Научная статья на тему 'Разработка профессиональных стандартов специалиста по учету музейных предметов и хранителя музейных ценностей в МГУКИ: подходы и решения'

Разработка профессиональных стандартов специалиста по учету музейных предметов и хранителя музейных ценностей в МГУКИ: подходы и решения Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
438
97
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ / PROFESSIONAL STANDARD / УРОВЕНЬ КВАЛИФИКАЦИИ / QUALIFICATION LEVEL / МУЗЕЙНЫЕ КАДРЫ / MUSEUM PERSONNEL / УЧЕТ И ХРАНЕНИЕ МУЗЕЙНЫХ ПРЕДМЕТОВ / REGISTRATION AND CONSERVATION (PRESERVATION) OF MUSEUM OBJECTS

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Хмельницкая Ирина Богдановна

Статья посвящена определению подходов к разработке профессиональных стандартов в области музейной деятельности (специалиста по учету музейных предметов и хранителя музейных ценностей), ходу разработки профессиональных стандартов в Московском государственном университете культуры и искусств, определению ключевых методических проблем, выявленных автором при написании текста стандартов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям , автор научной работы — Хмельницкая Ирина Богдановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF PROFESSIONAL STANDARDS OF THE EXPERT IN THE ACCOUNTING OF MUSEUM SUBJECTS AND THE KEEPER OF MUSEUM VALUES IN MGUKI: APPROACHES AND DECISIONS

The article focuses on definition of the approach in working out the professional museum standards (of a registrar and a conservator/curator of museum objects), on the process of work on the texts of these professional standards at Moscow State University of Culture and Arts, on definition of the key mythological problems, revealed by the author during writing a text of the standards.

Текст научной работы на тему «Разработка профессиональных стандартов специалиста по учету музейных предметов и хранителя музейных ценностей в МГУКИ: подходы и решения»

^Разработка профессиональных

СТАНДАРТОВ СПЕЦИАЛИСТА ПО УЧЕТУ МУЗЕЙНЫХ ПРЕДМЕТОВ И ХРАНИТЕЛЯ МУЗЕЙНЫХ ЦЕННОСТЕЙ В МГУКИ: ПОДХОДЫ И РЕШЕНИЯ

УДК 37(094)

И. Б. Хмельницкая

Московский государственный университет культуры и искусств

Статья посвящена определению подходов к разработке профессиональных стандартов в области музейной деятельности (специалиста по учету музейных предметов и хранителя музейных ценностей), ходу разработки профессиональных стандартов в Московском государственном университете культуры и искусств, определению ключевых методических проблем, выявленных автором при написании текста стандартов.

Ключевые слова: профессиональный стандарт, уровень квалификации, музейные кадры, учет и хранение музейных предметов.

Ф I. B. Khmel'nitskaya Ф

Moscow State University of Culture and Arts

DEVELOPMENT OF PROFESSIONAL STANDARDS OF THE EXPERT IN THE ACCOUNTING OF MUSEUM SUBJECTS AND THE KEEPER OF MUSEUM VALUES IN MGUKI: APPROACHES AND DECISIONS

The article focuses on definition of the approach in working out the professional museum standards (of a registrar and a conservator/curator of museum objects), on the process of work on the texts of these professional standards at Moscow State University of Culture and Arts, on definition of the key mythological problems, revealed by the author during writing a text of the standards.

Keywords: professional standard, qualification level, museum personnel, registration and conservation (preservation) of museum objects.

Вопросы стандартизации профессиональной деятельности обсуждаются музейным сообществом нашей страны давно. Концепция развития музейной деятельности в Российской Федерации на период до 2020 года, вынесенная Министерством культуры Российской Федерации на общественное обсуждение в начале 2013 года, закрепила эту позицию. В разделе 13 «Стандарты музейной деятельно-

196

сти» подчеркивается: «Особое значение для развития отрасли имеет разработка стандартов музейной деятельности, учитывающая мировой опыт в этой области. Стандарты представляют собой рекомендуемые ориентиры, необходимые для повышения качества деятельности музейных работников и ее оценки. Разработку профессиональных стандартов следует вести по ряду направлений. В первую

1997-0803 ВЕСТНИК МГУКИ 4 (54) июль-август 2013 196-200

^ Профессиональные стандарты в сфере культуры

очередь, должно быть сформулировано понятие "квалифицированной музейной работы" и дан перечень музейных профессий с кратким описанием требований к уровню базового образования, квалификации и навыкам. Затем должны быть сформированы общероссийские стандарты и требования к музейной деятельности, разработаны критерии оценки эффективности деятельности музейных работников с учетом профиля и типа музеев, создана система управления качеством внутри музея, внедрены механизмы систематической оценки деятельности музея или отдельных направлений его работы, ориентированные на современные запросы и решение долгосрочных задач по сохранению культурного наследия» [1, с. 13].

Данный документ разрабатывался в тот период, когда еще не были внесены поправки в Трудовой кодекс Российской Федерации, касающиеся введения нормативной категории «профессиональный стандарт». Это лишний раз подтверждает то, что вопрос о профессиональной стандартизации назрел, и не только в области музейной деятельности, выступающей одним из видов устойчивой профессиональной деятельности в сфере культуры.

Федеральным законом № 236-Ф3 от 3 декабря 2012 года в раздел IX Кодекса «Профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации работников» дополнительно была включена (с 15 декабря 2012 года) статья 195.1 «Понятия квалификации работника, профессионального стандарта». В данной статье в контексте регулирования трудовых отношений зафиксировано понимание содержания категорий «квалификация работника» и «профессиональный стандарт»: «Квалификация работника — уровень знаний, умений, профессиональных навыков и опыта работы работника. Профессиональный стандарт — характеристика квалификации, необходимой работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности» [2].

Московский государственный университет культуры и искусств, выигравший в июне 2013 года открытый конкурс на разработ-

ку профессиональных стандартов специалистов бюджетной сферы в области искусства и культуры, объявленный Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации, является учреждением, отвечающим за разработку, в том числе, и профессиональных стандартов для музейной сферы — специалиста по учету музейных предметов и хранителя музейных ценностей.

На первом этапе разработки стандартов чрезвычайно важно определить место данных видов профессиональной деятельности для самой отрасли. Определение их рабочей группой Министерства труда и социального развития и Министерства культуры Российской Федерации кажется нам не случайным.

Учетно-хранительская работа — ключевая форма деятельности музея. Можно утверждать, что первостепенная социальная функция музея как социокультурного института — документирование историко-культурных процессов развития общества и этапов развития природы, осуществляется посредством учетно-хранительской деятельности, опирающейся на научно-исследовательскую работу. В каком-то смысле учет и хранение можно назвать методами реализации данной социальной функции музея, из которой вытекают и которая «питает» все остальные социальные функции музея.

Принципом, определяющим содержание «характеристики квалификации, необходимой работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности», стало формулирование основных целей данных видов профессиональной деятельности. По нашему мнению, для специалиста по учету музейных предметов это можно определить следующим образом: «осуществление регистрации поступления и движения предметов музейного значения и музейных предметов, ведение, систематизация, сохранность и контроль учетной документации музея в целях юридической охраны культурного и природного наследия Российской Федерации»; для области деятельности хранителя музейных ценностей — «осуществление ответственного хранения предметов и объектов с

установленной научной, исторической, художественной и мемориальной ценностью в целях обеспечения их физической сохранности, научного изучения и эффективного использования и актуализации».

Профессиональные стандарты, по сути, должны стать тем документом, который будет определять соотнесенность вышеуказанных целей деятельности, трудовых функций и действий с уровнем квалификации работника, занимаемой им должностью, уровнем умений, знаний и образования.

Об этом свидетельствует макет профессионального стандарта, утвержденный Министерством труда и социального развития Российской Федерации в апреле 2013 года [3]. Структура стандарта — достаточно лаконичная и ясная. Вначале фиксируются трудовые функции — обобщенные и конкретные, затем каждая из конкретных функций описывается посредством формулирования трудовых действий. Далее следует описание необходимых умений и знаний, дополнительных характеристик, где требуется. Каждая трудовая функция привязывается к возможным вариантам наименования должностей, уровню образования и уровню квалификации.

Для области учетно-хранительской деятельности, на наш взгляд, самым важным методическим принципиальным моментом становится не столько определение непосредственно трудовых функций, сколько увязывание каждой из них с уровнями квалификации, образования и возможными наименованиями должностей.

Описание трудовых функций и действий в области учетно-хранительской деятельности детально фиксируется множеством федеральных нормативно-правовых документов, внутримузейными инструкциями по учету и хранению1, и прежде всего «Инструкцией по

1 См.: Федеральный закон «О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации от 26.05.1996 г. №

54-ФЗ; Федеральный закон от 22.10.2004 г. № 125-ФЗ «Об архивном деле в Российской Федерации»; Федеральный закон «Об оружии» от 13.12.1996 г. № 150-ФЗ; Федеральный закон «О драгоценных металлах и драгоценных камнях» от 26.03.1998 г. № 41-ФЗ; Положение о Музейном фонде Российской Федерации : утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.1998 г. № 179; Положение о Государственном каталоге Музейного фонда Российской Федерации : утверждено поста-

учету и хранению музейных ценностей в государственных музеях СССР», утвержденной в 1984 году.

Однако мы не увидим здесь точной привязки конкретного действия к уровню квалификации. Благодаря Единому квалификационному справочнику должностей руководителей, специалистов и служащих, разделу «Квалификационные характеристики должностей работников культуры, искусства и кинематографии», утвержденному Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 30.03.2011 года № 251н, это можно более или менее проследить2. От этого можно отталкиваться в работе, однако следует подчеркнуть, что утвержденная в апреле 2013 года новая система уровней квалификации в целях разработки профессиональных стандартов коренным образом изменяет принципы закрепления квалификаций, а самое главное — диверсифицирует само количество уровней квалификации. Теперь их стало девять. Каждый из девяти уровней квалификации фиксирует описание показателей «Полномочия и ответственность», «Характер умений», «Характер знаний», «Основные пути достижения квалификации» [4].

В связи с этим необходимо соблюсти принцип необходимой достаточности при раз-

новлением Правительства Российской Федерации от 12.02.1998 г. № 179; Постановление Правительства Российской Федерации от 21.07.1998 г. № 814 «О мерах по регулированию оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации»; Инструкция по учету и хранению музейных ценностей, находящихся в государственных музеях СССР : утверждена приказом Минкультуры СССР от 17.07.1985 г. № 290; Инструкция по учету и хранению музейных ценностей из драгоценных металлов и драгоценных камней, находящихся в государственных музеях СССР : утверждена приказом Минкультуры СССР от 15.12.1987 г. № 513; Правила организации хранения, комплектования, учета и использования документов Архивного фонда Российской Федерации и других архивных документов в государственных и муниципальных архивах, музеях, библиотеках, организациях Академии наук : утверждены приказом Минкультуры и массовых коммуникаций Российской Федерации от 18.01.2007 г. № 19; Инструкция по заполнению паспорта государственного музея, библиотеки (в части документов Архивного фонда Российской Федерации) : утверждена приказом Минкультуры Российской Федерации и Федеральной архивной службой России от 14.03.2000 г. № 167/13.

2 См.: Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 30.03.2011 г. № 251н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих», раздел «Квалификационные характеристики должностей работников культуры, искусства и кинематографии».

^ Профессиональные стандарты в сфере культуры

работке профессиональных стандартов в области учетно-хранительской деятельности. Важно помнить, что музейная сеть Российской Федерации состоит из разноуровневых учреждений как по форме собственности, учредителю и подчиненности (государственные музеи, частные, общественные, ведомственные, федеральные и муниципальные и пр.), так и по профилю деятельности (художественные, исторические, краеведческие, естественнонаучные, научно-технические, музеи-усадьбы и музеи-заповедники). Намеренное завышение уровня квалификации из лучших профессиональных побуждений или, например, исключение младших должностей в учетно-хранительских подразделениях музеев и учреждений музейного типа может привести к серьезным, а может быть, и необратимым кадровым проблемам. В то же время очевидно и то, что учетно-хранительская деятельность в музее — высокопрофессиональная форма труда, требующая навыков научно-исследовательской работы, неукоснительного соблюдения мельчайших требований нормативно-правовых актов, повышенной личной ответственности и соблюдения требований профессиональной этики, закрепленных Кодексом музейной этики ИКОМ [5].

Именно эти вопросы и предстоит решить членам сформированной в МГУКИ экспертной группы по разработке профессиональных стандартов специалиста по учету музейных предметов и хранителя музейных ценностей. В группу вошли представители как центральных федеральных музеев (Московский Кремль, Государственный Эрмитаж, музей-усадьба «Ясная Поляна»), так и муниципальных музеев (например, Химкинская кар-

тинная галерея им. С. Н. Горшина). Особое место занимают здесь представители музеев — научно-методических центров для профильных групп музеев — Государственный исторический музей, Государственный центральный музей современной истории России, Русский музей, Дарвиновский музей, Государственный музей истории космонавтики им. К. Э. Циолковского.

Будем надеяться, что профессиональное сообщество уже в скором времени перейдет к обсуждению, а в дальнейшем и использованию этих важнейших документов, подготовленных экспертной группой.

Профессиональные стандарты в области трудовой деятельности могут стать начальным этапом на пути к формулированию и закреплению «обязательных минимальных требований юридического и технического характера к параметрам фондохранилищ, хранительскому и экспозиционному оборудованию, к техническим средствам и технологиям, используемым для обеспечения безопасности музейных предметов и информации о них», как то диктует нам Концепция развития музейной деятельности в Российской Федерации на период до 2020 года [1, с. 14].

Впоследствии использование профессиональных стандартов в области музейной деятельности окажет существенное влияние и на содержание профессионального образования. Нельзя не согласиться с авторами Концепции, что «будущее российских музеев непосредственно зависит от решения задачи обеспечения музейной отрасли квалифицированными кадрами» [1, с. 16]. Внедрение профессиональных стандартов в область учетно-хранительской деятельности — важный инструмент решения данной задачи.

Примечания

1. Концепция развития музейной деятельности в Российской Федерации на период до 2020 года [Электронный ресурс] : [веб-сайт]. — URL: http://mkrf.ru/upload/mkrf/mkdocs2013/20_02_2013_1.pdf (дата обращения: 15.07.2013).

2. Трудовой кодекс Российской Федерации [Электронный ресурс] : [веб-сайт]. — URL: http://docs.cntd. ru/document/trudovoj-kodeks-tk-rf-2013 (дата обращения: 15.07.2013).

3. Приказ Минтруда России №147н от 12 апреля 2013 г. «Об утверждении Макета профессионального стандарта» : зарегистрировано в Минюсте 24 мая 2013, № 28489 [Электронный ресурс] : [веб-сайт]. — URL: http://www.rosmintrud.ru/docs/mintrud/orders/47.

4 Приказ Минтруда России №148н от 12 апреля 2013 г. «Об утверждении уровней квалификации в целях

разработки проектов профессиональных стандартов» : зарегистрировано в Минюсте 27 мая 2013 г., № 28534 [Электронный ресурс] : [веб-сайт]. — URL: http://www.rosmintrud.ru/docs/mintrud/orders/48

5. Кодекс музейной этики ИКОМ [Электронный ресурс] : [веб-сайт]. — URL: http://www.icom.org.ru/get. asp?id=a7.

^К ВОПРОСУ О РАЗРАБОТКЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО

СТАНДАРТА ПО ЗВУКОРЕЖИССУРЕ

УДК 37(094)

В. Г. Иванова, А. К. Чудинов

Московский государственный университет культуры и искусств

В статье дан анализ профстандарта в области звукорежиссуры, отмечено, что создание профессионального стандарта в области звукорежиссуры должно упорядочить виды и уровни звукорежиссер-ской деятельности, а также определить инвариантные и вариативные профессиональные компетенции для различных видов звукорежиссуры

Ключевые слова: стандарт, звукорежиссура, разработка, профессиональный, требования, функции, работник, трудовые, деятельность, специальность.

V. G. Ivanova, A. K. Chudinov

Moscow State University of Culture and Arts

TO A QUESTION OF DEVELOPMENT OF THE PROFESSIONAL STANDARD AT SOUND PRODUCING

In article the professional standard analysis in the field of sound direction is given, is noted that creation of the professional standard in the field of sound direction has to order types and levels of sound director's activity, and also to define invariant and variable professional competences for different types of sound direction.

Keywords: standard, sound direction, development, professional, requirements, functions, worker, labor, activity, specialty.

Профессиональный стандарт — требования к квалификации работника, которые предъявляются к нему в целях осуществления его профессиональной деятельности. Для работодателей профессиональный стандарт будет являться основой для установления более конкретных требований при выполнении трудовой функции работника с учётом специфики деятельности организации.

За последние двадцать лет разработка профессиональных стандартов в международной практике получила широкое распро-

странение. Такая тенденция отмечается в Великобритании, Германии, США, Канаде, Японии, Австралии, в странах Восточной Европы и бывших советских республиках (например, Казахстане).

Предназначение профессиональных стандартов заключено в системном оформлении заказа субъектов профессиональной деятельности на содержание и результат образования и оценке квалификаций специалистов отдельной области профессиональной деятельности.

200

1997-0803 ВЕСТНИК МГУКИ 4 (54) июль-август 2013 200-203

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.