руководитель организации культуры и искусства: особенности стандартизации управленческой деятельности в сфере культуры
Александр Николаевич СМИРНоВ,
кандидат экономических наук,
и.о. директора Научно-исследовательского института МГУКИ [email protected]
Людмила Владимировна УСТЮжАНИНА,
кандидат социологических наук, профессор, заведующая кафедрой экономики культуры и управления МГУКИ [email protected]
В статье рассматриваются особенности профессиональной деятельности руководителя организации культуры и искусства.
Ключевые слова: профессиональный стандарт, руководитель организации культуры и искусства.
The article discusses the features of the professional activity of the head of Organization of culture and arts.
Key words: professional standard, a head of organization of culture and arts.
Современное российское общество характеризуется динамикой культурных потребностей реальных и потенциальных соискателей культурных продуктов и услуг (культурных благ). Данная динамика задает развитие имеющихся и возникновение новых организационных форм их удовлетворения, среди которых организации культуры по-прежнему выступают в качестве основных. Вместе с тем для адекватной адресации культурных потребностей требуется не только улучшение содержания предоставляемой ими культурной деятельности, но и ее организационных форм. В частности, приведение многообразных действий руководителей организаций культуры и искусства к единому комплексу действий - стандартизации.
Руководство организацией культуры и искусства предусматривает комплекс взаимосвязанных действий по эффективному использованию ресурсов в процессе произ-
водства, сохранения и распространения культурных благ, направленных на удовлетворение культурных потребностей населения.
В настоящее время образовался разрыв между попытками стандартизации деятельности руководителя организации культуры и искусства, предпринятыми в условиях дорыночной экономики с соответствующей ей социокультурной реальностью и современным состоянием социально-экономического и культурного развития. Возникшие в новых условиях культурные потребности населения, тем не менее, удовлетворяются в деятельности организаций культуры и искусства, однако руководство этими процессами носит прецедентный, несистемный характер. Потребность отрасли культуры в стандартизации деятельности приобретает особую важность в связи с выходом страны на уровень инновационного развития, при котором свобода культурной деятельности должна обеспечиваться ответственностью профессиональных руководителей отрасли за придание ей системного, организованного, целенаправленного характера.
Для обеспечения сферы культуры и искусства высококвалифицированным управленческим персоналом, готовыми к реализации сложных задач, стоящих сегодня перед организациями культуры и искусства, необходима разработка профессионального стандарта, в котором будут заложены минимально необходимые требования к профессиональному уровню руководителя организации культуры и искусства с учетом качества выполняемой работы.
Профессиональный стандарт направлен на установление и поддержание единых требований к содержанию и качеству деятельности руководителя организации культуры и искусства.
Стандарт профессиональной деятельности руководителя организации культуры и искусства создаст условия для формирования адекватных представлений граждан об уровне образования и профессиональной компетентности руководителей организаций культуры и искусства, призванных удовлетворять их культурные потребности.
Стандарт профессиональной деятельности руководителя организации культуры и искусства предоставит возможность работникам организаций культуры и искусства оценить сущность работы руководителей различных уровней управления, под руководством которых они выполняют свои должностные обязанности, раскроет ее содержание.
Для самих руководителей организаций культуры и искусства профессиональный стандарт будет способствовать разграничению зоны полномочий и ответственности руководителей различных уровней управления, даст алгоритм профессиональной управленческой деятельности, который позволит в многообразии индивидуальных особенностей конкретной ситуации найти правильное управленческое решение, профессиональный инвариант и реализовать важнейшие профессионально обоснованные действия.
Профессиональный стандарт позволит работодателям (собственникам, учредителям) получить основу для проведения сертификации, оценки квалификации руководителей организации культуры и искусства различных уровней управления, оценить и повысить профессионализм нанимаемых управленческих работников, активизировать их мотивацию, добиться повышения эффективности и качества труда.
Для сферы образования профессиональный стандарт выступит в качестве основы для корректировки федеральных образовательных стандартов и образовательных программ всех уровней профессионального образования, разработки методических
материалов и выбора форм и методов обучения в системе профессионального образования и внутрифирменного обучения менеджеров организации культуры и искусства.
Для органов управления образованием профессиональный стандарт создаст возможность сформулировать реальные и измеримые результаты обучения в системе профессионального образования.
Для образовательных учреждений профессиональный стандарт создаст основу для разработки образовательных программ, учебных курсов и учебно-методических материалов для различных целевых групп обучающихся (студентов, ассистентов-стажеров, аспирантов, докторантов и др.).
Таким образом, профессиональный стандарт несет в себе очевидные преимущества для населения, работников организаций сферы культуры, работодателей, образовательных учреждений и органов управления образованием.
При разработке профессионального стандарта руководителя организации культуры и искусства важно учитывать не только характеристику российского рынка труда, федеральные и региональные потребности в кадрах, владеющих компетенциями на уровне бакалавра, специалиста или магистра менеджмента в сфере культуры и искусства, но и международные потребности в соответствующих кадрах. Международное разделение труда имеет определенное значение для соблюдения гражданских прав и повышения мобильности специалистов в области менеджмента организаций культуры и искусства. Важно учитывать те уровни их профессиональной подготовки, которые сложились в Европе и мире. Экономическое образование в сфере культуры должно ориентироваться как на Болонский процесс, так и на развитие образования в странах, не примкнувших к нему, но осуществляющих высокопрофессиональную подготовку кадров для обеспечения работниками различных типов организаций культуры и искусства и органов управления ими.
В соответствии с общероссийским классификатором видов экономической деятельности (ОКВЭД), принятым Государственным комитетом Российской Федерации по стандартизации и метрологии (Постановление № 454-ст от 6 ноября 2001 г.), вид работы «Руководитель организации культуры и искусства» относится к разделу О «Предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг», подразделу 92 «Деятельность по организации отдыха и развлечений, культуры и спорта», в том числе подразделу 92.1 «Деятельность, связанная с производством, прокатом и показом фильмов», подразделу 92.3 «Прочая зрелищно-развлекательная деятельность», который включает в себя подраздел 92.31 «Деятельность в области искусства», подраздел 92.32 «Деятельность концертных и театральных залов», подраздел 92.33 «Деятельность ярмарок и парков с аттракционами», подраздел 92.34 «Прочая зрелищно-развлекательная деятельность», подразделу 92.5 «Прочая деятельность в области культуры», который включает в себя подраздел 92.51 «Деятельность библиотек, архивов, учреждений клубного типа», подраздел 92.52 «Деятельность музеев и охрана исторических мест и зданий», подраздел 92.53. «Деятельность ботанических садов, зоопарков и заповедников», подразделу 92.7 «Прочая деятельность по организации отдыха и развлечений».
В соответствии с общероссийским классификатором занятий (ОКЗ), утвержденным Постановлением Госстандарта РФ от 30 декабря 1993 г. № 298, вид работы «Руководитель организации культуры и искусства» относится к нескольким базовым группам:
1) в рамках составной группы 121 «Руководители учреждений, организаций и предприятий». В соответствии с характеристикой базовой группы 1210 «Руководители учреждений, организаций и предприятий», основные обязанности руководителей этой группы включают:
- определение политики деятельности учреждения, организации или предприятия и выбор путей и средств ее реализации;
- регулирование деятельности учреждения, организации или предприятия и их структурных подразделений (служб);
- обеспечение выполнения заданий, заказов, договоров и правильного и рационального использования финансовых, трудовых, материальных и технических ресурсов;
- заключение договоров, представление интересов организации на деловых встречах;
- подбор руководящего состава и обеспечение его рационального использования;
- выполнение других родственных по содержанию обязанностей;
- руководство другими работниками;
2) в рамках составной группы 122 «Руководители специализированных (производственно-эксплуатационных) подразделений и служб». В соответствии с характеристикой базовой группы 1229 «Руководители специализированных (производственно-эксплуатационных) подразделений (служб), не вошедшие в другие группы» обязанности руководителей этой группы могут включать:
- организацию, планирование и координацию деятельности подразделений (служб) в составе предприятий, учреждений и организаций, функционирующих в сфере организации досуга, культуры и спорта;
- выполнение родственных по содержанию обязанностей;
- руководство другими работниками;
3) в рамках составной группы 123 «Руководители функциональных служб и других подразделений», которые осуществляют руководство деятельностью функциональных подразделений (служб), направляют, планируют, регулируют и координируют работу персонала учреждения, организации или предприятия, осуществляют свои должностные обязанности при общем руководстве руководителя учреждения, организации или предприятия и во взаимодействии с руководителями других структурных подразделений (служб). Выполняемые ими обязанности включают: определение и постановку целей, задач, направлений функциональной деятельности и выбор оптимальных путей и средств их реализации; регулирование работы в подразделении (службе); осуществление административно-распорядительной деятельности; обеспечение своевременности и качества выполнения работ или оказание услуг, своевременного учета и контроля; руководство работниками подразделения (службы);
4) в рамках составной группы 131 «Руководители малых учреждений, организаций и предприятий». В соответствии с характеристикой базовой группы 1319 «Руководители малых учреждений, организаций и предприятий, не вошедшие в другие группы» обязанности руководителей этой группы могут включать:
- организацию, планирование и координацию деятельности малых учреждений, организаций или предприятий в области образования, здравоохранения, организации досуга, спортивных и зрелищных мероприятий, других видов деятельности;
- управление оперативной деятельностью, направленной на получение наибольших социально-экономических результатов;
- контроль за рациональным использованием материальных, финансовых и трудовых ресурсов, оценку результатов деятельности, контроль качества продукции и услуг;
- ведение переговоров, заключение договоров, сделок и т.п.;
- представление интересов учреждения, организации или предприятия и действия от его (ее) имени;
- организацию учета, представление соответствующей отчетности, в т.ч. владельцам учреждений, организаций или предприятий (при их наличии);
- осуществление подбора и расстановки кадров, контроль за их рациональным использованием;
- выполнение родственных по содержанию обязанностей;
- руководство работниками учреждения, организации, предприятия.
Все эти положения реализуются в настоящее время в практической деятельности руководителей организаций культуры и искусства. Но они, во-первых, фрагментарны, не полны, разрознены и не позволяют увидеть цели и задачи работы руководителя организации культуры и искусства как целостного вида профессиональной деятельности. Во-вторых, они не отражают современных подходов к менеджменту организации культуры и искусства, стратегию ее развития и качественно новые задачи современного руководителя, специфику и разнообразие объектов управления в сфере культуры и искусства. В-третьих, в этих нормах нет четкого выделения квалификационных уровней управленческой деятельности, что принципиально важно в условиях повышения требований к квалификации управленческого персонала в сфере культуры и искусства.
Уровни квалификаций руководителей организаций культуры и искусства разработаны в соответствии с «Уровнями квалификации в целях подготовки профессиональных стандартов», утвержденными Минтрудом России, и соответствуют 6-му, 7-му и 8-му уровням.
1. Квалификационный 6-й уровень.
Требования 6-го уровня квалификаций в Российской Федерации
1) показатели деятельности:
- широта полномочий и ответственность (самостоятельная профессиональная деятельность, предполагающая постановку целей собственной работы и/или подчиненных; обеспечение взаимодействия сотрудников и смежных подразделений; ответственность за результат выполнения работ на уровне подразделения);
- характер умений (разработка, внедрение, контроль, оценка, корректировка направлений профессиональной деятельности, технологических или методических решений);
- характер знаний (применение профессиональных знаний технологического или методического характера, в том числе инновационных; самостоятельный поиск, анализ и оценка профессиональной информации).
2) пути достижения квалификации соответствующего уровня:
- высшее образование по профилю деятельности организации (подразделения) по программе бакалавриата;
- среднее профессиональное образование по профилю деятельности организации (для организаций с численностью работников до 25 человек);
- среднее профессиональное образование по профилю выполняемых работ.
3) опыт работы:
- при наличии среднего профессионального образования - стаж работы по направлению профессиональной деятельности не менее 3 лет;
- при наличии высшего образования - без предъявления требований к стажу работы.
2. Квалификационный 7-й уровень.
Требования 7-го уровня квалификаций в Российской Федерации
1) показатели деятельности:
- широта полномочий и ответственность (определение стратегии, управление процессами и деятельностью (в том числе инновационной) с принятием решения на уровне организации; ответственность за результаты деятельности организации);
- характер умений (решение задач развития области профессиональной деятельности и (или) организации с использованием разнообразных методов и технологий, в том числе инновационных; разработка новых методов, технологий);
- характер знаний (понимание методологических основ профессиональной деятельности; создание новых знаний прикладного характера в определенной области; определение источников и поиск информации, необходимой для развития области профессиональной деятельности и/ или организации).
2) пути достижения квалификации соответствующего уровня:
- высшее образование (по экономике, управлению или по профилю деятельности организации) по программе специалитета (магистратуры), программа профессиональной переподготовки - по профилю деятельности организации (при наличии высшего образования по экономике или управлению) или по экономике или управлению (при наличии высшего образования - по профилю деятельности организации).
3) опыт работы на управленческих должностях по профилю (направлению) деятельности организации - не менее 5 лет.
3. Квалификационный 8-й уровень.
Требования 8-го уровня квалификаций в Российской Федерации
1) показатели деятельности:
- широта полномочий и ответственность (определение стратегии, управление процессами и деятельностью (в том числе инновационной) с принятием решения на уровне крупной организации; ответственность за результаты деятельности крупных организаций);
- характер умений (решение задач исследовательского и проектного характера, связанного с повышением эффективности);
- характер знаний (создание новых знаний прикладного характера в определенной области; оценка и отбор информации, необходимой для развития области деятельности).
2) пути достижения квалификации соответствующего уровня:
- высшее образование (по экономике, управлению или по профилю деятель-
ности организации) по программе подготовки кадров высшей квалификации и программа профессиональной переподготовки по профилю деятельности организации (при наличии высшего образования - по экономике или управлению) или программа профессиональной переподготовки по экономике или управлению (при наличии высшего образования - по профилю деятельности организации).
3) опыт руководства подразделением (организацией) (не ниже 6-го квалификационного уровня) по направлению деятельности организации не менее 5 лет.
Основой разграничения уровней квалификации руководителей организаций культуры и искусства являются виды объектов управления, масштаб управляемости и масштаб полномочий и ответственности руководителя. При этом масштаб управляемости и виды объектов формируют требования к образованию, компетенции, опыту работы, характеру и результатам управленческой деятельности, трудовым функциям и трудовым действиям руководителя.
В профессиональном стандарте нами выделены три обобщенные трудовые функции:
1. Руководство деятельностью подразделения организации культуры и искусства.
2. Руководство организацией культуры и искусства.
3. Руководство организацией культуры и искусства, имеющей общенациональное значение.
К 6-му уровню квалификаций относится первая обобщенная функция, характеризующая деятельность руководителя низшего звена управления (подразделения), а также руководителя малой организации культуры (численностью работников до 25 человек), который ведет самостоятельную профессиональную деятельность, предполагающую постановку собственных целей и руководство деятельностью подчиненных, исходя из поставленных задач, формируемых на основе планов, приказов, распоряжений вышестоящего руководства.
Структура трудовых функций, входящих в состав первой обобщенной трудовой функции, определяет алгоритм ее выполнения:
- осуществление перспективного планирования деятельности подразделения;
- разработка операционных планов деятельности подразделения;
- организация текущей производственной (творческо-производственной) деятельности подразделения;
- координация процессов внутри подразделения и между смежными подразделениями;
- управление персоналом подразделения;
- руководство изменениями и развитием технологии деятельности подразделения;
- осуществление контроля за деятельностью подразделения;
- организация документооборота подразделения.
Видом объекта деятельности руководителя организации культуры и искусства, выполняющего первую обобщенную функцию, являются работы и технологии производственной деятельности организации культуры и искусства по созданию, хранению, распространению культурных благ, которые применяются для создания конечного продукта.
По широте полномочий и ответственности руководитель низшего звена несет ответственность за результат выполнения работ на уровне подразделения.
Данная деятельность имеет уровень сложности, обусловленный необходимостью обладать навыками разработки, реализации, контроля, оценки управленческого решения, а также принятия технологических или методических решений. Уровень сложности принятия управленческих решений на низшем уровне управления и узкий масштаб управляемости позволяют выполнять первую обобщенную функцию руководителям, имеющим среднее профессиональное образование.
К 7-му уровню квалификаций относится вторая обобщенная функция, характеризующая деятельность руководителя организации культуры и искусства различного типа, который осуществляет стратегическое управление организацией, координацию всех процессов в зоне ответственности организации с принятием соответствующих управленческих решений.
В состав трудовых функций второй обобщенной трудовой функции руководителя организации культуры и искусства входят:
- разработка общей стратегии организации;
- руководство разработкой общего плана организации;
- обеспечение организации ресурсами, распределение ресурсов;
- разработка структуры организации;
- осуществление постановки задач, определение зоны и сферы ответственности руководителей подразделений;
- координация деятельности руководителей подразделений;
- оценка результатов деятельности руководителей подразделений;
- представление интересов организации и действие от ее имени в отношениях с государственными органами, органами местного самоуправления, общественными и иными организациями;
- руководство изменениями в организации;
- управление проектами/процессами организации;
- управление финансово-экономической деятельностью организации;
- управление кадровой политикой организации.
Видом объекта деятельности руководителя организации культуры и искусства, выполняющего вторую обобщенную функцию, являются процессы создания, сохранения, распространения культурных благ, а также деятельность организации как единого комплекса производственно-хозяйственной, финансово-экономической, инновационной и других видов деятельности.
По широте полномочий и ответственности руководитель определяет стратегию, осуществляет управление процессами и деятельностью (в том числе инновационной) с принятием решения на уровне организации, несет ответственность за результаты деятельности организации.
Данная деятельность имеет уровень сложности, обусловленный необходимостью разработки новых методов, технологий, выработки нормирующих деятельность организации документов, согласование параметров деятельности организации с требованиями учредителя и вышестоящих организаций.
Высокий уровень сложности принятия управленческих решений на уровне руководителя организации культуры и искусства вызывает необходимость для выполнения второй обобщенной функции иметь высшее образование (по экономике, управлению или по профилю деятельности организации) по программе специали-
тета (магистратуры), профессиональную переподготовку по профилю деятельности организации (при наличии высшего образования по экономике или управлению) или по экономике или управлению (при наличии высшего образования по профилю деятельности организации).
К 8-му уровню квалификаций относится третья обобщенная функция, характеризующая деятельность руководителя организации культуры и искусства, имеющей общенациональное значение, - ведущих организаций отрасли культуры, выполняющих функции методических центров, а также объединений работников и организаций культуры (союзов, ассоциаций и др.). Она содержит обязанности руководителей участвовать в разработке и реализации государственной культурной политики.
В состав трудовых функций третьей обобщенной трудовой функции руководителя организации культуры и искусства входят:
- распространение ценностей и достижений мировой и отечественной культуры;
- разработка предложений к законопроектам, государственным программам, федеральным и региональным целевым программам, методическим рекомендациям органам государственной и муниципальной власти, организациям культуры и искусства;
- работа в экспертных, методических и иных совещательных органах;
- взаимодействие с общественными, научными и образовательными организациями;
- руководство работами по владению, распоряжению объектом культурного наследия, а также его использованию.
Видом объекта деятельности руководителя организации культуры и искусства, выполняющего третью обобщенную функцию, является деятельность ведущей организации отрасли культуры, выполняющей функции методического центра, или объединения работников и организаций культуры (союзов, ассоциаций и др.) как единый комплекс производственно-хозяйственной, финансово-экономической, инновационной и других видов деятельности.
По широте полномочий и ответственности руководитель определяет стратегию, осуществляет управление процессами и деятельностью с принятием соответствующих решений, которые оказывают влияние на государственную культурную политику.
Данная деятельность имеет высокий уровень сложности, обусловленный необходимостью решения задач исследовательского и проектного характера отраслевого значения в области культуры и искусств, направленных на повышение эффективности функционирования организаций отрасли, а также руководство процессами, направленными на развитие отрасли культуры, создание и сохранение культурных ценностей, имеющих общенациональное значение.
Высокая степень сложности принятия управленческих решений руководителя на этом уровне вызывает необходимость иметь высшее образование (по экономике, управлению или по профилю деятельности организации) по программе подготовки кадров высшей квалификации (аспирантура, ассистентура-стажировка) и дополнительное профессиональное образование по профилю деятельности организации (при наличии высшего образования по экономике или управлению) или по экономике или управлению (при наличии высшего образования по профилю деятельности организации).
Список использованных источников
1. Трудовой кодекс Российской Федерации: федеральный закон от 30.12.2001 № 197-ФЗ (действующая редакция от 23.07.2013) [Электронный ресурс] // Официальный сайт компании «Консультант Плюс». - Режим доступа: http://www.consultant. ru/popular/tkrf/?utm_source=ya.direct&utm_medium=cpc&=utm_content=Labor%20 Code&utm_term=dec
2. Правила разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов [Приложение к постановлению Правительства Российской Федерации от 22 января 2013 г. № 23] [Электронный ресурс] // Официальный сайт Минтруда России. - Режим доступа: http://www.rosmintrud.ru/docs/government/106
3. Программа социальных реформ в Российской Федерации на период 1996 -2000 годов [Приложение к постановлению Правительства Российской Федерации от 26 февраля 1997 г. № 222] [Электронный ресурс] // Официальный сайт компании «Консультант Плюс». - Режим доступа: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?re q=doc;base=LAW;n=17601;frame=600
4. Макет профессионального стандарта [Приложение к приказу Минтруда от 12 апреля 2013 г. № 147н] [Электронный ресурс] // Официальный сайт Минтруда России. - Режим доступа: http://www.rosmintrud.ru/docs/mintrud/orders/47
5. Методические рекомендации по разработке профессионального стандарта [Приложение к приказу Минтруда России от 29 апреля 2013 г. № 170н] [Электронный ресурс] // Официальный сайт Минтруда России. - Режим доступа: http://www. rosmintrud.ru/docs/mintrud/orders/104
6. Общероссийский классификатор видов экономической деятельности (действующая редакция от 14.12.2011) [Приложение к постановлению Госкомитета РФ по стандартизации и метрологии от 6 ноября 2001 г. № 454-ст] [Электронный ресурс] // Официальный сайт компании «Консультант Плюс». - Режим доступа: http:// base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=128326
7. Общероссийский классификатор занятий [Приложение к постановлению Госкомитета Рф по стандартизации и метрологии от 30 декабря 1993 г. № 298] [Электронный ресурс] // Официальный сайт компании «Консультант Плюс». - Режим доступа: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=115767;fld=13 4;dst=4294967295;rnd=0.4953409847803414
8. Перечень проектов профессиональных стандартов, разработка которых предусмотрена в 2013 году за счет средств федерального бюджета на основе государственных контрактов на выполнение работ по разработке проектов профессиональных стандартов в порядке и на условиях, которые установлены законодательством Российской Федерации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных и муниципальных нужд (действующая редакция от 25.09.2013) [Приложение к приказу Минтруда России от 8 мая 2013 г. № 200] [Электронный ресурс] // Официальный сайт Минтруда России. - Режим доступа: http://www.rosmintrud.ru/docs/mintrud/orders/118
9. Уровни квалификации в целях разработки проектов профессиональных стандартов [Приложение к приказу Минтруда от 12 апреля 2013 г. № 148н] [Электронный ресурс] // Официальный сайт Минтруда России. - Режим доступа: http://www. rosmintrud.ru/docs/mintrud/orders/48