование в соответствии с ОКЗ;
б) наименования должностей или профессий в соответствии с ЕКС и ЕТКС;
в) код и наименование одной или нескольких специальностей/профессий, освоение которых обеспечивает выполнение обобщенной трудовой функции.
Описание трудовой функции включает в себя:
- наименование и код трудовой функции, а также уровень квалификации, к которому она относится. Эти данные должны быть идентичны данным графы «Трудовые функции» раздела II;
- происхождение трудовой функции (оригинал или заимствование);
- позицию «Трудовые действия» - перечень основных трудовых действий, обеспечивающих выполнение трудовой функции;
- позицию «Необходимые умения» и «Необходимые знания» - умения и знания, обеспечивающие выполнение всех трудовых действий;
- позицию «Другие характеристики», в которой указывается наличие факторов производственной среды и трудового процесса, оказывающих влияние на работоспособность и здоровье работника, а также другие значимые по решению разработчика характеристики трудовой функции, например специфика средств труда или предметов труда, конкретизация ответственности.
Раздел IV «Сведения об организациях-разработчиках профессионального стандарта» содержит информацию об ответственной организации и организациях-разработчиках профессионального стандарта.
Процесс разработки профессионального стандарта состоит из пяти основных этапов:
1. Подготовка проекта профессионального стандарта:
- формирование экспертной группы;
- проведение анализа состояния и перспектив развития вида профессиональной деятельности с учетом отечественных и международных тенденций;
- проведение анализа нормативной, методической, учебной, технологической документации;
- формирование репрезентативной выборки организаций и проведение опроса работников организаций;
- подготовка проекта профессионального стандарта, включающего описание основных обобщенных трудовых функций.
2. Проведение профессионально-общественного обсуждения проекта профессионального стандарта:
- размещение проекта профессионального стандарта на сайте разработчика (на период не менее 7 дней);
- проведение «круглых столов» для представителей профессионального сообщества, работодателей, их объединений, органов исполнительной власти;
- размещение информации о ходе разработки профессионального стандарта в СМИ и профильных изданиях;
- сбор, анализ и систематизация замечаний и предложений по совершенствованию проекта профессионального стандарта.
3. Доработка и согласование проекта профессионального стандарта в соответствии с полученными замечаниями и предложениями:
- согласование проекта стандарта с ведущими профессиональными ассоциациями и профсоюзами федерального уровня;
- представление проекта стандарта в Минтруда России.
4. Сопровождение проекта профессионального стандарта при его рассмотрении Экспертным советом при Минтруда России. На данном этапе проект профессионального стандарта на срок не менее 15 дней также размещается на Едином портале раскрытия информации о подготовке федеральными органами исполнительной власти проектов нормативных правовых актов и результатах их общественного обсуждения.
5. Доработка проекта профессионального стандарта по результатам рассмотрения Экспертным советом при Минтруда России.
Перечень проектов профессиональных стандартов, разработка которых предусмотрена в 2013 году за счет средств федерального бюджета, утверждён приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 8 мая 2013 г. № 200. С учётом изменений, внесенных Приказом Минтруда России от 4 июня 2013 № 294, в их число включены 13 стандартов специалистов области культуры, искусства и туризма [6]:
- руководитель организации культуры и искусства;
- хранитель музейных ценностей;
- специалист по учету музейных предметов;
- специалист по техническим процессам художественной деятельности;
- звукорежиссер;
- продюсер в области кинематографии;
- специалист по созданию аудиовизуального изображения (художник-аниматор);
- балетмейстер;
- гид-экскурсовод;
- режиссер в области кинематографии;
- специалист по организации и предоставлению туристических услуг;
- хормейстер;
- специалист в области библиотечно-информационной деятельности.
По итогам открытого конкурса и открытых аукционов в электронной форме Московский государственный университет культуры и искусств получил право на разработку 12 профессиональных стандартов, право на разработку профессионального стандарта художника-аниматора получило ООО «Техноресурс» (г. Пермь).
Анализ профессиональной деятельности специалистов, стандарты которых разрабатываются МГУКИ в 2013 году, позволил выделить ряд специфических для сферы культуры особенностей. На наш взгляд, их необходимо учитывать при разработке профессиональных стандартов отрасли, так как эта отрасль оказывает существенное влияние на социальное развитие общества в целом.
1. Важнейшей особенностью оказания услуг в сфере культуры, искусства и туризма является наличие положительных и отрицательных «внешних эффектов», влияющих не только на потребителя услуг, но и на общество в целом. Поэтому необходимо учитывать возможные последствия действий работника как минимум на ближайшее окружение организации.
Например, деятельность «ночного клуба», приносящего через систему налогообложения высокий доход в местный бюджет, может провоцировать рост преступности и наркомании; в силу этого для борьбы с этими негативными последствиями обществу приходится расходовать ресурсы, которые могли бы быть направлены на образовательные программы или социальные нужды. Вместе с тем деятельность местного театра может и не приносить высоких доходов в бюджет, но способствовать развитию местной легкой промышленности (пошив костюмов, изготовление мебели и декораций), повышению культурного уровня населения, а также повышению производительности труда в силу позитивного эмоционального настроя.
2. Функционирование отрасли направлено на создание продукта, имеющего специфические, чувственно воспринимаемые свойства, благодаря которым они удовлетворяют культурные потребности людей. Конечный результат оказания услуг носит нематериальный характер, поэтому не всегда возможно определить, выполнение каких именно действий работника приводит к достижению желаемого для потребителя результата.
3. В сфере культуры, искусства и туризма в равной степени распространены услуги как оказываемые потребителю лично (в его присутствии), так и те, оказание которых носит опосредованный характер. Поэтому не всегда можно однозначно описать действия работников, направленные на достижение одной и той же цели.
Так, актеры театра оказывают зрителю услугу лично, а актеры кино - опосредованно, через сети кинопроката. В силу этого актер театра имеет возможность немедленно оценить правильность своих действий по достижению цели своей деятельности и, при необходимости, внести в них коррективы, а актер кино этой возможности лишен. Вместе с тем они выполняют одну и ту же трудовую функцию.
4. В сфере культуры, искусства и туризма применяется самый широкий спектр предметов труда (объекты живой и неживой природы). Применение одних и тех же операций к разным предметам труда требует наличия специфических знаний, умений и навыков. Невозможно, например, предъявлять одинаковые требования по знаниям и умениям при выполнении функций по учету и хранения к работникам музея (объекты учета и хранения - музейные ценности), библиотеки (объекты учета и хранения - печатные и электронные издания) и зоопарка (объекты учета и хранения - животные).
5. Организации сферы культуры, искусства и туризма действуют в регионах с различными социально-экономическими условиями. Установление единых требований для всех организаций, оказывающих одинаковые услуги потребителям, нецелесообразно. Так, при определении требований для хранителей музейных ценностей мы должны в обязательном порядке учесть разные потребности и возможности Государственного Эрмитажа и тематического музея в поселке городского типа, а требования к хормейстеру и балетмейстеру будут очень сильно различаться в Государственном Большом театре и сельском клубе.
Считаем необходимым отметить, что выявленные нами особенности разработки профессиональных стандартов специалистов культуры, искусства и туризма в полной мере показывают всю сложность поставленных перед разработчиками задач. Слепое применение методов разработки профессиональных стандартов без учёта отраслевой специфики сделает, на наш взгляд, разработанные стандарты формальными, нежизнеспособными документами.
Разработать профессиональный стандарт, который станет опорой для развития всего профессионального сообщества, - не только наша задача, но и прямая обязанность.
Примечания
1. Трудовой кодекс Российской Федерации: федеральный закон от 30.12.2001 № 197-ФЗ (действующая редакция от 23.07.2013) [Электронный ресурс] // Официальный сайт компании «Консультант Плюс». - Режим доступа: http:// www.consultant.ru/popular/tkrf/?utm_source=ya.direct&utm_medium=cpc&=utm_ content=Labor%20Code&utm_term=dec
2. Правила разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов [Приложение к постановлению Правительства Российской Федерации от 22 января 2013 г. № 23] [Электронный ресурс] // Официальный сайт Минтруда России. - Режим доступа: http://www.rosmintrud.ru/docs/government/106
3. Программа социальных реформ в Российской Федерации на период 19962000 годов [Приложение к постановлению Правительства Российской Федерации от 26 февраля 1997 г. № 222] [Электронный ресурс]. // Официальный сайт компании «Консультант Плюс». - Режим доступа: http://base.consultant.ru/cons/ cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=17601;frame=600
4. Макет профессионального стандарта [Приложение к приказу Минтруда от 12 апреля 2013 г. № 147н] [Электронный ресурс] // Официальный сайт Минтруда России. - Режим доступа: http://www.rosmintrud.ru/docs/mintrud/orders/47
5. Методические рекомендации по разработке профессионального стандарта [Приложение к приказу Минтруда России от 29 апреля 2013 г. № 170н] [Электронный ресурс] // Официальный сайт Минтруда России. - Режим доступа: http:// www.rosmintrud.ru/docs/mintrud/orders/104
6. Перечень проектов профессиональных стандартов, разработка которых предусмотрена в 2013 году за счет средств федерального бюджета на основе государственных контрактов на выполнение работ по разработке проектов профессиональных стандартов в порядке и на условиях, которые установлены законодательством Российской Федерации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных и муниципальных
нужд (действующая редакция от 25.09.2013) [Приложение к приказу Минтруда России от 8 мая 2013 г. № 200] [Электронный ресурс] // Официальный сайт Минтруда России. - Режим доступа: http://www.rosmintrud.ru/docs/mintrud/orders/118
7. Уровни квалификации в целях разработки проектов профессиональных стандартов [Приложение к приказу Минтруда от 12 апреля 2013 г. № 148н] [Электронный ресурс] // Официальный сайт Минтруда России. - Режим доступа: http:// www.rosmintrud.ru/docs/mintrud/orders/48
8. Бухаров, И.О. Профессиональный стандарт: методика, формирование, перспективы / И.О. Бухаров // Аккредитация в образовании. - 2008. - № 22. -С.26-29.